Что является единицей педагогического процесса

Основная единица педагогического процесса

Что является единицей педагогического процесса. Смотреть фото Что является единицей педагогического процесса. Смотреть картинку Что является единицей педагогического процесса. Картинка про Что является единицей педагогического процесса. Фото Что является единицей педагогического процесса Что является единицей педагогического процесса. Смотреть фото Что является единицей педагогического процесса. Смотреть картинку Что является единицей педагогического процесса. Картинка про Что является единицей педагогического процесса. Фото Что является единицей педагогического процесса Что является единицей педагогического процесса. Смотреть фото Что является единицей педагогического процесса. Смотреть картинку Что является единицей педагогического процесса. Картинка про Что является единицей педагогического процесса. Фото Что является единицей педагогического процесса Что является единицей педагогического процесса. Смотреть фото Что является единицей педагогического процесса. Смотреть картинку Что является единицей педагогического процесса. Картинка про Что является единицей педагогического процесса. Фото Что является единицей педагогического процесса

Структура педагогического процесса

По методике Н.В. Кузьмина педагогический процесс состоит из пяти элементов:

Характерной чертой этой большой системы является наличие горизонтальных и вертикальных связей. В. Я. Свирский, например, говорит о педагогической системе как интеллектуальном взаимодействии с результатом процесса, а также собственной деятельности преподавателя и ученика.

Е.Л. Белкин считает, что педагогическая система является частью социальной системы и состоит из шести элементов:

· цель воспитания и обучения;

· содержание воспитания и обучения;

· методы, формы и приемы обучения и воспитания;

Структура педагогического процесса одна – цель, принципы, содержание, методы, средства, формы. Цель – это конечный результат педагогического взаимодействия, а содержание является частью опыта поколений, передаваемого учащимся для достижения цели.

Однако каждый учащийся имеет свою цель обучения, свои методы и средства. В течение даже одного занятия цель учителя и цели учеников могут расходиться. Педагогические цели имеют самые разные виды – это и нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели педагогов и учащихся, методические цели, организационные цели. Содержание передается учащимся и воспринимается ими с помощью методов, которыми пользуется педагог.

В тесном единстве с методами используются средства, как предметные способы работы с содержанием, а формы организации придают педагогическому процессу логическую завершенность. При взаимодействии педагогической, методической, психологической структур достигается динамичность педагогического процесса. Педагогический процесс имеет и свою методическую структуру, для создания которой цель разбивается на ряд задач. Поставленные задачи определяют последовательность этапов деятельности учителя и учащихся.

Методическая и педагогическая структура педагогического процесса взаимосвязаны. Более сложной структурой педагогического процесса является психологическая структура, которая включает такие процессы, как восприятие, мышление, осмысление, запоминание, усвоение полученной информации. Проявленный интерес учащихся к данной информации, их склонности, мотивация учения и динамика эмоционального настроя. Также к психологической структуре относится подъем и спад физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.

В результате психологическая структура урока будет состоять из трех психологических подструктур – познавательных процессов, мотивации, напряжения.

Основная единица педагогического процесса

Динамика педагогического процесса обуславливается взаимодействием учителя и учащихся, поэтому проследить переход этого процесса из одного состояния в другое можно при определении его основной единицы. Основная единица педагогического процесса развивается во времени и по ней можно судить о течении процесса.

Единица педагогического процесса должна быть общей при реализации педагогических целей и наблюдаться в любом реальном процессе – данным условиям соответствует педагогическая задача. Органично выстроенный их ряд позволяет решить тактические и стратегические задачи.

Объединяются они на основе алгоритма, предполагающего анализ ситуации и постановку педагогической задачи, варианты решений и выбор наиболее оптимального для конкретных условий, реализацию плана решения задачи на практике и общий анализ результатов решения.

В ходе взаимодействия учителя и учеников могут возникнуть разнообразные ситуации, если в те или иные педагогические ситуации привнести цели, то взаимодействие будет целенаправленное, поэтому педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями её реализации, и будет педагогической задачей.

Движение педагогического процесса к более сложным и ответственным задачам происходит тогда, когда объективные педагогические противоречия имеют научно-обоснованное разрешение, а субъективные педагогические противоречия своевременно устраняются, как следствие ошибочных решений.

Что является единицей педагогического процесса. Смотреть фото Что является единицей педагогического процесса. Смотреть картинку Что является единицей педагогического процесса. Картинка про Что является единицей педагогического процесса. Фото Что является единицей педагогического процесса

Объективные внутренние противоречия возникают тогда, когда реальные возможности обучаемых не соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны общества. Завышенные или заниженные требования тормозят движение обучаемого к намеченной цели, а значит и движение всей педагогической системы. Интерес и потребность решения вызывают задачи, ориентированные на завтрашний день развития. Главное противоречие имеет ряд частных противоречий – это, прежде всего, общественные интересы и интересы личности, противоречие между коллективом и личностью, между сложной общественной жизнью и недостатком детского опыта для их понимания. Сложным частным противоречием является огромный поток информации и возможность учебно-воспитательного процесса.

Субъективные противоречия возникают между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию. Возникают они между отставанием интеграции знаний и умений и необходимостью применения обобщенных знаний и умений, а также между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на словесное воспитание. К субъективным относятся противоречия между необходимостью духовного развития и ограниченностью школьных возможностей, а также огромным воспитательным потенциалом содержания образования с одной стороны и неэффективным его использованием, с другой.

Задание.дополнить конспект ответами на вопросы:

1. Этапы педагогического процесса

2. Функции педагогического процесса

(ответы должны быть полными и развернутыми, полностью отображать суть вопроса)

Источник

Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса

Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и учитывая, что его
динамика обусловлена взаимодействием или обменом деятельностями главных
участников, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно,
лишь определив его основную единицу. Только при этом условии педагогический процесс
предстает как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение задач
образования и воспитания.

Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям:

Именно этим условиям отвечает педагогическая задача педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Единицей педагогического процесса можно считать лишь оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются на основе алгоритма, предполагающего прохождение четырех взаимосвязанных этапов, таких как:

Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных педагогических противоречий и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических противоречий. Последние являются, как правило, следствием ошибочных педагогических решений, консервативности традиционного педагогического мышления, отставания педагогической науки и приверженности стереотипам.

Наиболее общим (главным) внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие реальных возможностей обучаемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества. Если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения обучаемого, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели.

Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, среднесрочных и
стратегических перспектив коллектива и отдельных обучаемых.

Главное противоречие конкретизируется рядом частных:

К субъективным противоречиям относятся следующие:

Источник

Педагогический процесс «Сущность. Структура. Движущие силы»

Что является единицей педагогического процесса. Смотреть фото Что является единицей педагогического процесса. Смотреть картинку Что является единицей педагогического процесса. Картинка про Что является единицей педагогического процесса. Фото Что является единицей педагогического процесса Лилия Тимофеева
Педагогический процесс «Сущность. Структура. Движущие силы»

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации.Назову более существенные из них:

— задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

— задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;

— задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;

— задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия.

— задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;

— задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.

Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.

Итак, рассмотрим подробнее все составляющие целостного педагогического процесса.

Сущность педагогичечкого процесса

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

С позиции системного подхода безосновательным представляется возведение в ранг структурных компонентов педагогического процесса методов педагогической деятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия, организационных форм и т. п. Они, так же как и цель, имманентны динамической системе «педагог-воспитанник«. В них самих и в результате их взаимодействия рождаются методы, приемы, формы организации и другие искусственные элементы педагогического процесса.

Структура педагогического процесса

Педагогический процесссчитают системой наук и выделяют следующие основные части: общие основы; теория воспитания; дидактика – теория обучения; школоведение.

Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.

Структура – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии и ученика. Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной форме. Но при этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность, многофакторность этих процессов часто не поддаются корректному математическому описанию.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.

Воспитание есть относительно самостоятельный процесс,имеющий ряд особенностей:

Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.

Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

Обучение,как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся.

Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание, деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления.Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др., организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые подчинены общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе. Основанием единства всех этих компонентов является предметная совместная деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как таковая вообще лишена смысла и способности функционировать.

Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность,и потому в нем четко просматриваются:

— анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;

— планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели – предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;

— исполнение обучающих и учебных операций, организация совместной работы учителя и учеников;

— организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;

— анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;

— подготовка и работа учащихся вне школы.

Такова структура процесса обучения в его теоретическом представлении. В реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную схему, основанную на совместной работе всех его звеньев. Остановимся подробнее на цикличном анализе учебного процесса. Такой анализ позволяет четче обозначить структурные связи компонентов процесса обучения.

В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный. Рассмотрим их подробнее. На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью.На этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса. Сущность первой, состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса. На этом этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Ее главная цель получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки и многих других важных обстоятельствах. В процесседиагностики происходит корректировка первоначальных задач: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.

Далее проводится прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можем заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Оно осуществляется по довольно сложным методам, но затраты на получение прогноза окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в протекание и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план – это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно сделать.

Этап осуществления педагогического процесса – основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему,включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

— постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

— взаимодействие педагогов и учеников;

— использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

— создание благоприятных условий;

— осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

— обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение, только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов и процесса первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.

Движущие силы

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.

Все противоречия делят на объективные и субъективные.

— Противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны обладать дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные перегрузки.

— Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также, его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные задачи.

— Между активно-деятельностной природой ребенка и социально – педагогическими условиями жизни.

— Противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.

— Между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.

Преодоление противоречий, обеспечение полной эффективности педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов.К таким слагаемым относятся:

— детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, факторы и условия воспитания;

— обучение, как стержневой элемент целостности;

— общественно полезный, производительный труд, как важнейшая основа воспитания;

— внеучебная (внеклассная, внешкольная) творческая деятельность.

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания «Сущность личности в гуманистической концепции воспитания». Выполнила: Викторова Л. Л. Оглавление Сущность личности в гуманистической.

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению: сущность и методы // 1. Возрастные особенности детей раннего возраста Возрастные особенности – это специфические свойства личности инди-вида, его психики,.

Доклад «Сущность и методы воспитания толерантности» В научном обиходе «терпимость» часто заменяют синонимом «толерантность». Рассмотрим этимологические корни данных понятий. В «Современном.

Игры и игровые упражнения на развитие интонационной выразительности и силы голоса слайд текст 2 Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Сущность педагогической деятельности «Я — воспитатель» Почему каждый из нас вновь и вновь размышляет о сущности педагогической деятельности? Причина проста – хочется понять тот мотив, который.

Педагогический процесс в ДОУ в адаптационный период Дети, впервые приходящие в детский сад, по-разному ведут себя в группе. Основная часть детей первоначально негативно реагирует на попытки.

Педагогический совет «Самооценка педагога. Ее влияние на воспитательно-образовательный процесс» Совет педагогов «Самооценка педагога. Ее влияние на воспитательно-образовательный процесс» Цель: увлечь педагога и профессию «воспитатель.

Сущность понятия игровой культуры, особенности и необходимость ее формирования у детей СтатьяСущность понятия игровой культуры, особенности и необходимость ее формирования у детей Игровая культура является спутником человека.

Консультация «Сущность, факторы и основные задачи социализации личности» Реферат Сущность, факторы и основные задачи социализации личности автор: Жорова Виктория Минск, 2017 Содержание Введение. 1. Сущность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *