Что такое практическое богословие
Практическое богословие
Смотреть что такое «Практическое богословие» в других словарях:
Богословие — (Θεολογία, theologia) по этимологическому значению есть учение о Боге и по теперешнему словоупотреблению обозначает собою весь состав наук, имеющих предметом своим христианскую религию. Слово это не всегда было в употреблении и, вошедши в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Практическое руководство для пастырей — богословская наука, заменившая с 1864 г. 2 науки: пастырское богословие и каноническое право и имеющая задачей выяснить нравственные начала и систематически изложить церковно гражданские постановления, которыми должен руководиться… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Практическое руководство для пастырей — богословская наука, заменившая собой, с 1867 г., две науки, входившие прежде в состав семинарского курса: пастырское богословие (см.) и каноническое право (см.). Она имеет задачей уяснить те нравственные начала и систематически изложить те… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Христианское богословие — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы … Википедия
Нравственное богословие — христианское учение о морали, практическое богословие, систематически излагающее учение Христа, апостолов и отцов Церкви о нравственности. Здесь рассматриваются возможные человеческие грехи (пороки) и способы борьбы с ними. Нравственное… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ — [догматика], раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христ. догматов. Как самостоятельная богословская наука и учебная дисциплина Д. б. возникло в XVII XVIII вв. на Западе в результате дифференциации… … Православная энциклопедия
Нравственное богословие — (Theologia moralis, иначе христианская ифика, или этика, богословие практическое) имеет предметом систематическое изложение христианского учения о нравственности. В древней христианской церкви как богословы нравоучители были замечательны: Климент … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Пастырское богословие — учение о нравственных качествах и об обязанностях пастыря церкви, указания на каковые имеются уже в Св. Писании, в частн. в послан. ап. Павла, и в ряде наставлений и правил, установленных вселенскими и поместными соборами, а также в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
practical divinity — Практическое богословие … Вестминстерский словарь теологических терминов
Богословие
Богосло́вие (греч. θεολογία от греч. θεός — бог (Бог) и λόγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обращенное к Богу) —
1) слово (Откровение) Бога о Себе, Его отношении к миру; о мире, призвании и предназначении человека;
2) практика богообщения, духовная жизнь;
3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объекте Божьего Творения и Промысла; о человеке как образе и подобии Божьем;
4) название, прилагаемое к научным дисциплинам, исследующим отдельные направления учения Церкви о Боге и богопочитании (Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие и т. д.).
Учители Церкви на первых порах называли так лишь Священное Писание, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – Богословием ветхим, Новый Завет – новым Богословием, а всех писателей того и другого завета, апостолов и пророков – богословами. Потом словом «богословие» стали называть, кроме Священного Писания, и всякое учение о христианских истинах, и в этом значении оно иногда употреблялось в приложении к учению о Боге и богопочитании; иногда – в приложении к учению о Пресвятой Троице; иногда, еще теснее, в приложении к учению собственно о Боге Слове. Наконец, уже в XII в., под богословием стали подразумевать систематическое изложение всех христианских истин о Боге и богопочитании.
В настоящее время под богословием подразумевается систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т.е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т.е. духовного опыта Церкви. Создателями богословия считаются отцы Восточной Церкви, духовные подвижники II–VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства. Понимая Бога не как безличную сущность, но как рационально непостижимое Существо, Православие выдвигает на первое место апофатическое богословие, тем самым подчеркивая необходимость для христианина, дерзающего заниматься богопознанием, духовного общения с Богом, с его нетварными энергиями.
Человек, не имеющий мистического опыта богообщения, не может претендовать, согласно православной традиции, на истинное знание о Боге. Вместе с тем богословие восточно-христианского мира широко использовало опыт античной философии и выработало в боголовских спорах IV–VII вв. весьма тонкую систему соотношения понятий и умозрений. В процессе оформления православного богословия исключительно важную роль сыграли богословы IV в., прозванные каппадокийцами (от названия малоазийской области Каппадокии): святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.
Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник, с кончиной которого (662) подошла к завершению эпоха патристики – период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин ( VII – VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен.
В последующий период православное богословие не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии давлению западно-христианского мира. Видную роль в этом плане сыграли преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богословов-мистиков, и святитель Григорий Палама (XIV в.) вновь утвердивший приоритет богословско-мистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики.
В наше время богословие представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят:
К разделам фундаментального или систематического богословия относятся:
протодиакон Иоанн Шевцов:
Богословие это не математика, не физика, там нет строгих теорем, выводов, доказательств, и многие вещи понять и сразу невозможно, и до конца невозможно. Но как говорил св. Григорий Нисский «если я не могу выпить всю реку, это не означает, что я не должен пить столько, сколько мне нужно». Здесь нам даже хорошо быть ненасытными, стремиться выпить все более и более.
святитель Иларий Пиктавийский:
«Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех Тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ».
(О Святой Троице. 2:2)
Богословие: что это такое?
Богословие: история
Один из ведущих представителей современной православной патристики, французский философ и богослов Ж.-К. Ларше отмечает, что к богословию часто относятся настороженно и незаслуженно представляют богословие в качестве некой школьной дисциплины, науки неточной и противопоставляют богословию жизнь и духовный опыт. Если к методам изучения в богословии относят знание и разум, то духовный опыт — это чувственный опыт. Особенно распространена такая позиция была во второй половине XIX века и начале XX века.
Богословие, как наука занимается разными дисциплинами:
История богословия истоками уходит к началу времен. Еще в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
В Писании говорится о том, что слова имеют для нас большое значение. Богословскими считаются Соборные Послания Евангелиста Иоанна Богослова, его духовный опыт. Но в православной Церкви были и другие богословы:
И другие люди, которые своей праведной жизнью и нравственным опытом заслужили право рассуждать о Слове Божьем.
Богословие в наши дни
Недоверие к богословию со стороны некоторых мыслителей и церковных деятелей в XX веке объясняется тем обстоятельством, что богословие претерпело немало искажений. Начиная с учения Фомы Аквинского, схоластика высоко рассматривала роль разума в познании Бога. Можно сказать, что богословие на Западе с тех пор стало носить интеллектуальный и иногда, по мнению Ж.-К. Ларше абстрактный характер. Существует католическая и протестантская идея догматического развития, к которому примешивается мысль о том, что богословие не только может, но и должно быть творческим. Под влиянием Западных идей, в России богословие также претерпевало различные изменения.
Неизменным остается одно: в православной традиции не истинное знание о Боге не может претендовать человек, не имеющий опыта богообщения.
Основные учения в богословии
Поскольку богословие по сути является формой дискурса, должен был быть выработан метод. Одним из таких методов стала Апофаза.
Современное богословие в православии включает в себя разные дисциплины:
Несмотря на то, что богословие — не такая точная наука, как математика или физика, здесь тоже есть определенные правила, нормы, методы изучения и для верующих людей большую роль играет мистический опыт общения с Богом (не путать с колдовством, мистика бывает разной).
Что такое богословие? Видео
Практическое богословие
В тени увядающего христианского мира, наша задача состоит в том, чтобы возродить сильный богословский акцент, только чтобы этот акцент не искажал подлинной тонкости всей речи, а особенно речи о Боге.
Я думаю, что основная задача теолога — побудить людей проникнуться следующей идеей: «Как было бы прекрасно увидеть этот мир искупленный Христом». Я всегда старался преподавать теологию так, чтобы она воспринималась как слуга церкви. Так как многие сегодня спрашивают: «Играют ли еще теологи и их деятельность какую нибудь роль в церкви», то по-моему что-то определенно пошло не так.
Отстранение теологии от церкви — не есть что-то новое. На протяжении определенного времени, многие служители не находят необходимым или полезным изучение теологии. Это не удивляет, так как дом теолога — это университет. Это правда, даже если мы преподаем в семинарии. Как результат, теологи пишут, в основном, только для других теологов. Они это делают, используя язык, в котором нелегко узнать основные теологические понятия.
Фрагментация богословских дисциплин только усугубляет проблему. Например, разграничение теологии на различные предметы приводит к представлению, что сама теология есть нечто отдельное от «практических» дисциплин. Так как большую часть жизни я преподавал этику, то никак не мог понять, где мое место среди различных факультетов семинарии.
По-моему, не стоит так сильно разделять систематическую и пасторскую теологию. Это практически не имеет смысла, ведь Томми Лангфорд потративший всю свою жизнь, чтобы помочь методистам понять, что «Теология методистов — это во-первых и в основном упражнение в «практическом богословии». Таким образом, в своей книге «Практическое богословие: Теология Веслианской традиции», Лангфорд описал ни что иное, как развитие живого характера методиста. Под словом «практическое» Лангфорд не имел в виду, «что это работает». Скорее всего, он подразумевал, что методистская теология святости не принесет результата, если не станет практической дисциплиной.
Соответственно, теология это не та дисциплина, которую можно отделить от церковной практики, т.к. теология это одна из основных практик, которые делают церковь церковью. Хоть некоторые области знаний могут быть названы «теорией», теологию нельзя полностью описать этим термином. Наоборот, теология ставит целью преобразование тела и ума церкви посредством того, что мы знаем о Боге и о себе, через изучение Писаний и традиции. Хоть теология это не всегда молитва, если молитва отсутствует, теология рискует стать абстрактной, и как результат — подверженной идеологическому разрушению.
Для того, чтобы понять как теология влияет на святость церкви, нужно представить как данный вопрос связан с развитием теологии в прошлое столетие. Сталкиваясь с вызовом, который бросает так называемая наука, многие христианские теологи считали своей задачей определение основных истин веры. Они как бы отвечали на вопрос: «Во что, из всего этого, мы все еще должны верить?» Понимание было следующим: Нужно объяснить христианскую доктрину на языке, понятном не специалисту. Таким образом, теологические понятия нужно переводить на доступный, без дополнительного обучения язык.
Такое теологическое задание сопровождалось негативным отношением к церкви. Церковь воспринималась как слишком «консервативная» в доктрине, этике и политике. Основной задачей было перетянуть церковь на «правильную» сторону истории, на ту, которая больше соответствует прогрессивным взглядам современности. Несмотря на некоторые положительные плоды такой попытки сделать церковь «современной», многие не заметили, что эта теологическая стратегия была, по сути «приспособленческой». Я понимаю, тот язык, который я использую выше (что церковь должна быть святой) как раз и является тем типом речи, которая, как ни старайся, не проникнет в глухие уши тех, кто считает себя «современными». Святость в умах многих современных людей имеет привкус надоедливого благочестия или самоправедности. И все же, святость — это что угодно, только не благочестие. Подумайте о Дороти Дэй или Жан Ванье, в которых кто угодно может обнаружить пример настоящей церкви. Святость становится частицей общества, способной давать ему суровых бойцов.
Если я прав, относительно той роли, которую христианам нужно возродить в мире, то теология в церкви может помочь в нескольких направлениях. Первое и главное — теология должна помочь нам обновить лексикон. Если, как я заметил ранее, мы живем эпоху умирающего «христианского мира», тем более становится важной способность христиан бегло говорить на христианском языке. Христианство это не набор верований с практическим применением. Быть христианином значит быть в числе тех, кто, как говорят в Техасе, «знает как правильно говорить». Теология — это церковная дисциплина, призванная помочь христианам выучить грамматику веры.
Возьмем к примеру понятие греха. Это слово не популярно в современном христианском лексиконе. Только фундаменталисты и некоторые евангелисты думают, что можно привлечь людей в церковь, убеждая их в том, что они грешники. Делается утверждение, что человек должен признать себя грешником, чтобы затем принять спасение. Но такой взгляд на грех уделяет греху слишком большую роль в христианской жизни. В отличии от этого, Карл Барт говорит, что само по себе греховно утверждать, что мы сами можем определить что такое грех. Способность человека исповедовать свой грех — уже признак его освобождения. Таким образом, грех лучше описать не как поступок, а как некую силу или зависимость.
Поэтому, заявление типа «Все мы одинаково грешны», которые используются чтобы оправдать свои проступки, неверно, так как не принимает во внимание уровень познания, необходимый для определения конкретных грехов. А такая конкретность может присутствовать только там, где есть названия для конкретных грехов, например: ненависть, похоть убийство. Чтобы, исповедуя конкретные грехи, мы могли примириться друг с другом и Богом. Грех, осознанный таким образом, есть теологическое достижение, ставшее возможным благодаря решению людей любить друг друга, и при этом говорить правду.
Вот так я вижу основную роль теологии в церкви. Теология — это продукт, разработанный христианством в течение столетий. Который помогает нам высказать мысль, что мы являемся христианами только потому, что верим в то, что Отец сделал через Иисуса Христа, и Дух Святой живет в наших сердцах. «Центр вселенной — Христос». Это веское заявление, способное взволновать воображение любого христианина. Теология же должна помочь воспитать это воображение. В конце концов, нужно пользоваться всеми возможными методами, если мы хотим отстоять истину в мире, который больше не верит в истинность христианства.
Автор — Стенли Хауэрвас / ministrymatters.com
Перевод — Сергей Карпенко для ieshua.org
Последнее: 13.11. Спасибо!
Что такое практическое богословие
Что такое практическое богословие?
Практическое богословие, как следует из названия, – это изучение богословия таким образом, чтобы оно было полезным, применимым и актуальным в повседневных вопросах. Одна семинария в описании своей программы по практическому богословию указывает, что она «посвящена практическому применению богословских идей» и «включает в себя разделы пастырского богословия, гомилетики и христианского образования». Другая семинария видит цель практического богословия в подготовке студентов к преобразованию полученных знаний в эффективное служение. Это включает как личную, так и семейную жизнь, а также административное и образовательное служение в церкви. Они заявляют, что задачей практического богословия является подготовка эффективных проповедников Священного Писания, содействующих духовному росту верующих, будучи лидерами-служителями.
Кто-то считает практическое богословие просто более техническим названием доктрины христианской жизни. Ударение делается на том, как учение Писания должно влиять на нашу повседневную жизнь в современном мире. Суть практической теологии заключается не просто в том, чтобы созерцать или понимать теологические доктрины, а переходить к их применению в практической христианской жизни, способствуя тому, чтобы мир ставал таким, каким Бог его задумал.
Задача программ по практическому богословию заключается в том, чтобы будущие христианские лидеры были оснащены не только богословскими знаниями, но и необходимыми профессиональными навыками для эффективного служения. Часто эти программы включают проповедь, христианское образование, консультирование и клинические курсы.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.