Что является главным в религии

Религия. Основные функции религии

Религия, как правило, трактуется как особое мировоззрение людей или групп людей, базирующееся на убеждении в существовании высшей силы. В социальной структуре общества религия является одним из наиболее важных социальных институтов, который включает в себя систему социальных норм, обрядов, ритуалов, кодексов поведения, организационных форм.

Что является главным в религии. Смотреть фото Что является главным в религии. Смотреть картинку Что является главным в религии. Картинка про Что является главным в религии. Фото Что является главным в религии

В структуре религии можно выделить такие составляющие, как религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.

Базовые функции религии:

Религия начала зарождаться ещё в древние времена. Её первоначальными формами были:

В настоящее время религии делят на национальные и мировые.

Национальные религии — особая разновидность религий, не являющихся широко распространёнными в мире и связанных с развитием национальных традиций.

Мировые религии — это наиболее влиятельные и распространённые религии, способные воздействовать на особенности развития мирового сообщества. Основной особенностью, характерной для всех мировых религий, является космополитизм, то есть признание единства человеческого рода и равенства всех людей перед единым Богом. На сегодняшний день выделяют три мировые религии: христианство, ислам и буддизм.

Буддизм — одна из самых древних мировых религий. Эта религия основывается на четырёх благородных истинах:

Что является главным в религии. Смотреть фото Что является главным в религии. Смотреть картинку Что является главным в религии. Картинка про Что является главным в религии. Фото Что является главным в религии

Главной целью буддизма является достижение нирваны, то есть просветления. Только в нирване человек становится абсолютно свободным от своего тела и мучающих его страстей.

Христианство возникло в I в. в Палестине. Наиболее распространено в основном в Европе и Америке. В мире насчитывается около полутора миллиарда сторонников этой религии. Основные каноны христианства изложены в Библии — сборнике религиозных текстов, в которых описывается сотворение мира, жизнь Иисуса Христа, проповеди апостолов.

Основой христианского вероучения является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, спасителя мира, учение об избавлении от грехов путём молитвы, покаяния, ведущего к спасению.

Что является главным в религии. Смотреть фото Что является главным в религии. Смотреть картинку Что является главным в религии. Картинка про Что является главным в религии. Фото Что является главным в религии

Внутри христианства выделяют такие течения, как православие, католицизм и протестантизм. Католицизм и православие основываются на том, что спасение души возможно лишь внутри церкви. В протестантизме считается, что человек может спастись только с помощью собственной веры, поэтому принадлежность к церкви не обязательна.

Ислам, в отличие от буддизма и христианства, — более молодая религия, которая возникла в VII в., её основателем был пророк Мухаммед. В мире насчитывается более миллиарда сторонников ислама. Внутри самого ислама основными течениями являются суннизм и шиизм.

Основы ислама записаны в священной книге — Коране — сборнике проповедей пророка Мухаммеда, которые он произнёс в Мекке и Медине.

Что является главным в религии. Смотреть фото Что является главным в религии. Смотреть картинку Что является главным в религии. Картинка про Что является главным в религии. Фото Что является главным в религии

Пять основных догматов ислама:

Основой в исламе является вера в Единого и Единственного Бога, в ангелов, во все священные писания, в посланников Творца, в Судный день и в то, что Всевышнему изначально всё известно и им всё определено. Добро и зло существуют по Его воле, люди же могут совершать выбор в пользу плохого или хорошего по своему желанию, за что с них и будет спрошено.

Мировые религии играют в нашем мире важную роль, что подтверждают следующие факты:

Основным правом человека в современном мире является право на свободу совести. В Российской Федерации, согласно Конституции, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой. ». Таким образом, гарантированная Конституцией свобода совести оставляет за человеком право выбора между религиозной верой и атеизмом.

Источник

Религия

Рели́гия (от лат. religio, (возм. от лат. religare – соеди­нять, или relegere — выде­лять, или reeligere — вновь изби­рать) – 1) особая форма вза­и­мо­дей­ствия чело­века (обще­ства) со «сверхъ­есте­ствен­ным»; 2) истин­ная рели­гия — Пра­во­сла­вие.

Рели­гия стре­мится дать ответ на пер­во­сте­пен­ный для каж­дого чело­века вопрос о смысле жизни. В отли­чие от науки, уста­нав­ли­ва­ю­щей лишь необ­хо­ди­мые при­чинно-след­ствен­ные связи и без­лич­ные законы при­род­ной жизни, рели­гия рас­кры­вает чело­веку цель его бытия, ука­зы­вает его пред­на­зна­че­ние в мире – пред­на­зна­че­ние, испол­не­ние кото­рого озна­чает испол­не­ние миссии чело­века на Земле. Вне опре­де­ле­ния этого пред­на­зна­че­ния чело­ве­че­ская жизнь утра­чи­вает всякий смысл, рав­но­ценна неосо­знан­ной живот­ной жизни.

Рас­крыть смысл чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния рели­гия может только рас­крыв истин­ную Пер­во­при­чину бытия, создав­шую мир и наде­лив­шую его Своим смыс­лом. Рели­гия при­звана ука­зать на Вечное Абсо­лют­ное бытие, пре­бы­ва­ю­щее вне всех форм услов­но­стей и огра­ни­че­ний, обла­да­ю­щее всеми совер­шен­ствами в срав­не­нии с огра­ни­чен­ным и услов­ным бытием чело­века. Опре­де­лив Пер­во­при­чину бытия, рели­гия должна дать ясное учение о Ней.

Но этим не исчер­пы­ва­ется сущ­ность рели­гии, поскольку она при­звана не просто ука­зать на Высшее бытие, но и рас­крыть путь позна­ния Выс­шего бытия – путь cоеди­не­ния (religare – соеди­нять) Абсо­лют­ного бытия и чело­века. Именно в рас­кры­тии пути соеди­не­ния Выс­шего бытия и чело­века и заклю­ча­ются суть рели­гии, поскольку именно в этом соеди­не­нии есть смысл жизни чело­века.

Хри­сти­ан­ство явля­ется истин­ной рели­гией, ибо хри­сти­ан­ство рас­кры­вает Пер­во­при­чину миро­зда­ния в Высшем Боже­ствен­ном бытии, опре­де­ляя Бога как Духа, пре­бы­ва­ю­щего вне явле­ний твар­ного мира. Хри­сти­ан­ское бого­сло­вие ясно учит о Боге как Все­со­вер­шен­ном – Бес­пре­дель­ном, Само­быт­ном, Неиз­ме­ри­мом, Вечном, Неиз­ме­ня­е­мом, Святом Суще­стве, явля­ю­щем Бес­ко­неч­ную бла­гость и Бес­ко­неч­ное пра­во­су­дие, чье Неогра­ни­чен­ное Духов­ное Бытие все­цело отлично от огра­ни­чен­ного бытия всех существ создан­ного Им мира.

В то же время хри­сти­ан­ство гово­рит не об абстракт­ном, чуждом чело­ве­че­скому позна­нию боге. Хри­сти­ан­ство учит о воз­мож­но­сти позна­ния Бога, поскольку Сам Бог рас­кры­ва­ется чело­веку во всей пол­ноте, поскольку сам Бог вопло­ща­ется в Чело­веке. Сре­до­то­чие хри­сти­ан­ского Бого­по­зна­ния – Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос, Кото­рый есть Путь и Истина и Жизнь, ибо Он соеди­няет в Себе Боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую при­роду, откры­вая воз­мож­ность соеди­не­ния с Богом для каж­дого веру­ю­щего в Него.

Хри­сти­ан­ство явля­ется рели­гией еди­не­ния Бога и чело­века, рели­гией, дару­ю­щей чело­веку пра­виль­ные пред­став­ле­ния о Боге в нераз­рыв­ной связи с воз­мож­но­стью обо­же­ния – соеди­не­ния с Ним.

При выборе рели­гии важно обра­тить вни­ма­ние на сле­ду­ю­щее:

Бог – Творец этого мира, а не его часть. Соот­вет­ственно, наи­бо­лее полно узнать и позна­вать Бога мы можем только из Его Откро­ве­ния о Себе (сверхъ­есте­ствен­ного Откро­ве­ния). Более абстрактно Бог позна­ётся из окру­жа­ю­щего мира (как творец по его тво­ре­нию), что остав­ляет широ­кий про­стор для чело­ве­че­ской фан­та­зии (отсюда мно­го­чис­лен­ные рели­гии чело­ве­че­ского про­ис­хож­де­ния).

Слово «рели­гия» можно бук­вально пере­ве­сти как «вос­со­еди­не­ние», вос­ста­нов­ле­ние связи с Богом. В хри­сти­ан­стве цель – Богобще­ние, а глав­ное Цер­ков­ное Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния – соеди­не­ние с Богом-Твор­цом. Истин­ный Бог – не деспот, не без­раз­лич­ное к своему тво­ре­нию суще­ство, не абстракт­ная энер­гия, а Любя­щий Отец. Хри­сти­ан­ская любовь это не просто эмоция, она жерт­вен­ная, дея­тель­ная и бес­ко­рыст­ная.

Истина одна, не может быть несколько про­ти­во­ре­ча­щих друг другу истин. Стены рели­гий всё же дости­гают до небес. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные рели­гии прин­ци­пи­ально раз­ли­ча­ются в важ­ней­ших тези­сах веро­уче­ния – пред­став­ле­нии о Боге, мире, чело­веке и цели чело­ве­че­ской жизни. Утвер­ждать, что все рели­гии по сути гово­рят об одном – абсурдно. Бог не может Себе про­ти­во­ре­чить: не может быть, чтобы про­ро­кам Моисею, Давиду, Исаие Он пред­ска­зы­вает одно, Еван­ге­лие Христа гово­рит то же, Хри­стос и Его апо­столы сви­де­тель­ствуют об этом же, а через 600 лет после Христа рож­да­ется Мухам­мад и выво­ра­чи­вает все наизнанку.

Явля­ется ли рели­гия рели­гией все­об­щей или это система куль­турно-наци­о­наль­ных тра­ди­ций. Рели­гия пред­по­ла­гает живое обще­ние чело­века с Богом (личное обра­ще­ние в молитве и соеди­не­ние в таин­ствах), а не просто некий свод правил и обря­дов. Не про­ти­во­ре­чат ли веро­учи­тель­ные прин­ципы рели­гии сове­сти и нрав­ствен­ным прин­ци­пам чело­века? При­знаёт ли рели­гия сво­боду воли?

Фигура осно­ва­теля рели­гии:

В любой другой рели­гии мира лич­ность учи­теля зани­мает вто­ро­сте­пен­ное место по отно­ше­нию к тому учению, кото­рое он про­по­ве­дует. Даже если чело­век, кото­рый это учение несет другим людям, явля­ется его непо­сред­ствен­ным авто­ром, все равно на первом месте стоит учение, а уже на втором — его автор. Если пред­ста­вить себе, что по каким-то при­чи­нам имя осно­ва­теля той или иной рели­ги­оз­ной тра­ди­ции было забыто или вообще неиз­вестно, то этот факт ни в коей мере не повлиял бы на саму суть этой тра­ди­ции. Самое глав­ное — что именно про­по­ве­дует та или иная рели­гия. А кто про­по­ве­дует — это уже вопрос второй важ­но­сти.

В хри­сти­ан­стве все как раз наобо­рот. Глав­ное место в жизни веру­ю­щего чело­века зани­мает сам Хри­стос, а Его учение и запо­веди — это своего рода путе­во­ди­тели, ука­зы­ва­ю­щие верную дорогу и помо­га­ю­щие про­ло­жить пра­виль­ный марш­рут, в конце кото­рого стоит лич­ность нашего Боже­ствен­ного Учи­теля.

Я — свет миру ( Ин.8:12 ); Я — путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ); кто не берет креста своего и сле­дует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф.10:38 ), — эти и подоб­ные им слова встре­ча­ются в Новом Завете очень часто, причем исхо­дят они не только из уст самого Спа­си­теля, но и от Его апо­сто­лов, кото­рые видели в своем Учи­теле больше, чем просто про­рока или осно­ва­теля новой рели­гии. Они видели в Нем Сына Божьего и Бога, кото­рый пришел в этот мир спасти свое погиб­шее тво­ре­ние — чело­века. И вот уже две тысячи лет Цер­ковь вслед за апо­сто­лом Петром на каждой Литур­гии повто­ряет слова, став­шие глав­ными сло­вами каж­дого хри­сти­а­нина: «Верую, Гос­поди, и испо­ве­дую, что Ты — Хри­стос, Сын Бога Живого».

Итак, хри­сти­а­нин — это тот, кто верует во Христа. Вернее, тот, для кого Хри­стос явля­ется стерж­нем всей его жизни. Без этого глав­ней­шего усло­вия наша вера пре­вра­ща­ется в пустую фор­маль­ность, наши бого­слу­же­ния — в кра­си­вые спек­такли, а наша мораль — в про­стую игру в бисер. Это очень жест­кое и резкое утвер­жде­ние, но это дей­стви­тельно так: без Христа хри­сти­ан­ство ста­но­вится про­стой фило­со­фией, кото­рая может дать чело­веку очень многое. Фило­со­фия не дает лишь самого Христа. А без Христа спа­стись невоз­можно.

Если языч­ники гово­рят о том, какую жертву люди должны при­не­сти богу, то Еван­ге­лие гово­рит о том, какую Жертву Бог принес людям: Сын Чело­ве­че­ский не для того пришел, чтобы Ему слу­жили, но чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния многих ( Мф. 20:28 ); Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий, веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 )». Хри­сти­ан­ство осно­вано, прежде всего, на любви и бла­го­дар­но­сти к Богу, а не испол­не­нии зако­нов и обря­до­вых норм.

Наи­луч­шие пред­ста­ви­тели срав­ни­ва­е­мых рели­гий (святые). Какие плоды дала их вера, как они повли­яли на окру­жа­ю­щих людей, какова была их само­оценка. Были ли при­об­ре­тён­ные ими каче­ства «неот­мир­ными», полу­чен­ными от Бога или это был резуль­тат чело­ве­че­ских усилий: физи­че­ской или пси­хи­че­ской тре­ни­ровки?

При объ­ек­тив­ном иссле­до­ва­нии рели­гий важно отде­лить исто­ри­че­ское тече­ние рели­гии от её позд­ней­ших откло­не­ний и не сме­ши­вать грехи тех или иных после­до­ва­те­лей рели­гии с её веро­учи­тель­ными поло­же­ни­ями.

Почему хри­сти­ан­ство един­ствен­ная истин­ная рели­гия?

О при­чи­нах появ­ле­ния и суще­ство­ва­ния нехри­сти­ан­ских рели­гий:

Можно ли утвер­ждать, что иные рели­гии по той или иной при­чине просто не «дозрели» до пред­став­ле­ния о Святой Троице и испо­ве­дуют Бога Отца?

Сын – Слово Бога Отца. Ум рож­дает Слово. Сын – вечное Откро­ве­ние Отца. Можете ли Вы узнать, что у меня в уме без моего слова? Поэтому Хри­стос и гово­рит: «Я есть путь и истина, и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Поэтому мы и утвер­ждаем, что невоз­можно гово­рить о том, что у нас с иными рели­ги­ями один Бог – Отец, мол, они нехри­сти­ане, но знают Бога Отца. Отец всегда откры­ва­ется лишь Сыном в Духе Святом. Святой Дух – выра­зи­тель Сына!

Появ­ле­ние раз­лич­ных рели­гий явля­ется одним из след­ствий пер­во­род­ного греха. Душа чело­века не может без Бога, не имея связи с Ним, она пыта­ется Его создать.

Все рели­гии можно клас­си­фи­ци­ро­вать 2‑мя мето­дами: по бли­зо­сти к Бого­от­кро­вен­ному пра­во­слав­ному хри­сти­ан­ству и по уда­лён­но­сти от него:

“Все рели­гии – это лест­ницы, кото­рые чело­век строит, чтобы достичь неба, но хри­сти­ан­ство – это лест­ница, кото­рую Бог спус­кает с небес на землю, и по этой лест­нице к нам при­хо­дит Хри­стос”.
прот. Алек­сандр Мень

Хри­сти­ан­ская вера явля­ется Божьим Откро­ве­нием; все осталь­ные рели­гии – лишь попытки чело­века вер­нуть поте­рян­ную связь с Твор­цом.

Хри­сти­ан­ство – это не набор инфор­ма­ции, и посему, оно не может исчер­паться кни­гами. Хри­сти­ан­ство есть непо­сред­ствен­ный опыт жизни в Боге.

Источник

Религия

Что является главным в религии. Смотреть фото Что является главным в религии. Смотреть картинку Что является главным в религии. Картинка про Что является главным в религии. Фото Что является главным в религии

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое религия

У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:

мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

вера в сверхъестественное (в Бога);

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

иррациональность — вера в абсолютную истинность;

догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

вера в сверхъестественное;

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Функции религии

Основные функции религии:

Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.

Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.

Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.

Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.

Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.

Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.

Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.

Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.

Примеры функций религии: самопроверка

Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.

При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.

В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Ранние формы религии

Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.

Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.

Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.

Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.

Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.

По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.

Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.

Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

Источник

Введение. Что такое религия?

Версии происхождения слова «религия»

Слово «религия« имеет латинское происхождение: religio в переводе на русский буквально означает «совестливость, добросовестность, благочестие, благоговение, набожность». Относительно этимологии слова существует две основные версии.

Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание религии к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.

Отличительные особенности религиозного мировоззрения

Если сопоставить мировоззрения носителей разных религиозных традиций и попытаться найти в них нечто общее, то можно обнаружить, что религиозное мировоззрение обладает определенным набором отличительных признаков, которые делают данное мировоззрение именно религиозным, а не философским или научным, к примеру. При этом сразу необходимо оговориться, что далеко не у каждой религиозной традиции обязательно наличествуют все нижеперечисленные характеристики, что, безусловно, дает исследователям основания дискутировать о степени «религиозности» той или иной традиции.

Во-первых, религиозным мировоззрение делает наличие духовного опыта. Как правило, отправной точкой для появления той или иной религиозной традиции служит опыт ее основателя (даже если он является личностью легендарной, как Сиддхартха Гаутама в буддизме или Лао-цзы в даосизме, или «сверхъестественным» существом, как в Идзанаги и Идзанами в синтоизме).

Во-вторых, в основании религиозного мировоззрения, как правило, лежит противопоставление профанного, то есть обычного, обыденного, и сакрального, то есть священного. Присутствие этого разграничения мы можем видеть, например, в различиях в архитектурном облике храмовых зданий и прочих сооружений. Даже самый малорелигиозный человек способен легко идентифицировать церковь, не перепутав ее с офисным или техническим зданием. Стремлением к сохранению сакрального начала во многом объясняется и использование в богослужениях особого языка, отличного от языка повседневного общения.

В-третьих, религиозное мировоззрение основано на утверждении существования «духовного», часто нематериального, невидимого мира, который выходит за пределы обычного, повседневного опыта человека. В разных религиях представления об этом ином мире могут сильно отличаться друг от друга. Этот духовный мир человек может представлять себе как созданный и возглавляемый Единым Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего (как, например, в христианстве, иудаизме или исламе), как совокупность множества духов (как, например, в синтоизме) или как особую непознаваемую и неописываемую реальность (наподобие нирваны в буддизме). Однако именно к этому духовному миру обращены взоры носителей той или иной религиозной традиции.

В-четвертых, носитель религиозного мировоззрения убежден в возможности общения с духовным миром. Несомненно, что ценность религиозной веры в существование духовного мира актуализируется прежде всего в опыте общения с ним. Те же мировоззренческие системы, которые настаивают на непознаваемости духовного мира и утверждают автономность существования Вселенной в деистическом духе, в конечном счете, перестают быть в собственном смысле слова религиозными, переходя на почву философии или простого бытового агностицизма.

Наконец, в-пятых, в мировоззренческой системе, претендующей на название «религиозной», часто содержится определенная совокупность норм поведения, проявляющихся в деятельности (в том числе и культовой) и в мотивации действий, основанных на данном мировоззрении. Укажем для образца на христианскую традицию, в любой из своих конфессий (исповеданий) принимающую в качестве нравственных ориентиров Божественные заповеди синайского законодательства – Декалог ( Исх. 20:2–17 ) и Евангельские заповеди блаженств ( Мф. 5:3–12 ). Соответственно, поступок, отвечающий моральным требованиям, зафиксированным в указанных авторитетных религиозных текстах, будет восприниматься как должный и похвальный, а противоречащий им – как порицаемый и отторгающий человека от сообщества единоверцев. Кроме того, в христианских конфессиях в той или иной форме существует литургическая практика, включающая в себя по крайней мере совершение Крещения и Причащения. Свои специфические кодексы моральных норм вкупе с общепринятыми обрядовыми действиями имеются и в других религиозных традициях.

В вышеуказанном перечислении вовсе не случайно на первое место поставлен духовный опыт, поскольку именно он является первичным по отношению ко всем прочим элементам религиозности. Это есть опыт соприкосновения (или даже можно сказать «столкновения») с чем-то принципиально иным, пугающим своей беспредельностью и неизвестностью, внушающим одновременно благоговение и в то же время страх и трепет.

Аспекты религии

Для религиозного человека первичным с точки зрения значимости всегда будет религиозное представление (доктрина/верования). За ним по степени важности следуют этика и религиозная практика.

Это не означает, конечно, хронологического первенства доктрины над всеми остальными составляющими религиозной традиции, но лишь указывает на ее логическое место в системе религиозных представлений человека. Исторически, скорее, следует признать первичность мистического, духовного опыта, на осмыслении которого позднее выстраивался комплекс доктринальных и этических идей.

Соответственно, исходя из выявленных выше особенных характеристик религиозного мировоззрения (мировосприятия), мы будем рассматривать следующие важнейшие составляющие той или иной религии:

духовный опыт основателя религии (или как вариант – культурного героя), отраженный, как правило, в ключевых религиозных сюжетах;

доктрину: религиозную идею, учение и его догматическое содержание или, говоря иначе, веру в формальном смысле этого слова;

этику: учение о нравственности;

религиозную практику: обряды и аскезу.

Основные аспекты религиозного представления, раскрывающие содержание религиозных доктрин:

1. Космологический (от греч. κόσμος – «мир», «земля», «миропорядок» и λόγος – «слово», «учение») – раскрывает представления о происхождении вселенной (космогония), богов (теогония) и человека (антропогония);

2. Амартологический (от греч. ἁμάρτημα – «грех», «ошибка») – объясняет источник существования греха, несовершенства в мире (там, где подобные построения имеются);

3. Сотериологический 10 (от греч. Σωτηρι᾿ α – «спасение») – описывает опыт преодоления несовершенства, ограниченности человеческой личности как части мира;

4. Эсхатологический (от греч. σχατος – «последний», «конечный») – описывает представления о конечной судьбе материального мира и участи людей. Это, как правило, самый слабовыраженный элемент учения ввиду того, что его содержание относится к «будущему веку» – к тому, чему еще предстоит произойти, что еще только предощущается. Данный аспект вероучения зачастую имеет яркие космогонические черты, поскольку призван выявить грядущие способы и формы бытия мира, то есть описать его создание на новых основаниях. Кроме того, нередко это новое бытие мыслится как «хорошо забытое старое», то есть как возврат к утраченному на заре времен блаженному существованию.

Показательно, что все приведенные выше элементы религиозного мировоззрения имеют между собой нечто общее. Все это суть представления о происхождении, даже если речь идет о происхождении греха или смерти.

Таким образом, всякое религиозное верование или учение покоится, как на некоем фундаменте, на космогонических идеях. Более того, все остальные представления постоянно обращаются к ним, воспроизводят их. Например, сотериологический по своему характеру подвиг основателя религии (или культурного героя) воспринимается как элемент космогонии, как действие, изменившее мир, сделавшее его не таким, каков он был до этого. Иначе говоря, произошло нечто, что стало частью процесса создания мира в его нынешнем виде (ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Тропарь 7 песни Пасхального канона)).

То же самое можно сказать и применительно к эсхатологии, с той только разницей, что реструктуризация, обновление мира является делом будущего, еще не наступившего времени.

Однако прежде чем говорить о появлении какого бы то ни было религиозного явления, следовало бы указать предпосылки к его появлению, а также исторический и культурный фон его зарождения. Именно с этого и будет начинаться рассмотрение любого из изучаемых нами феноменов. После этого будут излагаться ключевые сюжеты, служащие основанием для вероучения, этика и религиозная практика. При необходимости будут даваться сведения общеисторического характера, важные для понимания контекста становления и развития религии, а также статистические данные.

Аврелий Августин, блаж. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; К.: УЦИММПресс, 1998.

Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. Иллюстрированная история религий: в 2 т. / ред. Д. П. Шантепи де-ля-Соссей. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993.

Кэмпбелл Дж. Д. Герой с тысячью лиц. М.: София, 1997.

Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В. М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.

Основы религиоведения: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.

Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990.

Цицерон М. Т. Философские трактаты. М., 1985.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009.

Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000.

Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000.

См.: Цицерон М. Т. О природе богов (II, 72) // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. Всемирной книге фактов ЦРУ ( есть вашего звания, надежды отечетсва. Аминь.гословит предстоящия дела ваши и в них да поможет в

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993. С. 56.

«Ведь мы рождены с тем замыслом, чтобы воздавать надлежащее и заслуженное послушание Богу, нас сотворившему, одного Его знать и Ему одному следовать. Мы соединены и связаны [religati sumus] этими узами благочестия с Богом, отчего и сама религия получила свое имя, а не от слова “перечитывая” [relegendo], как объяснял Цицерон» (пер. по: Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В.М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники».) СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 296).

См.: Блаж. Аврелий Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. С. 514–515.

Булгаков С.Н., прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 324.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С. 40.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Данный термин в своем прямом значении является специфически христианским. Именно поэтому он употреблен в кавычках. Однако поскольку он указывает на ключевую идею – идею преодоления человеком того недолжного положения, в котором его видит религия, мы в дальнейшем будем использовать его в главах, посвященных нехристианским религиям.

Подобные соображения следует иметь в виду и при рассмотрении термина «эсхатологический», который в рамках христианского богословия обозначает учение о последних судьбах мира. Вместе с тем он как нельзя лучше подходит для описания нехристианских религиозных доктрин, содержащих учение о завершении нынешнего этапа существования мира и установлении нового, иного бытия.

Источник: История религий / Митрополит Иларион (Алфеев) — Глава 1; Протоиерей Олег Корытко — Введение, главы 2–9; Протоиерей Валентин Васечко — Раздел «Инославие». — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с. ISBN 978-5-9908680-0-7

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *