Что является обобщающим показателем качества
Анализ качества произведенной продукции. Обобщающие, частные и косвенные показатели качества продукции
Обобщающие, частные и косвенные показатели качества продукции. Задачи анализа. Способы обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции: балльный метод, средний коэффициент сортности, средневзвешенные цены в сопоставимых условиях. Методика расчета влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия. Потери от брака. Причины снижения качества продукции.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Как видно из табл. 18.10, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта (табл. 18. II):
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 18. 12).
В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактического выпуска — на 2268 млн руб.(450 тыс. руб. х 5040 туб).
Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака:
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.
Показатель качества
Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления. [1]
Каждая продукция обладает своей номенклатурой показателей, которая зависит от назначения продукции, условий её производства и эксплуатации и многих других факторов. Показатель качества может выражаться в различных физических единицах измерения (например, секунда, метр, кв.метр, куб.метр, км/ч, грамм, вольт, ватт, и др.), условных единицах измерения (балл, рубль, FLOPS, процент избирателей и др.), а также быть безразмерным (вероятность наступления ожидаемого события, и др.). В виде технических требований показатели входят в состав технического задания на разрабатываемую продукцию и технических условий.
Содержание
Общая характеристика показателей
Номенклатура показателей окончательно формируется на этапе проектирования продукции, так как здесь они закладываются в конструкцию. Далее, на этапе производства эти показатели находят своё воплощение. А на этапе эксплуатации (потребления) показатели становятся индивидуальной характеристикой продукции, выделяют её из других видов продукции (товара), составляют её потребительские свойства и, следовательно, делают привлекательной и конкурентоспособной.
Стремление учесть как можно больше показателей в желании максимально полно охарактеризовать продукцию делает задачу проектирования практически нерешаемой. Важно выделять главные показатели, отражающие наиболее существенные потребительские свойства объекта. Также следует иметь в виду, что для определённых условий производства и эксплуатации существуют обязательные к учёту показатели. В основном это касается безопасности, когда минимально приемлемый уровень требований устанавливают нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, такие как Госгортехнадзор, Роспотребнадзор и другие. Также, если продукция предназначается для реализации отдельным гражданам или каким-то образом может быть им продана, то она должна удовлетворять дополнительным требованиям, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
К показателям предъявляются следующие требования:
Классификация показателей
По месту в жизненном цикле
По потребительским свойствам
Для наглядности и удобства все показатели обычно делят на две группы, условно называемые «цена» и «качество». Первая группа объединяет экономические требования, вторая — технические. С другой стороны, при решении практических задач это облегчает использование методов оптимизации и выбор целевой функции.
Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем, характеризующим выпуск продукции, является качество произведенной продукции. Под качеством продукции понимается совокупность таких ее свойств, которые обуславливают способность данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные, единичные и косвенные показатели качества продукции.
Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из следующих ее свойств:
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта. Это сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.
Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Сущность этого метода оценки заключается в том, что определяется средневзвешенный балл качества продукции, и путем фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.
При анализе качества продукции по сортности, определяется средний коэффициент, который рассчитывается несколькими способами. Наиболее простым из них является расчет исходя из сортовых коэффициентов и удельных весов продукции соответствующего сорта.
Сортовые коэффициенты характеризуют отношение цены изделий каждого сорта к цене тех же изделий высшего сорта.
Сортовые коэффициенты умножаются на плановый и фактический удельные веса изделий соответствующего сорта, переводя всю продукцию в условный высшей сорт. Полученные результаты суммируются.
Чем выше сортность продукции, тем ближе значение среднего коэффициента приближается к единице.
Для того чтобы определить влияние изменения сортности на объем товарной продукции, необходимо отклонение по среднему коэффициенту сортности умножить на фактический выпуск продукции в денежном выражении и разделить на коэффициент фактической средний сортности.
Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с данными предыдущих отчетных периодов, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.
Расчет влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:
Для расчета влияния сотового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно также использовать способы, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Этот расчет производится способом абсолютных разниц.
Другие статьи по данной теме:
Список использованных источников
2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Показатель качества
В рыночных условиях бизнес не выживет, если не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции, которая включает в себя множество показателей качества. В статье разберем, основные показатели качества и как их измерить.
Что такое показатели качества продукции
Показатель качества — это наличие определенного количества свойств и характеристик продукции, которые входят в ее качество. С экономической стороны важны только те, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке.
С позиции потребителя качество представляет собой совокупность характеристик, которые удовлетворяют его потребности. Эти свойства должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.
Факторы, влияющие на качество продукции:
использование современных технологий;
уровень производства, который обеспечивается компанией;
качество применяемого оборудования;
характеристики используемых материалов и комплектующих;
организация трудового процесса (стимулирование и мотивация труда работников);
интенсивность и продолжительность используемых производственных процессов.
Для достижения высоких качественных показателей необходимо уделять внимание всем аспектам работы.
Классификация показателей
Чтобы оценить качество товара, необходимо из множества характеристик выбрать наиболее важные. Для этого рассмотрим их классификацию.
Показатели можно классифицировать по предмету исследования:
Единичные критерии. Позволяют оценивать отдельные свойства.
Комплексные. Помогают составить мнение о совокупности характеристик.
Обобщенные. Оценивают совокупность объектов.
Показатели можно классифицировать по группам:
Эргономические. Оценивают пригодность товара для человека.
Безопасности. Рассматривают вероятность безопасной работы при использовании товара.
Экономические. Оценивают расход сырья, материалов, топлива, энергии.
Эстетические. Включают в себя качество оформления товара.
Эффективности. Определяют, насколько хорошо изделие помогает решать задачи, для которых оно предназначено.
Оценка качества может отличаться на различных этапах жизненного цикла товара:
До начала производства ожидаемые характеристики можно назвать прогнозируемыми.
После того, как произведено планирование, ожидаемые значения можно назвать проектными.
На этапе создания используются производственные показатели.
Эксплуатационные характеризуют использование произведенного товара.
По месту в жизненном цикле
Каждый товар существует в пределах своего жизненного цикла, включающего в себя следующие этапы.
Начальный период
Этап начинается с новой идеи, которую тщательно анализируют с точки зрения производства и ожидаемых качественных характеристик. В это время объективно оценивают привлекательность нового товара для потребителей, проводя маркетинговые исследования. В результате показатели качества продукции становятся более конкретными.
Внедрение в производство
Перед запуском производства необходимо точно оценить перспективы товара. Сначала создаются образцы, затем начинается массовое производство. При помощи маркетинговых исследований можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках товара. При необходимости внести изменения в процесс производства и реализации продукции.
Создание рынка и дальнейшие этапы
На этом этапе вопросы исследования качества, отношения потребителей к товарам особенно важны. Они определяют стратегию развития продаж.Теперь показатели качества продукции — это предмет точного измерения.
По потребительским свойствам
Любой товар производят для потребителя. Поэтому важны следующие свойства:
Функциональная полезность. Соответствует ли товар функциональному назначению.
Безопасность в использовании. Товар должен исключать возможность несчастных случаев и не выделять вредные для здоровья и экологии вещества.
Удобство. При использовании товара человек должен ощущать комфорт.
Эстетические характеристики товара. Внешний образ должен привлекать.
Надежность. В этот показатель входит долговечность, ремонтопригодность.
Технические показатели качества продукции
Технические характеристики могут относиться к нескольким группам показателей.
Конструктивные
К этой категории качества продукции относят особенности технического устройства предметов. Например, габаритные размеры, наличие определенных узлов, применение различных технических решений.
Показатели состава и структуры
Здесь рассматривается наличие в продукции химических веществ. Например:
процентное содержание определенных добавок в стали;
массовая доля сахара в продуктах;
количество серы, содержащейся в коксе.
Эти показатели могут определять качество изделий, их долговечность.
Использование сырья
Следует обратить внимание на особенности процесса производства: какое используется сырье, материалы и комплектующие. Насколько экономично производство товаров. С помощью таких показателей качества оценивают уровень затрат.
Экономические показатели
Экономические показатели качества продукции характеризуют затраты, доход и другие характеристики. Чтобы оценить выгоду от производства, нужно изучить следующие показатели:
Доход. Насколько бизнес прибыльный.
Затраты. Они связаны с производством, продажей, послепродажным и гарантийным обслуживанием.
Оптовые и розничные цены.
При продаже важны не только расходы производителя, но и покупателя продукции. Последний, определяя выгодность покупки, будет оценивать суммарные затраты, которые включают в себя: покупную цену, стоимость расходных материалов, покупки запчастей, ремонта, плату за обучение, стоимость эксплуатации, утилизации. Чем меньше совокупная стоимость, тем привлекательнее товар.
По применению для оценки
При использовании критериев качества важно, как производится их оценка. Показатели делятся на следующие группы:
Базовые критерии. При рассмотрении конкретного вида товара их принимают в качестве основы.
Относительные. Их оценивают по отношению к зафиксированной величине.
Определяющие. Показатели применяются для того, чтобы на их основе принять окончательное решение.
По количеству характеризуемых свойств
При исследовании характеристик получают большой объем полезной информации о товаре. Однако наиболее важны показатели, которые служат основанием для принятия решений. Обычно покупателю необходимо знать несколько параметров для этой цели. Показатели относят к следующим категориям:
Единичные показатели. Например, при покупке компьютера может интересовать количество установленной оперативной памяти. Это важная характеристика, но не единственная, которую необходимо принять во внимание.
Комплексные показатели. Одновременно оценивают совокупность нескольких свойств. Например, при покупке роутера покупатель может заинтересоваться, хватит ли сигнала на всю площадь квартиры. При этом он сочтет важным именно это, а не количество частотных диапазонов.
Обобщенные показатели. Характеризует весь комплекс показателей. Например, покупая хлеб, можно оценить его свежесть, не интересуясь подробностями состава.
Иногда может рассматриваться интегральная характеристика. Она комплексная, но еще оценивает соотношение полученных выгод к произведенным затратам.
По возможности оценки
При определении величины этого показателя качества возможны ситуации:
Параметр допускает количественную оценку. Такие данные позволяют точно оценить изделие.
Величина имеет случайную природу. Такая ситуация возникает, если считают количество отказов за определенный период времени. Полученная информация позволяет сделать вероятностную оценку. Для этого применяют методы теории вероятности.
Иногда показатели качества продукции не имеют точного количественного выражения. Например, это относится к оценке, которую ставит дегустатор.
Возможны такие ситуации, когда для проведения оценки отсутствуют объективные данные. Например, эта ситуация может возникнуть при оценке долговечности товара, который только недавно появился на рынке.
Методы измерения показателей качества
Для того, чтобы сделать точную оценку изделия, можно воспользоваться следующими методами:
Измерительный. Использование специальной аппаратуры и приспособлений для объективного получения точных значений. Результат определяется в соответствующих единицах измерения: кг, м, л, Вт и др.
Регистрационный. Метод фиксирует происходящее с товаром в течение определенного периода. Например, может рассматриваться количество отказов, доля бракованных изделий в партии товаров или аналогичные. Этот способ наиболее трудоемкий.
Расчетный. Позволяет вычислять показатели, характеризующие качество продукции, на основе имеющихся данных по формулам.
Наряду с точными методами исследованиями применяются субъективные. В их число входят:
Органолептический метод. Включает описание на основе органов чувств человека. В нем используются зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Эта процедура может, например, использоваться для дегустации продуктов. Этот способ удобен тем, что при его применении нет необходимости использовать дополнительные приспособления.
Экспертный метод. Решение выносит не один человек, а несколько. При этом необходим подходящий уровень квалификации.
Социологический метод исследования. Нужно получить мнение большого количества людей. Для этого проводят опросы, заполняют анкеты и другие аналогичные способы.
Итак, чтобы точно определить значение показателя:
Используют сводную карту дефектов, отказов. Для этого оформляется таблица, в которую заносят информацию о каждом случае.
Применяют непосредственные изменения характеристик.
Показатели берут из предоставленной документации.
Используют корреляционные диаграммы для изучения взаимосвязи между параметрами.
Рисуют причинно-следственные диаграммы для понимания взаимосвязей между показателями.
Проводят статистические исследования, на основе которых показатели вычисляются при помощи методов теории вероятности.
В некоторых случаях показатели качества продукции — средние величины. Это удобно при подсчете затрат, прибыльности. Для этого делают расчеты для партии товара, а потом определяют среднее значение для каждой группы.
Заключение
Качество товаров — важный показатель для бизнеса, так как оказывает существенное влияние на экономику и финансы. Поэтому каждый производитель должен обеспечить высокое качество своей продукции, чтобы быть конкурентоспособным, удовлетворить потребности покупателя и принести прибыль организации.
ПРИМЕР ЭУК: Экономический анализ
Лекция по теме 2. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ
1. Цель, задачи и этапы анализа производства и продаж. Источники информации
Производственная программа – основной раздел бизнес-плана организации. Предприятия разрабатывают производственную программу на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, учитывая интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции.
В производственной программе обязательно освещаются следующие вопросы:
— какие виды товаров и в каком объеме производить;
— в какие сроки должны быть готовы товары к отправке потребителю;
— какого качества должны быть товары;
— сколько дополнительно организация может выпустить товаров, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов;
— каков нижний предел объема выпуска товаров, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;
— каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства товаров?
Объем производства и продаж продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса предприятие ориентируется на объем производства продукции. В условиях высокой конкуренции и ограниченного спроса возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Показатели производственной программы нужны для определения потребности в ресурсах для производства, степени загрузки оборудования и других показателей.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции: анализ объема продукции, анализ ассортимента продукции, анализ структуры продукции.
2. Анализ качества продукции.
3. Анализ ритмичности производства.
4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
Цель анализа – определить пути увеличения объема реализации по сравнению с конкурентами, расширения доли рынка при максимальном использовании производственной мощности и в результате – увеличить прибыльность организации.
— контроль над выполнением плана производства и реализации продукции;
— изучение динамики производства и реализации продукции;
— определение влияния факторов на изменение этих показателей;
— выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж;
— разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Источниками информации для проведения анализа являются:
— данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности,