Что является источником правового регулирования в рамках таможенного союза
Что является источником правового регулирования в рамках таможенного союза
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
(с изменениями на 29 апреля 2020 года)
(редакция, действующая с 23 марта 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Международным протоколом от 29 мая 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.04.2021, N 0001202104090007) (вступил в силу 23 марта 2021 года);
Глава 1
Основные положения о таможенном регулировании в Евразийском экономическом союзе
Статья 1. Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе
3. Таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.
4. В случае возникновения противоречий между настоящим Кодексом и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения настоящего Кодекса.
Статья 2. Определения
1. Для целей настоящего Кодекса используются понятия, которые означают следующее:
необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования;
предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам;
находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведенные (добытые, полученные, выращенные) на таможенной территории Союза;
находящиеся на таможенной территории Союза товары, приобретшие статус товаров Союза либо признанные товарами Союза в соответствии с настоящим Кодексом либо до его вступления в силу;
находящиеся на таможенной территории Союза товары, произведенные (изготовленные) в одном или нескольких государствах-членах из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта;
товары, вывезенные с таможенной территории Союза и сохранившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом;
Что является источником правового регулирования в рамках таможенного союза
1. Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
При этом положения Таможенного кодекса имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора и пункт 4 статьи 1 Таможенного кодекса).
В случае возникновения противоречий между положениями Договора, Таможенного кодекса и принятыми в области таможенного регулирования решениями Комиссии применению подлежат нормы Договора и Таможенного кодекса (абзац второй пункта 3 статьи 6 Договора).
При толковании и применении норм права Союза, принятых в сфере таможенного регулирования, судам следует учитывать акты Суда Евразийского экономического союза, вынесенные по результатам рассмотрения споров, связанных с реализацией положений Договора, иных международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции согласно главе IV Статута Суда.
4. В случае возникновения коллизии между регулирующими таможенные отношения нормами права Союза (статья 6 Договора, пункт 2 статьи 1 Таможенного кодекса) и положениями законодательства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации применению подлежит право Союза. В то же время коллизионный приоритет права Союза не может приводить к нарушению прав и свобод граждан (организаций), гарантированных Конституцией Российской Федерации. В частности, при применении актов Союза, которые устанавливают (изменяют, прекращают) права и обязанности участников таможенных отношений, в том числе по уплате таможенных платежей и использованию льгот по уплате таможенных платежей, должны учитываться принципы поддержания доверия к закону и действиям государства, недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, с учетом положений части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации принятые в сфере таможенного регулирования акты, входящие в право Союза (включая решения Комиссии), затрагивающие права, свободы и обязанности участников внешнеэкономической деятельности, применяются в Российской Федерации при условии их официального опубликования для всеобщего сведения в соответствии со статьей 111 Договора.
5. Исходя из положений пункта 1 статьи 42 Договора и пункта 2 статьи 53 Таможенного кодекса на таможенной территории Союза применяется Единый таможенный тариф Союза, утверждаемый Комиссией и выступающий инструментом торговой политики Союза. На основании пункта 4 статьи 42 Договора ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Союза являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 36 и 43 Договора.
В связи с этим при возникновении споров, связанных с правильностью применения ставок ввозных таможенных пошлин, в случаях, не указанных в статьях 35, 36 и 43 Договора, при отсутствии иного решения Комиссии применению подлежат ставки, определенные Единым таможенным тарифом Союза.
Судам, в частности, следует учитывать установленные Киотской конвенцией положения о неприменении существенных штрафов при неумышленном характере ошибок, допущенных в ходе декларирования товара (стандарт 3.39), ограниченности сроков, в течение которых таможенные органы вправе начислять таможенные пошлины и налоги и принимать меры по взысканию задолженности (стандарты 4.2 и 4.10), необходимости обеспечения возврата таможенных платежей, взысканных вследствие ошибок, допущенных таможенными органами (стандарт 4.22).
Исходя из пункта 2 статьи 12 Киотской конвенции стандарты и рекомендации, сформулированные в специальных приложениях к этому международному договору, не являются обязательными для Российской Федерации. Однако названные стандарты и рекомендации могут учитываться судами в качестве информации об организации соответствующих таможенных процедур и о международной практике таможенного обложения товаров при толковании Таможенного кодекса и иных международных договоров (дополнительное средство толкования).
Совершенствование таможенного регулирования в ЕАЭС на современном этапе
Стенограмма выступления с заседания круглого стола «ЕАЭС 2021 – работа без границ», проведенного в рамках Международного Конгресса предпринимателей ЕАЭС, июнь 2021 г.
«Уважаемые коллеги, от лица Евразийской экономической комиссии мы рады вас приветствовать и поблагодарить организаторов за создание платформы для обмена мнениями по вопросам перспектив совершенствования таможенного регулирования в Союзе.
Новые технологии и возможности, которые появились благодаря цифровизации, проведенные на их базе эксперименты, создали дополнительные условия для приближения к решению главной задачи – обеспечения баланса между интересами участников ВЭД без ущерба для проведения эффективного таможенного контроля. И уже к 2020 году стало очевидно, что нужно подходить к следующему этапу совершенствования таможенного регулирования – подготовке поправок в Таможенный кодекс.
В Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, и действует общий для всех документ – Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, которым в настоящее время уже определены такие важные принципы, как: электронное таможенное декларирование, автоматическая регистрация таможенных деклараций, автоматический выпуск товаров. Реализована возможность подачи деклараций на товары без предоставления документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, и заложен механизм использования принципа «единого окна». То есть, все это на сегодня уже действует. Эти новшества практически реализованы с 2018 года, сформировалась определенная правоприменительная практика и бизнес смог почувствовать, попробовать их в своей работе.
Естественно, возникли вопросы, которые требуют уточнений отдельных действующих положений таможенного законодательства, одновременно выявлены новые направления совершенствования таможенного регулирования, поскольку жизнь не стоит на месте, все развивается. Как оказывается, для таможенного регулирования два года – достаточный срок для того, чтобы задумываться над новыми идеями и воплощать новые проекты в жизнь.
Хочу вас проинформировать о той работе, которая ведется на площадке Евразийской экономической комиссии, в направлении совершенствования таможенного законодательства. Прежде всего, начата работа по внесению изменений в действующий Таможенный кодекс. Свои предложения дали как государственные органы, так и представители бизнеса, внесено более 300 поправок по тексту Таможенного кодекса, над которыми уже сегодня работает Евразийская экономическая комиссия.
Большинство поправок затрагивают вопросы применения таможенных процедур, совершенствование таможенных операций, вопросы перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу. Кроме того, представителями бизнеса предложено совершенствовать такие актуальные темы, как уплата таможенных платежей, контроль таможенных деклараций, вопросы классификации, определения таможенной стоимости и происхождения товаров. Это те вопросы, которые всегда были актуальны в таможенном законодательстве, поскольку все эти вопросы ведут к начислению таможенных платежей и определению размера сумм, которые необходимо будет уплатить в бюджет.
Также будет уделено особое внимание вопросам деятельности уполномоченных экономических операторов, с учетом передовой мировой практики.
Еще ряд поправок в Таможенный кодекс имеет цель создать правовую основу для дальнейшего развития электронного документооборота. Эта цель является одной из приоритетных задач, поскольку современные реалии требуют от нас ускорения всех процессов, их цифровизации и выхода на другой технологический уровень.
Хочу отметить, что совершенствование таможенного законодательства базируются на Стратегических направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, которые были утверждены главами государств – членов Евразийского экономического союза в декабре прошлого года, а также на иных поручениях органов Евразийского экономического союза. Коротко остановлюсь на основных проектах.
Как я уже сказала, одна из важнейших задач – расширение применения цифровых технологий в таможенном регулировании, которые бы обеспечивали автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц. Таким образом, цель сделать таможенный контроль менее заметным для бизнеса и менее затратным, как со стороны органов госуправления, так и со стороны бизнеса.
Учитывая глобальность стоящих задач, их невозможно решать какими-то урывочными методами, необходимо данную работу планировать и систематизировать. С этой целью на площадке Комиссии создана рабочая группа по совершенствованию таможенного регулирования в Союзе. В ее состав вошли заместители руководителей министерств и ведомств государств-членов Союза, должностные лица Комиссии и представители бизнес-сообщества.
Высокий уровень ее участников является залогом качественного и оперативного принятия необходимых решений. Участие представителей бизнес-сообщества в данной работе позволяет обеспечивать баланс интересов всех участников таможенных правоотношений.
Непосредственной подготовкой изменений в Таможенный кодекс занимается экспертная группа, созданная при Рабочей группе.
Еще хочу обратить внимание на одно направление деятельности, помимо уже традиционных вопросов, которые на сегодняшний день отражены в Таможенном кодексе, это вопрос об определении общих принципов и подходов к установлению ответственности за несоблюдение требований права Союза в сфере таможенного регулирования. На сегодняшний день в каждом государстве Евразийского экономического союза действуют свои кодексы об административной, уголовной ответственности. Да, в Союзе функционирует общее таможенное регулирование, но, вместе с тем, каким образом квалифицировать те или иные правонарушения в области таможенного дела, какие применять штрафные санкции, как бороться с правонарушениями, эта отрасль пока не унифицирована. В настоящее время стороны согласились приступить к этой работе и определить общие принципы и подходы к установлению ответственности за таможенные правонарушения. Решение этой задачи потребует разработку отдельного международного договора.
Теперь остановлюсь еще на нескольких проектах, которые в приоритетном порядке сегодня отдельно вырабатываются Евразийской экономической комиссией.
Прежде всего, это проект Соглашения о применении в Союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок. Это Соглашение разрабатывалось исходя из стремления государств-членов обеспечить законный оборот товаров на внутреннем рынке, минимизировать применение мер государственного контроля в отношении товаров, которые перевозятся внутри, по таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом стоит задача расширить использование современных технических и технологических решений при организации перевозок по территории государств-членов. Проект данного Соглашения является важным элементом в создании единой системы транзита товаров в Союзе, работа над которым позволит создать правовую основу и возможность для присоединения к ней государств, не являющихся членами Союза. Предлагаемый в проекте Соглашения механизм организации системы отслеживания товаров, включает в себя субъектов, зарегистрированных в процессе отслеживания этих перевозок, правовые основы их информационного взаимодействия, а также базовые требования к использованию информационных систем и навигационных пломб. По проекту Соглашения в настоящее время проведены процедуры внутригосударственного согласования и ведется работа по подготовке этого проекта для его направления сторонам для проведения внутригосударственных процедур.
Проект Протокола определяет требования к оператору электронной торговли, особенности временного хранения, таможенного декларирования и выпуска товаров электронной торговли, особенности применения таможенной процедуры таможенного склада, а также особенности уплаты, исчисления, применения таможенных платежей в отношении данной категории товаров.
В проекте Протокола по вопросам электронной торговли предусмотрена реализация двух логистических схем ввоза товаров, выделение которых в отдельное регулирование также продиктовано опытом работы и формируемой торговой практикой.
Первая логистическая схема («прямая поставка») – это когда товар приобретается физическим лицом непосредственно на зарубежной интернет-площадке и направляется в адрес этого лица традиционными способами из-за рубежа с использованием почтовой связи, либо услуг экспресс-перевозчика.
Вторая схема, которая будет описана в проекте Протокола («поставка со склада») – это когда зарубежная интернет-площадка будет заранее отгружать товары на таможенный склад оператора электронной торговли, расположенный на территории Союза (т.е. таможенный склад того лица, которое мы специально создаем, и определяем правовые основы его функционирования), а далее физическое лицо приобретая товары на зарубежной интернет-площадке будут получать эти товары с такого склада, что займет существенно меньше времени на его доставку потребителю.
На экспертном уровне также были проработаны вопросы по упрощениям для вывоза товаров интернет-торговли, то есть тех товаров, которые были произведены на территории Союза, чтобы эти товары также могли успешно торговаться на интернет-площадках, и приблизить их к потребителям за рубежом. Однако, стоит констатировать, что проработка этого вопроса на данном этапе показала, что пока ни государственные органы, ни бизнес не готовы предложить реальные упрощения, которые существенно бы повлияли на возможность активизации торговли нашей продукцией на зарубежных интернет-площадках. Поэтому в Проекте были предусмотрены отсылочные нормы с определением соответствующей компетенции Комиссии, для того, чтобы в последующем иметь возможность реализовать данную компетенцию на уровне актов Евразийской экономической комиссии, если возникнет потребность в установлении дополнительных упрощений администрирования при экспорте товаров электронной торговли.
Сегодня проект Протокола по внешней электронной торговле находится в высокой стадии готовности, он проходит правовую экспертизу и в скором времени будет направлен государствам-членам для проведения внутригосударственного согласования. То есть это первый этап согласования. По итогам этого согласования во втором полугодии 2021 года планируется провести еще один раунд переговоров для того, чтобы суметь целостно оценить этот проект, возможно поступят замечания и предложения, в том числе, от бизнес-сообщества. К концу года мы планируем направить этот проект на внутригосударственные процедуры для того, чтобы как можно скорее запустить это новое регулирование.
Спасибо, уважаемые коллеги за ваше внимание, я закончила свой доклад».
— В нынешнем Таможенном кодексе очень много отсылочных норм к национальному законодательству, и это приводит к разной практике внутри Союза. В этом направлении какая-то работа ведется? Будет ли какая-либо унификация, чтобы было единообразие?
Т. В. Дубровская: Да, действительно, вопрос очень актуальный, и Евразийская экономическая комиссия постоянно ведет учет тех норм, которые отнесены к национальному законодательству и каждый раз пытается при последующей трансформации проекта Договора о Таможенном кодексе по возможности, в максимальной степени сократить количество отсылочных норм на национальное законодательство и определить общее, единое регулирование этих вопросов для всех государств-членов. Но как показывает практика, на нынешнем этапе эта работа ведется очень сложно, поскольку те вопросы, по которым государства оставили за собой сегмент национального регулирования, как правило являются наиболее чувствительными, поэтому пока удается по отдельным вопросам очень мелкими шагами двигаться в этом направлении.
Также могу проинформировать, что Комиссия осуществляет мониторинг действующих в государствах-членах нормативных актов, которые приняты в реализацию единых наднациональных положений. Эта работа постоянно ведется, и мы в динамике наблюдаем эти процессы. Специфика Союза состоит в том, что все вопросы мы можем решить только сообща, получив согласие всех пяти государств. Работа эта очень сложная и скрупулезная. Однако шаги в этом направлении постоянно предпринимаются.
Таможенно-тарифное регулирование: понятие, методы и меры внешнеэкономической деятельности для внешней торговли
Из этой статьи вы узнаете:
Одной из основных задач государства выступает создание условий, благоприятствующих развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Приоритет отдается местным производственным и коммерческим организациям, обеспечивающим поступление значительного объема налогов, а также формирующим рабочие места, необходимые населению. Глобализация экономических рынков, несмотря на общее положительное влияние, стала одним из факторов, повышающих входной порог в сферу предпринимательства. Конкурировать с крупными корпорациями и зарубежными товарами, особенно на стадии открытия, еще не имея достаточной финансовой поддержки, крайне сложно. Одним из решений стало таможенно-тарифное регулирование — это комплекс мер, применение которых целесообразно как с точки зрения защиты интересов отечественного бизнеса, так и в плане пополнения бюджета — за счет введения дополнительной пошлины на определенные категории импортируемой продукции.
Общее представление
Таможенные тарифы регулируют внешнеэкономическую деятельность, и призваны обеспечить экономическую стабильность государства, необходимую для полноценного и всестороннего развития. Российская Федерация является участником ЕАЭС — Евразийского Экономического союза — что обуславливает общность торговой зоны и принципов, на которых выстраивается система контроля. В качестве правовой основы в данном случае выступают Кодекс организации, а также федеральный закон №289, в которых закреплены положения, определяющие порядок совершения коммерческих операций между контрагентами разных стран.
Сущность системы
Базовое понятие, характеризующее таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (экспорта и импорта), определяет методы и функции государственного участия, направленного на оптимизацию существующих процессов. Власть, имеющая в своем распоряжении определенный набор законодательных механизмов, осуществляет право введения пошлин, позволяющих не только извлечь дополнительную бюджетную прибыль, но и ограничивающих доступ на внутренний рынок продукции от зарубежных производителей. Система работает и в обратную сторону, снижая объемы экспортируемых ресурсов и товаров, и исключая искусственное создание дефицита для повышения розничных цен.
Основные направления
Перечень приоритетов, определяемых в рамках тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, ежегодно формируется и корректируется с учетом интересов бюджетной и налоговой политики государства. Принимая во внимание непростую ситуацию, связанную с многочисленными ограничениями как политического, так и эпидемиологического характера, в последние годы ключевой целью остается поддержание конкурентоспособности отечественных бизнес-проектов, в том числе специализирующихся на производстве и реализации импортозамещающей продукции, а также эффективная организация экспортных поставок. При этом важно учитывать, что увеличение пошлин в конечном счете сказывается на потребительской нагрузке, особенно когда речь идет о товарах, не имеющих местных аналогов, сопоставимых по качественным характеристикам.
Цели и функции
Таможенные тарифы — это метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, известный с давних времен. Применяемые методики позволяют решить две основные задачи: защитить национальных производителей от зарубежных конкурентов, не всегда использующих добросовестные методы продвижения на рынке, а также увеличить объем бюджетных средств, впоследствии расходуемых на иные приоритетные цели. Протекционистский и фискальный функционал реализуются одновременно, что способствует сохранению баланса представленности товаров и развитию отечественного бизнеса в отдельных отраслях.
Осуществляйте таможенные платежи с помощью специальной карты от МОРСКОГО БАНКА — уникальный платежный инструмент, который дает возможность оплаты в любом из органов таможни.
Таможенно-тарифные меры регулирования внешней торговли
Любая структура, применяемая в рамках государственного управления, характеризуется наличием определенных элементов, связанных между собой напрямую, или взаимодействующих автономно. В подобном качестве, применительно к рассматриваемой системе, относят:
Глобализация мировой экономики обуславливает необходимость унификации подобных элементов. Основанием служат положения ключевых международных договоров, в том числе соглашения ВТО, Конвенции о Гармонизированной системе, а также иных многосторонних нормативных актов, призванных обеспечить поддержание режима торгового благоприятствования во всех странах.
Виды таможенного регулирования
Процесс формирования тарифов, как правило, носит комплексный характер и объединяет методики, влияющие на ценообразование как напрямую, так и косвенным образом.
В первом случае речь идет о прямом государственном вмешательстве, связанном с установлением определенного уровня сборов, соответствующего требованиям рентабельности по отрасли с точки зрения привлечения бюджетных средств. Административное управление подобного рода актуально в ситуациях, характеризующихся общей экономической нестабильностью, а также требующих локального повышения или снижения цен. К числу основных методик относятся:
Косвенное таможенно-тарифное регулирование — это метод управления внешнеторговой деятельностью, при котором акцент делается не на самих пошлинах, а на сопутствующих факторах, оказывающих непосредственное влияние на их итоговую величину. Реализация подобных мер предусматривает:
Можно сказать, что политика косвенного вмешательства также предусматривает использование различных методик и средств, целью которых выступает увеличение рыночного предложения, повышение платежеспособности населения, а также оптимизация налоговых ставок на экспортную и импортную продукцию.
Таможенно-тарифное регулирование
Технически тариф является основным инструментом государства, возможность использования которого закреплена законодательно, и представляет собой определенную величину сбора, обязательного к уплате при пересечении территориальных границ. Определение размеров пошлин осуществляется с помощью номенклатуры ВЭД, учитывающей как санкции, так и преференции, что позволяет выстраивать политические отношения с различными странами. Кроме того, корректировка показателей способствует нормализации ситуации на внутреннем рынке, предотвращая избыток или дефицит продукции, и способствуя сохранению адекватного ценообразования, значимого с точки зрения формирования и поддержания потребительского спроса.
Корпоративные карты Visa Business от МОРСКОГО БАНКА — удобное средство организации и контроля представительских и командировочных расходов сотрудников предприятия, которое упрощает работу бухгалтерии и предприятия, а также помогает снизить риски, связанные с затратами на инкассацию и хранение наличных средств.
Нетарифное регулирование
Более радикальные способы, реализуемые через государственные разрешения, ограничения и запреты, призванные защитить национальных производителей от чрезмерного потока импорта, а также попыток применения методов недобросовестной конкуренции, включая ценовой демпинг. Также используются для обеспечения функции контроля в отношении вывоза продукции за границу, приоритетность которого для многих организаций обуславливается валютными взаиморасчетами. Кроме того, методики, не связанные напрямую с определением ставок, способствуют ограничению ввоза низкокачественных товаров, не удовлетворяющих требованиям и нормам безопасности.
Чем пошлина отличается от тарифа
Определения, характеризующие, с точки зрения обывателей, одно и то же явление, на самом деле не являются тождественными по содержанию. В первом случае речь идет об определенном сборе, который взимается с каждого продукта, пересекающего территориальные границы государства, вне зависимости от специфики перевозки — экспорт, импорт или транзит. Это, по своей сути, фискальный налоговый инструмент, регламентируемый законодательными нормами, и гарантирующий своевременное пополнение бюджета, размер которого определяется исходя из ожидаемых объемов товарооборота с различными странами.
Таможенный тариф, применяемый в рамках регулирования ВЭД — это реестр товарной продукции, к которой применяется пошлина.
МОРСКОЙ БАНК осуществляет услугу внешнеэкономической деятельности, которая подразумевает льготную конверсию, бесплатную постановку на учет контрактов, договоров, а также бесплатные валютные переводы.
Можно сказать, что понятия фактически дополняют друг друга, характеризуя взаимосвязанные элементы единой системы. При этом нужно учитывать, что в разных странах юридическая терминология допускает различные трактовки, в том числе — прямо противоположные привычному для отечественных предпринимателей смыслу. Исключить ошибки благодаря профессиональной консультации, организовать грамотный валютный контроль, а также получить возможность быстрого оформления финансовых взаиморасчетов с зарубежными контрагентами — все это опции, доступные клиентам МОРСКОГО БАНКА.
Специфика импортных пошлин в РФ
Правительственное регулирование внешнеэкономической деятельности, реализуемое в Российской Федерации, предусматривает разделение пошлинных сборов на несколько уровней. В частности, дифференцируются ставки для сырьевых материалов и для готовой продукции, а также полуфабрикатов, прошедших частичную обработку. Кроме того, значение имеют природа происхождения и специфика товаров. Так, к примеру, продукты питания, бытовая техника или одежда могут облагаться дополнительной нагрузкой в размере тридцати и более процентов, тогда как значимый для населения импорт, будь то лекарства или детское питание, нередко освобождаются от пошлин полностью — чтобы обеспечить доступную розничную цену.
Оформите расчетно-кассовое обслуживание (РКО) в МОРСКОМ БАНКЕ и получите до 6% на остаток по счету.
Определение величины сбора
Функции таможенно-тарифного регулирования экспорта и импорта в РФ — это сложный комплекс методик, целей и задач, во многом обусловленных политическими и экономическими взаимоотношениями с зарубежными партнерами. При выявлении нормативных показателей учитывается масса факторов, начиная со статуса на мировой арене, и заканчивая участием в совместных проектах, не имеющих прямого отношения к торговле.
Нередко преференции получают государства, относящиеся к категории развивающихся, в том числе заведомо не имеющие возможности удовлетворить возникающие долговые обязательства. Подобная практика ориентирована на формирование доверительных отношений, а также призвана ускорить темпы стабилизации и развития местной экономики. Анализ рынка за последнее десятилетие показывает, что позитивная коммуникация между странами, как правило, заметно способствует смягчению условий для ведения внешнеэкономической деятельности.
Роль таможенных пошлин
Помимо политического аспекта, использование регулирующего механизма, оказывающего на торговлю прямое или косвенное влияние, требует грамотного управленческого подхода. Многие эксперты в области экономики отмечают, что чрезмерное увлечение тарифными корректировками приводит к кризисным ситуациям, когда внутренний рынок реагирует на противоестественное для его развития вмешательство извне.
Так, к примеру, агрессивная политика против демпинга может стать причиной дефицита определенной категории товаров, либо падения их качества ввиду фактического отсутствия конкуренции — и в том, и в другом случае конечным итогом становится рост розничных цен, с которым приходится сталкиваться массовому потребителю.
Ведение статистики и товарной номенклатуры ВЭД
Таможенный кодекс Российской Федерации, в рамках статей 212-215, выступает правовым базисом, регламентирующим статистический подход к учету внешнеторговой деятельности. Целями учетной политики определены:
Несоблюдение законодательных норм, регламентирующих ведение таможенной статистики, рассматривается в качестве правонарушения, предусматривающего возможность привлечения виновных субъектов к законной ответственности.
Основные данные
К числу сведений, анализируемых в рамках работы с ТН ВЭД, относится информация из документов, представляемых участниками торговой деятельности службам, ответственным за оформление и регистрацию экспортных и импортных поставок на таможне. В первую очередь речь идет о содержании деклараций, составляемых и подаваемых в соответствии с положениями статьи 180 Кодекса Таможенного Союза.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
Тарифы по сути представляют производную от международной Гармонизированной системы, применяемой для описания и кодирования товаров. Положение, оформленное Конвенцией, и вступившее в силу начиная с 1988 года, предусматривает обязательство всех стран-участниц публиковать открытую и понятную статистическую аналитику, характеризующую внешнеторговые показатели с помощью общедоступной кодификации.
Ведение ТН ВЭД входит в перечень функциональных задач, возлагаемых на таможенные структуры, что подтверждается положениями статьи 216 Кодекса, определяющей следующие обязанности:
Результаты регулирования
Использование механизмов, утвержденных государством на законодательном уровне, позволяет стимулировать развитие внутренней экономики за счет пополнения бюджета, и способствует созданию благоприятных рыночных условий для бизнеса. Прямые и косвенные методики, оказывающие влияние на внешнеторговые процессы, формируют конкурентную среду, в которой цена и качество выступают ключевыми критериями потребительского выбора, и одновременно с этим исключают массовое появление на рынке дешевых, низкокачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.
Заключение
Система таможенно-тарифного регулирования ВЭД в России — это разнообразные элементы, меры и методы, направленные на достижение приоритетных целей государства. Грамотный выбор партнеров и контрагентов — один из ключевых факторов для бизнеса, планирующего выход на международный уровень, поэтому МОРСКОЙ БАНК предлагает услуги комплексной профессиональной поддержки, актуальной как для начинающих предпринимателей, так и для действующих компаний.