Что такое цифровая репутация
Статья в помощь педагогу: «Цифровая репутация»
Многие граждане легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий:
Уже сегодня существуют программы и сервисы, которые анализируют интересы, записи на стене, увлечения, высказывания, фотографии и другие данные, опубликованные потенциальными кандидатами на работу, а в случаях несоответствия описания кандидата результатам, работодатели отказывают в работе;
Имеются неоднократные примеры, когда за некорректные комментарии или фотографии увольняются сотрудники организаций и органов власти.
Комментарии, размещенная информация и иные действия пользователя в сети «Интернет» сохраняются в поисковых системах и сайтах, на которых любой желающий может с ними ознакомится, в том числе с намерением причинить вред.
Примером дальнейшего неконтролируемого распространения может стать отправка кому-либо фотографии, в частности ее могут переслать другим лицам, в том числе коллегам и незнакомым людям, а также разместить в интернете. Отдельным примером может стать фотография или медиафайл, на которым запечатлены несколько лиц, в частности показаны не в очень выгодном свете.
Другим примером может стать отправка информации незнакомым людям, например, участвуя в каких-либо обсуждениях в комментариях, на форумах и беседах, можно сформировать негативное отношение к себе со стороны других людей, в частности у них может появится желание мести.
Таким образом, любые действия пользователя в сети «Интернет» могут повлечь за собой критику как обычных пользователей, так и киберхулиганов.
Для защиты своей информации в социальных сетях пользователи могут самостоятельно настроить свои настройки приватности, например, ограничив доступ к некоторой или всей информации на своем аккаунте для всех зарегистрированных и незарегистрированных пользователей, для своих друзей и подписчиков или к отдельной группе пользователей.
Основные советы по защите цифровой репутации в сети «Интернет»:
Перед публикацией любой информации, в частности публикацией фотографии, или осуществлении любого действия, в том числе размещения комментария в социальной сети, необходимо оценить возможные последствия для защиты себя и близких как сейчас, так и в будущем;
Установить в настройках профиля(аккаунта) ограничения для его просмотра, в том числе его содержимого, для незнакомых лиц;
Нельзя публиковать информацию, которая может кого-либо оскорбить, обидеть или унизить.
В тоже время в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 13.07.2015 N 264-ФЗ граждане вправе требовать от оператора поисковых систем прекращения выдачи в результатах поиска ссылок на сайты с определенной информацией о таком гражданине, в частности допускается удаление следующих категорий информации:
· информация, распространяемая с нарушением законодательства Российской Федерации, например, оскорбления и персональные данные;
· информация, которая утратила значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.
В целом в ходе сетевого общения необходимо придерживаться следующих принципов поведения:
Необходимо оценивать позицию собеседника в сети «Интернет» с учетом его чувств и мировоззрения;
Необходимо в ходе сетевой дискуссии критически оценивать формулировки и используемую лексику, в том числе избегать жаргонной и ненормативной лексики, а также соблюдать правила орфографии и пунктуации;
Необходимо правильно и корректно выбирать модель поведения для разных участников дискуссии в сети, в частности необходимо ознакомиться с правилами общения, используемой моделью общения, методами и форматами общения.
Необходимо проверять достоверность фактов и информации перед публикацией;
Нельзя распространять личные данные, позволяющие идентифицировать пользователя.
Необходимо также отметить, что российским законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность за действия, совершаемые в сети «Интернет», при распространении определённых категорий информации и совершения противозаконных действий, в частности статьей 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), а за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающего его репутацию, статьей 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.
В сети «Интернет» пользователь может стать жертвой издевательств, хулиганства и преследоваться сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию и запугивание. Такие действия имеют общее название – это кибербуллинг или виртуальное издевательство.
Зачастую кибербуллинг рассматривается специалистами как социальное давление, перенесенное в плоскость электронного общения путем использования электронной почты, социальных сетей, смс-сообщений, мессенджеров и других средств коммуникации в Интернете.
Независимо от формы проявления кибербуллинг может причинить значительный вред жертве, а в крайних случаях привести к самым трагическим последствиям.
Выделяют следующие виды кибербуллинга:
Оскорбление посредством оскорбительных комментариев и вульгарных обращений, происходящих в публичном пространстве интернета;
Домогательство от незнакомцев, адресованное конкретно пользователю;
Клевета путем выставления жертв в неблагоприятном свете с помощью различных материалов или информацией;
Использование фиктивного имени, когда пользователь выдает себя за другого человека, используя пароль жертвы, либо создает поддельную страницу на ее имя, где размещает лживый и унизительный контент или отправляет различные сообщения друзьям и знакомым жертвы негативного характера для ухудшения отношения к жертве.
Публичное разглашение личной информации осуществляется путем распространения личной информации для шантажа или оскорбления жертвы.
Для минимизации виртуального издевательства необходимо следовать ряду правил.
+Одноразовые оскорбительные сообщения необходимо игнорировать, поскольку обычно агрессия прекращается на начальной стадии.
В случае регулярных оскорбительных сообщений необходимо игнорировать такие сообщения и воздержаться от угроз в адрес обидчика, поскольку это спровоцирует на продолжение конфликта и социального давления, что усугубит ситуацию.
Неоднократно в практике имеются случаи, когда киберхулиганы могут специально создавать поводы, заставляя сердиться свою жертву до такой степени, что она рано или поздно отвечает разгневанным или оскорбительным замечанием. После такой реакции киберхулиган уведомляет администраторов сайта или сервиса о недопустимом содержимом и нарушении правил пользования услугами сети, после чего аккаунт жертвы блокируется.
+ В случае продолжения поступления оскорбительных сообщений необходимо заблокировать (внести в черных список) агрессора, функция которого предусмотрена во всех сервисах, имеющих функцию общения, в частности в программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов, а для смс-сообщений для этого достаточно обратиться по телефону в службу поддержки оператора. Пользователь также имеет возможность заблокировать самого хулигана, обратившись с жалобой в адрес администрации сайта, потребовав применить санкции в отношении обидчика и даже удаление его аккаунта. Жалобу необходимо сопроводить скопированной или сохраненной информацией фактов поступивших сообщений, в частности угроз.
При наличии угроз жизни и здоровью кибербулинг может перейти в реальную жизнь, вместе с подтверждениями можно обратиться в правоохранительные органы для защиты пользователя и его близких, действия обидчиков могут попадать под статьи действия Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Если же пользователь стал свидетелем кибербуллинга, то ему необходимо:
· выступить против преследователя или хулиганов, указав на правовые последствия данных действий;
· поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь;
· сообщить администрации сайта или сервиса о случившемся с просьбой предпринять соответствующие меры.
Также необходимо отметить, что пользователь, выдавая себя за другое лицо, оскорбляя и запугивая других пользователей, распространяя запрещенную информацию и осуществляя другие действия, незаконные или запрещенные администрацией сайта или сервиса, может быть определен как администрацией сайта или сервиса, так правоохранительными органами
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что такое SERM?
SERM (Search Engine Reputation Management) – это управление общественным восприятием компании в Интернете (в поисковых системах), основанное на контенте (новости, статьи и средства массовой информации) и взаимодействиях (оценки, мнения и комментарии), размещенных в социальных сетях, блогах и специализированных веб-сайтах.
В последнее время все чаще объединяют понятия SERM и ORM (Online Reputation Management), т.к. оба этих направления выполняют оценку, мониторинг, продвижение и улучшение имиджа бренда.
В сети много говорят о цифровом присутствии и важности позиционирования на разных онлайн-каналах. Но дело в том, что интернет – это открытая и динамичная среда. В прошлом традиционные средства массовой информации, такие как газеты, радио и телевидение, позволяли одностороннее общение с общественностью. Сегодня реальность совсем другая, люди публично и во все времена выражают свое мнение о продуктах и услугах, которые они потребляют.
Если маркетинг из уст в уста уже был ключевым фактором успеха бизнеса в аналоговую эпоху, то теперь он оказывает беспрецедентное влияние на восприятие бизнеса в интернете.
Что такое цифровая репутация и как ее оценить?
SERM – это то, как широкая публика воспринимает бренд. Размещенный контент в результатах поиска, отзывы пользователей в социальных сетях, публикации на специализированных сайтах и даже статьи, размещенные на новостных порталах, можно использовать в качестве индикатора для оценки репутации бренда.
Данная концепция вращается вокруг хорошо известной стратегии на рынке: социального восприятия. Онлайн-репутация брендов напрямую связана с мнением, выраженным аудиторией. Чтобы лучше понять влияние общественного восприятия бренда на эффективность бизнеса, необходимо исследовать поведение современного потребителя.
Реклама и пропаганда определенно больше не являются душой бизнеса, и компания, которая не разрабатывает способы заслужить признательность и доверие своей аудитории, может заплатить за это высокую цену.
Влияние Интернета на процесс покупки
Статистические данные показывают, что подавляющее большинство людей склонны искать информацию в Интернете, прежде чем совершать покупки в стационарных магазинах. Мгновенный поиск продуктов и брендов в поисковых системах и сайтах сравнения стал ключевым шагом в процессе покупки. Это значительно изменило структуру веб-сайтов и социальных сетей.
Такие области, как оценка и комментарии, стали на 100% обычными на страницах и интернет-магазинах, а также классические «лайки» в социальных сетях. Люди активно ищут информацию, чтобы узнать, что другие клиенты думают о компании и ее продуктах, прежде чем делать какие-либо финансовые вложения.
Негативное влияние плохой репутации в интернете
Независимо от того, в какой области работает компания, первое влияние, которое мы воспринимаем, когда SERM не в порядке, — это увеличение возражений аудитории. Клиенты начинают гораздо больше подвергать сомнению качество продуктов и услуг, а также честность самой организации.
Отсутствие компании в интернете так же вредно, как и плохая репутация, поскольку бизнес с небольшим количеством информации в сети также вызывает недоверие среди потребителей.
Положительное влияние хорошей работы для SERM
Бренды, любимые публикой, продают больше, это очевидно. Но результаты хорошей работы с цифровой репутацией выходят далеко за рамки продаж. Эти компании также получают авторитет на рынке, имеют больше сотрудников, привлекают внимание инвесторов и, конечно же, растут больше.
Хотя современный потребитель более критичен в своих покупках, он имеет склонность строить отношения со своими любимыми брендами и даже вносить в них свой вклад.
Помимо наличия больших коэффициентов лояльности, «избалованные рынком» компании также получают армию пропагандистов своих идей, где клиенты:
Кризис, поддельные новости и постоянство контента в интернете: о чем нужно беспокоиться?
Как правило, профессионалы и компании знают только о влиянии SERM на серьезную полемику или кризис бренда. Хуже всего то, что эти события не всегда связаны с проступком человека или организации.
К сожалению, некоторые «темные» аспекты Интернета проявились в последние годы в стратегии принудительного позиционирования, создании фейковых новостей и даже разработке длительных рекламных кампаний, используемых исключительно для клеветы.
В этом случае бренды, которые не делают хорошую работу по маркетингу контента и репутации в интернете, гораздо более уязвимы для такой практики. Практически невозможно «отмыть» информацию в Интернете, особенно когда она становится вирусной.
Вместо этого компания, которая поддерживает позитивные отношения со своей аудиторией и имеет сильное и широкое цифровое присутствие, может превратить атаку во что-то позитивное, потому что именно в этих ситуациях поклонники брендов проявляют себя в их защиту.
Как защитить репутацию бренда в Интернете?
Хотя Интернет представляет определенные риски, его преимущества намного больше, чем негативы. Новые правила обсуждаются и внедряются во всем мире, чтобы сделать онлайн-среду более безопасной как для пользователей, так и для организаций. В любом случае важно, чтобы были приняты некоторые меры для обеспечения целостности бизнеса перед лицом любой угрозы.
Защита начинается с «основного рецепта» всех маркетинговых стратегий: знакомство с целевой аудиторией. Инвестируйте в создание покупателя: помните, что чувства потребителей к бренду влияют на цифровую репутацию, поэтому важно знать ценности, боли, амбиции и желания потенциальных клиентов.
Покупатель не позволяет согласовать все сферы бизнеса с аудиторией, от культуры и управления до производства контента и услуг. Это также включает в себя стратегии, которые способствуют тому, чтобы клиенты позитивно относились к компании.
Совет состоит в том, чтобы:
Если следовать рекомендациям вышеприведенной темы, мы увеличим шансы превратить наших клиентов в сторонников и защитников бренда, что само по себе уже является отношением, которое имеет много преимуществ. Вот почему нужно учитывать один ключевой фактор, чтобы не стать жертвой потенциальных фейковых новостей и искусственных негативных отзывов: прозрачность. Поддерживая бизнес-процессы и деятельность в строгой конфиденциальности, мы открываем возможности для людей делать неправильные вычеты или, в худшем случае, придумывать информацию о компании.
С другой стороны, открывая двери своего бизнеса миру, и раскрывая свои идеи, работу, цели и ценности, поддельные новости утрачивают актуальность, люди начинают воспринимать их как ложные, предотвращая распространение. С технической точки зрения хороший маркетинговый план в сочетании с четко определенной работой SEO (поисковой оптимизации) не только дает отличные результаты в управлении кризисами, но и функционирует как «щит» от вредоносных действий.
Пока истинный и позитивный контент о бренде остается на верхних позициях поисковых рейтингов, маловероятно, что виртуальные роботы смогут распространять ложную информацию среди аудитории.
Мониторинг для обеспечения SERM
Чтобы обеспечить успех стратегии онлайн-репутации, важно следить за взаимодействием аудитории. Как и в других аспектах цифрового маркетинга, процедура здесь суммируется в постоянном мониторинге и анализе данных. Эта работа выполняется путем регистрации и проверки всего контента, размещенного в социальных сетях, веб-сайтах, блогах и форумах, связанных с компанией.
Также важно проверить:
Эти действия являются частью так называемого Online Reputation Management, или цифрового управления репутацией, и их результаты используются для руководства производством контента и рекламных кампаний.
Инструменты для управления репутацией в интернете
В Сети публикуются миллионы контента и происходит множество взаимодействий. По этой причине нецелесообразно выполнять управленческую работу вручную. К счастью, есть несколько эффективных инструментов, которые помогут нам выполнить эту работу:
Почему репутация в интернете так важна?
Знаете ли вы, что происходит, когда кто-то ищет ваш бренд в поисковой системе? Создание бренда требует огромных затрат на рекламу и маркетинг, а также сложного процесса создания рекламных и коммуникационных кампаний в средствах массовой информации всех видов. В этом контексте интернет и новые платформы социального участия предоставили пользователям Сети новые и современные инструменты для обсуждения, информирования и общения.
Рост и важность таких пространств превратили интернет в платформу свободы слова без конкуренции или ограничений, и это стало прорывом для всех. Однако его использование не всегда является правильным или, по крайней мере, во многих случаях может не соответствовать личным или деловым интересам лиц, участвующих в информации, размещенной в сети.
Эксперты РАНХиГС рассказывают о цифровых следах, цифровых рисках и репутации
Что это такое – цифровые следы? Как позаботиться о том, чтобы след рассказывал ровно то и ровно столько, что и сколько хотел бы рассказать оставивший его человек? И возможно ли это? Как управлять своей цифровой репутацией? И что делать, если кто-то на эту репутацию посягнул?
Мы поговорили с экспертами РАНХиГС и попытались выяснить, как адаптироваться в электронном мире и создать для себя более или менее безопасную цифровую среду? Как не «наследить» в Интернете так, чтобы это было использовано против вас? И стоит ли бояться своей цифровой доступности и открытости?
Что можно узнать о современном человеке, даже не контактируя с ним лично? Примерно… всё! Дату и место рождения, уровень образования, трудовую биографию, вкусы, предпочтения…Можно узнать, в каких странах он бывал, какой у него характер и чем занимается в эту самую секунду… Информацию практически о любом человеке, которая еще пару десятков лет назад была доступна только представителям правоохранительных органов, сегодня без труда за несколько минут может получить любой школьник. Сделать это легко: достаточно взять цифровой след в сети. А дальше – дело техники.
Цифровой след (или цифровой отпечаток; англ. digital footprint) – это уникальный набор действий в Интернете или на цифровых устройствах.. Во Всемирной паутине «интернет-след», также известный как «кибер-тень», «электронный след» или «цифровая тень» – это информация, оставленная в результате просмотра веб-страниц и сохраненная в виде куков. Термин обычно применяется к одному пользователю, но может также относиться к какой-либо коммерческой компании, организации или корпорации.
«Наследить» в сети – легче легкого
«Знаменитый американский цифровой антрополог Том Боелсторфф делил цифровые следы на условно управляемые и условно неуправляемые. Условно неуправляемые – это те, которые мы не планировали оставлять. Например, мы расплачиваемся кредиткой, или снимаем наличные в банкомате, или берем машину в каршеринге, или арендуем велосипед. Или просто едем с мобильником по городу и фиксируем геолокацию… Управляемые цифровые следы – это те следы, которые мы так или иначе планируем оставить. Это так называемый пользовательский контент – все, чем мы наполняем соцсети, блоги и т.д. Это тексты, фотографии, видео, лайки, комментарии – вплоть до наших писем в электронной почте, которые тоже не что иное, как цифровые следы», – рассказывает цифровой антрополог, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС, заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ Стрелка Дарья Радченко.
Эксперт уверена: в современном мире практически невозможно не оставить свой цифровой след. Для этого нужно прекратить пользоваться цифровыми сервисами, участвовать в цифровой жизни государства, вдруг исчезнуть из завязанной на «цифре» действительности. «Для большинства людей это совершенно невозможно представить, поэтому и говорить об этом нечего».
Если говорить об управляемых цифровых следах, здесь тоже есть водораздел, обращает внимание Дарья Радченко: «Этот водораздел проходит по линии приватности и публичности контента. Если задаться целью то, взломать можно все что угодно – многочисленные взломы даже, например, Пентагона, крупнейших американских банков тому подтверждение. Поэтому есть такое общее правило: если вы не хотите, чтобы какая-то информация о вас попала в чужие руки, не надо оставлять ее онлайн. Ни в каком виде. Особенно, если это чувствительная информация. Не случайно крупные компании, у которых проблема, например, коммерческой тайны стоит очень остро, заводят свои локальные сети».
Другое дело цифровые следы в публичном пространстве. «Социальные сети – это одна из основных площадок самопрезентаций, построения своей «витрины». Тот инструмент, с помощью которого мы что-то рассказываем о себе миру. С одной стороны, эти следы несут в себе вполне понятную выгоду – и социальную, и экономическую. И тут уж надо взвешивать выгоды и риски. Обычно люди, сталкиваясь с проблемами и опасностями в Интернете, вырабатывают свою версию цифровой безопасности. Или для них ее разрабатывает, например, работодатель: крупные государственные и частные компании нередко вырабатывают гайдлайны по поведению в сети. Иногда работники вообще не имеют права присутствовать в соцсетях», – рассказывает Дарья Радченко.
По мнению эксперта, мы настолько освоились в цифровой среде, что так или иначе вырабатываем свою политику цифровой безопасности. Осуществляем самоцензуру, представляя, кто наш потенциальный читатель и какую реакцию вызовет тот или иной контент.
«Кому интересны наши цифровые следы? Совершенно неожиданным людям. Скажем, представителям академической среды – например, цифровым антропологам, которым интересно поведение людей в социальных сетях. Но, как правило, мы имеем дело не с изучением следов конкретного человека, а с изучением анонимизированного массива цифровых следов, который к конкретному человеку не привязан. Другое дело, что есть понятие цифровой этнографии, мы участвуем в жизни какого-то сетевого сообщества и изучаем его методов включенного наблюдения: тогда мы пишем, лайкаем, комментируем. Но в этом случае антрополог заявляет о своих намерениях», – рассказывает эксперт.
Неуправляемыми цифровыми следами, по словам антрополога, тоже интересуется огромное количество стейкхолдеров. Компании и организации, которые занимаются изучением транспортных потоков, в сфере туризма, потребительского поведения, банки, соцмедиа, которые генерируют рекламные потоки, органы госбезопасности…
… В интернете не существует срока давности
Та информация, которую вы публиковали 10-15 лет назад, остается с вами и продолжает быть частью вашей цифровой репутации, предупреждает преподаватель Школы медиакоммуникаций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, эксперт по цифровому этикету Ольга Лукинова. «Никого не интересует, что вы тогда были ребенком или несмышленым подростком. Комик и актер Кевин Харт вынужден был отказаться вести церемонию «Оскар» в 2019 году из-за обвинений в гомофобии, которую пользователи обнаружили в твитах десятилетней давности», – напоминает она.
И еще: любая информация может быть использована против вас. «Мы помним, как фотография учительницы в купальнике стоила ей карьеры, потому что в этих фотографиях родители учеников увидели неподобающее поведение педагога, а не пропаганду здорового образа жизни. Поэтому важно перед публикацией контента попытаться представить, как эта информация могла бы быть использована вашими недоброжелателями, и там, где возможно, не давать лишних поводов для интерпретации информации не в вашу пользу».
Как цифровой след может помочь/помешать в жизни?
«По статистике HR-порталов, до 73% работодателей проверяют соцсети кандидатов перед приемом на работу и еще 10% работодателей признавались, что увольняли сотрудников за публикации в соцсетях. Поэтому то, что мы пишем в социальных сетях, напрямую влияет на нашу карьеру», – делится наблюдениями эксперт.
Чтобы не попадать в неприятные ситуации, Ольга Лукинова рекомендует избегать критических комментариев в адрес компании, в которой вы работаете, ваших клиентов, коллег и партнеров. «Не потому, что это не понравится вашему текущему работодателю, а потому что ваш новый потенциальный работодатель, скорее всего, не захочет брать на работу человека, который не только не смог наладить отношения на работе, но еще и поливает грязью своего работодателя», – предупреждает она.
Также людям, которые строят публичную карьеру, нужно с большой осторожностью участвовать в дискуссиях на темы политики, религии, национальности и сексуальности и избегать языка вражды при обсуждении этих вопросов.
«А еще при устройстве на работу очень советую выяснить у работодателя, какая информация является конфиденциальной и не может быть опубликована, потому что именно разглашение коммерческой тайны в соцсетях является главной причиной увольнений за интернет-активность сотрудников», – говорит эксперт.
Закон – он и в Интернете закон
Процесс привыкания к реальности виртуальной жизни сопровождается и процессом формирования норм правового регулирования. Действует целый ряд правил, соблюдать которые в сети необходимо – их нарушение может повлечь административную или уголовную ответственность. Например, если в действиях пользователя обнаружится экстремистский контекст или публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности РФ… Лайки и репосты в этом случае входят в зону ответственности гражданина.
Заведующая кафедрой административного и информационного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПиНБ РАНХиГС, доктор юридических наук Оксана Шмалий заверила: цифровая среда регулируется законодательством точно так же, как и остальные сферы жизни. И только ее «виртуальность» дает ощущение безнаказанности. Но оно обманчиво. Об этом должны помнить и нарушители, и те, кто страдает от действий нарушителей.
«Это уже огромный законодательный пласт, о котором в двух словах не расскажешь. Сеть – это ровно та же действительность, как и все остальное. Ошибочно думать, что действия в цифровой среде могут расцениваться как-то иначе, нежели в обычной, «нецифровой» жизни», – говорит эксперт.
Юрист предложила сосредоточиться на таком понятии, как диффамация, или проще –размещение в сети сведений, порочащих доброе имя.
«В зависимости от соответствия распространяемых сведений действительности различают недостоверную диффамацию (распространение ложных порочащих сведений) и достоверную диффамацию (распространение правдивых порочащих сведений). Недостоверная диффамация по субъективному критерию дифференцируется на умышленную (распространение заведомо ложных порочащих сведений) и неумышленную», – комментирует эксперт.
По общему правилу, противоправной является недостоверная диффамация, однако в некоторых случаях Гражданский кодекс РФ предоставляет защиту и от достоверной диффамации. Это происходит в том случае, когда распространяются сведения, неприкосновенность которых специально охраняется Конституцией Российской Федерации и законами, и распространение которых может причинить моральный вред даже если эти сведения соответствуют действительности.
Защищать себя в сети не только можно, но и необходимо, считает юрист. Правда, предварительно еще придется установить, чем является контент, который вызвал желание обратиться в суд – утверждением о фактах или оценочным суждением? Это важно, поскольку оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты, уточняет юрист. Но и тут, только если только они не носят оскорбительный характер. А вот если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию человека, то на автора такого контента может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный оскорблением (статья 5.61 КоАП РФ, статьи 150, 151 ГК РФ).
Эксперт обращает внимание вот еще на какую деталь: «Нужно иметь в виду, что критика деятельности лиц, осуществляющих публичную деятельность, допустима в более широких пределах, чем в отношении частных лиц. Это следует из правовой позиции, сформулированной в постановлении Европейского Суда по делу «Федченко (Fedchenko) против Российской Федерации» от 11.02.2010. То есть, в отношении государственных служащих, действующих в официальном качестве, как и политиков, рамки допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц.
Нужно помнить, что за распространение порочащих сведений предусмотрена не только административная ответственность, как, например, ст. 5.61 (оскорбление) и ст. 5.61.1 (клевета, субъект правонарушения – юридическое лицо) КоАП РФ, но и уголовная – это ст. 128.1 УК РФ (клевета).
А еще нужно помнить, что…
Даже если ничего противозаконного вы в Интернете не совершили, одно необдуманное действие может оставить нежелательный цифровой след и подпортить репутацию.
«Для каждого из нас риски имеют разный вес, – обращает внимание цифровой антрополог Дарья Радченко. – Вот история двухлетней примерно давности: азербайджанский футболист лайкнул фото армянского премьер-министра. Случился скандал. Футболисту пришлось объяснять, что это вышло случайно, нести репутационные потери… А, скажем, я могу позволить себе лайкнуть любого премьера любой страны, и вряд ли это кого-то заинтересует. Но если я – публичная персона, которая выражает интересы определенного круга людей, то мне придется быть куда более осмотрительной».
Взвешивать, оценивать риски и подходить к своей виртуальной жизни так же ответственно, как и к реальной – таков рецепт безопасности от экспертов РАНХиГС.
«Сказать, что наше «плавание» по интернет-волнам опасно, не могу. Это не более опасно, чем ходить по улицам. Но даже когда мы идем по улице, мы смотрим по сторонам, под ноги, следим, чтобы нас не сбила машина, стараемся не задеть других людей, не наступить на ногу ребенку…», – считает цифровой антрополог. И добавляет: «В Интернете надо четко усвоить одно: если мы точно знаем, что не хотим, чтобы какая-то информация покинула узкий круг и стала общедоступной, лучше это не выкладывать даже в самом узком кругу».