Что является обязательным расходом потребителя 1 транспортные
Транспортные расходы при купле-продаже товаров: документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет
Людмила Круглова
Старший юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ
Для многих организаций и индивидуальных предпринимателей, является актуальным вопрос о порядке учета транспортных расходов, которые в значительной степени влияют на порядок формирования издержек обращения, а также на порядок определения налогооблагаемой базы в целях налога на прибыль.
В настоящей статье мы постарались рассмотреть наиболее типичные варианты распределения обязанностей по доставке товаров в соответствии с условиями договоров, раскрыть основные вопросы бухгалтерского и налогового учета транспортных расходов как у продавца, так и у покупателя товаров.
Отражение порядка доставки товара в договорах поставки
Отметим сразу, что вариантов распределения обязанностей по транспортировке между сторонами договора купли-продажи существует достаточно много.
Общее правило о порядке доставки товара при заключении договора поставки закреплено в п.2 ст.458 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ). В указанной норме предусмотрено, что в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
Таким образом, если иное не предусмотрено договором, доставка товара от склада поставщика (иного места нахождения товара) осуществляется покупателем самостоятельно.
В настоящей статье мы рассмотрим следующие, наиболее типичные варианты порядка распределения между сторонами обязанностей по доставке товара и, соответственно, распределения транспортных расходов:
1) товар выбирается со склада поставщика покупателем своими силами или с привлечением транспортной организации;
2) по условиям договора поставки товар доставляется до склада покупателя поставщиком своими силами или с привлечением сторонней транспортной организации, при этом в документах на передачу товара (накладных, счетах-фактурах) отдельной строкой указана стоимость транспортных расходов;
3) товар доставляется до склада покупателя поставщиком своими силами или с привлечением сторонней транспортной организации, при этом отдельно компенсации транспортных расходов покупателем поставщику не производится.
В третьем случае, когда товар доставляется до склада покупателя поставщиком, в договоре поставки следует отдельно оговорить, что обязанность по доставке товара до покупателя лежит на поставщике и, при этом, стоимость такой доставки, учитывается в стоимости товара.
В случае отсутствия подобного положения в договоре, по нашему мнению, со стороны налоговых органов возможны следующие претензии к поставщику.
Как уже упоминалось, п.2 ст. 458 ГК РФ устанавливает, что транспортировку товара со склада поставщика, если иное не предусмотрено договором, осуществляет покупатель своими силами. Поэтому, если в случае применения третьего варианта распределения расходов по транспортировке, в договоре поставки «иного» не предусматривается, отсутствует обязанность поставщика по доставке товара, как в силу закона, так и в силу договора. Таким образом, проверяющие могут сделать вывод, что невозмещаемые покупателями расходы поставщика по доставке товара являются необоснованными, и не могут включаться в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Во избежание указанных претензий, можно также предусмотреть специальное положение в ценовой политике организации-поставщика, в соответствии с которым, в целях привлечения покупателей, поддержания благоприятной репутации компании, и в других, направленных на получение прибыли, целях, организация осуществляет доставку товаров до покупателей самостоятельно.
Отметим, что в этой ситуации у налоговых органов могут также возникнуть претензии и к покупателю.
Оформление первичных документов на транспортировку
Далее рассмотрим вопрос документального оформления первичных документов на транспортные расходы сторонами договора поставки в трех, упомянутых в предыдущем разделе, вариантах распределения обязанностей по доставке товара.
В случае, когда доставка товара до склада покупателя, в соответствии с условиями договора поставки, осуществляется поставщиком, с оплатой транспортировки покупателем, предъявление транспортных расходов покупателю может оформляться актом на оказание транспортных услуг, либо отдельной строкой в накладной на передачу товара, при этом оформления дополнительных документов на оказание транспортных услуг, по нашему мнению, не требуется.
Отметим, однако, что Минфин РФ в Письме от 27.02.2007 № 03-03-06/1/135 высказал совершенно противоположную точку зрения в отношении рассматриваемого вопроса.
В частности, Минфин разъяснил, что в случае, если услуги по перевозке товара до покупателя оплачиваются поставщиком и подтверждаются только товарной накладной и счетом-фактурой, в которых отдельной строкой указано «Услуги по перевозке», тогда у покупателя отсутствуют первичные документы на оплату услуг по перевозке товара, а, следовательно, отсутствуют основания для принятия их в налоговую базу по налогу на прибыль.
Тем не менее, считаем, что указанная позиция справедлива только для случаев, когда в договоре поставки прямо указано, что поставщик, доставляя товар до покупателя, осуществляет функции транспортной экспедиции, т.е. обязуется за вознаграждение и за счет покупателя организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, при этом, в договоре прямо указано, что экспедитор заключает договоры с транспортными организациями от имени покупателя. Только в этом случае поставщик-экспедитор обязан, в соответствии со ст.4 Закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», предоставить клиенту-покупателю договоры и акты на выполнение транспортных услуг.
В случае же, когда в договоре поставки предусмотрено лишь, что доставку до склада покупателя осуществляет поставщик с оплатой доставки покупателем, поставщик вправе указать факт осуществления услуг в товарной накладной либо в отдельном акте на услуги по перевозке. И тот, и другой документ в данной ситуации будут иметь равнозначную юридическую силу, в том числе с точки зрения положений ст. 9 Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете). Оформить товарно-транспортную накладную (далее – ТТН) поставщик не может, поскольку не является специализированной транспортной организацией, которая, в соответствии с указанием к оформлению ТТН по форме 1-Т, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, обязана заполнять накладные по форме № 1-Т.
При этом, однако, следует учесть, что если поставщик (а равно покупатель) заключает от своего имени договор на транспортировку товара со специализированным перевозчиком, то для включения транспортных услуг по такому договору в расходы, ему необходимо получить от транспортной организации документы на оказание транспортных услуг (акт на оказание транспортных услуг, ТТН по форме № 1-Т, железнодорожная квитанция и т.п.).
Расходы по транспортировке товара своими силами подтверждаются путевыми листами, оформляемыми на соответствующие транспортные средства, принадлежащие организации на праве собственности, праве аренды или используемые ею на других основаниях.
Именно указанные выше документы будут первичными документами, на основании которых организация (будь то поставщик или покупатель) будет иметь возможность учесть соответствующие транспортные расходы, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Рассмотрим теперь вопросы порядка учета транспортных расходов в налоговом и бухгалтерском учете.
Транспортные расходы у покупателя: бухгалтерский учет
В настоящей статье рассмотрим порядок бухгалтерского учета транспортных расходов у покупателей, не использующих при приобретении материально-производственных запасов счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 94н (далее – План счетов).
Порядок бухгалтерского учета расходов на приобретение товарно-материальных ценностей предусмотрен Положением о бухгалтерском учете материально производственных запасов «ПБУ 5/01», утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (далее – ПБУ 5/01). П.6 ПБУ 5/01 устанавливает, что фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение. К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов, в числе прочего, относятся затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором.
Таким образом, в общем порядке, предусмотренном ПБУ 5/01, транспортные расходы должны учитываться в стоимости приобретенных товаров по дебету счета 41 «Товары». Однако это возможно только в том случае, когда первичные документы, подтверждающие осуществление транспортных расходов, появляются у покупателя одновременно с первичными документами на товар. В случае же, когда доставка товара осуществляется сторонней организацией, возможна ситуация, когда документы на транспортные услуги (акты на оказание услуг) составлены (предоставлены) позже, нежели документы на приобретение товара (товарные накладные). В этом случае учесть транспортные расходы в стоимости товара нельзя по следующей причине.
Операция по приобретению товара (по сути – формирование фактической себестоимости), в соответствии с принципом своевременности, закрепленном в ст.8 Закона о бухучете, должна быть отражена на счетах бухгалтерского учета, в момент ее совершения, т.е. по сути, на дату приобретения товара. При этом п.12 ПБУ 5/01 предусматривает, что фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. То есть, если акт по транспортным расходам поступил к покупателю после того, как товар был оприходован на счете 41, увеличить учетную стоимость этого товара на сумму транспортных расходов уже нельзя.
Порядок списания транспортных расходов в такой ситуации будет рассмотрен ниже.
Отметим также, что п.13 ПБУ 5/01 оговаривает, что организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.
Следовательно, указанные транспортные расходы, при учете их в составе расходов на продажу в зависимости от закрепленного учетной политикой организации порядка закрытия остатков по счету 44 либо учитываются по окончании отчетного периода в расходах на реализацию (по дебету счета 90 «Продажи») полностью либо, при частичном списании – распределяются на остаток нереализованного на конец месяца товара.
Выбор того или иного способа учета транспортных расходов, должен быть отражен в учетной политике организации в качестве метода оценки активов, как того требует п.3 ст. 6 Закона о бухучете, а также п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н (далее – ПБУ 1/98).
Транспортные расходы у покупателя: налоговый учет
При этом ст. 320 НК РФ устанавливает, что порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Это означает, что налогоплательщик вправе самостоятельно решить, будет ли он учитывать транспортные расходы в целях налогового учета в составе стоимости приобретенных товаров, либо отдельно в качестве прямых расходов.
Отметим, что, вне зависимости от выбранного способа учета, результат будет единым – транспортные расходы будут учитываться в составе затрат в целях налогообложения прибыли в момент реализации товара.
При этом, в случае, если транспортные расходы учитываются не в составе стоимости товара, а как прямые расходы, порядок их списания в случае возникновения ситуации, когда на конец отчетного (налогового) периода у налогоплательщика остается нереализованный товар, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 320 НК РФ в части распределения транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров.
Транспортные расходы у поставщика: бухгалтерский учет
Расходы поставщика по транспортировке товара до покупателей, в соответствии с п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99), относятся к расходам по обычным видам деятельности.
В соответствии с п.7 ПБУ 10/99, расходы по обычным видам деятельности формируют, в числе прочего, расходы, возникающие непосредственно в процессе продажи (перепродажи) товаров.
Порядок списания транспортных расходов по доставке товара до покупателей четко в законодательстве о бухгалтерском учете не определен. Но, исходя из уже упоминавшегося принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности, списание этих расходов должно осуществляться в момент их фактического осуществления, во взаимосвязи с фактом реализации товаров, которые при этом транспортируются. Фактически это означает, что списание в бухгалтерском учете транспортных расходов по доставке товаров до покупателей осуществляется в момент подписания акта оказания транспортных услуг.
Транспортные расходы у поставщика: налоговый учет
Говоря о налоговом учете транспортных расходов при реализации товаров, необходимо отметить следующее. Расходы на транспортировку товаров до покупателей (независимо от того, осуществляется ли транспортировка своими силами или с привлечением сторонней организации), в соответствии с пп.1 п.1 ст.253 НК РФ, являются расходами, связанными с производством и реализацией. При этом ст. 320 НК РФ относит к прямым расходам исключительно расходы на доставку товаров до склада налогоплательщика. Все остальные расходы, за исключением внереализационных, признаются косвенными. В соответствии с п.2 ст.318 НК РФ, сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Отметим, однако, что п.1 ст.318 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Соответственно, по нашему мнению, налогоплательщики имеют право учесть транспортные расходы по реализации товаров, осуществленные до момента перехода права собственности на транспортируемые товары, в составе прямых расходов. Однако, такая возможность должна быть отражена в учетной
политике.
Виды издержек
Себестоимость продукта или услуги — это все расходы, понесенные для их создания. Но затраты бывают разные, и каждая компания использует свою группировку. Кто-то считает переменные и постоянные траты, кто-то учитывает только прямые и косвенные и так далее. Выбор классификации зависит от специфики предприятия и системы управленческого учета внутри компании. Разберемся, какие виды издержек выделяют чаще всего.
Переменные и постоянные
Это очень популярная классификация. Издержки распределяются исходя из того, как они связаны с объемом производства.
Переменные затраты
Переменные издержки — это все затраты компании, которые зависят от объема производства. То есть, чем больше вы выпустите продукции, тем больше затрат понесете. Про эти траты мы подробно рассказали в статье «Что такое переменные издержки».
К переменным издержкам относятся:
Переменные издержки бывают разные. Часть из них прямо пропорциональна выпуску продукции, их так и называют — переменные пропорциональные. Есть те, которые растут медленнее, чем объем производства — дегрессивные издержки. А есть, наоборот, растущие быстрее выпуска — прогрессивные.
Постоянные затраты
Постоянные издержки противопоставлены переменным. Они никак не зависят от выпуска. Даже если компания не работает и ничего не выпускает, издержки все равно возникают. Например:
Про эти затраты мы подробно рассказали в статье «Что относится к постоянным издержкам».
Прямые и косвенные издержки
Для распределения на прямые и косвенные затраты компания должна определить, можно ли отнести определенную статью затрат на конкретный продукт или нельзя.
Прямые затраты
Прямые издержки можно прямо относить на себестоимость каждой единицы продукции. Например, затраты на воду, сахар и сироп для изготовления лимонада можно без проблем рассчитать на каждую единицу. К прямым затратам относят:
Косвенные затраты
Косвенные затраты связаны в целом с производством, отнести их на конкретный продукт нельзя. Например, для изготовления лимонада нужно ремонтировать оборудование, убирать цех и так далее. К косвенным издержкам относят:
Для расчета себестоимости косвенные издержки распределяются относительно какой-то базы. Например, относительно материальных затрат или фонда оплаты труда.
Прямые и косвенные издержки очень тесно переплетены с переменными или постоянными. Во многом они даже похожи, но не всегда. Например, затраты на доставку готовой продукции — это переменная статья затрат. Но если позиций много, распределить затраты на доставку на отдельный продукт нельзя. Поэтому достака — это переменная косвенная затрата.
Производственные и непроизводственные издержки
Затраты группируются в зависимости от того, участвуют ли они в производственном процессе или нет.
Производственные издержки
Это траты, связанные с производством. К ним относятся практически все переменные и прямые затраты:
Непроизводственные издержки
Это расходы, которые прямо с производством не связаны, но без них компания существовать не может. Например:
Явные и неявные или бухгалтерские и экономические издержки
Эта группировка встречается гораздо реже, чем предыдущие. Тут издержки определяются по принципу их фактического наличия.
Явные бухгалтерские издержки
Это все затраты, которые зафиксированы в бухгалтерском учете. Поэтому они явные, их очень легко определить. К ним относятся все постоянные и переменные издержки: зарплата, расходы на сырье, аренда, амортизация и так далее. С явными издержками проблем не возникает.
Явные издержки на виду. Всегда есть документы, доказывающие их наличие: счета, накладные, акты и так далее.
Неявные экономические издержки
Неявные издержки скрыты, их в бухучете не фиксируют. Это затраты, которые возникают из-за принятия тех или иных управленческих решений.
Например, компания занимается продажей сахара. Это биржевой продукт, цена на который меняется ежедневно. Руководитель может принять решение не продавать сахар сегодня по 60 руб/кг,а продать через неделю. Если цена упадет, это будут неявные издержки. В учете они не зафиксированы, но по факту они существуют, и их можно избежать, если принять другое решение. Неявные издержки — это упущенная выгода компании.
Предприниматель всегда оценивает каждый свой шаг. С кем подписать договор, в какой пропорции производить продукцию, по какой цене продавать. Он выделяет неявные издержки, чтобы понять, какое решение в итоге принесет больше прибыли.
Неявные издержки несет даже собственник бизнеса. Например, он мог пойти работать по найму, а не заниматься бизнесом. Мог вложить деньги в акции или на банковский депозит и получать процент, а не вкладывать их в дело и так далее.
Возвратные и невозвратные издержки
Затраты группируют в зависимости от того, вернутся ли вложенные деньги обратно или нет.
Возвратные издержки
Предполагается, что эта группа затрат рано или поздно вернется обратно. Например, это большая часть производственных расходов. Ведь сначала компания вкладывает деньги в производство, затем реализует готовую продукцию, тем самым возвращая понесенные затраты и получая прибыль. Примеры таких затрат: расходы на сырье, зарплату и так далее.
Невозвратные издержки
Эти затраты компания несет, но уже никогда не сможет вернуть. То есть они не участвуют в создании прибыли. Например:
Релевантные и нерелевантные издержки
Размер релевантных затрат зависит от принимаемого решения. Нерелевантные издержки компания несёт в любом случае.
Например, поехать в командировку можно на корпоративной машине или поезде. Релевантные затраты — это расходы на бензин или на билет. А вот транспортный налог — это нерелевантная затрата, так как его нужно платить при любом исходе.
Контролируемые и неконтролируемые издержки
Если издержки зависят от предприятия, их называют контролируемыми. Например, это затраты на сырье. Фирма сама устанавливает объем производства, а значит заранее определяет размер затрат на материалы, зарплату и так далее.
Неконтролируемые затраты компания несет независимо от того, хочет она этого или нет. Самый яркий пример — налоги.
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нем можно вести учет затрат по подразделениям и номенклатуре, строить другие управленческие отчеты. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Как работает система прослеживаемости товаров с 1 июля 2021 года
Что такое система прослеживаемости товаров
Система прослеживаемости товаров в виде эксперимента действует в РФ уже с 2019 года. С 1 июля 2021 года добровольный эксперимент становится обязанностью для определенного круга продавцов.
Заметим, что по факту выполнять требования о прослеживаемости товаров нужно с 08.07.2021, так как к 01.07.2021 не были утверждены необходимые НПА.
Правила прослеживаемости товаров установлены постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108.
Прослеживаемость товаров — это информационный учет некоторых видов товаров, который ведут поставщики и покупатели путем присвоения и контроля идентификационных данных на всем пути движения товара от первого поставщика до конечного потребителя.
Эксперимент преследовал следующие цели:
На кого распространяется система прослеживаемости товаров
Вносить данные в информационную систему прослеживаемости должны организации и индивидуальные предприниматели, если они участвуют в операциях по обороту прослеживаемых товаров:
На комиссионеров и комитентов (принципалов и агентов) данные правила также распространяются.
В любой системе контроля есть как минимум две стороны: та, которую контролируют, и та, которая контролирует.
В данном случае контролирующей стороной является Федеральная налоговая служба, поэтому на нее также распространяются все правила осуществления прослеживаемости товаров.
Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости
Как уже было упомянуто, не все товары будут прослеживать. Постановлением Правительства от 01.07.2021 № 1110 утвержден перечень прослеживаемых товаров:
Обратите внимание! Указанные выше товары прослеживаются не только, если они выступают в роли собственно товаров для перепродажи, но и когда используются в хоздеятельности в качестве основных средств или малоценки. Поэтому прослеживать нужно, например, приобретаемые для бытовых нужд персонала холодильники. Также прослеживаются мониторы. Причем в части мониторов важно, что даже с их включением в состав ПК или АРМ (включение в комплект) нельзя прекращать прослеживаемость. Подробнее об этом здесь.
Это означает следующее:
Если на 08.07.2021 у вас такие предметы есть, вы должны подать уведомление об остатках прослеживаемых товаров и получить РНПТ. О сроке подачи см. эту публикацию.
Если вы покупаете их после этой даты, не забывайте указывать РНПТ в регистрах и декларации по НДС, счетах-фактурах, если впоследствии будете их продавать, отчете по прослеживаемым товарам, если прослеживаемость прекратится не реализацией, а другим фактом хоздеятельности, списанием, например.
По каким реквизитам отслеживается товар
Прослеживать товар будут по следующим реквизитам:
Откуда будут брать РНПТ и кто будет это делать? Посмотрите, как происходит процесс присваивания реквизитов прослеживаемости, на схеме:
Итак, РНПТ присваивается прослеживаемому товару при ввозе на территорию РФ, при вывозе в страны ЕАЭС после 1 июля 2021 года, а также товару, который после указанной даты будет в наличии у продавцов на территории РФ.
В каком случае товар из перечня не подлежит прослеживаемости:
После того как товару присвоен РНПТ, код будет сопровождать товар по всей цепочке передвижения, пока не дойдет до конечного потребителя — физлица или не будет утрачен. Все случаи, когда товар перестает отслеживаться приведены, ниже:
Как отслеживается товар по цепочке передвижения? В каждый отгрузочный документ при продаже товара из перечня (счет-фактуру или УПД) вносят РНПТ. По всем операциям с прослеживаемым товаром представляют отчет в налоговую инспекцию.
Какие отчеты сдают участники системы
Для осуществления контроля за товарами из перечня прослеживаемости были созданы новые отчетные документы. Пока бланки отчетов имеют лишь рекомендованные формы.
Рекомендованные формы приведены в письме ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@. Они действуют до 10.09.2021. С 10 сентября вводятся формы, утвержденные приказом ФНС от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@.
Уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства — члена ЕАЭС
Заполняется в случае вывоза товаров из России в ЕАЭС. Данные для отчета берутся из отгрузочных документов. Срок сдачи — 5 дней с момента отгрузки.
В уведомлении отражаются следующие сведения:
Заполненный образец уведомления о перемещении прослеживаемых товаров есть в системе КонсультантПлюс. Мы можете перейти к нему бесплатно, оформив пробный тестовый доступ к системе.
Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства — члена ЕАЭС на территорию РФ
Заполняют по принятым на учет и ввезенным с территорий ЕАЭС товарам. Срок подачи в налоговую аналогичен предыдущему отчету — 5 дней с момента принятия товаров на учет. Налоговая отвечает на это присвоением РНПТ.
В уведомлении отражают следующие сведения:
Уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости
Если у продавца на момент утверждения перечня прослеживаемых товаров такие товары имеются в собственности для дальнейшей перепродажи, то их необходимо пересчитать и на основании инвентаризационных сведений заполнить уведомление.
В уведомлении отражают следующие сведения:
Заполненное уведомление об остатках прослеживаемых товаров подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный онлайн доступ к К+ бесплатно и переходите к образцу.
Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости
Те, кто участвует в торговле прослеживаемыми товарами, сдают отчет ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В уведомлении отражаются следующие сведения:
Образец заполнения отчета о прослеживаемых товарах есть в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и скачайте отчет, заполненный экспертами.
Как подготовиться к работе с системой
Прослеживаемость — это внесение данных в информационную базу путем указания РНПТ в отчетах и сопроводительных документах. То есть никакого дополнительного оборудования для участия в программе прослеживаемости товаров приобретать не нужно.
Впрочем, есть одно очень важное НО. Дело в том, что все уведомления, отчеты, счета-фактуры и УПД, то есть все документы, где отражен РНПТ, должны передаваться в налоговую или контрагентам только исключительно в электронном виде.
Если для плательщиков НДС это не является проблемой, так как декларация по НДС сдается в электронном виде уже давно, то прочие хозсубъекты могут столкнуться с необходимостью оформления ЭЦП и подключения к электронному документообороту и сервисам электронной отчетности.
То есть участникам оборота прослеживаемых товаров необходимо к 1 июля 2021 года:
Ответ на вопрос, в каких случаях нужно представить документы на операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, по требованию инспекции, есть в системе КонсультантПлюс. Оформите бесплатный пробный доступ к К+ и переходите к разъяснениям.
Отслеживаемость и маркировка
Контроль товарооборота в том или ином виде активно развивается в РФ. Наряду с прослеживаемостью товаров можно вспомнить маркировку товаров. В чем различия этих систем контроля?
Во-первых, отметим, что контролировать один и тот же товар несколькими системами недопустимо. И если обратить внимание на списки подлежащих маркировке товаров и прослеживаемых товаров, то пересечений в них не будет.
Выделим основные различия:
Будут ли штрафы?
На данный момент штрафы за несоблюдение порядка прослеживаемости товаров пока не закреплены, но предполагаются. В связи с этим готовятся изменения в КоАП РФ.
Ориентировочные нарушения и санкции:
В любом случае в 2021 году система будет обкатываться, и штрафы вряд ли будут утверждены сразу. Поэтому в 2021 году привыкаем к новой системе. Скорее всего, официальными штрафы за нарушения станут не раньше чем с 2022 года.
Что изменится при заполнении счета-фактуры
С 1 июля 2021 года в связи с введением прослеживаемости товаров возникла необходимость в усовершенствовании счета-фактуры, а также документа-побратима — УПД.
Изменения очевидные — в эти бланки добавили реквизиты прослеживаемости товаров:
О том, как оформить счет-фактуру по новым правилам, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Аналогичным образом изменена форма УПД.
Добавим, что упрощенцам и прочим неплательщикам НДС при участии в обороте прослеживаемых товаров необходимо применять УПД, а не иные первичные документы. Это связано именно с обязанностью отражения реквизитов прослеживаемости. К тем, кто работает по агентским договорам или договорам комиссии, это тоже относится.
Итоги
Прослеживаемость вводится с 8 июля 2021 года. Прослеживать товары из определенного перечня будут путем присвоения специального номера и отражения этого номера в сопроводительных документах на всем пути движения товаров по цепочке «продавец-покупатель», пока товар не будет признан непрослеживаемым в соответствии с законодательством (например, при продаже конечному потребителю — физлицу).