Что является объективным препятствием на этапе прототипирования
Урок 4. Прототипирование
В этом уроке мы с вами разберём основные принципы эффективного прототипирования в дизайн-мышлении. Они помогут вам максимально быстро протестировать сгенерированные ранее идеи, найти их плюсы и минусы.
Содержание:
Начать же этот урок лучше всего с определения центральных понятий.
Прототип и прототипирование
Для начала дадим определение понятию «прототип».
Простыми словами, прототип – это макет решения, который можно собрать из подручных материалов.
Он используется для того, чтобы не тратить время и деньги на создание полноценного продукта, а создать что-то похожее на него и отыскать ошибки, допущенные на этапе проектирования. Собственно говоря, процесс создания прототипа и называется прототипированием, и у него есть свои плюсы и минусы.
Преимущества прототипирования:
Недостатки прототипирования:
Прототипирование является первой стадией Product Evolution Canvas (на русский переводится как «канвас эволюции продукта»), и дальше речь пойдет о нем.
Product Evolution Canvas
Product Evolution Canvas (PEC) – это инструмент для компаний, создающих различные продукты, отлично подходящий для мозговых штурмов. Он состоит из двух компонентов – это:
Временные рамки – это, как понятно из названия, время. А что такое эволюция продукта? Давайте рассмотрим подробнее.
3 этапа эволюции продукта
Эволюция продукта – это весь процесс от создания прототипа до готового товара.
Он делится на три этапа:
Образно говоря, минимально-жизнеспособный продукт – это скейтборд. Основной продукт – велосипед. Полнофункциональный продукт – автомобиль. Скейтборд даёт возможность передвигаться, но не позволяет делать это достаточно быстро. С помощью велосипеда можно ездить довольно быстро и на большие расстояния. А автомобиль перекрывает все потребности, т.к. проезжает расстояния в сотни километров в считанные часы.
Канвас эволюции продукта помогает ответить на вопросы коллег, клиентов и инвесторов о функционале продукта. Например:
Кроме того, Product Evolution Canvas упрощает:
Но чтобы получить от PEC максимальную пользу, с ним нужно научиться работать. Давайте поговорим об этом подробнее.
Как работать с PEC
Работа с PEC предполагает прохождение трех этапов:
На первом этапе спрашивайте себя: «Что делает мой продукт функциональным?»
Канвас можно применять для разработки продуктов и услуг практически в каждой сфере деятельности человека. Нужно выполнить всего лишь четыре простых шага:
А чтобы было понятнее, что все это значит, приведем небольшой практический пример. Представьте, что вы разрабатываете банковское приложение и заполняете канвас. На первом этапе ваш продукт будет обладать лишь самыми необходимыми функциями, без которых невозможно представить банковское приложение – это открытие личного счёта, перевод денег и оплата различных услуг.
На втором этапе вы добавляете счета для индивидуальных предпринимателей, все виды транзакций и возможность оформлять кредиты онлайн. И на третьем – копилки, списки желаний и интеграцию с чат-ботами. Конечно, система выглядит уж очень упрощенно, но суть этот пример передает хорошо.
Прототипировать можно:
В зависимости от того, что мы прототипируем, технологии прототипирования будут различаться.
Моделирование физических объектов
Физические объекты моделируют:
A | С помощью подручных средств – бумаги, картона, пластилина, скотча, ножниц. |
B | С помощью «Лего». |
C | С помощью 3D принтеров. |
D | С помощью программ для 3D моделирования. |
Давайте подробнее разберём каждую технологию.
Моделирование подручными средствам
При моделировании подручными средствами нужно всего лишь следовать простому алгоритму:
К плюсам данного вида моделирования можно отнести:
Среди минусов есть следующие:
Поэтому при моделировании подручными средствами избегайте перфеционизма, не тратьте много времени на каждый прототип, при создании модели постоянно думайте о том, как люди будут пользоваться продуктом.
Лего-моделирование
Моделипрование с помощью «Лего» выполняется не менее просто:
Для получения наилучшего результата советуем вам прочитать книгу Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе», где рассказывается о том, как компания IDEO создавала из конструктора прототипы устройств для введения в кровь инсулиновых инъекций. Каждый раз создавая прототип, представляйте, что вы рассказываете историю.
Моделирование с использованием 3D печати
Для создания 3D моделей используются следующие технологии:
FDM (Fused Deposition Modeling). Материал выдавливается слой за слоем на поверхность. Эта технология применяется в биомедицине, кулинарии и промышленном производстве.
3D-печать – это достаточно сложная технология, поэтому для ее применения лучше всего привлекать квалифицированных специалистов.
Моделирование с использованием программ
То же самое моделирование, что и в случае с 3D, только здесь не надо «марать» руки, ведь весь процесс происходит на экране компьютера. Вот список 10 лучших бесплатных программ, которые помогут вам прототипировать, не выходя из зоны комфорта:
Руководство пользователя для каждой из программ можно найти в свободном доступе в Интернете.
Прототипирование сайтов и интерфейсов программ и приложений
Прототипирование сайта, главным образом, означает проектирование его интерфейса. Оно помогает облегчить задачу программистам, дизайнерам и верстальщикам. Поэтому мы объединили эти два пункта в один.
Например, когда вы заходите на любой сайт, то, скорее всего, ожидаете, что справа или сбоку будет меню и название проекта. Чуть-чуть правее или левее центра – контент (статьи, фотографии, видео). А снизу – надпись «Все права защищены» и правовые документы.
Если же вы зайдёте и увидите совсем другую картину (к примеру, меню будет расположено где-то снизу, контентная часть будет слишком узкой и т.п.), вероятно, вы просто уйдёте на другой сайт – более привычный.
Однако не нужно потакать пользователям во всём, ведь сайт должен решать и ваши задачи. К примеру, человек задал в поиске такой вопрос: «С чего начать саморазвитие?» Увидел ссылку на наш сайт и перешёл на него. Задача человека – получить информацию. Наша задача – не только помочь ему, но и реализовать собственные цели, в том числе и финансовые.
Если мы просто расскажем пользователю о саморазвитии, он прочитает и уйдёт. Чтобы такого не происходило, мы во всех статьях делаем ссылки на тематические материалы, бесплатные курсы и платные тренинги. При этом мы не пишем призывы каждые три абзаца, не мешаем пользователю найти ответ на вопрос и удовлетворить любопытство, не ставим никаких скриптов, которые не дают человеку уйти с сайта, если ему что-то не понравилось.
Как создать прототип
Прототип можно создать в любой программе, где можно рисовать. Если вы новичок, используйте Photoshop, Paint, Adobe Illustrator или даже Google Docs. Профессионалам рекомендуем программу Axure. И вот что нужно сделать дальше (в упрощенной форме):
1 | Отрисовать основные элементы шапки – форму поиска, логотип, кнопку обратной связи, описание проекта, кнопку действия («заказать услугу», «купить курс», «совершить звонок»), а если сайт информационный, то либо кнопку «Блог», либо меню с рубриками. |
2 | Нарисовать контентную часть и сайдбар (то, что находится сбоку). Как будет располагаться текст, кнопки социальных сетей, комментарии и т.д. |
3 | Обрисовать подвал сайта – дополнительные ссылки, значок копирайта и прочее. |
Стиль сайта должен прослеживаться на всех его страницах. Не должно быть так, чтобы на главной странице преобладал минимализм (чёрно-белый дизайн и полное отсутствие лишнего), а в статьях – «рог изобилия», когда кажется, что попал совсем в другую реальность. Элементы нужно делать симметричными по размерам и расположению.
Не заставляйте человека ощущать себя неуютно, т.е. если пользователи мобильных устройств привыкли, что при нажатии на значок «гамбургера» (три горизонтальных черты) открывается меню, не надо выдумывать что-то новое. Если люди привыкли, что курсор мыши меняется на указательный палец, когда на блок можно нажать, делайте на своём сайте (или в приложении) точно так же.
И еще несколько советов о том, чего нужно избегать при создании сайтов и приложений:
Подробнее читайте в материале, подготовленном крупнейшим маркетинговым агентством России Texterra. Там очень хорошо и понятно изложено, что стоит внедрить на своём сайте/приложении, а что – убрать. Однако не старайтесь всё время следовать нашим советам: экспериментируйте и пробуйте выяснить самостоятельно, что хотят видеть потенциальные клиенты на вашем сайте или в приложении.
Прототипирование опыта
Прототипирование опыта – это тип прототипирование, которое представляет собой воссоздание ситуаций для тестирования решений. Чтобы смоделировать опыт, нужно правильно подобрать место и создать обстоятельства, при которых человеку может понадобиться ваш продукт или услуга. С помощью прототипирования опыта можно разыгрывать целые ситуации, объёмные опыты и нахождение в пространствах, где трудно обойтись одним предметом.
Прототипирование опыта проводится так:
Прототип приложения или сайта за 5 шагов: создание и тестирование
Разработка продукта — многоступенчатый процесс. И то, что получится в итоге, зависит от грамотно созданного прототипа. По сути, прототип приложения или сайта — это скелет, который затем обрастает мышцами в виде UI.
Его также можно сравнить с планом: прототип позволяет наметить ключевые моменты интерфейса и логики его работы, чтобы убрать страх белого листа перед разработкой основной версии продукта и чтобы в будущем не приходилось переделывать всё с нуля. Правки в любом случае будут стоит вам денег, а если они будут глобальными или их будет много — больших денег.
Поэтому на начальных этапах работы над продуктом так важно разработать прототип и, более того, сделать это правильно.
Мы, студия NoCode/LowCode-разработки Zero To One, постарались подробно рассказать о том, что же такое прототип, как его создавать и как это делают у нас 🙂
А еще мы запустили телеграм-канал о новостях из мира бизнеса и стартапов. Каждое утро говорим о главных событиях: кто сколько привлек, кто кого купил и какие стартапы сейчас поднимают самые большие раунды. Подписывайтесь!
Это тестовая версия будущего продукта, своего рода муляж с низкой степенью детализации. Прототип симулирует взаимодействие пользователей с интерфейсом и помогает продумать расположение элементов, проработать логику их взаимодействия, понять, что в данном конкретном случае сработает лучше, а что использовать не стоит.
Помимо этого прототип помогает:
В зависимости от инструментов, используемых при создании прототипа, можно выделить следующие его виды:
Ключевые характеристики lo-fi прототипа — наглядность и интерактивность. Он может быть выполнен с помощью карандаша в Paint или фреймов и фигур в Figma — неважно. Главное — он должен показывать алгоритм решения проблемы пользователя.
Один из прототипов нашей студии
При создании high-fidelity прототипа от точки А до точки Я прорабатывается логика взаимодействия элементов в каждом отдельно взятом сценарии, на каждую кнопку макета назначаются действия и кнопки демонстрируются во всех возможных состояниях, между собой связываются экраны приложения и т. д. Такой прототип должен давать полное представление о структуре сайта/приложения, навигации внутри них и решении всех возможных проблем пользователей.
Чаще всего все эти виды прототипов используются поочерёдно на различных стадиях разработки: всё начинается с бумажного наброска и приходит к high-fidelty прототипу.
Важная вещь, которую нужно помнить, если вы хотите создать хороший продукт — коммуникации в процессе разработки должно быть и будет много. Здесь всё как в любых человеческих отношениях: хотите что-то получить и чтобы это «что-то» было качественным — говорите о своих потребностях, идеях и сомнениях, обсуждайте их.
На этом этапе создаются макеты экранов и определяются размеры и расположение элементов. Кроме того, именно сейчас формируется базовый флоу навигации.
На этом этапе нет необходимости вникать в детали. По сути, вы просто создаёте базовый набросок экранов вашего продукта, который позволит клиентам, всем заинтересованным сторонам и пользователям просмотреть и опробовать его.
Создание low-fi обычно занимает около 7-14 дней. После того, как черновик создан, нужно вновь обсудить всё с заказчиком и скорректировать имеющийся макет.
Еще один аспект, отличающий прототипы класса hi-fi от прототипов более низкого класса, заключается в том, что они часто хранят как числовые, так и текстовые данные, а также определенные настройки, вводимые пользователем. Эти настройки могут сохраняться и влиять на другие элементы прототипа, как на одном экране, так и на разных.
Плюсы тестирования — в следующем:
Перед началом тестирования ставятся и распределяются по приоритетности цели, которые нужно достичь в процессе проверки прототипа. Например:
Дальше мы подробнее расскажем о том, как проводить тестирование так, чтобы финальный запуск вашего продукта был успешным.
Есть более и менее удобные для прототипирования инструменты, специально созданные для него и универсальные. Здесь мы не откроем Америку, если скажем, что лучше всего для работы с прототипами подходят Figma, Sketch и InVision. Figma мы регулярно используем сами, а Sketch и InVision доверяют тысячи других команд.
Для описания, например, дизайна вы можете прикрепить референсы интерфейсов, ссылки на приложения/сайты, визуал которых вам нравится и т. д. В пункте про желаемые сервисы/технологии можете указать либо конкретные инструменты, либо положиться в этом вопросе на нас — мы подберём наиболее подходящие решения и обсудим с вами. После заполнения брифа мы обычно созваниваемся с заказчиком и обсуждаем детали, пытаемся лучше понять видение клиентом его продукта.
Этап прототипирования, пожалуй, один из самых важных во всей разработке приложения или сайта. Правильно собранный прототип интерфейса позволяет установить рамки, не выходя за которые можно быстро и спокойно создать удобный продукт.
Чтобы узнать о сроках, ценах и возможностях разработки больше — на сайте нашей студии ZeroToOne можно записаться на бесплатную консультацию. За полчаса обсудим ваш проект, поможем рассчитать сроки, стоимость и подобрать подходящие инструменты 🙂
Прототипы: как создать успешный продукт и сэкономить
Полгода назад в статье о том, как мелкие юзабилити-ошибки создают бизнесу большие проблемы, я упоминал неудачный запуск Делисамоката, сырое приложение которого, вызвало большую волну негатива.
Недавно, прогуливаясь по Москве, вспомнил о стартапе и решил проверить его лично. Но уже через 15 минут понял, что шансов взять самокат в аренду нет, а рейтинг 1.5 в AppStore полностью оправдан и подтверждает, что сложности не только у меня.
На запуск стартапа такого масштаба, вероятно, было потрачено довольно много денег. И рейтинг 1.5 как бы намекает, что тратить придется еще.
Могли ли разработчики Делисамоката избежать такой ситуации и выпустить более удобное приложение сразу? Да, если бы сначала сделали прототип и протестировали его на реальных пользователях.
Из статьи вы узнаете:
Что же такого важного в этих ваших прототипах?
Концепция прототипов в обычном мире довольно стара. Строительству любого здания предшествует проект (проект = прототип), выпуску серийного автомобиля — концепт (концепт-кар = прототип). Несмотря на это, в цифровом мире долгое время даже высокобюджетные проекты фактически разрабатывались методом тыка, а продукты для среднего и малого бизнеса вообще по наитию подрядчиков.
Прототип в цифровом мире – это визуализация будущего продукта, достаточная для проверки гипотез среди пользователей этого продукта, и/или для донесения идей до людей, принимающих решение о его создании. Прототип позволяет быстро и, главное, дешево получить обратную связь: решает ли разработанный вами интерфейс бизнес-задачи, удобен и понятен ли ваш инновационный способ взаимодействия пользователям, правильно ли вообще понята проблематика и задачи. В противном случае решать все это придется уже после запуска продукта, а это не только потраченное время, но и деньги.
Прототип-прототипу — рознь
Прототипы, как средство быстрой визуализации идей, в последние годы получили большое распространение и оказали позитивное влияние на качество цифровых продуктов в целом.
Вместе с тем, взяв на вооружение инструменты прототипирования, рынок все еще не до конца усвоил, что прототип – часть юзабилити-процесса, а не проджект-менеджмента.
За последние несколько лет я общался со многими дизайнерами, у которых в портфолио есть пара десятков прототипов, при этом часто они не только не понимают до конца процесс создания прототипов, но и не всегда уверенно могут объяснить зачем они вообще нужны.
В итоге, все чаще можно встретить прототип, в котором нет и намека на реальный контент, а графическая форма преобладает над содержанием. В быстрорастущем сегменте UI/UX-дизайна доходит до того, что прототипом начинают называть полноценные дизайн-макеты, на создание которых были затрачены десятки человеко-часов.
Влияет на ситуацию и развитие рынка инструментов прототипирования, где все больший акцент получает работа с визуальной частью. Все это подталкивает к соблазну уделить особое внимание композиции и красоте прототипа, забывая о главном — структуре и контенте.
Формирование эффективной структуры и подготовка контента – наиболее длительный и трудозатратный процесс, при этом, как показывает практика, максимально влияющий на конечный продукт.
Прототип – результат комплекса работ
Рассмотрим шаги, выполнение которых позволит создать действительно эффективные интерфейсные решения, основанные на потребностях пользователей и решающие конкретные бизнес-задачи:
Исследования
Исследования – важнейший этап, фундамент успеха всей последующей работы. Несмотря на это, на рынке до сих пор приняты два способа «исследований»: «пришлите нам ТЗ» и «заполните бриф на 150 вопросов».
Ни техническое задание, ни бриф не способны обеспечить необходимый уровень погружения для создания действительно эффективных решений: техническое задание ни что иное, как субъективное восприятие действительности клиентом, которое во многом заимствует существующие решения конкурентов, а любимые многими брифы – не только ставят разные бизнесы в один ряд, но и заставляют клиента потратить значительное время, отвечая на шаблонные вопросы, реальный смысл которых он, зачастую, не понимает до конца.
Поэтому в вопросе исследования бизнеса самым эффективным является путь личного общения с клиентом. Это позволяет максимально погрузится в процессы и особенности каждого конкретного бизнеса, выявить едва заметные нюансы, которые в итоге могут и часто становятся основой всего последующего продукта.
Многие UI/UX-дизайнеры не считают необходимым общаться с пользователями, тем не менее, исследование пользователей позволяет взглянуть на задачу с другой стороны, выявить причинно-следственные связи, понять мотивацию, обнаружить страхи, услышать сомнения, найти инсайты.
Разработка дизайн-решения
На этом этапе результаты исследований интерпретируются в конкретные требования к продукту: какой должна быть навигация, какие нужны экраны, какие потребности они должны закрывать и многое другое.
Для трансформации исследований в требования к продукту существует множество инструментов: User-Centered-Design, Value Proposition Canvas, Jobs-To-Be-Done и другие, но все они приводят к одному результату – осознанному проектированию интерфейса.
Результатом разработки дизайн-решения становятся бумажные наброски – скетчи, которые в дальнейшем превращаются в прототипы высокой детализации.
Контент
Прежде, чем перейти от скетчей к прототипам высокой детализации, нужно подготовить весь контент. Соблазн использовать текстовую рыбу чреват последствиями: такой прототип невозможно реально оценить, к тому же, когда реальный контент все-таки появится, окажется, что он не ложится в уже разработанный продукт. И тогда контент придется подгонять под заданные рамки.
Поэтому сначала ЧТО (контент), а потом КАК (дизайн).
Прототип
Пройдя весь путь от исследований и выработки дизайн-решений до написания контента, команда находится в максимальном вовлечении и способна выдать действительно свежие интерфейсные решения, учитывающие потребности целевой аудитории и поставленные бизнес-задачи. Такие прототипы легко тестировать на пользователях и/или использовать для донесения идеи людям, принимающим решение о создании продукта.
Как отличить хороший прототип от плохого
Вот простой чек-лист, который без каких-то знаний в области проектирования взаимодействия позволит определить, подсовывают ли вам под видом прототипа «заливную рыбу» или результат реальной работы.
Итак, всего несколько пунктов:
Заключительная история
Но все решилось уже в процессе исследований, когда выяснились, что пользователям не нужен такой продукт и эффективней использовать более простое, и, главное, уже существующее решение.
Эта история хороша тем, что отлично иллюстрирует, с одной стороны, важность создания прототипа перед разработкой реального продукта, с другой — важность процессов, необходимых перед слепым проектированием интерфейса.
Если вам показалось, что все слишком сложно и долго, вот доказательство обратного: UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней
Распространенные ошибки в прототипировании и как их избежать
1. Слишком быстро приступать к прототипированию
Одна из самых частых ошибок — приступить к созданию прототипа, не успев внимательно продумать и спланировать дизайн. Эта проблема особенно актуальна для тех, кому не нравятся неструктурированные наброски от руки. Кажется, что работать с дизайном на экране будет проще — и мысль сразу открыть приложение для прототипирования кажется очень заманчивой.
Однако, большинство инструментов прототипирования позволяют делать проработку намного более детальной, чем простой набросок. Даже при создании простых черно-белых wirefram’ов дизайнеру приходится фокусироваться на деталях (расположение макетов, шрифты, элементы взаимодействия), прежде чем задуматься о самой концепции. В итоге вы можете попасть в распространенную ловушку: вложить кучу сил в один дизайн и не попробовать на начальных этапах разные варианты.
Как решать
Вот что можно сделать, чтобы побороть желание сразу приступить к прототипированию:
2. Прототипировать, не имея четкого плана
Когда вы уже готовы к прототипированию, бывает заманчиво просто начать создавать первый экран, толком не продумав, какие экраны и взаимодействия действительно важно включить в прототип. В современных инструментах так легко создавать экраны и моделировать взаимодействия, что дизайнеры часто ударяются в проработку всех экранов, функций и действий — не раздумывая, на какие элементы стоит тратить время, а на какие — нет. Кроме потраченного времени есть еще один фактор: лишние элементы и экраны делают прототип громоздким и сложным. В результате вам тяжелее отслеживать процесс и вносить изменения.
Как решать
Чтобы не тратить время на создание ненужных экранов и элементов в прототипе, сделайте следующее:
3. Промахнуться с уровнем точности прототипа
Большинство UX-дизайнеров по привычке работают с одним и тем же инструментом для прототипирования: возможно, владеют им лучше других, а может быть используют тот, что предлагает работодатель. И тогда уровень точности будет зависеть от возможностей инструмента, а это не всегда соответствует тому, что вам действительно сейчас нужно.
Различают два типа точности прототипов:
В зависимости от обстоятельств, вам могут понадобиться прототипы разной точности. К примеру, иногда вам нужно просто проверить концепцию дизайна и получить обратную связь. В этом случае лучше быстро собрать прототип на бумаге, чем тратить время на разработку интерактивного прототипа. Иногда вместо того, чтобы создавать детальный макет дизайна и линковать экраны в отдельном инструменте, бывает достаточно простого вайрфрейма с отдельными интерактивными элементами. Это позволяет сфокусироваться на расположении, навигации, названиях, лейауте и проектировании взаимодействий.
Как решать
Чтобы определить нужный уровень точности вашего прототипа:
4. Увлечься и создать слишком много всего
Современные инструменты позволяют так легко добавлять экраны и создавать взаимодействия, что многих заносит — и они пытаются показать все. Вы можете подумать: Ну, почему бы заодно не показать как работает это. Раз я показал одно, то можно показать и другое. Каждый функциональный элемент вашего прототипа можно создать за несколько минут, но где одно, там другое и третье — и в итоге у вас получается огромный, сложный прототип. А ведь еще даже не было тестирования на пользователях и отзывов от клиентов!
Когда вы наконец-то соберетесь показать макет клиентам, будет достаточно сложно вносить их правки и пожелания в ваш громоздкий прототип с кучей экранов, состояний и взаимодействий. Иногда бывает проще создать новый прототип, чем вносить правки в старую сложную версию.
Как решать
Чтобы не увлечься и не плодить лишнего:
5. Не объяснить клиентам и пользователям, что за прототип перед ними
UX-дизайнеры привыкли использовать в работе разные виды прототипов и поэтому часто забывают, что клиенты, участники тестирования и другие заинтересованные лица могут вообще не знать, что такое прототип. Часто эти люди даже не понимают разницу между прототипом и готовым пользовательским интерфейсом.
Бумажные прототипы
Никто еще не принял бумажный прототип за финальный дизайн или готовый интерфейс. У бумажных прототипов есть одно большое преимущество: они выглядят как скетчи. Люди понимают, что перед ними лишь черновик и нужно включить воображение, чтобы понять, как все будет работать.
Экранные прототипы
На этапе варфрейма прототип начинает походить на настоящий пользовательский интерфейс. Если такой прототип будет еще и интерактивным, люди могут принять его за итоговый дизайн. Даже если дизайнер объяснил, что это просто вайрфрейм, а визуальный дизайн будет потом, люди все равно иногда спрашивают: «А почему все черно-белое? Так ведь не будет в итоге?»
Современные инструменты для прототипирования позволяют создавать очень реалистичные взаимодействия — именно поэтому люди часто принимают прототипы за готовые приложения. К примеру, недавно в процессе ревью одного дизайна, я показал клиентам, как работает экран с результатами поиска. Слово вводится в поле поиска, далее нажимаем Найти и на экране отображаются результаты. Одна девушка спросила меня, можно ли поискать другое слово. Она думала, что функция поиска реально работает — но на самом деле это были просто два экрана, залинкованные через нажатие кнопки Найти.
В ходе юзабилити тестирования участники также часто думают, что используют реальное приложение. Они пытаются кликнуть на неработающие элементы и думают, что что-то сломалось. Важно, чтобы модератор объяснил, почему часть элементов не работает — иначе у участников тестирования может сложиться неправильное впечатление об интерфейсе.
Как решать
Чтобы избежать подобных недопониманий:
6. Не подготовить инструкцию по навигации в прототипе
Иногда в подробных интерактивных прототипах сложно ориентироваться. Сложность эта не связана с удобством навигации; скорее пользователю сложно понять, какие элементы кликабельны, а какие нет, и в каком порядке их нажимать, чтобы пройти все экраны и взаимодействия. Обычно в прототипе активны лишь некоторые кнопки, ссылки и элементы управления — и это правильно. Делать все элементы активными — лишняя работа. Поэтому люди должны знать, в каком порядке нажимать на элементы, чтобы увидеть все экраны и функции и добраться до конца прототипа. Обычно активные элементы никак визуально не отличаются от неактивных. Например, все ссылки выглядят кликабельными, но в рамках прототипа вы могли сделать только часть из них активными.
В некоторых инструментах есть функция подсказок, можно подсветить кликабельные элементы. Это классно, но может и отвлекать пользователя. К тому же, подсказки лишь указывают на активные элементы, но не объясняют, в каком порядке на них нажимать.
Эта проблема особенно актуальна, если участники тестирования проводят ревью самостоятельно. Да и сам автор прототипа может иногда забыть точный порядок действий, особенно если прототип сложный.
Как решать
Мы готовим карту экранов с переходами и пояснениями. Это наглядно отражает весь сценарий, но на подготовку уходит больше времени
Лучший совет
«Сначала проектируйте, а потом прототипируйте по плану».
Лучший способ избежать ошибок — это сначала проектировать (design), а потом прототипировать по плану. В наше время есть масса отличных инструментов, которые позволяют быстро создавать очень реалистичные прототипы. Однако несмотря на все возможности, мы часто забываемся и делаем ошибки: приступаем к прототипу слишком рано, забываем планировать, выбираем не тот уровень точности, включаем слишком много функций. В результате у нас получаются слишком сложные прототипы, в которых легко запутаться. Грамотное планирование помогает избежать этих ошибок, разумно распределять время и силы и создавать более эффективные прототипы.
Подписывайтесь на нас в других социальных сетях: