Что является механизмом обучения
Сущность и механизмы обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Обучение представляет собой процесс активного взаимодействия между педагогом и учеником. Результатом такого взаимодействия становятся сформированные у ученика на основе его собственной активности знания, умения и навыки. Отношения между педагогом и учеником нельзя сводить к приемопередаточным отношениям. Для достижения положительного результата обучения требуется активность и взаимодействие обеих сторон процесса обучения. Паскаль писал:
«…ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо разжечь…».
Сущность деятельности педагога в этом процессе содержится в направлении действий ученика, контроле и предоставлении необходимых средств и информации. Если активность учащихся в овладении знаниями не проявляется, если стимул к обучению не проявляется, то процесс обучения как таковой не налажен и результат не достижим.
Задачи обучения
Во время обучения решаются следующие задачи:
Функции педагога
Процесс обучения предполагает, выполнение педагогом определенных функций:
Учащиеся также являются носителями определенных функций в процессе обучения, которые позволяют сделать этот процесс эффективным:
Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать вывод, что сущность образования заключается в формировании новых знаний, умений и навыков в процессе активной учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Формы обучения
Обучение бывает следующих форм:
Физиологически процесс обучения человека заключается в создании центральной нервной системой шаблонов стимулов и ситуаций, а также сценариев реакций на них. Объяснение механизмам обучения дал П.К. Анохин. Он сформулировал это следующим образом: полученная в процессе обучения информация из потенциальной превращается в актуальную в момент создания новой функциональной системы. Именно она представляет основу и механизм обучения.
Обучение имеет многоуровневый характер. Уровень обучения, на котором происходит усвоение стимулов и реакций, называется рефлекторным. Он присущ как животным, так и человеку, хотя характер подкрепления различен. Рефлекторный уровень обучения осуществляется автоматически и бессознательно посредством поисков, проб и ошибок. Побуждение провоцируется потребностями и мотивацией. В рефлекторном уровне выделяют два вида обучения: сенсорное и моторное. Слияние их представляет сенсомоторное обучение. Оно заключается в формировании автоматических способов выполнения действий, контролируемых восприятиями и представлениями. Более высокий уровень обучения выражен усвоением знаний, действий и поступков. Эти виды обучения сохраняются в течение жизни человека.
На интеллектуальном уровне обучения знания отражают не чувственные отношения предметов и действий, а объективные связи, структуры и отношения действительности или деятельности. Эти отношения определяются не в ощущениях, а в системе понятий и действий, которые обозначены словами.
Активность в процессе обучения
Обучение можно классифицировать по критерию активности в процессе обучения:
Неассоциативное или стимул-зависимое обучение обусловлено средой и не требует ассоциации внешних сигналов с деятельностью организма. Фактически человек пассивно реагирует на внешние факторы. В неассоциативном обучении выделяются:
Привыкание представляет процесс угасания ориентировочной реакции. Многократно повторяющийся раздражитель перестает иметь значение и организм перестает на него реагировать и формируется привыкание. Привыкание – это самая простая и распространенная форма обучения. За счет привыкания человек может игнорировать раздражители, не имеющие для него значения и появляется возможность сконцентрироваться на более важных явлениях.
Сенсибилизация заключается в усилении реакции организма на повторяющийся стимул, вызывающий неприятные ощущения. Обучение носит негативный характер и выражается в поведенческих реакциях типа «стимул-ответ».
Импринтинг – это форма неассоциативного обучения, которая основана на природной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций в ранний период развития человека.
Формы импринтинга – это запечатление образов, имитационное поведение, реакция следования.
В результате подражания человек выполняет действия путем наблюдения за действиями окружающих. Бывает простое подражание и викарное обучение. При викарном обучении результат подражания оценивается. Викарное обучение с возрастом превалирует над подражательным обучением.
Высшей категорией обучения является когнитивное обучение. Оно основывается на формировании функциональной структуры среды. К формам когнитивного обучения относятся:
Психонервное поведение трансформирует явления окружающей среды в переживания, которые через ориентировочную реакцию формирует поведение человека. Элементарная рассудочная деятельность позволяет связывать предметы и явления окружающей среды, что позволяет использовать эти законы при формировании поведения в новых ситуациях. Под вероятностным прогнозированием понимается прогнозирование будущего, на основе прошлого опыта и информации о текущей ситуации.
Таким образом, когнитивное обучение, основываясь на облигатном и ассоциативном обучении, выступают в качестве одного из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности человека.
Теория обучения: конспект лекций
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Теория обучения». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория обучения: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
1. Сущность процесса обучения, его цели
Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.
Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика — это «искусство обучения всех всему».
Наряду с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.
Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.
Личность в процессе обучения должна овладеть той стороной общественного опыта, которая включает знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности. Общепринято называть законом в дидактике внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая определяет их необходимое проявление и развитие. Но процесс обучения отличается одной характеристикой от других явлений общественной жизни, и соответственно законы обучения, зафиксированные дидактикой, отражают эту особенность.
Практически все последствия общественной жизни являются результатом индивидуальной деятельности, которая направлена на цели и объекты. С другой стороны, деятельность обучения преследует достаточно узкие, ограниченные социальные цели, которые соотносятся непосредственно с законами обучения. Заметим, что совсем не обязательно, что законы обучения и цели его субъектов совпадают.
Цели обучения, хотя и будучи ограниченными, достигаются в процессе получения эмпирических знаний. Появился интерес к законам, который усилился по мере усложнения целей обучения и условий его осуществления.
Рассматриваемое отличие законов обучения как социальной деятельности от других видов общественной жизни и их законов предполагает еще одну трудность определения законов в дидактике. Законы общественной жизни не обеспечивают достижение каждой индивидуальной цели. Обучение же предполагает цели относительно каждого обучаемого. Заметим, что обучение каждого индивида — следствие множества факторов взаимодействия. Каждый из этих факторов является обязательным условием обучения, поэтому реализация этого множества крайне затруднительна. Следовательно, и достигнуть цели обучения по отношению ко всем обучающимся трудно.
Дидактика и психология обучения. Психология и дидактика тесно связаны между собой. Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект — процесс обучения и воспитания; их различие определяется разными аспектами изучения этого объекта. Психология исследует психологические закономерности становления психики человека в процессе ее формирования, или психологические механизмы усвоения системы свойств, способностей, индивидуального опыта человека.
Дидактика изучает условия (организационные формы, методы, средства обучения), которые необходимо создать для эффективного протекания процессов усвоения в соответствии с их психологическими закономерностями. Поэтому осмысленное построение системы организационных форм, методов, средств обучения должно опираться на задание психологических механизмов усвоения человеком системы знаний, умений, способностей. То есть дидактика должна строиться на основе данных педагогической психологии.
Знание психологических механизмов усвоения и педагогических условий, в которых они реализуются, составляют необходимую основу для разработки методик обучения, выступающих как главное средство педагогической деятельности. Невозможно осмысленно пользоваться и разрабатывать методики обучения, не зная психологических закономерностей и педагогических принципов, на которых они основываются.
Существует непрерывная цепочка связей: «педагогическая психология» — «дидактика» — «методика» — «практика». Эти связи отражают преемственные стадии проектирования учебного процесса. Конечной целью учебного процесса является формирование личности. Образование — процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков. Выделяют начальное, среднее, высшее образование, общее и специальное образование.
Простая педагогическая ситуация состоит в организации воспроизводства заданной педагогом деятельности. Такая ситуация описывается как система кооперативной деятельности: процесс учения и организация этого процесса педагогом. Педагог в этой ситуации должен составить представление о деятельности и транслировать его ученику.
Ученик должен принять эту деятельность, войти в нее и выполнить. Функции педагога, таким образом, состоят в сознании представления о деятельности у ученика и в вовлечении ученика в деятельность. Наконец, педагог осуществляет контроль исполнения и результата деятельности. Контроль, следовательно, является определенной функцией учебно-педагогической деятельности.
Если результат контроля отрицательный, то процесс повторяется.
Если проблемная ситуация заключается в непонимании учеником задаваемого представления о деятельности, то в ходе рефлексии эта деятельность делится на части, согласно этапам вхождения и осуществления деятельности. Затем эти рефлексивные знания превращаются в нормативные, и снова педагог демонстрирует вхождение в деятельность, организует вовлечение ученика, контроль осуществления деятельности и т. д. Такова логика дидактики. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную деятельность ученика и управляющей ею.
Объектом науки является реальный процесс обучения. Дидактика дает знания об основных закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.
Теория обучения как наука включает в себя несколько категорий.
Сущность процесса обучения. Рассматривает обучение как часть общего воспитательного процесса.
Методы обучения. Изучаются приемы, которыми пользуется учитель в своей профессиональной деятельности.
Принципы обучения. Это основные взгляды на учебную деятельность.
Содержание школьного образования. Выявляет взаимосвязи различных видов обучения в общеобразовательной школе.
Организация обучения. Занимается вопросами организации учебной работы, обнаруживает новые формы организации обучения. Ключевой формой организации обучения на сегодняшний день является урок.
Деятельность учителя. Поведение и работа педагога в ходе реализации образовательного процесса.
Деятельность учащихся. Поведение и работа ученика в ходе реализации образовательного процесса.
Являясь педагогической дисциплиной, дидактика оперирует теми же понятиями, что и педагогика: «образование», «воспитание», «педагогическая деятельность» и др.
Под образованием понимают целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности. Образование реализуется под влиянием обучения.
Под обучением понимается целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого, главным образом, осуществляется образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности.
Обучение не в полной мере может решить задачи воспитания личности и ее развития, поэтому в школе одновременно осуществляется внеучебный воспитательный процесс. Под влиянием обучения и воспитания реализуется процесс целостного всестороннего развития личности.
Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподаванием называют процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, а учением — процесс деятельности ученика. Учение происходит также и во время самообразования. Из выявленных дидактикой закономерностей вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения. Их называют принципами обучения.
Обучение выполняет одну из основных задач развития личности — передать молодому поколению знания из опыта человечества, сформировать необходимые в жизни умения и навыки, взгляды и убеждения.
Начальное обучение содержит в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития младших школьников. Раскрыть и реализовать эти возможности — важнейшая задача дидактики начального обучения.
Обучение ставит перед индивидуальным развитием ученика задачу — овладеть современным для данной эпохи уровнем знаний. Индивидуальное развитие в процессе обучения всегда отстает от общественно-исторического. Общественно-историческое познание всегда идет впереди индивидуального.
Обучение — особый вид человеческих отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача субъекту обучения опыта человеческой деятельности. Вне обучения общественно-историческое развитие отрывается от индивидуального и теряет один из источников своего самодвижения.
Процесс обучения сопряжен с развитием и формированием у обучаемого знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам. Учение, как правило, вызвано мотивацией.
Мотивация — это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к деятельности. Известно, что существует два уровня мотивации: внешняя и внутренняя. Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми.
Однако существует мнение, что систематический длительный контроль над действиями ребенка заметно понижает желание учеников трудиться и даже может совершенно разрушить его.
Важно развивать внутренние мотивы ученика. Уровень внутренних потребностей у каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям (потребность в выживании, в безопасности, в принадлежности, в самоуважении, творческие потребности и потребность в самоактуализации).
В ходе эволюции с усложнением человеческих отношений усовершенствовалась и система обучения: появились особые заведения, в которых осуществлялось обучение. Обучение стало целенаправленным процессом.
Попробуем сравнить первоклассника, который не умеет ни читать, ни писать, и выпускника школы. Что превратило ребенка, не знающего основ грамоты, в высокоразвитую личность, способную к творческой деятельности и осмыслению действительности? Этой силой явилось обучение.
Но знания не могут быть просто так переданы от одного человека другому. Подобная задача может быть осуществима лишь при активном участии обучаемого, при его встречной активности. Не зря французский физик Паскаль говорил, что «ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Из этого можно сделать вывод о том, что обучение — это двусторонний процесс деятельности, как учителя, так и ученика, в результате которого у обучаемого формируются знания и навыки при наличии у него мотивации.
2. Противоречия процесса обучения
Задача преподавателя, обладающего некоторым багажом знаний, — передать эту информацию ученику. Но не только этим ограничивается его деятельность. Учитель должен стимулировать работу ученика, развивать его внутреннюю мотивацию к овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, эстетических взглядов. Поскольку обучение является живым и постоянно развивающимся процессом, для него свойственно наличие различных противоречий. Эти противоречия способствуют совершенствованию обучения, его приспособлению к изменяющимся требованиям общества. Вот ряд основных противоречий в образовательном процессе.
1. Противоречие между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учеником. Это противоречие содействует улучшению содержания образования. Дело в том, что объем опыта, накопленного человечеством, настолько велик, что ни один из людей никогда не сможет усвоить его в полной мере. Поэтому необходимо выбирать именно ту информацию, которая бы соответствовала потребностям индивида и общества. Вместе с информацией ученик должен овладеть основными методами познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование и др.) для того, чтобы в дальнейшем уметь «добывать» знания самостоятельно.
2. Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. Как правило, начиная обучение, учащийся не имеет даже элементарных понятий о дисциплине. На этом этапе учителю необходимо заинтересовать ученика. В современном обществе есть множество различных источников информации (телевидение, печать, Интернет и т. д.), что значительно облегчает труд учителя и делает информацию более доступной.
3. Противоречие между учебными задачами и уровнем развития ученика. На разных этапах обучения уровень сложности учебных заданий повышается. Здесь важна адекватная оценка учеником своих способностей. Если задание намного превышает уровень развития ученика, то оно, скорее всего, окажется не выполненным или выполненным не в полной мере. Такое положение может полностью лишить учащегося мотивации к обучению. С другой стороны, если задание окажется слишком простым, то оно не будет способствовать его развитию, ведь для достижения цели он не приложил достаточно усилий.
4. Противоречие между наукой и школьным предметом. Учитель, как правило, обладает большим объемом знаний, чем предлагает ученикам в ходе обучения, поскольку реализация школьного образования не всегда требует от учащегося глубоких аналитических знаний по предмету. Более того, преподаватель не всегда может преподнести, а ученик по ряду причин усвоить в полной мере весь объем информации.
Кроме вышеназванных, в процессе обучения могут возникать и другие противоречия. Каждое из них способствует развитию дидактики, ставит перед учителем ряд педагогических задач, помогает наиболее полно реализовать образовательную деятельность.
Современное обучение включает в себя множество аспектов: научный, трудовой, эстетический, спортивный, здоровьесберегающий. Каждый из вышеперечисленных видов обучения имеет свои особенности и свои методы. Наука дидактика решает вопросы, связанные с ними.
3. Движущие силы процесса обучения
Процесс обучения — совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, в ходе чего осуществляются развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда. Обучение в современной школе направлено на подготовку молодых поколений к активному участию в жизни общества. Изменение самого процесса обучения оказывает влияние на учащихся в сторону повышения активности учеников в познании окружающей действительности. Все это усиливает стремление школьников к непрерывному расширению этих знаний в единстве с развитием способности самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания. Эта способность превращается в черту личности учащегося, что послужит в дальнейшем основой к его самообразованию.
Нередко полагают, что движение учебного процесса всецело определяет учитель, его объяснения, указания, вопросы. Этот взгляд возник при наблюдении за уроками, где учитель непрерывно объясняет, указывает, направляет, а ученикам остается лишь подражательно-исполнительская работа. Вскрытие же действительных движущих сил процесса обучения — сложная задача, что обусловлено множеством разнообразных факторов, участвующих в таком многогранном, подвижном и противоречивом процессе. Не все то, чему учат, усваивают ученики, и далеко не всегда учитель в состоянии вызвать у них желание учиться. Замечено, что чем больше учитель «учит» своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения. И наоборот, процесс обучения, в котором в тесной связи с объяснениями учителя осуществляется живая, активная познавательная деятельность учащихся, оказывается эффективным в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся. Таким образом, организованное обучение не стоит на месте, а непрерывно развивается, приобретая внутренние силы своего движения.
Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся — их умственного развития.
Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения — развивает умение и нравственно-волевые силы школьников.
Также движущей силой является противоречие, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл. Условие становления противоречия в качестве движущей силы обучения — соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при напряжении усилий учащиеся класса в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут ее выполнить в ближайшей перспективе, — такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, оно тормозит умственную деятельность учащихся.
Психологические механизмы обучения и развития
Вы будете перенаправлены на Автор24
Обучение — это система дидактических воздействий, определяемая содержанием, методами, формами предоставления учебного материала для его усвоения.
Сущность обучения и его особенности
В определении обучения существуют различия, которые обусловлены разными теоретическими подходами к пониманию его сущности. Так, Ю.И. Машбиц писал, что в российской и зарубежной психологии обучение определяется в качестве передачи общественно-выработанного опыта подрастающему поколению.
Обучение — это групповая деятельность преподавателя и учеников. Оно представлено единой деятельностью в области воспроизведения культуры, управления усвоением знаний.
Машбиц также писал, что знания в качестве идеального образования не способны непосредственно передаваться другому субъекту. Они могут только вырабатываться самим субъектом в ходе проявления собственной активности.
Понимание обучения как совместной деятельности обучающего и обучаемого также не может достичь глубины психологических механизмов. Обучение — это особый тип групповой деятельности, включающий учебную деятельность.
Учебная деятельность представляет собой практическую деятельность (деятельность учителя). Также существует учебная (теоретическая, познавательная) деятельность учащихся. Для этих двух видов деятельности характерны разные субъекты, которые решают разные задачи (учитель решает дидактические задачи, ученики — учебные).
Анализируя структуру обучения, принято его рассматривать как систему. Она включает учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащихся. Каждый компонент не раскрывается в отрыве от деятельности. Учебная деятельность в отношении к учебной деятельности способна выступать в качестве объекта управления.
В целом обучение необходимо рассматривать как управление учебной деятельностью учащихся. Это обусловлено тем, что данный подход отражает психологические механизмы обучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Психологические механизмы обучения
В качестве механизмов обучения выступают конструкты, которые описывают взаимодействие учебной и учебной деятельностей. Они включают механизм определения задачи, заключающийся в том, что внешнее учебное влияние превращается в учебную задачу, определяющую направление работы учащихся.
Влияние осуществляется в тех случаях, когда оно приобретает у ученика личностный смысл. В этой ситуации происходит актуализация целей, мотивов, опыта ученика. Все это доказывает, что ученик является не просто объектом управления, а представляет собой субъект учебной деятельности.
При определении обучения как управления, имеется в виду не вся учебная деятельность педагога, а только та, которая ведет учеников к осуществлению целей. Обучение описывается как процесс решения задач. Задачи, решаемые учителями, называют дидактическими. Они всегда решаются по причине решения определенной учебной задачи.
Существенный механизм обучения представлен рефлексивными отношениями, которые состоят в отражении учителями своих действий. Последний направлены на:
Учитель отражает сам себя, при этом он должен создавать свой образ глазами учащихся. Все это позволяет приводить учебный процесс в соответствие с целями.
Еще один важный механизм обучения и учения представлен обратной связью. Как справедливо отметили ученые, данный механизм рассматривается неоднозначно. В бихевиоризме его определяют в качестве подкрепления ответа. Основная идея оперантной теории Скинера представлена подкреплением правильной реакции как механизма формирования поведения.
Представителями когнитивной психологии обратная связь определяется как информация о наличии ошибки, включая причины ее возникновения и инструкции об исправлении ошибок. Психологический регулятор учения представлен при этом процессом понимания, а механизм обратной связи действует при выработке стереотипных форм поведения, того поведения, которое производят по образцу.
А. В. Брушлинский тоже универсализировал механизм обратной связи, считая, что он требуется в процессах мышления, но не является достаточным для его саморегуляции.
Для выбора воздействия в учебном процессе учителя должны различать внешнюю и внутреннюю обратную связь. Первая заключается в установке связи учебной деятельности с учебы, а вторая состоит в информировании о результатах деятельности учащихся.
Психологические механизмы развития
Механизмы психического развития представляют собой взаимосвязанные обстоятельства внутреннего и внешнего мира, которые способствуют становлению и функционированию психических образований. Среди них выделяется:
Социальная ситуация развития — это отношение между ребенком и социальной средой, специфическое для каждого возраста. Понятие было введено в оборот Л. С. Выготским.
Ведущий вид деятельности — это деятельность, помогающая сформировать другую деятельность, психологические новообразования. На некотором возрастном этапе она является преобладающим занятием. При переходе из одного возраста в другой происходит ее изменение, что способствует изменениям в психике и поведении.
Психологические новообразования — это качественные и количественные изменения в психике и поведении человека, которые появляются в ходе развития на некотором возрастном этапе (часто при переживании возрастного кризиса).
Кризис развития рассматривают также в качестве механизма психического развития. Выготский понимал под этим типом кризиса сосредоточение резких и капитальных сдвигов, личностных переломов и изменений. Кризисом он считал переломный пункт в нормальном течении психического развития.