Что является обязательным требованием для избирательной системы в демократическом обществе
Статья 1. Стандарты демократических выборов
Статья 1
Стандарты демократических выборов
1. Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.
2. Стороны признают, что стандартами демократических выборов являются: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.
3. Право гражданина избирать и быть избранным закрепляется в конституции и (или) законах, а порядок его осуществления определяется законами и иными нормативными правовыми актами. Законодательное регулирование права избирать и быть избранными, порядка выборов (избирательные системы), а равно ограничения избирательных прав и свобод не должно ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные и (или) законодательные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер.
4. Назначение, подготовка и проведение выборов осуществляется на основе конституции и законов.
5. Избранные лица, получившие необходимое число голосов, определенное конституцией, законом, вступают в должность в порядке и сроки, установленные законами, тем самым признавая свою ответственность перед избирателями, и остаются в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется конституцией, законами в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами.
6. Легитимный и публичный характер выборов, защита и реализация избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих в выборах, воплощение в правоприменительной практике конституционных принципов организации избирательного процесса обеспечивается судебными, административными и иными средствами защиты.
7. Не допускается какое-либо прямое или косвенное участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.
Что является обязательными требованиями для избирательной системы в демократическом обществе?
открытое голосование с информацией о кандидате
+равенство голосов граждан
Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственнойдумы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием?
На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы?
Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется
Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?
разработка законопроектов и принятие законов
установление правил приема в высшие учебные заведения
принятие в российское гражданство
+осуществление связи гражданского общества с государством
Любую политическую партию характеризует
широкий круг сторонников
наличие в партийных рядах членов правительства
+общность политических убеждений
критика правительственного курса
Какой из терминов характеризует политическую партию по методам политических действий?
Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?
введение налогов на прибыль
+участие в избирательных кампаниях
управление государственными предприятиями
руководство органами исполнительной власти
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Оппозиционные партии в демократическом обществе выступают в качестве конструктивного критика правительства и предлагают свои варианты политики.
Б. Задача оппозиции в демократическом обществе — любыми средствами, включая неконституционные, добиться свержения правительства и захватить власть.
верны оба суждения
оба суждения неверны
«Государство, общество должны опираться на опыт и устои предков». Для какой политической идеологии данное высказывание является ведущим, основным?
Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков являются ведущими принципами идеологии
Идея построения общества, в котором был бы реализован принцип распределения благ «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям», характерна для системы взглядов
В программе политической партии записано: «Партия считает главным принципом своей идеологии обеспечение преемственности развития, учета исторических традиций и
устоев в выработке политических решений». Какой идеологии придерживается данная партия?
Тоталитарный режим, в отличие от демократического, характеризуется существованием
способностью существлять государственное принуждение
+господством одной идеологии
Демократический режим характеризуется
всесторонним контролем государства за жизнью общества
господством исполнительной власти
милитаризацией общественной жизни
Политический режим, которому свойственны четкое разделение властей, многопартийность, гарантированность проявления свобод граждан, регулярные выборы, называется
Характерной чертой тоталитарного общества является
наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов
конкурнция в борьбе за власть различных партий
уважение и защита законом прав меньшинств
+закрытость власти от общества, отсутствие подлинной информации о действиях властей
Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?
концентрация власти в руках выборных органов
+наличие единой идеологии, насаждаемой государством
свободные от цензуры средства массовой информации
высокая степень развитости гражданского общества
Отличительной чертой демократического режима является
наличие разветвленной системы законов
верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной
Демократическая избирательная система
Вы будете перенаправлены на Автор24
Демократическая избирательная система – это определенная избирательная система, которая представляет собой основу демократического механизма в системе гармоничного формирования демократической власти на территории определенной страны. Стоит отметить, что сама по себе демократическая система власти на территории Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее формировалась довольно длительное время.
Избирательная система в России – это особый институт политической сферы жизнедеятельности конкретного общества. Такой институт основан и связан с организацией системы выбора политических деятелей. Избирательная система возможна только при наличии процедуры голосования, и с ее дальнейшими распределениями мандатов между имеющимися партиями и кандидатами.
Принципы демократического избирательного права в России
На территории Российской Федерации сегодня действуют и установлены определенные принципы, которые позволяют охарактеризовать демократическое избирательное право:
Роль демократической избирательной системы
Стоит отметить, что роль демократической избирательной системы весьма велика. Именно при помощи этой избирательной системы формируется государственная политическая структура, которая обеспечивает надлежащий политический и государственный строй внутри страны.
Демократическая избирательная система основана на добровольности и свободном волеизъявлении народа, то есть граждан страны, которые вправе самостоятельно выбирать политический строй.
Избирательное право – один из принципов демократического общества
Конституция предоставляет гражданину основные, фундаментальные права и свободы, и ставит их под юридическую защиту. К ним относятся личные, социальные, экономические, политические и культурные права.
Избирательное право относится к политическим и может быть реализовано индивидуально и через объединения с другими гражданами (партии, властные структуры). Данный раздел прав подтверждается статьей 32 Конституции РФ и стоит во главе формирования органов государственной власти.
Основные определения
Избирательная система, иначе называемая системой голосования или системой выборов – это политический институт, содержащий методы, правила, правовые нормы, с помощью которых обеспечивается формирование органов власти. Компонентами избирательной системы являются избирательное право и избирательный процесс.
Избирательное право – это совокупность правовых норм, регламентирующих порядок выборов.
Объективное избирательное право – комплекс норм и правил, регулирующих порядок предоставления гражданам право на участие в выборах.
Субъективное избирательное право – право граждан избирать и быть избранным. В Российской Федерации право избирать наступает с 18 лет. Право быть избранным в представительные органы власти – с 21 года, на должность главы администрации субъекта РФ – с 30 лет, на должность Президента РФ – с 35 лет. Согласно Конституции, Президент РФ избирается сроком на 6 лет, депутаты Государственной Думы – на 5 лет.
Избирательный процесс – это деятельность, направленная на избрание депутатов и выборных должностных лиц. Процесс осуществляется субъектами избирательного права (гражданами). Он закреплен процессуальными нормами юридического права.
Стадии избирательного процесса:
Типы избирательных систем
Избирательные системы классифицируются в соответствии с переменными показателями: содержание голосов, величина округа, голосование за одного кандидата или за партийный список.
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная избирательная система отличается тем, что каждый избирательный округ имеет право выбрать одного депутата. Победитель определяется большинством голосов:
Среди преимуществ мажоритарной системы можно выделить:
Недостатки системы:
Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная избирательная система означает, что места в парламенте партия получает пропорционально количеству голосов, полученных на выборах. Применялась при выборах в Госдуму РФ с 2007 по 2011 год. Голосование в данном случае происходит за весь партийный список. Существует минимальный порог для прохождения в парламент, при выборах в ГД РФ он составляет 7%.
Достоинства пропорциональной системы:
К недостаткам пропорциональной системы относятся:
Смешанная избирательная система
При смешанной избирательной системе часть мест распределяется по мажоритарному типу (например, 50%), а часть – по пропорциональному. Такая система принята для выборов в ГД РФ с 2014 года. Избирателям выдается по два бюллетеня: для голосования за кандидата и за партию.
Достоинства смешанной системы:
Принципы демократических выборов
Одним из признаков демократического режима служит периодическое проведение выборов в органы государственной власти. При демократии источником и носителем власти является народ.
К принципам демократических выборов относятся:
Избирательное право дает человеку ощущение принадлежности к своему государству, сопричастности масштабным процессам, происходящим в стране. Еще в Древней Греции участие в жизни полиса считалось почетным правом гражданина и давалось не каждому. Например, женщины не могли участвовать в политической деятельности. Спустя много веков человечеству удалось построить демократические государства, добиться одинаковых прав для всех членов общества. Но даже в наше время эти права соблюдаются не всегда и существуют страны, в которых участие в выборах ограничено.
Наличие института выборов указывает на демократизм государства, на то, что его граждане свободны в своем волеизъявлении и имеют право сами строить свою жизнь.
Основные требования к проведению демократических выборов и соблюдению избирательных прав граждан
Голосование – это право и обязанность, заключающаяся в выражении своего мнения, подтверждения своей поддержки кандидата (обычно тайно) путём помещения бюллетеня в урну для голосования. При любых избирательных системах, при любой социально-политической ситуации в стране, существует ряд общих и универсальных требований по обеспечению справедливого избирательного процесса.
Существуют обширные трактаты о том, как волю электората можно представить в таких избирательных системах, в соответствии с какими критериями можно оценивать исход выборов, какие методы выборов лучше всего подходят для общества.
Для выборов существует ряд требований с целью достижения баланса интересов и возможностей повлиять на исход выборов.
Основные требования к выборам
Политические выборы, согласны демократическим принципам, должны отвечать следующим требованиям:
Конечно, между различными требованиями к выборам могут возникать определённые компромиссы. Например, больным или инвалидам разрешается говорить свою волю устно другому человеку, чтобы он письменно записал этот выбор в бюллетень. Да, это нарушение требования тайности голосования и личного голосования. Но для них делается исключение, разрешается передавать свою волю устно.
Кроме того, не все требования могут быть последовательно соблюдены. Так, округа, которые привели бы к одинаковому количеству избирателей в каждом округе, привели бы к проблемам принятия результатов голосования. Кроме того, из-за различий в демографической ситуации в регионах, избирательные округа необходимо изменять для каждых выборов.
Избирательный ценз
Чтобы защитить демократический процесс от некомпетентного вмешательства и безответственного влияния, ряд законодательных актов предусматривает квалификацию избирателей, и тем, кто не соответствует требуемой квалификации, не предоставляется права голоса. Наиболее распространёнными видами избирательного отбора являются:
В прежние времена (а в некоторых странах и до сих пор) существовали другие ограничения избирательного права:
Кто вообще имеет право голосовать? Это вопрос определения источника «компетентности» и (или) «представительности» избирателей. Столкнувшись с множеством возможных вариантов выбора, возникают два вопроса:
Наиболее распространённое правило гласит: один человек = один голос. Однако специальные положения могут предусматривать, что количество голосов, которыми обладает избиратель, может варьироваться и определяться точным критерием.
Право не голосовать
В большинстве государств те, кто имеет право голоса, имеют также полное право не воспользоваться этим голосом (то есть не проголосовать на выборах). Но вместо этого некоторые государства рассматривают участие в голосовании не только как право, но и как обязанность избирателя. За неучастие в выборах на граждан этих государств накладывают штрафы или другие санкции.
Запрет для кандидатов заниматься деятельностью, приносящей дополнительный доход
Правила или обычаи могут устанавливать ограничения на осуществление приносящей доход деятельности (например, предпринимательской деятельности) для кандидата или избранного должностного лица. Дело в том, что любой чиновник может работать только на одной государственной работе и больше нигде (пока он исполняет свои служебные обязанности в качестве чиновника).
Эти ограничения предназначены для предотвращения конфликтов интересов, возможного давления чиновников на своих конкурентов по бизнесу, для предотвращения фактов коррупции и ради концентрации усилий должностного лица на своих должностных обязанностях.
Именно поэтому на выборах каждый кандидат обязан предоставлять налоговую декларацию, предоставлять полную информацию о своей работе, образовании, сфере деятельности, источниках дохода, личном или семейном наследстве и др.
Ограничение количества сроков полномочий и накопления мандатов
Регулярно поднимается вопрос о сроке полномочий. Некоторые страны ограничивают количество переизбраний своих президентов и других чиновников. В разных странах формулы различны: 4 года, 5 лет (пятилетний срок), 7 лет (семилетний срок) и др.
Существует также запрет на накопление мандатов. Сколько государственных мандатов может иметь одно избранное должностное лицо? Вопрос остаётся спорным. С одной стороны, есть практическая невозможность для одного и того же человека полностью посвятить себя слишком большому количеству обязательств.
Есть ли, например, у мэров городов достаточное количество времени для оказания других услуг обществу? Сторонники кумуляции подчёркивают ценность взаимодополняемости определённых мандатов.
Программа кандидата или личность кандидата?
Необходимость для кандидата собрать голоса обычно побуждает его – за исключением нескольких весьма символичных мер – составить относительно согласованную предвыборную программу.
Другой часто выдвигаемый аргумент заключается в том, что избиратель голосует не за программу, а стремится избрать личность. Некоторые политологи цинично отмечают, что обещания даются только тем, кто верит этим обещаниям.
Другие указывают на то, что программа кандидата (часто исходящая от центральной избирательной команды) недостаточно близка к обычному «базовому» избирателю. Электорат всегда надеется, что сам кандидат как личность способен на большее. Ему выказывают некоторое доверие.
Программам кандидатов, как правило, доверия меньше. И на программы кандидатов, как правило, смотрят реже. Электорат верит, что кандидат сможет внести более эффективный вклад через каналы и методы партиципативной демократии.
Несправедливое избирательное деление
Любое население стремится к эволюции. На выборах возможна несправедливость, когда соотношение «избранные кандидаты / зарегистрированные избиратели» значительно различается. Так, например, существуют определённые различия между сельским электоратом (2000 избирателей избирают депутата) и городским (для достижения того же результата кандидату в депутаты необходимо набрать 50000 голосов избирателей).
Тайна выборов и секретность голосования
Сейчас в мировой практике является общепризнанным, что голосование на выборах должно быть тайным. Это делает невозможным давление на избирателей со стороны различных лиц, от которых избиратель чувствует себя зависимым. Секретность, как правило, обеспечивается требованием заполнять избирательные бюллетени в специальных кабинках, в которых может находиться более одного человека одновременно (кроме случаев, когда избиратель не может заполнить бюллетень самостоятельно в связи с состоянием здоровья).
В целом, выборы являются тайными при следующих условиях:
Тайна голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны власти и заинтересованных лиц над волеизъявлением электората. Результаты самостоятельного выбора избирателя не должны быть известными. В истории впервые тайное голосование было внедрено во Франции в 1789 г.
Для соблюдения требования тайны голосования сотрудники избирательного участка должны следить за тем, чтобы все избиратели пользовались кабинкой для голосования, не проносили поддельных бюллетеней на участки, не голосовали по нескольку раз, не оказывали давления на других избирателей и др.
Тайные выборы должны не только защитить избирателя от нежелательного влияния на его волеизъявление в ходе избирательного процесса, но также избавить его от беспокойства и опасений, что он всегда будет подвергаться обвинениям и ущемлениям любого рода из-за того, что он голосует в определённом направлении: за ту или иную политическую силу, партию, организацию, кандидата.
Следует отметить, что тайна голосования должна означать не только право, но и обязанность избирателя не показывать другим лицам, как он проголосовал. Иначе лицо, имеющее возможность давить на избирателя, могло бы попросить его показать бюллетень после заполнения. А это даёт возможности для шантажа, психологического давления, подкупа, коррупции и др.
Требование секретности голосования является достаточно тяжёлым для полной буквальной реализации. Довольно трудно проконтролировать, чтобы никто не раскрыл свой бюллетень перед тем, как опустить его в избирательную урну. В случае существенных очередей на избирательном участке трудно также проконтролировать, чтобы избиратели заполняли бюллетени только в кабинках.
Нарушение тайны голосования приводит к существенному искажению воли избирателей только тогда, когда некоторые влиятельные должностные лица имеют целью нарушить тайну для получения определённого результата выборов.
Умышленное нарушение тайны голосования при проведении выборов заключается в разглашении содержания волеизъявления гражданина. Оно является преступлением и предусматривает уголовную ответственность в большинстве стран. Только если избиратель сам этого захочет, он может рассказать, как он проголосовал, другим (журналистам, социологам, независимым экзитполам и др.). Но, опять же, это должно быть вне избирательных участков.
Благодаря требованию секретности голосования значительно усложняются возможности взяточничества, вымогательства, коррупции, подкупа и др., потому что невозможно определить, за кого был отдан голос избирателя.
Свобода выбора, всеобщность и универсальность выбора
Право голоса является общим для всех граждан, достигших избирательного возраста. Право на участие в выборах не должно ограничиваться в зависимости от интересов человека в отношении ряда основных свобод.
Не должно быть никакого политического принуждения, социально-экономического или административного давления, психологической манипуляции на избирателей, кандидатов и членов их команд, на наблюдателей, партии и общественные организации.
То, что на самом деле считается одним из основных свобод людей, в значительной степени зависит от исторического развития и соответствующей организации и по-прежнему подвержено сильным региональным колебаниям сегодня.
Выборы являются свободными при отсутствии вмешательства третьей стороны в подготовку предвыборных предложений, предвыборную рекламу или осуществление активного (пассивного) права голоса. Должна существовать возможность свободного выбора из нескольких кандидатов или партий. Список кандидатов также должен быть альтернативным.
В целом, каждый избиратель может отдать свой голос без необходимости делать это через третьих лиц. Содержание выбора каждого отдельного избирателя не отслеживается, а право голоса не является обязательным. Это требование возникает из требований конфиденциальности и защиты от фальсификаций.
Прямые выборы
В случае избрания человека голос предоставляется непосредственно кандидату. Кандидат не имеет права отдавать голоса другим по своему усмотрению. Это требование возникает из требования защиты от фальсификаций. Без запрета на обмен голосами невозможно предотвратить преобразование голоса человека против его воли.
Как правило, голоса также должны подаваться лично, обычно путём проставления «галочки» или «крестика» на официальном бюллетене. «Помощь» разрешена только в очень ограниченном объёме и только инвалидам.
В целом, при прямом голосовании избиратель сам решает за какого конкретного кандидата или политическую партию отдать свой голос. При этом между кандидатами и их электоратом не может быть никаких специальных посредников.
Бывают и косвенные выборы, когда избиратель делегирует свой голос выборщику или специальному органу (предварительно выбрав их), которые вместо него принимают участие в голосовании. Так, например, при парламентской форме республики, президента выбирает непосредственно парламент. Простые граждане (электорат) при этом имеют к выборам только косвенное отношение.
Прозрачность выборов, гласность и требование проверяемости результатов выборов
За процессом выборов может следить общественность. Требование прозрачности и проверяемости выборов возможно благодаря следующим мерам:
Требование прозрачности выборов является, наверное, самым важным, т. к. любой человек может нарушить любое из прочих требований избирательного процесса. В частности, это может нарушить должностное лицо, которому поручено обеспечение соблюдения упомянутых требований. Настоящая защита от всех видов фальсификации выборов возникает только и именно потому, что всем избирателям дано право проверять соблюдение требований.
Путь голосов от бюллетеней для голосования, брошенных в урну, до формирования общей суммы и окончательного подсчёта голосов в центральной избирательной комиссии, полностью отслеживается. Это означает, что вполне возможно проследить цепочку подсчёта голосов от местных избирательных участков до ЦИКа, потому что вся сумма голосов за кандидата или политическую партию – это сумма всех промежуточных подсчётов голосов в цепочке вычислений избирательным участком. До окончательного распределения мест каждый частичный расчёт можно отследить, поэтому в этой цепочке нет пробелов. Мошенничество на выборах часто совершается из-за недостающего звена в такой цепочке.
Равенство голосов
Каждый избиратель, вне зависимости от своего положения в обществе, в период голосования обладает только одним голосом. Равенство голосов означает, что действительный голос всех избирателей имеет одинаковый политический вес. Никакие обстоятельства, такие как семейное положение, высшее образование, имущественный достаток и т. д. не могут быть использованы для более высокой оценки голоса того или иного избирателя. Это требование называется равным подсчётом всех голосов в процессе голосования.
Однако часто бывают и исключения, когда не все голоса имеют одинаковую ценность. Так, например, в некоторых странах голоса сенаторов имеют больший вес, чем голоса простых избирателей, а 1 голос жителя сельской местности равен определённому количеству голосов городских жителей и т. п. Однако, в целом, чтобы выборы были признаны «демократическими», все голоса должны иметь примерно одинаковый вес.
Избирательное правосудие
Как показывает сравнение выборов при мажоритарной и пропорциональной системе, избирательный процесс может привести к результатам, которые математически верны, но не обязательно точно отражают волю избирателей.
Это можно представить на абстрактном примере. Допустим, есть 5 кандидатов, которые избираются в пяти округах по 100 избирателей в каждом. Кандидаты представлены только двумя партиями (A и B), и голосуют все правомочные избиратели. Если партия A выигрывает в трёх округах с 51 голосом, а партия B выигрывает в двух округах с 99 голосами, то партия B имеет 3 * 49 + 2 * 99 = 345 голосов или 69% всех голосов. Таким образом, здесь более 2/3 всех избирателей поддерживают партию B, но она получила только два из пяти мест. Имея только 40% мест, она не может обеспечить выполнение решений для большинства избирателей.
Наоборот, с некоторыми избирательными системами может случиться так, что кто-то получит больше мест с меньшим количеством голосов (отрицательный вес голосов).
Финансирование политических партий
Власти в демократических государствах стремятся к активной политической борьбе, к конкуренции полярных политических сил, столкновению альтернативных точек зрения. Именно поэтому практикуется рядом государств финансирование политических партий. Государство в период избирательных кампаний поддерживает финансово политические партии.
Это может помочь уравнять кандидатов и политические партии. Использование финансирования чаще всего регулируется правилами государственного учёта. Каждый кандидат или политическая партия должны обосновать использование выделенных государством финансовых средств.