Что такое практическое богословие

Практическое богословие

Смотреть что такое «Практическое богословие» в других словарях:

Богословие — (Θεολογία, theologia) по этимологическому значению есть учение о Боге и по теперешнему словоупотреблению обозначает собою весь состав наук, имеющих предметом своим христианскую религию. Слово это не всегда было в употреблении и, вошедши в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Практическое руководство для пастырей — – богословская наука, заменившая с 1864 г. 2 науки: пастырское богословие и каноническое право – и имеющая задачей выяснить нравственные начала и систематически изложить церковно гражданские постановления, которыми должен руководиться… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Практическое руководство для пастырей — богословская наука, заменившая собой, с 1867 г., две науки, входившие прежде в состав семинарского курса: пастырское богословие (см.) и каноническое право (см.). Она имеет задачей уяснить те нравственные начала и систематически изложить те… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Христианское богословие — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы … Википедия

Нравственное богословие — христианское учение о морали, практическое богословие, систематически излагающее учение Христа, апостолов и отцов Церкви о нравственности. Здесь рассматриваются возможные человеческие грехи (пороки) и способы борьбы с ними. Нравственное… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ — [догматика], раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христ. догматов. Как самостоятельная богословская наука и учебная дисциплина Д. б. возникло в XVII XVIII вв. на Западе в результате дифференциации… … Православная энциклопедия

Нравственное богословие — (Theologia moralis, иначе христианская ифика, или этика, богословие практическое) имеет предметом систематическое изложение христианского учения о нравственности. В древней христианской церкви как богословы нравоучители были замечательны: Климент … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Пастырское богословие — – учение о нравственных качествах и об обязанностях пастыря церкви, указания на каковые имеются уже в Св. Писании, в частн. в послан. ап. Павла, и в ряде наставлений и правил, установленных вселенскими и поместными соборами, а также в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

practical divinity — Практическое богословие … Вестминстерский словарь теологических терминов

Источник

Богословие

Богосло́вие (греч. θεολογία от греч. θεός — бог (Бог) и λόγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обра­щен­ное к Богу) —
1) слово (Откро­ве­ние) Бога о Себе, Его отно­ше­нии к миру; о мире, при­зва­нии и пред­на­зна­че­нии чело­века;
2) прак­тика бого­об­ще­ния, духов­ная жизнь;
3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объ­екте Божьего Тво­ре­ния и Про­мысла; о чело­веке как образе и подо­бии Божьем;
4) назва­ние, при­ла­га­е­мое к науч­ным дис­ци­пли­нам, иссле­ду­ю­щим отдель­ные направ­ле­ния учения Церкви о Боге и бого­по­чи­та­нии (Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие, Нрав­ствен­ное Бого­сло­вие, Литур­ги­че­ское Бого­сло­вие и т. д.).

Учи­тели Церкви на первых порах назы­вали так лишь Свя­щен­ное Писа­ние, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – Бого­сло­вием ветхим, Новый Завет – новым Бого­сло­вием, а всех писа­те­лей того и дру­гого завета, апо­сто­лов и про­ро­ков – бого­сло­вами. Потом словом «бого­сло­вие» стали назы­вать, кроме Свя­щен­ного Писа­ния, и всякое учение о хри­сти­ан­ских исти­нах, и в этом зна­че­нии оно иногда упо­треб­ля­лось в при­ло­же­нии к учению о Боге и бого­по­чи­та­нии; иногда – в при­ло­же­нии к учению о Пре­свя­той Троице; иногда, еще теснее, в при­ло­же­нии к учению соб­ственно о Боге Слове. Нако­нец, уже в XII в., под бого­сло­вием стали под­ра­зу­ме­вать систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние всех хри­сти­ан­ских истин о Боге и бого­по­чи­та­нии.

В насто­я­щее время под бого­сло­вием под­ра­зу­ме­ва­ется систе­ма­ти­че­ское учение о Боге, кото­рое стро­ится на основе тек­стов Свя­щен­ного Писа­ния, при­ни­ма­е­мых Цер­ко­вью как Откро­ве­ние, т.е. сви­де­тель­ство Бога о Самом Себе, и в русле Свя­щен­ного Пре­да­ния, т.е. духов­ного опыта Церкви. Созда­те­лями бого­сло­вия счи­та­ются отцы Восточ­ной Церкви, духов­ные подвиж­ники II–VIII вв., раз­ра­бо­тав­шие дог­ма­ти­че­ское учение хри­сти­ан­ства. Пони­мая Бога не как без­лич­ную сущ­ность, но как раци­о­нально непо­сти­жи­мое Суще­ство, Пра­во­сла­вие выдви­гает на первое место апо­фа­ти­че­ское бого­сло­вие, тем самым под­чер­ки­вая необ­хо­ди­мость для хри­сти­а­нина, дер­за­ю­щего зани­маться бого­по­зна­нием, духов­ного обще­ния с Богом, с его нетвар­ными энер­ги­ями.

Чело­век, не име­ю­щий мисти­че­ского опыта бого­об­ще­ния, не может пре­тен­до­вать, согласно пра­во­слав­ной тра­ди­ции, на истин­ное знание о Боге. Вместе с тем бого­сло­вие восточно-хри­сти­ан­ского мира широко исполь­зо­вало опыт антич­ной фило­со­фии и выра­бо­тало в бого­лов­ских спорах IV–VII вв. весьма тонкую систему соот­но­ше­ния поня­тий и умо­зре­ний. В про­цессе оформ­ле­ния пра­во­слав­ного бого­сло­вия исклю­чи­тельно важную роль сыг­рали бого­словы IV в., про­зван­ные кап­па­до­кий­цами (от назва­ния мало­азий­ской обла­сти Кап­па­до­кии): свя­ти­тели Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Бого­слов, Гри­го­рий Нис­ский.

Важную роль в фор­ми­ро­ва­нии пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния сыграл Максим Испо­вед­ник, с кон­чи­ной кото­рого (662) подо­шла к завер­ше­нию эпоха пат­ри­стики – период трудов святых отцов по фор­ми­ро­ва­нию дог­ма­ти­че­ского учения Церкви. Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин ( VII – VIII вв.) завер­шил эту эпоху, став пре­иму­ще­ственно систе­ма­ти­за­то­ром бого­слов­ского опыта пред­ше­ству­ю­щих времен.

В после­ду­ю­щий период пра­во­слав­ное бого­сло­вие не пере­ста­вало раз­ви­ваться, имея основ­ной целью защиту и усо­вер­шен­ство­ва­ние сло­жив­ше­гося учения Церкви в новых усло­виях, в про­ти­во­дей­ствии дав­ле­нию западно-хри­сти­ан­ского мира. Видную роль в этом плане сыг­рали пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов (XI в.), один из самых зна­чи­тель­ных визан­тий­ских бого­сло­вов-мисти­ков, и свя­ти­тель Гри­го­рий Палама (XIV в.) вновь утвер­див­ший при­о­ри­тет бого­слов­ско-мисти­че­ского начала в рамках пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния и защи­тив­ший его от вли­я­ний запад­ной схо­ла­стики.

В наше время бого­сло­вие пред­став­ляет собой систему раз­лич­ных бого­слов­ских дис­ци­плин, слу­жа­щих рас­кры­тию, обос­но­ва­нию и защите веро­уче­ния, бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции Пра­во­слав­ной Церкви, а также раз­ви­тию раз­лич­ных эле­мен­тов этой системы. Сюда входят:

К раз­де­лам фун­да­мен­таль­ного или систе­ма­ти­че­ского бого­сло­вия отно­сятся:

про­то­ди­а­кон Иоанн Шевцов:
Бого­сло­вие это не мате­ма­тика, не физика, там нет стро­гих теорем, выво­дов, дока­за­тельств, и многие вещи понять и сразу невоз­можно, и до конца невоз­можно. Но как гово­рил св. Гри­го­рий Нис­ский «если я не могу выпить всю реку, это не озна­чает, что я не должен пить столько, сколько мне нужно». Здесь нам даже хорошо быть нена­сыт­ными, стре­миться выпить все более и более.

свя­ти­тель Иларий Пик­та­вий­ский:
«Только злоба ере­ти­ков вынуж­дает нас совер­шать вещи недоз­во­лен­ные, вос­хо­дить на вер­шины недо­сти­жи­мые, гово­рить о пред­ме­тах неиз­ре­чен­ных, пред­при­ни­мать иссле­до­ва­ния запре­щен­ные. Сле­до­вало бы доволь­ство­ваться тем, чтобы с искрен­ней верой выпол­нять то, что нам пред­пи­сано, а именно: покло­няться Богу Отцу, почи­тать с Ним Бога Сына и испол­няться Святым Духом. Но вот мы вынуж­дены поль­зо­ваться нашим слабым словом для рас­кры­тия тайн неиз­ре­чен­ных. Заблуж­де­ния других вынуж­дают нас самих ста­но­виться на опас­ный путь изъ­яс­не­ния чело­ве­че­ским языком тех Тайн, кото­рые сле­до­вало бы с бла­го­го­вей­ной верой сохра­нять в глу­бине наших душ».
(О Святой Троице. 2:2)

Источник

Богословие: что это такое?

Что такое практическое богословие. Смотреть фото Что такое практическое богословие. Смотреть картинку Что такое практическое богословие. Картинка про Что такое практическое богословие. Фото Что такое практическое богословие

Богословие: история

Один из ведущих представителей современной православной патристики, французский философ и богослов Ж.-К. Ларше отмечает, что к богословию часто относятся настороженно и незаслуженно представляют богословие в качестве некой школьной дисциплины, науки неточной и противопоставляют богословию жизнь и духовный опыт. Если к методам изучения в богословии относят знание и разум, то духовный опыт — это чувственный опыт. Особенно распространена такая позиция была во второй половине XIX века и начале XX века.

Богословие, как наука занимается разными дисциплинами:

История богословия истоками уходит к началу времен. Еще в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

В Писании говорится о том, что слова имеют для нас большое значение. Богословскими считаются Соборные Послания Евангелиста Иоанна Богослова, его духовный опыт. Но в православной Церкви были и другие богословы:

И другие люди, которые своей праведной жизнью и нравственным опытом заслужили право рассуждать о Слове Божьем.

Что такое практическое богословие. Смотреть фото Что такое практическое богословие. Смотреть картинку Что такое практическое богословие. Картинка про Что такое практическое богословие. Фото Что такое практическое богословие

Богословие в наши дни

Недоверие к богословию со стороны некоторых мыслителей и церковных деятелей в XX веке объясняется тем обстоятельством, что богословие претерпело немало искажений. Начиная с учения Фомы Аквинского, схоластика высоко рассматривала роль разума в познании Бога. Можно сказать, что богословие на Западе с тех пор стало носить интеллектуальный и иногда, по мнению Ж.-К. Ларше абстрактный характер. Существует католическая и протестантская идея догматического развития, к которому примешивается мысль о том, что богословие не только может, но и должно быть творческим. Под влиянием Западных идей, в России богословие также претерпевало различные изменения.

Неизменным остается одно: в православной традиции не истинное знание о Боге не может претендовать человек, не имеющий опыта богообщения.

Основные учения в богословии

Поскольку богословие по сути является формой дискурса, должен был быть выработан метод. Одним из таких методов стала Апофаза.

Что такое практическое богословие. Смотреть фото Что такое практическое богословие. Смотреть картинку Что такое практическое богословие. Картинка про Что такое практическое богословие. Фото Что такое практическое богословие

Современное богословие в православии включает в себя разные дисциплины:

Несмотря на то, что богословие — не такая точная наука, как математика или физика, здесь тоже есть определенные правила, нормы, методы изучения и для верующих людей большую роль играет мистический опыт общения с Богом (не путать с колдовством, мистика бывает разной).

