Что такое предпринимательский рынок
Методы конкуренции в бизнесе
Реальность такова, что даже лучшие товары и услуги продают несколько продавцов. Иногда дороже, иногда дешевле, иногда с лучшим сервисом, иногда с худшим, но практически в любом бизнесе вряд ли удастся найти предложение, которое сможете сделать только вы. С одной стороны, это немного обидно. А с другой — вполне справедливо и полезно для рынка. Рассказываем про методы конкуренции, которые помогают бизнесу расти и развиваться.
Что такое конкуренция
Если говорить про экономику, то это рынок, где действуют несколько производителей и продавцов. Каждый изо всех сил борется за внимание покупателей. У последних появляется выбор. Например, когда человек хочет купить смартфон, он выбирает модели у 10 производителей в 10 магазинах. При примерно одинаковых характеристиках, в одном магазине предлагают смартфон дешевле, в другом — удобная доставка, в третьем —за покупку начисляются полезные бонусы. Это конкуренция.
В 2019 году организация «Росконгресс» провела исследование российского рынка о состоянии конкуренции. В опросе приняли участие 1300 предпринимателей. 51% среди опрошенных считают, что в России интенсивная конкуренция. То есть нужно постоянно что-то делать для привлечения клиентов.
С другой стороны, Федеральная антимонопольная служба в 2020 году выпустила доклад о состоянии конкуренции на российском рынке. Государственная служба пишет, что на российском рынке слишком большая доля государственного участия. В некоторых отраслях она достигает 83%, и это плохо сказывается на развитии малого бизнеса. Антимонопольщики считают, что ситуацию улучшат тендеры. Это поможет малому и среднему бизнесу находить клиентов для товаров и услуг. Кстати, ПланФакт писал, как искать клиентов в закупках.
Плюсы конкуренции
Ситуацию лучше рассмотреть с точки зрения потребителей и предпринимателей. Конкуренция дает покупателям:
На конкурентном рынке нет дефицита, а потребитель покупает по комфортной цене у продавца, который предлагает лучшие условия.
Предприниматели, благодаря конкуренции, постоянно развивают бизнес:
Минусы конкуренции
Для покупателя нет минусов в конкуренции, а вот предприниматели сталкиваются с трудностями:
Но предприниматели знают, что бизнес — это риск. Поэтому то же исследование «Росконгресса» показывает, что бизнес позитивно оценивает само существование конкуренции.
Виды конкуренции
Один и тот же бизнес конкурирует с другими компаниями по разным направлениям. В целом, их 4:
Методы конкуренции
Конкуренция не существует сама по себе. Предприниматели, их поведение, действия, решения влияют на рынок и приводят к изменениям. Поэтому бизнес применяет несколько методов конкуренции, чтобы улучшить положение на рынке.
Добросовестная
Это здоровое поведение на рынке, когда предприниматели постоянно улучшают бизнес, развивают сервис и внедряют технологии для привлечения клиентов. Никто не привлекает к решению вопросов чиновников, черные методы PR или бандитов.
Недобросовестная
Это уже обратная сторона бизнеса. Некоторые предприниматели не хотят участвовать в честной борьбе и поэтому применяют нечестные методы работы. Подобные явления происходят в каждой стране. Например, встречаются такие виды недобросовестной конкуренции:
Используют и черный PR. Например, с помощью ботов распространяют негативные комментарии на сайтах или в соцсетях.
Эксперт по франшизам Евгений Талдыкин считает, что даже такую конкуренцию реально использовать в плюс:
«Я руководил сетью парикмахерских. В одном городе был партнер, который открыл 3 точки под нашим брендом. Поработал пару месяцев и вышел из сети, но при этом скопировал наш брендбук, цены, технологии и поменял название. Мы решили посмотреть, чем закончится дело. В итоге он поработал несколько месяцев, но не хватило собственных сил для развития. Он продал нам 3 точки и ушел в другой бизнес. Я считаю, что конкуренция — это нормально. Не надо нервничать, а лучше наблюдать и учиться. Даже негативный опыт работает в плюс»
Но бывают и совсем некрасивые способы убрать конкурента с дороги. Предприниматель занимается запчастями в одном регионе России. Он анонимно рассказал о таком случае:
«Это было в конце 90-х. У меня был конкурент и он занимал складские помещения, которые мне были сильно нужны. Я несколько раз предлагал купить помещения, но он отказывал. Потом я узнал, что он часто ходит ко всяким гадалкам и верит их рекомендациям. Ну, я и подкупил одну целительницу. Она ему нагадала, что он и его жена скоро заболеют, а чтобы этого избежать надо закрыть бизнес. Дескать, он с нехорошей аурой. Человек предсказуемо испугался. Сам мне позвонил. Я в итоге купил эти помещения дешевле, чем хотел»
Существуют и не совсем корректные схемы поглощения. Расскажем про случай с одной электронной торговой площадкой. Банк захотел купить площадку и предложил хорошую цену. Собственники ЭТП решили, что выгоднее продать бизнес. Переговоры шли хорошо, но в итоговых документах прописали неприемлемые условия. Деньги от покупки замораживались на счетах банка на несколько лет. За это время бизнес должен показывать такие же результаты, как в отчетности. Если показатели станут хуже, то часть денег возвращается банку. Собственники ЭТП отказались от таких условий. Потом выяснилось, что банк «натравливает» ФНС на таких «отказников». Площадка, о которой идет речь, вела дела официально, и поэтому налоговики не смогли предъявить претензии.
Ценовая
Есть рынки с высокой конкуренцией. Например, когда покупаете смартфон или ноутбук в интернете, видите десятки предложений от разных магазинов. Предприниматели на таких рынках часто используют ценовую конкуренцию, то есть снижают цены, чтобы привлечь покупателей.
Это нормальный способ для выживания бизнеса, но есть нюансы. Для начала лучше изучить цены конкурентов и посчитать все свои издержки, чтобы низкая стоимость все-таки приносила прибыль, а не увела бизнес в минус. Особенно это актуально для тендеров. Некоторые участники стремятся победить любой ценой. В итоге максимально снижают цену, побеждают и понимают, что исполнять контракт невыгодно.
Генеральный директор Fast Reports Михаил Филиппенко считает, что занижать цену опасно для развития бизнеса:
«Ценовая конкуренция часто встречается в нижнем ценовом сегменте. Давным давно, более 20 лет назад, когда мы только выходили на мировой рынок (с неоправданно, как сейчас вижу, низкой ценой), мы таким образом сами себе выстроили барьер. Объясню. Фактически, конкуренция происходит в головах у клиентов, и они думают: «хорошая вещь (а технологически мы уже тогда были лидером) не может стоить дешево», при этом мы своими руками загнали себя в эту «ценовую нишу» и выбирались оттуда более десятка лет. Это просто звучит «ну и продавали бы дешево», но ведь это средства на дальнейшую разработку, маркетинговое продвижение. Средства для компании очень важны»
Неценовая
По сути, настоящий и честный бизнес строится на неценовой конкуренции. Давайте разберем методы,которые используют предприниматели, чтобы быть лучше других.
Управляющий партнер Betty’s cake Антон Флинта рассказывает, что методы можно совмещать:
Зачем нужна конкуренция бизнесу
В первую очередь, конкуренция показывает, какие товары и услуги востребованы на рынке. Популярная ошибка новичков — думать, что если нет конкурентов, то успех обеспечен Это не так. Скорее это показатель, что потребитель не созрел для предложения.
С другой стороны, высококонкурентный рынок заставляет предпринимателя вести бизнес на основе цифр. Потому что придется сделать финансовую модель, чтобы понимать, насколько реальны планы компании. Возможно не стоит открывать небольшой продуктовый магазин в районе, где работают федеральные супермаркеты. Или все же открывать, но с конкурентным преимуществом. Например, работать 24 часа и с баром для продажи алкоголя ночью.
Действующие предприниматели не расслабляются именно из-за конкуренции. Приходится постоянно что-то придумывать и улучшать, чтобы клиенты не уходили к другим компаниям.
Иногда конкуренция приводит к неожиданным поворотам. Генеральный директор ООО «Научно-производственный центр «НовАТранс» Рафаил Валиев считает, что с конкурентами можно можно и сотрудничать:
«Если говорить о той нише, где работает наша компания (рынок образовательных технологий для железнодорожной отрасли), то я все чаще наблюдаю переход от конкуренции к объединению и партнерскому сотрудничеству. Это позволяет избегать искусственного занижения цен и дает возможность создавать качественно новые продукты»
Как обойти конкурентов в бизнесе: 6 советов для предпринимателя
Не стоит бояться конкуренции. В бизнесе от нее не уйдешь, поэтому радуйтесь, что есть мотивация для улучшения бизнеса. Но и есть 6 правил для успешной конкурентной борьбы.
1. Внедрение новых технологий
Это касается производства и торговли. Новое оборудование позволяет пилораме производить больше фанеры за месяц, чем конкурентам на старых станках. Или пандемия Covid-19 показала, что рестораны, которые внедрили онлайн-сервисы, лучше перенесли «карантин». Пока другие только начинали принимать заказы через интернет, более передовые заведения уже вовсю продавали еду дистанционно.
Всегда отслеживайте технологии, которые применяют в отрасли. Необязательно внедрять все новое. Одни инструменты хорошо работают за рубежом, но не востребованы в России. Но держите руку на пульсе, чтобы вовремя применить технологии, которые понравятся клиентам.
2. Обучение сотрудников и повышение квалификации
Сотрудники должны знать не только техники продаж или убеждений. Важно, чтобы они разбирались в продукте. Представьте, что магазин продает витамины. Придет покупатель, которому нужны БАДы улучшения сна или от болей в суставах при занятиях спортом. Если продавец не сможет внятно ответить на вопросы и рассказать, для чего пить определенный вид витаминов, то покупатель уйдет в магазин, где получит грамотную консультацию. Поэтому важно, чтобы сотрудники были экспертами, а не только продавцами.
Более того, эксперт отговорит клиента от ненужной покупки. А это позитивно скажется на имидже компании. В следующий раз клиент обязательно придет к вам, когда на самом деле понадобятся ваши товары.
3. Новые каналы масштабирования бизнеса
Если кафе работает в одном городе, то рано или поздно встанет вопрос о масштабировании. На первом этапе открывают другие точки в городе. Затем отрабатывают бизнес-процессы и открывают кафе в других регионах. Это можно сделать и по франшизе.
Если какие-то точки не окупаются, то бизнес получится сохранить за счет других заведений. Одному заведению труднее пережить кризисные ситуации. Например, арендодатель отказывается продлевать договор, а это значит, что кафе прекратит работу на какое-то время.
Всегда ищите точки роста для бизнеса. Это поможет увеличить прибыль, и будет проще пережить трудные времена. У вас будет больше финансовых возможностей, чтобы справиться с потерями на некоторых направлениях.
4. Анализ конкурентов
Конкуренты — это помощники для любого бизнеса. Необходимо регулярно следить за тем, что они делают. Например, под видом покупателей пытаться что-нибудь купить. Это делают для того, чтобы понять уровень экспертности продавцов и узнать, что еще предлагают клиентам.
Анализ поможет держать руку на пульсе и быстро внедрять в работу фишки других компаний. При этом не стоит думать, что плохо подсматривать за другими. Это не так. Каждая деятельность развивается за счет какого-нибудь копирования. Главное, делать это осознанно и с пользой для клиентов.
Руководитель офиса компании «ЦКТ» в Санкт-Петербурге Алексей Биляк считает, что анализировать конкурента можно собственными силами:
«Анализ конкурентов мы производим собственными силами, используя данные из открытых источников. Изучаем количество интернет-ресурсов той или иной компании, а также открытую финансовую информацию. Это позволяет понять примерные обороты. Работаем и по конкретным товарам: мониторим присутствие на маркетплейсах, наличие товара, в том числе на складе. Есть и косвенные показатели, такие как посещаемость сайтов конкурентов, ну и конечно, положение в поиске по ключевым запросам, важным нам. На отзывы сегодня смотрим в меньшей степени, поскольку по нашим наблюдения, сегодня 50% отзывов написано самими же организациями»
5. Изучение спроса в перспективе
Стагнация приведет бизнес к остановке. Поэтому необходимо думать на перспективу. Посмотрите, как стали практически не нужны стационарные телефоны, модемы или кассетные магнитофоны. Изучайте технологии и тренды, чтобы предлагать рынку актуальный товар. Но тут главное не переборщить. Одно время все бросились продавать спиннеры, а сегодня поп-иты. Но у многих в итоге склады забиты этой продукцией. Учитесь отличать трендовые товары от долгого спроса.
6. Повышение качества продукта
Это одно их основных правил для успешной борьбы с конкурентами. Всегда будьте лучше, и тогда клиенты выберут вас. И слово качество в данном случае означает комплексный подход.
Недостаточно просто продавать или производить хорошие товары. Придется хорошо консультировать, быстро обрабатывать заявки покупателей, развивать доставку, сделать хорошую программу лояльности. То есть недостаточно быть хорошим в чем-то одном. Развивайте все аспекты, чтобы остаться на плаву.
Сооснователь маркетплейса скидок «ПромКод» Андрей Приображенский считает, что необходимо отталкиваться и от клиентских запросов:
«Я руковожу сервисным продуктом, в котором важны удобство использования и возможность удовлетворить запрос пользователя. По сути, у нас предметная и функциональная конкуренция. Анализ конкурентов включает параметры, которые относятся к этим методам. Анализируем и улучшаем пользовательские характеристики продукта. Сейчас, к примеру, пользователь нашего сервиса заинтересован не только в скидке, но и в возможности получить кэшбэк на свою покупку. Для удовлетворения этого запроса мы доработали продукт»
Конкуренция — это обычное явление для рынка, на котором работает малый и средний бизнес. Ее не нужно бояться, а наоборот, стоит использовать для развития и выхода на новый уровень.
Рынок
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
по легальности — легальный, нелегальный;
по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
все зависит от случая;
невозможно сделать долгосрочный прогноз;
проблемы с экологией;
Законы рынка
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.
Предпринимательство, коммерция, бизнес-деятельность, маркетинг и менеджмент, их экономическая характеристика и предназначение
Хозяйственная деятельность в рыночных условиях зачастую характеризуется определенными категориями и терминами, такими как «предпринимательство», «бизнес», «коммерция», «маркетинг», «менеджмент», что и обуславливает необходимость их изучения.
Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов, или, по-другому, это организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.
Предприниматель – это менеджер-новатор, который ведет собственное дело, как индивидуальное, так и коллективное, имея в нем свою долю собственности или используя заемный капитал.
Основными формами предпринимательского новаторства являются:
Предпринимательство – одна из форм бизнеса, который чаще всего характеризуется, как дело (работа), любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду, т.е. это система ведения дел или система, которую создали для удовлетворения желаний.
Бизнес, или бизнес-деятельность, представляет собой организацию выполнения социального заказа с его последующей реализацией в целях конечного удовлетворения своих потребностей, или, по-другому, бизнес – это система, охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность в одно целое.
Суть системы бизнеса состоит в том, что каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом, и в то же время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические интересы, предприимчивость, деловую хватку.
Внутренние и внешние факторы в равной степени влияют на предпринимательскую деятельность и бизнес в целом (рис. 1.).
Рис. 1. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства и бизнес-деятельности
Об устойчивости и жизнеспособности системы бизнеса свидетельствуют тенденции к развитию, расширению, укреплению и упрочению бизнес-деятельности.
Бизнес постоянно раздвигает границы экономического роста, технологий, культуры и политики.
Основными условиями существования и развития бизнес-деятельности являются:
̶ собственность на средства производства и конечный продукт деятельности, а также возможность получать и передавать права собственности на экономические блага;
̶ частная автономия (или относительная обособленность) хозяйствующих субъектов, предполагающая свободу хозяйственной деятельности, договоров, объединений, профессионального и потребительского выбора;
̶ развитые формы обмена, т.е. наличие товарно-денежных отношений, в т.ч. свободная купля-продажа труда.
Свобода предпринимательской деятельности означает, что производитель самостоятельно принимает решения по организации своей бизнес-деятельности: что производить, в каких количествах, при помощи каких технологий – все эти решения есть суверенное право предпринимателя. Разумеется, абсолютной свободы не бывает, ее рамки определяются обществом, законом. Но все-таки свобода предпринимательства распространяется столь далеко, что предприниматель (физическое или юридическое лицо) имеет право и на неверные решения, которые могут не только не принести дохода, но и привести к разорению.
В целом, бизнес-деятельность в ее классическом виде порождена рыночной системой хозяйства и является одновременно ее основным звеном. Бизнес и рынок неразрывны, они существуют и развиваются вместе.
Наравне с бизнесом и предпринимательством часто употребляется термин «коммерческая деятельность», или «коммерция».
Коммерция – это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. В узком смысле это часть предпринимательской деятельности в сфере обращения по непосредственной реализации продукции и получению прибыли.
В широком смысле – это заключение торговых сделок как составная часть любого бизнеса.
Основная роль современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализации сферы обращения.
К новейшим формам коммерческой деятельности можно отнести лизинг, франчайзинг, факторинг, инжиниринг, консалтинг, аутсорсинг и другие.
Отсюда можно сделать вывод, что бизнес – это система, охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность на основе предпринимательско-коммерческих форм осуществления.
Наиболее распространены в современной экономике следующие формы бизнес-предпринимательства: индивидуальное, совместное (совместные предприятия), рисковое (венчурное), т.е. инновационные фирмы-проводники и разведчики научно-технического прогресса.
В целом необходимо отметить, что сущность бизнес-предпринимательства состоит в том, что это особая специфическая сфера рыночного хозяйствования, одновременно способ и процесс хозяйственной деятельности человека в современном обществе. Отсюда предпринимательская деятельность рассматривается и как ведущий фактор производства.
Всякая предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационных формах. В основе их классификации лежат два признака: форма собственности на капитал и степень концентрации капитала. В зависимости от формы собственности предпринимательство делится на государственное и частное. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации границы государственного предпринимательства расширяются, приватизация их сужает.
Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко, причинами этого являются чрезмерно большие первоначальные капиталовложения либо инвестиции с очень большим сроком окупаемости и общественная значимость производимой продукции. Эффективность государственного предпринимательства также ниже, чем частного, это предопределяется тем, что государственные предприятия заведомо находятся в неравных условиях по сравнению с частными хозяйствами: они не свободны в своей хозяйственной деятельности, ценообразовании и часто вынуждены реализовать продукцию по себестоимости. Кроме того, чрезмерная государственная опека, покрытие убытков, а также отсутствие конкурентных начал усугубляет и снижает эффективность государственного предпринимательства. Поэтому необоснованное увеличение государственного сектора в экономике чревато опасностью снижения темпов экономического роста.
В то же время частный сектор имеет перед государственным ряд преимуществ:
— он свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;
— не регламентирован в объемах бизнеса;
— не ограничен в ценообразовании на производимую продукцию.
При этом частное предпринимательство может осуществляться в разнообразных экономических формах, таких как:
Особой организационно-правовой формой предпринимательства являются кооперативы. Они в большинстве стран не являются фирмами в буквальном смысле слова, а представляют собой общества, объединения, деятельность которых направлена не столько на непосредственное получение прибылей и доходов, сколько на оказание помощи и содействие членам кооператива в их бизнес-деятельности (например, кредитные, сбытовые, жилищные, потребительские кооперативы).
Но при этом особо необходимо выделить производственные кооперативы, где собственники средств производства одновременно являются и тружениками, поэтому их собственность следует расценивать, как частно-коллективную. Доходы, которые получают члены кооператива, имеют два источника: фонд заработной платы, из которого они вознаграждаются как работники, и доход (прибыль), на который они уже претендуют как собственники. Такая форма предпринимательства привлекательна тем, что соединяет экономический интерес труженика и собственника.
Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности выступает фирма (организация), которая является юридическим лицом и может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием, как правило, понимается однопрофильное, однопродуктовое производство.
Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства, и такая ориентация делает фирму более устойчивой, в особенности при экономических спадах. Ведь когда складывается неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара, то это может снизить доходы от его производства, но, с другой стороны, это может не коснуться условий доходности по остальным видам товаров. Кроме того, ориентация на однопродуктовое предприятие не всегда перспективна, так как можно попасть в тупиковую ситуацию из-за затухания жизненного цикла товара. Если же фирма многопрофильна, она может совмещать производство товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла и требующих различных капиталовложений. В целом рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства получило название «диверсификация капитала».
В современной динамичной, быстро изменяющейся среде, необходимым звеном деятельности любой фирмы является определение стратегии.
Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Стратегическая целевая функция фирмы состоит в том, чтобы получить максимальные результаты в процессе предпринимательской деятельности при минимальных затратах и ресурсах. Практически это означает максимизацию остаточного дохода, т.е. той части реализованной продукции, которая остается за вычетом всех видов затрат, налогов и других отчислений. В связи с этим целевую функцию фирмы сводят к максимизации прибыли.
Такой подход является верным, но экономическая жизнь сложна и противоречива: на рынке объективно может сложиться такая ситуация, которая не позволяет фирме всегда и во всех случаях преследовать только одну цель – максимизацию прибыли. Кроме этого, необходимо учитывать и закономерности прохождения жизненного цикла развития фирмы: выход на рынок (зарождение), экономический рост, зрелость и упадок. В эти периоды целевые функции могут быть разными: от расширения своего присутствия, т.е. позиционирования на рынке, экономической экспансии, максимизации прибыли до ренессанса (возрождения).
Другой конкретной и не менее реальной целью предпринимательской деятельности фирмы является максимизация объема продаж. Величина реализованной продукции – это наиболее общий результат предпринимательской деятельности фирмы. Максимизация объема продаж позволяет сохранять и расширять штаты работников, внедрять новые проекты развития фирмы, укреплять ее положение на рынке. При этом максимизация объема продаж имеет свои пределы, которые связаны с уровнем прибыли, но при прочих равных условиях она ведет к росту массы прибыли, к усилению позиций фирмы на рынке.
В качестве конкретной и основной цели фирма может выбрать максимизацию роста и увеличение ее активов. В этом будут, прежде всего, заинтересованы ее владельцы, но данная цель неизбежно порождает тенденцию к увеличению той доли прибыли, которая идет в накопление, в фонд развития производств, и, соответственно, к уменьшению доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов. Процесс распределения прибыли на эти две части сложен и противоречив: низкие дивиденды побуждают акционеров продавать акции, их курс начинает падать, появляется опасность перехода контрольного пакета акций к конкурентам.
При всех этих сложностях фирма реально может поставить в качестве главной цели рост производства, рост размеров фирмы за счет увеличения накапливаемой прибыли. Эти результаты внешне выражают себя в объеме продаж, в прибыли и в предельном доходе. Объем продаж, или общая величина реализованной продукции, представляет собой объем продукции, выраженный в рыночной цене, т. е. произведение рыночной цены на количество проданного товара. В экономической литературе реализованная продукция или выручка рассматривается как одна из форм дохода. При этом доход интерпретируется как денежные средства, полученные в результате предпринимательской или всякой другой деятельности за определенный период. Традиционно весь объем продаж, или вся валовая выручка, понимается как валовой или общий доход. Безусловно, что особое место в предпринимательской деятельности занимают прибыль и предельный доход.
Прибыль – это та часть стоимости валовой и, соответственно, товарной и реализованной продукции, которая по своему содержанию представляет собой чистый эффект производственной и коммерческой деятельности предприятия, которая в процессе кругооборота и оборота капитала обособляется в самостоятельную форму, качественно противоположную затратам (издержкам), количественно выступает как разность между стоимостью валовой продукции и валовыми издержками.
Из данного определения следует, что родовым понятием для прибыли, как и для издержек, является стоимость валовой продукции фирмы, соответственно – стоимость товарной и реализованной продукции. Из определения также следует, что прибыль как часть реализованной продукции имеет три видовых признака, качественно отличающих ее от издержек (затрат): по содержанию – это чистый эффект деятельности фирмы; по форме – это особая часть стоимости реализованной продукции, антипод издержек; количественно – это разность между объемом продаж и затратами.
Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности побуждает фирму искать способы максимизации прибыли. Существует два основных способа максимизации прибыли. Первый способствует получению большей массы прибыли, второй – увеличению темпов прироста прибыли. В основе первого способа лежит принцип сопоставления предельных издержек с предельными доходами, в основе второго способа – учет влияния постоянных и переменных издержек на темпы прироста прибыли в процессе увеличения объема продаж.
В экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются цели и средства их достижения: традиционная теория, менеджеральная, теория максимизации роста, теория множественности целей и другие.
Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом дохода. При этом основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависят их жалованье (зарплата) и другие выплаты и льготы.
Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.
Теория множественности целей показывает линию поведения фирмы, при которой руководство фирмы выбирает такую комбинацию целевых установок, которая оптимально учитывала бы все основные цели: увеличение прибыли и объема продаж, рост фирмы, повышение заработной платы персонала, увеличение выплаты доходов по акциям, решение других социальных задач и, как следствие, удовлетворение стремлений всех заинтересованных сторон. Этот подход повышает престиж фирмы, позволяет решать социальные цели и задачи.
Основными инструментами реализации выбранной линии поведения фирмы являются бизнес-план и мероприятия по маркетингу и менеджменту.
Бизнес-план – это расчетный прогноз развития предпринимательской деятельности фирмы, являющийся отчетным документом и главным обоснованием инвестиций.
Бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет и содержит, как правило, следующие разделы:
— анализ рынка и маркетинговая стратегия;
— продуктовая стратегия и производственная стратегия;
— развитие системы управления фирмой и собственностью;
— финансовая (экономическая) стратегия.
При этом развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и производственной стратегии, а начинающие больше внимания уделяют финансовой стратегии.
В центре внимания всей системы коммерческой деятельности теперь закладывается долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование, синтезом которого выступает бизнес-план, в основе которого лежат маркетинговые исследования.
Маркетинг – это комплексная система организации производства, сбыта и управления, которая ориентирована на учет потребностей рынка. Организационно эта система включает четыре подсистемы, каждая из которых отвечает на четыре классических вопроса, определенных «правилами игры» на рынке.
Первая подсистема подсказывает предприятию, что надо продавать, а следовательно, и что надо производить.
Вторая подсистема позволяет заранее предрешить вопрос, где продавать, и таким образом определяет рынок сбыта продукции.
Третья подсистема отвечает на вопрос, каким способом продавать, и тем самым заранее предопределяет систему заказов, договоров и, главное, цен.
Четвертая подсистема отвечает на вопрос, кому продавать, то есть заранее предопределяет потенциальных покупателей, их потребности и возможности.
Система маркетинга позволяет, с одной стороны, тщательно изучить рынок, с другой – активно воздействовать на него. При этом в настоящее время крупные известные фирмы имеют возможность не только изучать, но иногда и формировать спрос, а это уже не определение потребностей, а создание общественной потребности.
Маркетинг – это попытка «спланировать» рынок, максимально сократить неопределенность и риск, а также это современная форма выживания фирмы в конкурентной борьбе.
Маркетинг прочно утвердился в деловой жизни развитых стран и прошел в своем эволюционном развитии четыре основных этапа:
— первый этап (1860–1930 гг.) – в основе концепции маркетинга была заложена товарная ориентация, т.е. стремление к улучшению качества товаров без серьезного учета потребностей покупателей;
— второй этап (1930–1960 гг.) – в основе концепции стратегии маркетинга стояла сбытовая ориентация, т. е. стремление с помощью рекламы и других методов воздействия на покупателя побудить его совершать покупку и тем самым обеспечить максимизацию продаж;
— третий этап (1960–1980 гг.) – в исходную основу этого периода была положена концепция рыночной ориентации, особо выделялись товары, которые пользовались на рынке повышенным спросом, увеличивалось производство прежде всего этих товаров, с учетом требований потребителей;
— на четвертом этапе (1980 – настоящее время) основным методом становится маркетинговое управление: ведутся глубокие исследования рынка, товаров и покупателей. Маркетинг все более приобретает социально-этическую направленность, учитывая требования общества, окружающей среды и потребителей.
В целом маркетинговая стратегия фирмы берется в основу содержания управленческой ее деятельности, которая в рыночной экономике именуется менеджментом.
Менеджмент – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального варианта использования всех имеющихся ресурсов, или, по-другому, это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов и методов.
Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере, так как термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, разным сферам деятельности, органам управления. Термин «менеджмент» в основном применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Наиболее важными чертами современного менеджмента являются:
— децентрализация деятельности и управления фирмой;
— гибкость организационной структуры управления, обеспечивающая такую форму управления, которая соответствовала бы профилю, размерам и задачам фирмы и организации информационных потоков таким образом, чтобы исключить несогласованность подразделений фирмы;
— оптимизация численности управленческого аппарата и повышение эффективности управленческого труда посредством сокращения среднего управленческого звена, поскольку оно наиболее расположено к бюрократизации, и в целом стимулирование управленческого труда: техническая оснащенность, подготовка менеджеров за счет фирмы, поощрение определенной степени риска и свободы менеджеров;
— стимулирование производительности труда, не только в материальной форме, но и в большой степени делается акцент на морально-психологический фактор: вовлечение рабочих в процесс управления фирмой; уважение и доверие к работнику; создание определенных ценностных ориентаций (забота о престиже фирмы и ее марке, гордость за принадлежность к данной фирме и т.д.).
В целом современные теории менеджмента базируются на представлении о человеке как о целеустремленной, творческой и самоорганизованной личности («теория Y» Д. Макгрегора), чья мотивация основана не только на базисных потребностях, но и на потребности в самоуважении и самореализации (теория иерархии потребностей А. Маслоу). Считается, что труд, приносящий не только доходы, но и удовлетворение, способствует также психологическому здоровью человека и стимулирует его активность (теория мотивационной гигиены Ф. Герцберга).
Таким образом, основными чертами современного управления бизнес-деятельностью являются:
Деятельность менеджера в соответствии с теорией «человеческих отношений» должна быть направлена:
— на создание у рабочего уверенности в завтрашнем дне, в том, что он не останется без работы;
— на установление отношений взаимопонимания между админаппаратом, управленцами и рабочими;
— на установление нормальных индивидуальных и групповых отношений;
— на стимулирование интереса рабочих как к их собственной работе, так и к делам фирмы;
— на формирование материальных и моральных стимулов, связанных с конечными результатами деятельности фирмы;
— на участие рабочих в управлении фирмой и ее прибылях.
Отсюда следует, что характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.
При этом выделяют три наиболее важных принципа менеджмента:
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.
Стратегическое управление включает:
— выработку цели менеджмента;
— прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов;
— перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.
Оперативное управление включает деятельность по реализации намеченных мер, которая подразделяется на организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов и руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.
Контроль, который включает анализ достигнутых результатов и выступает как исходный пункт нового цикла управления.
Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Менеджмент призван создавать условия успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок.
Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на фирме в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке.
В целом на более полное значение экономической и социальной роли прибыли в процессе предпринимательской деятельности указывают и ряд следующих показателей, таких как:
В конечном счете прибыль выступает не только как критерий эффективности всей предпринимательской деятельности, опирающейся на бизнес-планирование, маркетинг и менеджмент, но и как надежное средство в конкурентной борьбе, как движущий мотив и главная цель бизнес-деятельности. Отсюда: стратегической целью деятельности фирмы является организация предпринимательской деятельности с опорой на бизнес-планирование, маркетинг и управление (менеджмент) ограниченными ресурсами для получения прибыли как объективного критерия эффективности рыночного хозяйствования.
При этом любой предприниматель в процессе своей бизнес-деятельности должен решать две глобальные задачи:
̶ как можно более точно определить социально значимый заказ, его количественную и качественную характеристики;
̶ организовать управление фирмой на основе новой модели конкурентных возможностей, чтобы достичь целей бизнес-деятельности.
Выполнение поставленных задач также во многом зависит от оптимизации и сбалансированности составных частей фирмы и своевременной реакции ее управленческого персонала на происходящие изменения, как внутри, так и вне фирмы.
Поскольку предприятие выступает единством вещественного содержания (процессов, которые характеризуют развитие производительных сил и технико-экономических отношений, т.е. технологического способа производства) и общественной формы (процессов, которые характеризуют развитие отношений экономической собственности), то неравномерность экономического развития конкретизируется в развитии этих двух сторон. Неравномерность экономического развития технологического способа производств в границах предприятия обнаруживается в неравномерном развитии техники и технологии, проведении НИОКР, повышении общеобразовательного и профессионального уровня нанимаемых работников, управленческих кадров, внедрении новейших форм и методов организации производства, углублении единичного разделения труда. Неравномерность развития экономической собственности на предприятии обнаруживается, с одной стороны, в несоответствии изменений между прогрессом технологического способа производства в границах предприятия вообще и отдельных его элементов в частности и эволюцией отношений присвоения между разными категориями наемных работников и собственниками предприятий – с другой.
При этом если руководство предприятия, фирмы, компании не будет согласовывать через хозяйственный механизм возрастание производительности труда на предприятии и оптимальную долю наемных работников в созданном ими прибавочном продукте, то это будет фактором ослабления их могущества, в том числе компании, холдинга и т. д. И с другой стороны, мобилизация человеческого фактора с учетом привлечения его к конечным результатам деятельности фирмы – это неиссякаемый источник конкурентных преимуществ компании, фирмы.
В современном стремительно меняющемся, нестабильном мире нет определенных ответов, как стать успешным. Тем не менее, новая модель поведения фирмы на современном, глобальном и высококонкурентном рынке должна базироваться на следующих пяти основных элементах менеджмента, которые становятся основой устойчивого роста бизнеса и экономики:
Безусловно, целью предприятия является преобразование ресурсов в готовую продукцию и вывод ее на рынок. Но, чтобы быть прибыльным, это преобразование должно быть сделано с максимально возможной производительностью, т.е. производить больше с таким же или меньшим количеством ресурсов (людей, машин, денег и т. д.). Повышение производительности возможно в результате применения более совершенных инструментов, современных технологий и мотивированных работников.
Ключевым значением для обеспечения роста производительности является разработка и внедрение новых технологий производства и оптимизация процессов работы системы (рис. 2).
Рисунок 2. Повышение производительности за счет гибких технологий, снижения цен и производства различной высококачественной продукции
Наряду с этим важными параметрами любого производства выступают гибкие технологии и скорость перемен, т.е. реакция на изменение среды.
Реагирование в промышленности означает скорость, с которой компания реагирует на изменение потребностей общества и непредвиденных событий рынка, а также скорость, с которой бизнес-решения принимаются и выполняются. Миссия таких компаний – производство продукта высокого качества, в необходимом объеме, в нужное время и в нужном месте!
Хорошо продуманная реконфигурируемая система производства будет проходить через множество циклов, изменений за свой жизненный цикл (возможно, 15 лет или более), производя семейство меняющихся продуктов.
При этом наличие реконфигурируемых производств позволяет компаниям увеличить их мобильность, поскольку эти системы настраиваются в соответствии с рыночным спросом. Лозунг таких систем: потенциал и функциональные возможности необходимы именно тогда, когда это необходимо.
Одним из важнейших факторов в поддержании роста компании и быстрого реагирования на возможности рынка является интеграция трех основных функций производственного предприятия:
̶ проектирование продукции многофункциональными командами;
̶ изготовление продукции гибкой производственной системой;
̶ продажа продукции за счет оптимальной бизнес-стратегии.
При таком подходе распределение производительности и производственные затраты согласовываются с целями маркетинга на весь период жизненного цикла фирмы, и это единственный способ уменьшить время выполнения поставленных задач, снизить стоимость продукции и, в конечном итоге, возможность выиграть конкурс на глобальном рынке посредством создания преимущества для кармана клиента.
Отсюда, с учетом нового сценария развития продукта, на предприятии должны учитываться связи между тремя основными составляющими: проектированием, стоимостью и производительностью. С целью повышения конкурентности и получения прибыли учет этих основных процессов должен осуществляться одновременно, а не последовательно.
Для достижения рыночной гибкости всех трех элементов они должны обладать набором пяти следующих основных характеристик:
Следует отметить, что шестая характеристика, диагностируемость, применима к сложной заказной продукции (например, автомобили) и производственным системам, но не применяется на корпоративном уровне бизнес-модели.
Новая модель бизнес-деятельности фирмы должна учитывать, что при постоянно растущей конкуренции в процессе глобализации клиенты имеют больше власти и их предпочтения могут быть удовлетворены в большей степени, по доступной цене, чем когда-либо раньше. В этих условиях при проектировании продукта следует ориентироваться на следующие аспекты:
̶ изделия должны разрабатываться для различных рынков, учитывающих различную покупательную способность, потребности и культуру в конкретных регионах;
̶ необходимо также предусмотреть возможности по персонализации производства, продуктов, разработанных специально для индивидуальных потребностей и предпочтений клиента.
При проектировании продуктов для различных мировых рынков цель заключается в разработке линии продуктов с похожей базовой функциональностью, но выполняющих разные функции, чтобы соответствовать различным ценовым диапазонам и условиям жизни, и соответствии нормативно-правовой базе страны. Продукты должны быть спроектированы таким образом, чтобы они могли быть изготовлены также на заводах, которые расположены в другой стране, что делает проектирование продукта более сложным, чем когда-либо прежде, но это дает дополнительные преимущества, выраженные в возможности маневрирования.
При этом персонализированные категории продукта, как правило, ориентированы на более богатых клиентов, которые желают иметь высокую степень внимания к своим личным потребностям, чем просто приобретение наборов-вариантов, предлагаемых производителями. Эта тенденция к персонализированному производству может быть достигнута, только если производимые продукты становятся более модульными и разработаны с открытой архитектурой для механических, электрических и информационных интерфейсов.
Возможно, самым важным активом, который делает производственную компанию великой, являются мотивированные люди. Ведущие компании-производители стремятся развивать культуру, в которой каждый сотрудник заботится о компании и испытывает некоторое чувство собственника. Но для достижения глобальной цели недостаточно мотивировать сотрудников, необходимо их приобщить к решению вопросов повышения конкурентности компании. Работники должны иметь информацию, которая позволяет им принимать разумные решения и нести ответственность за свои действия. Например, иметь право получения информации о состоянии производственной системы и ежедневных целей производства, что может помочь найти новые возможности для увеличения производительности и улучшения качества продукции. Принятие важных решений требует навыков, информации и знаний. Информационные технологии, когда они планируются правильно, распределяют знания, где это необходимо и когда это необходимо. Знания в сочетании с лояльностью сотрудников и их преданностью успеху компании могут дать сильное конкурентное преимущество.
Стремление к информации на основе расширения прав и возможностей стимулирует предпринимательский дух в компании. Этот дух, в сочетании с возможностью владения собственностью, ускоряет реагирование компании на непредсказуемые ситуации, увеличивает производительность труда и создает импульс к быстрому внедрению инноваций в продукцию и процессы компании.
Современной глобальной экономике свойственен интеллектуально-психологический и информационно-сетевой характер, ей присущи гиперконкурентные технологии и методы программируемо-управляемого, информационно-психологического влияния на сознание, волю и психику людей.
Отсюда: учет этих особенностей, быстрое реагирование, инновации и новые продукты, новые методы проектирования, реконфигурация технологий и интеграция бизнеса и инженерных аспектов, расширение имущественных прав работников должны войти в путевую карту современных фирм и компаний.
Исходя из всего изложенного, можно сделать следующий вывод, что только эффективная деятельность компании, основанная на усилении роли личного интереса, новой мотивации трудовых отношений, создании благоприятных условий по повышению конкурентности, должна стать импульсом активизации бизнес-деятельности, предпринимательства и экономического развития.
Лабунский В.В., к.с/х.н., доцент кафедры
«Экономической теории и мировой экономики»