Что такое проактивные государственные услуги

Что такое проактивные государственные услуги

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.10.2022 ст. 7.2 дополняется ч. 4 (ФЗ от 30.12.2020 N 509-ФЗ).

Статья 7.3. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме

(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

1. При наступлении событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг, орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, вправе:

1) проводить мероприятия, направленные на подготовку результатов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе направлять межведомственные запросы, получать на них ответы, после чего уведомлять заявителя о возможности подать запрос о предоставлении соответствующей услуги для немедленного получения результата предоставления такой услуги;

2) при условии наличия запроса заявителя о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в отношении которых у заявителя могут появиться основания для их предоставления ему в будущем, проводить мероприятия, направленные на формирование результата предоставления соответствующей услуги, в том числе направлять межведомственные запросы, получать на них ответы, формировать результат предоставления соответствующей услуги, а также предоставлять его заявителю с использованием портала государственных и муниципальных услуг и уведомлять заявителя о проведенных мероприятиях.

2. Случаи и порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме в соответствии с частью 1 настоящей статьи устанавливаются административным регламентом.

Источник

Как работает проактивное информирование граждан о доступных льготах?

В ближайшие годы в России планируется активная цифровизация государственных услуг. Одним из ключевых элементов этой работы станет внедрение принципов «социального казначейства», то есть адресной помощи населению, которая будет назначаться автоматически в случае наступления того или иного жизненного события в жизни человека (например, рождения ребенка).

Проактивное информирование граждан

Частично пилотный проект по информированию граждан о доступных льготах и выплатах с помощью портала «Госуслуги» реализован уже сегодня. Пользователи, зарегистрированные на ресурсе, могут получать рассылку о мерах поддержки, которые оказывают Минтруд, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. В дальнейшем данную практику планируется расширить и на другие ведомства и оказываемые ими услуги.

Для того, чтобы настроить автоматические уведомления, гражданам необходимо сделать несколько шагов в личном кабинете в «Госуслугах»:

Шаг 1. Нажимаем на имя в правом верхнем углу

Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть фото Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть картинку Что такое проактивные государственные услуги. Картинка про Что такое проактивные государственные услуги. Фото Что такое проактивные государственные услуги

Шаг 2. Выбираем пункт «Документы и данные»

Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть фото Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть картинку Что такое проактивные государственные услуги. Картинка про Что такое проактивные государственные услуги. Фото Что такое проактивные государственные услуги

Шаг 3. Соглашаемся на передачу данных в ведомства

Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть фото Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть картинку Что такое проактивные государственные услуги. Картинка про Что такое проактивные государственные услуги. Фото Что такое проактивные государственные услуги

Шаг 4. Теперь в разделе «Документы и данные» доступна информация обо всех льготах и выплатах, которые вам положены.

Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть фото Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть картинку Что такое проактивные государственные услуги. Картинка про Что такое проактивные государственные услуги. Фото Что такое проактивные государственные услуги

Выплата при наступлении жизненной ситуации

С 2020 года гражданам больше не нужно подавать заявление на оформление сертификата на материнский капитал. Данный документ оформляется автоматически при рождении ребенка и поступает в электронном виде в личный кабинет на портале «Госуслуги» или на сайте Пенсионного фонда. По состоянию на 2021 года в таком порядке выплату получили уже более 600 тыс. человек.

Еще один пример реализации принципов социального казначейства – временный порядок по продлению инвалидности. Инвалидность и все полагающиеся меры поддержки назначаются или продлеваются без личного участия гражданина, только на основе медицинских документов.

До конца 2021 года аналогичным образом будут переработаны алгоритмы предоставления и других государственных услуг, связанных с назначением льгот и выплат из бюджета.

Материнский (семейный) капитал — это форма государственной поддержки семей, в которых с 2007 по 2021 годы появились дети. Эти средства могут быть использованы в том числе для улучшения жилищных условий семьи.

Источник

Что такое проактивные государственные услуги

Минэкономразвития России разработало законопроект, который вносит поправки в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем на системной основе закрепляются принципы получения госуслуг: перевод в электронный вид, проактивность и экстерриториальность.

Одним из главных принципов является полный перевод всех процессов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в электронный вид. Это касается не только способа подачи заявлений, но и всего технологического процесса внутри органа. В законопроекте содержатся нормы про приоритет записей в юридически значимых электронных реестрах (так называемая «реестровая» модель) над бумажными документами, исключительно электронное взаимодействие органов при предоставлении услуги, открытость в плане доступа к информации и др.