Что такое богословие? Видео

Источник

Практическое богословие

Что такое практическое богословие. Смотреть фото Что такое практическое богословие. Смотреть картинку Что такое практическое богословие. Картинка про Что такое практическое богословие. Фото Что такое практическое богословие

В тени увядающего христианского мира, наша задача состоит в том, чтобы возродить сильный богословский акцент, только чтобы этот акцент не искажал подлинной тонкости всей речи, а особенно речи о Боге.

Я думаю, что основная задача теолога — побудить людей проникнуться следующей идеей: «Как было бы прекрасно увидеть этот мир искупленный Христом». Я всегда старался преподавать теологию так, чтобы она воспринималась как слуга церкви. Так как многие сегодня спрашивают: «Играют ли еще теологи и их деятельность какую нибудь роль в церкви», то по-моему что-то определенно пошло не так.

Отстранение теологии от церкви — не есть что-то новое. На протяжении определенного времени, многие служители не находят необходимым или полезным изучение теологии. Это не удивляет, так как дом теолога — это университет. Это правда, даже если мы преподаем в семинарии. Как результат, теологи пишут, в основном, только для других теологов. Они это делают, используя язык, в котором нелегко узнать основные теологические понятия.

Фрагментация богословских дисциплин только усугубляет проблему. Например, разграничение теологии на различные предметы приводит к представлению, что сама теология есть нечто отдельное от «практических» дисциплин. Так как большую часть жизни я преподавал этику, то никак не мог понять, где мое место среди различных факультетов семинарии.

По-моему, не стоит так сильно разделять систематическую и пасторскую теологию. Это практически не имеет смысла, ведь Томми Лангфорд потративший всю свою жизнь, чтобы помочь методистам понять, что «Теология методистов — это во-первых и в основном упражнение в «практическом богословии». Таким образом, в своей книге «Практическое богословие: Теология Веслианской традиции», Лангфорд описал ни что иное, как развитие живого характера методиста. Под словом «практическое» Лангфорд не имел в виду, «что это работает». Скорее всего, он подразумевал, что методистская теология святости не принесет результата, если не станет практической дисциплиной.

Соответственно, теология это не та дисциплина, которую можно отделить от церковной практики, т.к. теология это одна из основных практик, которые делают церковь церковью. Хоть некоторые области знаний могут быть названы «теорией», теологию нельзя полностью описать этим термином. Наоборот, теология ставит целью преобразование тела и ума церкви посредством того, что мы знаем о Боге и о себе, через изучение Писаний и традиции. Хоть теология это не всегда молитва, если молитва отсутствует, теология рискует стать абстрактной, и как результат — подверженной идеологическому разрушению.

Для того, чтобы понять как теология влияет на святость церкви, нужно представить как данный вопрос связан с развитием теологии в прошлое столетие. Сталкиваясь с вызовом, который бросает так называемая наука, многие христианские теологи считали своей задачей определение основных истин веры. Они как бы отвечали на вопрос: «Во что, из всего этого, мы все еще должны верить?» Понимание было следующим: Нужно объяснить христианскую доктрину на языке, понятном не специалисту. Таким образом, теологические понятия нужно переводить на доступный, без дополнительного обучения язык.

Что такое практическое богословие. Смотреть фото Что такое практическое богословие. Смотреть картинку Что такое практическое богословие. Картинка про Что такое практическое богословие. Фото Что такое практическое богословие

Такое теологическое задание сопровождалось негативным отношением к церкви. Церковь воспринималась как слишком «консервативная» в доктрине, этике и политике. Основной задачей было перетянуть церковь на «правильную» сторону истории, на ту, которая больше соответствует прогрессивным взглядам современности. Несмотря на некоторые положительные плоды такой попытки сделать церковь «современной», многие не заметили, что эта теологическая стратегия была, по сути «приспособленческой». Я понимаю, тот язык, который я использую выше (что церковь должна быть святой) как раз и является тем типом речи, которая, как ни старайся, не проникнет в глухие уши тех, кто считает себя «современными». Святость в умах многих современных людей имеет привкус надоедливого благочестия или самоправедности. И все же, святость — это что угодно, только не благочестие. Подумайте о Дороти Дэй или Жан Ванье, в которых кто угодно может обнаружить пример настоящей церкви. Святость становится частицей общества, способной давать ему суровых бойцов.

Если я прав, относительно той роли, которую христианам нужно возродить в мире, то теология в церкви может помочь в нескольких направлениях. Первое и главное — теология должна помочь нам обновить лексикон. Если, как я заметил ранее, мы живем эпоху умирающего «христианского мира», тем более становится важной способность христиан бегло говорить на христианском языке. Христианство это не набор верований с практическим применением. Быть христианином значит быть в числе тех, кто, как говорят в Техасе, «знает как правильно говорить». Теология — это церковная дисциплина, призванная помочь христианам выучить грамматику веры.

Возьмем к примеру понятие греха. Это слово не популярно в современном христианском лексиконе. Только фундаменталисты и некоторые евангелисты думают, что можно привлечь людей в церковь, убеждая их в том, что они грешники. Делается утверждение, что человек должен признать себя грешником, чтобы затем принять спасение. Но такой взгляд на грех уделяет греху слишком большую роль в христианской жизни. В отличии от этого, Карл Барт говорит, что само по себе греховно утверждать, что мы сами можем определить что такое грех. Способность человека исповедовать свой грех — уже признак его освобождения. Таким образом, грех лучше описать не как поступок, а как некую силу или зависимость.

Поэтому, заявление типа «Все мы одинаково грешны», которые используются чтобы оправдать свои проступки, неверно, так как не принимает во внимание уровень познания, необходимый для определения конкретных грехов. А такая конкретность может присутствовать только там, где есть названия для конкретных грехов, например: ненависть, похоть убийство. Чтобы, исповедуя конкретные грехи, мы могли примириться друг с другом и Богом. Грех, осознанный таким образом, есть теологическое достижение, ставшее возможным благодаря решению людей любить друг друга, и при этом говорить правду.

Вот так я вижу основную роль теологии в церкви. Теология — это продукт, разработанный христианством в течение столетий. Который помогает нам высказать мысль, что мы являемся христианами только потому, что верим в то, что Отец сделал через Иисуса Христа, и Дух Святой живет в наших сердцах. «Центр вселенной — Христос». Это веское заявление, способное взволновать воображение любого христианина. Теология же должна помочь воспитать это воображение. В конце концов, нужно пользоваться всеми возможными методами, если мы хотим отстоять истину в мире, который больше не верит в истинность христианства.

Автор — Стенли Хауэрвас / ministrymatters.com
Перевод — Сергей Карпенко для ieshua.org

Последнее: 13.11. Спасибо!

Источник

Что такое практическое богословие

Что такое практическое богословие. Смотреть фото Что такое практическое богословие. Смотреть картинку Что такое практическое богословие. Картинка про Что такое практическое богословие. Фото Что такое практическое богословие

Что такое практическое богословие?

Практическое богословие, как следует из названия, – это изучение богословия таким образом, чтобы оно было полезным, применимым и актуальным в повседневных вопросах. Одна семинария в описании своей программы по практическому богословию указывает, что она «посвящена практическому применению богословских идей» и «включает в себя разделы пастырского богословия, гомилетики и христианского образования». Другая семинария видит цель практического богословия в подготовке студентов к преобразованию полученных знаний в эффективное служение. Это включает как личную, так и семейную жизнь, а также административное и образовательное служение в церкви. Они заявляют, что задачей практического богословия является подготовка эффективных проповедников Священного Писания, содействующих духовному росту верующих, будучи лидерами-служителями.

Кто-то считает практическое богословие просто более техническим названием доктрины христианской жизни. Ударение делается на том, как учение Писания должно влиять на нашу повседневную жизнь в современном мире. Суть практической теологии заключается не просто в том, чтобы созерцать или понимать теологические доктрины, а переходить к их применению в практической христианской жизни, способствуя тому, чтобы мир ставал таким, каким Бог его задумал.

Задача программ по практическому богословию заключается в том, чтобы будущие христианские лидеры были оснащены не только богословскими знаниями, но и необходимыми профессиональными навыками для эффективного служения. Часто эти программы включают проповедь, христианское образование, консультирование и клинические курсы.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *