Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования

Методология программы КСИ

Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть картинку Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Картинка про Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть картинку Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Картинка про Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть картинку Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Картинка про Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть картинку Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Картинка про Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования

Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть картинку Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Картинка про Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования

Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть картинку Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Картинка про Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования

Общая характеристика и этапы КСИ.

Для исследования и познания частных социальных явлений в различных областях человеческой деятельности разрабатываются частные социологические теории (труда, быта, досуга, культуры, политики, идеологии, физической культуры и спорта и др.). Все эти научные дисциплины принято называть прикладной социологией. Одним из наиболее распространенных методов выявления, сбора и объявления социальных фактов является метод конкретно-социологического исследования.

Конкретные социологические исследования (КСИ) – это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Социологическое исследование включает четыре последовательных этапа:

— Сбор первичной социологической информации (ответов опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записей исследователя в карточках наблюдения, анализ документов и т.д.);

— Подготовку собранной информации к обработке и ее обработка на ПК;

— Анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулировку выводов и практических рекомендаций.

Методологический раздел программы КСИ начинается с формулировки проблемы исследования. Именно проблема является непосредственным поводом к проведению социологического исследования и должна обязательно переживаться, оцениваться в качестве проблемы. Она выражается в вопросе, ответ на который не содержится в накопленном социологическом знании. Она выражается в вопросе, ответ на который не содержится в накопленном социологическом знании. Проблемная ситуация возникает тогда, когда есть противоречие в развитии какого-либо социального явления. Например, стремление некоторых спортивных организаций к развитию большого спорта в ущерб развитию массовой ФК и т.п.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Это то, что содержит в себе социальное противоречие. Т.е. в качестве объекта исследования выступает носитель социальной проблемы. Это то, на что направлен процесс познания. Это может быть область социальной действительности, деятельность людей или сами люди (например, отношения зрителей к спортсменам; отношения к ФКС различных групп населения и т.д.). Объект должен быть ограничен: профессиональной принадлежностью, пространственной ограниченностью (регион, город, деревня), функциональной направленностью (производственная, политическая, трудовая и т.п.), временной ограниченностью, возможностью количественных измерений.

Четкое выделение объекта исследования способствует правильной формулировке предмета исследования. Предмет исследования – это те стороны и свойства объекта исследования, которые выражают исследовательскую проблему и подлежат изучению.

Следующий эта программы КСИ – логический анализ основных понятий. Этот этап заключается в том, что исследователь должен определить смысл, вкладываемый им в те понятия, которыми он постоянно оперирует, дать им трактовку. При этом исследователь или дает свое определение анализируемых понятий, или подтверждает свое согласие с формулировкой, данной другим ученым ранее.

Цель исследования – это общая направленность исследования, проект действия. Это тот результат, на который ориентируется данное исследование. Цель КСИ формулируется исходя из того, что является предметом исследования. Например, если предметом исследования является отношение рабочих завода к физической культуре, то цель можно сформулировать так: изучить отношение рабочих завода к ФКС.

Из цели исследования вытекают задачи КСИ, т.е. детализация пути достижения цели.

Гипотеза исследования – это научно-обоснованное предположение о характере развития и функционирования объекта, которое нужно подтвердить или опровергнуть. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Организационно-технический план исследования определяет стратегию и сроки проведения исследования.

Логическая структура применяемого инструментария дает представление о содержании анкеты или интервью, показывает на выявление каких характеристик предмета направлен тот или иной блок вопросов, порядок расположения вопросов и т.д.

Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Смотреть картинку Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Картинка про Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования. Фото Что является непосредственным поводом к проведению социологического исследования

Обоснование статистического объекта исследования. Большинство социологических исследований носят не сплошной, когда изучаются все элементы объекта, а выборочный характер. При выборочном характере социологического исследования данные обрабатываются с помощью математических формул и есть вероятность погрешности по отношению к полному количеству изучаемого объекта. В социологии величина выборки определена ориентировочно в 10 % от всей совокупности, хотя во многих случаях исследователи отступают от этой нормы.

Источник

Порядок проведения социологических исследований

1. Понятие и виды социологических исследований

2. Подготовка социологического исследования

3. Методы социологических исследований

Список использованной литературы

Введение

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.

Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль, заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.

Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.

1. Понятие и виды социологических исследований

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. [1]

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. [3]

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.

Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. [5]

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований.

Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.

2. Подготовка социологического исследования

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) подготовительный (разработка программы исследования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

1) сущность или содержание проблемы (в чем она заключается?);

2) организационная. и физическая локализация (где выявлена проблема?);

3) владение проблемой (кому известно о проблеме и кого она затрагивает?);

4) временные рамки (с какого времени существует данная проблема? наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? и т.д.).

Социологическое исследование всегда начинается с некоей проблемной ситуации. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие условий, признаков данной проблемы, прежде всего выяснить, есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа, а потому могут выступать как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета), а также установить достоверность учета и статистики по этому показателю;

4) выделить в проблемной ситуации основные и второстепенные компоненты для того, чтобы определить основное направление исследования;

5) проанализировать уже имеющиеся решения проблем, которые аналогичны изучаемой.

Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Обычно она включает в себя следующие разделы:

1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);

3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.).

Итак, социолог должен:

1) определить цели и задачи исследования, то есть те общие и частные результаты, которые он намеревается получить;

2) определить предмет и объект исследования.

На этапетеоретической и эмпирической интерпретации понятия исследователь решает три основные задачи:

1) выясняет аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании;

2) проводит анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивает научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций;

3) обеспечивает измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных показателей.

На этом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку с помощью научных терминов, затем эта формулировка раскладывается на операционные составляющие, проводится их факторная интерпретация, то есть определяется система связей формулировки с внешними и внутренними субъективными факторами. Конечной целью на данном этапе является выработка понятий, которые доступны учету и регистрации.

Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами.

На данном этапе необходимо учитывать следующие моменты:

1. Гипотеза должна быть совместимой с фактами, которых она касается.

2. Для объяснения фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез; связь между гипотезами должна быть как можно более тесной.

3. Из нескольких гипотез предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее число фактов.

4. Нельзя строить исследование на противоречащих друг другу гипотезах.

5. При выдвижении гипотез необходимо понимать, что выводы будут иметь вероятностный характер.

3. Методы социологических исследований

Опрос может быть: индивидуальным или групповым (в зависимости от того, сколько лиц опрашивается одновременно); устным и письменным; массовым и экспертным (в зависимости от того, кого опрашивают: только экспертов или простых респондентов); одноразовым и неодноразовым.

Опрос может проводиться на генеральной совокупности, то есть на всем множестве лиц, которые имеют отношение к изучаемому вопросу. Генеральной совокупностью в предельном случае может быть все общество, однако практически это очень сложно. По этой причине с опросом на генеральной совокупности мы имеем дело лишь при переписи населения; в определенном смысле как опрос на генеральной совокупности могут быть рассмотрены выборы и референдумы.

Гораздо чаще опрос проводится на выборочной совокупности, то есть части лиц, имеющих отношение к изучаемому вопросу. Обязательным требованием при опросе на выборочной совокупности является следующее: выборочная совокупность должна представлять структуру генеральной совокупности с точки зрения категорий людей, соотношения между ними и т.д., то есть быть peпpeзентативной.

Различают два вида опроса: интервью и анкетирование.

Любая анкета должна включать вводную часть, содержательную часть и заключительную часть.

В вводной части содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кроме того, в вводную часть обычно включают благодарность за участие в опросе, а также указание на то, что полученные данные будут использоваться лишь в объявленных целях, то есть гарантируется анонимность.

Заключительная часть, или паспортичка, содержит необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании и т.д. Обычно в паспортичку включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.

1. Формулировка гипотезы.

3. Пилотажное исследование.

4. Проведение анкетирования.

5. Обработка результатов и подготовка отчета.

Полученные в результате опроса данные могут подвергаться вторичному анализу, при котором они подвергаются повторной интерпретации. В этом случае полученные в разных опросах данные могут объединяться, сводиться, сравниваться и т.д. Эта разновидность социологического анализа возникла по причине дороговизны проведения опросов.

Метод опроса имеет достоинства:

2. Опрос позволяет изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания, надежды, тревоги и т.п.

К недостаткам метода опроса следует отнести:

1. Субъективность респондентов, которые в своих ответах могут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.

2. То, что в некоторых случаях значительное число респондентов неспособны ответить на поставленный вопрос в силу необразованности или неинформированности.

Эксперимент тесно связан с понятием переменной. Под переменной понимают некий признак, который может принимать то или иное значение.

Социологическая теория предполагает, что между различными факторами (различными переменными) имеются причинно-следственные отношения. Поскольку в социальной реальности наблюдается скорее взаимовлияние факторов, оказывается крайне необходимым установить, в чем же именно оно проявляется.

При подготовке эксперимента обязательно выделяются зависимые и независимые переменные. Независимыми переменными называются такие факторы, которые оказывают влияние на другие факторы (например, уровень образования определяет социальное положение). Соответственно, зависимой переменной является фактор, который находится под влиянием независимой переменной (в нашем случае это социальное положение).

Сущность кризисного эксперимента состоит в нарушении базовых ожиданий относительно поведения того или иного лица.

Кризисный эксперимент, в частности, показывает, что выдвижение гипотез (в том числе и в социологии) направлено не только на объяснение и описание причинно-следственных связей: оно имеет важную функцию стабилизации образа окружающей индивида социальной реальности.

Различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь вступает в контакт с участниками исследуемого взаимодействия и в той или иной степени сам становится его участником; люди, за которыми он наблюдает, знают об этом. Невключенное наблюдение предполагает, что участники взаимодействия не знают о том, что за ними осуществляется наблюдение, а наблюдатель не принимает участия во взаимодействии.

Если опрос и эксперимент обычно связаны с проверкой гипотез, то наблюдение направлено главным образом на понимание реальных факторов, которые оказывают влияние на поведение индивидов. Исследователь наблюдает изучаемые факты в тех условиях, в которых они имеют место: в школах, тюрьмах, трудовых коллективах и т.д. Нередко в этом случае исследование начинается без четко сформулированных гипотез или с гипотезами, которые впоследствии уточняются.

Преимуществом наблюдения является то, что исследователь получает более полную и менее искаженную информацию, чем при опросе.

Измерение в социологии начинается с фиксации континуума, то есть шкалы, отражающей протяженность стороны изучаемого явления и включающей указание крайних состояний отношения к нему респондентов: от начала (максимума) до конца (минимума). В социологии используются различные виды шкал:

1) порядковая шкала, содержащая в себе нечетное количество позиций (обычно 3 или 5). Такие шкалы предполагают только один вариант ответа на поставленный вопрос.

2) номинальная шкала, содержащая в себе набор признаков какого-либо явления, отраженного в сознании человека. Номинальная шкала допускает выбор нескольких ответов и, кроме того, свой собственный вариант ответа. При помощи номинальной шкалы обычно выявляют ценностные ориентации относительно того или иного вопроса.

В социологии сформулировано три требования к измерению:

1) требование валидности, то есть обоснованность измерения: «Измеряется то, что хотели измерить». Валидность также указывает на отсутствие в измерении теоретических ошибок;

2) требование полноты, то есть учета всех значений индикаторов.

3) требование надежности измерения, то есть постоянства и повторяемости результатов измерения одних и тех же свойств, осуществляемого в одних и тех же условиях.

Выделяют следующие разновидности анализа документов.

II. 1) качественный анализ, который предполагает углубленное логическое и стилистическое изучение документа, то есть направлен на воссоздание взглядов автора. Этот вид анализа используется при изучении уникальных личных документов и близок к понимающей социологии;

2) качественно-количественный анализ, или контентанализ.

Сущность данного метода состоит в следующем. Исследователи, определив интересующие их вопросы, разрабатывают систему категорий, которые характеризуют исследуемые феномены.

Элементарным примером контент-анализа может служить изучение частотности упоминаний политических деятелей в прессе. Обработка полученных данных заключается, например, в построении общего рейтинга, а также в разбиении политических деятелей на группы в зависимости от политических пристрастий или партийной принадлежности и т.д. Полученные данные могут использоваться при анализе восприятия различных партий, их лидеров и использоваться в принятии важных решений в сфере «паблик рилэйшнз».

Достоинства официальных документов как объекта социологического исследования заключаются:

1) в минимальной субъективности составителя документа;

2) в максимальной объективности информации;

3) в более полном, чем в личных документах, охвате действительности;

4) в большей, чем в личных документах, точности сведений.

Однако официальные документы имеют и недостатки:

1. Они излишне формализованы, единообразны. В результате этого утрачивается информация, которая, по мнению составителя, несущественна, но важна для исследователя.

2. Официальные документы могут специально использоваться для дезинформации (например, так поступали германские спецслужбы).

3. Цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом.

Заключение

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) подготовительный (разработка программы исследования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Список использованной литературы

[1] Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. — СПб.: Издательство С.-Петербургского госу­дарственного университета, 1999. — с. 136.

[2] Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. — СПб.: Издательство С.-Петербургского госу­дарственного университета, 1999. — с. 136-138.

[3] Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. — СПб.: Издательство С.-Петербургского госу­дарственного университета, 1999. — с. 139.

[4] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – с. 39.

[5] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – с. 39.

[7] Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – с. 173.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *