Что является большой социальной группой
69. Большие социальные группы
69. Большие социальные группы
Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.
Признаки больших социальных групп:
1) имеют структурную и функциональную организацию;
2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;
3) определенный психический склад, групповая психология;
4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;
5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.
Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;
б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;
2) по времени существования:
а) длительно существующие группы (классы, нации);
б) временно существующие группы (толпа, аудитория);
3) по организованности-неорганизованности:
а) организованные группы (партии, союзы);
б) неорганизованные (толпа);
4) по возникновению:
а) возникшая стихийно (толпа);
б) организованная сознательно (партии, ассоциации);
5) по контактности членов группы:
а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;
б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);
б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.
Уровни развития больших социальных групп:
1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;
2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;
3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.
Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:
1) степень идентификации членов группы;
2) степень гетерогенности и гомогенности группы;
3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;
4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;
5) общественно-исторический опыт группы;
6) идеология объединения людей.
Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:
1) элементы мотивационно-потребностной сферы:
а) общегрупповые потребности;
б) общегрупповые интересы;
в) мотивы деятельности;
г) жизненные ценности;
д) цели и социальные установки;
2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества:
а) групповое сознание;
б) социальное восприятие и мышление;
в) коллективные представления;
г) общественное мнение;
3) элементы аффективной сферы:
а) социальные чувства;
б) общественные настроения;
4) элементы поведенческо-волевой сферы:
а) стереотипы группового поведения;
б) групповые навыки;
в) общественные обычаи;
г) групповые умения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 18. Большие социальные группы
ЛЕКЦИЯ № 18. Большие социальные группы 1. Психология нации Большие социальные группы – общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория,
Большие деньги
Большие ожидания
Большие ожидания Ошибка, которую мы постоянно совершаем в родительской любви, заключается в том, что мы постоянно попадаем в ловушку собственных ожиданий. Мы не торопимся пересматривать ожидания в свете реальности.Большинство мужчин и даже многие женщины ежедневно
Большие и маленькие
Большие и маленькие Чтобы чувствовать, что дверь низка, нужно быть человеком высокого роста. Ж. Гюйо Рост – наиболее явная характеристика внешности. И было бы очень соблазнительно соотнести рост с особенностями интеллекта и характера. Так, при виде человека, чей рост,
Большие детки — большие проблемы
Большие детки — большие проблемы Естественно, что у родителей существует немало ожиданий по поводу того, каким вырастет их ребенок, но в реальности эти ожидания редко оправдываются. Это способно вызывать разочарования и обиды, которые приводят к конфликтам. Родители,
Большие ожидания
Большие ожидания Мы ожидаем, что родители будут заботиться о своих детях, друзья будут благосклонны и лояльны, члены команды или организации готовы сотрудничать, владельцы магазинов будут торговать по справедливым ценам, мошенники будут наказаны, а некоторые люди будут
Большие вопросы
Большие вопросы Дона Карлетта чувствовала, что важно завершить эту серию занятий обсуждением главных вопросов, которые поднимает терапия. Какова роль терапевта? В чем состоит наша действительная задача? Что представляет собой терапия? Насколько велика наша
Большие люди
Большие люди Казалось бы, нет ничего проще, чем определить рост человека. Однако австралийский психолог Пауль Р. Уилсон доказал, что рост человека в глазах окружающих не всегда равен фактическому.Уилсон представил пяти различным группам студентов Мельбурнского
Две большие разницы!
Две большие разницы! Тебе когда-нибудь приходилось слышать о том, что всего лишь одно слово может все изменить? Узнай еще один маленький секрет из арсенала образцового дипломата.Если ты решительно взялась окольцовывать своего мужчину, для начала неплохо бы установить
Большие надежды
Большие люди
Большие люди Казалось бы, нет ничего проще, чем определить рост человека. Однако австралийский психолог Пауль Р. Уилсон доказал, что рост человека в глазах окружающих не всегда равен фактическому.Уилсон представил пяти различным группам студентов Мельбурнского
Большие и маленькие
Большие и маленькие Чтобы чувствовать, что дверь низка, нужно быть человеком высокого роста. Ж. Гюйо Рост – наиболее явная характеристика внешности. И было бы очень соблазнительно соотнести рост с особенностями интеллекта и характера. Так, при виде человека, чей рост,
№ 31. Байка «Маленькие дети – маленькие заботы, большие дети – большие заботы»
№ 31. Байка «Маленькие дети – маленькие заботы, большие дети – большие заботы» Это известная русская пословица, давно утратившая свою актуальность. Мораль: до сих пор многие люди полагают, что проблемы, как снежный ком, растут с возрастом.Комментарий: современные данные
Большие социальные группы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие большой социальной группы
Большая социальная группа является социальной общностью, члены которой при отсутствии прямых контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами группового коммуникативного процесса. Отличие такого рода социальных групп от массовых общностей заключается в наличии структурно-функциональной формы организации.
Среди признаков большой социальной группы можно выделить такие моменты, как:
Уровни развития больших социальных групп
В традиционной классификации выделяют три уровня развития большой социальной группы:
Первый из указанных уровней характеризуется тем, что люди, которые входят в группу типологического уровня, характеризуются наличием общих признаков, которые не являются базой для формирования психологической общности. Иначе говоря, группы на данном уровне не отличаются единством.
Второй уровень, наоборот, связан с тем, что наблюдается формирование группового самосознания. Это свидетельствует о том, что членами группы осознается собственная принадлежность к указанной группе, наблюдается идентификация с другими членами группы.
Третий уровень связан с осознанием тех, кто входит в группу, общности интересов, а также готовности группы к каким-либо совместным действиям для достижения общих целей.
Среди факторов, которые определяют тот или иной уровень психологической общности группы можно выделить следующие моменты:
Готовые работы на аналогичную тему
Классификации больших социальных групп
На сегодняшний день существует довольно много разработанных классификаций больших социальных групп. Среди критериев классификаций выделяют такие параметры, как:
Общественное благо как главная социальная ценность
В качестве производных от понятия «общественное благо» стали выделятся такие понятия, как «качество жизни», «уровень жизни», «жизненные стандарты», «благоденствие нации». При этом степень социальной ориентации политического руководства общества характеризовалась ее направленностью на достижение общественного блага.
Социальные группы
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое социальные группы и как они появились
Социальные группы — это устойчивые группы, людей в которых объединяют одни и те же определенные признаки и функции. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т. д.
Людей можно назвать социальной группой, если они:
понимают, что входят в конкретную группу;
признают, что другие члены этой группы — тоже ее часть;
взаимодействуют друг с другом внутри своей социальной общности.
Виды социальных групп
Разделить социальные группы на виды можно по нескольким признакам. Всего их 5:
по характеру взаимодействия;
по факту существования;
по способу организации;
по социальному положению.
Рассмотрим, какие бывают группы, в отдельных таблицах.
Люди связаны тесной формой взаимоотношений и заняты общим делом. У всех членов одни и те же цели, поведение и психологические черты. Эта группа — элементарная ячейка общества.
Люди имеют общие цели и деятельность, но не так тесно общаются друг с другом.
Большое количество людей, которое занимает одинаковое положение в обществе и из-за этого связано общими интересами.
Семья, компания друзей, класс в школе и т. д.
Коллеги на работе, соседи по подъезду или улице, население города.
Нация, народность, класс и т. д.
По характеру взаимодействия
Люди внутри группы поддерживают друг друга и связаны личными отношениями.
Люди внутри группы связаны деловыми отношениями и общей целью.
Малые социальные группы — это семья, друзья, одноклассники и т. д.
Средние и большие группы — это коллеги, политические партии, профсоюзы и т. д.
По факту существования
Сообщество людей создали искусственно для учета статистики.
Группу создали по реальным признакам, которые осознают люди.
Пассажиры троллейбусов, покупатели конкретного магазина или товара и т. д.
Жители деревень, школьники, мужчины, женщины, дети и т. д.
По способу организации
Группа, которая существует только в пределах организации.
Группа, которая возникает за счет системы личных отношений и интересов людей.
Группа в университете, одноклассники, коллеги и т. д.
Читательский клуб, музыкальная группа, кружок гончарного искусства и т. д.
По социальному положению
Группа сложилась на конкретной территории. Люди внутри нее связаны общими чертами: языком, культурой, ценностями и т. д.
Нация, народность, раса, племя.
Группа людей, которые живут на одной территории и ведут схожий образ жизни.
Жители города, деревни и т. д.
Группа, внутри которой люди схожи по полу или возрасту.
Мужчины, женщины, молодежь, родители, дети и т. д.
Совокупность людей, в которой члены связаны одной профессией.
Врачи, актеры, инженеры, повара и т. д.
Группа людей, имеющих общие религиозные взгляды.
Синтоисты, христиане, католики, буддисты.
Что такое квазигруппа
В ряду социальных групп разных типов существует и еще одно понятие — квазигруппы. Это название происходит от латинского quasi — мнимый.
Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная группа людей, которые взаимодействуют между собой только одним или немногими способами. У такой группы нет четкой структуры, норм и системы ценностей.
Виды квазигрупп
Люди, которых объединяет общий кумир: музыкальная группа, актер или актриса, киберспортивная команда и т. д.
Люди, которые связаны приемом-передачей одной и той же информации в конкретный момент: слушатели в концертном зале, болельщики на стадионе, зрители в кино и т. д.
Временная группа людей, которых объединяет интерес или событие.
Признаки и свойства квазигрупп отличаются от тех, что характерны для других социальных объединений. Рассмотрим их подробнее.
Анонимность. Люди в квазигруппе часто не знакомы между собой, они не ощущают контроля и ответственности перед группой.
Внушаемость. Членам такой группы проще внушить какую-либо идею, чем людям за ее пределами.
Социальная заражаемость. Люди внутри квазигруппы быстрее подхватывают эмоции от других членов и с той же скоростью меняют их.
Бессознательность. Человек внутри квазигруппы становится менее осознанным как личность, поддается инстинктам толпы и может быть непредсказуемым.
Как социальные группы влияют на человека
Мы уже выяснили, какие существуют социальные группы и что они значат в жизни всего общества. Осталось разобраться, что они значат для каждого из членов. Рассмотрим в таблице обе стороны медали — положительные и отрицательные последствия.
У членов группы формируются социальные ценности, каждый учится следовать нормам.
В группах правит мнение большинства. Ради общей цели ее члены могут пожертвовать интересами отдельных людей.
Люди внутри групп развивают коммуникативные навыки: учатся говорить, слышать и слушать.
Группы редко ставят свежий взгляд выше привычного, поэтому подавляют идеи одаренных и творческих членов.
Члены групп помогают друг другу правильно оценивать свои поступки и воспринимать свое «я».
Некоторые члены групп вынуждены идти на внутренний конфликт и соглашаться с ее идеями, которые сами не поддерживают.
В группе человек ощущает, что причастен к общему делу, и более уверен в себе.
Проверь себя
Давайте проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в теме статьи. Ниже мы собрали 10 примеров групп людей. Ваша задача — указать виды социальных групп, к которым эти люди принадлежат. Напоминаем, что их может быть сразу несколько.
Коллектив бетонного завода.
Зрители постановки в оперном театре.
Одногруппники в университете.
Прохожие, которые остановились посмотреть на аварию.
Прихожане мечети Кул-Шариф.
Любители музыкальных групп в жанре k-pop.
Пассажиры междугороднего поезда.
Социальные группы во всем их многообразии — это сложная система, в которой предстоит разобраться каждому выпускнику. Чтобы облегчить задачу, предлагаем изучить эту тему вместе с репетиторами Skysmart. На курсах подготовки к ОГЭ по обществознанию вы сможете отыскать пробелы в знаниях о социальных группах, познакомиться с заданиями экзамена и сдать его без стресса. Вводный урок — бесплатно.
Большие социальные группы
Социальные группы — разберемся, что это такое. Общество можно рассматривать как самую большую социальную группу. Большинство больших социальных групп значительно меньше, чем общество. Общество также можно рассматривать как людей, которые взаимодействуют друг с другом, разделяя общие черты, относящиеся к культуре и территориальным границам.
Большие социальные группы демонстрируют некоторую степень социальной сплоченности и представляет собой нечто большее, чем просто собрание или совокупность людей.
Что такое социальная группа?
Большая социальная группа — это, прежде всего, высокочувствительный мыслительный аппарат, типичным проявлением которого является сам язык.
Кроме того, большая группа создает свой собственный язык с помощью метафоры, которая позволяет вкладу каждого из индивидуумов становиться групповым материалом.
В больших группах после переживания чувства беспомощности, разочарования и агрессивности и до достижения койнонии (соучастие, товарищество) происходит поиск единомышленника, того другого, с кем можно поделиться мнением или идентифицировать себя.
Задача большой группы — способствовать диалогу, который позволяет изучить культурные представления каждого участника. В этих группах цель состоит в том, чтобы научиться выражать мысли, поскольку они ограничены более рациональной сферой, чем небольшие группы, в которых чувства и эмоции являются главными действующими лицами.
В большой группе действует принцип смысла, отличный от принципов реальности и удовольствия (по Фрейду). Этот принцип, введенный Де Маре, определяется следующим образом: «он не будет направлять наше мышление или удовлетворение внутренних потребностей, ни к окончательному и объективному знанию внешней реальности. Оно будет развиваться по мере того, как мы научимся понимать себя как нечто большее, чем простые организмы, и сможем видеть себя членами сообщества. Принцип смысла проистекает непосредственно из диалога.»
Большая группа позволяет нам анализировать концепции, которые мы используем в повседневной жизни. Как правило, мы обращаемся с концепциями, считающимися универсальными, как если бы они имели универсальное значение (например, красота, разум, справедливость, истина и т.д.). А концепция каждого человека уникальна.
Виды больших групп
Признаки больших групп
Формы проявления психологии больших групп обширны, а психологические характеристики особенностей больших социальных групп включают в себя:
Чтобы совокупность людей считалась большой социальной группой, она должна обладать рядом основных признаков:
Правила поведения в группе
Социальные нормы или же нравы — это неписаные правила поведения, которые считаются приемлемыми или диктует большая группа или общество. Нормы служат для обеспечения порядка и предсказуемости поведения людей. В целом люди хотят одобрения, они хотят принадлежать, а те, кто не следует нормам, будут испытывать неодобрение или даже могут быть изгнаны из группы. Так мы поддерживаем функционирование общества не только с прямыми правилами, но и с ожиданиями. Когда люди знают, чего от них ждут, они склонны подчиняться. В то время как некоторые люди стремятся отличаться от других, большинство просто хотят быть частью группы.
Нормы могут меняться в зависимости от окружающей среды, ситуации и культуры, в которых они находятся, и поведение людей также изменится соответствующим образом. Социальные нормы также могут меняться или видоизменяться с течением времени.
Лидер и рядовые члены в группе
В социальной психологии считается, что часто большие социальные группы требуют какого-то руководства. В небольших первичных группах (семьях) руководство обычно бывает неформальным. В конце концов, большинство семей не голосуют зато, кто будет управлять группой, как и большинство групп друзей. Это не значит, что де-факто лидеры не появляются, но формальное лидерство встречается редко.
Во второстепенных группах лидерство обычно более открыто. Часто существуют четко очерченные роли и обязанности, которым необходимо следовать. Некоторые второстепенные группы, такие как армия, имеют четко структурированные и четко понимаемые цепочки командования, и от них зависят многие жизни. В конце концов, насколько хорошо могли солдаты действовать в бою, если бы они не знали, кого слушать или им отдавали приказы разные люди?
Другие второстепенные группы, такие как работа или учеба, также имеют официальных лидеров, но стили и функции лидерства могут значительно различаться.
Функция лидерства относится к основной цели или цели лидера. Лидеры подразделяются:
Существует давний стереотип, что мужчины — более эффективные лидеры, а женщины — более выразительные лидеры. Хотя гендерные роли изменились, даже сегодня многие женщины и мужчины, придерживающиеся противоположных гендерных взглядов, могут считаться девиантами и могут столкнуться с сопротивлением. Например: бывший госсекретарь США и кандидат в президенты Хиллари Клинтон представляет собой пример того, как общество реагирует на известную женщину, которая является инструментальным лидером.
В дополнение к этим функциям лидерства существует три различных стиля лидерства:
В разных обстоятельствах каждый из этих стилей лидерства может быть эффективным и успешным.
Воздействие социальных групп на общество
Трудно точно определить, когда маленькая группа становится большой. Одним из шагов может быть ситуация, когда слишком много людей присоединяются к одновременному обсуждению. Другой может быть, когда группа присоединяется к другим группам как часть объединяющего их движения. Эти более крупные социальные группы могут находиться в одном географическом пространстве или они могут быть рассредоточены по всему миру. Чем больше социальная группа, тем больше внимания она может привлечь и тем большее давление могут оказать члены на достижение любой цели, которую они хотят достичь. Но в то же время, чем больше становится социальная группа, тем больше возрастает риск разделения и отсутствия сплоченности.
Примеры
Примеры больших социальных групп можно найти по всему миру:
В Мексике есть важное коренное население, представляющее собой большую социальную группу, которая разделяет общие аспекты, такие, как: культура, история и язык. Или пример коренных жителей высокогорья Чьяпаса, которые организовались ради религиозных целей и создали Организацию Евангелических народов высокогорья Чьяпаса.
Как хорошо известно, в Аргентине большое присутствие итальянской культуры из-за итальянской иммиграции, которая имела место в этой стране. Поэтому неудивительно, что в этой стране существует большая итальянская община, которая организовала такие группы, как Федерация итальянских ассоциаций. Среди мероприятий, проводимых этой группой, можно упомянуть прославление традиций и обычаев Италии в культурных и общественных мероприятиях.
Футбол — это спорт, который пользуется огромной популярностью в Испании. Таким образом, спортивные клубы были созданы как свободные и частные ассоциации, чтобы разделить страсть и интерес к этому виду спорта. Так обстоит дело, в частности, с клубами Мадрида, Севильи и Барселоны.
Благодаря этим группам возникает социальная сплоченность, которая является серией взаимоотношений, общих убеждений и ценностей, а также конкретных мыслей, которые побуждают их членов, отождествлять себя с остальными.
Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
Содержание:
Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.
В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.
Характеристики социальных групп и общностей:
Классификация социальных групп
Разновидность социальных групп
1) Характер взаимодействия:
2) Способ организации и регуляции действий:
3) Принадлежность индивидов к группе:
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.
Общество – самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.
Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
Функции социальной группы:
Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.