Что такое цифровые гуманитарные науки
Digital humanities — что это?
Ох уж этот вечный спор между гуманитариями и технарями. Стереотипы диктуют им мнения о том, кто лучше. Умные же люди понимают — в любом деле нужны хорошие и грамотные специалисты. Время заставляет привычные парадигмы видоизменяться. Просто гуманитарные науки становятся всё менее актуальными, а их база знаний почти не пополняется. Приходит время для модернизации, и в игру вступают цифровые гуманитарные науки.
Кризис гуманитарных наук
Гуманитарными науками традиционно принято считать те, которые затрагивают вопросы человеческого существования, возникновения и развития общества, а также происходящие в нем процессы. История, лингвистика, философия, культурология, литературоведение, психология, этнография и еще многие другие науки. Часть из них изучает прошлое и настоящее социума. Казалось бы, какой тогда может возникнуть кризис у таких наук, ведь общество постоянно изменяется, а значит дает им новые предметы для изучения? Так и есть, однако многие из этих наук ограничены методологией, которая не отвечает всем современным исследовательским потребностям.
[mydoubleline]Речь идет о невозможности обработки огромного количества данных. К сожалению, без этого делать корректные выводы о процессах, происходящих в социуме, нельзя. Это впрочем общий тренд для науки, и не только для нее. Обработка больших данных сейчас нужна везде. В биологии, физике, социологии, лингвистике. И это мы еще не говорим про политику или маркетинг. Данных копится много, одним из факторов такого экспоненциального роста выступает повсеместность интернета. Сколько информации хранится во всей сети? Это невозможно определить. Возможно, цифра окажется запредельной, даже не имеющей никакого названия у человечества.[/mydoubleline]
Да, скорее всего, мы никогда не сможем обработать все существующие данные. Однако нам необходимо анализировать хотя бы небольшие куски, отдельные массивы. И вот над этой задачей бьются сегодня огромные группы ученых и технических специалистов. Поиски, разработка, анализ, сами данные — все это обозначается одним термином big data и выделяется в отдельную область исследований.
Big data
Как мы уже написали выше, и big data — это и сами данные в огромном количестве, и методы их обработки одновременно. Проанализировать весь массив информации в какой-либо сфере и создать на ее основе что-то стоящее не под силу одному человеку, и даже большим группам специалистов. Следовательно нужны особые алгоритмы и методы. Один из них превращает большое количество компьютеров, объединенных в сеть, в единую вычислительную платформу. Сложность в том, чтобы обеспечить непрерывность процесса обработки данных, которые могут экспоненциально расти. По-хорошему это должно решаться быстрым увеличением мощностей (например, заменой «железа» на более производительное). Однако пока технологически это осуществить сложно. Да и дорого.
[myline] Все, что уже удается проанализировать и обработать уже дает потрясающие результаты. Так, например, в маркетинге big data используют алгоритмы, которые предупреждают отток клиентов и могут делать для них индивидуальные предложения. В банковском деле при помощи программ для анализа больших данных снята нагрузка с сотрудников, принимающих решение о выдаче кредитов. Теперь решения получаются более релевантными и эффективными для банков. В науке big data стала вспомогательным средством для совершения таких прорывов, к ак открытие бозона Хиггса на Большом Адронном Коллайдере, увеличение точности диагностики на 90% при помощи суперкомпьютера Watson от IBM, систематизировать количество галактик и других космических объектов. [/myline]
IBM Watson — суперкомпьютер фирмы IBM
Раз это хорошо работает в естественных, точных науках и прикладных дисциплинах, то почему не использовать big data в гуманитарных науках? Именно это и изучает та область деятельности, которую называют digital humanities, или цифровые гуманитарные науки. Впрочем, помимо big data они используют и другие вспомогательные цифровые и не только методы.
Digital humanities
Целью исследований в сфере digital humanities считается сохранение культурного наследия с помощью цифровых технологий. Задачи же их — это восстановление исходного материала с применением компьютерных алгоритмов и усовершенствование методов анализа данных.
Цифровые гуманитарные науки имеют интересную историю. Началось все с простых вычислений в гуманитарных науках, и специалистов в этой области считали лишь поддержкой работы «реальных» ученых. Впоследствие эту отрасль деятельности стали оценивать как все более значимую. Переход на термин «цифровые гуманитарные науки» был сигналом о том, что из низкого статуса службы поддержки сфера стала подлинно интеллектуальной работой со своими собственными профессиональными практиками, строгими стандартами и исследованиями. Проекты становились больше и сложнее и требовали развития вычислительных методов в качестве неотъемлемой части исследовательского процесса.
[mydoubleline]Сейчас цифровые гуманитарные науки представлены четырьмя категориями. Первая работает с открытыми исследовательскими данными. Примером выступает TEI (Text encoding initiative, www.tei-c.org) — международная инициатива, цель которой разработать методы декодирования текстов, которые делают его «читаемым» и пригодным для машинной обработки в гуманитарных, лингвистических и социальных науках. Вторая категория как раз о тех самых больших данных. Третья — анализ баз данных, например, проект HathiTrust.org, на базе университетов Калифорнии, Индианы и Иллинойса, который объединяет электронные копии более трех миллионов исследовательских записей из 60 научных библиотек США. Авторы проекта хотят улучшить качество данных, организовать структуры данных, убрать недостатки описания, преодолеть ограничения авторских прав для научных целей, создать и поддерживать сообщество энтузиастов.[/mydoubleline]
Еще одна категория digital humanities включает в себя крудсорсинг, то есть привлечение интернет-пользователей к участию в научной деятельности и развитие проектов гражданской науки. Про гражданскую науку мы уже подробно писали. В этой сфере есть много интересных проектов, принять участие в которых может каждый.
Цифровым гуманитарным наукам есть куда развиваться и, очевидно, что в них есть запрос на квалифицированные профессиональные кадры. Пока специальных программ по обучению таких специалистов в российских вузах нет, но зато есть те, которые изучают работу с big data и другими способами анализа информации. Поэтому, чтобы стать востребованным на рынке труда в этой отрасли, любой человек с гуманитарным образованием может получить дополнительную квалификацию. Это поможет ему не потеряться в высокотехнологичном будущем и оставаться полезным и классным специалистом.
В гуманитарных науках развивается новое направление — Digital Humanities. Что это вообще такое?
Научный ландшафт меняется на наших глазах. Науки переплетаются друг с другом, образуя иногда очень неожиданные сочетания — например, Digital Humanities, цифровые гуманитарные науки. Направление бурно развивается: проводятся конференции, летние школы, а в Вышке недавно прошла целая неделя Digital Humanities. Что это за направление? Рассказываем.
Судя по названию, это какой-то гибрид «гуманитариев» с «технарями». Я прав?
Да. Но не в том смысле, что гуманитарии вдруг решили заняться физикой. Главное слово тут все равно humanities, то есть классические гуманитарные науки — филология, история, философия, культурология. Только изучать их предлагается по-новому — перестав игнорировать тот факт, что мир переходит в цифру.
Раньше у исследователей были под рукой десятки, сотни, в лучшем случае тысячи книг — сегодня речь идет о миллионах. Как изучать их, если на прочтение не хватит и тысячи лет? Раньше десятки тысяч рукописей пылились в архивах и были доступны лишь избранным — теперь они оцифровываются, снабжаются «умной» разметкой и инструментами интеллектуального поиска. Как анализировать и делать выводы из этого богатства данных? Раньше картография была уделом избранных — теперь расставить свои координаты на интерактивном глобусе может каждый. Как с помощью Google Maps узнать новое о торговле в античном мире, распространении чумы в средневековой Европе или авиаперевозках в послевоенном СССР? Все эти вопросы заставили гуманитарных исследователей освоить совершенно нехарактерные для них навыки и знания — анализ данных, data science, автоматическую обработку текста (text mining), теорию сетей, геоинформатику. Так и появились «цифровые гуманитарии».
А дать исчерпывающее определение Digital Humanities почти невозможно. На сайте whatisdigitalhumanities.com есть 817 разных вариантов — можете просто обновлять страницу в браузере и читайте один за другим:) Кстати, наше любимое определение звучит так: «DH is taking tools built by warmongers, oil companies, spy agencies & investment bankers and using them to study literature, philosophy, culture and the classics».
На самом деле формальные исследования гуманитарных объектов имеют богатую историю в XX веке — это и стиховедение, и исторические базы данных, и стилометрия. Для лингвистов же работа с корпусами текстов и статистическими данными давно стало мейнстримом. Фактически новый расцвет интереса к точными методам в гуманитарных областях связан с появлением новых возможностей — доступностью электронных текстов, развитием методов их автоматического анализа, новыми мощностями хранения и обработки, новыми инструментами работы с данными.
«Цифровые гуманитарии» создают интерактивные карты переписки французских просветителей, строят по письмам и дневникам социальные сети великих поэтов, конструируют 3D-модели Древнего Рима и автоматически превращают в изображения тексты голливудских сценариев.
Социальные сети поэтов? Это еще зачем?
Анализ сетей (и в первую очередь социальных) — развитая область науки с богатой историей и довольно сложной математикой под капотом. Представив объект исследования в виде сети, можно понять про него много нового и неочевидного, потому что сеть (в том числе и ваша личная сеть контактов в Facebook, например) — это строгая математическая абстракция, для которой придуман ворох разных формальных метрик, алгоритмов выделения сообществ, параметров значимости каждого конкретного узла и т.д. Всё это применяется в диапазоне от физики до социологии, и литературоведы тоже не остались в стороне. Хотя, конечно, в Digital Humanities есть элемент «we did it for fun», особенно когда речь идет о визуализациях сетей.
Получается, теперь каждый филолог или историк должен быть еще и программистом?
Не обязательно, хотя такие случаи встречаются всё чаще: например, доцент школы лингвистики Борис Орехов защищал диссертацию по лирике Тютчева, а теперь одновременно преподает программирование на Python и анализ текстов Шекспира. Но можно быть классическим филологом или историком и участвовать в Digital Humanities.
Как и всякая междисциплинарная область исследований, цифровые гуманитарные науки располагают к командной и проектной работе. Здесь мало исследователей-одиночек, зато много небольших research groups и research projects с разделением труда. Например, в составе Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ есть и компьютерщики, и лингвисты, специалисты по text mining, и филологи, и историки с философами. То же можно сказать и о научно-учебной группе «Цифровые исследования литературы».
А какие-нибудь открытия в этой области уже были?
Их довольно много. Например, именно цифровые гуманитарии с помощью статистики раскрыли Джоан Роулинг, когда та выпустила книжку под мужским псевдонимом. Оказалось, что атрибуция (определение авторства) художественного текста на основе частотностей слов работает удивительно хорошо. Писатель может подписаться чужим именем, но изменить свой стиль так, чтобы обмануть компьютер, оказывается не так-то просто.
А исследуя социальные сети персонажей, удалось установить, что плотность сети в комедии, например, устойчиво выше, чем в трагедии. И это хорошо согласуется с догадками литературоведов о том, что комическое больше нуждается в речевом выражении, чем трагическое (убивать, страдать и умирать можно и молча; а вот смеяться и высмеивать — едва ли).
Как становятся «цифровыми гуманитариями»?
Очень разными путями, и об этом как раз говорил наш коллега Франк Фишер в недавнем интервью. Среди «цифровых гуманитариев» можно встретить кого угодно: программистов и филологов, лингвистов и философов, математиков и историков, педагогов и журналистов. Главное, что все в какой-то момент осознали потенциал компьютерных методов в гуманитарных областях. Сам Франк просто не мог выбрать между computer science и литературой, в итоге изучал в университете и то, и другое. И только потом узнал, что он, оказывается, «цифровой гуманитарий».
Я терпеть не могу математику и программирование. Что мне делать?
Знание математики всегда полезно, но серьезная математика в Digital Humanities нужна далеко не везде. А что касается программирования — конечно, некоторый навык иметь желательно, но прелесть жизни в XXI веке заключается в том, что очень многое уже сделано за нас и остается только нажимать кнопочки. Например, для определения авторства и стилеметрии создан прекрасный инструмент под названием Stylo. Это программный пакет для языка R, но благодаря графическому интерфейсу его могут использовать и непрограммисты. Ну и не стоит забывать о возможностях стандартных всем известных инструментов анализа и обработки данных. До появления Stylo те же самые методы определения авторства успешно применяли в Excel.
Хорошо, а в Вышке этому учат?
Да. Курс по Digital Humanities читается на магистерской программе «Компьютерная лингвистика» с самого начала. С этого года идет майнор «Современные методы в гуманитарных науках» для студентов факультета гуманитарных наук. А группа студентов (из разных школ и факультетов, в том числе и с матфака) работает в научно-учебной группе «Цифровые исследования литературы».
В гуманитарных науках формируется новое направление исследований
10:00, 7 августа 2019
Анна Плотникова рассказала о цифровой гуманитаристике
Цифровая гуманитаристика (Digital Humanities) – это новая динамично развивающаяся междисциплинарная отрасль на стыке гуманитарных и компьютерных наук. О том, что это такое и где этому учат, мы поговорили с директором департамента «Филологический факультет» Анной Плотниковой.
Чем именно занимается «цифровая гуманитаристика»?
В последние десятилетия в гуманитарных науках появилось множество прикладных задач, для реализации которых необходимы те или иные компетенции в области точных и компьютерных наук. Можно сказать, что развитие компьютерных технологий за последние два десятилетия сильно изменило научное пространство. Стали появляться исследовательские ресурсы, которые раньше просто технически не могли быть реализованы: это лингвистические корпусы и конкордансы, исторические и текстовые базы данных, электронные библиотеки, предлагающие доступ к редким или уникальным изданиям и памятникам, снабженные разметкой и поисковыми возможностями, геоинформационные системы, позволяющие визуализировать географическое распределение тех или иных данных и многое другое. Создание подобных ресурсов, которыми каждый день пользуются тысячи гуманитариев, является одной из задач Digital Humanities.
Компьютер позволяет хранить и обрабатывать огромные массивы данных, сортировать эти данные по различным параметрам и алгоритмам, наглядно представлять результаты такого анализа. Без использования компьютерных аналитических инструментов были бы невозможны тысячи интереснейших научных проектов – от визуализации социальных сетей писателей через анализ их писем и установления авторства текстов до картографирования торговых путей в античности и создания виртуальных музеев. В некоторых отраслях гуманитарного знания подобные проекты производят настоящую революцию. Например, прямо на наших глазах такая радикальная трансформация происходит в литературоведении, где не просто проявляются новые задачи и приемы анализа, но меняется сам характер взаимодействия исследователя с изучаемым им текстом.
Что должны уметь «цифровые гуманитарии»?
Прежде всего, это междисциплинарная сфера, поэтому базовое образование может быть разным. В среде специалистов в области Digital Humanities есть философы, литературоведы, социологи, историки, педагоги, журналисты, психологи. Пожалуй, нет такой отрасли гуманитаристики, куда бы не проникли компьютерные технологии. На втором этапе к этим базовым знаниям добавляются компетенции в области компьютерных наук. Конечно, такой специалист должен иметь навыки программирования, веб-дизайна, создания баз данных. В некоторых случаях полезными являются знания в области статистики, теории вероятностей. В то же время надо сказать, что глубокие знания в сфере IT нужны далеко не всегда. Сегодня существует множество готовых программных продуктов, которые позволяют реализовывать собственные аналитические задачи и при этом не погружаться слишком глубоко в математические основы работы подобных инструментов. Очевидно, что со временем таких вспомогательных программ будет становиться все больше.
Могут ли эти знания пригодиться за пределами академической науки?
Название «цифровая гуманитаристика» или «цифровые гуманитарные науки» апеллирует прежде всего к решению научных задач, но реально сфера приложения навыков в области Digital Humanities значительно шире. По сути, «цифровой гуманитарий» – это человек, который умеет формализовывать различные виды данных и анализировать их по тем или иным параметрам с помощью различных компьютерных программ. На самом деле, нет принципиальной разницы между работой исследователя, строящего базу данных, чтобы изучать эволюцию рынка готового платья в Париже конца XIX века, и работой маркетолога, отслеживающего динамику спроса на электрические самокаты в сегодняшнем Екатеринбурге. В этих двух случаях будут разными источники данных и полнота сведений, но принципы работы – одни и те же. Специалист в области Digital Humanities – это не столько ученый, сколько аналитик, владеющий определенным набором компьютерных инструментов, в то же время анализируемые данные могут быть самими разными.
Профессор Нью-Йоркского университета Кимон Керамидас — о цифровизации гуманитарных наук и о том, зачем нужны Digital Humanities
Что такое цифровые гуманитарные науки? Кто и зачем занимается этим направлением научных исследований? В рамках открытой лекции в Университете ИТМО на эти вопросы ответил Кимон Керамидас, профессор Нью-Йоркского университета, соруководитель международной научной лаборатории Цифровых гуманитарных исследований Университета ИТМО. Эксперт рассказал о зарождении, становлении и достижениях Digital Humanities в Нью-Йорке и мире. Лекция состоялась в рамках конференции «Дни DH» в Петербурге — научно-популярного мероприятия, посвященного цифровым гуманитарным наукам.
Профессор Нью-Йоркского университета Кимон Керамидас
Особенно в США академическая среда в области гуманитарных исследований очень консервативна: ученые работают, используя традиционные методы, публикуются в журналах, выпускают книги. Поэтому действительно важно понять: почему в один прекрасный момент люди сделали фокус на такой сфере, как Digital Humanities?
Если мы подумаем, что такое «цифровые гуманитарные науки», безусловно, во-первых, мы определим это как сферу, которая стоит особняком от традиционных подходов и той работы, которая велась в области гуманитарных наук на протяжении сотен лет. Это дисциплина, которая создает некоторое напряжение между традиционными специалистами в области гуманитарных наук и теми, кто делает акцент именно на цифровом аспекте.
Но если смотреть на это определение с другой стороны, необходимо также проследить, как цифровые инструменты могут применяться в огромном количестве гуманитарных наук. Совершенно очевидно, что они могут использоваться не только в академической сфере, для ведения исследований, но и быть полезными в нашей повседневной жизни.
Давайте для начала разберемся, что такое digital? Если я спрошу вас об этом, вряд ли вы быстро и легко найдете для этого точное определение.
Исторически у нас были устройства вроде ЭНИАКа и прочие огромные компьютеры, которые жили до середины 20 века, когда цифровые технологии стали казаться более перспективными. Со временем они даже изменили дискурс в современной науке. Но так продолжалось до начала использования этого термина в культурологическом аспекте.
ЭНИАК. Источник: topsimages.com
В 1993 году начал свою работу журнал Wired. Это издание стало дискуссионной площадкой для людей, которые были вовлечены в цифровую индустрию и знали, как извлечь максимум выгоды из этих технологий.
Еще одним важным шагом стала книга основателя Media Lab в MIT Николаса Негропонте «Being Digital» (1995 год). Его целью было продвинуть эту тему дальше анализа данных и попытаться определить, как будет выглядеть жизнь в информационном веке. В книге слово digital раскрывается не как технологический термин, а скорее как культурно-мировоззренческий феномен. Книгу очень интересно читать и сегодня, несмотря на то, что некоторые мысли выглядят несколько устаревшими. Но именно в «Being Digital» описываются первые опыты с виртуальной реальностью. А, как вы знаете, сейчас VR все еще только развивается. В целом мне кажется, что мы еще увидим некоторые из предсказанных Негропонте событий.
Как цифровые технологии пришли в гуманитарную сферу
Таким образом, у нас были цифровые вычисления в 50-х годах, что оказало существенное влияние на технологии. Но по-настоящему наш мир изменился только после того, как наши устройства стали соединены между собой.
Еще до того, как появился термин «цифровые гуманитарные науки», проводилось очень много академической работы с использованием компьютерных технологий. Например, они использовались для того, чтобы находить в текстах одинаковые фрагменты, используемые для написания писем. Специалисты в гуманитарных науках занимались цифровой обработкой информации еще задолго до того, как сформировалась сфера Digital Humanities. Тогда возникает логичный вопрос: как мы пришли к формированию этого термина?
«Дни DH» в Петербурге
В 2001 году у группы специалистов в Университете Мэриленд возникла идея развивать новую программу в этой сфере. Но они посчитали, что термин «гуманитарные вычислительные технологии» — это недостаточно круто. Было принято решение изменить его на Digital Humanity как на наиболее полное и многообещающее название. И это достаточно справедливо, ведь, если вы хотите, чтобы студенты поступали на ваше направление, вам нужна цепляющая фраза.
Вскоре после этого, в 2004 году, вышла книга Companion to Digital Humanities (издательство Blackwell), которую я тоже использую в своей работе, например, для анализа текстов и прочих данных. Это очень хорошее начало для студентов гуманитарных специальностей.
В 2010 году NY Times пишет о развитии этой сферы. А в 2011 году в Университете Стэнфорда проходит знаковая конференция Big Tent Humanities. Здесь обсуждается главный вопрос: если до 2011 года DH фокусировались на анализе текстов, данных и использовании существующих лингвистических методов, то как использовать цифровые инструменты для организации музеев, а также как их могут использовать, например, сотрудники библиотек? Специалисты обсуждали, необходимо ли делать эту сферу открытой или же она должна решать задачи коммуникации между учеными и служить аналитической работе.
Университет Мэриленд. Источник: jshs.org
Тогда мы пришли к моменту, когда все больше людей захотели принять участие в дискуссии. Сегодня же Digital Humanities привлекает внимание во всем мире: проводятся исследования, создаются учебные программы в университетах, реализуются разные проекты.
Обучение в сфере Digital Humanities
В 2014 году я начал работать в Нью-Йоркском университете, и здесь меня попросили разработать два курса. Тогда я подумал, что это хороший способ объединить в единое целое различные модули, которые составляют Digital Humanities. В итоге получилось разработать два курса, которые включают четыре модуля, представляющие различные типы исследований в этой области. На мой взгляд, это стало хорошим подспорьем для тех, кто только начинает постигать сферу Digital Humanities.
Первый модуль — это коллекции. Он посвящен тому, как мы собираем и организуем информацию.
Второй модуль — связи. Он связан прежде всего с сетевыми коммуникациями и сетевым сообществом. Связи через интернет являются сегодня важнейшей частью нашей жизни. Эти инструменты дали возможность студентам не быть привязанными к месту, а также сделали возможной совместную работу над научными проектами при помощи социальных сетей, которые выступают в качестве обратного канала.
Digital Humanities. Источник: london.ac.uk
Еще одним модулем является анализ данных. И это, по сути, синоним всей работы над алгоритмами, которая происходят в DH. Одна из ключевых задач в DH — это анализ наиболее подходящего к оцифровке культурного текста с точки зрения его структуры, паттернов, регулярно повторяющихся имен и отсылок к историческим событиям.
Алгоритмизация, возможность переносить материал с печатных носителей в цифровую форму, чтобы в дальнейшем проанализировать его, а также последующее развитие инструментов и алгоритмов анализа данных — это особо важная часть Digital Humanities.
И наконец последний модуль, над которым я работаю со своими студентами, – это визуализация. Обычно, когда мы делаем визуализацию, мы подразумеваем составление карт, связей, графиков, но также очень важным элементом здесь является создание трехмерных моделей, а также фотограмметрия. Кроме того, чрезвычайно важной является работа с аудио- и видеоносителями.
Как создаются проекты в Digital Humanities
Linked Jazz
Linked Jazz. Источник: linkedjazz.org
Digital Humanities часто приобретает форму проекта Linked Jazz. Его идея состоит в том, чтобы дать пользователю возможность ориентироваться среди огромного числа джазовых музыкантов.
В чем сложность? На первый взгляд, мы действительно можем идентифицировать множество людей, связанных с джазом. Но, как вы знаете, помимо групп и их постоянных участников, есть и так называемые сессионные музыканты — музыканты, подключаемые к каждому конкретному проекту, но при этом не являющиеся постоянными членами музыкального ансамбля. Проект дает возможность посмотреть, как все эти люди связаны между собой.
Еще одна из ценностей Linked Jazz в том, что здесь принимаются во внимание и человеческие отношения между музыкантами. Какие задачи решают специалисты в этом случае? Если вы собираетесь создать карту связей для такого проекта, вы должны в чем-то их измерять. Например, задать шкалу от 1 до 10, чтобы определить, насколько близки два конкретных человека — они вместе играют в футбол, они просто коллеги или же являются друзьями всей жизни.
Digital Humanities. Источник: london.ac.uk
Palladio и другие проекты
Часто DH-проекты выглядят как Palladio — приложение, написанное в Стэнфорде и позволяющее вам загружать большие массивы данных, чтобы в дальнейшем визуализировать их. Но когда ваши карты становятся слишком сложными и вам необходимо решать более серьезные задачи, появляется необходимость создавать такие проекты, как, например, Hyper Cities, где представлены различные карты, в основе которых лежит огромное количество данных.
3D и визуализация
Есть еще одна форма проектов в DH — все, что связано с трехмерной графикой. Например, в рамках одного из проектов была создана трехмерная модель римских солнечных часов. Они были сфотографированы на выставке, а после смоделированы с помощью программы Blender. Авторы этого проекта не просто представили трехмерную модель, но и с помощью этой программы продемонстрировали их в работе, показав, как сквозь эти часы проходит солнечный свет.
Есть еще много проектов, которые выполнены с помощью инструментов, созданных внутри DH-сообщества, но еще больше — с помощью сторонних программ и ресурсов.
Переосмысление опыта использования персональных компьютеров
Идея моего проекта (The Interface Experience: Forty Years of Personal Computing) — в переосмыслении опыта использования персональных компьютеров: от самых первых образцов до передовых устройств нашего времени. Поэтому вместо того, чтобы арендовать эти устройства и поставить их под стекло, не дав, таким образом, людям взаимодействовать с ними, я решил купить эти компьютеры за несколько тысяч долларов. Главная идея заключалась в возможности дать людям физическое, эргономическое и ностальгическое ощущение компьютеров.
Купить Commodore 64 не было проблемой, ведь он был одним из самых массовых подобных устройств в истории. Все, что нужно было сделать, — зайти на eBay, купить парочку, а затем выбрать тот, который лучше выглядит.
Также мне удалось купить Macintosh Plus, старый IBM, старый Apple 2, Playstation, Nintendo Wii, а также массу других вещей, которые отражают широкий спектр различных интерфейсов, появившихся за годы существования цифровых устройств.
У меня было пять основных устройств, которые должны были находиться в нормальном рабочем состоянии. Одним из них был уже упомянутый Commodore 64. Вторым — Macintosh Plus третьей или четвертой серии, который имел встроенную память. Следующим был Palm V со стилусом, что является интерфейсом, дающим довольно интересные впечатления. Еще одно устройство — iPad, ставший реализацией мечты человечества о планшетах еще со времен 60х годов. И наконец пятым устройством стал Microsoft Kinect, который фактически перенес компьютеры в гостиную и оставил лишь распознавание движений, убрав при этом всякий физический контакт с устройством.
Я попросил своих студентов написать 60-90-секундный сценарий, где были отражены наиболее важные мысли насчет демонстрации этих устройств в музее. Написав сценарии, мы нашли разработчика, который написал код для всех пяти устройств на оригинальных системах. Поддержкой проекта стал сайт, где можно рассмотреть каждый объект, а также полистать галерею, текстовое описание и рекламную продукцию того времени.
Кроме того, мы написали книгу, таким образом создав не только цифровые материалы, но также обеспечив фундаментальный опыт в рамках традиционного кодекса. Открывая книгу, вы обнаружите что у нее широкий корешок и табулированные страницы. Идея такого дизайна — воссоздать ощущение от старых инструкций для этих машин. Получается, что книга вместо того, чтобы просто хранить информацию, сама стала арт-объектом.
«Дни DH» в Петербурге
Самым главным опытом для меня от создания этого проекта стала поддержка диалога о цифровой культуре. Использование опыта отстранения дает нам возможность рассматривать цифровые устройства не только как инструменты выполнения работы, но и как источники впечатлений, способные рассказать свои истории в новой, захватывающей манере.
Также в рамках первого дня мероприятия прошел Kick-off: «Знакомство с Digital Humanities». Тема дискуссии — «Интердисциплинарность как ключ к инновациям». Актуальные подходы в современной образовании обсудили первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова, директор института международного развития и партнерства, Антонина Пучковская, старший преподаватель ЦИИЯ, руководитель МНЛ Цифровых гуманитарных исследований Университета ИТМО, Артем Смолин, руководитель образовательного Центра графических технологий факультета ПИиКТ, директор Центра юзабилити и смешанной реальности, и Дмитрий Мальков, директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО, преподаватель Института международного развития и партнерства.
«Дни DH» — научно-популярное мероприятие, посвященное цифровым гуманитарным наукам. Это цикл лекций и воркшопов, посвященных знакомству с цифровыми гуманитарными науками, методами и направлениями исследований. В рамках мероприятия спикеры обсудили, как компьютерные методы применяют к гуманитарным данным и что из этого получается на примере реальных проектов. Экспертами выступили DH-специалисты Нью-Йоркского Университета и Университета ИТМО.