Что такое штабная культура
Профессиональная компетентность и штабная культура
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1991
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Профессиональная компетентность и штабная культура
0 чем же «размышлять»? Не повторять же достаточно известные требования руководящих документов или просто цитаты из трудов Ф. Энгельса о том, что «некомпетентность офицеров нигде не приносит столько вреда, как на штабной службе»? (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 11, с 456), или Маршала Советокого Союза Б. М. Шапошникова, который писал, что для управления «должны быть призваны люди хорошо образованные, с энергией и инициативой, работоспособные, самостоятельные в своих суждениях и действиях, но в то же время тактичные и скромные в общении».
Все это, безусловно, верно, большинству читателей журнала давно известно, но. практически почти нигде не выполняется. Вот-вот, буду думать и писать после «но», т. е. о том, что мешает штабной службе. Таких помех значительно больше, чем хотелось бы, и, следовательно, нужно предложить конкретные меры, пути и способы их устранения.
С чего же начать? С самого начала. Уважаемый читатель, прочтите, пожалуйста, еще раз заголовок этого материала. Он почти полностью состоит из терминов, требующих определенной ясности. Но как мы их понимаем? Чтобы проверить свои сомнения, я попросил нескольких сослуживцев (естественно, офицеров-операторов) раскрыть содержание понятий «профессиональная компетентность», «штабная культура», «офицер-оператор». Ответы в основе своей верные и тем не менее были далеко не однозначные. В любой области деятельности это вызывает трудности, а в военном деле особенно пагубно.
«Штабная культура офицера, совокупность качеств, необходимых для успешной управленческой деятельности. Заключается в высокой организованности, оперативности и инициативной исполнительности, способности в наиболее целесообразной последовательности и наилучшим образом выполнять большой объем разнообразных задач, высококачественно, кратко и четко оформлять все штабные документы; в умелом применении математических моделей операций и методики, научной организации штабного труда. Штабная культура основывается на глубоких знаниях военного дела, функциональных обязанностей и на навыках в их выполнении, общей образованности и воспитанности офицеров, добросовестном отношении к выполнению служебного долга».
Вы с такой трактовкой согласны? Лично я не во всем. Сейчас хочу подчеркнуть общее в двух приведенных толкованиях терминов: и профессиональная компетентность, и штабная культура военнослужащего (или коллектива военнослужащих) опираются на глубокие знания военного дела, функциональных обязанностей и навыки в их выполнении, приобретаемые в результате специальной подготовки, опыта работы. Опыт ничем не заменишь, не приобретешь в сокращенные сроки. Он дается временем.
А как обстоят дела со специальной подготовкой к службе в штабах? Да никак! Нет такой подготовки. После 17-летней службы в штабе флота беру на себя смелость заявить: специальная подготовка к исполнению обязанностей на конкретных штабных должностях, безусловно, необходима. Если мы от призывов сделать работу штабов более конкретной, эффективной, действенной хотим перейти к практическому претворению в жизнь этих благих пожеланий, надо существенно менять систему подготовки офицерского состава.
Не берусь судить обо всех видах Вооруженных Сил, попробую показать проблему на примере Военно-Морскрго Флота. Как готовятся и обучаются офицеры ВМФ? Вот основные этапы. Пять лет готовят высшие военно-морские училища (ВВМУ) своих питомцев к исполнению обязанностей на первичных офицерских должностях. В этот период закладывается фундамент военных знаний, основа службы наших будущих командиров и начальников. Через несколько лет (5-10) часть офицеров ВМФ проходит обучение в течение 10 месяцев на специальных офицерских классах (СОК), где готовятся командиры кораблей и флагманские специалисты. Через СОК проходит около 15-20 проц. выпускников училищ. Наиболее везучие имеют возможность по конкурсу поступить в Военно-морскую академию (ВМА), где обучение продолжается 2, а скоро, вероятно, вновь 3 года (как было до 1971 года). ВМА заканчивают примерно 12-14 проц., окончивших ВВМУ. Самые удачливые и (так должно быть!) перспективные офицеры, окончившие ВМА, по усмотрению командования могут быть направлены на 2года для обучения в Военную академию Генерального штаба (ВА ГШ). Таких всего 0,02 проц. от выпускников ВВМУ. Существуют, кроме того, различного рода краткосрочные курсы, в большинстве специальные. Но ни на одном из указанных этапов не готовят офицеров специально для службы в штабе конкретного уровня (штаб бригады, штаб дивизии, штаб флотилии, штаб флота, Главный штаб ВМФ. ). А готовить надо! И эта проблема актуальна, как следует из статьи В. Ф. Ковалевского, не только для Военно-Морского Флота.
Не посягая на выдачу рекомендаций для Академии Генерального штаба, для ВМФ предлагаю: вместо длительного (2-3 года) одноразового обучения в ВМА создать систему краткосрочных курсов (5- 10 раз по 1,5-2 или 3-4 месяца). Пусть ученые обоснуют их оптимальную продолжительность в зависимости от специализации и должности, но в пределах существующих лимитов времени и средств на подготовку. Да, это труднее организовать, труднее комплектовать, много еще можно найти трудностей. Но это, по моему мнению, самый реальный путь совершенствования подготовки офицеров.
В Наставлении по службе штабов указываются общие задачи штабов различного назначения. Не буду утомлять искушенного читателя их перечислением, обращу лишь внимание на концовку этого перечня: «. и другие задачи», чем официально декларируется «безразмерность» задач, которые приходится решать штабам. С этим трудно согласиться.
Представляется уместным в связи с начавшейся военной реформой поставить вопрос о научной проработке и выдаче практических рекомендаций по совершенствованию форм и методов работы штабных коллективов, созданию в них морально-психологических и социальных условий, способствующих максимальной реализации творческого потенциала, взаимодополнения и взаимообогащения всех специалистов.
До 1987 года была принята организация управления силами, исходящая из формирования их органов на принципе «управление по задачам» (рис. 2). Мы долго говорили, что «не так сидим». Нам столь же долго отвечали, что, мол, «как ни садитесь. ».
Наконец удалось доказать, что «пересесть» (управлять не по задачам, а по районам) все-таки разумнее. Так и сделали (рис. 3). Лучше смотрится, правда? Действительно, стало «лучше, но трудности остались: дело в том, что, ни силы, ни органы управления в мирное время (MB) не имеют в этом случае той организации, которую они должны иметь с переходом на военное время (ВВ). Это несоответствие (точнее, эту дезорганизацию!) можно (при тех же условиях) представить графически (рис. 4). Отсюда, видимо, понятно, что и организацию сил, и организацию органов управления нужно менять. Тогда сможем получить другую организацию (рис. 5). Получилась более стройная система.
Еще об одном вопросе хочу сказать. Как укомплектован современный штаб такими специалистами, как чертежники, секретчики и т. д.? Как оснащен техническими средствами (множительной техникой, микрокалькуляторами и т. п.)? Как снабжены операторы элементарными канцелярскими предметами первой необходимости (фломастерами, тушью, разноцветной бумагой и т. п.)? К великому сожалению, очень плохо. Пора наконец проявить более конкретную заботу о «мозге» армии и флота. Хватит прикрывать отсутствие в штабах самого элементарного общенародными трудностями, сокращением Вооруженных Сил и происками империализма. Чтобы реально повысить профессиональную компетентность, нужно профессионально и компетентно реорганизовать силы и их штабы, специально для службы в них готовить кадры, организовать работу и ее обеспечение. Тогда не замедлит проявить себя и штабная культура.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Трудолюбие и никакого волшебства
Сотрудники службы делопроизводства и режима ежедневно сталкиваются с таким количеством документов, поступающих в Управление, что их работу можно сравнить с трудом Золушки, разбирающей крупу по зернышкам. Вот только рассчитывать им приходится исключительно на собственные силы, а не надеяться на волшебное вмешательство сказочной родственницы. Хотя в случае коллектива делопроизводственной службы Управления на транспорте МВД России по ЦФО роль доброй волшебницы выполняет руководитель подразделения полковник внутренней службы Альбина Гильманова, большой опыт и организаторские способности которой творят настоящие чудеса.
Документооборот и секретность
В канцелярии или секретариате, как раньше называли службу делопроизводства и режима, с самого утра кипит работа. В отдел поступает корреспонденция из территориальных органов внутренних дел, прокуратуры, прочих силовых и правоохранительных структур, обращения от граждан, – все это необходимо зарегистрировать, внимательно изучить и доложить начальнику Управления. Он рассматривает документы и поручает их исполнение заместителям, а они, в свою очередь, отписывают своим сотрудникам.
На этом функциональные обязанности референтов и инспекторов отдела не завершаются, под их строгий контроль попадают сроки исполнения поручений, которые нередко ограничиваются фразой «о результатах доложить до конца рабочего дня».
Еще одно направление деятельности подразделения – обеспечение режима секретности. Оградить служебную информацию от посторонних глаз в век технологического прогресса и умной техники не так-то просто, поэтому сотрудники отдела отслеживают, чтобы секретные работы проводились в специально оборудованных для этого помещениях, а документация печаталась только на компьютерах, защищенных от любых вмешательств извне. Никаких поблажек в этом вопросе быть не может!
Деловое общение и штабная культура
Скрупулезность, усидчивость и, конечно, коммуникабельность – качества, необходимые для работы в отделе делопроизводства и режима, ведь деятельность подразделения давно не укладывается в рамки обращения с документами. Сегодня сотрудники непосредственно участвуют в реализации управленческих решений, осуществляют взаимодействие со всеми службами и постоянно общаются с коллегами из других подразделений.
Кроме того, им приходится следить за соблюдением штабной культуры: грамотного оформления документов, которые будут направлены в различные инстанции, включая Министерство внутренних дел и Правительство Москвы. На сотрудниках отдела лежит большая ответственность, и это при бешеном ритме работы. Именно поэтому далеко не каждый человек сможет выдержать темп службы, вникнуть в нюансы и искренне проникнуться к данной профессии. Но одна из главных особенностей отдела делопроизводства и режима УТ МВД России по ЦФО – практически полное отсутствие кадровой текучки. Причина тому, несомненно, талант руководителя подразделения, создавшего комфортную атмосферу в коллективе и личным примером доказавшего, что даже рутинная работа может быть интересной.
Команда профессионалов
20 января служба делопроизводства и режима в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации отмечает профессиональный праздник – 211 лет со дня образования. Основная задача – документационное обеспечение подразделений органов внутренних дел – все это время оставалась неизменной. Но с развитием правоохранительной структуры служба постепенно «обрастала» новыми функциональными обязанностями.
Справиться с колоссальным объемом работы, умело организовать документационное обеспечение аппарата управления и линейных подразделений, осуществлять постоянный и действенный контроль за обеспечением режима секретности, а также за объективным и своевременным рассмотрением обращений граждан коллективу отдела УТ МВД России по ЦФО помогают невероятное трудолюбие, самоотдача, профессионализм. И никакого волшебства!
Феномен военной культуры
Об авторе: Вячеслав Викторович Круглов – генерал-майор запаса, доктор военных наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Военная история убедительно свидетельствует, что мощь армии любого государства напрямую зависит от культурного уровня ее личного состава. Более того, армия просто не может быть полноценной без концентрации в себе высокой культуры. При этом, впитывая в себя все достижения культуры, армия, как социальный и культурный атрибут, порождает специфическую, свойственную только ей область культуры – военную культуру. Без овладения культурой – как в общем ее понимании, так и культурой военной – армия не может жить и достойно выполнять возложенные на нее задачи.
ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ НАРОДА
Что же такое военная культура? В первом приближении под ней можно понимать уровень знаний о войне в самом широком смысле и во всех ее аспектах, а также способность армии эффективно применять достижения отечественной и мировой науки и культуры для выполнения задач в соответствии с ее предназначением. Важно подчеркнуть, что ключевым в этой формулировке является слово «уровень»: с одной стороны, он подчеркивает приоритет качественных показателей знаний и способностей, с другой – последние должны соответствовать самым последним достижениям науки и культуры.
Ясно, что военная культура развивалась вместе с общей культурой, переживая свои периоды подъема и упадка. Она обогащалась по мере вовлечения в сферу военной деятельности все более широких масс людей и разнообразных явлений общественной жизни. Поэтому военную культуру следует оценивать с точки зрения социальных условий, ее породивших и сопровождавших. Военная культура всегда находилась в сложных и неоднозначных отношениях с тенденциями прогресса и консерватизма. Так обстоит дело и сейчас.
Предварительный анализ показывает, что содержание военной культуры составляют определенные взаимосвязанные компоненты. К основным из них следует отнести: политическую культуру; управленческо-исполнительскую культуру (культуру управления); дисциплинарную культуру; штабную и военно-техническую культуру; культуру взаимоотношений между военнослужащими. Все перечисленные компоненты в совокупности составляют основу военной культуры и определяют ее своеобразие.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Военно-политическая направленность деятельности армии является краеугольным камнем всей военной культуры. Ведь политика вообще – основа войны, ее причин, содержания, роли. В то же время она – «переходный мостик» от целого к части, связующее звено деятельности армии и политики. К этому военно-политическому элементу прежде всего относится верность определенным идеалам и конкретным целям, за которые готовы сражаться армия, ее солдаты, офицеры и генералы. В истории человечества эти идеалы концентрировались в национальном патриотическом сознании, приверженности к идеалам народа или определенного сословия, принадлежности к религии.
Известно, что идейно-политической основой духа многих армий на протяжении веков являлась и является вера, порождающая или как минимум усиливающая патриотизм. Православная церковь всегда поддерживала, объединяла, вдохновляла народ на борьбу во время вражеских нашествий на Россию. Именно общность православной христианской веры сыграла ведущую роль в защите русской земли от нашествий поляков и шведов, тевтонов и Наполеона. Она же одухотворяла осуществление Русской армией освободительных миссий. Например, для избавления болгарского, сербского и других балканских народов от турецкого ига.
Еще пример. Высоким авторитетом в Польше пользуется католическая церковь (кстати, наряду с польским войском). Известно, что во время гитлеровской оккупации именно церковь была одним из оплотов польского Сопротивления. В тот период ни один ксендз, как пишут польские авторы, не сотрудничал с врагами. К сожалению, в нашей стране является недостаточно изученной и недооцененной деятельность и роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны.
В качестве вывода можно сказать, что военно-политическая направленность военной службы определяется знанием и пониманием воинами национальной истории, верой в идеалы, которые исповедуются в стране и которые защищает армия.
УПРАВЛЕНЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
Вторым компонентом военной культуры является культура управленческо-исполнительской деятельности, заключающаяся в единстве высокого уровня выработки военных решений (решение командира – основа управления!) и доведения их до подчиненных, а также точного, своевременного и ответственного их выполнения.
Другими словами, есть культура руководства и культура исполнения. При этом культура руководства напрямую определяет культуру исполнения. Эта связь имеет двойной характер.
С одной стороны, все военные люди принимают как аксиому положение о том, что как приказ отдан, так он и будет выполнен. Это означает, что отдача приказа должна быть, безусловно, официальной и в определенной степени торжественной процедурой (командир – представитель государственной власти!), но в то же время она должна выражать высокое доверие командира к подчиненным и надежду, что они сделают все возможное для его выполнения.
В теоретическом плане долг, дисциплина и ответственность обязательны для всех военных структур. Однако в армиях различных стран и эпох это проявлялось и проявляется по-разному. Важной причиной этого обстоятельства является национальная психология и традиции, которые отражаются на процессе подготовки армии и характере ведения ею военных действий.
К сожалению, пока недостаточно изучены процессы в российском офицерском корпусе в период Октябрьской революции и Гражданской войны. Тем не менее очевидно, что большая его часть пошла за советской властью. Так, к 15 ноября 1918 года в Красной армии служили уже 20 488 генералов и офицеров старой армии – примерно 75% всего командного состава. В дальнейшем этот процент снизился за счет подготовки и выдвижения командиров из рабочих и крестьян, но по-прежнему оставался высоким, особенно в штабах.
Следует признать, что Октябрьская революция породила свой образец новой военной культуры. Особенностью ее развития в тот период явилось то, что военная культура развивалась как бы не вглубь, а вширь. Троцкистские и сталинские репрессии унесли жизни очень многих командиров и штабных работников, воспитанных царской армией, выступавших хранителями военной культуры и обеспечивавших ее преемственность. Их места занимали новые люди из «низов». Поэтому можно сказать, что уровень «классической» военной культуры (вглубь) тогда снизился. Однако это обстоятельство компенсировалось энтузиазмом и высокой активностью новых командиров из самых широких масс в их стремлении к военным знаниям.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КУЛЬТУРА
Теперь коснемся очень чувствительного для армии и общества в целом вопроса о дисциплине.
Речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов и распоряжений, точном и своевременном прибытии на службу, работу, но в самом широком понимании – о дисциплине общественной, простирающейся от законопослушности до верности данному слову.
Генерал Драгомиров считал, что дисциплина важна не только в военной службе. Илья Репин. Портрет Михаила Ивановича Драгомирова. 1889 год. ГИМ.
Трудно не согласиться с мнением генерала Михаила Драгомирова: «Дисциплина нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим не известно, что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».
Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего основу порядка, – дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения законам. Революционный энтузиазм 20–30-х годов, периоды войны и хрущевской оттепели отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но полностью его не снял. В целом словно между молотом и наковальней вырабатывалась в те годы воинская дисциплина. С одной стороны, недоверие к кадрам, боязнь общения с «врагами народа», а с другой – обыкновенная распущенность, нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной вольницы».
Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50–60-е годы ХХ века. Великая Отечественная война научила ценить порядок и дисциплину. Гордость за страну, выигравшую войну, достоинство воина-победителя придали новый импульс укреплению общественной и воинской дисциплины. Воинскую дисциплину не просто терпели, а почитали и уважали. В то время проводили много учений, любили парады, ценили воинские ритуалы, гордились званием солдата и офицера и военной формой одежды.
Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились дедовщина, «землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом, и сейчас причина их не только в командирах и начальниках, хотя прежде всего в них, а именно в слабости общественной дисциплины. Для ее формирования нужна энергичная и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций. Высокая воинская дисциплина возможна только при условии высокой общественной дисциплины, диктатуры закона.
В настоящее время в Российской армии (уже который год) осуществляется военная реформа, одна из задач которой – повышение уровня социальной защиты военнослужащих, обеспечение их законных прав. Но говоря об этом, часто обсуждают мнимую противоположность обязанностей, прав и возможностей. Забывают, что дисциплина и права диалектически связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать обеспечения всем законно необходимым – это право военнослужащего. Но вместе с тем это «симметричная» обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым для службы. Таким образом, можно сказать, что воинская дисциплина – это своего рода острие дисциплины общественной, надстройка.
ШТАБНАЯ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
С появлением массовых армий, ростом масштабов в пространстве и времени военных действий появились штабы, которые координировали действия войск и помогали командующему в управлении войсками. Служба штабов стала общепризнанной сферой военной деятельности. Тогда же стала зарождаться и штабная культура.
Склонность к службе в штабе, а следовательно и штабную культуру, стали выделять как особое качество военнослужащего. Она представляет собой умение оперативно добывать и анализировать информацию, необходимую для принятия решений, разрабатывать особые документы – приказы, директивы, планы, карты, схемы и др., – доводить до войск и контролировать их исполнение в интересах тщательной подготовки войск и выполнения ими задач в ходе боя и операции.
Вместе с тем штабная культура – обязательный элемент деятельности не только офицера штаба. Каждый военнослужащий должен в определенной мере владеть штабной культурой. Воля и ум свойственны как командирам, так и офицерам штабов, только имеют разные соотношения. Чем выше уровень воинской инстанции, тем важнее воля командующего, опирающегося на коллективный ум штаба.
При малом масштабе боевых действий на первый план выходит ум и смекалка командира. При этом нет жесткого разделения между командирским и штабным трудом, в течение службы офицер, как правило, чередует командные и штабные должности. Кроме того, любой офицер обязательно контактирует со штабом, представляя туда определенные документы и получая таковые в штабе, при этом он должен их правильно уяснить и точно выполнять.
Способность и умение применить в военном деле достижения науки и техники, интегральный уровень общего и специального, прежде всего инженерно-технического, образования военнослужащих представляют военно-техническую культуру. В ней можно условно выделить два среза: высший – деятельность человека по созданию и производству новой техники и управление ею на самом высоком уровне и низший – обучение подчиненных военнослужащих грамотной ее эксплуатации и применению в сложных условиях. Эти два аспекта в разные периоды и в разных странах имели различную жесткость связи.
На первый взгляд кажется, что Россия всегда отставала от передовых стран Запада в сфере технической культуры, и в частности военно-технической. Однако на самом деле вопрос гораздо сложнее. Отличительной особенностью развития русского общества являлся разрыв между высшим слоем культуры и ее освоением массами. Коренным образом изменился характер этого процесса после Октябрьской революции. Энтузиазм социалистического строительства 20–30-х годов вывел нашу страну на передовые позиции как по возможностям создания техники, в том числе и военной, так и по ее освоению. Даже после разрушительной Великой Отечественной войны мы сохранили высокий технический и научный потенциал. Ликвидация ядерной монополии США, запуск первого спутника Земли и первого космонавта, первый выход в открытый космос, достижение ядерного паритета – все это наши научно-технические победы.
В настоящее время значение культуры эксплуатации и применения вооружения, военной и специальной техники, особенно в условиях ее постоянного усложнения и повышения уровня автоматизации и интеллектуализации, неуклонно возрастает. Современный командир и офицер штаба является одновременно конструктором и оператором сложнейшей распределенной эргатической системы – вооруженной борьбы.
ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Этическая сторона военной культуры органично вплетена в духовный облик общества и вместе с тем имеет специфический характер. Дело в том, что нравственное сознание воинов, в отличие от рассмотренных выше компонентов, связано с общественной моралью одновременно прочно и стихийно. В духовном отношении армия – срез общества, глубинный образ которого очень трудно изменить командирам и начальникам, так как он заложен в подсознании военнослужащих.
«Откуда же взяться любви, уважению к армии, когда познание ее отсутствует? Мало знаний – неоткуда появиться и уважению к армии; нет уважения – нет и не может быть и любви к ней. Громадное количество наших будущих граждан в этом отношении воспитывается в полном невежестве. Наша интеллигенция так много требует от армии, а что она дает взамен! Пренебрежение, равнодушие и, будем правдивы, порой – даже неприязнь. Пока в сознании каждого, стоящего наверху и внизу. не будет ясного, точного, любовного отношения к своему русскому штыку, до тех пор вопрос о предварительной подготовке молодежи к военной службе будет висеть в воздухе. И так дальше продолжаться не может, если мы хотим действительной, а не призрачной мощи нашей Родины», – это сказал в 1914 году Михаил Сергеевич Галкин, полковник Генштаба, участник Русско-японской войны. Его слова не утратили значимости и в наши дни.
Интересен краткий взгляд на эволюцию зависимости нравственных качеств армии от способов ее комплектования и устройства общества.
История свидетельствует о сложной мозаике моральных качеств воинов и армий различных государств. Однако в этой пестроте прослеживается четко выраженная тенденция: чем прогрессивнее, ближе к интересам народа государство, тем более чистой и крепкой в духовном отношении являются армия и военная организация общества и государства в целом.
Общей чертой различных по структуре и способам комплектования вооруженных сил всегда была их прочная связь с народом (или с наиболее здоровой и сильной его частью). Это прослеживалось уже в армиях свободных рабовладельцев или армиях феодальных государств, основу которых составляли рекруты из народных масс. Именно в таких армиях зародилось чувство патриотизма. Это было свойственно в том числе и русской армии начиная с петровских времен. Своеобразной вершиной взлета вооруженных сил подобного склада были массовые армии периода ранних буржуазных революций, особенно Великой французской.
Не следует стесняться богатого опыта, накопленного в годы существования Советского Союза. Победа над гитлеровской Германией, освобождение стран Европы от фашизма были бы невозможны без высочайшей самоотверженности и патриотизма нашего народа, прежде всего военнослужащих. В послевоенные годы Вооруженные силы СССР представляли собой высший тип народной, передовой по составу и духу армии. Высокие моральные качества личного состава являлись следствием глубоких народных корней, а также истинным, а не фальшивым, совпадением народных интересов с общечеловеческими.
Основной показатель уровня военной культуры – защита Отечества ценою наименьших потерь, затрат сил, средств и времени. По нему и следует судить о культурном состоянии армии и народа в целом.
Поставить на службу проводимой сегодня военной реформе все достижения культуры, в том числе и военной, значит во многом предопределить ее успех и надежное будущее армии.