Что является деформацией земляного полотна ответ сдо

деформация земляного полотна

3.3.2 деформация земляного полотна: Изменения во времени первоначальной формы, размеров и литологического строения земляного полотна, вызываемые неблагоприятным воздействием природных и антропогенных факторов.

Смотреть что такое «деформация земляного полотна» в других словарях:

деформация — деформация: Искажение формы куска мыла по сравнению с предусмотренной в техническом документе. Источник: ГОСТ 28546 2002: Мыло туалетное твердое. Общие технические условия оригинал документа Де … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ДЕФОРМАЦИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ — остаточная деформация без нарушения сплошности материала (Болгарский язык; Български) пластична деформация (Чешский язык; Čeština) plastická deformace (Немецкий язык; Deutsch) plastische Formänderung (Венгерский язык; Magyar) képlékeny… … Строительный словарь

Деформация допускаемая — применительно к дорожной конструкции нормируемое предельно возможное изменение формы или размеров (без изменения массы) земляного полотна и дорожной одежды. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь

БАЛЛАСТНОЕ КОРЫТО — деформация основной площадки земляного полотна, когда вместо правильного ее очертания, обеспечивающего сток воды, образуются углубления, заполненные балластом и задерживающие воду, к рая разжижает грунт земляного полотна, нарушая его устойчивость … Технический железнодорожный словарь

Типовые — 2. Типовые решения по уплотнению линий сельской телефонной связи аппаратурой В 3 3с. М., «Связь», 1970. 88 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности 28. Типовые нормы оборудования общежитий… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Дренажный геокомпозит — Содержание 1 Дренажные геокомпозиты (геосинтетика) 2 Свойства материала … Википедия

СПЛЫВ ОТКОСОВ — деформация откоса или его части, когда передвигающаяся масса полностью или частично разжижена. С. о. наблюдается в мокрых выемках, когда пропитанный водой слой грунта лежит на пласте глины, имеющем падение к оси пути. Мерами против С. о. помимо… … Технический железнодорожный словарь

Источник

Что является деформацией земляного полотна ответ сдо

Деформации, повреждения и разрушения

Дефекты являются следствием недоработок при проектировании ЗП, его защитных и укрепительных сооружений, нарушении технологии строительного процесса и временной эксплуатации железнодорожных линий, неудовлетворительного текущего содержания и ремонтов железнодорожного пути.

Деформации ЗП возникают в следующих случаях: при недостаточной несущей способности грунтов, из которых оно сооружено, несоответствии мощности верхнего строения пути (ВСП) нагрузкам от подвижного состава, при недостаточной защите грунтов ЗП от неблагоприятных воздействий климатических и инженерно-геологических факторов.

Классификация наиболее распространенных дефектов и деформаций земляного полотна

Основная площадка ЗП

· Термокарстовые понижения и провалы на мари и земляном полотне

· Весенние пучинные просадки

· Пучинные горбы над «холодным трубопроводом»

· Обрушения крутых откосов выемок в лессовых грунтах

· Размывы откосов контрбанкетов и берм

· Сплывы откосов выемок

· Сплывы откосов насыпей

· Ополpание откосов насыпей

· Сплывы откосных частей насыпей над пересекающими их термотрассами

· Оползание рыхлых отложений по контакту со скальными породами

Тело и основание ЗП

· Оседание насыпи вследствие уплотнения слагающих ее грунтов

· Осадка и расползание насыпей на оттаивающих вечномерзлых грунтах

· Сдвиг (сползание) насыпи или ее низовой части по наклонному основанию

· Смещение насыпи, расположенной на куруме

· Суффиозное разрушение откосных частей ЗП

· Оседание насыпи вследствие уплотнения грунтов основания

· Оседание насыпи вследствие выпирания грунтов основания

· Выпирание грунтов в выемке

· Провалы насыпей на торфяных болотах

· Провалы ЗП на закарстованных территориях

Повреждения ЗП в местах его взаимодействия с инородными конструкциями

· Осадки ОПЗП над трубопроводными пересечениями

· Нарушение отвода поверхностных вод у пассажирских платформ и погрузочно-выгрузочных площадок

· Повреждения приоткосных частей ЗП в местах прокладки кабелей

· Оседание ЗП над шахтными разработками

· Длительное оседание насыпей на подходах к мостам и водопропускным трубам

Повреждения и разрушения ЗП, подверженных неблагоприятным природным воздействиям

Дефекты ЗП при строительстве дополнительных путей

Основные признаки БК:

Причины возникновения БК:

Мероприятия по устранению БК:

Основные признаки балластного ложе:

Причины возникновения балластного ложе:

Контакт балластных материалов и глинистых грунтов

Мероприятия по ликвидации балластного ложе

Основные признаки БМ:

Причины возникновения БМ:

Мероприятия по ликвидации БМ:

Построечный поперечный профиль

Выпирание грунта из-за образования балластного мешка

Контакт балластных материалов и глинистых грунтов

Основные признаки БГ:

Причины возникновения БГ:

Контакт балластных материалов и глинистых грунтов

Мероприятия по ликвидации балластного гнезда

Отмостка откоса для выпуска воды из прорези

Расстояние от верха балластной призмы до дна

Поперечные дренажные прорези закладывают на глубину не менее чем на 0,2 м ниже дна балластного ложа, балластного мешка, балластного гнезда.

По дну прорезей придают уклон в насыпях не менее 0,1 м, а в выемках 0,05 для отвода воды.

Термокарстовые понижения и провалы на мари и земляном полотне

Мероприятия по ликвидации:

Термокарстовое понижение у подошвы откоса насыпи

Верхняя граница вечной мерзлоты

Определение пучин и их разновидность

По характеру искажения положения рельсовых нитей пучины делят на:

Пучины в зависимости от местоположения пучинообразующего слоя делятся на балластные и грунтовые.

Зимнее положение пути

Летнее положение пути

Грунтовые пучины делятся на 3 вида:

1. Пучины, возникающие при промерзании грунтов верхней части земляного полотна после промерзания балластного слоя и растущие в течение первой половины зимы. Пучины этого вида характерны для участков, где грунты основной площадки переувлажняются из-за наличия балластных корыт, лож и т.д.

2. Пучины, образующиеся при промерзании грунтов всей замерзающей зоны и растущие до конца зимы.

3. Пучины, появляющиеся при промерзании грунтов нижней части замерзающие зоны и растущие в течение второй половины зимы. Эти пучины характерны для участков, где слой старых балластных материалов под балластной призмой имеет большую толщину.

Причины грунтовых пучин

Причиной грунтовых пучин является замерзание воды в грунтах и увеличения объема в дренирующих грунтах на 9 %. В пучащих грунтах (супеси, суглинки, глины) объем вспучивания грунта увеличивается в 2 раза по сравнению с дренирующими грунтами. Это связано с тем, что в процессе замерзания влажность пучащих грунтов увеличивается в 2 раза за счет подсасывания воды из нижних слоев. Таким образом, чем толще слой пучащего грунта, тем больше высота пучинного горба в данном месте.

Способы ликвидации грунтовых пучин

Первая группа способов ликвидации грунтовых пучин

Первая группа этих способов состоит в том, чтобы пучащий грунт, расположенный под основную площадку земляного полотна вывести из зоны промерзания. Для этого осуществляют подъемку пути либо на балласт, либо на противопучинную подушку, а затем на балласт. В этом случае имеется возможность сохранить существующий балластный слой, механизировать работы по ликвидации пучин.

Вторая группа способов ликвидации грунтовых пучин

Вторая группа способов ликвидации грунтовых пучин связана с осушением пучащих грунтов. Осушение грунтов на пучинистых участках должен обеспечить перехват дренажными сооружениями водоносного горизонта, питающего грунты, или понизить уровень грунтовых вод, выводя капиллярную зону из зоны промерзания. В основном используют подкюветные или закюветные дренажи.

Третья группа способов ликвидации грунтовых пучин

К третьей группе способов ликвидации пучин относят замену пучащего грунта дренирующим.

Четвертая группа способов ликвидации грунтовых пучин

Балластные пучины образуются при наличии углублений в основной площадке ЗП, загрязненного балластного слоя, запущенности кюветов, лотков и водоотводных канав. Они появляются сразу с наступлением морозов и достигают высоты 20-40 мм. В начале весны балластные пучины быстро спадают.

Борьба с балластными пучинами сводится к очистке щебеночного и замене песчано-гравийного загрязненного балласта, срезке обочин, осушению балластных корыт и лож, подъемке пути на балласт при достаточной его толщине, устранению неровностей основной площадки, сложенной глинистыми грунтами.

Источник

Деформации земляного полотна

Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Смотреть фото Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Смотреть картинку Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Картинка про Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Фото Что является деформацией земляного полотна ответ сдоДеформации земляного полотна, пучины грунтов приводят к непоправимым последствиям. Рассмотрим изнутри деформации земляного полотна.

Свойства грунтов зависят от их внутреннего состояния и взаимодействия с окружающей средой.

Грунты земляного полотна, воспринимающие нагрузку от собственного веса и проходящих поездов, подвергаются изменениям в процессе эксплуатации. В них постоянно происходят сложные физико-химические процессы, часть которых приводит к остаточным деформациям отдельных элементов или земляного полотна в целом.

Деформации земляного полотна по мере их развития могут приводить к ограничению скорости движения поездов, нарушению графика движения поездов и угрозе безопасности движения.

Повреждения — местные нарушения элементов земляного полотна при сохранении общей его целостности.

Разрушения земляного полотна — нарушение его целостности оползнями, провалами, размывом и т.п.

Участки земляного полотна с развивающимися деформациями или повреждениями называются неустойчивыми.

Разрушения, повреждения и деформации земляного полотна классифицируются по пяти группам:

I — повреждения и деформации основной площадки земляного полотна; II — повреждения откосов земляного полотна;

III — разрушения и повреждения тела земляного полотна;

IV — разрушения и повреждения основания земляного полотна;

V — разрушения и повреждения земляного полотна, которое подверженно неблагоприятным воздействиям природы

Повреждения и деформации основной площадки земляного полотна. К ним относятся балластные корыта, балластные ложа, балластные мешки, балластные гнезда, весенние пучинные просадки, пучины.

Балластные корыта — отдельно возникающие под основанием шпал, углубления в глинистых грунтах, слагающих основную площадку, заполненные балластом. В большинстве своем эти повреждения развиваются при эксплуатации пути, имеющего недостаточную толщину балластного слоя, слабую степень уплотнения грунта основной площадки, а также в результате того, что основной площадке перед балластировкой не были приданы планировкой установленные уклоны.

Балластные корыта образовываются и вследствие избыточного увлажнения грунтов основной площадки из-за загрязнения водоотводов, засоренности балласта, скопления на обочинах снятого с пути загрязнённого балласта, препятствующего стоку воды с основной площадки, и еще при наличии ослабленных грунтов в основной площадке.

Балластные мешки — изолированные значительные углубления в глинистых грунтах, слагающих основную площадку и тело земляного полотна, заполненные балластными материалами. Мешки возникают в отдельных податливых местах, особенно в местах, где в процессе строительства были беспорядочно отсыпаны разнородные грунты или допущена разная степень их уплотнения.

Балластные гнезда — балластные ложа или мешки, имеющие один или несколько отростков, заполненных балластными материалами.

Опознавательными признаками приведённых повреждений, по которым можно установить их наличие в земляном полотне, являются просадки пути, толчки, перекосы, которые требуют частого исправления пути, выплески и разжижение балласта, трещины на поверхности балластного слоя, выпирания грунтов на междупутья и в кюветы, образовавшиеся на откосах потёки грунта, смешанного с песком, вспучивание откосов насыпей и т. п.

Мероприятия по ликвидации балластных углублений и их вредного влияния на путь зависят от причин, размеров и формы повреждений.

В тех случаях, когда углубления в основной площадке образовались вследствие выдавливания переувлажнённого грунта, возможно, сменить его на дренирующий. В зависимости от формы основной площадки, повреждённой балластными корытами и ложами, делают или снятие только бортов, или полную вырезку с заменой грунта на основной площадке дренирующим грунтом.

В некоторых случаях может оказаться достаточной и одностороннее снятие борта. Борта балластных корыт и лож снимают на глубину не менее 0,15…0,2 м ниже их дна с дальнейшим расчётом полного выпуска воды. Балластные ложа и отдельные углубления основной площадки (особенно балластные мешки и гнезда) осушают с устройством поперечных прорезей и заполняют их дренирующим грунтом. В виде заполнителя прорези применяют крупнозернистый песок.

Поперечные дренажные прорези требуется закладывать на глубину не менее чем на 0,2 м ниже дна ложа, гнезда или мешка. В местах, где грунты насыщены водой ниже дна, прорези требуется закладывать на глубину не менее чем на 0,2м ниже слоя грунтов с повышенной влажностью.

Для отвода воды из поперечных дренажных прорезей им придают уклон по дну: в насыпях не менее 0,1, а в выемках 0,05. Из поперечных дренажных прорезей воду выпускают в сторону, противоположную ожидаемой присыпке второго пути: в насыпях — на откос насыпи, а в выемках — в водоотводные сооружения (углубленные кюветы, лотки, подкюветные дренажи).

Сплошную вырезку балластных корыт и лож экономически целесообразно производить при капитальном и среднем ремонтах пути.

Пучины представляют собой искажения положения рельсовых нитей в продольном и поперечном профилях в виде пучинных горбов, пучинных впадин и пучинных перепадов. Пучины образуются вследствие сезонного промерзания грунтов и льдообразования в зоне сезонного промерзания.

По характеру искажения положения рельсовых нитей пучины разделяют на прямые (искажения в одном месте пути на обеих нитях), косые (искажения на одной нити несколько сдвинуто относительно искажения на другой). И односторонние (искажения только по одной рельсовой нити).

В зависимости от месторасположения пучинообразующего слоя пучины делятся на грунтовые и балластные. При грунтовых пучинах зона пучинообразования находится в земляном полотне, а при балластных в пределах балластного слоя.

Причиной возникновения балластных пучин — скопление воды в балластном слое из-за его засоренности, наличия углублений грязи между щебёночным и песчаным слоем балласта, засоренности песчаной подушки, увеличенной обочины из засорителей которые в свою очередь мешают стоку воды из балластного слоя.

Балластные пучины возникают в начале зимы; высота (или глубина) их около 50 мм. В начале весны балластные пучины быстро спадают. Борьба с балластными пучинами заключается в очистке щебеночного и замене гравийно-песчаного загрязнённого балласта, срезке обочин, осушении балластных лож и корыт, подъёмке пути на балласт при недостаточной его толщине, устранении неровностей основной площадки, сложенной глинистыми грунтами, с приданием ей поперечных уклонов.

Грунтовые пучины разделяют на следующие три вида:

I— пучины, возникающие при промерзании грунтов верхней части

земляного полотна после промерзания балластного слоя и растущие в течение первой половины зимы. Пучины этого вида характерны для участков, где грунты основной площадки переувлажняются из-за наличия балластных корыт, лож и др.;

II— пучины, образующиеся при промерзании грунтов всей замерзающей зоны и растущие до конца зимы;

III— пучины, появляющиеся при промерзании грунтов нижней части замерзающей зоны и растущие в течение второй половины зимы.

Эти пучины характерны для участков, где под балластной призмой залегают тонкодисперсные глинистые и суглинистые грунты земляного полотна или залегает толща старых загрязнённых балластных материалов.

Причиной грунтовых пучин является замерзание воды в пучинистых грунтах (глины, суглинки, супеси, пылеватые мелкие пески). В процессе роста глубины промерзания увлажненность этих грунтов из-за поступающей воды снизу увеличивается по сравнению с влажностью, оставшейся с начала зимы.

При этом оказывает влияние, и свойство воды увеличивать при замерзании свой объем на 9%.

Источник

Деформация основной площадки

Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Смотреть фото Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Смотреть картинку Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Картинка про Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Фото Что является деформацией земляного полотна ответ сдоДеформация основной площадки земляного полотна. Основная площадка земляного полотна – это один из важных составных элементов железнодорожного полотна, определяющаяся стабильностью геометрии рельсовой колеи.

Вместе с тем сложные условия работы с грунтами основной площадки, как правило приводят к широкому распространению в сети железных дорог дефектов и деформаций этого составного элемента (более 40 % от протяжения всех видов деформаций), что вызывает повышенные затраты на содержание пути.

Проблема обеспечения стабильности основной площадки становится особенно острой на линиях, где предусматривается введение скоростного пассажирского движения либо повышение осевых или погонных нагрузок в грузовом движении.

Наиболее характерными факторами деформация основной площадки являются балластные углубления, которые связаны с недостаточной прочностью слагаемых в ней грунтов, что и вызывает попадание мелких частиц грунта в балласт и последующее его интенсивное загрязнение, а также морозное пучение при промерзании и весенней усадки при оттаивании.

Условия работы этого элемента для длительно эксплуатируемых линий существенно отличаются от условий работы для только что построенного полотна.

Основным отличием деформация основной площадки является то, что под основной площадкой при длительной эксплуатации накоплена толща из старого балласта, представляющего собой смесь материалов с разными свойствами, граница их не имеет правильного очертания, что не обеспечивает нормальный отвод проникающей в балластную призму воды.

При этом главным вопросом является вопрос свойств этих материалов: возможность восприятия нагрузки, фильтрационные свойства и склонность к морозному пучению при замерзании.

Для ответов на эти вопросы рассмотрим возможные случаи появления деформаций на основной площадке при выходе этого элемента земляного полотна за предельное состояние.

Первую группу деформация основной площадки земляного полотна составляют развитие балластных углублений и появление выплесков в результате поднятия вверх мелких частиц грунта. Причинами данных деформаций является недостаточная прочность (несущая способность), либо глинистых грунтов под накопленными балластными материалами с внедрением этих материалов в ослабленные глинистые грунты, либо загрязнение мелкими частицами балластных материалов.

При этом зона их развития распространяется на так называемую рабочую зону земляного полотна под основной площадкой, в местах где имеется наибольшее силовое воздействие и нагрузка. Глубина этой зоны составляет до 1 метра и более, а внешней нагрузкой, вызывающей деформации, являются напряжения в грунте, возникающие от воздействия поездов.

Соответственно прочность грунтов площадки существенно зависит от их влажности, снижаясь при ее увеличении. Причем нарушение условий прочности при повышении влажности возможно как в глинистых грунтах, так и в балластных материалах, имеющих наибольшее содержание пылевато-глинистых грунтов.

Для правильной оценки возможных изменений предельного состояния по несущей конструкции рабочей зоны земляного полотна железных дорог применяется два способа:

— расчетный, основанный на оценке возникновения в грунте сдвигов, возникающих по причине превышения напряженности предельной нагрузки, определяемой его прочностными свойствами;

— натурный, основанный на выделении участков возникновения больших упругих усадок, в которых под расчетной нагрузкой не превышают изменения 2 мм.

При этом непревышение напряжений должно быть определено в каждой точке грунтового массива.

По форме и глубине развития углублений различают: балласт­ные корыта, ложа, мешки и гнезда (рис. 1)

Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Смотреть фото Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Смотреть картинку Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Картинка про Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Фото Что является деформацией земляного полотна ответ сдо

Рис. 1. Балластные углубления: а — балластные корыта; б — балластное ложе; в — балластный мешок; 1 — балласт; 2 — грунт земляного полотна; 3 — вода

Балластные корыта, замкнутые под каждой шпалой в углублениях конструкции основной площадки, чаще всего связаны с недостающей толщиной балласта под шпалой и образуются в начальном периоде сооружения земляного полотна. Глубина их минимальна и составляет 0,1—0,3 метра.

Балластные ложа, вытянутые вдоль железнодорожного пути замкнутые углубления в основной площадке (развиты под несколькими соседними шпалами), чаще всего связаны с недостаточным уплотнением глинистых грунтов насыпей и недостаточной прочностью глинистых грунтов для выемок. Глубина лож достигает 0,4—0,5 метра.

Балластные мешки, замкнутые глубокие вдавливания в основной площадке, развитые в поперечном сечении, часто к откосной части, формируются в течение продолжительного срока эксплуатации, как правило, на высоких насыпях и, особенно, в зонах водопропускных труб, по причине недостаточной прочности глинистых грунтов.

Глубина мешков может составлять от одного до несколько метров. Опасность балластного мешка заключается в формировании условий для смыва откоса из-за прорыва скопившейся в нем воды и выноса мелких частиц.

Балластные гнезда, балластные мешки и ложа, имеющие один или несколько карманов, которые заполнены балластными материалами, характеризуются следующими опознавательными признаками: просадка пути, толчки, перекосы, разжижение и выплески балласта, трещины на поверхности балластного слоя, на откосах и обочинах, выпирание глинистого грунта на междупутье или в кюветы.

Для устранения последствий деформаций балластных углублений производится выпуск воды из углубления и отведение ее от мест неисправностей, вырезка слабых грунтов и подъем пути на балласт с его выправкой и обеспечением норм геометрии рельсовой колеи.

Вторую группу деформация основной площадки земляного полотна составляют деформации морозного пучения как в виде пучин, так и равномерного пучения, которые для обеспечения безопасности и устойчивой работы железнодорожного пути, должны быть устранены на участках, с намеченным проведением ремонтных работ.

При этом деформации зимой проявляются при промерзании в виде вспучивания грунта, а весной при оттаивании — в виде просадок. Зоной развития таких деформация основной площадки является деятельный слой грунта, где периодически происходят промерзания и оттаивания. Глубина такой зоны зависит от климатических условий и может доходить до 3 метров.

Морозное пучение грунта — это увеличение его объема при замерзании в порах воды, которое приводит к поднятию его поверхности. Этот процесс в грунтах, склонных к пучению, происходит примерно следующим образом.

При вхождении фронта промерзания во влажный пучинистый грунт вода начинает замерзать вначале в более крупных порах, образуя центры кристаллизации льда, рост которых вызывает уменьшение пленочной влаги и нарушение ее равновесия. Создается разность потенциалов влажности, которая приводит к миграции влаги к фронту промерзания из теплых слоев грунта.

Эта влага замерзает, образуя новые линзы льда, и процесс продолжается в динамике дальше вместе с движением фронта промерзания вглубь грунта. Процесс замерзания влаги в слое грунта продолжается до достижения его температуры минус 3—5 °С, когда происходит замерзание прочно связанной влаги.

При оттаивании грунта происходит обратный процесс. При этом над фронтом оттаивания образуется слой слабого водонасыщенного грунта, фильтрация воды из которого возможна только вверх в уже оттаявшие грунты. Такие условия создают предпосылки к потере прочности грунта, его выдавливанию в стороны и к просадкам пути.

На железных дорогах России по морозному пучению нормируется как сама деформация, так и ее неравномерность. На эксплуатируемом пути эти величины нормируются в зависимости от скорости движения поездов.

Величина пучения определяется по высоте поднятия поверхности балластного слоя (рельсошпальной решетки) по сравнению с ее предзимним положением. При разнородном составе грунтов земляного полотна величина пучения определяется суммой величин пучения всех грунтов, слагающих зону сезонного промерзания.

Общепринятой количественной характеристикой степени пучения грунта является интенсивность пучения, которая представляет собой отношение величины пучения слоя промерзшего грунта к его толщине. Соответственно, чем больше величина пучения, тем более пучинистым считается грунт.

К пучинистым грунтам относятся все глинистые грунты, мелкие и пылеватые грунты, а также крупнообломочные грунты с большим содержанием мелких частиц. Загрязнение толщины старого балласта, при определенном содержание в нем пылеватых и глинистых частиц так же может быть пучинистым.

Дренирующие грунты, предохраненные от загрязнения и заиливания, неводонасыщенные мелкие пески, а также асбестовые отходы, применяемые в качестве балластных материалов, пучению не подвержены.

Пучинами называют неравномерные по протяжению пути деформации морозного пучения, которые вызывают искажения профиля рельсовой колеи, превышающие ее допуски по содержанию. В отличие от пучин равномерным пучением называются такие деформации морозного пучения, которые не приводят к искажению профиля рельсовой колеи выше допускаемых норм содержания.

Пучины фиксируются дистанциями пути в техническом паспорте в виде ведомости пучин (Форма ПУ10). Пучина характеризуется высотой и длиной. Высота пучины определяется разностью между величиной пучения в месте максимальной неровности hн и величиной равномерного пучения hp.

Величины hн и hp могут быть определены только инструментально по результатам двух кратного нивелирования в момент до начала промерзания и при максимальном промерзании. Косвенно в дистанциях пути высоту пучины определяют максимальной толщиной пучинных прокладок, на которые исправляют путь. По величине высоты пучины классифицируются на пучины высотой до 10 мм, от 10 до 25, от 25 до 50 и более 50 мм.

Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Смотреть фото Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Смотреть картинку Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Картинка про Что является деформацией земляного полотна ответ сдо. Фото Что является деформацией земляного полотна ответ сдо

Рис. 2. Разновидности пучин: а — пучинный горб; б — пучинная впадина; в — пучинный перепад; г — перекосная пучина; д — односторонняя пучина; е — пучинный участок; I и II — левая и правая нити; 1,2— соответственно летнее и зимнее положение пути; 3— пучинные подкладки; hp — величина равномерного пучения; hr hB, hn, hoa — высота соответственно пучинного горба, впадины, перепада, односторонней пучины

По форме искажения рельсовой колеи выделяются следующие основные разновидности отдельных пучин (рис. 2): пучинный горб, пучинная впадина, пучинный перепад, перекосная пучина, односторонняя пучина. Кроме приведенных разновидностей пучин на практике часто встречаются также протяженные пучинные участки (длина 100 м и более), где имеется по протяжению чередование отдельных неровностей (рис. 2, е).

Возникновение пучин, при которых неравномерность морозного пучения превышает установленные нормы, происходит по следующим причинам:

—неоднородность состава и сложения грунта по простиранию и по глубине;

—неравномерность увлажнения грунта в результате перераспределения фильтрующейся атмосферной влаги, а в местах балластных углублений, за счет локальных источников грунтовых вод;

—неравномерность промерзания грунта земляного полотна и основания в местах инженерно технических сооружений (на пересечениях трубопроводов, водопропускных труб, пассажирских платформ и т.п.), а так же по причине неодинаковой толщины снежного покрова.

Эти причины могут возникать как порознь, так и совместно. К особому виду пучин относят налёдные пучины, которые образуются при наличии напорного потока грунтовых вод. Налёдные пучины характеризуются большой высотой, которая может составлять 100 мм и более.

Просадки при оттаивании грунтов земляного полотна возникают на участках пучин или при большом равномерном пучении, когда распученный грунт при его оттаивании теряет свою прочность.

Просадки происходят в весенний период и характеризуются быстропротекающими неравномерными оседаниями и сдвижками рельсовой колеи, разжижением глинистого грунта с выплесками из-под шпал и выдавливанием масс этого грунта на поверхность обочин, в кюветы или в междупутье.

Последствия пучин устраняются выправкой пути в зимнее время на специальные пучинные подкладки, а в весеннее время — и выправкой балластом. При значительных деформация основной площадки и с учетом быстротечности процесса деформирования и трудности прогнозирования его протекания часто на участках пучин во время их роста и спада приходится вводить ограничения скорости движения поездов.

Наиболее частому пучению и просадкам подвержены участки железнодорожного пути со следующим типом земляного полотна:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *