Что такое проактивность сотрудника
Проактивность — что это простыми словами. Как стать проактивным человеком
Проактивность – это умение контролировать жизнь без оглядки на то, что происходит вокруг. Людей, у которых есть такая способность, сложно вывести из себя, выбить из равновесия. Они действуют согласно четкому плану, уверенно идут к своей цели. Можно ли вас причислить к ним? Или вам сложно не нервничать и не раздражаться, если что-то нарушает планы?
Что такое проактивность
Простыми словами проактивность – это качество, которое помогает брать ответственность за себя и свою жизнь. Впервые о нем рассказал Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла». По его словам, проактивные люди никогда не винят в происходящем события и обстоятельства.
В психологии это качество делят на две составляющие:
Есть качество, противоположное проактивности – реактивность. По определению, это зависимость действий человека от его реакции на внешние факторы. К последним относится погода, домашняя или рабочая атмосфера, настроение супруга или супруги и многое другое. Реактивных людей легко вывести из равновесия.
В качестве примера представьте ситуацию на работе. Допустим, вы спокойно выполняли возложенные на вас обязанности, общались с клиентами. Вдруг один из них незаслуженно накричал на вас. Испортится ли после этого ваше настроение? Скорее всего, да. Так проявляется реактивность.
Итак, проактивный человек тот, кто может самостоятельно выбирать, какой будет реакция на происходящее вокруг. Он уверенно идет к достижению поставленных целей, руководствуясь при этом исключительно своими принципами.
Лучше понять, что такое проактивность и реактивность, поможет сравнительная таблица. В ней описаны характеристики, присущие этим качествам:
Проактивность | Реактивность |
---|---|
Активность, инициативность, целеустремленность | Пассивность, бездействие |
Ответственность за совершенные действия | Зависимость от настроения и факторов, которые никак нельзя изменить |
Понимание свободы выбора | Передача ответственности другим |
Ориентированность на свои принципы и ценности | Зависимость от эмоций |
Изменение обстоятельств под свои потребности | Зависимость от обстоятельств |
Плюсы проактивности
Иметь проактивное поведение полезно. У этого качества есть масса положительных сторон:
Плюс ко всему, вы становитесь независимым человеком, который всегда имеет свое мнение.
Проактивность и реактивность по Стивену Кови
По мнению Стивена Кови, каждый человек изначально проактивен, независим от обстоятельств. Ситуация меняется тогда, когда он добровольно соглашается с такими изменениями. Реактивный человек, попадая в затруднительное положение, начинает винить внешние факторы. Проактивный же в этом время ищет наиболее благоприятный выход.
Стоит отметить существование двух типов внешних факторов:
Чтобы определить, проактивный или реактивный вы человек, задайте себе вопрос: в каком направлении я иду? Заняты ли вы тем, на что можете повлиять? Или двигаетесь в обратную сторону?
На схеме Кови круг влияния расположен внутри круга забот. Проактивный человек направляет усилия на реализацию задач в кругу влияния. Приведем пример проактивности в работе. Руководитель компании столкнулся с повышением цен на услуги связи. Реактивный человек вряд ли будет искать выход, анализируя сложившуюся ситуацию. Проактивный же займется внедрением новых стандартов связи, которые в итоге снизят затраты и улучшат взаимодействие с клиентами.
А что такое проактивность сотрудника? Примерно то же самое. Наделенный этим качеством человек никогда не испугается трудностей. Он в любом случае будет искать выход из сложившейся ситуации, а не жалеть себя и ругать обстоятельства.
Как развить проактивность
Стать проактивным человеком, контролирующим свою жизнь, непросто. В этом вам поможет ряд упражнений. Залог успеха – регулярные тренировки.
Живите в кругу влияния, а не в кругу забот
Помните, о чем идет речь? Круг влияния – факторы, которые вы можете изменить. Круг забот – то, что вам неподвластно. Живите в первом. Управляйте не собой, а окружающей вас реальностью.
Не тратьте драгоценное время на раздражительность, обиды и другие негативные эмоции. Вместо этого спросите себя, можно ли изменить ситуацию? Если можно, подумайте каким образом. Делайте так каждый раз, когда сталкиваетесь с какими-то проблемами. Уже скоро вы заметите, что относитесь к ним гораздо проще, чем раньше. Теперь вы не расстраиваетесь и не нервничаете, а направляете усилия на поиск решений.
Тщательно анализируйте
Попробуйте подготовиться к проблеме заранее. План действий поможет вам не растеряться. Он состоит из нескольких пунктов:
Также уберите все лишнее. Это касается ненужных эмоций, а также чувства вины, которое может возникнуть, если допустите ошибку.
Задавайте правильные вопросы
У реактивного человека чаще всего возникают такие вопросы: почему, когда, кто? Вместе в ними появляются синдром жертвы, прокрастинация, желание обвинять в своих бедах окружающих.
Для проактивного человека важно получить ответы на вопросы: что, как, каким образом?
Предотвращайте проблемы
Хороший способ развития проактивности. На чистом листе бумаги запишите, какие области жизни для вас важнее других. Это может быть что угодно: семья, здоровье, карьера.
Теперь задумайтесь о проблемах в каждой из них. О скрытых проблемах, которые однажды себя проявят. Нашли их? Пришло время определить, как можно защитить себя от них.
Если это здоровье, своевременно проходите медицинские осмотры. Пересмотрите свое питание, займитесь спортом. Выделяйте достаточное время для сна и отдыха.
В финансовой сфере вам пригодится умение планировать бюджет. Откладывайте часть каждой зарплаты, создавай себе «подушку безопасности».
Что сказать о семье? Отводите на общение с мужем, женой или детьми больше времени. В противном случае отношения испортятся, а чувства угаснут.
Наблюдайте за собой
Время от времени задавайте себе вопросы:
Спрашивайте себя о каждой области вашей жизни.
Осознайте важность промежутка в цепочке «стимул — реакция»
Многие реакции на те или иные события доведены до автоматизма. Вы же злитесь, когда внезапно хмурится небо и начинается дождь? Или когда коллега, видя, что вы заняты, просит помочь с его работой?
Попытайтесь найти тот промежуток между автоматической реакцией и стимулом. Как это выглядит на практике? Например, если дождь нарушил ваши планы, не спешите расстраиваться. Замените отдых на природе, просмотром интересного фильма. Или же спокойно отложите свои занятия и помогите коллеге.
Так вы научитесь контролировать то, что происходит вокруг вас.
Выясните, какие задачи могут подождать
Здесь придет на помощь матрица Эйзенхауэра. Согласно ей, все дела делятся на четыре группы:
Последний пункт однозначно вычеркивайте из плана дел. Второй также подождет. Остаются срочные и несрочные важные дела.
Срочные и важные задачи решайте в первую очередь, потому что они влияют на текущую ситуацию. Несрочные и важные, конечно, можно отложить и на потом. Но проактивный человек будет по мере возможности выполнять и их. Это защитит от ненужной раздражительности, гнева, стрессовых ситуаций.
Постоянно оценивайте, что работает, а что нет
Проактивным людям тоже свойственно ошибаться. Но, в отличие от реактивных, они не унывают, а пытаются найти другое решение проблемы.
Как сказано выше, проактивность побуждает готовиться к проблемам. Проанализируйте, когда они случаются. Может быть, это определенное время года. Или, например, праздничные дни.
Принимайте проактивные решения
Книги для знакомства с проактивностью
Узнать, что такое проактивность, пройти тесты, получить полезные советы по развитию этого качества поможет специализированная литература:
Мало прочитать эти книги. Чтобы научиться не реагировать на внешние обстоятельства и контролировать свою жизнь, применяйте полученные знания.
Заключение
Итак, проактивность и реактивность. Какое качество преобладает в вашем характере? Если вы – реактивный человек, зависите от внешних факторов, пришло время измениться. Попробуйте выйти из круга забот. Направьте усилия в круг влияния. Вы – хозяин жизни и реальности. Поэтому стройте их так, как хочется вам.
Проактивность в работе и в жизни
В последнее время слово “проактивность” можно услышать практически отовсюду. Что же это: врожденная особенность или навык, который можно развивать? Нужны ли проактивные люди в команде? И нужна ли сама проактивность настолько, насколько о ней говорят? Давайте разбираться.
Что это и откуда взялось?
Впервые термин “проактивность” был упомянут в книге “Человек в поисках смысла”, написанной Виктором Франклом – психологом и психиатром, который прошел концлагерь. Долгое время термин использовался только в среде психологии и психиатрии. В 1989 году выходит книга Стивена Кови “7 навыков высокоэффективных людей”, где автор выносит проактивность на первое место среди свойств, присущих успешному человеку. С этого момента, термин обретает массовую популярность.
Франкл назвал проактивной ту личность, которая принимает ответственность за себя и свои решения, не выискивая причины событий в окружающей среде. Находясь в ужасающе тяжелых условиях концентрационного лагеря, Виктор Франкл открыл один из фундаментальных принципов человеческой природы – между стимулом и реакцией на него, у человека всегда остается свобода выбора. В этом смысле, проактивность является навыком смещать внимание внутрь себя, и искать причины происходящего в себе, а не вовне.
Стивен Кови, в свою очередь, описывает проактивность, как осознанное желание контролировать события в своей жизни, и влиять на них. Всю деятельность человека можно назвать “активностью”, которая, в свою очередь, разделяется на реактивность и проактивность. Самые простые синонимы, которые мы можем подобрать: пассивность и активность. Реактивный человек будет жаловаться на обстоятельства и ждать улучшений извне, в то время как проактивный возьмет все в свои руки. Осознанное принятие ответственности за себя и свою жизнь – главный принцип проактивности. В то время, как попытки сетовать на судьбу и желание бежать от ответственности в надежде, что все как-нибудь само решится – черты реактивного человека.
Проактивный человек всегда будет искать причину в себе, и искать способы изменения ситуации в нужную ему сторону. Даже в самых банальных ситуациях – например, друг опоздал на встречу – проактивный человек будет искать пути решения или хотя бы недопущение ситуации в будущем. Например, в следующий раз заранее позвонит другу и разбудит, чтобы тот не проспал и приехал вовремя.
Преимущества проактивности
В своей книге Стивен Кови, который считает, что проактивность – это навык высокоэффективных людей, описывает такие плюсы проактивности:
Проактивный ли вы человек?
Чтобы понять, какая из позиций вам ближе, вы можете пройти тест на проактивность, который Стивен Кови приводит в своей книге. Тест займет у вас тридцать дней. За это время вам нужно сделать следующее:
Внешний круг называется зоной забот, а внутренний – зоной ответственности. Проактивный человек всегда действует внутри своего круга ответственности, отслеживая реакцию на внешние обстоятельства.
Что же же делать, если окажется, что вы – реактивный человек? И так ли это плохо, на самом деле? Не стоит паниковать, ведь быть проактивным во всех сферах жизни – практически невозможно. Человек может быть очень проактивным в работе, и при этом реактивным в личных отношениях, например. И это вполне нормально.
Можно ли развить в себе проактивность и зачем это нужно?
Проактивность может существенно улучшить качество вашей жизни. Этот навык позволяет вам относиться к жизненным трудностям не как к бесконечной череде проблем, а, скорее, как к интересным вызовам. Нельзя сказать, что обстоятельства совсем не играют роли в нашей жизни. Но, в то время, когда проактивный человек увидит шанс и воспользуется ним, реактивный может продолжать ждать, когда на него свалится успех и хорошие результаты.
Хорошие новости – развить проактивность можно.
Что на счет проактивности в команде?
Что такое проактивность сотрудника? Можно сказать, что это инициативность и способность позитивно реагировать на различные задачи. Проактивный сотрудник владеет собой, способен самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Пожалуй, самая яркая отличительная черта проактивного сотрудника – осознание собственной способности выбирать.
Когда такой сотрудник видит задачу, он может согласиться или отказаться от ее выполнения. В случае согласия, сотрудник будет выполнять задачу максимально качественно, ведь это – результат его выбора.
В коллективе проактивных людей, мы имеем дело с “мотивацией к”, а не “мотивацией от”, что существенно улучшает настроение и работоспособность команды.
Кроме того, проактивная команда решает задачи эффективнее и с большим энтузиазмом. Такая команда, помимо действий, может привносить новые интересные решения в проект.
Как создать проактивный коллектив?
Вряд ли вы сможете быстро и кардинально изменить настроение всего коллектива, но повлиять на него – в ваших силах. В первую очередь, обращайте внимание на инициативность кандидата еще во время собеседования. Таким образом, вы сможете отслеживать проактивность коллектива на самых начальных стадиях.
Когда мы говорим о проактивных, то есть самоуправляемых сотрудниках, важно понимать, что тотальный контроль со стороны лидера может все испортить. Важно предоставить проактивным сотрудникам свободу действий. В противном случае, вы либо превратите своих проактивных сотрудников в реактивных, либо они попросту уйдут. Оба исхода – не в ваших интересах.
Отсюда делаем вывод, что в проактивном коллективе нужен гибкий лидер. Прислушивайтесь к вашим сотрудникам, доверяйте им, и давайте возможность высказаться по волнующим их вопросам.
Чтобы стимулировать проактивность коллектива, будьте открытыми, спрашивайте мнение коллег по разным вопросам, проводите регулярные мозговые штурмы и мотивируйте сотрудников проявлять активность.
Но не забывайте, что в любом вопросе важно не перегибать палку.
Подытожим: проактивность в работе и жизни – залог успеха
Проактивность – важный навык современного человека, живущего в условиях непрерывного принятия решений. Это способность осознавать себя и проблему здесь и сейчас, и реагировать соответственно своим принципам и интересам.
Приложив ряд усилий, этот важный навык можно развить, как в разрезе отдельной личности, так и в рамках целого коллектива.
Самый главный принцип проактивной личности заключается в том, что между стимулом и реакцией на этот стимул всегда есть место для свободного выбора. Наша задача, вовремя останавливаться, осознавать и выбирать ту реакцию, которая соответствует нашим целям.
Что касается коллектива, для сохранения проактивности, необходимо давать сотрудникам свободу выбора и проявления собственной инициативы. В проактивном коллективе важно выстраивать открытые и доверительные отношения между сотрудниками и лидером. Это поможет всегда держать руку на пульсе ваших проектов и добиваться больших успехов совместно.
Если вы хотите углубиться в тему проактивности глубже, мы подобрали для вас небольшой список книг по теме:
Что кроется за “проактивностью” в ИТ-вакансиях?
В кандидатах на вакансии ИТ-компании часто ищут проактивность. Определения проактивного человека по интернету ходит два. С точки зрения психолога это человек, принявший ответственность за себя и свои решения и не ищущий причин событий в окружающем. Бизнес-консультанты немного его перефразировали в “желание контролировать события своей жизни и влиять на них”. Но что все это значит в конкретных ситуациях?
Разбираем на примере командной разработки в ИТ.
Статья написана по мотивам внутреннего собрания, где высказалась большая часть коллектива. Кажется, что перечисленные навыки очевидны. Но по словам нашего собственного рекрутинга и партнеров из крупных компаний найти их на рынке не так и легко. Спасибо всем, кто поучаствовал в обсуждении.
Если следовать определению, проактивность — очень широкое понятие. Условно в рамках ИТ-отрасли его можно разложить на несколько составляющих, о которых пойдет речь дальше. С любым из этих качеств можно “перегнуть палку”. Важно помнить об этом и, стремясь к совершенству, не уйти в другую крайность.
Инициативность
Компании, которые хотят развиваться, ожидают от сотрудников мнений о том, что внутри не так, чтобы это исправить. Вы видите какие-то проблемы на проекте и приходите с предложениями, как их можно решить. Не ждете, пока проблему заметит начальство, а действуете на опережение.
Стараясь проявить инициативу, важно помнить, что мы работаем в коллективе. Активность стоит разводить только в рамках своей сферы деятельности. Не нужно в перерывах между сессиями кодинга объяснять уборщице, что она не так моет пол, а директору, что он не так руководит. Есть вопросы, касающиеся непосредственно вашей работы и некоторых смежных областей, там и ищите несовершенство мира. Насколько далеко вы можете отойти от своего профиля в смежные, определяется скорее культурой каждой конкретной команды и компании. А вот лезть совсем не в свое дело стоит, только если вас явно об этом спрашивают.
Отношение к инициативе со стороны сотрудника — это тот момент, который стоит оценивать в обе стороны. Не только рекрутингу проверять в кандидатах, но и самим кандидатам проверять в компаниях, на чьи вакансии они претендуют. Хотите работать у деспотичного директора в жестких рамках, ищите тех, кто не терпит никакой инициативы снизу. И наоборот.
Самостоятельность
Вы самостоятельны, если можете сами провести какое-то исследование, чтобы получить ответ на свой вопрос, найти нужные источники информации, прочитать документацию и разобраться в проблеме.
Есть вопросы, ответы на которые нельзя получить без помощи коллег (например, если они касаются “тайных знаний” о проекте). А еще есть понятие целесообразности. Даже если речь не о конкретном проекте, самостоятельный поиск ответа может занять втрое больше, чем вопрос соседу по столу. И верх мастерства здесь — быстро и адекватно оценивать, как правильно действовать: отвлекать коллегу или искать ответ своими силами. Достичь этого мастерства помогает расширение кругозора на смежные сферы деятельности. Фронтенд должен понимать, как собирается и доставляется релиз, что в общих чертах происходит на бэкенде и т.п. Тогда становится понятно, куда стучаться с очередным вопросом. Да и сформулировать его будет проще (как известно, правильно сформулированный вопрос — это уже половина ответа).
К слову, самостоятельность — это обязательный навык для удаленной работы. Наверное, по итогам многомесячного эксперимента из-за пандемии, это уже все поняли.
Умение видеть чужую позицию и точку зрения
Одно из важнейших качеств — умение признавать, что кроме вашей, есть другие точки зрения. И они могут быть правильными. И другие взгляды на проблему, отличные от вашего, имеют право быть ничуть не хуже.
Если вы разработчик, разговаривая с аналитиком или тестировщиком, нужно помнить, что у них — другие задачи и другой бэкграунд. Вы находитесь глубоко в своей специализации, а они — в своей. Это почти тоже самое, что разговаривать с иностранцем — вам нужно либо изучить его язык (погрузиться в работу коллег и уметь поговорить с ними на их языке), либо доступно объяснить на своем, убедившись, что вас корректно поняли.
В живом разговоре почувствовать, поняли вас или нет, довольно легко. Когда речь доходит до документации, лучше представлять, что читают ее неподготовленные джуны. Чем больше там будет информации, тем проще потом будет понять коллегам. При этом не надо растекаться “мыслью по древу”. Больше информативности!
Отдельный аспект — умение говорить с клиентом, не вызывая у него дискомфорта. Не стоит ждать от бизнеса технически-грамотных разъяснений и подробнейшего технического задания. Бизнес нанимает команду, чтобы не думать об этом. Поэтому нужно понимать желания клиента, высказанные обычным языком, и “переводить” ему с технического, если это требуется для принятия решений. Еще лучше — формировать с клиентом общий контекст, в рамках которого вы понимаете особенности и ограничения задачи, а клиент — чувствует, что вы осознали его проблему и готовы предложить решение.
Кстати, уже упомянутое выше расширение кругозора на смежные области и коммуникациям здорово помогает развить способность вникать в чужие точки зрения.
Гибкость и адаптивность
Умение понять и принять чужую точку зрения приводит нас к еще одному человеческому качеству — способности адаптироваться под ситуацию. Возможно, вы считаете свое решение лучшим. Но если было принято мотивированное решение применять другой архитектурный подход, вам придется к нему адаптироваться.
Гибкость — важное качество в ИТ, где постоянно меняются проекты и задачи. По сути эта бесконечная череда разных задач и дает развитие.
Умение доводить идею до воплощения
Реализуя какую-то фичу, важно уметь не только поставить задачу на кодинг, но и дописать код до конца, а потом не забыть протестировать, поскольку ошибки совершают все. На выходе решение должно точно работать и не требовать, чтобы кто-то отвлекался от своих дел и “подчищал хвосты”.
В идеале, конечно, довести решение до конечного пользователя. Но здесь все зависит от деталей работы конкретной команды. Иногда разработчики имеют доступ в продакшн — и тогда, действительно, свое решение нужно доводить до потребителя, сопровождая на всех этапах. А иногда фича отправляется в отдел тестирования и разработчики ее больше не видят. В этом случае все, что доступно, это “протыкать” готовую опцию уже на продакшене — просто на всякий случай. Да и в целом нужно понимать свою ответственность за эту фичу, помогать, если впоследствии вопросы появляются уже у поддержки.
Умение поддерживать связь
Хотя идеи об обратной связи уже звучали в пунктах выше, важность коммуникаций хочется отметить отдельно.
Вы работаете не один, а в команде, поэтому важно убедиться, что вас понимают правильно коллеги и клиенты.
Надо видеть, как на вас реагирует команда: где ждет инициативы, а где — нет.
Надо стараться писать понятную документацию.
Обратная связь во всех ее формах помогает корректировать направление работы, не уходить далеко в тупик и не забывать о том, что на все задачи есть несколько точек зрения.
Стивен Кови в книге “7 навыков высокоэффективных людей” выделял проактивность, как одну из самых главных характеристик успешных людей. Пожалуй, это определение можно расширить и на ИТ-шников. Хотите развиваться и идти вверх по карьерной лестнице, придется стать проактивным. Выбирайте сами, куда хотите идти по жизни дальше, не плывите по течению, не ищите оправданий и причин в окружающем мире. Делайте чуть больше, чем от вас ждут, предлагайте решения и объясняйте, почему это сработает. Так вы заработаете больше веса в коллективе и у клиентов, а вместе с тем вам откроются новые двери.