Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, – и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.
Деревня
Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия – родной край.
Ровной синевой залито все небо; одно лишь облачко на нем – не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух – молоко парное!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.
И дымком-то пахнет, и травой – и дегтем маленько – и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух.
Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба – синеватая черта большой реки.
Вдоль оврага – по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный крутогривый конек. Неровные стекла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.
Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть еще немного посохнет на припеке, а там и в сарай! То-то будет спать на нем славно!
Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках.
Русокудрые парни, в чистых, низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, – зубоскалят.
Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.
Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца… Ведро дрожит и качается на веревке, роняя длинные огнистые капли.
Передо мной стоит старуха хозяйка в новой клетчатой паневе, в новых котах.
Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой худой шеи; седая голова повязана желтым платком с красными крапинками; низко навис он над потускневшими глазами.
Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается все морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка… а и теперь еще видать: красавица была в свое время!
Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками, точно бисером. На ладони левой руки старушка подносит мне большой ломоть еще теплого хлеба: кушай, мол, на здоровье, заезжий гость!
Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша, промычал запертой теленок.
Две громады, два великана вздымаются по обеим сторонам небосклона: Юнгфрау и Финстерааргорн.
И говорит Юнгфрау соседу:
– Что скажешь нового? Тебе видней. Что там внизу?
Проходят несколько тысяч лет – одна минута.
И грохочет в ответ Финстерааргорн:
– Сплошные облака застилают землю… Погоди!
Проходят еще тысячелетия – одна минута.
– Ну, а теперь? – спрашивает Юнгфрау.
– Теперь вижу; там внизу все то же: пестро, мелко. Воды синеют; чернеют леса; сереют груды скученных камней. Около них все еще копошатся козявки, знаешь, те двуножки, что еще ни разу не могли осквернить ни тебя, ни меня.
Проходят тысячи лет – одна минута.
– Ну, а теперь? – спрашивает Юнгфрау.
– Как будто меньше видать козявок, – гремит Финстерааргорн. – Яснее стало внизу; сузились воды; поредели леса.
Прошли еще тысячи лет – одна минута.
– Что ты видишь? – говорит Юнгфрау.
– Около нас, вблизи, словно прочистилось, – отвечает Финстерааргорн, – ну, а там, вдали, по долинам есть еще пятна и шевелится что-то.
– А теперь? – спрашивает Юнгфрау спустя другие тысячи лет – одну минуту.
– Теперь хорошо, – отвечает Финстерааргорн, – опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь… Везде наш снег, ровный снег и лед. Застыло все. Хорошо теперь, спокойно.
– Хорошо, – промолвила Юнгфрау. – Однако довольно мы с тобой поболтали, старик. Пора вздремнуть.
И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною… Кто-то шел по моему следу.
Я оглянулся – и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.
Я подошел к ней… Она остановилась.
– Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?
Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.
У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».
Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:
. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.
Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!
Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)
Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)
Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)
Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)
Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)
Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)
Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)
Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)
Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)
Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)
Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)
Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)
Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)
Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)
Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)
Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)
Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)
Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)
Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)
Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)
Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)
Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)
Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)
Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)
Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)
Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)
Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)
Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)
Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)
Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)
Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)
Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)
Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)
Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)
Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)
Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)
Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)
Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)
Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)
Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)
Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)
Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)
Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)
Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)
Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)
Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)
Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)
Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )
Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)
Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)
Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)
Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)
Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)
Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)
Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)
Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)
Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)
Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)
Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)
Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)
Иван Тургенев — Что я буду думать (Стихотворение в прозе)
Иван Тургенев — Что я буду думать (Стихотворение в прозе)
Что я буду думать тогда, когда мне придется умирать, — если я только буду в состоянии тогда думать?
Буду ли я думать о том, что плохо воспользовался жизнью, проспал ее, продремал, не сумел вкусить от ее даров?
Буду ли я вспоминать о прошедшем, останавливаться мыслию на немногих светлых, прожитых мною мгновениях, на дорогих образах и лицах?
Предстанут ли моей памяти мои дурные дела — и найдет на мою душу жгучая тоска позднего раскаяния?
Буду ли я думать о том, что меня ожидает за гробом… да и ожидает ли меня там что-нибудь?
Нет… мне кажется, я буду стараться не думать — и насильно займусь каким-нибудь вздором, чтобы только отвлечь собственное мое внимание от грозного мрака, чернеющего впереди.
При мне один умирающий всё жаловался на то, что не хотят дать ему погрызть каленых орешков… и только там, в глубине его потускневших глаз, билось и трепетало что-то, как перешибленное крыло насмерть раненной птицы.
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
И.С. Тургенев Что я буду думать (стихотворение в прозе).mp3
Прокомментируйте!
План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Разработка урока. Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Когда меня не будет».
Предварительный просмотр:
;Тема урока: И.С.Тургенев «Когда меня не будет. » Анализ художественного текста.
Цель: познакомить учащихся с содержанием лирической миниатюры; ввести их в атмосферу жизни и творчества писателя; развивать умение находить в тексте тропы, фигуры речи и определять их функцию; воспитывать самостоятельность, творческую активность; помочь учащимся осмыслить мотивы любви и жизни, памяти и бессмертия.
Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мои могилу. Тебе там делать нечего.
Не забывай меня. но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд. Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало,- помнишь?- у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку. Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой: она будет лежать неподвижно под землею. но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!
Ученик 1. С 1878 года писатель стал создавать «Стихотворения в прозе». Ему хотелось прозаическую речь сблизить со стихотворной, создать особый жанр дневника, в котором соединятся радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о любви и чести, правде и совести, о жизни и смерти. Это своего рода лирический дневник.
Стихотворения в прозе» завершают творческий путь Тургенева. Ключевые слова «жизнь» и «смерть» формируют два тематических ряда, которые представляют собой особую картину мира.
Учитель: Ребята, что вы знаете о жанре «Стихотворения в прозе»? В чем своеобразие этого жанра? Назовите основные признаки «Стихотворения в прозе». Какие миниатюры изучали?
Учитель: Основные признаки жанра:
речь эмоциональна; большое значение придается художественным средствам (средствам выразительности), поэтической фонетике, синтаксису).
Лирическая миниатюра, которую мы прочитали, посвящена любимой женщине И.С.Тургенева Полине Виардо. (Портрет П. Виардо).
1. В 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Ивана Сергеевича Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо.
2. Полина Виардо была не только замечательной певицей, но и обаятельной женщиной, широко образованным человеком и интересным собеседником. Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. До конца своих дней он остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву.
3. «О, мой горячо любимый друг, постоянно, день и ночь я думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне, Вы можете уверенно сказать себе: «Мой образ стоит сейчас перед его глазами и он покланяется мне. И это будет истинная правда. Все мои помыслы постоянно вьются возле Вас, и Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять как снег».
(через 16 лет после их знакомства).
Учитель: Перейдем к анализу миниатюры. Определите тему, о чем говорит лирический герой. Приведите ключевые слова.
(Любил, застенчивая грусть, не вспоминай, не забывай, сладкие слезы).
Тема: Герой говорит о вечной любви и памяти.
Чтобы определить идею, разделите текст на микротемы и найдите мотивы, которые связаны с идеей.
Мотив красоты (умиленные красотою).
Мотив воспоминания (любовь в сердце, помни, не забывай).
Мотив любви и дружбы (единственный друг; я любил).
Мотив жизни (переживешь меня).
Мотив смерти (когда меня не будет; рассыплется прахом, могила, лежать неподвижно под землею).
Мотив суетности (среди ежедневных забот, удовольствий и нужд). Таким образом, основная мысль:
Вечная любовь возможна тогда, когда мы ценим красоту, умеем помнить всегда, даже после смерти любимого. Грош цена памяти, если это выполнение каких-либо традиций и обрядов.
Учитель: Какова эмоциональная оценка автора, каков пафос стихотворения? Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности?
Запишем в I колонку слова и сочетания слов, связанных с грустной тональностью:
Итак, в произведении тональность и грустная (элегическая), и светлая
— Какие смысловые части можно выделить? Какова композиция?
— Найдите слова, которые создают обрамление. (О ты, которую я
любил так глубоко и так нежно!)
— Кольцевая композиция помогает лирическому герою более
эмоционально выразить свои чувства. Текст построен на внутреннем монологе.
— Ребята, вспомните фигуры речи: антитеза, повторы, градация,
перифраз, обращения, инверсия, фигура умолчания и другие. Какие из перечисленных фигур использованы в стихии Тургеневым? Их функция?
повторы: о ты, мой единственный друг; слезы; не хочу (не в силах сдержать чувства);
обращения: единственный друг (создается образ друга);
Ученики: Умолчание. Герой думает, волнуется, представляет. Речь его близка к разговорной. Эмоциональные и психологические паузы.
Учитель: Впервые Тургенев прочитал миниатюру актрисе Марии Гавриловне Савиной. При жизни стихотворение не было опубликовано, имело название «К ней». Оно вошло в цикл с названием «Когда меня не будет. » Какое заглавие больше соответствует тексту?
Ученики: «Когда меня не будет. » содержит недосказанное, таинственное. Это предположение, просьба. Герой жив, но размышляет о смерти и памяти. Это помогает ему жить.
Учитель: Поэтическую мелодию стихотворения создают тропы, основной троп — эпитет. Он доминирует. Найдите.
Ученики: Единственный друг, сладкие слезы, беспричинная и застенчивая грусть, любил так глубоко и так нежно.
Учитель: С помощью эпитетов передается интимность, сокровенность. А как вы объясните эпитет «сладкие слезы»?
Вывод: фигуры речи и тропы помогают Тургеневу выразить сильное, глубокое чувство, надежду на память. Любовь после смерти.
Учитель: Ребята, вы, наверное, обратили внимание на художественные детали. Назовите их. Определите, как эти детали помогают установить связь между настоящим, прошлым и будущим?
Ученики: рука (реализуется связь будущего с настоящим); слезы (связь настоящего с прошлым); книга (прошлое и настоящее); могила (связь с будущим).
Учитель: Есть ли интерьер? Каковы пространственные параметры?
Ученики: Интерьера нет. Но слово « могила» говорит о будущем. В последнем абзаце льются слезы, очищающие и объединяющие в одном порыве.
Учитель: Он и она живут в сердце, в памяти. Это история души, любви. Это их тайна. Обратим внимание на синтаксические, морфологические особенности. Какова особенность синтаксических конструкций.
Ученики: Предложение сложные, простые осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами.
Учитель: Какая часть речи преобладает? Почему?
Ученики: Тургенев использует глаголы в повелительном наклонении; глаголы совершенного вида. Часто встречается частица не перед глаголом. Это связано с желанием героя, с просьбой к любимой не делать того, что ему не нравится и сейчас.
Учитель: Музыкальность, напряженное состояние души передает
звукопись. Найдите предложение: «Но в часы уединения. » Какие звуки слышатся чаще? («с», «з»). Они передают и светлые, и грустные чувства, усиливают мотив красоты. А в предложении «Прочти. ». Аллитерация «р», «п», ассонанс «у», «а» нагружаются смыслом, идущим от важных для писателя слов: память, рука, друг.
Вывод: Перед нами творение великого мастера. Стихотворение в прозе содержит глубокие размышления о торжестве красоты и бессмертия, о нежной любви, той любви, которая обещает человеку торжество над смертью (мне отрадно думать). Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Это размышления лирического героя о законах человеческого бытия, молодости и старости, жизни и смерти, любви и бессмертии.
Домашнее задание: написать сочинение «Мое восприятие стихотворения «Когда меня не будет. ».
Что я буду думать? (Тургенев)
Что я буду думать тогда, когда мне придется умирать, — если я только буду в состоянии тогда думать?
Буду ли я думать о том, что плохо воспользовался жизнью, проспал ее, продремал, не сумел вкусить от ее даров?
Буду ли я вспоминать о прошедшем, останавливаться мыслию на немногих светлых, прожитых мною мгновениях, на дорогих образах и лицах?
Предстанут ли моей памяти мои дурные дела — и найдет на мою душу жгучая тоска позднего раскаяния?
Буду ли я думать о том, что меня ожидает за гробом… да и ожидает ли меня там что-нибудь?
Нет… мне кажется, я буду стараться не думать — и насильно займусь каким-нибудь вздором, чтобы только отвлечь собственное мое внимание от грозного мрака, чернеющего впереди.
При мне один умирающий всё жаловался на то, что не хотят дать ему погрызть каленых орешков… и только там, в глубине его потускневших глаз, билось и трепетало что-то, как перешибленное крыло насмерть раненной птицы.
Что я буду думать тогда, когда мне придется умирать,— если я только буду в состоянии тогда думать?
Буду ли я думать о том, что плохо воспользовался жизнью, проспал ее, продремал, не сумел вкусить от ее даров?
Буду ли я думать о том, что меня ожидает за гробом. да и ожидает ли меня там что-нибудь?
При мне один умирающий всё жаловался на то, что не хотят дать ему погрызть каленых орешков. и только там, в глубине его потускневших глаз, билось и трепетало что-то, как перешибленное крыло насмерть раненной птицы.
Что я буду думать. Стихотворение Ивана Тургенева
И.С.Тургенев. Избранное. Классическая библиотека «Современника». Москва: Современник, 1979.
Другие стихи Ивана Тургенева
Послушать стихотворение Тургенева Что я буду думать