Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку

Современные методы обучения на уроках русского языка

Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку

Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку

Содержимое разработки

Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку

Городской отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования города Ферганы

«Современные методы обучения на уроках русского языка»

Учитель русского языка и литературы Хасанова З.О.

СОШ №26 города Ферганы

Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку

Работа с мультимедиа

Метод проблемного обучения

Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языкуПоиск новых методов и форм организации обучения породил новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку. Активные методы обучения помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечивают заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дают возможность задействовать всех, даже самых слабых. Данная разработка поможет учителям русского языка в узбекской школе в выборе современных методов обучения для успешного решения образовательных задач, а также эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, провести релаксацию и подвести итог урока.

Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку

Для учителей русского языка и литературы в узбекских классах

Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку

Учитель русского языка школы №26 г. Ферганы Хасанова З.О..

Древняя китайская мудрость

Методы обучения – способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. Методом обучения, просто говоря, определяется набор действий учеников и учителя. Метод обучения помогает ученикам в приобретении знаний и навыков, наполняет образовательные цели. Значит, одним из основных задач учителя в организации и проведении урока является выбор правильного метода обучения.

А какие методы целесообразно применять на уроке?

Современные методы очень хорошо применяются в повседневном обучении.

Что такое современные методы обучения?

В современные методы обучения можно включить методы:

— инновационные классические методы.

При классических методах активным остается учитель, а ученик становится пассивным участником в процессе обучения.

Активизирующие методы, безусловно, поощряют учеников на творческую и самостоятельную деятельность. Большой областью являются активизирующие методы (АМО).

АМО – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

В чём заключается успех и особенность этих методов? Современные методы облегчают учителю сам урок, а обучение становится для учеников интереснее, увлекательнее. Тем не менее, использование этих методов связано с большей и более глубокой домашней подготовкой преподавателя. Он готовит несколько вариантов, учебный блок состоит из нескольких методов, которые взаимно дополняют друг друга и переплетаются.

Категории активных методов:

-АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НАЧАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (организационный момент урока)

-АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЫЯСНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, ОЖИДАНИЙ И ОПАСЕНИЙ (подготовка к восприятию)

-АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ (подачи)УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (изучение нового материала)

-АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ (закрепление)

-АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ (псих. разгрузка)

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА (осмысление)

Выбор метода обучения в современной педагогике

Источник

Эффективные словесные методы обучения в преподавании русского языка и литературы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учитель русского языка и литературы

Выступление на заседании РМО 08.01.2015г.

Эффективные словесные методы обучения в преподавании русского языка и литературы.

1.Понятие о методах обучения. (Слайд 1-2)

Метод (от греч. слова metodos «путь к чему-либо») означает способ достижения цели.

Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. (А.Е.Дмитриев и Ю.А.Дмитриев).

2.Выбор методов обучения. Слайд 4

Выбор методов обучения зависит от:

— от конкретных педагогических целей (формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение);

— от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны);

— от возрастных особенностей и возможностей учащихся;

— от уровня подготовленности учащихся, уровня сформированности у них ЗУН;

— от возможностей и индивидуальных особенностей учителя, его личностных качеств, уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства.

3. Сущность и содержание классификации методов обучения по источнику знаний.

Существуют сотни классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.

1 классификация по источнику знаний:

жизненные явления или

4. Словесные методы обучения (слайд 6):

— это наиболее распространенная группа методов обучения, применяемая по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.

Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися) и печатное.

Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье),

требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь.

Словесные методы обучения – лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с книгой. Эти методы широко используются в процессе формирования у детей теоретических и фактических знаний. Обеспечивается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися.

Ознакомление учащихся с фактами, представлениями осуществляется преимущественно в готовом виде.

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ- изложение, рассказ-заключение.

Рассказ-изложение учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

К рассказу предъявляется ряд педагогических требований:

содержать только достоверные и научно проверенные факты;

включать достаточное число ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

иметь четкую логику изложения;

выделять ведущие положения, идеи, концентрировать на них внимание детей;

быть эмоциональным, выразительным;

излагать простым и доступным языком (произносить фразы, слова ясно, отчетливо, внятно;

излагать в замедленном темпе трудную часть учебного материала;

избегать употребления слов паразитов типа «так сказать», «значит», «это самое», «как бы»;

отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям (т.е. высказывать собственное мнение, выражать свои чувства, отношение);

рассказ должен быть коротким (до 10 мин.) – всемерно учитывать особенности детей младшего школьного возраста, у них слабо развито произвольное внимание, целенаправленный анализ воспринимаемых фактов, событий, они быстро утомляются, не могут длительное время слушать рассказ учителя;

обеспечивать запись детьми правил, определений, дат, фактов, наиболее важных положений;

повторять наиболее значимые, важные положения, выводы.

При объяснении учителями должны соблюдаться педагогические требования:

четко формулируются цели, задачи объяснения, выделяются вопросы, подлежащие раскрытию;

материал излагается в строгой последовательности, системе;

обеспечивать понимание детьми учебного материала, привлечение их к активному наблюдению объясняемых явлений, иллюстраций и демонстраций, ИКТ;

устанавливать связь с прошлым опытом, с их представлениями и понятиями;

использовать сравнения фактов, предметов, явлений, сопоставления, аналогии – это основа понимания. (слайд 12)

1.сравнение сходных и полярных положений (гласные-согласные звуки).

2.сопоставление после того, как хорошо изучены правила:

Ь – показатель мягкости согласных Ъ – разделительный твердый знак

произносятся мягко не сливаются с гласными

привлечение ярких примеров;

выделять существенные признаки, характеризующие сущность усваиваемых правил, понятий, законов.

Объяснение сочетается с показом наглядных средств обучения, проведением опытов, с использованием ИКТ, персональных компьютеров.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа наиболее эффективна для:

подготовки учащихся к работе на уроке;

ознакомления их с новым материалом;

систематизации и закрепления знаний;

текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

Предложено несколько способов классификации бесед:

сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.);

катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов),

сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, не допускающей сомнения и возражения),

эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы).

Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В нынешней школе преимущественно используются эвристические беседы. Учитель, умело задавая вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины путем собственных усилий и размышлений.

Систематизирующие (закрепляющие) беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний.

Контрольно-коррекционные беседы применяются в диагностических целях и когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания.

Для успешного применения беседы необходима, прежде всего, серьезная подготовка к ней педагога.

Педагогические требования к использованию метода беседы:

Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе.

По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию.

Не следует также задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.

Не менее важна и техника осуществления вопросно-ответного обучения. Каждый вопрос задается всему классу. И только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа.

Не следует поощрять учеников, «выкрикивающих» ответы.

«Слабых» нужно спрашивать чаще, давая возможность остальным исправлять неточные ответы.

Не ставятся длинные или «двойные» вопросы.

Если никто не может ответить, нужно переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос.

Не следует добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова, слоги или начальные буквы, по которым можно дать ответ, не затрудняясь размышлениями.

Успех беседы зависит от контакта с классом. Нужно следить, чтобы все учащиеся принимали активное в ней участие, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать собственное мнение.

С разрешения учителя учащиеся могут задавать вопросы друг другу, но как только он убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются в целях мнимой активизации, вопросы задавать прекращаем.

Лекция от других методов словесного изложения отличается:

а) более строгой структурой;

б) логикой изложения учебного материала;

в) обилием сообщаемой информации;

г) системным характером освещения знаний.

Предметом школьной лекции является преимущественно описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера. Из этого вытекает, что лекция применима только в старших классах, когда учащиеся уже достигают требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По объему лекция занимает целый урок, иногда и «спаренное» занятие.

Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений, бесед.

Условия эффективности школьной лекции являются (пед.требования):

составление учителем детального плана лекции;

сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;

логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта;

логические связи при переходе от одной части лекции к другой;

проблемность и эмоциональность изложения;

живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;

контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельности учащихся;

многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции;

выделение (диктовка) того, что следует записать;

использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;

сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.

Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от ряда условий может колебаться от 20 до 50%.

Работа с учебником и книгой стала одним из важнейших методов обучения.

Учебники, книги являются одним из основных источников знаний. Народная мудрость гласит: «Испокон века книга растит человека», «Кто много читает, тот много знает», «Книга – друг, без нее как без рук». В учебнике знания изложены в систематизированном виде. Материал в них достоверный, хорошо проверенный.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память.

Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. Современные учебные книги все больше «ужимаются» в объеме, их составители стремятся «упаковать» большое количество учебного материала в итоговые таблицы, диаграммы, графики, наглядные модели, классификации и т.д. Поэтому учителям следует больше внимание обращать на анализ информации, представленной в спрессованном виде, формировать у школьников умение «свертывать» и «развертывать» знания.

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.

Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

систематически упражнять школьников в чтении, проведении смыслового анализа содержания прочитанного, в подготовке ответов на вопросы, в пользовании данными в учебниках схемами, таблицами, в изложении своего мнения, сочинении.

В наши дни школа утратила единообразие. В педагогике рассматриваются различные подходы к процессу обучения (личностно ориентированный, компетентностный, технологический, культурологический), которые влияют на педагогическую практику и, соответственно, на методы обучения.

Это свидетельствует о том, что назрела необходимость вернуться к рассмотрению традиционных методов обучения, но необходимо показать то новое, что привнесли в них современные реалии. К примеру, методы работы с книгой дополняются методами работы с информацией в более широком понимании, в том числе и поиск информации в сети Интернет.

Традиционные методы обучения претерпели изменение. Современная педагогика идет вперед. Если в традиционном уроке с применением словесного метода на первый план выходит учитель, то в современном мире такая модель уже устарела. Эффективность данного метода обучения никто не отменял, но необходимо четко понимать то, что следует шагать в ногу со временем и искать новые пути решения задач, которые возникают в процессе обучения.

Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языкуЧто является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку

Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Картинка про Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку. Фото Что является источником знаний в словесных методах обучения русскому языку

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию.

Л. Выготский характеризует детей младшего возраста как учеников, у которых когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия; иными словами, в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путем их общения с более способными учениками и взаимодействия с окружающей культурой и средой. Далее Л. Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). Эта зона определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. Данная поддержка включает общение, и Л.Выготский считает в этом случае речь главным инструментом обучения.

Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его ЗБР. Утверждение Л. Выготского о центральной роли речи в обучении было поддержано эмпирическим исследованием. Барнс (1971) утверждал: то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. Более позднее исследование Мерсера и Ходжкинсона (2008) построено на основе ранней работы Барнса с целью установления центральной роли диалога в процессе обучения. На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:

позволяет ученикам выражать свое понимание темы;

помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;

содействует аргументированию учениками своих идей;

помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.

Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Ученики во многих классах имеют немного прав для разговора. К примеру, некоторые ученики не имеют права сказать учителю: «Это – интересная точка зрения». Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки.

Развитие диалогической беседы в классе

Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.

6. Нестандартные формы уроков как способ повышения эффективности словесных методов обучения.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Группы нестандартных уроков

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Опыт проведения нетрадиционных уроков показал, что именно в такой форме ребята легче и быстрее усваивают новую тему, внимательнее и с интересом читают произведения художественной литературы, легче запоминают правила русского языка.

Совсем необязательно готовить уроки в нетрадиционной форме постоянно, ведь это трудоемкий процесс, требующий большой затраты времени и сил. Достаточно внести несколько приемов в урок, и он становится намного интереснее.

Правила русского языка в стихах,

Проверка домашнего задания в виде кроссворда,

Аудио и видеозаписи интересных фактов об авторе, периоде и т.д.

Презентация уроков (слайд 24-27)

Урок-спектакль в 9 классе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Урок – суд на Раскольниковым по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе.

Час поэзии в 7 классе «Жил да был человек маленький». Стихотворения поэтов 20 века о ВОВ.

Список использованной литературы:

1. Алексюк А. Н. Проблема методов обучения в общеобразовательной школе. М.,1979.

3. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс, 2004.

5. Вигман С. Л. Шпаргалка по педагогике: учеб. пособие.— М.: ТК Велби, 2005.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *