Что такое правовая идеология

16.2. Правовая идеология и правовая психология

Правосознание в своей структуре содержит правовую идеоло­гию и правовую психологию.

Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) со­ставляют сознание и переживание связанности поведения с юри­дическими последствиями (мнимыми, действительными или же­лательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъ­ективными правами, юридическими обязанностями и санкциями.

Правовая идеология есть систематизированное научное вы­ражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.

Она должна формироваться как процесс выявления теорети­ческого сознания, координации и согласования различных обще­ственных интересов через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нрав­ственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высо­кую роль суда как антипода командно-бюрократическому управ­лению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идео­логия обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, эко­номисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, со­циальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.

Правовая психология охватывает совокупность чувств, цен­ностных отношений, настроений, желаний или переживаний, ха­рактерных для всего общества в целом или конкретной социаль­ной группы (групп). Она является наиболее непосредственным от­ражением жизненных отношений членов общества, составляю­щих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически прису­щие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, закон­ность.

Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит воз­можность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «вла­ствовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслу­живания правовой идеологии и правовой психологии как струк­турных элементов правосознания.

Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловив­шие прогресс Японии, Южной Кореи, а сейчас и Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполни­тельность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личнос­ти и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства. Итак, как элемент право­вой культуры правовое сознание, включающее правовую идеоло­гию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).

Современная идеология нашего народа и государства должна взять лучшее от прошлого, а также от настоящего и будущего. Идеология России никогда раньше не имела в качестве цели созда­ние социально ориентированного государства и свободного рынка.

Теперь такая цель появилась. Ее достижению должны способ­ствовать общественная нравственность, философия социальной за­щищенности граждан, социальная справедливость и юридическая наука, реализуемые через законодательно закрепленные функции государства. Рынок и частная собственность изначальны в чело­веческой истории, но они должны регулироваться государством с учетом особенностей национальной идеологии и психологии.

Источник

Правовая идеология

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ — система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания выражен правовой информированностью. Элементом правовой идеологии являются идеи, правовые взгляды, научные теории и др. Компонентом правовой идеологии выступает правовая информация — функционирующие в обществе сведения о юридических нормах и принципах, правовых идеях и представлениях, правотворческой и правореализационной деятельности, а также об иных фактах и событиях, носящих правовой характер. Особое значение на правовую идеологию могут оказывать господствующие правовые доктрины — юридические концепции, которые конкретизируют положения правовой идеологии и при помощи понятийного аппарата политических и общетеоретических правовых знаний раскрывают отношение государственной власти к праву, его ценность и роль в жизни общества, детализируют официальные представления о социально-политическом содержании данного типа права, той или иной национальной правовой системы.

К правовой идеологии относятся не все правовые взгляды и представления, но только истинные, отображающие закономерности правовой жизни общества, права и правовых явлений. Это, прежде всего, правовые идеи, принципы права, научные теории. Особой формой правовой идеологии является правовая наука, или правоведение — система знаний о праве, законодательстве, юридической практике. При определенных условиях она может выступать в качестве источника права применительно к некоторым правовым системам. Наука в принципе определяет стратегию правового развития общества и является основой проводимой в стране государством правовой политики. Однако между правовой идеологией и правовой наукой могут быть противоречия. Правовая идеология может возникать и развиваться вне связи с наукой. Так, в исламских государствах правовая идеология основывается на религиозных догматах. Правовая идеология жестко привязывается к интересам правящих элит, по сути, обслуживает их и поэтому неадекватно выражает правовые реалии. Правовая наука призвана отображать объективные закономерности правового развития, не склоняясь к конъюктурщине и субъективизму. Науке противопоказана нормативная заданность (предопределенность) ее развития установками власть имущих.

Полезное

Смотреть что такое «Правовая идеология» в других словарях:

Правовая идеология — см. Правосознание … Энциклопедия права

Правовая идеология — см. Правосознание … Большой юридический словарь

Правовая система общества — это конкретно историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Понятие правовая система выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества. В структуру… … Большой юридический словарь

Правовая доктрина — это особая форма права, представляющая собой труды выдающихся ученых юристов или общепризнанные правовые учения, на которые можно официально (с одобрения государства) ссылаться в процессе применения правовых норм. Данная форма права наряду с… … Большой юридический словарь

Правовая семья — Карта правовых систем мира Правовая семья одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более … Википедия

Правовая система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Общественная правовая психология — Понятие используется как название одного из разделов ЮП и для обозначения одного из компонентов системной правовой реальности. Право как институциональное образование, как объективное право, складывается как система множества законов, юридических … Энциклопедия современной юридической психологии

НОРМА ПРАВОВАЯ — принципиальный компонент правовой системы, предписание, образец правового действия и законотворчества. Н. п. является одним из основных объектов философии права, в отличие от позитивных законов, являющихся объектом конкретных юридических наук.… … Современный философский словарь

правосознание — категория теории государства и права и криминологии, означающая сферу общественного, группового и индивидуального сознания, отражающую правозначимые явления и обусловленную правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка. П.… … Большой юридический словарь

Правосознание — (англ. legal awareness) в теории права форма общественного сознания, совокупность представлений и чувств, отражающих действующее право, оценка в правовых понятиях и категориях существующих правоотношений, а также представления о желательном праве … Энциклопедия права

Источник

Что такое «правовая идеология»: понятие, структура, виды

Что такое правовая идеология. Смотреть фото Что такое правовая идеология. Смотреть картинку Что такое правовая идеология. Картинка про Что такое правовая идеология. Фото Что такое правовая идеология

Под идеологией подразумевается некоторая совокупность идейных воззрений, которая позволяет выразить и защитить интересы определенной общественной группы. В рамках данного материала правовая идеология будет рассмотрена несколько подробнее.

Что такое правовая идеология?

Правовая идеология — это совокупность идей, взглядов, теорий, оценок, которая находит отражение в отношении человека к праву. Вопросами разработки правовой идеологии занимаются политики и ученые, а именно юристы, политологи, экономисты. В их задачу входит определение актуальных особенностей общественной реальности, текущую расстановку сил, а также общий уровень развития общественного сознания к текущему моменту.

При этом стоит понимать, что правовая идеология выступает в качестве некоторого отражения правовой действительности с точки зрения взглядов, идей, принципов рационального мышления. То есть, подобная деятельность неразрывно связана с логическим мышлением, а также различными формами его проявления. В таком случае под правовой идеологией подразумевается некоторое общественное правосознание во всех тонкостях его проявления. Правовая идеология позволяет отражать интересы и потребности общественного развития, поскольку она выступает в качестве некоторого сборника идей, показывающих различные стороны реальности.

Структура правовой идеологии

Структура правовой идеологии характеризуется следующими компонентами:

Особенности правовой идеологии

Стоит понимать, что подобное явление характеризуется определенными особенностями, среди которых можно выделить ее формализованность, нормативность, направленность на регулярное ведение принципов социального регулирования. Другими важнейшими элементами являются возможность создания стереотипной правовой оценки общественных явлений.

Из этого следует, что процесс создания и формирования правовой идеологии тесно связан и взаимно направлен от индивида к государства, от государства к индивиду. Таким образом, для успешной реализации правовой идеологии требуется адекватная реализация идеологических наставлений со стороны государства.

Функции правовой идеологии

У правовой идеологии можно выделить следующие основные функциональные возможности:

Как формируется правовая идеология?

Во время формирования идеологии играют роль такие факторы, как: историческое прошлое, духовные начала, нравственные начала, религиозный дух, а также самосознание и ценности.

Уровень правовой культуры является другим компонентом, который играет значительную роль в вопросе формирования правовой идеологии. Под уровнем правовой культуры подразумевается некоторый обобщенный показатель, который демонстрирует отношение к праву с позиции общества. В правовую культуру также входит непосредственное уважение к праву, уровень информированности людей, то, насколько хорошо они знают имеющиеся законы, а также уровень их готовности следовать данным законам. Стоит отметить, что правовая культура во многом отражает исторические особенности развития конкретного народа.

Благодаря правовой идеологии становится возможным создание непосредственного обоснования и оценки имеющихся правовых отношений, их правопорядок и законность. На основе подобной информации также становится возможным создание соответствующих прогнозов о развитии данной отрасли. Здесь крайне важным является задействование специалистов из отрасли юриспруденции, политологии, экономики, которые смогут учесть все исторические и социальные особенности развития общества, определить имеющийся уровень общественного сознания и интересы большей части населения.

Разновидности правовой идеологии

В зависимости от имеющегося приоритета тех или иных ценностей становится возможным создание классификации типов правовых идеологий. В таком случае выделяются следующие виды:

1. Антропоцентристский

В этой категории в качестве главной ценности рассматриваются набор прав и свобод конкретного человека. Стоит отметить, что данная разновидность также подразделяется на две категории: либеральную и волюнтаристскую.

2. Теоцентристский

В подобной теории главной ценностью выступает бог. Стоит отметить, что формирование данной категории непосредственно связано с консервативными взглядами, и является результатом консервативного правового сознания. При этом консерватизм сильно отличается на Западе и в России. К примеру, на Западе консерватизм рассматривается как просто мироощущение, которое подразумевает уважительное отношение к мудрости предыдущих поколений.

Консерватизм является полной противоположностью либерализма, а также представляет Бога в качестве высшей ценности, которой должны подчиняться все права и свободы человека. Это объясняется тем, что весь жизненный путь человека является историческим служением всего человечества Добру, а значит, сиюминутные желания и права человека не должны быть учтены. Стоит отметить, что консерватизм отличается и от социализма, где главной ценностью выступает равенство, поскольку консерватизм подразумевает концепцию братства, опирающегося на основные постулаты христианского мира.

3. Социоцентристский (коллективистский)

В качестве основных правовых ценностей данной категории рассматриваются права определенных коллективов, групп, классов и нацией. Здесь одним из основных движений является коммунизм, национализм и солидаризм.

Отличия правовой идеологии и правовой науки

Правовая идеология содержит в себе не все правовые взгляды и представления, а лишь те, которые наиболее полно отражают закономерности и особенности правовой жизни общества. Правовая наука является особой формой правовой идеологии, она является некоторым сборником всех знаний о праве, законодательстве и особенностях юридической практики. Также правовая наука может выступать в качестве источника информации для некоторых правовых систем.

Стоит отметить, что правовая идеология и правовая науки могут содержать определенные противоречия. К примеру, правовая идеология может развиваться вне правовой науки, как например в исламских государствах, где она основывается на догматах из религии. Главная проблема в таком случае заключается в том, что идеология служит интересам только правящей элиты, что приводит к некорректному всеобщему отражению правовых реалий.

Источник

Правосознание и правовая культура

Общая характеристика правосознания и правовой культуры в государственно организованном обществе

Теория государства и права традиционно исследует такие категории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов. В литературе существует мнение, что наряду с такими достаточно четко обособленными частями науки, как теория права и теория государства, относительно самостоятельное значение имеет и теория правосознания.

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания, целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).

Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться.

Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.

Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результат правотворчества. Через правовое сознание и, благодаря именно ему, законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности. Правосознание играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоохранительных актов, а также всех видов конкретных юридических решений. Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей (разной в разных условиях) осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет эту свою роль приведения поведения в соответствие с целью и волей, выражаемых в праве, тем крепче законность и правопорядок.

Известны различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.

Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики, так как нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон.

Особенности правового разума и правовых чувств юристов выражаются также в профессиональном усмотрении, которое является источником предложений по совершенствованию правового регулирования, снятию или нейтрализации противоречий, возникающих в процессе применения права.

Правовая культура

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она включает в себя не только результат, но и способ деятельности людей, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения.

Социально-правовая активность

Социально-правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно служить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная активность, согласно концепции Д.Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим.

Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий;

Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

Правовая идеология и правовая психология

Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.

Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) составляют сознание и переживание связанности поведения с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъективными правами, юридическими обязанностями и санкциями.

Она должна формироваться как процесс выявления теоретического сознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода командно-бюрократическому управлению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.

Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.

Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловившие прогресс Японии, Южной Кореи, а сейчас и Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполнительность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личности и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства. Итак, как элемент правовой культуры правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).

Современная идеология нашего народа и государства должна взять лучшее от прошлого, а также от настоящего и будущего. Идеология России никогда раньше не имела в качестве цели создание социально ориентированного государства и свободного рынка.

Теперь такая цель появилась. Ее достижению должны способствовать общественная нравственность, философия социальной защищенности граждан, социальная справедливость и юридическая наука, реализуемые через законодательно закрепленные функции государства. Рынок и частная собственность изначальны в человеческой истории, но они должны регулироваться государством с учетом особенностей национальной идеологии и психологии.

Правовая культура

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.

Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики

В настоящее время широкое распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилизма относят:

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы (рис. 1- 4).

Что такое правовая идеология. Смотреть фото Что такое правовая идеология. Смотреть картинку Что такое правовая идеология. Картинка про Что такое правовая идеология. Фото Что такое правовая идеология

Что такое правовая идеология. Смотреть фото Что такое правовая идеология. Смотреть картинку Что такое правовая идеология. Картинка про Что такое правовая идеология. Фото Что такое правовая идеология

Рис. 2. Правовая культура

Что такое правовая идеология. Смотреть фото Что такое правовая идеология. Смотреть картинку Что такое правовая идеология. Картинка про Что такое правовая идеология. Фото Что такое правовая идеология

Рис. 3. Пути формирования правовой культуры личности

Что такое правовая идеология. Смотреть фото Что такое правовая идеология. Смотреть картинку Что такое правовая идеология. Картинка про Что такое правовая идеология. Фото Что такое правовая идеология

Рис. 4. Формы проявления правового нигилизма и пути его профилактики

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *