Что творится в театре ермоловой
Уволенные из театра Ермоловой актеры требуют серьезных проверок
Артисты упрекают руководство в финансовых махинациях и нарушении Трудового кодекса РФ. В культурном учреждении готовы отстаивать честь и достоинство в суде.
Фото: РИА Новости /Владимир Федоренко
Звезды, попавшие под сокращение в Московском драматическом театре имени Ермоловой, настаивают на проведении разбирательств. На пресс-конференции, посвященной конфликту, актриса Елена Калинина, в частности, заявляла, что руководство организации нарушает трудовое законодательство и может совершать финансовые махинации.
Все претензии Калининой и ее уволенных коллег сводятся к тому, что виноват бывший директор театра, актер и режиссер Олег Меньшиков. Он отказался от должности директора еще в июне, но об этом стало известно только несколько часов назад. И хоть новый глава учреждения Сергей Кузоятов опровергает слухи, настаивая на том, что никто не обманывал и не обманывает селебрити, ему не верят.
Известно, что актеры, попавшие под сокращение, уже написали письмо на имя президента РФ Владимира Путина с просьбой о помощи. Руководство театра имени Ермоловой тоже не дремлет. В пресс-службе культурного учреждения заявили, что вскоре к жалующимся будут поданы иски. Недовольных упрекают в уничижении чести, достоинства и деловой репутации.
В театре пояснили, что все кадровые перестановки производятся исключительно в соответствии с действующим трудовым законодательством. Ни народных артистов, ни заслуженных, ни сотрудников предпенсионного и преклонного возрастов нет в списках сокращенных.
«В список попали лишь те артисты, которые не имеют ролей в текущем репертуаре, несколько лет не появляются в театре и не принимают никакого участия в жизни коллектива — как в творческой, так и внутренней», — подчеркивали в учреждении.
О финансовых махинациях там тоже никто не знает. В пресс-службе театра Ермоловой уточнили, что проверки проводятся регулярно, но никаких нарушений пока еще выявлено не было.
Старая гвардия профнепригодна? Театр Ермоловой подаст иск на актеров и создаст прецедент
Театр имени М. И. Ермоловой может создать прецедент, если подаст иск против членов своей труппы. Спусковым крючком, по мнению многих, стала жалоба артистов президенту России. Лейтмотив обращения — несправедливые увольнения и неоправданные траты. В ответ раздаются оскорбления в профнепригодности и иждивенчестве. Мнения богемы разделились, но решать все будет не она, а суд. Впрочем, стороны еще могут примириться.
Московский драматический театр имени Ермоловой предъявит своим артистам исковые заявления. В официальном комментарии по поводу кадровых изменений сказано, что таким образом будут защищать честь, достоинство и деловую репутацию как самого театра, так и его художественного руководителя Олега Меньшикова.
По мнению руководства театра, риторика вокруг вопроса о кадровых изменениях приобрела агрессивный тон и вышла за рамки цивилизованного диалога. В коммюнике на странице официального сайта театра сказано, что обвинения сотрудников, которые попали в список на сокращение, не имеют ничего общего с действительностью.
Уволенная часть труппы написала открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину и главе Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой разобраться с нарушениями в театре. Кроме того, артисты провели пресс-конференцию. В тот же день руководство театра устроило праздник открытия сезона в отеле «Ритц-Карлтон», написал «Московский комсомолец».
Сокращение труппы
Театр начало лихорадить еще накануне летнего отпуска: тогда выяснилось, что администрация решила уволить значительную часть труппы. Многим оставалось всего пару лет до пенсии. Также стало известно, что артистам понизили квалификацию. Формально поводом к увольнению стала профессиональная невостребованность уволенных.
Администрация театра заявляла: в списке на сокращение не было ни заслуженных, ни народных артистов, равно как и артистов предпенсионного и преклонного возраста. Уволят лишь тех артистов, которые не имеют ролей в текущем репертуаре, несколько лет не появляются в театре и не принимают никакого участия в жизни коллектива.
Артисты отчаянно против. По их словам, ролей им попросту не предлагали, даже в массовке. Зато охотно приглашали работников со стороны, которым платили внушительные гонорары. Причем даже в тех случаях, когда спектакль не состоялся, как это случилось со спектаклем «Честная женщина» с Мариной Нееловой в главной роли.
Дорогие гости
Как написал сайт kр.ru, народная артистка РСФСР Марина Неелова обошлась театру в 2 897 000 рублей, а приглашенный режиссер Валерий Фокин — в 2 300 000 рублей. Плюс затраты на музыку, декорации, свет, костюмы — и цена несыгранной пьесы перевалила за восемь миллионов рублей. Для сравнения: за год штатный артист театра зарабатывает 300 тысяч рублей.
Актриса театра Василиса Пьявко рассказала РЕН ТВ, что спектакли, которые шли по несколько раз, обходились театру в миллионные суммы, равно как и приглашенные звезды. По ее словам, худрук получал гонорары и как сторонний артист.
«Мы обнаружили интересную вещь: Олег Евгеньевич, будучи директором, сам себя нанимает как стороннего артиста исполнять роли в театре. Мы увидели там большие выплаты, закупки, которые год от года растут. За 2020 год, по-моему, там 24 миллиона. Это гонорар Олега Евгеньевича в нашем театре как артиста», — сказала Пьявко.
Проблема профнепригодности
Некоторые коллеги поддержали Олега Меньшикова. Художественный руководитель Московского губернского театра Сергей Безруков признался, что профнепригодные артисты — проблема, с которой неизбежно сталкивается любой худрук. Он рассказал, что мечтает о независимой комиссии, которая определяла бы квалификацию артиста.
При этом артист подчеркнул, что репертуарный театр — не богадельня, а завод. И там все должны работать на повышение его благосостояния. Но профессионально непригодного сотрудника нельзя уволить по суду. А театральные институты при этом выпускают молодых талантливых артистов.
Свой голос в поддержку отдала и Инна Чурикова. Она заявила, что нынешний худрук Театра имени Ермоловой не мог специально уволить всю старую гвардию. Актриса отметила, что Меньшиков не жестокосерден. При этом Чурикова признала, что в других театрах нет массовых сокращений под предлогом пандемии.
Скандал — не пиар
Театральный критик Марина Тимашева в разговоре с «360» не смогла вспомнить похожих прецедентов, когда театр подавал в суд на своих актеров. А вот обратные ситуации бывали нередко. Артисты, уверенные в несправедливости своего увольнения, судились с театрами и иногда даже выигрывали процессы.
«Актеры довольно часто считают себя несправедливо уволенными и подают иски на театры. Был очень сильный конфликт в Театре [имени] Гоголя, когда туда только пришел Кирилл Серебрянников, был конфликт в Новой опере, Большом театре, в Театре на Таганке. Но чтобы театр подал иск против своих артистов — не припомню», — отметила Тимашева.
Она выразила уверенность, что события в Театре имени Ермоловой не могут быть пиар-ходом, на которые в последнее время с охотой идут многие режиссеры. Подобная реклама Олегу Меньшикову не нужна, тем более что он мог бы привлечь к себе внимание с гораздо меньшими репутационными потерями: известному артисту достаточно было бы просто спуститься в метро, сказала Марина Тимашева.
Стороны могут помириться
Адвокат Евгений Розенблат тоже не смог найти прецеденты, когда театр судился бы со своей труппой. Юрист рассказал «360», что есть немало случаев, когда театр отстаивал свои честь и репутацию в судебных спорах со средствами массовой информации. Например, не так давно Московский театр Олега Табакова подавал в суд на одну из газет.
«Насколько я понял, поводом к такому иску стало некое коллективное обращение к президенту России. Если было опубликовано некое заявление на предмет проверки соблюдения трудового законодательства, то, на мой личный взгляд, это не подлежит судебной оценке», — сказал Розенблат.
Но чтобы оценить перспективы судебного разбирательства, нужно посмотреть, какие именно утверждения будут оспорены, пояснил адвокат. Если члены труппы высказывались в различных изданиях, давали свои комментарии и при этом допускали искажения фактов, суд может потребовать опровержения данных публикаций. Но возможно, что конфликт удастся урегулировать мирным путем.
«Подобные споры рассматриваются в арбитражном суде. Но законодательство предусматривает практически на любом этапе разбирательства заключить мировое соглашение на любых не противоречащих закону условиях. Стороны могут примириться, даже не дожидаясь суда», — заключил Розенблат.
«Барская система». Труппа Театра Ермоловой рассказала о разногласиях с Меньшиковым и увольнениях
Скандал в Театре имени Ермоловой прогремел на всю страну: труппа стала жаловаться на именитого худрука, он ушел, а затем последовали массовые увольнения. Актеры уверены, что это не только непорядочно, но и незаконно. При этом выдавить их из театра пытались давно, уверены артисты.
В июле 2021 года в Театре имени Ермоловой разгорелся скандал: актеры рассказали, что уволить собираются едва ли не четверть штата — 22 человека из 90. Позднее, как рассказала «360» актриса Галина Власова, 20 лет прослужившая в театре, в «расстрельном» списке осталось 18 человек — четверым работу решили оставить из-за инвалидности, предпенсионного возраста или других «льгот».
«Незанятые» актеры
По словам актрисы Театра имени Ермоловой Василисы Пьявко, которая попала в число тех четырех счастливчиков, кого из списка на увольнение вычеркнули, в документах значилось, что увольнение происходит «без учета прежних заслуг».
«Это значит, что в театре ситуация сложная, мы понимаем, что вы люди заслуженные — в том плане, что давно в этом театре работаете. Но сколько вы играли, нас по большому счету не интересует — сейчас вы не заняты, мы вас увольняем», — объяснила она «360».
Однако как раз формулировка о «незанятости», которая появилась на официальном сайте, больше всего задела актеров. В заявлении администрации театра говорится, что в списки на увольнение попали только те артисты, которые «не имеют ролей в текущем репертуаре, несколько лет не появляются в театре и не принимают никакого участия в жизни коллектива — как творческой, так и внутренней».
Однако по словам Галины Власовой, в первую очередь возможности актера участвовать в жизни коллектива определяет именно творческое руководство в лице худрука театра.
Наша система устроена так, что актеры работают по вызову. Они писали заявки, приносили пьесы, приносили отличные спектакли, показывали их ему, чтобы, возможно, использовать на малой сцене. Но ни в какую. У нас такая маленькая барская система в театре
Актриса Людмила Шмелева рассказала «360», что сокращение планируется на 24 октября — как раз в этот день в программе спектакль, в котором она должна была играть. Но на ее роль ввели другую актрису.
Еще в самом начале своей работы в Театре имени Ермоловой — в 2012 году — Меньшиков, по словам старой труппы, привел своих актеров, с которыми собирался ставить свои же спектакли. Порядка 25 постановок из постоянного репертуара, где были задействованы годами трудившиеся в театре актеры, он просто убрал из программы, утверждали артисты.
Подготовка сокращения идет уже давно. Снимаются спектакли «Утюги» и «Процесс», в составе которых работают люди, которые идут на сокращение, чтобы у нас была формулировка «незанятые в репертуаре»
Похожая ситуация произошла со спектаклем «Демон», где артистов с многолетним стажем просто заменили на студентов, даже не поставив состав в известность, отметили в труппе.
«Мы приходим на спектакль, а нам говорят, что мы сегодня играем в последний раз, причем говорит это потихонечку артист, который занят в спектакле. То есть все уже знают, что давно репетируют студенты и играть будут они», — объяснила она.
Денег нет
Одним из ключевых аргументов для сокращения 18 актеров стало тяжелое финансовое положение театра после пандемии, уверена Галина Власова. Однако труппа, от которой театр торопится избавиться, не верит в бедность родных подмостков. Василиса Пьявко рассказала «360», что заявление о нехватке средств вызвало интерес у членов московского профсоюза работников культуры.
«Они сказали: „Давайте посмотрим, так это или нет, потому что директор Ленкома сказал, что всем театрам в пандемию было в полном объеме выплачено — и в первую очередь Театру Ермоловой“», — объяснила она.
Людмила Шмелева в интервью изданию News.ru заявила, что видела на сайте госзакупок информацию о «безумных гонорарах» Меньшикова. Причем если штатные артисты получают по 20 тысяч рублей за свою работу, то новый состав, приведенный худруком, по словам Шмелевой, получает сотни тысяч.
Нам [увольнение] обосновали отсутствием средств в театре, хотя это тоже ложь — средства в театре есть. Параллельно с нашим увольнением в отеле Ritz-Carlton было открытие Театра Ермоловой. Что это такое? Открытие театра должно происходить в театре, а не в отелях
Кроме того, по данным СМИ, главной премьерой нового сезона в Театре имени Ермоловой должен стать спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» со звездой фильма «Текст» Кристиной Асмус. Стоимость постановки уже озвучили — более семи миллионов рублей. Одни только костюмы для главной героини обойдутся более чем в полмиллиона, для постановки приобретут кресла по 100 тысяч и другие дорогостоящие предметы интерьера.
Актерам же, которых, по словам юриста Максима Сурова, сокращают задним числом, выплатят компенсацию за два месяца работы — по 40 тысяч рублей каждому.
Диалог невозможен
Больше всего в сложившейся ситуации актеров, отдавших театру многие годы, удручает то, что с ними даже не хотят честно поговорить и объяснить, что происходит. Галина Власова рассказала «360», что о своем увольнении она узнала от третьих лиц — ее театральные друзья переслали ей копию уведомления о сокращении. Причем подписано оно было всего двумя людьми, отвечающими за творческую часть работы театра, утверждает собеседница.
«Должна быть собрана определенная комиссия, которая решает, кого увольняют. Из творческой части там были только подписи Олега Меньшикова и новой завтруппой, которая не знает артистов», — уверена Власова.
Людмила Шмелева добавила, что пробиться к администрации театра актерам не удается — их просто не пускают. Это же подтвердила и Власова — некоторые актрисы даже писали обращения к Меньшикову, раз не могли спросить о причинах происходящего лично, но никаких ответов все равно не получали.
Ведется какая-то не очень красивая игра. Потому что даже если тебе не подходят актеры, имей смелость, силу и достоинство расставаться с людьми, глядя им в лицо, а не вот с этим вот беганьем. Это просто недостойно руководителя театра
Максим Суров уверен, что единственным вариантом, который остается у актеров, является суд. Труппа уже писала коллективные обращения и в прокуратуру, и в трудовую инспекцию, и в департамент культуры, даже президенту. Но во всех инстанциях, по словам юриста, почему-то молчат.
«Все отвечают: „Обращайтесь в суд“, — но официальных ответов не дают на жалобы. Странно, почему все спрятались и никто не хочет отвечать», — объяснил он.
Скандал в театре Ермоловой: в чем артисты обвиняют Олега Меньшикова
Такого спектакля российская театральная сцена ещё не видела – уволенные из Театра имени Ермоловой актёры пошли искать правду на портал «Госзакупок» и там выяснили, что их театр живёт, оказывается, на широкую ногу. А художественный руководитель и до недавнего времени директор театра Олег Меньшиков и вовсе возмутил подчинённых своей личной зарплатной ведомостью.
Вот что они разыскали – закупка, осуществленная у единственного поставщика еще в декабре 2019-го. Театр имени Ермоловой в лице его руководителя Олега Меньшикова закупает у ИП Меньшикова О.Е. услуги исполнителя ролей в спектаклях театра. Всего за полтора года почти на 25 миллионов рублей.
Вместо привычной сцены родного театра они вышли на «подмостки прямого конфликта» со своим художественным руководителем Олегом Меньшиковым в полуподвале кафе, что неподалёку, а ведь если бы вышли на улицу, то могли бы встретиться с самим Олегом Евгеньевичем. От нелицеприятных вопросов журналистов народный артист сначала уходил со смехом, потом начал отбивать нервный такт рукой по чехлу телефона и только потом дал ответ на прямой вопрос.
На официальном сайте театра сказано, что люди, устроившие против худрука «госзакупочный бунт», к активной жизни этого учреждения культуры давно уже отношения не имеют. И на любого из них театр готов подать в суд.
Они почти кричат в микрофоны: все эти 9 лет совместной работы с Меньшиковым этот творческий конфликт тлел, то затухая, то разгораясь с новой силой. Дело в том, что эта часть труппы называет себя «андреевцами», по имени прежнего худрука Владимира Андреева, которого и сменил Олег Меньшиков.
Театр имени Ермоловой не только один из старейших в Москве, но и один из самых красиво расположенных. Самое начало Тверской улицы, всего 300 метров от Кремля, само место говорит о том, что можно хорошо зарабатывать не только на продаже билетов. Проведение массовых мероприятий, сдача в аренду помещений. Каково же было удивление актеров, когда им в качестве причины увольнения назвали «постэпидемический финансовый кризис».
Но что-то не вяжется со словом «кризис» увиденные на «Госзакупках» гонорары приглашенных актеров со стороны, говорит также попавшая под сокращение дочь великого актера Анатолия Папанова – Елена, до недавнего времени получавшая в театре Ермоловой 20 тысяч рублей в месяц.
По её мнению, часть актёрской труппы звездному худруку оказалась просто не нужна.
На фоне скандала в Ермоловском театре Меньшиков закатил неприличный пир
Пожаловавшиеся на худрука Путину артисты озвучили свои требования
23 августа войдет в историю Ермоловского театра как день блеска и нищеты его труппы. Разительный контраст в позициях и способах существования демонстрировали практически в одно и то же время, но в разных местах художественный руководитель Олег Меньшиков и часть его артистов. С подробностями — журналисты «МК».
Заслуженная артистка РФ Наталья Потапова требует ухода Меньшикова. Фото: Екатерина Шлычкова
Сбор труппы как таковой отменен, но… состоялся. Как выясняется, у каждого теперь в Ермоловском он свой. У Олега Меньшикова — богатый, в пятизвездочном отеле «Ритц-Карлтон», у его артистов — победнее, в кафе, расположенном в полуподвальном помещении, в глухом закутке улицы Моховой. Ну, тут есть о чем подумать и задуматься.
Такая демонстрация состоятельности и бедности — инициатива Меньшикова, не уверены, что сознательная. Скорее всего, инерционная — как живешь, как жуешь, так и думаешь. Вот и подумал Олег Евгеньевич, что после разразившегося скандала с уволенными артистами, которые отказались смиренно молчать, не надо садиться с ними в одну лодку. То есть собирать всю труппу в одном месте, рассказывать про планы на сезон, живописуя светлое будущее, — как-то не комильфо.
И вместо того чтобы попытаться погасить внутренний конфликт, встретиться с артистами (а их ни много ни мало — было 21, стало 18 человек), Олег Евгеньевич делает ход конем и собирает пока еще не уволенных и преданных ему, в основном молодых артистов, в ресторации. Причем нам доподлинно известно, что изначально эти счастливые избранники приглашались туда именно на сбор труппы, но потом, очевидно, кто-то сообразил, что ситуация выглядит как-то не очень. И быстро повестку дня переформатировали. Теперь она звучит уморительно: «Партнерское мероприятие с гастрономическим ателье «Сартория Ламберти»: презентация специальных сетов, которые зрители, идущие после работы в театр, смогут быстро получить и поужинать, не опоздав на спектакль». В общем, как ни крути, Меньшиков-кормилец решил прикормить артистов.
Фото: Екатерина Шлычкова
Как такое могло прийти в голову руководителю — диву даешься. Если посмотреть на все это со стороны (да и изнутри) — просто сцена из какой-нибудь комедии Александра Островского с купеческим размахом. Ну, а если серьезно — безвкусно и пошло. Пошло руководителю театра, известному и очень талантливому артисту устраивать дегустацию изысканной гастрономии в ресторане дорогого отеля на фоне низких, можно сказать, ничтожных зарплат своих же артистов (у некоторых она чуть больше двадцатки) и нерешенных проблем.
Что случилось с Олегом Меньшиковым, спрашивают все, кто знал его на протяжении многих лет. Говорят: «Сейчас как будто это другой человек. Мы знали его добрым, хотя и сложносочиненным талантливым человеком, но точно не таким».
А тем временем «опальным» артистам было не до дегустаций. Они пригласили на встречу с собой чуть ли не всю столичную прессу, чтобы рассказать о вопиющей несправедливости.
Актриса Василиса Пьявко подняла вопрос, ни много ни мало, как о соответствии Меньшикова занимаемой им должности, сделав, конечно, вежливые оговорки о признании его таланта.
«Оппозиция» Ермоловского недовольна многими вещами. И уничтожением репертуара, тем, что, как они говорят, спектакли специально снимали с показа, чтобы оставить неугодных участников «старой» труппы не у дел. Возмущены давлением на коллег, тотальной зачисткой коллектива, начавшейся после смерти Владимира Андреева. Увольнялись даже кассиры, а вот теперь, под предлогом экономических трудностей, — сразу два десятка сотрудников театра, проверенных временем и сценой.
И на этом фоне, во время буйства пандемии, заключались многомиллионные контракты с приглашенными деятелями искусств. И самому Олегу Меньшикову по распоряжению его зама начислили сверх зарплаты 24 млн рублей гонораров (что якобы подтверждают данные с сайта Госзакупок).
— Нам сложно бороться с Меньшиковым, он же положительный герой: Костик из «Покровских ворот» или спаситель Земли от инопланетян в «Притяжении». Но часто роли не совпадают с тем, что человек делает по жизни, — уверяют «оппозиционеры».
От вышестоящих инстанций они требуют проверок, подчеркивая, что им обязаны предоставить работу в театре. Некоторые заявления звучат крайне эмоционально:
«Что ты пришел нас убивать, что ты пришел к нам с ножом. Я выступаю за то, чтобы он ушел» — говорит заслуженная артистка РФ, председатель профкома театра Наталья Потапова.
И тут лишенных средств к существованию людей можно понять. Правда, трудно назвать удачным ходом идею попросить вмешаться в театральные «разборки» Александра Швейделя, заместителя председателя Общественного совета при Минкульте. Слишком уж рьяно шеф Александра Григорьевича — г-н Лермонтов — рвется проверять репертуар российских театров на предмет соответствия целям государственной политики.
Впрочем, в задачи журналистики и не входит разбираться, кто «хорошие» парни, а кто «плохие». Мы же не Госдеп. Наше дело — освещать события, а они как раз вызывают по меньшей мере тревогу. То один, то другой театр Москвы по разным причинам периодически начинает «закипать». Что вредит культуре в целом. Неважно, через чей отсек в корабль поступает вода, — если он утонет, ко дну пойдут все.
И кроме банальностей в духе «ребята, давайте жить дружно» на ум ничего конструктивного не приходит. Быть может, если бы «волки» довольствовались меньшим, то и «овцам» было бы чуть полегче. Но вместо диалога руководство Театра Ермоловой хочет подавать иски о защите чести, достоинства и деловой репутации против тех, кто попал в списки на увольнение и поднял «бучу».
Интересно, что бы сказала, увидев все происходящее, Мария Николаевна Ермолова, чье изображение в полный рост проецируется на бархатном занавесе сцены, пока он не открылся.