Что такое привлеченные средства

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА

Смотреть что такое «ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА» в других словарях:

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА — средства (чаще всего оборотные), не принадлежащие предприятию, полученные со стороны, но временно до их возврата участвующие в хозяйственном обороте в качестве источника формирования оборотных средств. В условиях рыночной экономики это в основном … Экономический словарь

привлеченные средства — средства (чаще всего оборотные), не принадлежащие предприятию, полученные со стороны, но временно до их возврата участвующие в хозяйственном обороте в качестве источника формирования оборотных средств. В условиях рыночной экономики это в… … Словарь экономических терминов

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА — – заемные средства в виде государственных или коммерческих кредитов на пополнение оборотных средств. Предоставляются приватизированным предприятиям, а юридическим лицам, у которых доля государства в уставном фонде превышает 50%, – из целевого… … Краткий словарь экономиста

Привлеченные средства банка — все виды банковских вкладов и счетов, а также средства от продажи собственных ценных бумаг. См. также: Банковские ресурсы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Привлеченные средства предприятия — средства, состоящие из: дебиторской задолженности предприятия; государственных субсидий или дотаций; задолженности по выплате налогов; задолженности по обязательствам предприятия по трудовым соглашениям; средств пенсионных и профсоюзных фондов… … Словарь бизнес-терминов

Привлеченные средства кредитного кооператива — 21) привлеченные средства денежные средства, полученные кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков) на основании договоров займа, иных договоров, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также денежные средства,… … Официальная терминология

СРЕДСТВА, ПРИВЛЕЧЕННЫЕ — средства (чаще всего оборотные), не принадлежащие предприятию, полученные со стороны, но временно до их возврата участвующие в хозяйственном обороте в качестве источника формирования оборотных средств. В условиях рыночной экономики это, в… … Большой бухгалтерский словарь

СРЕДСТВА ПРИВЛЕЧЕННЫЕ — (см. ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Средства Привлеченные — См. Средства заемные Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

средства, привлеченные извне — Средства, поступившие в корпорацию из внешних источников, например банковский займ, прибыль от выпуска облигаций или поступления наличных средств от лиц, предоставляющих рисковый капитал. Средства, привлеченные извне, дополняют создаваемый внутри … Финансово-инвестиционный толковый словарь

Источник

Что такое привлеченные средства. Смотреть фото Что такое привлеченные средства. Смотреть картинку Что такое привлеченные средства. Картинка про Что такое привлеченные средства. Фото Что такое привлеченные средства

Что составляет заемные средства предприятия?

К заемным средствам, учитываемым отдельно в бухучете и обособленно показываемым в отчетности, относят средства, предоставленные предприятию иными лицами на оговоренный срок. В зависимости от того, кем они даны, заемные средства подразделяются:

Средства привлекают путем оформления:

По срокам погашения заемные средства бывают краткосрочные (менее года) и долгосрочные (более года).

У лица, предоставляющего предприятию средства в долг, возникает право на получение дохода, а у предприятия, соответственно, появляется расход. По договорам кредита или займа это проценты, а по долговым бумагам — дисконт (разница в стоимости).

Как осуществляют учет заемных средств?

Для учета заемных средств и процентов, начисляемых по ним, предприятие использует счета 66 и 67, отражая на них расчеты по соответственно краткосрочным и долгосрочным средствам. Цифры на них появляются в момент поступления денег: Дт 50 (51, 52) Кт 66 (67).

Величина долга по каждому из обязательств числится по кредиту этих счетов:

Куда относятся расходы по заемным средствам?

Расходы по заемным средствам могут быть 2 видов:

Об отражении курсовых разниц, возникающих по заемным средствам, полученным в валюте, читайте в статье «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)».

Где показывают заемные средства в балансе?

В вошедшую в отчетность сумму, помимо основного долга, включают задолженность по начисленным процентам. При этом проценты по долгосрочным обязательствам показывают в составе краткосрочных долгов.

Пример заполнения строки 1410 «Заемные средства» от КонсультантПлюс
Показатели по счету 67 (обязательства по возврату основной суммы долга и уплате процентов со сроком погашения более 12 месяцев после отчетной даты).
Смотрите в К+ фрагмент бухбаланса по строке 1410, а также по другим отчетным показателям. Пробный доступ к К+ предоставляется бесплатно.

Итоги

Учет и отражение заемных средств в отчетности не представляют сложности. Внимание следует уделять их целевому назначению, а также своевременности и правильности расчета процентов, не забывая при составлении отчетности корректно отражать в ней задолженность по процентам, относящимся к долгосрочным обязательствам.

Источник

Ресурсы коммерческого банка

Ресурсы банка – совокупность средств, находящихся в распоряжении кредитной организации и использующихся для ведения банковской деятельности. Формируются посредством пассивных операций.

По способу образования ресурсы кредитной организации делятся на собственные и привлеченные средства.

Собственные средства – уставный капитал, резервный и другие специальные фонды, а также нераспределенная прибыль банка. На долю собственных средств приходится в среднем 20–30% от всей ресурсной базы кредитной организации.

Привлеченные средства – средства, полученные от клиентов кредитной организации и заимствованные в банковском секторе. Это средства юридических и физических лиц, размещенные на депозитных, расчетных и других счетах, заемные средства, а также получаемые банком от выпуска собственных ценных бумаг, осуществления других операций, увеличивающих ресурсную базу кредитной организации, и на рынке межбанковского кредитования. Привлеченные средства занимают 70–80% всех банковских ресурсов и выступают основным источником их формирования.

Банковские ресурсы можно классифицировать по их стоимости, влиянию на ликвидность и доходность банка и т. д. К примеру, разделить по стоимости ресурсы можно на дешевые и дорогие. Так, вклады до востребования являются для банка дешевым ресурсом, а срочные депозиты и займы на межбанковском рынке – дорогим.

Кроме того, структура ресурсов отдельно взятого банка будет отличаться по своему качественному и количественному составу от структуры ресурсов другого банка. Так происходит потому, что кредитные организации различаются по видам деятельности, составу осуществляемых ими операций, количеству и качеству клиентской базы, они по-разному проводят депозитную и кредитную политику и т. д.

Кредитная организация должна поддерживать определенное соотношение между собственными и привлеченными средствами. Банк России для оценки ликвидности кредитных учреждений устанавливает определенные обязательные соотношения (нормативы) между этими источниками ресурсов.

Источник

Что такое заёмные средства и оценочные обязательства

В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о двух видах пассивов. Первый хорошо знаком российским бухгалтерам. Второй они предпочитают не замечать или называют резервами предстоящих расходов, хотя их экономическая сущность сильно отличается. В новых ФСБУ оценочных обязательств становится все больше, поэтому разбираться с ними все равно придется.

Что такое привлеченные средства. Смотреть фото Что такое привлеченные средства. Смотреть картинку Что такое привлеченные средства. Картинка про Что такое привлеченные средства. Фото Что такое привлеченные средства

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. Заканчиваем разбирать пассивы, сегодня познакомимся с заёмными средствами и оценочными обязательствами.

Заёмные средства

Заёмные средства — это обязательства по полученным займам и кредитам. Для справки: займы и кредиты — это не одно и то же, хотя с точки зрения учета большой разницы нет. Кредит может выдавать только финансовая организация с соответствующей лицензией на строго определенный срок. Кредит выдаётся и возвращается только деньгами. За пользование кредитными средствами всегда берется плата. Заем может выдать кто угодно на определенный или неопределенный срок. Взаймы могут даваться любые активы — хоть продукты питания. Заем бывает беспроцентным, то есть бесплатным для заемщика.

В международной финансовой отчетности заёмные средства представлены несколькими статьями:

Возможно и другое разделение. Предпринимателю важно разграничить составляющие заёмных средств по экономической сущности, а не по юридической форме.

Первая составляющая — так называемое тело займа или кредита. Это сумма, которая взята в долг. Для заёмщика это не доход и не расход, а просто денежные средства, которые одолжены на время. Возникшая сумма денег уравновешена точно таким же обязательством перед кредитором.

Вторая — плата за пользование чужими деньгами. Это обязательство, которое влечёт расход. Когда компания берет в долг, нужно понимать за счет чего это обязательство будет погашаться. Для этого нужно планировать свои продажи и считать рентабельность собственного капитала.

Третья — плата за получение возможности пользоваться чужими деньгами. Например, это стоимость консультационных услуг по подбору займа или кредита. И это тоже расход.

ООО «Рога и копыта» взяло кредит 100 000 руб. на 2 года под 12% годовых. В момент получения кредита обязательство составляет 100 000 руб. Через год112 000 руб. К концу срока действия договора124 000 руб. Итого за два года расходы составят 24 000 руб.

Есть исключение. Если заём или кредит берётся на приобретение основных средств или нематериальных активов, то проценты, начисленные до начала их использования, включаются в стоимость таких активов. То есть они сначала увеличивают стоимость активов, и в моменте расхода нет. Но важно понимать, что эти суммы все равно станут расходами, когда будет начисляться амортизация.

ООО «Рога и копыта» взяло кредит 100 000 руб. на 2 года под 12% годовых для строительства сарая. В момент получения кредита обязательство составляет 100 000 руб. Через год сарай был построен. Его стоимость составила 112 000 руб. (тело кредита проценты, начисленные за год). К концу срока действия договора начислено еще 12 000 руб., которые сразу отнесены на расходы. Сарай планируется использовать 6 лет. Поэтому каждый год 1/6 его стоимости будет списываться на расходы. В этой сумме будет сидеть 2000 руб. процентов.

И последнее. В бухгалтерской отчетности заёмные средства подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. До срока возврата первых осталось больше года, вторых — меньше. Когда до срока возврата долгосрочных заемных средств остается меньше года, они становятся краткосрочными.

Что такое привлеченные средства. Смотреть фото Что такое привлеченные средства. Смотреть картинку Что такое привлеченные средства. Картинка про Что такое привлеченные средства. Фото Что такое привлеченные средства

Оценочные обязательства

Оценочные обязательства (Provisions) — это обязательства с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Так гласит Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». То есть мы точно должны денег, но пока не знаем сумму долга. Или когда его нужно будет погасить. Или и то и другое. Но гасить придется.

Например, такое может случаться, когда:

ООО «Рога и копыта» производит тортики. Клиент заказал сложный свадебный торт. Директор радостно подписал договор на изготовление. Позже посчитал себестоимость и понял, что она больше цены продажи. Договор не предусматривает санкций за его расторжение. Оценочное обязательство не признаётся, потому что договор можно расторгнуть без финансовых последствий.

Пример 4.

Та же ситуация, но договор предусматривает неустойку за расторжение. Оценочное обязательство признается, потому что расходов избежать не удастся. Придётся либо производить торт с убытком, либо платить неустойку.

Чтобы определить величину оценочного обязательства, нужно вычислить наиболее вероятную величину расходов на его погашение. Для этого определяется средневзвешенное или среднеарифметическое значение. Выбор метода оценки зависит от того, как мы можем оценить вероятные величины: набором или интервалом значений.

ООО «Рога и копыта» заключило договор на поставку партии тортиков. Договор предусматривает неустойку 100 000 руб. за каждый день просрочки поставки. Что-то пошло не так, и тортики уехали к покупателю на неделю позже оговоренного срока. Покупатель требует заплатить 700 000 руб. неустойки. Продавец считает, что по его вине просрочка составила лишь два дня, а остальные пять вызваны обстоятельствами непреодолимой силыураган разрушил склад готовой продукции, из-за чего партию пришлось делать заново. Поэтому готов заплатить только 200 000 руб.

Покупатель не согласен с такой оценкой и обратился в суд. Юрист «Рогов и копыт» оценивает шанс того, что дело решится в пользу истца в 20%, в пользу ответчикав 80%. Считаем методом средневзвешенного.

Величина оценочного обязательства составит:

200 000 руб. * 80% + 700 000 руб. * 20% = 300 000 руб.

Пример 6.

Та же ситуация, но юрист предполагает, что суд может посчитать форс-мажором любое количество дней из пяти спорных и принять решение о присуждении любой суммы неустойки в интервале от 200 000 руб. до 700 000 руб. Считаем методом среднего арифметического.

Величина оценочного обязательства составит:

(200 000 руб. + 700 000 руб.) / 2 = 450 000 руб.

Важно помнить, что оценочное обязательство — это совершенно реальный долг. И ближе к дате погашения о нем становится известно все больше точно определенных фактов. Из-за этого он может стать больше, чем его прошлая оценка в балансе.

Кстати, интернет-бухгалтерия «Моё дело» интегрирована с крупнейшими российскими банками. Поэтому учет операций по поступлению и возврату заёмных средств сопряжен с фактическим поступлением или выплатой денег. И все это — из интерфейса интернет-бухгалтерии. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!

Источник

Как привлечь инвестиции в бизнес

И не потратить на это годы жизни

Многие предприниматели встают перед выбором: развивать бизнес за счет личных ресурсов или привлечь сторонний капитал — чтобы быстрее масштабироваться.

Зачастую инвестиции необходимы на начальных этапах развития проекта — когда они направляются на разработку прототипа или запуск первых продаж. Из-за повышенной неопределенности и рисков банки отказываются кредитовать подобные стартапы либо делают это под залог личного имущества. Тогда перед бизнесменом встает вопрос о привлечении капитала от частных инвесторов и инвестиционных фондов.

Мой опыт в сфере корпоративных финансов — более 15 лет. Я помогаю стартапам и растущему бизнесу привлечь инвестиции, а также навести порядок в финансах.

В этой статье я расскажу, где искать инвесторов и как не прогадать с условиями финансирования.

Что вы узнаете

Что такое инвестиции и для чего они нужны

Инвестиции — это внешнее финансирование, которое поддерживает бизнес, пока тот не встанет на ноги и не начнет приносить устойчивую прибыль. Или пока у инвестора не закончится терпение — ведь многие проекты так и не реализуют свой потенциал.

Особенно это актуально, когда речь заходит об инновационных стартапах. По статистике, 75% таких проектов не выживает, а в 30—40% случаев инвестор полностью теряет вложенные средства. Это один из самых рисковых видов вложений — его еще называют венчурным.

Внешнее финансирование зачастую необходимо для развития бизнеса. Согласно опросам, 49% начинающих предпринимателей считают инвестиции ключевым ресурсом для развития компании.

Наиболее важные для развития бизнеса ресурсы, по мнению предпринимателей

Инвестиции49%
Нужные связи и знакомства (networking)23%
Партнерство13%
Сотрудники10%
Дополнительные знания (тренинги, эксперты, менторы)2%
Другое3%

Источник: Startup Barometer 2020PDF, 1,1 МБ

Как победить выгорание

Стадии развития проекта

Любая компания на начальном этапе жизни проходит следующие стадии.

Доклад ЦБ РФ «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», август 2020PDF, 1,1 МБ

Посевная и стадия стартапа — когда продукт только разрабатывается и выводится на рынок. Этот период называют еще долиной смерти, ведь по статистике здесь терпят неудачу 8—9 проектов из 10. Они так и не доходят до точки безубыточности, а инвесторы частично или полностью теряют вложенное.

Cтадия расширения наступает, когда компания нащупывает успешную бизнес-модель и эффективную стратегию продвижения, продажи растут, а денежный поток становится положительным.

Рост и зрелый рост — когда компания стабильно укрепляет свои позиции на рынке и становится устойчиво прибыльной.

Каждая стадия подразумевает разный уровень риска: чем моложе проект, тем выше неопределенность и шанс провала. Соответственно, размер привлекаемого капитала и цели его привлечения также различаются. Это показано в таблице ниже.

Если на ранних стадиях главная задача — вывести продукт на рынок, чтобы проверить спрос, то на поздних — наращивать долю рынка и увеличивать прибыль.

Цели привлечения финансирования на разных стадиях развития бизнеса

ЭтапЦели стадииОсновные признакистадииЦели привлечения финансирования
Посевная (seed stage)Ранняя стадияРазработка и тестирование идеиПродукта нет, денежный поток отсутствует или отрицательныйСоздание прототипа, научные разработки, тестирование бизнес-модели, команда
Стартап (startup stage)Ранняя стадияВыпуск продукта на рынокТест продукта, первые продажи, денежный поток отрицательныйСоздание коммерческого продукта, выпуск пробной партии, поиск клиентов
Расширение (expansion stage)Ранняя стадияФормирование и укрепление позиции на рынкеДоля продукта на рынке начинает расти, денежный поток может стать положительнымЗапуск производства, маркетинг и продвижение, расширение команды
Рост (growth stage)Стадия ростаАктивный рост доли на рынкеВыручка от продаж растет высокими темпами, денежный поток положительныйМаркетинг, выход на зарубежные рынки, модификация продукта
Зрелый рост (mature growth stage)Зрелая стадияУдержание доли на рынкеВыручка от продаж стабильна, рост незначителен, денежный поток стабиленСлияния и поглощения, поиск новых точек роста

Типичные ошибки начинающих предпринимателей

Предприниматели должны помнить, что вложение средств для любого инвестора — это размещение свободного капитала, чтобы извлечь прибыль.

В своей практике примерно в половине случаев я сталкиваюсь с несерьезным подходом стартапов к денежному вопросу: зачастую они относятся к потенциальному инвестору как к банкомату, из которого можно взять деньги под обещание туманных перспектив. То есть предприниматель не имеет четкой бизнес-модели, а рассчитывает, что привлеченные инвестиции как-нибудь запустят продажи.

Или другой вариант: инвестиции ищет владелец умирающей компании. Чаще всего речь идет о небольшом предприятии, которое какое-то время кормило владельца, но потом что-то пошло не так — изменился рынок или ушел ключевой заказчик.

Часто дело осложняется крупным долгом перед банками и поставщиками. Поддерживать здесь обычно уже нечего: оборудование устаревшее, клиентская база маленькая, на складе неликвидный товар. У владельца даже нет продуманного антикризисного плана, но при этом он рассчитывает, что деньги инвестора помогут спасти ситуацию.

Всем предпринимателям я рекомендую поставить себя на место инвестора и мыслить как он. Профессиональным инвесторам интересны прежде всего:

В других случаях я обычно советую искать инвестора в своем ближайшем окружении — среди друзей, знакомых или родственников.

Виды инвестирования

Итак, вы предприниматель и планируете привлечение инвестиций. Чтобы поиск финансирования был эффективным, важно помнить, что каждый инвестор, как правило, специализируется на отдельных отраслях и стадиях развития компании. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на тех инвесторах, в чью сферу интереса попадает ваш проект.

Кроме того, следует определиться, какой тип финансирования вам подходит:

Плюс долгового финансирования в том, что не нужно делиться прибылью и контролем над компанией. Однако если бизнес только-только запускается, начинающий предприниматель вряд ли получит кредит от банка или частного инвестора — разве что под залог дорогостоящего имущества, машины или квартиры. Поэтому поделиться с инвестором долей в бизнесе — неплохой вариант. Идеально, если, помимо денег, инвестор принесет в проект также свои опыт и связи.

Венчурным инвесторам долевое финансирование также выгодно: в случае успеха они смогут заработать сверхприбыль, которая может измеряться тысячами процентов от вложенных средств.

Существуют и гибридные формы финансирования, такие как конвертируемый заем. Он дает право кредитору по прошествии какого-то срока или при наступлении определенных событий получить заранее оговоренную долю в компании. Такая форма инвестиций распространена в Кремниевой долине, а в России пока только начинает приживаться.

Способы поиска инвесторов

Набор доступных источников финансирования зависит от стадии развития стартапа и его финансового состояния. Чем компания старше, крупнее по объему продаж и прибыли, тем больше вариантов ей доступно, а стоимость привлечения капитала будет ниже.

И наоборот — чем моложе компания, тем выше риски: инвесторы захотят получить более высокую доходность.

Особенности финансирования компаний на разных стадиях развития

Доступность финансированияПотребность во внешнем финансированииИсточники финансированияРиск потери капитала
ПосевнаяНизкаяВысокаяСобственные средства, родственники, друзья, бизнес-ангелы, краудфандинг, гранты, акселераторыВысокий
СтартапНизкаяВысокаяВенчурные фонды, родственники, друзья, стратегические инвесторы, бизнес-ангелы, краудфандинг, гранты, акселераторыВысокий
РасширениеСредняяВысокаяВенчурные фонды, стратегические инвесторы, фонды прямых инвестицийСредний
РостСредняяСредняяСтратегические инвесторы, фонды прямых инвестиций, банкиСредний
Зрелый ростВысокаяНизкаяФонды прямых инвестиций, банки, фондовый рынокНизкий

Доклад ЦБ РФ «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», август 2020PDF, 1,1 МБ

Что нужно для привлечения инвестора. Вот краткий чек-лист готовности стартапа к привлечению инвестиций:

Варианты поиска для стартапов

Рассмотрим самые популярные источники финансирования для бизнеса на ранних стадиях — посевной, стадии стартапа и расширения.

Друзья и знакомые. Такой способ привлечения инвестиций шутливо называют 3F — family, friends, fools, что переводится как «семья, друзья, дураки». Действительно, близкий круг знакомых — первые люди, к которым можно обратиться, чтобы занять денег. Но важно понимать риск испортить с ними отношения в случае, если проект провалится, а вернуть долги быстро не получится.

Бизнес-ангелы. Бизнес-ангел — это частный инвестор, который финансирует проекты на ранней стадии. В обмен он получает долю в компании.

Как правило, его цель — заработать на перепродаже этой доли, когда компания вырастет. Например, он может продать свой пакет акций инвестфонду или стратегическому инвестору на более поздних стадиях развития компании.

Встречается и дивидендная модель заработка, когда инвестор рассчитывает не на рост цены своей доли, а на часть будущей прибыли компании. Тогда он будет получать свою выгоду в виде дивидендов.

Идеальный для стартапа вариант — когда удается привлечь так называемые smart money, то есть умные деньги. Это инвестиции от бизнес-ангела с опытом и связями в той же отрасли, в которой развивается проект. Тогда шансы на успех проекта существенно возрастают.

Информацию о свежих сделках, а также рейтинги венчурных инвесторов публикуют специализированные агентства и СМИ, такие как IncRussia, Firrma, Rusbase и другие. Один из самых известных рейтингов активности бизнес-ангелов ежегодно публикует «Российская венчурная компания».

Лучше всего обращаться к тем инвесторам, в чей круг интересов попадает ваш стартап, — понять это можно по их последним сделкам. После того как составите шорт-лист подходящих инвесторов, связаться с ними можно через персональные сайты и соцсети. Идеально, если есть общие знакомые, которые смогут вас представить и порекомендовать.

Бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубаторы еще называют акселераторами. Они предлагают программы экспресс-обучения для начинающих проектов. В рамках обучения эксперты помогают стартаперам изучить рынок, отточить концепцию продукта, бизнес-модель и даже найти первых клиентов.

Это также возможность обзавестись полезными связями среди инвесторов. Многие акселераторы после завершения программы проводят для своих проектов демодни, на которые приглашают потенциальных инвесторов — бизнес-ангелов и инвестфонды.

Вот примеры стартап-акселераторов:

Чтобы стать частью программы акселератора, необходимо подать заявку на его сайте и пройти собеседование. Обычно акселераторы проводят один-два набора в год, поэтому регулярно отслеживайте новости на сайтах и в соцсетях, чтобы не пропустить набор участников.

Корпоративные акселераторы. Отличаются тем, что ищут интересные продукты и сервисы для внедрения в рамках конкретной компании, как правило очень крупной.

Итог такой программы — запуск пилотного продукта. От его успешности будет зависеть дальнейшая судьба вашего проекта. Как минимум сотрудничество с крупной компанией станет яркой строчкой в вашем портфолио. А может, корпорация выкупит проект или предложит перейти под свое крыло.

Примеры корпоративных акселераторов:

Набор в корпоративные акселераторы стандартный: нужно подать заявку на сайте, пройти предварительное интервью с аналитиком, а затем очный отбор.

Гранты и конкурсы. Грант — это безвозмездное финансирование, которое стартап может получить от государственных или коммерческих фондов, таких как Фонд содействия инновациям или «Сколково». Чтобы получить грант, проект должен соответствовать требованиям фонда и пройти конкурс.

После выдачи гранта фонд будет отслеживать использование денег по назначению — стартап должен регулярно отчитываться о своих тратах. Грант можно потратить только на заранее согласованные и строго определенные расходы: аренду и ремонт помещения, закупку оборудования и материалов и т. п.

Как получить: подготовить пакет документов и подать заявку на конкурс. Перечень документов у каждого фонда свой, но точно придется представить бизнес-план и учредительные документы своей компании.

Клубы инвесторов. Клуб инвесторов — это сообщество частных инвесторов или бизнес-ангелов. Организаторы таких клубов ищут интересные стартапы и представляют их сообществу на тематических встречах.

Инвестиции от клуба — это, как правило, синдицированные сделки, то есть совместное финансирование сразу несколькими соинвесторами.

Примеры клубов инвесторов:

Как попасть: отправить заявку на сайте клуба или написать основателям через соцсети.

Краудфандинговые площадки. Краудфандинг, дословно «финансирование толпой», — это способ привлечения денег в проект от множества частных лиц через онлайн-площадки.

Примеры таких площадок:

Ни о какой покупке доли в компании здесь речи не идет, как и о крупных суммах. Зачастую краудфандинг — это лишь способ проверить свою идею на жизнеспособность на этапе запуска проекта. Если продукт ориентирован на рядовых потребителей, а его концепция нравится пользователям площадки — они голосуют рублем.

Венчурные фонды. Венчурный фонд — это компания, профессионально управляющая деньгами пула инвесторов. Такие фонды, как правило, ориентируются на международный рынок и вкладывают в стартапы с многократным потенциалом роста.

Если бизнес-ангелы финансируют проект на ранних стадиях его развития, то фонды обычно подключаются на более поздних этапах — когда компании требуется большой объем средств для увеличения присутствия на рынке.

Цель венчурных фондов: совершить через несколько лет успешный «выход», то есть перепродать с выгодой свою долю другому фонду, корпорации или на первичном размещении на бирже — IPO.

Как правило, фонды специализируются на определенных отраслях и географических рынках, поэтому эффективнее всего будет общаться именно с теми фондами, в чей фокус интересов попадает ваш проект.

Чтобы привлечь деньги венчурного фонда, нужно отправить презентацию проекта и сопроводительное письмо по контакту, указанному на сайте фонда. Другой вариант — найти управляющего или аналитика фонда в социальных сетях и написать ему напрямую. Скорее всего, это сработает эффективнее, но только в том случае, если ваше сообщение будет четким, кратким и максимально информативным.

Рейтинг 104 активных венчурных фондов России можно посмотреть здесь.

Пятерка лидеров среди венчурных фондов РФ

УчастникСделки, шт.Объем, млн долларовЧек, млн долларовВыходы, шт.Объем фонда, млн долларов
ФРИИ451,30,2212120
AltaIR Seed Fund3815,00,404100
Day One Ventures277,00,30120
Starta Ventures264,00,15370
Runa Capital: I & II & III2033,91,704420

Привлечение инвестиций на поздних стадиях

Мы рассмотрели самые популярные варианты привлечения инвестиций для стартапов на стадии тестирования прототипа и запуска продаж. Теперь перейдем к вариантам для более зрелых проектов — на стадиях масштабирования и роста, когда спрос на продукт подтвержден, база пользователей велика и выручка стабильно увеличивается.

Инвестиционные фонды / фонды прямых инвестиций. Фонды прямых инвестиций, в отличие от венчурных, инвестируют в более зрелые проекты. Зарабатывает фонд на продаже своей доли по более высокой оценке стратегическому инвестору или во время IPO — размещения акций компании на бирже.

До продажи эти фонды стараются встроить компанию в экосистему остальных своих вложений, чтобы получить синергетический эффект.

Стратегические инвесторы. Стратегический инвестор — это крупная корпорация, которая приобретает компанию, чтобы получить синергетический эффект. Примеры стратегического инвестора — Сбербанк, который в последние пару лет покупал Okko, DocDoc, «Ситимобил», Rabota.ru и другие активы. Или «Яндекс», купивший «КиноПоиск», «Едадил» и Auto.ru.

Чаще всего стратегический инвестор сам находит интересные ему компании и выходит на основателей с предложением о переговорах. Для этого нужно быть на слуху — регулярно публиковаться в СМИ, посещать отраслевые мероприятия и расширять свою сеть контактов. Можно обратиться за помощью к инвестиционным консультантам, которые знакомы с людьми, отвечающими за слияния и поглощения в крупных компаниях.

Если в стартапе уже «сидит» инвестфонд, он будет заинтересован в сделке со стратегическим инвестором, ведь это позволит ему зафиксировать прибыль по инвестиции. Поэтому он сам инициирует переговоры, когда придет время.

Банки. Банковское финансирование — это деньги в долг под конкретные проценты и с заранее определенным графиком погашения. В отличие от инвесторов, банки гораздо более консервативны и соглашаются финансировать только проекты, в платежеспособности которых они уверены. Именно поэтому банки зачастую отказываются кредитовать стартапы на ранних стадиях.

Стандартные требования любого банка: «возраст» компании минимум 6 месяцев, безубыточность, стабильный денежный поток, наличие имущества. Кроме этого, банки почти всегда просят владельцев лично поручиться по кредиту их компании, а отказ воспринимают как неуверенность в будущем своего бизнеса.

Развивайте отношения с банком постепенно, начинайте с более простых продуктов — расчетного счета, выплаты зарплат сотрудникам на счета этого банка (так называемый зарплатный проект) и так далее. У вас будет гораздо больше шансов, что банк одобрит кредит, если у вас уже имеется успешный опыт совместной работы.

Способы поиска инвесторов в интернете

Помимо прямых обращений за финансированием в инвестфонды, банки и клубы инвесторов, полезно быть «на виду» у потенциальных инвесторов с помощью различных пиар-активностей. Публичность повышает шансы быть замеченными, причем не только инвесторами, но и возможными клиентами.

Какие инструменты могут быть полезны:

Разработка условий для инвесторов

Выбор варианта — заем или доля. Стратегически долевое финансирование обходится дороже долгового. Ведь кредит или заем вы берете на время и под фиксированный процент, а в случае с продажей доли прибылью компании придется всегда делиться.

Принимая решение о привлечении инвестора в долю, старайтесь искать не просто деньги, но также экспертный взгляд, управленческие навыки и связи. Опытный инвестор поможет наладить бизнес-процессы.

В случае если вы решили привлечь заемный капитал, условия обычно определяет кредитор. Дальше предприниматель принимает решение, соглашаться на предложенные условия или нет. При этом он должен понимать запас прочности бизнеса — иначе, взяв слишком дорогой кредит, можно загнать проект в долговую яму.

Определение приемлемой процентной ставки для займа. Для этого используется показатель ROA, который показывает рентабельность активов бизнеса. Другими словами, этот показатель служит мерой эффективности компании и показывает, сколько прибыли получает бизнес с каждого рубля, потраченного на формирование его активов.

Чтобы посчитать ROA, мы берем среднее значение баланса компании за год: сумма стоимости активов на начало и на конец года, деленная на 2. Затем делим годовую прибыль предприятия на получившееся число.

Рентабельность активов (ROA) = Прибыль за год / ((Активы на нач. года + Активы на конец года) / 2) × 100%

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *