Что такое практический урок
Практическое занятие: виды практических занятий
Практическое занятие – это учебная работа с профессиональными задачами. В современном образовании они являются наиболее мобильной частью, которая отвечает как за более глубокое понимание теоретического материала, полученного на лекциях, так и за появление навыков самостоятельной работы по поиску решения проблемных вопросов, взаимодействия в команде, творческого подхода к профессии.
Что такое практическое занятие
Практические занятия с теоретическими связаны очень тесно. Если теория посвящена научным разработкам, становлению и противоречиям развития концепций, то практики показывают, как наука связана с решением конкретных задач, повседневными взаимодействиями, жизненными фактами. Также практики подготавливают студента к следующему теоретическому занятию, показывая, какие нераскрытые проблемные вопросы остаются после освоения каждой подтемы.
Какие именно задачи давать, в каком количестве и порядке определяет преподаватель. Чем выше его квалификация, тем более динамично и интересно будут проходить практики
Виды практических занятий
Среди наиболее типичных видов практических занятий можно назвать следующие:
Семинары. Это общегрупповая дискуссия по заранее известному списку вопросов, либо серия кратких докладов студентов с последующим обсуждением.
Упражнения и решения задач, с применением оборудования, приборов, инструментов.
Лабораторные работы – проведение экспериментов, проверка известных научных постулатов.
Поисковые или исследовательские практикумы, где происходит проектирование, решение кейсов.
На младших курсах проходят практики более приближенные к школьным формам занятий: решение задач и упражнений, разбор тестов.
Виды практических занятий в вузе
Занятия в вузах нацелены на получение широкого представления о поле профессиональной деятельности и овладение навыками самостоятельного исследования и планирования. Из студентов необходимо подготовить специалистов, которые способны гибко, быстро и нестандартно реагировать на постоянные изменения. Этими принципами объясняется и набор практических занятий, которые используются в высшем образовании. Среди них важны:
Междисциплинарный семинар. На нем студенты имитируют деятельность научных работников, обсуждая непрофильные для себя аспекты темы: психологические, юридические, экономические, научно-технические, нравственные, иногда с участием других преподавателей, практикующих специалистов, экспертов.
Учебные дискуссии – одновременно развивает навыки аргументации и воспроизводства теоретических знаний в практических ситуациях.
Круглый стол – встречи с экспертами: учеными, деятелями искусства, политиками, руководителями или ведущими специалистами предприятий. Происходит обсуждение заранее согласованного списка тем.
Виды практических занятий в СПО
Практическое занятие в СПО может быть такой формы:
Урок-экскурсия вне учебной аудитории, в основе которой – показ и рассказ. Преподаватель готовит тему экскурсии и маршрут. По итогам готовят сочинения, доклады, альбомы, презентации, коллекции.
Урок-игра. Это репетиция общественной и деловой жизни, примерка социальных ролей. Бывают дидактическими, воспитывающими, развивающими, социализирующими.
Деловая игра – имитация принятия управленческих решений в различных рабочих ситуациях. Дает возможность понять и изучить материал с различных позиций.
Урок-дискуссия – обмен мнениями по отдельной проблеме с конкретными правилами и процедурой.
Бинарные уроки – проводятся двумя или более учителями-предметниками, чтобы раскрыть связи разных дисциплин. Очень эффективны, потому что профессиональные знания формируются в комплексе.
Урок-исследование основан на резервах умственного развития студента. Используется для творческих задач, решение которых известно заранее, но не ученикам, а учителю: к примеру, “открытие” теоремы или закона.
Урок-взаимообучение, на котором учащиеся в парах изучают учебный материал и потом проверяют друг друга. Важно, чтобы пары стояли из равных по подготовленности студентов.
Практические занятия по профессиям
Отдельные дисциплины образовательных программ посвящены стажировкам или практикам на предприятиях. Они проходят вне учебных аудиторий под руководством отдельных преподавателей и наставников из числа сотрудников предприятия. Условно их можно назвать “профессиональные пробы”, когда студенты решают какие-то текущие задачи и отчитываются об их выполнении. Принципиальный момент: при выполнении заданий студентов оставляют одних, чтобы они могли проверить собственные способности и знания.
Цель практического занятия в вузе
разработка общенаучных навыков: сопоставление, наблюдение, анализ, выводы и обобщения, самостоятельный поиск информации и навыки проектирования, конструирования, исследования;
решение комплексных задач, способность воспринимать и обрабатывать разные точки зрения, сотрудничать;
формирование профессиональной этики, критического мышления;
умение презентовать свои разработки и знания, готовить визуальный материал – графики, таблицы, диаграммы;
развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
Во время практики сразу видно уровень знаний и подготовленности студентов. То есть это своеобразный канал обратной связи для преподавателя, который может корректировать курс в соответствии со спецификой группы.
План практического занятия
В план проведения стандартного практического занятия входит введение и инструктаж от преподавателя, основная часть, и заключительное выступление, где происходит анализ выполненной работы и степень освоения умений и навыков. Организация обучения может быть:
“фронтальной”, когда задание одно на всю группу;
групповой – задание дается на группу из нескольких человек;
Помимо простых “тренировочных” типов практики, их можно проводить интерактивными способами: деловые игры, проекты, моделирование реальных производственных ситуаций. Стандартные практики должны быть разнообразными.
Методические указания к практическим занятиям
Студенты получают на руки методические указания к практическим занятиям, так называемые “методички”, выпущенные учебным заведением. Их должен выдавать преподаватель, либо их брать самостоятельно на кафедре или в методическом кабинете. В них содержится примерная тематика практик, методические рекомендации для их выполнения, сами задания, тесты и контрольные работы.
Методические рекомендации к занятиям по бухгалтерскому учету помогут студентам закрепить и углубить знание теории, покажут уровень освоения отдельных тем, помогут развить экономическое мышление и получить практические навыки в решении задач.
Методические указания к практическим занятиям по бухучету.
Как подготовиться к практическим занятиям
В отличие от лекций, практические занятия требуют подготовки. Для этого недостаточно перечитать конспекты лекций по теме; понадобится познакомиться с учебниками, научной литературой, служебной документацией, в зависимости от специфики образования.
Если будут приборы, нужно заранее ознакомиться с техникой безопасности.
Подготовленность к практическим занятиям включает:
изучение конспектов лекций, учебной и специальной литературы;
ознакомление с наглядно-графическими материалами, решение тестовых задач;
подготовку устных сообщений, составление тезисов для выступления;
подготовку аргументации для участия в дискуссиях;
подготовку к различным формам контроля знаний;
подготовку к участию в деловых играх.
Практические занятия по прикладным специальностям часто проводятся в местах практики студентов. К примеру, практика психологов помогает решать конфликтные ситуации среди детей и подростков в школьном классе.
Практические занятия по психологии.
Как скачать отчет по практическим занятиям
Отчет по практическим занятиям в вузе сдают либо после каждого занятия, либо после блока тем или даже к концу всей дисциплины. Оценка складывается как из результатов наблюдения преподавателя за студентом, так и из качества отчета и беседы по его итогам.
Форма отчета по практическим занятиям – это бланк единого образца, который согласуется кафедрой или департаментом и публикуется в открытом доступе на сайте учебного заведения. Каждый студент должен его скачать или попросить у методиста, заполнить все позиции и сдать на проверку преподавателю.
Так, практические занятия по психодиагностике включают в отчет информацию о психодиагностической методике, особенности ее проведения, интерпретацию результатов и оценку прогностических возможностей.
Практические занятия по психодиагностике.
Типы и виды уроков: классификация
Урок остается основной формой организации учебного процесса. При всем разнообразии уроков (даже в рамках одного предмета), выделяют некоторые общие черты всех занятий в школе: временные рамки (45 минут), определенное количество участников (учитель, ученики одного класса). При этом предполагается, что учитель является организатором деятельности на уроке, методически подготовлен, а урок организован в соответствии с конспектом и поурочным планом.
Выбор типа и вида урока зависит от дидактических целей, которые ставит педагог, от возрастных особенностей детей, от степени подготовленности учеников и от оснащенности школы. При этом один и тот же тип урока может иметь несколько видов (структур) уроков.
Традиционная классификация уроков: основные типы и виды
В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:
Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.
Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.
Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины.
Виды: зачеты, письменные работы, экзамен
Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.
Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.
Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.
В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-«погружения», уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.
Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.
Типы уроков в коррекционной школе, или уроки в школе VIII вида
Особенность уроков в коррекционных школах в том, что все они должны содержать этап коррекционно-развивающей работы, быть построены на основе индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам. А также для уроков в школе VIII вида обязательно строгое соблюдение ЗОТ на каждом занятии.
Классификация типов урока в 8 школе
Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»
Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН.
Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:
Особенности классификации типов уроков по предмету «Физическая культура»
Физкультура — специфический предмет в школе, который, как и предмет «Технология» направлен, прежде всего, на усвоение практических навыков и умений.
В методике преподавания физической культуры в школе принята следующая классификация:
В рамках каждой группы выделяют различные виды уроков, исходя из дидактических целей и предметного содержания.
Так, принято выделять следующие виды уроков по физической культуре:
После введения ФГОС классификация основных типов уроков несколько изменилась. О типах и видах уроков по ФГОС вы можете узнать на нашем сайте. См. также Формы и методы работы по ФГОС.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Урок-практикум
Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающуюся друг от друга. Это зависит от числа обучающихся.
Управление уроком-практикумом осуществляется при помощи плана (для учителя) и инструкций (для учеников), в которых прописываются действия участников.
Несомненным плюсом урока-практикума можно назвать то, что он подходит для всех – и для учеников младших классов (с 1 по 4), средних классов (с 5 по 8) и старших (с 9 по 11) классов, и для студентов, проходящих курс начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).
Когда можно и даже нужно проводить урок-практикум?
В следующих случаях стоит отдавать предпочтение уроку-практикуму:
Наибольшей популярностью уроки-практикумы пользуются в естественно-научных дисциплинах – биологии, химии и физике и особенно в процессе профессиональной подготовки
Цель и задачи урока-практикума
Целью урока-практикума является закрепление материала посредством заданий разной сложности. К его задачам относится:
Виды урока-практикума
Есть несколько видов урока-практикума:
Формы урока-практикума
Имеют место две формы урока-практикума:
Урок-практикум в форме практической работы вырабатывает конструктивные умения, а урок-практикум в форме лабораторной работы – экспериментальные.
По поводу лабораторной работы, т.е. учебного эксперимента, следует отметить один важный момент. У него, в отличие от научного эксперимента, уже есть итог, правда, о нем не знают обучающиеся.
Типы урока-практикума
План урока-практикума
План урока-практикума включает в себя:
Организация урока-практикума
Первое, что необходимо сделать для организации урока-практикума – конечно же, определиться с темой, целями и задачами. Далее:
Индивидуальный подход в организации урока-практикума
Несмотря на то, что на рассматриваемом нами уроке используется групповой подход, это не отменяет другого – индивидуального подхода в виде:
На то, как пройдет урок-практикум, влияет, во-первых, уровень освоенности темы учениками и, во-вторых, опыт учителя. На таком уроке знания усваиваются намного лучше, так как складывается неформальная обстановка.
Практические занятия как вид учебной деятельности
Требования Федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у студентов определенных профессиональных компетенций, которые способствуют внедрению молодого специалиста в процесс производства без особых нравственных и моральных травм.
Современный выпускник должен обладать мобильностью, позволяющей не только применять на практике полученные знания, но и выбирать рациональные пути решения различных задач.
Именно на формирование такой мобильности в настоящее время должны быть направлены практические и лабораторные занятия, основной задачей которых является закрепление и углубление теоретических знаний.
Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами для проведения опытов. Однако ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.
В соответствии с дидактическими целями определяется и содержание лабораторных работ:
— установление и изучение свойств вещества, его качественных характеристик, количественных зависимостей;
— наблюдение и изучение явлений и процессов, поиск закономерностей;
— изучение устройства и работы приборов, аппаратов и другого оборудования, их испытание,
— экспериментальная проверка расчетов, формул;
— получение новых веществ, материалов, образцов, исследование их свойств.
Так, на практических занятиях по математике, физике у студентов формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по специальным дисциплинам. На практических занятиях по инженерной графике студенты овладевают навыками выполнения чертежей, необходимыми при выполнении различных графических работ по специальным дисциплинам.
Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений. В ходе практических работ студенты овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами; работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных веществ, объектов, явлений.
При отборе содержания практических работ по дисциплине руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.
При том, что задачи у лабораторных и практических работ различны, структура урока у них в принципе, одинакова и сводится к следующему:
— сообщение темы и цели работы;
— проверка теоретических знаний, которые необходимы для рациональной работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;
— разработка алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности;
— инструктаж по технике безопасности (по необходимости);
— ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
— непосредственное проведение экспериментов или практических работ;
— обобщение и систематизация полученных результатов (в виде таблиц, графиков);
— подведение итогов занятия.
Эффективность лабораторных и практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы студенты о выполнении практических и лабораторных работ. Для этого используются инструкционные карты. При подготовке к работе по карте студенты получают возможность спланировать свою деятельность.
В инструкционных картах обычно выделяют следующие разделы:
3) пособия и инструменты;
4) вопросы для подготовки к работе;
5) содержание работы;
6) методические указания.
Лабораторная работа №1
Построение чертежа бк (базовой конструкции)
Женского плечевого изделия
Цель работы: Изучение базовой конструкции женского ассортимента, закрепление знаний по техническим расчетам СОКО одежды и освоение методов построения конструкции по ЕМКО.
Задание 2.1 Расчет параметров конструктивных отрезков
Задание 2.2 Построение БК спинки
Задание 2.3 Построение БК переда
Студент должен знать:
Последовательность расчета и построения базовой конструкции женской плечевой одежды.
Студент должен уметь:
Производить расчеты величин СОКО, производить выбор величин конструктивных прибавок и технологических припусков, выполнять построение базовой конструкции женской плечевой одежды.
Пособия и инструменты. Плакаты учебные, чертежные принадлежности, форматы А 4. Литература: Единая методика конструирования одежды. Базовые конструкции женской одежды. М., 1988.
Вопросы для подготовки к работе.
1. Объясните назначение базовой конструкции.
2. С какой целью применяют прибавки при разработке конструкции?
3. Перечислите особенности конструкции женской одежды в отличии от мужской.
4. Что относится к исходным данным для разработки базовой конструкции жакета?
5. Перечислите вертикальные и горизонтальные линии основы конструк-ции? Чем определяется их положение?
6. Какие конструктивные линии чертежа основы определяют форму изделия?
7. Какие конструктивные линии определяют качество посадки изделия на фигуре?
1. Ознакомление с системой основных конструктивных отрезков одежды верхней части тела.
2. Определение исходных данных для построения базовой конструкции (БК) жакета.
3. Выполнение технического расчета для построения основы конструкции жакета.
4. Построение чертежа базовой конструкции жакета.
5. Проверка базовой конструкции в макете.
6. Анализ результатов работы; формулировка выводов.
1. Записать величины размерных признаков базовой типовой фигуры в соответствии с ОСТ 17-326-81 (таблица 1).
2. Оформить таблицу расчетов по СОКО одежды верхней части тела (таблица 2).
3. Определить исходные величины конструктивных отрезков для базовой типовой фигуры. Рассчитать величины отрезков в чертеже.
4. Выполнить технический чертеж основы конструкции жакета.
5. Проверить качество посадки изготовленного макета проектируемого изделия.
Таблица 1 Размерные признаки фигуры Т1-Т16-Т19
Символ размерного признака Тi
Абсолютная величина размерного признака
Символ размерного признака Тi
Абсолютная величина размерного признака
Таблица 2 Базовая конструкция. Жакет женский. Силуэт полуприлегающий.
Размер Т1-Т16-Т19
Исходная величина отрезка (А-В)
Величина отрезка на чертеже
Величина отрезка в масштабе
Таблица 3 Прибавки общие к конструктивным отрезкам для различных базовых конструкций женской одежды (верхняя часть тела)
Силуэты по ассортименту
Педагогическая ценность подобных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы студентов. Если студент пропустил какое- то занятие, он может выполнить ее индивидуально во вне учебное время.
Важную роль на лабораторных и практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также инструктаж, в процессе которого студенты осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую подготовленность студентов к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать студентов на самоконтроль.
При проведении практических занятий особое значение имеет личностный подход к студентам. Каждый из них имеет различный уровень теоретической подготовки. Кроме этого, в процессе выполнения задания, студенты могут применить различный практический прием. Преподаватель должен четко отслеживать в процессе выполнения задания деятельность студентов и оценивать их действия.
Критерии оценки знаний
Прежде чем приступить к оценке знаний студентов по окончании практического занятия необходимо вернуться к инструкционной карте, чтобы определить, какой результат должен быть получен.
В нашем случае студент должен был построить чертеж основы конструкции и выполнить макет изделия. Значит, при защите лабораторной работы он должен предоставить макет и рассказать последовательность построения чертежа конструкции. Необходимо помнить о том, что выполнение практической работы должно привести к получению определенных навыков. Поэтому нельзя сводить защиту к опросу по теоретическим вопросам по данной теме.
При выставлении оценки необходимо применять дифференцированный подход, то есть выставлять оценку в зависимости от качества выполнения задания.
Таблица 4 Критерии оценки практической работы
Правильность выполнения (наиболее важный критерий)
Выбраны все, лишние отсутствуют
Правильно заполнена таблица
Выбраны в соответствии с эскизом модели
Правильно заполнена таблица
Для масштаба 1:1 и 1:4
Правильно заполнена таблица
Чертеж выполнен в соответствии с требованиями ЕСКД
Изменений в чертеж и макет
Список используемой литературы:
1. Майер Д. Социальная психология. Пер с англ. СПб.,2007.
2. Белкин А.С. Психология успеха: как ее создать. Екатеринбург, 1997.
3. Зеер Э.Ф. Личностно – ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.
Copyright © 2010—2021
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»
Поддержка
(495) 589-87-71
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.