Что является механизмом технологии коммуникативного общения в социально экологической деятельности
Осуществление экологического воспитания детей в рамках образовательной области социально-коммуникативного развития
Алла Ивановна Лебедева
Осуществление экологического воспитания детей в рамках образовательной области социально-коммуникативного развития
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24»
ДОКЛАД из опыта работы для выступления на педсовете на тему:
«Осуществление экологического воспитания детей в рамках образовательной области социально-коммуникативного развития»
Воспитатель высшей категории: Лебедева А. И.
г. Сергиев Посад, 2015 год
Средством социально-коммуникативного развития дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Воспитание экологической культуры у детей заложено в экологической деятельности. И наиболее эффективным средством этого направления, по моему мнению, являются экологические проекты, нацеленные на получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе, способствующие нравственному формированию личности дошкольника.
Цель проекта: создать условия для формирования экологической культуры воспитанников и осознанно правильного отношения к природе родного края,через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую, коммуникативную.
Одним из главных условий работы по этой теме является создание развивающей среды,применение наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки, лого-ритмических упражнений и т. д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание.
Например, сказка «Модница-осень» о том, как осень хотела всем доказать, что она самая красивая и модная, для этого она пошла к известному портному и заказала ему три наряда.
В сентябре, как лето украсил портной платье цветами, травами и плодами; в октябре – разоделась осень в наряд из разноцветных листьев, на шею надела алые бусы из ягод рябины, сережки из калины; а в ноябре наряд темного цвета, накидка из сизых облаков, башмачки надела, чтобы по лужам ходить.
Именно в художественной литературе содержится полезный и богатый материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру.
Большое значение имеет и труд в природе. Это уход за комнатными растениями (протираем листья, рыхлим землю, поливаем и опрыскиваем растения). Зимой сажаем лук, наблюдаем, делаем выводы, что нужно для того, чтобы лук рос, – это почва, свет, тепло, вода. Ставим в вазу с водой веточки тополя и наблюдаем, что, несмотря на то, что за окном зима, веточки распустились, появились листочки. Вместе с детьми делаем вывод, почему так происходит. Весной и летом ухаживаем за цветами на участке. Сначала рассматриваем семена цветов, затем сеем, наблюдаем, поливаем, пикируем (т. е. рассаживаем по отдельным стаканчикам, высаживаем на клумбу, всё лето ухаживаем (поливаем, полем, наблюдаем, любуемся красотой, а осенью собираем семена вместе с детьми. Зимой клумбы укрываем снегом, чтобы многолетние растения не замерзли, а отдыхали под теплым снежным одеялом. В зимнее время развешиваем кормушки для птиц. Говорим детям о том, что зимой птицам не так страшен холод как голод. Поэтому надо подкармливать птиц. родители помогли сделать кормушки для птиц. Весной планируем попросить родителей сделать скворечник – домик для скворцов – чтобы наблюдать за птицами, слушать пение, любоваться всем тем, что нас окружает.
Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. И наша задача научить понимать и любить все живое, а чтобы решить эту задачу важно заинтересовать дошкольника.
Перспективность своей работы вижу в следующем:
— в работе с детьми, задачами которой являются – повышение познавательной активности через экологическое воспитание;
— в работе с родителями, задачами которой являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей;
— работа с социальным окружением – связь с библиотекой детской, посещение мероприятий, связанных с экологическим воспитанием.
Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.
Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.
Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.
Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.
Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.
Статья на тему «Технология коммуникативного обучения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Специальность по диплому: преподаватель русского языка и
Место работы: ГККП « Строительно- технический колледж »
Система или технология, в которой работает педагог : Технология
коммуникативного обучения на уроке русского языка
Педагогическое кредо: Чтобы иметь право учить, надо постоянно
Технология коммуникативного обучения
Предмет: мотивация и заинтересованное отношение учащихся к обучению русскому язы к у
Изучить возможности речевой деятельности в процессе:
Личностной ориентации и общения в коллективе ;
Интерактивного общения (имитация «погружения» в языковую среду);
В недрени е ролевых ситуации, игровых методик;
Р ефлекси я (разговор на…);
Теоретическая база опыта : Е.И.Пассов, И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер,
Речевая направленность обучения русскому языку с
Осознанное обучение и формирование речевой дея тельности.
Ситуативность, с истемность и преемственность обучения расширени ю словарного запаса
4. Использование технологии коммуникативного обучения
Педагогическая идея опыта:
Исследование и обобщение опыта работы по обучению русскому языку и
Результаты опыта определяются многолетним личным педагогическим опытом, большим багажом теоретических знаний, дидактического обучения. На основе и спользовани я современных достижений, новейших методик, которые позволяют добиться устойчивых результатов обучения русскому языку, открыть путь для самообучения, получения непрерывного образования.
Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, воплощение так называемого «обучения в сотрудничестве», в парах и группах, она активно используется сегодня как ведущая во многих современных УМК по русскому языку.
Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений. Участники коллективной деятельности должны постоянно включаться в диалоги, а идущий в это время процесс обучения нужно понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности».
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:
Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность студента ):
· высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть учебная, игровая, трудовая, театральная.
Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации
· устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается ;
· презентуется (преподносится) речевой материал ;
· приобретаются речевые навыки ;
· развивается активность детей и самостоятельность общения ;
· закрепляются коммуникативные навыки учащихся.
Очень важно анализировать тексты, способствующие нравственному, эстетическому развитию личности, вызывающие у ребенка способность к рефлексии, потребность в ней.
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям учащегося:
· отбираются речевые конструкции, необходимые для общения,
· побуждать к общению,
· приносить радость сотворчества,
· сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
— уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, студенческая конференция и т.д.;
— уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
-уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.
— разработка структуры коммуникативной ситуации,
— проектная разработка совместных действий преподавателя и студента на уроке,
— рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.
Уроки с использованием коммуникативных технологий позволяют обучать студентов языку как средству общения, познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности
Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка:
* многоаспектная работа со словом, создание на его основе изобразительно-
выразительных средств; создание контекста для слова и т.д.;
* инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, свободные
* все виды аспектного и комплексного анализа текста;
Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:
* анализ художественной формы произведений,
* речевой портрет героя;
* сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
* сочинения разных видов и их качественный анализ ;
* ролевые игры, подготовка и защита проектов на литературную тему;
* подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;
Результат внедрения коммуникативной технологии – это
гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;
преодоление страха публичного выступления;
свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
расширение словарного запаса;
получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности.
Применение технологии коммуникативного обучения на уроке русского языка обеспечивает мотиваци ю и заинтересованное отношение учащихся к обучению русскому языку, овладение русским языком на уровне освоения, узнавания и использования основных грамматических явлений, ведения диалога, создания деловых сообщений достаточном для активной адаптации в обществе.
Городская научно-практическая студенческая конференция «Білімді ұрпақ – білімді маман»
Публикация статьи: «Казахстанский патриотизм»
Крикау Артур – 2 курс, 3 место. Грамота
Сборник материалов городской студенческой конференции
«Білімді ұрпақ – білімді маман».
Использование педагогических технологий в экологическом воспитании детей в условиях экспедиции
Использование педагогических технологий в экологическом воспитании детей в условиях экспедиции
The use of educational technologies in the environmental education of children in expedition
*Карпушева Е. Т., **Карпушева А. Г.
*Муниципальное образовательное учреждение «Центр внешкольной работы», г. Североуральск, Свердловская область, Россия
**Детское молодежное общественное экологическое движение «Зеленый дозор», г. Североуральск, Свердловская область, Россия
*Karpusheva E., **Karpusheva A.
*Municipal Educational Institution «Center for extracurricular activities», Severouralsk, Sverdlovsk territory, Russia
**Junior Youth Public Environmental Movement «Green Watch», Severouralsk, Sverdlovsk territory, Russia
Экспедиция рассматривается как одна из форм экологического обучения и воспитания школьников, позволяющая организовать комплексную работу с применением технологии контекстного обучения и как «способ познания и реализации личностью своих возможностей».
The expedition is regarded as a form of environmental training and education of pupils, allows you to organize complex work with application context of training, and as a means of understanding and realization of their individual capabilities.
«Экологическая культура определяет характер и качественный уровень отношения между человеком и социоприродной средой. Она проявляется в природоосообразной деятельности личности. В основе экологической культуры лежит осознанное ответственное отношение к себе, к людям, к миру природы» [1]. Как воспитать экологически культурного человека? Один из ответов – экспедиция.
Экспедиция – одна из форм экологического обучения и воспитания школьников, позволяющая организовать комплексную работу с применением технологии контекстного обучения. Экспедиция – это «способ познания и реализации личностью своих возможностей» [2]. С одной стороны, она направлена на формирование этических норм взаимодействия с окружающей средой через «погружение», с другой, позволяет создать особую микросреду «человеческих обстоятельств» [1].
Сегодня в экологическом воспитании известно несколько педагогических технологий: проекто-созидательные, технология экологического мониторинга, контемплятивно-акустические, технология погружения в природно-историческую среду, технология коммуникативного общения в социально-экологической деятельности.
Технология контемплятивно-акустического освоения мира особенно важна в становлении личностного отношения к миру. Именно в этой технологии реализуется основная цель экологического воспитания – формирование отношения к природе как к особой духовной и эстетической ценности. Эта технология предполагает сочетание интеллектуального и эмоционального познания природы, развивает в ребёнке склонность к созерцанию, к непосредственному зрительному восприятию элементов природы. Научить созерцанию очень важно, потому что таким образом человек с детства научится чувствовать красоту, гармонию, многообразие окружающего мира, научится всматриваться в свой собственный мир. Спокойное одухотворённое созерцание объекта или явления природы способствует развитию волевых качеств личности, усвоению этических норм поведения в природе, формированию высоконравственного отношения к живому.
В условиях экспедиции использование этой технологии вполне возможно. Окрестности села Всеволодо-Благодатское, где расположена база для проведения детско-юношеской экспедиции «Былина в Заозёрье» (50 км от г. Североуральска) давно используется для созерцания и любования видом близких и дальних гор, сельского и лесного пейзажей. В лесу произрастают эндемики и краснокнижники – фиалка лесная, горицвет, прострел обыкновенный, княжик сибирский, за которыми участники экспедиции ведут наблюдения. На историческом, месте Сопке-горе, есть отличная смотровая площадка, которая при её самом простом благоустройстве и оборудовании стала прекрасным полигоном для работы с малыми группами детей – до 10 человек. Прямо здесь, на природе, в юном человеке рождаются стихи, рисунки, прозаические зарисовки как результат любования окружающим миром.
Акустическая технология связана со звуковыми рядами в природе. Умение слушать окружающий мир рождает удивление перед чудом природы. Использование акустической технологии включает такие формы работы, как слушание птиц, обучение пользованию звукозаписывающими устройствами, восприятию звуков живой природы и их продолжение в музыке. Эта технология важна с точки зрения обогащения сенсорного опыта, так как способствует формированию художественного образа природы, рождению эстетических переживаний. С 2002 года в окрестностях села мы проводим январскую орнитологическую экспедицию «Зимний учёт птиц», используя акустическую технологию.
Наши экспедиции проходят с использованием и технологии погружения в природно-историческую среду. Одним из ключевых моментов детско-юношеской этноэкологической экспедиции является знакомство детей и подростков с историей края, с народным земледельческим календарём, в котором, как известно, зафиксированы природопользовательские знания и умения, мифология, обряды. В его праздниках закреплена забота об урожае, здоровье, семье, передача опыта подрастающему поколению. Особое внимание мы уделяем таким праздникам, как Рождество, Масленица, Троица, Купала, Жатва, Госпожинки, Покров.
Технология коммуникативного общения в социально-экологической деятельности основана на пропаганде экологических знаний и успешно используется в работе с подростками 12-14 лет.
Начиная с 2007 года, участники экспедиций проводят экологические десанты на памятниках природы и родниках, которые расположены на маршрутах, с 2004 года участвуют в поиске новых родников. За период с 2004 по 2009 год во время экспедиций было открыто и описано 17 родников, некоторые из них обустроены собственными силами из природного материала.
Экспедиция может быть максимально использована для формирования экологической культуры в детях и подростках. Надо лишь помнить, что, какую бы технологию мы ни использовали, ключевыми остаются включённость каждого участника в любое дело и роль педагога, который в первую очередь сам должен воспринимать природу как самоценность с её материальными и духовными ценностями.
1. Сикорская, Г. П., Комов, образование. Уральский вариант (Краткая история, методологические основания и практика) – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. – 202 с.
Доклад из опыта работы «Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе экологической деятельности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МКДОУ Детский сад «Берёзка»
Доклад из опыта работы
«Развитие социально-коммуникативных навыков старших
дошкольников в процессе экологической деятельности»
Детский сад «Берёзка»
«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой, Здесь,
в природе, вечный источник детского разума»
ФГОС ДО, внёс изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность. Формирование личности через собственную деятельность, развитие собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности – это цель современного дошкольного образования. Но проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания педагогов. В последнее время значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями с пониженной культурой речи.
Большое внимание, сегодня уделяется формированию экологического мышления детей. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний о природе. Невозможно переоценить роль родного языка в восприятии окружающего мира детьми. В свою очередь ознакомление с природой является средством развития речи детей и познанием окружающего мира.
На фоне музыки… (слайды презентации)
Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена: когда за окном кружит метель и, когда на деревьях распускаются нежно-розовые ароматные цветки вишни… Мы любуемся этой красотой и учим тому же наших дошколят: наслаждаться свежестью весеннего ветра, запахом летнего луга, шелестом осенних кленов и ядрёным ароматом ясного зимнего дня.
Природа – источник доброты. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, который надо развивать. В детстве ребенок должен также пройти школу воспитания добрых чувств; как можно пробудить у детей светлые добрые чувства, как утвердить в их сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому и красивому? Наши педагоги это знают.
Природа – это источник познания. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира. В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, не похожие один на другой праздники. Мы даём детям много знаний, что солнце является источником тепла, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое – многое другое.
В нашем детском саду педагоги учат детей элементарным экологическим знаниям и представлениям, началам экологического мировоззрения. Учат понимать причинно-следственные связи, показывают взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, формируют представления детей о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека. Всё это способствует экологическому познанию предметов и явлений с разных сторон, а так же расширению речевых возможностей.
Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребёнка без включения её в какую-либо деятельность, невозможно!
Сегодня процесс обучения – это поиск и сотрудничество. Он строится на основе деятельностного подхода с принципом интеграции.
Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы:
наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация мультфильмов и кинофильмов);
словесные (беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы);
практические (игры, труд, опыты)
Громадное значение оказывают живые беседы, опирающиеся на подлинные явления жизни. В холодный зимний день, мы вспоминаем о солнечном, жарком летнем дне, мы вывешиваем картины о лете. И в памяти детей воскресает многое, казалось, основательно забытое; и дети рассказывают о том, что было и что так контрастно настоящему. Рассказ является той формой и образцом речи, который раньше других оказывает влияние на развитие их языка. Дети перенимают слова, выражения, интонацию и модуляцию голоса взрослого, который рассказывает о явлениях природы, о животных и растениях. Изложение педагогом является образцом. Дети любят рассказ больше, чем чтение вслух. Приём по слушанию речи, рассказыванию по картинкам является ценным. Все виды рассказывания помогают совершенствовать стороны речи ребёнка – лексическую, грамматическую, фонетическую.
В деле постижения живой русской речи ценно чтение. Художественное слово даёт начало экологическому сознанию. С помощью книги дети узнают о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточняют и конкретизируют имеющиеся представления о предметах, явлениях. Наравне со сказкой и рассказом используем художественное стихотворение, оно действует на душу ребёнка силой и обаянием ритма. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Через стихотворение дети воспринимают красоту окружающей природы, знакомятся с богатым лексическим материалом. Природоведческая литература раскрыла детям явления неживой природы, помогла установить связи и отношения, существующие в природе. С помощью книги у ребят развивается познавательный интерес, наблюдательность, любознательность. Природоведческие книги используем в работе с детьми с разной целью. Небольшой рассказ, сказка могут предшествовать наблюдению с тем, чтобы поставить задачу, вызвать интерес к предстоящему наблюдению.
Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихотворений помогает выделить особенности явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы, используя их в процессе самого наблюдения.
К практическим методам, прежде всего, относится игра. Для расширения представлений детей о явлениях природы используются разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.
Играют с детьми в речевые дидактические игры экологического содержания, в процессе которых речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него слоформами. Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
В процессе труда дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способом ухода за ними в уголке природы.
Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используем в работе с детьми элементарные опыты. Опыт – как способ решения познавательной задачи возникшей в процессе игр, труда или организованной образовательной деятельности. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают свои предположения о причинах явления, выбирают способ решения, сравнивают результаты, делают выводы.
Ознакомление детей с природой и развитием речи детей осуществляется в детском саду в разнообразных формах: на занятиях (ООД), экскурсиях, в повседневной жизни.
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать систему элементарных знаний с учётом требований программы в определённой последовательности с учётом возможностей детей и особенностей природного окружения. Обучение детей в ООД осуществляется разными методами, выбор которых зависит от вида занятия, его основной цели, от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта.
В игровых обучающихся ситуациях используются кукольные персонажи: Буратино, Незнайка, Старичок-Лесовичок, Айболит. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения или занятия. Всё это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому моменту. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить самый оптимальный вариант. Всё это активизирует умственную деятельность малышей.
ООД планируется с учётом сезона. Каждый сезон длится долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности.
Используются разные типы занятий (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные) в своей работе по
экологическому воспитанию. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности.
Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребёнок наблюдает в естественной обстановке явления природы, сезонные изменения, видит как человек преобразовывает природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Преимущество экскурсий – занятий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде обитания. Экскурсии помогают детям сформировать мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Экскурсии в зелёную зону, привлекают внимание детей, дают возможность собрать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы.
Большое значение для речевого развития играют средства, методы, приёмы, использующиеся для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. п.) используется и новые в нашем детском саду. «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (дерево, куст, лесная тропинка и т.д.) перед прогулкой со сказкой. По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернём на эту тропинку. Может быть, она приведёт нас к сказке?», «Подойдите к этому дереву, может быть, здесь спряталась сказка?». Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок), отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор подойдёт о сказке «Гуси-лебеди». Дети рассматривают дерево, его ветки, листья и плоды (если есть), пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке. Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей.
Для ознакомления дошкольников с природой, для воспитания экологической культуры в работе используются ежедневные прогулки. Во время прогулок организовываются игры с природным материалом: песком, водой, льдом, снегом, листьями и т. п. прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения продумываются заранее, при этом используются разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные).
Фронтальную организацию наблюдения используют для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями. Наблюдения могут проходить небольшими группками (рассматривание цветка, появление всходов, насекомых и т.д.) на прогулке проводится и индивидуальная работа.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в группе уголка природы.
Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организовывается в течение года. Этим создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой, формирования у них прочных, осознанных знаний об обитателях уголка, трудовых навыков и умений, развития наблюдательности.
Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребёнка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Воспитатели всегда готовы выслушать ребёнка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создаёт максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание и развитие речи со всем процессом развития личности маленького ребёнка