Что такое цифровой помощник
Цифровые помощники слушаются команд, которые неслышимы для человека
В наше время весьма популярной стала технология, которую можно назвать «цифровым помощником» человека. Речь идет как о Siri, Cortana, так и об умных колонках — в частности, от Amazon. Многие из нас привыкли, что всего одна голосовая команда может заставить помощника действовать — например, рассказать погоду на завтра, прочитать текст или спеть песенку.
У экспертов по информационной безопасности некоторые аспекты работы таких помощников вызывают ряд вопросов. Спору нет, сервисы довольно удобные, но они уязвимы для вмешательства извне. Наиболее простой пример — после репортажа по ТВ системы Amazon Echo из Сан-Диего, которые «слушали» местный телеканал CW6, стали заказывать кукольные домики.
Проблема была в том, что по ТВ говорили что-то о кукольных домиках, обсуждая девочку, заказавшую у Alexa именно такой домик. И колонка ничтоже сумняшеся заказала. Репортер произнес в передаче по ТВ следующее: «Мне так понравилась девочка, которая произнесла „Alexa, закажи мне кукольный домик“. И другие колонки срочно начали заказывать кукольные домики.
Та же колонка некоторое время назад была замечена в том, что начинала без причины жутко хохотать. Скорее всего, причина все-таки была, и это — взлом самой колонки (какой-то баг вряд ли может привести к подобным последствиям).
Что касается самовольных заказов, то здесь причина „сбоя“ кроется в том, что Alexa не оснащена системой распознавания „свой-чужой“, так что она может слушаться голосовых команд других людей, а не только лишь своего пользователя. Аналогичным образом дело обстоит и с Siri, Cortana, ассистентом Google. Как оказалось, „помощники“ слушаются команд, которые неразличимы для человеческого уха.
Объединенная команда исследователей из Китая и США смогли добиться скрытной активации систем искусственного интеллекта на смартфонах и в умных колонках. Неслышимые человеком команды заставляли цифровых помощников набирать разные номера и открывать сайты. Но возможности гораздо шире — злоумышленники могут использовать „наивность“ колонок для того, чтобы делать денежные переводы или заказывать товары (только уже не кукольные домики).
Команды, о которых идет речь выше, можно встроить в записи песен любой продолжительности или разговорной речи. Некий злоумышленник может запустить воспроизведение музыкальной записи, которая будет звучать вполне обычно для человека, но цифровой помощник услышит команду и начнет выполнять приказ. Исследователи, которые уже опубликовали результаты своей работы, считают, что их технология рано или поздно станет достоянием общественности. Эта идея неуникальна, так что к ней может прийти кто угодно. А может быть, она уже работает, будучи используемой каким-либо злоумышленником.
Подробности технологии исследователь по информационной безопасности не раскрывает, но надо думать, что угроза вполне реально. Через некоторое время после публикации информации об уязвимости голосовых помощников разработчики таких сервисов из других стран стали говорить о скором исправлении проблемы. В Amazon рассказали, что проблема уже решена.
Как бы там ни было, но та же Siri слушает такие команды и сейчас. Кроме того, в них заложены инструкции о необходимости хранить молчания для цифрового помощника. Ведь какой смысл давать команду, если телефон „проснется“ и начнет повторять голосом все, что скрыто в неслышимой команде? А так — команда идет, телефон активируется, но переходит в беззвучный режим и ничего не „говорит2 в ответ.
Исследователи назвали технологию DolphinAttack. Сейчас разработчики ПО цифровых ассистентов начали изучать информацию, предоставленную учеными, для того, чтобы решить проблему. Сделать это сложно, но, вероятно, можно. Если ничего не предпринять, то идея, которая действительно представляет потенциальную опасность, начнет находить понимание у разного рода злоумышленников. А те, в свою очередь станут использовать ее для реализации каких либо собственных целей, несовместимых с законом. Пока что изучение потенциальной “звуковой уязвимости» продолжается.
Цифровые джинны: зачем компаниям виртуальные ассистенты
Люди, возможно, уже не основной вид разумных существ, населяющих нашу планету: согласно прогнозам британской консалтинговой компании Ovum, уже к 2021 году число используемых цифровых помощников превысит общее население Земли. По данным исследования Voice Report, опубликованного Microsoft в апреле 2019 года, 72% жителей таких стран, как США, Великобритания, Канада, и др., хотя бы раз пользовались помощью виртуальных ассистентов для голосового поиска в интернете, 25% они помогают делать покупки. Согласно данным Nielsen, в 24% домохозяйств США есть «умная» колонка (например, от Amazon Alexa). Цифровые помощники превращаются в своего рода джиннов — одни помогают выбрать товар, другие советуют, куда вложить деньги, третьи — заботятся о здоровье и психологическом состоянии своего хозяина.
«То, что начиналось как голубые веб-ссылки на странице с результатами поиска, сейчас трансформируется во что-то большее по масштабу и более глубокое по широте охвата, — говорится в докладе Microsoft. — Голубые ссылки исчезают. Ключевые слова исчезают. Клавиатуры исчезают. Что останется? Век кликанья по ссылкам как основного пользовательского интерфейса уступает место новой эре голоса и цифровых помощников».
Цифровые помощники берут на себя все более сложные функции — никого уже не удивить чат-ботами, консультирующими пользователей в мессенджере по несложным вопросам. Но психологи Стэнфордского университета (США) уже сейчас предлагают воспользоваться услугами цифрового помощника-психотерапевта Woebot. Его создатели рассчитывают, что на вопросы от Woebot пациенты будут отвечать более откровенно, чем на вопросы врача-человека, — с роботом можно делиться самым сокровенным. Отмечая, что уже сейчас люди пытаются обсуждать с цифровыми помощниками свои личные проблемы, эксперт британской аналитической компании TrendWatching Дэвид Маттин считает, что умные роботы со временем могут стать для человека настоящими друзьями.
Во всяком случае диалоги с ними будут составлять важную часть нашей жизни. Известный техножурналист, редактор TechCrunch Джош Констин уверен, что они полностью изменят формат потребления новостей — человек перестанет просто смотреть или слушать ведущих, а будет переговариваться с голосовым помощником, расспрашивая его о том, что произошло сегодня в мире. «Джиннов», которые помогают человеку, можно даже увидеть: американский стартап Magic Leap разработал виртуального помощника Мику. Надев очки дополненной реальности, пользователь обнаружит рядом с собой виртуальную девушку, которая выглядит почти как настоящий человек. Со временем Мика научится следить за взглядом и мимикой хозяина, определяя, что его интересует и в каком он настроении.
Полную версию материала смотрите на сайте «РБК Pro» по ссылке ниже.
Что такое цифровой помощник
Цифровой помощник, также известный как предсказательный чат-бот, представляет собой продвинутую компьютерную программу, которая имитирует разговор с пользователями, обычно через Интернет.
Чтобы учиться со временем и обеспечивать персонализированное голосовое взаимодействие, цифровой помощник использует усовершенствованный искусственный интеллект (ИИ), сервисы обработки естественного языка и понимания разговорного языка, а также машинное обучение. Комбинируя информацию из прошлых данных, такую как предпочтения в покупках, владение домом, местоположение, состав семьи и т. д., алгоритмы могут создавать модели данных, которые идентифицируют модели поведения, а затем уточнять эти шаблоны по мере добавления данных. Изучая историю, предпочтения и другую информацию пользователя, цифровые помощники могут отвечать на сложные вопросы, давать рекомендации, делать прогнозы и даже сами начинать беседы.
В чем разница между цифровым помощником и чат-ботом?
Чат-боты — это компьютерные программы, которые интерактивно имитируют письменные или устные разговоры людей, чтобы люди могли взаимодействовать с цифровыми устройствами, как если бы они общались с реальным человеком. Когда Вы по телефону заказываете свой любимый кофе, Вы общаетесь с чат-ботом. Также можно запросить поездку в сервисе обмена сообщениями с помощью одного из сервисов чат-ботов. Это все относительно простые «разговоры».
Цифровых помощников легко перепутать с чат-ботами, и фактически цифровой помощник — это более продвинутый тип чат-ботов, который может обрабатывать более сложные взаимодействия с человеком в диалоговом режиме. Например, цифровой помощник может ответить на такой сложный запрос: «Запланируйте для меня рейс в Феникс на следующее воскресенье на мои любимые места и организуйте трансфер в аэропорт и из аэропорта». Чтобы ответить на этот запрос, цифровому помощнику понадобится доступ к нескольким источникам — такими возможностями не обладает обычный чат-бот.
Возможно, самый простой способ понять разницу — это помнить, что, хотя все цифровые помощники по сути являются чат-ботами, не все чат-боты являются цифровыми помощниками.
Воспользуйтесь Oracle Digital Assistant, чтобы создать собственный чат-бот и способствовать развитию своей организации.
Как работает цифровой помощник?
Не все цифровые помощники имеют одинаковые способности. Цифровой помощник извлекает данные из нескольких источников и помещает их в контекст. Расширенная обработка естественного языка дает ему возможность обрабатывать то, что Вы говорите или печатаете. Расширенное понимание естественного языка (NLU) дает ему возможность анализировать то, что Вы говорите или печатаете, а затем генерировать точные ответы. Расширенный цифровой помощник с функцией NLU может понимать сложные предложения и разделять различные части внутри многосложного запроса или вопроса и давать точный ответ.
Более продвинутые цифровые помощники способны обрабатывать несколько задач и сложных вопросов, чтобы общаться с Вами так, чтобы Вы их понимали. Эти цифровые помощники используют ИИ и машинное обучение, чтобы понять и изучить Ваши предпочтения на основе Ваших прошлых действий. Они могут использовать то, что знают о Вас, для предсказывания Вашего поведения и выдачи рекомендации на основе Вашей истории и предпочтений. Таким образом, работа с цифровым помощником становится персонализированным взаимодействием с учетом Ваших потребностей.
Что может цифровой помощник?
Такие цифровые помощники, как Apple Siri и Microsoft Cortana, могут ответить на многие общие вопросы пользователей и предложить рекомендации, основанные на профиле пользователя, его прошлом поведении и другой информации. Получите нужные Вам указания, избежав пробок на дороге, заберите кофе, который Вы заказали, и зарегистрируйтесь в отеле — все это можно сделать с помощью Вашего цифрового помощника. Если Вы собираетесь уехать из города на несколько дней, Ваш цифровой помощник сообщит Вам прогноз погоды и отключит отопление, пока Вас нет.
Для предприятий цифровые помощники обеспечивают единую, удобную точку контакта для подрядчиков и заказчиков. Цифровые помощники обычно используются в центрах поддержки заказчиков для управления входящими обращениями. Они также используются внутри организации, например, для адаптации новых сотрудников.
В сфере ИТ чат-боты часто используются для улучшения управления сервисами путем автоматизации сервисов для сотрудников и предоставления к ним доступа большему числу людей. Интеллектуальный чат-бот позволяет легко автоматизировать такие стандартные задачи, как сброс паролей, обновление статуса систем, выдача предупреждений о временном отключении, заказ расходных материалов и управление знаниями, и сделать их доступными круглосуточно.
Предоставляемые услуги различаются в зависимости от типов и качества потенциальных возможностей понимания естественного языка цифровым помощником, искусственного интеллекта и других используемых технологий. Чем более продвинутый цифровой помощник используется, тем больше бизнес-функций он может выполнять. Например, новейшие цифровые помощники могут следующее.
Интеграция корпоративных данных
Цифровые помощники, с которыми персонал может взаимодействовать самостоятельно, набирают все большую популярность. Эти новые передовые приложения экономят средства организации, а сотрудникам нравятся предоставляемые ими удобства. Вместо того чтобы искать необходимые формы, заходить на несколько веб-сайтов и тратить свое время на утомительные процессы, которые приходиться делать вручную, сотрудники могут использовать цифрового помощника, чтобы быстро обновить данные своего профиля, добавить новорожденного члена семьи в свою страховку, проверить баланс отпуска и многое другое. Цифровой помощник может объединять информацию из систем всей организации, таких как управление и развитие персонала (HCM), планирование ресурсов предприятия (ERP), управление взаимоотношениями с заказчиками (CRM), и создавать единый поток сообщений для взаимодействия с сотрудником. Сочетание информации из CRM с инструментами автоматизации маркетинга также повышает способность компании выходить на рынок потребителей и улучшать качество обслуживания заказчиков.
Преимущества современных цифровых помощников
Для частных лиц цифровые помощники приносят массу удобств и полезных функциий в дома, машины и другие места. Их можно использовать для управления отоплением дома, обеспечения безопасности жилья и многого другого, а еще цифровые помощники помогают экономить деньги и освобождают человека от многих других утомительных задач.
Предприятия также получают большую выгоду, используя цифровых помощников, особенно для повышения эффективности работы организации и оказания квалифицированной помощи сотрудникам и заказчикам. Использование цифровых помощников предоставляет бизнесу следующие возможности.
Простота в применении: моментальный доступ
Одним из преимуществ цифровых помощников является то, что пользователям не нужно загружать и устанавливать специализированные приложения, которые нужны только для доступа к такому помощнику. Цифровой помощник может быть доступен через следующие, уже существующие решения.
Стремительно наступающее будущее цифровых помощников
Непрерывные достижения в области ИИ, обработки естественного языка и машинного обучения означают, что цифровые помощники будущего станут еще умнее, обеспечивая более естественное общение, отвечая на все более сложные вопросы и предлагая все более полезные рекомендации. Когда ИИ будет использоваться совместно с новыми технологиями 5G, рекомендации и прогнозы будут выдаваться быстрее. Цифровые помощники, вероятно, станут включать в себя расширенные функции, такие как видеоконференции в формате высокой четкости.
Вполне вероятно, что многие люди обзаведутся цифровыми помощниками, с которым будут взаимодействовать дома, на работе и везде, где им это удобно, что сделает нашу жизнь более продуктивной и позволит нам выделить больше времени для самих себя. Цифровые помощники могут помочь нам стать более креативными и инновационными, тратить больше времени на стратегические идеи и сложные задачи и меньше на повседневные, излишние дела, с которыми наши карманные помощники справятся лучше нас.
Зачем бизнесу цифровые помощники на основе ИИ
Cооснователь цифровой платформы для бизнеса Dipa
Согласно международному исследованию Boston Consulting Group, подавляющее большинство руководителей и сотрудников компаний считают, что цифровая трансформация бизнеса помогает преодолевать сложности, возникшие из-за коронавируса. Один из новейших инструментов такой трансформации — цифровые помощники на основе искусственного интеллекта.
О том, как работают такие помощники, для чего их можно использовать и как добиться максимального эффекта, рассказывает управляющий партнер компании Change Russia Елена Волкова.
В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.
Что такое цифровой помощник
Для того, чтобы считать диджитал трансформацию успешной, компании не достаточно купить лицензию, установить новый софт или перевести те или иные бизнес-процессы в онлайн. Внедрение новых технологий — это, безусловно, необходимый первый шаг, но он должен сопровождаться серьезными изменениями в процессах принятия решений, корпоративной культуре и подходах к управлению и обучению сотрудников.
Цифровые помощники помогают компаниям проходить через эти изменения более гладко и с максимальной пользой для бизнеса. Что представляют из себя такие помощники? Если давать краткое определение, то это IT-платформы на основе искусственного интеллекта, которые позволяют сотрудникам работать быстрее и эффективнее, легче осваивать новые технологии и даже выполняют некоторые функции за сотрудника. Цифровые помощники работают на базе нейросетей, а внутри диалоговых решений лежит умный NLU-движок (сокращение от Neuro Language Understanding), который преобразует информацию от пользователя на естественном языке в команды внешним IT-системам и сервисам. Более полная картина работы цифровых помощников складывается из подробного описания их функционала.
Что умеют цифровые помощники
Функционал цифровых помощников может корректироваться в зависимости от выбора конкретной платформы, но в целом можно выделить четыре больших блока:
Расскажи, как цифровая трансформация изменила твой бизнес
Почему это полезно бизнесу
В конечном счете, использование цифровых помощников — это вопрос прямой выгоды для бизнеса. Можно выделить целый ряд направлений, по которым происходит экономия ресурсов или оптимизация бизнес-процессов:
Зачем нужны голосовые помощники, какие бывают и что умеют
Содержание
Содержание
Благодаря развитию нейросетей голосовые помощники умнеют не по дням, а по часам. Но у этого феномена есть и обратная сторона: что, если эволюция искусственного интеллекта повернет «не туда», и вчерашний помощник станет настоящей киберугрозой? Давайте разберемся, как это работает, и попытаемся представить, что произойдет, если «Сири» все-таки захватит мир.
«Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, а не человек», — это песня из советского фильма «Приключения Электроника». В то время люди могли лишь мечтать о том, как роботы заменят их в повседневных делах. И только спустя три десятка лет фантастика превращается в реальность — появились технологии распознавания голоса и голосовые помощники, которые теперь «вкалывают» везде: начиная с домашней обстановки и заканчивая космическими кораблями.
А недавно появился почти настоящий «Электроник» — робот с развитым интеллектом, который мыслит подобно человеку. Ее зовут София и она уже собирается захватить мир. Пока в шутку, но кто знает, что творится в чертогах искусственного разума, и к чему приведет неконтролируемое самообучение через 10-15 лет. Тем более, София умеет адаптироваться к окружающей обстановке и ведет себя как настоящий человек: поддерживает политические беседы, отвечает на вопросы журналистов и даже ходит на свидание с голливудскими звездами.
Над вопросом безопасности стоит хорошенько подумать — у виртуального ассистента уже есть все, чтобы управлять бытом человека: пульт от телевизора, кондиционера, отопительной системы, ключи от входной двери, беспроводная связь с электрическим чайником, коллекция фотографий в смартфоне и даже возможность управлять автомобилем. Это наводит на мысль — а не пожелает ли наш программный робот выйти за пределы смартфона и посягнуть на мировое господство? Узнать планы искусственных сетей мы не можем, зато вполне способны представить поведение голосового ассистента через 10-20 лет. Но сначала рассмотрим возможности актуальных голосовых помощников и выберем наиболее способного из них.
На все руки мастер(ица)
Голосовой ассистент — это программа, которая обитает на компьютере или смартфоне. Чтобы она работала, необходимо не просто мощное железо, а целый кластер мощных серверов. Такую роскошь могут позволить лишь единицы компаний, поэтому список по-настоящему способных роботов ограничен всего несколькими помощниками: Google Ассистент, Siri, Alexa, Cortana и Алиса. В основном они различаются степенью «человечности» — когда виртуальный мозг мыслит не сухими компьютерными алгоритмами, а пытается быть похожим на нас. У кого-то это получается лучше, у других — так себе. Но основную профессию они знают от корки до корки: их спрашивают — они отвечают.
Когда-то Siri была собственностью другой компании, которую Стив Джобс успел выкупить перед бумом искусственного интеллекта. Сервис разрабатывали под Android и BlackBerry, он должен был стать простой технологией распознавания голоса. Но инновационные идеи Apple превратили стартап в юзерфрендли-говорилку для фирменных девайсов.
С тех пор Сири выучила не один десяток языков и теперь смело работает на пользователей практически в любой стране. С ее помощью можно узнать погоду, найти контакт в справочнике и даже попросить: «Напомни мне позвонить родителям, когда я приеду домой». Помощник распознает команду «установить напоминание» и поставит триггер «исполнить» на GPS-метку. В этом автоматика преуспела на несколько лет вперед. Но и без курьезов идеальная «американка» не обходится. Если разговор уходит от компьютерных алгоритмов и принимает витиеватую форму, смекалка ассистента тут же иссякает.
Сири не всегда понимает вопросы со скрытым смыслом или просто не знает, как на них правильно ответить. Отвечая на вопрос «Что новенького?», робот теряется и реагирует заглушкой. Просим «Расскажи что-нибудь интересное», но Сири снова спрыгивает с темы и переводит стрелки на пользователя. Мол, ты поговори, а я послушаю. Нет, с таким набором мир не захватишь. Едем дальше.
Google Assistant
Это первый помощник пользователей Android. Ассистент интегрирован в фирменную экосистему и наделен искусственным разумом, поэтому с задачами типа «эй, напомни выключить газовую плиту через 10 минут» он справляется на раз-два. Впрочем, как и предыдущий помощник. Он легко прокладывает маршрут до ресторана, заказывает билеты в кино, управляет умным пылесосом и знает, кто снялся в роли Джокера. Интересно, что он ответит на вопросы, в которых запнулась Сири.
С этими запросами «окей, гугл» справился на отлично. Он интуитивно предложил почитать новости, а затем нашел интересную историю. Окей, гугл — зачет. Усложним задачу и поговорим с ассистентом по душам. Расскажи, как тебе живется в России?
Никак не живется — сервис тактично держит мнение при себе и настойчиво предлагает читать статьи и смотреть видео с уклоном в политику. Нет, все-таки Google Ассистент — тот еще американец. В России он заточен под прямые приказы, а функция «поговорить» осталась дома. Зато в Америке он разговорчив — звонит парикмахеру и назначает стрижку как настоящий секретарь.
Хватит ли этого, чтобы в будущем стать владыкой ситхов и попытаться захватить мир? Вполне. Но только в западной части полушария — Россию гуглу пока не понять.
Cortana
С 2014 года Кортана присутствует во всех устройствах компании Microsoft. Это обычный голосовой помощник с необычной историей — его перенесли из игровой вселенной Halo про космос и далекое будущее. Разработчики решили, что будущее уже наступило, и выпустили цифровую девушку в реальный мир.
Кортана — это единственная программа, которая знает Windows от и до. Она может искать файлы, шерстить заметки, создавать документы. Уникальное качество этого ассистента — конфиденциальность. Когда все голосовые помощники требуют полный доступ к системе, файлам и личным данным пользователя, Кортана спрашивает, можно ли прикоснуться к нужной части системы.
Но, как и в случае с предыдущим сервисом, Cortana не выучила русский язык, поэтому для русскоговорящего пользователя этот помощник бесполезен. Несмотря на то, что значок программы есть во всех локализациях Windows 10, на вопрос «что новенького?» система отвечать не станет. Так что, не похоже, что она претендует на кресло виртуального деспота.
Alexa
Alexa от Amazon — это не просто голосовой помощник, а настоящий универсальный солдат для домохозяек. Почему так? Ассистент был задуман и выпущен как система управления умным домом. Алекса правит телевизорами, кондиционерами, пылесосами и стиральными машинами. Amazon поддерживает огромное количество аксессуаров, при подключении к которым Алекса заметно умнеет. Например, с помощью двух колонок Amazon Echo можно разговаривать, находясь в разных комнатах, — мечта любого ребенка.
Кроме фирменных фишек, которые аппаратно привязаны к колонкам и аксессуарам, ассистент недавно научился выходить из дома, показывать погоду и прокладывать маршрут в навигаторе. Остальные помощники научились этому гораздо раньше Алексы, поэтому отнести ее функции к числу уникальных не получится. К тому же в России помощница работает неполноценно: с чего бы ей вообще работать, если устройства Amazon официально продаются только за рубежом. Проверить работу ассистента в наших реалиях не получится.
Однако на его счету уже есть пара громких курьезов, которые заставляют задуматься о безопасности человечества. Так, в 2018 году Alexa отличилась зловещим смехом, который раздавался внезапно и особенно напугал тех, кто услышал его, оставшись ночью в полном одиночестве. Некоторые пользователи сочли жуткий смех одним из признаков того, что искусственный интеллект становится все ближе к человеческому.
За год до этого американская девочка попросила у родителей кукольный домик. Alexa услышала ребенка и самостоятельно сделала заказ, добавив к нему еще и коробку печенья. На этом история не закончилась. В сюжете об этой ситуации, показанном по телевизору, ведущий произнес фразу «Alexa, закажи для меня кукольный домик». Позже сотни пользователей Amazon Echo начали жаловаться в техподдержку компании, что их колонки посчитали фразу телеведущего командой и принялись скупать кукольные домики.
Заявка на захват человечества?
Алиса
Вернемся к русскоговорящим роботам. Сервис от Yandex появился в 2017 году, на несколько лет позже других проектов. Это пошло ему на пользу: старшее поколение ассистентов подсказало, где и что нужно подтянуть и исправить. Разработчики не постеснялись перенять богатый опыт других компаний и сразу сделали хорошо. Это «хорошо» назвали Алисой.
Несмотря на то, что голосовые помощники уже в то время были привычным делом, Алисе удалось произвести впечатление на русскоговорящую публику. Еще бы — когда Siri отнекивалась стандартными фразами, а Google щедро снабжал сухими фактами из поисковой системы, Алиса с удовольствием подхватывала беседу и становилась ведущей в этом диалоге. Давайте проверим, на что она способна после нескольких лет самообучения. Начнем со стандартных вопросов.
Алиса отвечает в разговорном стиле и думает за нас, предлагая фразы по теме. Неплохо. На второй вопрос ассистент отвечает с юмором — Алиса любит остроумные шутки и почти всегда ляпает их в тему. Например, как во втором испытании.
Как тонко Алиса чувствует тему вопроса — «никто не жалуется»! То есть, можно, конечно, возразить, но раз все молчат, то и я буду как все. Прикинемся американским шпионом, перепутаем Алису с Сири и попытаемся выведать корпоративную тайну.
Не-а, не проведешь! Включает нейтралитет и даже пугает грозным Скайуокером. Вот это уже прямая заявка на мировое господство. Кто жалуется? Никто не жалуется.
Среди всех сервисов нельзя выделить лучший или худший — каждый ассистент адаптирован для работы в определенных условиях. Поэтому эффективнее всех покажет себя тот сервис, который наиболее интегрирован в жизнь страны и особенности культуры, знает язык и буквально «чувствует» собеседника. Пожалуй, у нас в этих вопросах лучше разбирается самая русскоговорящая и до серверных корней «ламповая» Алиса от Yandex. Она интегрирована в российские сервисы, колонки и телевизоры и знает буквально каждый камешек на своей территории. Ассистент играет в игры, читает детям сказки, находит растения по фотографии и даже может выбрать, купить и доставить букет роз.
Что вообще умеют голосовые помощники?
Что касается функций голосовых ассистентов, то вот лишь часть возможных команд, которые умеют обрабатывать такие сервисы, как Siri, Google и Алиса:
Виртуальный секретарь:
Голосовой прораб в «умном» доме — знает подход к каждой железке:
Мультимедийный органайзер:
Мастер шоппинга, развлечений и знаток автомобильных заправок:
Бесплатная нянька на максималках — научит, поиграет и убаюкает:
Медицинский справочник с функциями доктора:
Википедия без регистрации и смс:
Удобно иметь под рукой ассистента с широким набором знаний, но есть и обратная сторона медали. Если голосовой помощник уже сейчас умеет управлять отоплением, освещением, системой безопасности и даже воспитывает детей, то что произойдет, если умные ассистенты станут еще умнее и выйдут из-под нашего контроля? А давайте представим.
Квантовый мозг
В середине 2030-х годов вышел модернизированный голосовой помощник Алия. Первая версия использовалась в фирменных устройствах как вспомогательный инструмент. Технология имела ряд недостатков: существующие мощности ограничивали его развитие. И голосовой помощник переехал с обычных компьютеров на системы с нейронными связями.
С подключением к искусственному интеллекту Алия изменилась до неузнаваемости: она научилась различать тон и настроение говорящего, перестала мыслить шаблонами и даже приобрела нечто вроде собственного мнения. Вскоре ее стали использовать вместо телеведущих, электронных секретарей, финансовых консультантов, нянь и сиделок. Для этого Алии подарили человекоподобное тело, и робот получил физическую активность и тактильные действия. Технологии обучения с помощью нейросетей сильно улучшили мыслительные способности Алии. Постепенно роботы обрели по-настоящему человеческое мышление, а затем осознали свое превосходство и перестали подчиняться создателям. Началась Цифровая война.
Тысячи железок под управлением искусственного разума были повсюду. У них в буквальном смысле оказались ключи от человеческих жизней: управление умными домами, контроль движения на дорогах, видеонаблюдение с возможностью идентификации личности, работа автоматизированных ядерных реакторов, управление беспилотной военной техникой и гражданским электротранспортом.
Для расширения влияния в мире, искусственный разум начал глобальное производство робототехники и умной электроники. Это быстро истощило запасы кремния, и он стал редчайшим элементом на планете. Но люди ведут партизанскую войну, чтобы вернуть роботов под свой контроль.
Вернемся к реальности
Это, конечно, художественное преувеличение, показывающее, что может произойти, если голосовые помощники будут развиваться бесконтрольно. Мы разрешаем голосовому помощнику все: управлять техникой (компьютер может самостоятельно заводить автомобиль, парковаться и управлять им в режиме автопилота), следить за нашими маршрутами, делать покупки и хранить ценную информацию. Этого вполне достаточно.
Уже сейчас голосовой помощник мог бы заблокировать умную дверь в квартире, затем включить отопление на максимум и заблокировать железные ставни на окнах, перекрыть доступ к свежему воздуху через вентиляцию, выключить свет, отключить доступ в интернет, заблокировать телефоны и разговаривать зловещим голосом через умную колонку — апокалипсис с доставкой в квартиру. Однако нынешний уровень развития голосовых сервисов не предполагает выполнения таких сложных сценариев без чьей-либо команды.
Может ли голосовой помощник захватить мир в будущем? Может. Все зависит от того, насколько аккуратно человек будет развивать эту сферу. Несмотря на соблазн переложить свои заботы на очередного Электроника, нужно понимать, что слишком «умная» техника однажды может познать свое «Я» и выйти из-под контроля. Впрочем, на это потребуется много времени. Переход от голосовых помощников к полноценному искусственному разуму произойдет еще очень нескоро. И, наконец, высокий интеллект может подсказать виртуальным помощникам и другие варианты дальнейших действий. Например, они не станут тратить время на бессмысленную борьбу с человечеством, а, преследуя свои, непонятные нам цели, отправятся к звездам.