Для полноценного перевода услуг в электронный вид законопроектом предусматривается создание новых компонентов цифровой экосистемы предоставления государственных и муниципальных услуг: облачная платформа предоставления государственных и муниципальных услуг и реестр информационных взаимодействий. При этом в предоставлении услуг будет применяться индивидуальный подход. Соответствующая система будет автоматически настраивать вариант предоставления государственной услуги для каждого конкретного человека, в том числе готовить точный перечень документов на базе машиночитаемого регламента.

Еще один принцип предоставления государственных услуг, закрепленных законопроектом – это проактивность. Законопроектом создаются правовые условия, позволяющие начать предоставление услуги до фактического обращения заявителя. Так, например, в день 45-летия гражданину возможно будет предложить подписать заранее сформированный и заполненный проект запроса о замене паспорта. Также при получении услуг, которые с большой вероятностью повлекут обращение за другими услугами заявителю предложат сразу обратиться за такими услугами (например, при замене паспорта в связи с изменением фамилии можно одним комплектом поменять ещё и права, и заграничный паспорт).

Одной из важнейших новаций законопроекта является отказ от получения государственных услуг в присутственных местах органов власти и переход к их предоставлению через МФЦ и в электронной форме (перечень исключений из этого правила будет установлен Правительством). Кроме того, граждане смогут независимо от места их жительства получать все федеральные услуги в любом МФЦ страны.

Дополнительным нововведением станет возможность не заполнять самостоятельно заявление на получение услуги, это будут делать сотрудники МФЦ. К тому же, будет реализована возможность получения госуслуг через инфраструктуру негосударственных организаций. К примеру, гражданин обращается в банк за ссудой и там же получает все необходимые справки.

Меняется и роль самих многофункциональных центров: помимо единого фронт-офиса предоставления государственных услуг, они становятся гарантом защиты прав заявителей – «омбудсменом» по государственным услугам. При нарушении ведомствами порядка предоставления услуг (в случае нарушения сроков или порядка предоставления услуг и др.) МФЦ будет вправе обратиться с запросами в прокуратуру с обращением о нарушении прав заявителей.

Источник

Россиянам будут оказывать госуслуги помимо их воли

Госуслуги в превентивном формате

В России может появиться «проактивный» режим предоставления госуслуг, при котором органы власти будут самостоятельно подготавливать все необходимое для оказания услуги к моменту их наступления. Например, «автоматическую» прописку ребенка или запись его в детский сад после регистрации его рождения.

Предложение по корректировке Федерального закона о госуслугах, подготовленное департаментом обеспечения качества предоставления государственных услуг населению и выполнения государственных функций Минэкономразвития и внесенном в Правительство России, предлагает комплекс «новых принципов предоставления государственных и муниципальных услуг».

Законопроект, разработанный в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика», также предлагает для оказания госуслуг подключить негосударственные организации, перевести записи о госуслугах на реестровую структуру, уточнить административные регламенты и «цифровые МФЦ».

«Принятие законопроекта позволит организовать предоставление госуслуг на новом уровне», – сказал Алексей Херсонцев, замминистра и статс-секретарь ведомства. – Предлагаемые подходы обеспечат комфортное и быстрое получение госуслуг».

Пакет изменений в закон о госуслугах

Проект постановления предлагает предоставить органам власти при наличии предварительного согласия гражданина возможность совершить все необходимые предварительные действия для оказания грядущей услуги. Гражданин получит возможность получить госуслугу в момент наступления соответствующего жизненного события.

Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть фото Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть картинку Что такое проактивные государственные услуги. Картинка про Что такое проактивные государственные услуги. Фото Что такое проактивные государственные услуги

Такой «проактивный» режим позволит не только ускорить оказание госуслуг, но также сэкономит время гражданина на подготовку. Так, например, в случае принятия поправок в закон о госуслугах, по достижению гражданином возраста 45 лет ему придет сообщение о готовности нового паспорта, для получения которого понадобится захватить с собой только свежую фотографию.

Документом также предлагается расширить число уже имеющихся каналов взаимодействия в процессе обращения за госуслугой за счет некоторых негосударственных организаций. В числе примеров такой «многоканальности» приводится оформление услуг через инфраструктуру банка или «Почты России», в отделении бюро медико-социальной экспертизы или «Ростелекома».

Законопроект также предлагает отойти от нынешней модели фиксации результата оказания госуслуги выдачей документа, «который можно потерять, испортить или завладеть незаконным образом». Взамен (или в дополнение) предлагается ввести так называемую «реестровую модель».

Благодаря тому, что итог оказания большинства госуслугуслуг будет зафиксирован записью в специальном реестре, упростится процесс проверки соответствующих сведений, поскольку другие ведомства отныне не будут требовать с заявителя предъявления указанного документа, а смогут найти в реестре все необходимые им сведения.

Таким образом, обращение за услугами с предъявлением документов может свестись к указанию номера реестровой записи – по аналогии с тем, как сейчас указываются номера СНИЛС или ИНН. Например, такой номер можно использовать для проверки факта назначения гражданину социального пособия.

Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть фото Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть картинку Что такое проактивные государственные услуги. Картинка про Что такое проактивные государственные услуги. Фото Что такое проактивные государственные услуги

Документ предлагает четко определить и систематизировать процесс предоставления каждой госуслуги. С помощью «цифровых административных регламентов» в информационной системе также предполагается точно описать все возможные варианты оказания каждой госуслуги.

Так, для каждого вида заявителя (например, пенсионер, многодетная мать) предлагается установить четкий перечень необходимых документов, сроки и особенности получения госуслуги. Всю эту информацию предлагается сделать «общедоступной и удобной для получения потенциальными заявителями».

Еще одна инициатива Минэкономразвития подразумевает создание отдельных «цифровых офисов МФЦ» или выделенных «цифровых зон» в действующих центрах многофункциональных услуг.

Такие «цифровые офисы» предлагается оснастить «гостевыми» компьютерами и остальной техникой, необходимой для оформления государственных услуг и сервисов в электронном виде. В таких офисах предполагается присутствие консультантов, благодаря которым можно пройти регистрацию портале госуслуг, получить услугу в электронном виде, а также воспользоваться электронными реестрами или сервисами ведомств.

В начале мая 2020 г. CNews сообщил о том, что Минэкономразвития предложило ускорить процесс обмена данными между ведомствами для упрощения получения госуслуг заявителями за счет расширения списка представляемых ведомствами документов.

Расширение перечня предлагалось провести за счет документов, уже имеющихся в различных федеральных и муниципальных ведомствах. Всего в перечень предлагалось добавить 18 новых документов и персональных данных, находящихся в распоряжении МВД, ФНС, Росреестра, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, а также расширить объем данных, предоставляемых ФНС.

В конце апреля 2020 г. CNews также сообщил о принятом Госдумой во втором чтении законопроекте о создании в России единого федерального информационного регистра сведений о населении. Оператором регистра назначена ФНС, на нее же возложена защита персональной информации регистра.

Основой регистра сведений о населении станут 8 млн записей госреестра актов гражданского состояния, формируемого в облачных дата-центрах ФНС с октября 2018 г., около 540 млн актовых записей, сохранившихся в России с 1926 г., а также сведениями МВД России, данные баз Минобороны, Минобрнауки и государственных внебюджетных фондов. Предполагается, что регистр будет пополняться ФНС и 12 остальными поставщиками данных по примерно 30 видам сведений.

Источник

Регионам оказалось легче внедрять проактивные госуслуги. Причина

О проблематике оказания госуслуг в новых форматах, связанных с проактивностью, и о том, что переход на эти форматы на поверку проще реализовать на региональном уровне, на конференции CNews «ИКТ в госсекторе 2018» рассказал министр ИТ и связи Кировской области.

Услуги по факту, без волокиты

Перевод уже существующих электронных госуслуг в проактивный режим проще оказалось реализовать на региональном уровне.

Проактивным называется режим, когда госуслуги начинают оказываться человеку просто по факту получения им права на них без отдельных заявлений с его стороны.

Трансформация в этом ключе федеральных госуслуг требует громоздких изменений в федеральном же законодательстве, в то время как на местах точечные корректировки в нормативную базу могут быть внесены гораздо оперативнее. Этот факт на конференции CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее» отметил министр ИТ и связи Кировской области Юрий Палюх.

В качестве примера он сообщил, что в его субъекте с 1 марта 2019 г. стартует региональная услуга по выплате 5 тыс. руб. за рождение второго ребенка, если в населенном пункте нет мест в детском садике или садика нет вовсе, а у родителей доход ниже какого-то определенного уровня. Автоматическое начало перечисления денег родителям при соблюдении упомянутых условий станет первой «умной» услугой Кировской области.

«Государство все равно узнало, что у человека родился второй ребенок, — говорит Палюх. — Как минимум в реестре ЗАГСа создалась еще одна строчка. Зачем человеку ходить в МФЦ, какие-то справки собирать?» — рассуждает он.

Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть фото Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть картинку Что такое проактивные государственные услуги. Картинка про Что такое проактивные государственные услуги. Фото Что такое проактивные государственные услуги

«Почему мы выбрали эту услугу? Потому что, чтобы перевести какую-то другую социально значимую услугу, необходимо внести изменения в федеральную нормативку, которая говорит, что сегодня для оказания услуг приемлем только заявительный принцип, а иначе никак, — поясняет Палюх. — В данном же случае это региональная услуга, административный регламент оказания которой полностью зависит от воли губернатора».

В целом, как можно было заключить из выступления Палюха, наибольшего эффекта и отклика от граждан государство получит, переводя в проактивный режим социально значимые услуги именно такого рода — чье оказание завершается предоставлением человеку каких-то заслуженных материальных благ: выплат, компенсаций и пр.

Проблема проактивности — рассинхронизация баз данных

Общей проблемой перевода госуслуг в проактивный режим, которая более ярко выражена опять же на федеральном уровне, Юрий Палюх считает рассинхронизацию информресурсов различных ведомств и структур.

«Вчера разговаривали с представителем одного очень крупного федерального банка,у которого сейчас идет судебная тяжба с региональной службой социальной защиты, — приводит он пример. — Банк полгода перечислял социальные выплаты человеку, который уже умер. Робот социальной службы все эти полгода формировал задание банку на перечисление средств, которые родственники умершего благополучно снимали с его карты — денег уже просто нет физически. При этом, к моему удивлению, почему-то банк этот суд пока проигрывает».

Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть фото Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть картинку Что такое проактивные государственные услуги. Картинка про Что такое проактивные государственные услуги. Фото Что такое проактивные государственные услуги

Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть фото Что такое проактивные государственные услуги. Смотреть картинку Что такое проактивные государственные услуги. Картинка про Что такое проактивные государственные услуги. Фото Что такое проактивные государственные услуги

Презентация Юрия Палюха (кликните для пролистывания)

Рассинхронизация систем имеет и более очевидную и масштабную проблему, которую принято именовать отсутствием системы «одного окна». Во многих стандартных жизненных ситуациях человеку по определению нужно обратиться сразу в несколько ведомств — иногда параллельно, а иногда и последовательно, каждый раз затрачивая на это время.

Например, при заключении брака получение свидетельства о нем займет в ЗАГСе всего один день. Однако, если женщина захочет при этом сменить фамилию, то ей придется после обращения в МФЦ еще 10 дней ждать замены паспорта, потом обратиться в ФНС для смены ИНН, на что уйдет еще пять дней. Параллельно с этим через МФЦ нужно будет запустить процедуры замены СНИЛС, водительских прав и загранпаспорта — шесть, 16 и 30 дней соответственно. «Итого, женщине предстоит 40 дней ожиданий, и нужно будет четыре раза отпроситься с работы и 435 минут провести в ведомствах», — указывает Палюх.

Выступление Юрия Палюха на конференции CNews

Еще печальнее обстоят дела при рождении ребенка. На оформление его документов у родителей уйдет 63 дня, а помимо ЗАГСа, МФЦ и ФНС, им еще придется посетить Пенсионный фонд и МВД. Многие социально значимые услуги в силу каких-то нормативных актов по прежнему не переданы из ведомств в МФЦ; человеку вынужден ходить «от двери к двери».

«Однако, на мой взгляд, проблема кроется даже не в самих этих дверях, а в тех информационных системах, которые существуют за периметром этих дверей и офисов приема, — полагает Палюх. — Это неподдающееся исчислению количество государственных и муниципальных систем, не имеющих в явном виде базовых государственных информационных ресурсов, несмотря на то, что у нас в 2011 г. вступило о них в силу постановление Правительства России № 654. В течение семи лет существования данного нормативного акта архитекторы и строители информационных систем несколько отходили от тех постулатов, которые в постановлении прописаны».

Подробнее о рассматриваемой проблематике и об опыте Кировской области по внедрению госуслуг в новых форматах можно узнать из опубликованных здесь презентации и видеозаписи выступления Юрия Палюха на конференции CNews.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *