Что является объективными критериями прогресса

Критерии общественного прогресса

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Критерии общественного прогресса« из раздела кодификатора (1.16 Понятие общественного прогресса)

Определить степень прогресса общества в целом невозможно. Так, например, в нравственной сфере может происходить деградация, а в сфере развития науки и техники стремительный рост, что отчасти характеризует современное состояние общественного развития.

В философии и социологии встречаются различные подходы к понятию и видам критериев общественного прогресса.

Так, французские философы эпохи Просвещения, в их числе Кондорсе, считали главным критерием общественного прогресса развитие человеческого разума.

Социалисты-утописты предлагали иной критерий прогресса — это отношение людей друг к другу как к братьям.

Современник социалистов-утопистов немецкий философ Ф.В. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в ходе исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

В наше время ученые также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса.

Так как общество — это большая система взаимосвязанных элементов, то подобрать единый критерий, по которому было бы возможно судить о том, прогрессирует данное общество в целом очень затруднительно. Поэтому критериев прогресса общества несколько.

1) Уровень развития производительных сил и темпы роста производительности труда.

Согласно этому подходу общественный прогресс обусловлен возникновением более совершенных средств труда, степенью овладения человеком силами природы, возможностью их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. Именно в общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производи тельных сил и открывают наибольший простор для роста производительности

труда, для развития человека, поэтому их развитие понимается и как развитие богатства человеческой природы.

2) Степень свободы людей данного общества и, соответственно, уровень демократизации.

Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.

3) Уровень возможности индивидов для самореализации, а также степень роста человеческого счастья и добра.

4) Уровень развития науки и техники.

5) Выделяют также и гуманитарные критерии, такие как уровень образованности населения и продолжительность жизни.

Общественному прогрессу свойственны такие качества, как относительность и противоречивость.

Относительность обозначает, что не всё в жизни можно сопоставить с понятием прогресс. Так, например, картина, написанная в XVI веке, не потеряет свою ценность в XXI веке, только потому, что сейчас лучше технология производства красок, холстов и сама техника рисования. Она ценна своей историчностью.

Источник

Характеристика общественного прогресса и его критериев

Проблема определения общественного прогресса

В качестве наиболее сложной проблемы теории прогресса выступает определение основного объективного критерия. И правда: существуют ли точные измерители уровня общественного прогресса? Что выступает в качестве показателей, обобщенно отражающих главные источники общественного прогресса?

В ситуации определения основного критерия общественного прогресса происходит учет интересов нескольких классов, имеющих значительные различия. В каждом общественном классе существуют собственные критерии обоснования, отвечающие за сохранение и учет интересов этого класса.

Так, некоторые современные зарубежные социологи и философы являются противниками попыток объективизации критериев общественного прогресса. Они пытаются доказать, что разрешение вопросов прогресса в общественной истории является исключительно субъективным, так как полностью опосредуется выбором критериев общественного прогресса.

В свою очередь, выбор конкретного критерия происходит за счет учета шкалы ценностей, избранной теми, кто склонен браться за изучение прогресса. При этом, человек делает это в соответствии с личными взглядами и установками, а также идеалами и симпатиями.

Имея в наличии один критерий, становится возможным признание наличия прогресса в историческом контексте, при появлении новых критериев данный факт может опровергаться. В данном случае любые точки зрения являются равноправными, так как являются в равной степени субъективными.

А. Д. Тодд в своей книге «Теории социального прогресса» излагает: «Прогресс является человеческим понятием. Настолько человеческим, что каждый трактует его по-своему».

Французский философский словарь в редакции А. Лаланда трактует прогресс в качестве «понятия по сути относительного, так как оно зависит от конкретной шкалы ценностей того, кто рассуждает о прогрессе».

Специфика критериев общественного прогресса

В материализме отвергается субъективистская и релятивистская позиция социологов и философов об общественном прогрессе. Согласно проводимым исследованиям, наличие в обществе прогресса является объективной закономерностью, которая может быть доступна исключительно строгим научным исследованиям.

В контексте этого, основным критерием общественного прогресса должен быть объективный конструкт. На основании данного конструкта, определяющими причинами постепенного развития всей человеческой истории является производительная сила, которая также выступает в качестве объективного показателя характера и способов разрешения противоречий, которые возникают между природой и обществом.

Исходя из вышеописанного, в качестве основного объективного критерия общественного прогресса выступает непосредственное развития производительной силы. За счет нее образуется основа связи и единства мировой истории, что отражается непрерывной линией подъема, проходящей через любой общественный процесс.

За счет изменения производительной силы оформляются все виды деятельности людей, несмотря на социальную сферу, в которой она осуществляет свою работу. Данный фактор имеет общесоциологическую (общеисторическую) природу и имеет распространение на все общественные группы, которые когда-либо существовали и функционировали в историческом ракурсе. Благодаря ему становится возможным определение для каждой социальной формации ее исторического места в поступательных движениях человечества.

Согласно результатам исследований, вопросы об объективности критериев общественного прогресса сводятся к выявлению первопричин постепенного развития общества, либо определению первичного элемента изменений.

В действительности, объективные критерии, глядя на которые можно определять уровень прогрессивности или реакционности определенного явления, а также степень данных процессов, имеют сильную зависимость от уровня и характера развития производительных сил. От характера производительных сил зависит все общество в целом.

Стоит учитывать также и то что общественно-экономические формации в историческом контексте располагаются в зависимости от уровня и характера производительной силы.

Основываясь на этом, наиболее прогрессивной общественной системой (либо социально-экономическим строем, политикой, идеологии, морали) будет считаться та, которая в максимальной степени будет способствовать стимуляции развития производительных сил и создания для них наибольшего простора.

Так, все процессы, действия и явления, которые в контексте производственных отношений, взглядов и идей сопутствуют продолжению развития производительной силы, работают для содействия прогрессу. И наоборот: все факторы, тормозящие данное развитие будут связаны с упадком и регрессом. Однако в этом смысле не существует автоматических зависимостей.

Прогресс в производственной сфере не всегда может прямолинейно сказываться на прогрессе духовной жизни общества, и сферах искусства и морали. Корреляция между развитием потребностей производственной силы с одной стороны, и явлений духовной жизни общества с другой опосредуется сложностью и многообразием общественных отношений, а установление данной связи является весьма сложным процессом.

В истории существования различных эксплуататорских формаций известно множество фактов того, что прогресс производительной силы обеспечивался за счет жестоких насильственных методов, которые были связаны с нарушением этических норм.

Согласно словам К. Маркса, прогресс, достигаемый такого рода действиями может быть сравним с «отвратительным языческим идолом, который жаждал вкушать нектар только из черепа убитого».

Современными зарубежными социологами достаточно часто абсолютизируется роль техники, и, в особенности, компьютера и его значимости в общественном развитии. Некоторые считают технику причиной и критерием непосредственного прогресса. Вместе с тем, данное утверждение не является верным.

Техника и компьютеры, а также целостные объекты и производственные средства выступают одним из элементов создания духовных и материальных благ. В качестве другого элемента выступают люди, которые заняты непосредственным созданием и производством духовных и материальных благ.

При этом, трудящаяся масса выступает важнейшим элементом в совокупности производительной силы общества. Исходя из этого, в качестве важнейшего показателя прогрессивности общественно-экономических систем выступает наличие возможностей, которые создаются для комплексного развития творческой активности и способностей трудящихся, совместно с затратами на удовлетворение их духовных и материальных потребностей.

Исходя из вышеописанного, для определения первенства определенной общественной системы необходимо проведение сравнения в первую очередь возможностей, которые предоставляются ей для развития производительной силы.

Данные возможности как правило принято реализовывать в повышенном темпе развития общественных производств, совместно с массовым распространением культуры в массах трудящихся, а также повсеместным их привлечением к управлению общественными делами.

Несмотря на всю сложность развития общества, его важнейшей траекторией выступают постепенные движения, вместе с тем, процессы развития от низшего уровня к высшему не только безостановочно продолжаются, но также и ускоряются от одной формации к другой.

Данный факт заметен уже исходя из времени существования различных формаций: период первообщинного строя занимал 40-50 тысяч лет, тогда как вся написанная история – ненамного превышает 5 тысяч лет, из которых период рабства длился 3-3,5 тысяч лет; период феодализма – 1,5 тысячи лет; период капитализма – несколько столетий; период социализма – несколько десятилетий.

В качестве наиболее обобщенного показателя развития производительной силы, либо объективного критерия общественного прогресса выступает темп роста производительности труда. Производительность труда сама по себе может свидетельствовать только об уровне развития производительной силы общества.

В то же время, показатели роста производительности труда отражают также и особенности производительной силы, то есть специфику и характер отношений непосредственного производителя со средствами производства. Любой новой общественной формации присущи большие темпы роста производительности труда, в сравнении с предшествующими.

При капитализме, производительность труда развивается в 20-40 тысяч раз быстрее, чем в условиях первобытнообщинного строя; в 100-150 раз быстрее, чем при рабовладельческом строе; в 50-60 раз быстрее, чем в период феодализма.

Необходимо учитывать, что в данном случае нельзя учитывать только простое сравнение уровня производственного развития, которое было достигнуто к текущему моменту странами с разными социальными строями.

Поскольку большому количеству стран, в которых утвержден демократический строй большое количество времени приходилось затрачивать на преодоление унаследованной от прошлых эпох технико-экономической отсталости, совместно со сложностями, которые вызываются в результате сопротивления реакционных сил, возникших в результате войн и иных событий.

Исходя из этого, необходимо конкретное время, чтобы стало возможным догонять сраны, которые в более ранние сроки прошли этап индустриализации и перешли к компьютеризации. Так как прогресс является совокупным результатом восходящих вех развития всех сторон жизни общества.

Он измеряется целой совокупностью различных критериев, в каждом из которых имеются собственное место и назначение в контексте определения уровня постепенного общественного развития. В данной системе существует определенная соподчиненность и иерархия, а также основные и не основные критерии, которые являются обусловленными и определяющими.

В условиях иерархии критериев прогресса общества, развитию производственных сил уделяется приоритетное значение. Иные критерии, которые действуют в области науки, морали, философии и иных сфер могут отражать только явления, возникающие на основе определенных особенностей и уровня производительной силы.

Критерий морального прогресса – это увеличение личностной свободы. Критерием научного прогресса может выступать процесс преобразования науки в непосредственные производительные силы. Критерий прогресса в области философии – это установление в обществе демократического мировоззрения.

Прогресс общества является многогранным явлением, который подразумевает поступательные факты развития во всех сферах социальной жизни. Ступени прогрессивно развивающихся форм человеческой истории в своей сути имеет соответствие с определенными общественно-экономическими формациями.

В условиях сохранения качественных состояний, формация, аналогично живому, развивающемуся организму проходит стадии зарождения, развития и распада. Разделение между восходящими и нисходящими стадиями формации образуется благодаря нарушению соответствия сторон общественных производств, совместно с его воздействие на все системы общественных отношений.

Вместе с тем, исторически, развитие общества является непрерывным процессом. В ядре старых общественно-экономических формаций начинают рождаться предпосылки других, более высоких формаций (предстающих в форме новой производительной силы, перемен социально-экономических структур).

Полное раскрытие этих предпосылок может тормозиться из-за препятствия в виде старого социального строя. Скачки в поступательном общественном развитии характеризуют революционные переходы к новым, высшим формам общественно-экономических формаций.

Любая новая формация проходит процесс зарождения, формирования и приходу на замену старой исключительно на основе предыдущей, а также ее достижений.

Согласно К. Марксу: «Ни одной общественной формации не придет конец прежде, чем будет развита вся производительная сила, для которой она имеет достаточно простора. А новые, более высокие производственные отношения никогда не смогу проявиться прежде, чем возникнут соответствующие материальные платформы для их существования в глубине самого старого общества».

В процессе, когда определенная формация развивается по восходящей траектории, все факторы, способствующие ее укреплению являются прогрессивными. В случае, когда формация проходит период загнивания и застоя, прогрессивным начинает становиться то, что способствует надлому этих устоев, в то время как способы торможения данного процесса также будут являться регрессивными.

Прогрессивные особенности развития общества нельзя трактовать в упрощенной схеме. История развития человеческого общества является сложной и противоречивой. Социальный прогресс является ее генеральной линией и общей направленностью.

Вместе с тем, в условиях исторического прогресса наблюдались и реставрационные периоды, и трагические катастрофы, которые иногда приводили к полной гибели целой цивилизации, а также большие и глубинные заблуждения человеческих мыслей.

Источник

Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Двадцать шестой урок, 11 класс

ТЕМА УРОКА: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

Содержание

Что такое прогресс? Идея регресса

Прогресс (от латинского: «движение вперёд») – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему.

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.

Характерные черты прогресса

2. Конкретно-исторический характер

4. Нелинейный характер

5. Относительность прогресса

Области прогресса: экономический прогресс, социальный (общественный прогресс), научно-технический прогресс.

Формы социального прогресса:

1. Реформистский (эволюционный), т.е. постепенный

2. Революционный, т.е. скачкообразный

Реформы могут быть экономическими, политическими, социальными.

Выделяют революции кратковременные(Французская революция 1848 г, Февральская революция 1917 г. в России и др.) и долговременные («неолитическая революция», «промышленная революция»)

Противоречивость прогресса

В чём состоит противоречивость прогресса?

1) Если изобразить прогресс человечества графически, то получится не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.

2) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

На протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам.

Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой.

Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни – все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

4) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.

Идея круговорота

Круговорота исторического теории – различные концепции, согласно которым общество в целом либо отдельные его сферы движутся в своем развитии по замкнутому кругу от варварства к цивилизации и к новому варварству.

Критерии прогресса

1) Французские просветители (Кондорсэ): развитие разума.

2) Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье, Оуэн): общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

3) Шеллинг (1775 – 1854): постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (1770 – 1831): по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей.

Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Так же как нельзя найти всеобщий, универсальный критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры.

Вывод: Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

Универсальный критерий прогресса

Критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных.

Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Интегративные показатели прогрессивного развития современного общества

Интегративные показатели прогрессивного развития современного общества:

1. средняя продолжительность жизни;

2. детская и материнская смертность;

3. уровень образования;

4. развитие различных сфер культуры;

5. интерес к духовным ценностям;

6. состояние здоровья;

7. чувство удовлетворённости жизнью;

7. степень соблюдения прав человека;

9. отношение к природе;

Разбор 24-го задания ЕГЭ по обществознанию

Задание: Философы выделяют такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) рост науки. (Например, группа ученых смогла изобрести лекарство от рака, что позволило спасти миллионы жизней);

2) рост производительности труда. (Например, благодаря внедрению конвейера на производство автомобилей, резко выросла производительность труда и сократились издержки фирмы «Ford»);

3) освобождение от эксплуатации человека человеком. (Например, в США во второй половине XIX века отменили рабство, что снизило уровень эксплуатации белым большинством чернокожего меньшинства).

Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.

Задание №20 ЕГЭ по обществознанию

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный прогресс — одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.

Прогресс как понятие можно применять как к_____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один — уровень__________(Е) в обществе».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) результат 2) современное общество 3) изменение 4) нравственность 5) цикличность 6) революция 7) социальная система 8) политика 9) критерий

Разбор 28-го задания ЕГЭ по обществознанию

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общественный прогресс». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

План по теме «Общественный прогресс»

1. Понятие социальный прогресс.

2. Специфика социального прогресса:

в) способствует переходу общества к более совершенным формам социальной организации.

3. Противоречивость прогресса:

а) неодинаковость прогресса в различных сферах;

б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других;

г) неоднозначные последствия прогресса науки и техники.

4. Критерии общественного прогресса:

а) развитие науки и техники;

б) рост личностной свободы человека;

в) развитие человеческого разума.

5. Формы социального прогресса:

6. Понятие социальный регресс.

Комментарии к заданию: Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *