Что такое шестистопный хорей

Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Стихотворные размеры

Условные обозначения

Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят

В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая

Примеры

Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Пример четырехстопного хорея:

Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/

Пример четырехстопного хорея:

Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__

Пример пятистопного хорея:

ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

Пример трехстопного хорея:

А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/

Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __

Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __

В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/

Пример четырехстопного ямба:

Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Пример четырехстопного ямба:

Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __

ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/

Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __

Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Пример пятистопного ямба:

Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

Пример пятистопного ямба:

Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __

Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример четырехстопного дактиля:

Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

Пример четырехстопного дактиля:

Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __

В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример трёхстопного амфибрахия:

Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример четырехстопного амфибрахия:

Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/

Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

Пример трёхстопного амфибрахия:

Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___

С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/

С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __

С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

Пример трёхстопного амфибрахия:

Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __

Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример трёхстопного анапеста:

О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример трёхстопного анапеста:

Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример (разностопный размер)
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:

В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __

Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __

Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Стихотворные размеры

Как определить стихотворный размер?

а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

Источник

Хорей: стихотворный размер и примеры стихов

Хорей – двусложный стихотворный размер с ударными нечетными слогами. Хорей менее распространен, чем ямб, хотя тоже ведет свою историю с давних времен. Примеры стихов, написанных хореем, известны нам со школьной скамьи, ведь все знаменитые русские поэты использовали этот стихотворный размер в своих произведениях.

Происхождение термина

Слово «хорей» происходит от древнегреческого «χορεῖος» – «хоровой», а «χορός» означает также «танец, хоровод». Таким образом, «хорей» буквально – «пляска по кругу». Интересно, что раньше его называли трохеем, от греческого «τροχός» – «колесо, круг». В русском литературоведении этот термин ныне считается устаревшим, а вот в западном – наоборот, «хорей» менее употребителен.

Как устроен хорей

Как и у его двусложного «собрата» ямба, ритмическая группа (стопа) хорея тоже строится из двух слогов, но в ином порядке: ударный слог занимает первое место. Схематически это можно представить как ÚU| ÚU| ÚU| ÚU, например:

Если ямб можно сравнить с размеренным дыханием, то хорей напоминает смех – звонкое начало, выброс воздуха, за которым следует вдох. Поэтому в стихах, написанных хореем, часто скрывается ощущение запрятанной улыбки. Еще первый ударный слог можно сравнить с притопом в народном танце – отсюда его «плясовой», песенный характер.

Таким образом, хореическая стопа – это последовательность из ударного и безударного слогов.

Разновидности хорея с примерами

В зависимости от числа стоп, используемых в строке, стихи, написанные хореем можно разделить на несколько типов. Главные из них и примеры к ним перечислены ниже.

Четырехстопный хорей

Из всех хореических размеров в русской поэзии четырехстопный хорей – самый распространенный и популярный.

В лирике круг применения четырехстопного хорея довольно широк: это и торжественные гимны (например, «Гром победы раздавайся» Державина), и элегии («Дар напрасный, дар случайный» Пушкина), и шуточные стихи, и народные песни:

Ах вы,| се́ни| мо́и,| се́ни,
Се́ни| но́вы|е мо|и́

Стихам, написанным хореем, присуща разговорная эмоциональность, которая порождает ощущение некоторой простоватости, прямоты. Именно на хорее выстроена поэма «Василий Теркин»:

Пе́ре|пра́ва,| пе́ре|пра́ва!
Бе́рег| ле́вый,| бе́рег| пра́вый,
Сне́г шер|ша́вый,| кро́мка| льда́…

В более крупных произведениях он используется для стилизации народных эпических песен, а также представлен в сказках и балладах (например, «Утопленник» Пушкина):

При́бе|жа́ли| в и́збу| де́ти,
Вто́ро|пя́х зо|ву́т от|ца́:
«Тя́тя! | тя́тя! | на́ши| се́ти
При́та|щи́ли| ме́ртве|ца́».

Четырехстопный ямб не утратил своей актуальности до наших дней. Вот пример этого размера в шедевре мастера тяжелого русского рока Анатолия Крупнова «Аве, Цезарь»:

Трехстопный хорей

Довольно редкий вид хорея в русской поэзии. Обычно он встречается в коротких стихотворениях, но бывают и исключения, например знакомое всем стихотворение «Детство» Сурикова:

Во́т мо|я́ де|ре́вня,
Во́т мой| до́м род|но́й…

Очень редко трехстопный хорей выступает самостоятельно, обычно он сочетается с четырехстопным:

Спи́, мла|де́нец| мо́й пре|кра́сный,
Ба́ю|шки́-ба|ю́.
Ти́хо| смо́трит| ме́сяц| я́сный
В ко́лы|бе́ль тво|ю́… (М. Лермонтов)

Пятистопный хорей

Пятистопный хорей также встречается нечасто. Пушкин, например, не написал пятистопным хореем ни одной строчки (по крайней мере, ни одна не сохранилась до наших дней).

Лермонтов также мало писал этим хореем – всего четыре стихотворения, но одно из них, знаменитое «Выхожу один я на дорогу», оказало очень сильное влияние на целый ряд писателей и русскую литературу.

Вы́хо|жу́ о|ди́н я| на́ до|ро́гу;
Скво́зь ту|ма́н крем|ни́стый| пу́ть блес|ти́т;
Но́чь ти|ха́. Пус|ты́ня| вне́млет| бо́гу,
И звез|да́ с звез|до́ю| го́во|ри́т.

Пятистопный хорей встречается в переводах эпических поэм и народных песен:

Вы́со|ко́, под| са́мым| си́ним| не́бом,
Про́ле|та́ли| ма́лы|е три| пти́чки… (А. Майков, из «Сербских песен»)

Куплеты знаменитой песни ДДТ «Что такое осень» также написаны пятистопным хореем:

Шестистопный хорей

Шестистопный хорей обычно встречается с цезурой в середине стиха и как бы распадается на два трехстопника:

Ле́бедь| бе́ло|гру́дый, // ле́бедь| бе́ло|кры́лый,
Ка́к же| не́лю|ди́мо // ты́, от|ше́льник| хи́лый… (В. Жуковский)

Цезура (ритмическая пауза) здесь отмечена знаком //.

Встречается и бесцезурный хорей из шести стоп. Он ведет свое начало от народной поэзии. Это типичный стих севернорусских причитаний, но также появляется и в народной лирической песне, и текстах шутливой тематики:

Ты́ по|ди́, мо|я́ ко|ро́вуш|ка, до|мо́й;
Про́па|ди́, мо|я́ го|ло́вуш|ка, до|ло́й…

Другие (редкие) виды хорея

У́ли|ца бы|ла́ как| бу́ря.| То́лпы| про́хо|ди́ли,
Сло́вно| и́х прес|ле́до|ва́л не|о́твра|ти́мый| ро́к…

Вне́мля| ве́тру,| то́поль| гнётся,| с не́ба| до́ждь| осе́нний| льётся,
На́до| мно́ю| ра́зда|ётся| ме́рный| сту́к ча|со́в стен|ны́х… (К. Бальмонт)

Хорей в русской поэтической традиции

Как уже говорилось, хорей имеет древнейшую историю в русской поэзии. Им написаны многие былины, встречается он и в древнерусских духовных стихах. Народная поэзия на протяжении столетий отдавала предпочтение хорею.

«Книжный» хорей встречается в сделанном Ломоносовым переводе оды французского богослова Фенелона, хотя сам он хореем писал мало. Популярности хорея в большей степени способствовали Тредиаковский и Сумароков.

Младший современник Ломоносова Сумароков был особенно близок к образцам народной лирической поэзии, которым часто подражал в своей лирике. Тредиаковский же и вовсе выступал решительным противником чисто ямбических стихов, предпочитая хорей.

Хорей в русской поэзии XIX и XX веков

В 1800-е годы хорей попадает в поле зрения предромантиков, заинтересовавшихся народным стихом (Мерзляков, Востоков). Всплеск популярности этого размера отмечается в связи с подъемом карамзинских легких жанров: песни и романса. Дальнейшей популяризации хорея способствовали Некрасов (поэма «Коробейники», стилизованная под фольклор), Жуковский, Пушкин и другие их современники.

В 1840-х годах хорей входит в русскую элегическую лирику (уже упоминавшееся знаковое стихотворение Лермонтова «Выхожу один я…»), и в простой стиль реализма (баллада Тургенева «Перед воеводой молча…»).

Во второй половине XIX века этот размер употребляется в лирике Фета, Майкова, А. К. Толстого, Полонского. Встречается он и у символистов и других поэтов XX века (Блока, Ахматовой, Гумилева, Кузмина, Волошина, Есенина. Поэты середины-конца XX века (Окуджава, Вознесенский) тоже не сторонились хорея:

В на́шей| ка́чке| те́, кто| кру́че,
у́хва|тя́сь за| зо́в не|бе́с,
сло́вно| де́ржат|ся́ за| ру́чки.
А трол|ле́йбус| и́х ис|че́з… (А. Вознесенский)

Владимир Высоцкий пользовался хореем, чтобы передать душу простого народа. Особенно удачно ему это удается в песне «Инструкция», рассказывающей о работяге, которому выпала честь отправиться в загранкоммандировку:

Источник

Что такое шестистопный хорей

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все, что вы хотели знать о хорее (а также ямбе, дактиле, амфибрахии и анапесте), но боялись спросить

Сначала несколько элементарных вещей, упоминаю их просто для дальнейшего контекста.

У каждого слова есть определенное количество слогов, равное количеству гласных звуков. Внутри каждого слова есть ударение. Есть простые слова с одним ударением (оборОна), а есть сложные слова с несколькими ударениями (оборОноспосОбность). Сложных слов с несколькими ударениями мало, и в стихах они встречаются редко.

Что со всем этим делают писатели?

Ничего. Они составляют слова в предложения, редко заботясь о том, сколько слогов будет в каждом слове и где будут стоять ударения в словах. Поэтому у прозы никакого выраженного ритма нет. Просто монотонный накат волн на берег, музыкальный шум. Ценность прозы не в ритме, а в содержании. Бывают исключения, но они в нашем рассмотрении сейчас не важны.

А что с этим делают поэты?

Что такое шестистопный хорей. Смотреть фото Что такое шестистопный хорей. Смотреть картинку Что такое шестистопный хорей. Картинка про Что такое шестистопный хорей. Фото Что такое шестистопный хорей

1) Для них кроме смысла важен и так называемый “ритм” или “размер”. Можно считать эти слова синонимами. Ритм/размер – это просто периодичность ударений в тексте. А именно, количество слогов между ударениями. (Строго говоря, есть разные системы стихосложения. Здесь идет речь только о наиболее популярной в русском и многих других языках силлабо–тонической системе, от греческих слов «слог» и «ударение», которая и основана на такой периодичности.)

Можно представлять, что период – это колебание маятника или метронома в одну сторону (в физике это называется полупериодом, но это неважно, мы будем называть это периодом). Каждое колебание – это одно ударение или один стук. Период – это время между ударениями, или “единица стиха”, т.е. ударный слог + безударные слоги следующие за ним до следующего ударного слога.

Когда поэты собирают слова в строки, они следят за тем, сколько слогов у этих слов и на какие слога падают ударения. Они собирают слова в цепочки как в детских конструкторах, чтобы при такой стыковке у ударений в словах была периодичность, как у колебаний маятника. Другими словами, чтобы между ударениями в строке было фиксированное количество безударных слогов.

Для чего это делается – вполне понятно. Как и периоды/ритмы в музыке, ритм в стихотворении воздействует на человека на эмоциональном уровне (собственно, стихосложение и родилось из песен). Добавляет еще одно измерение к идее и содержанию стихотворения, дополнительные краски и чувства. К сожалению, многие начинающие поэты считают, что наличие ритма и рифмы – это единственные требования к стихам, но это уже другая история.

2) Периоды в стихах, как правило, бывают из двух, трех и четырех слогов. Период из двух слогов – значит есть ударный слог, потом безударный, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются два слога, в которых один слог будет ударным. Период из трех слогов – значит есть ударный слог, потом два безударных, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются три слога, в которых один слог будет ударным. Аналогично будет и с периодом из четырех слогов. Периоды из пяти и более слогов используются редко.

В одном периоде только одно ударение. Оно может приходиться на разные слоги в периоде, однако в рамках одного стихотворения ударение будет всегда на определенный слог в периоде: только на первый слог, или только на второй и т.д. Так делается для того, чтобы между ударениями было одинаковое расстояние. Ниже в пункте 4 эти периоды расписаны более подробно.

В стихосложении вместо “физического” слова период используется свое слово “стопа”. Это просто синоним слова период, ничего более. Ниже я буду употреблять “период” и “стопа” как синонимы. Любопытно, что одним из создателей теории стоп, как и вообще силлабо-тонического стихосложения в русском языке, является Ломоносов, который был и физиком, и филологом, и многим другим.

3) А теперь стоить обратить внимание на одно отличие ударений в стихах от ударений в прозе. Хотя у каждого слова и есть свое ударение, мы иногда в стихах эти ударения пропускаем. Например,
ШаганЭ ты моЯ, ШаганЭ.
Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил.

У слов “ты” и “мой”, если бы мы произносили их в прозе, были бы свои собственные ударения. Но в строках выше мы эти ударения пропускаем. Так сказать, закрываем на них глаза (или уши), игнорируем. Для чего мы это делаем? Чтобы у ударений в этих строках сохранялся период. В первой строке период состоит из трех слогов, во второй – из двух.

Вот и все основные идеи. Остальное – это просто разные виды такой периодичности, т.е. разное количество слогов в стопе и разные ударения внутри стоп.

Что такое шестистопный хорей. Смотреть фото Что такое шестистопный хорей. Смотреть картинку Что такое шестистопный хорей. Картинка про Что такое шестистопный хорей. Фото Что такое шестистопный хорей

и так далее. Можно настучать эти мотивы на столе, выделяя ударный слог более сильным стуком. Все названия типа “ямб”, “хорей” и т.д. придуманы просто для того, чтобы не рисовать каждый раз ритмы, как они нарисованы выше, а называть их стандартными названиями.

Период важен только внутри одной строки. На периодичность при переходе с одной строки на другую мы внимания не обращаем. Что выросло, то выросло. Например, у «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил» строка заканчивается безударным слогом, а следующая строка тоже начинается с безударного слога, хотя в одной строке у ямба после безударного слога должен идти ударный. Это не проблема.

1000 1000 1000.
0100 0100 0100.
0010 0010 0010.
0001 0001 0001.
Здесь сразу четыре разных случая, но все они называются одним словом Пеон и различаются названиями: “пеон с ударением на первом слоге” (или “первый пеон”), “пеон с ударением на втором слоге” (или “второй пеон”) и т.д. Например, «Не дУмай о секУндах свысокА. НастУпит время, сАм поймёшь, навЕрное». Это второй пеон.

Запоминать все эти названия не обязательно, хотя и просто, их совсем мало. Но в любом случае, главное это понимать общий принцип, а он очень простой.

Все это, кстати, к рифме не имеет никакого отношения. У стихов должен быть размер безотносительно к тому, белые они или рифмованные. У последних будет особенность только в том, что рифмоваться должны ударные слоги.

Что такое шестистопный хорей. Смотреть фото Что такое шестистопный хорей. Смотреть картинку Что такое шестистопный хорей. Картинка про Что такое шестистопный хорей. Фото Что такое шестистопный хорей

Вот несколько примеров, любезно предоставленных нашим постоянным спонсором Иосифом Бродским:

У попа была собака.
Оба умерли от рака.
— Две слога в стопе и ударение на первом слоге. Значит это хорей.
— Четыре ударения в строке, т.е. четыре стопы в строке. Значит это четырехстопный хорей.

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
— Две слога в стопе и ударение на втором слоге. Значит это ямб.
— Четыре ударения в строке, значит это четырехстопный ямб.

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать
— Три слога в стопе и ударение на третьем слоге. Значит это анапест.
— Два ударения в строке, значит это двухстопный анапест.

Суммируя, можно прийти к следующей иерархии “структурных единиц” в стихотворении: слог – стопа – строка – строфа. С точки зрения ритма и смыслового содержания, наиболее важная структурная единица это строка. В строфе обычно 4 строки, но может быть меньше или больше. Например, строфа сонета состоит из 14 строк, как и известная “Онегинская строфа» (иногда говорят, что строфа сонета состоит из нескольких “обычных” строф). В песнях строфы называются куплетами.

6) Как и во всех правилах, при определении размера бывают особые случаи. Например, какой размер у следующего стихотворения?
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана

Если поставить ударения так, как их и произносят в жизни, то получится
НочевАла тУчка золотАя
На грудИ утЕса-великАна

Какой это размер? Что-то непонятное. В таких случаях филологи добавляют “мнимые” ударения следующим образом:
НОчевАла тУчка зОлотАя
НА грудИ утЕса-вЕликАна

и, соответственно, называют это “хореем с пропусками ударений”. И даже придумали для этого специальное слово Пиррихий. Это встречается сплошь и рядом, особенно у двухсложных стоп, т.е. ямба и хорея. И понятно почему: мало у каких слов есть только одно или два слога, а значит в большинстве слов не получится выдерживать двухсложный ритм “ударение через одно”. А иногда бывает и противоположная ситуация: не пропускаются ударения, а добавляются дополнительные. Это называется Спондей.

Как в таких случаях определять размер? Добавить мнимые ударения или убрать лишние, чтобы получился постоянный период в каждой строке, как выше с золотой тучкой. И посчитать, что после этого получится.

7) Наконец, иногда размер в стихотворении может меняться, т.е. в разных строках он может быть разным. Обычно при этом сохраняется “тип” размера, т.е. длина стопы (например, ямб или хорей), но в разных строках будет разное количество стоп. Это нормально, просто такой прием. Он встречается, например, в баснях:
На Ель ворОна взОбралАсь,
ПозАвтракАть совсЕм уж сОбралАсь
— В первой строке четырехстопный ямб, во второй – пятистопный.

а также у нашего постоянного спонсора (у которого встречается все, что только можно придумать):
Я входИл вместо дИкого звЕря в клЕтку,
выжигАл свой срОк и кликУху гвоздЕм в барАке,
— В первой строке четырехстопный анапест, во второй – пятистопный.

Заодно, последние две строки иллюстрируют еще один особый случай: немного “грязный” размер, когда ритм/период выдерживается не вполне строго. Не просто отсутствующие или лишние ударения (как в пиррихии и спондее), а разное количество слогов в стопах. Но нашему спонсору это позволительно. Чередование и смешение размеров встречаются у него часто, но очень гармонично, он много и успешно экспериментировал. Нарушать правила надо уметь.

Вот, собственно, и все. Теперь вам любая поэзия по плечу. Профит!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *