Что такое цифровая компетентность

Что такое цифровая компетентность

Аналитический отчет
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
«ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ»
представляем саммери первой части аналитического отчета

ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ:
Модели цифровых компетенций

Что такое цифровая компетентность. Смотреть фото Что такое цифровая компетентность. Смотреть картинку Что такое цифровая компетентность. Картинка про Что такое цифровая компетентность. Фото Что такое цифровая компетентность

Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной

конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет

Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом разви-

тия менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка

«Вклад в будущее», и которая в этот раз была посвящена теме «Как развивать

Более 700 экспертов из 13 стран приехали в кампус

Корпоративного университета Сбербанка в Истринском районе Подмосковья,

чтобы очно принять участие в конференции, и более 10 000 человек следили

за работой ее пленарных и секционных заседаний и участвовали в них дис-

Среди участников конференции были руководители крупнейших

российских и зарубежных компаний и корпоративных университетов, ректоры

ведущих университетов и бизнес-школ, а также мировые эксперты в образова-

нии, представители общеобразовательных школ и организаций дополнитель-

ного профессионального образования»

Что такое цифровая компетентность. Смотреть фото Что такое цифровая компетентность. Смотреть картинку Что такое цифровая компетентность. Картинка про Что такое цифровая компетентность. Фото Что такое цифровая компетентность

В ходе дискуссий на этой конференции ведущие мировые и российские экс-

перты в сферах образования и развития человеческого капитала в центр

внимания поставили следующие вопросы:

• модели компетенций для цифровой экономики в контексте непрерывного

• новая роль преподавателей в обучении цифровым навыкам;

• подготовка ИТ-профессионалов в области новых цифровых технологий;

• инновационные модели образования и передовые образовательные

• оптимальный баланс цифровых, профессиональных и «мягких» навыков.

Особенностью подхода является фокус на поиске инновационных

решений для новых вызовов, возникающих сегодня перед традиционными

Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на по-

лучение знаний, безнадежно устарела. Необходима трансформация самой

парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей

обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности,

социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.

Мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно

разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу

определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых

навыков, поскольку в имеющейся профильной литературе еще много

неустоявшихся терминов, а порой туманных и противоречивых толкований.

Мы рассмотрели процесс обучения с позиций принципа непрерывного обуче-

ния (lifelong learning) и описали новые образовательные решения, затрагива-

ющие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные

и интерактивные. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся

обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образователь-

ном мире. Описанный нами опыт применения современных моделей обучения

в различных типах организаций, в том числе в таких поистине инновационных,

как École 42, является тому подтверждением.

Другим важным методом при подготовке отчета было изучение опыта по-

строения инновационных моделей обучения в России и в мире — например,

в компаниях Google, IBM, «Яндекс», и в таких известных своим новаторством

образовательных институциях, как École 42/Школе 21, Национальном исследо-

вательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Корпора-

тивном университете Сбербанка.

Цифровая грамотность,
цифровые компетенции и цифровые навыки

Что такое цифровая компетентность. Смотреть фото Что такое цифровая компетентность. Смотреть картинку Что такое цифровая компетентность. Картинка про Что такое цифровая компетентность. Фото Что такое цифровая компетентность

Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и

умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования

лежат цифровые компетенции (digital competencies) —

— способность решать разнообразные задачи в области использования

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

— использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий,

включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с

Европейская комиссия в своем определении цифровой компетентности (digital

competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию

цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и

ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе,

в общественной жизни

Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому

сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.

Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуаль-

ные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом

Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать

устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные

на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, комму-

никационных приложений и сетей для доступа к информации и управления

ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым

контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творче-

ской самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.

Но уже сейчас понятно, что значительное количество сотрудников с цифровы-

ми компетенциями на разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное

преимущество. В корпоративном мире выделяются компании — «цифровые

чемпионы», в которых уровень владения цифровыми навыками у сотрудников

ализированных сотрудников, чья работа связана с ИКТ, но и всего персонала

компании, и его менеджмента в первую очередь. Такие компании более эффек-

тивны в своей деятельности, в частности в связи с:

• применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных

изменившимся потребностям цифрового мира;

• более коротким временем вывода на рынок товаров и услуг, использованием

цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов;

• эффективной структурой затрат благодаря использованию технологических

• высоким качеством цифровых продуктов, которое обеспечивают инвестиции

в цифровые таланты;

• высоким уровнем удовлетворенности потребителей качеством продуктов

• благодаря персонализированным предложениям и индивидуальному

Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается

на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital

Competence Framework for Educators)

Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно

поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские

навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.

Пользовательские цифровые навыки:

1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью

в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для

получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-серви-

сов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение

работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом,

онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные

навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой мотори-

ки) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).

1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять

цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте.

Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное ис-

пользование цифровых технологий и получение практических результатов.

Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифро-

вых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах),

способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с инфор-

мацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить

2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные

с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сре-

де — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (програм-

мисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для

их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно

включить также умение работать в команде, креативность, критическое мыш-

Источник

Какие цифровые навыки нужны каждому в 2021 году

В очень спорной, но весьма увлекательной книге Александра Эткинда «Природа зла. Сырье и государство» история человечества рассматривается периодами, когда зависимость от одного вида топлива сменяла другую, и это всегда сопровождалось глобальными изменениями в укладе жизни. Сейчас мир зависит от нефти, но в будущем, считает автор, будет зависеть от программистов. Они станут незаменимым ресурсом, без которого не сможет функционировать ни одно производство, государство и общество в целом. Если оставить за скобками авторский взгляд и обратиться к прогнозам по рынку труда, то, например, согласно Roland Berger, к 2030 году в Европе откроется дефицит в 50 млн специалистов. Большая часть вакансий (но не все) будут связаны с ИТ-специальностями. Исследователи уверены в благах, которые несет с собой автоматизация, поскольку она не только отнимает, но и создает рабочие места, избавляя человека от рутины и скучной работы. Ее будут делать программы — осталось только научиться с ними правильно взаимодействовать.

Не только карьерный вопрос ставит на повестку дня цифровые навыки для каждого. Бытовая сфера тоже меняется, и, чтобы чувствовать себя комфортно, человеку приходится осваивать новые гаджеты и инструменты. Не нужно далеко ходить за примерами: во время карантина учителя и родители школьников оказались абсолютно не готовы к использованию такой базовой функции, как конференц-связь.

Эти пять групп навыков нужны сегодня каждому человеку.

Информационная безопасность

Развитие автоматизации открывает новые горизонты для мошенников, при этом новые вирусы порой создаются не только для извлечения прибыли, но и просто ради практики и забавы. Сегодня даже холодильник или навороченный чайник могут «поймать» вирус.

Поэтому навык защиты своих данных в современном мире приобретает все большую актуальность. Каждый пользователь гаджетов должен соблюдать хотя бы элементарные правила безопасности: вовремя обновлять программу-антивирус, не переходить по сомнительным ссылкам и не вводить свои данные на непроверенных сайтах. Смена паролей на устройствах должна войти в привычку, как смена постельного белья, чтобы, например, видео с вашей веб-камеры не оказалось в сети.

Кстати, сегодня в России штраф за утечку персональных данных составляет от 15 до 75 тысяч рублей, но в скором времени максимальная сумма наказания может вырасти до более ощутимых 18 миллионов рублей. Конечно же, если пользователь сам «сольет» свои данные, то никто его не накажет. Другое дело, если утечка произойдет на работе по причине халатности или невнимательности сотрудника.

Многие считают, что если в компании есть отдел кибербезопасности, то можно не забивать себе голову правилами цифровой гигиены: мощный антивирус и бдительный сисадмин вовремя заметят угрозу. Увы, это не совсем верно. Сегодня в мире набирают обороты новые виды кибератак — фишинговая рассылка на электронную почту рядовых сотрудников, которая имитирует деловые письма. Они не содержат подозрительных файлов, поэтому система защиты не распознает их как потенциально опасные. Вступив в переписку, человек попадается на крючок: дальше идут в ход психологические манипуляции и игра на эмоциях (в том числе желании угодить начальству). Пользуясь этим приемом, хакер вынудил сотрудника Nikkei America перевести ему 29 млн долларов.

Что такое цифровая компетентность. Смотреть фото Что такое цифровая компетентность. Смотреть картинку Что такое цифровая компетентность. Картинка про Что такое цифровая компетентность. Фото Что такое цифровая компетентностьФото: Tyler Hendy/Unsplash

Интернет вещей

Интернет — это уже не просто сеть компьютеров, это сеть всевозможных устройств, от мобильного телефона и умных часов до машины, светофора, робота, транспортного дрона и автоматизированного промышленного станка. Интернет становится «сетью всего». Компания Transforma Insights опубликовала данные о продажах оборудования для интернета вещей: в прошлом году покупатели потратили порядка 465 млрд долларов на такие устройства, а суммарное их количество в мире выросло до 7,6 млрд штук.

Тренд набирает все большую популярность и, несомненно, требует от человека особого навыка владения всеми высокотехнологическими устройствами. Иначе однажды можно остаться голодным, не договорившись с собственным роботом-холодильником, или попасть в щекотливую ситуацию из-за умного унитаза. Осваивая умные гаджеты, напротив, можно поднять качество быта на новый уровень. Например, если нет возможности выходить с собакой на улицу в шесть утра, можно выгуливать ее при помощи дрона.

Работа с данными

Если вы еще не слышали словосочетания Data Driven, пора с ним познакомиться. Предельно упрощая — это подход к работе и бизнесу, полностью основанный на данных. Например, в крупнейшей нефтехимической компании «СИБУР» созданы полные цифровые двойники всех объектов и процессов производства. На практике это означает, что работу каждой единицы техники можно отследить на экране, совсем как в «Матрице». Это позволяет оперативно получать информацию, необходимую для принятия важных управленческих решений.

Рано или поздно все компании перейдут на работу с данными. Поэтому каждый сотрудник должен уметь собирать, обрабатывать и считывать информацию из отчетов, графиков и таблиц. Конечно, большинству не нужно изучать сложные инструменты, классического Excel будет вполне достаточно. Изучите все его функции вдоль и поперек — и будете чувствовать себя увереннее в будущем.

Цифровой этикет

Навыки удаленного общения довольно просты, но их применение существенно облегчает процесс для всех участников. Основной принцип цифрового этикета — избегать дискомфорта для собеседника. Каждый из нас наверняка хотя бы раз в жизни получал сообщение от незнакомого человека: «Привет! Насчет того, что мы обсуждали на прошлой неделе…» Но если в обычной жизни можно потратить время на выяснение личности собеседника (многие предпочитают использовать выдуманные имена), то с переходом на дистанционную работу незнание базовых правил общения может подорвать авторитет среди коллег и начальства.

Чего точно не нужно делать:

Эти правила пригодятся не только на работе, но и в повседневном общении.

Самообучаемость и адаптивность

Прогнозы говорят, что в недалеком будущем цифровые навыки потребуются от любого специалиста, чья профессия «выживет» в условиях конкуренции с роботами. Кстати, существует даже специальный сайт, где каждый может проверить риск исчезновения своей специальности. Механика ответа на базовый вопрос Will robots take my job? основывается на прогнозах аналитиков на ближайшие 20 лет. Например, согласно этому ресурсу, функции бухгалтера и аудитора будут полностью автоматизированы с 98-процентной вероятностью, а таксиста и водителя — с 89-процентной.

Можно не принимать во внимание такие далекие горизонты, а посмотреть на уже свершившееся. В прошлом году эксперты Burning Glass провели масштабное исследование, проанализировали миллиард вакансий по миру и выявили огромный сдвиг в устоявшемся наборе навыков в 250 разнообразных профессиях. Каждая восьмая из них предполагает принципиально новые компетенции, большая часть которых — цифровые.

Цифровые навыки — отнюдь не статичное понятие. Они устаревают с той же скоростью, с какой нашу жизнь перекраивают технологии. Поэтому обновлять их придется с завидной регулярностью. Это потребует еще одной важной группы умений — самостоятельного поиска информации, ее усвоения и быстрой адаптации к новым условиям. Как и любой навык, умение учиться можно развить, например, на специальном курсе Сoursera.

Непрерывная учеба должна стать стилем жизни в 2021 году и во всех последующих. Это позволит не упустить карьерные возможности и уверенней чувствовать себя в меняющемся мире.

Источник

ИКТ-компетентность и цифровая грамотность

Существуют разные определения современной эпохи: информационное общество, постиндустриальное общество, общество обществ, цифровое общество. Названия отражают разные стороны происходящих в обществе изменений, в том числе и проникновения информационных и цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, ускоряющиеся с течением времени изменения рынка труда, устаревание профессий и появление новых. Все происходящие изменения в обществе, науке, технике и технологиях вызывают необходимость изменения трудовых функций и обуславливают появление новых профессиональных обязанностей. Для успешной деятельности становятся необходимы такие качества как мобильность, креативность, коммуникативная культура.

В результате, возрастает роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность человека к освоению новых профессий, технологий, в том числе информационных и цифровых. Совместная деятельность все чаще реализуется на основе интеграции продуктов цифрового (виртуального) и предметного мира. Продуктом и предметом труда становятся объекты виртуального (цифрового) мира, объекты дополненной реальности. Все это изменяет стили и формы педагогического взаимодействия. Для реализации современных форм педагогического взаимодействия востребованы не существовавшие ранее компетенции организации совместной деятельности обучающихся с использованием цифровых средств.

Тенденции развития общественного устройства обусловили необходимость новых подходов в образовании и реализации стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС) включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся. Особое внимание уделяется тому, что современным школьникам предстоит жить в новых условиях: цифровой экономики и информационного общества.

В тексте стандарта подчеркивается, что его отличительной особенностью является переход к стратегии социального проектирования и конструирования, к развитию творческих способностей обучающихся, и подготовке к жизни в современных условиях, в условиях цифровой экономики. Вследствие этого изменилось отношение к ИКТ-компетентности. Умения в области ИКТ отнесены к метапредметным образовательным результатам и универсальным учебным действиям. ИКТ-компетентность рассматривается в ряду таких умений, как чтение и письмо. На всех ступенях обучения от дошкольного образования до старшей школы содержание обучения должно быть нацелено на развитие ИКТ-грамотности. В стандарте указывается, что ИКТкомпетентность формируется на всех предметах школьного курса, а не только в соответствующем разделе курса информатики.

Образовательный процесс, организованный в соответствии с ФГОС, должен обеспечивать формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся должны быть положены общедидактические правила, объективность и единый подход.

Социальные, культурные и технологические вызовы времени нашли отражение в российском и международном законодательстве: правительствами стран, разработаны правовые, социально-экономические, культурные и технологические концепции и программы перехода к глобальному информационному и цифровому обществу. Правительством РФ 29.09.2018 утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», которые направлены на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Данные документы определяют цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного научнотехнологического и социально-экономического развития. Значимость образования как основного ресурса научно-технологического и социальноэкономического развития подтверждается включением в стратегию развития национального проекта «Образование».

Нормативным документом, учитывающим произошедшие изменения в качественном и количественном составе профессиональных обязанностей со- 19 трудников образовательных организаций (использование цифровых образовательных ресурсов, цифрового учебного оборудования, развитие дистанционного и электронного обучения и др.) является профессиональный стандарт педагога.

Трудовые функции педагога предполагают владение ИКТкомпетенциями, которые можно разделить на 2 сферы деятельности: технология владения информационными технологиями и методика применения ИКтехнологий в образовательном процессе. ЮНЕСКО выделяет составляющие ИКТ-компетенций педагога: понимание роли ИКТ в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие. С каждым из выделенных аспектов связывается три подхода к информатизации образовательной организации: применение ИКТ, освоение знаний, производство знаний. Это позволяет сформировать исчерпывающую структуру ИКТ-компетенций преподавателя. Однако содержание ИКТподготовки должно определяться из понимания состояния современных информационных технологий: облачные сервисы Web 4.0, цифровые (виртуальные) образовательные среды, платформы массовых открытых онлайн курсов, веб-портфолио и образовательный блокчейн.

С принятием программы «Цифровая экономика» в августе 2017 года введено понятие «цифровая грамотность». В чем сходство и различие понятий ИКТ-компетентности и цифровой грамотности? Впервые в 1997 году понятие «цифровая грамотность» ввел Пол Гилстер, американский писатель и журналист. «Цифровая грамотность – это умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров». По мнению П. Гилстера, постоянное нахождение в Интернете, в поле гипертекста, дающего возможность быстрой навигации с одного ресурса на другой, формирует новые паттерны поведения человека, приемы поиска информации, особенности общения. Это приводит к формированию сетевого мышления, основная черта которого – высокая степень информационно-коммуникационной активности.

Цифровая грамотность акцентирует социокоммуникативные аспекты в деятельности человека. Пол Гилстер выделяет в качестве критериев достижения цифровой грамотности следующие навыки: критерии достижения медиаграмотности; навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты (информационная грамотность); навыки общения с другими пользователями (коммуникативная компетентность); навыки производства информации в ее разнообразных формах и форматах (креативная компетентность).

В отличие от медиаграмотности, медиакультура личности, с позиций педагогической науки, – это целостное, динамичное качество развивающегося субъекта культуры информационного общества, которое проявляется в его способности адекватно воспринимать и оценивать медиа, использовать его в развитии своих духовно-нравственных и интеллектуальных качеств, в умении создавать и эффективно применять в жизни различные медиапродукты.

Условиями формирования медиакультуры обучающихся являются следующие: 1) развитие ценностного отношения обучающихся к возможностям медиа; 2) взаимосвязь культурологического, деятельностного, средового, личностно-ориентированного подходов в проектировании содержания процесса; 3) обеспечение обучающимся потенциальной возможности приобретения опыта разработки и технической реализации образовательного медиапродукта.

Процесс создания обучающимися медиаконтента следует рассматривать как особую область педагогической деятельности, в которой подросткам предоставляется возможность спроектировать и реализовать в экранном пространстве собственное видение информационного ресурса. Единство гуманитарно-ценностных и процессуально-технических составляющих этого процесса делает его уникальным инструментом формирования медиакультуры обучающихся, поскольку адаптирует их творческие возможности к миру медиа.

Процесс создания обучающимися медиаконтента предполагает готовность и способность педагога к диалоговому характеру обучения. Его медиакомпетентность должна быть достаточной для совместных с учеником медийных проектов. Необходим дифференцированный подход к интересам обучающихся, учет индивидуальных проявлений их креативности. Большую роль играет вовлечение обучающихся в различные конкурсы и фестивали, связанные с медиа; стимулирование их участия в грантах. Эффективность процесса обеспечивается посредством таких методов, как метод импровизации, метод моделирования, метод проектов, и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *