Что является основным признаком лекции как формы организации обучения
Лекция как форма организации учебного процесса
ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине; учить умению аргументированно излагать научный материал; формировать профессиональный кругозор и общую культуру; отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных событиях, знания; оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.
1.5 Виды лекции. В практике работы вузов принято выделение следующих видов лекций:
1. Лекции, составляющие вводные курсы.
1.2 Лекции, составляющие общий систематический курс:
1.2.1 Вступительные или вводные лекции,
1.2.2 Основные лекции,
1.2.3 Заключительные лекции,
1.3. Лекции, составляющие обзорные курсы,
1.4 Лекции, составляющие специальные курсы.
2. По форме обучения:
2.1 Информационные лекции,
2.2 Эпизодические (разовые) лекции,
2.3 Обзорные лекции.
3. По форме организации:
3.1 Информационная лекция,
3.2 Проблемная лекция,
3.3 Лекция-визуализация,
3.4 Лекция-вдвоем,
3.5 Лекция с заранее запланированными ошибками,
3.6 Лекция-пресс-конференция,
3.7 Лекция-дискуссия,
3.8 Лекция-беседа,
3.9. Лекция с применением обратной связи,
3.10 Лекция с опорным конспектированием,
3.11 Другие формы
2. СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ
- формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональная значимости, новизны и степени изученности, цели лекции; изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции; характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов; ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и знания в данной дисциплине, а также в системе других наук.
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ
3.1 Анализ качества лекции предполагает сценку содержания, методического чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.
3.1.1 Критерии оценки содержания лекции:
- соответствие темы и содержания лекции тематическому плану учебной программе курса; научность, соответствие современному уровню развития науки; точность используемой научной терминологии; информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами; реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений; реализация внутрипредметмых и междисциплинарных связей; связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью; соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагает материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т. п.).
3.1.2 Критерии оценки методики чтения лекции:
- дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала; структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части леки; акцентирование внимания аудитории на основных положениях и водах лекции; рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного деятельностного и др.) логичность, доказательность и аргументированность изложения; ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых; соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами; использование методов активизации мышления студентов; использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т. п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции); использование записей на доске, наглядных пособий; использование раздаточного материала на лекции; использование технических средств обучения.
5.4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия:
- осуществление текущего контроля за выполнение заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения; оказание помощи студентам в выполнении заданий; использование приемов активизации внимания и деятельности студентов; оценка состояния выполнения заданий и оперативных знаний по устранению возникших у студентов трудностей; дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов;
5.5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
- знание предмета, профессиональная компетентность; убежденность в целесообразности темы работы с позиции профессионального роста студента; эмоциональность, увлекательность изложения материала; умение мобилизовать внимание аудитории, вызвав интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия; способность устанавливать контакты со студентами; уровень взаимодействия со студентами; стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т. п.); стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т. п.); органичность включения в самостоятельную работу студентов во время занятия; внешний вид; манера поведения, умение держаться перед аудиторией; культура речи, дикция.
5.6. Критерии оценки результативности лабораторного (практического) занятия:
- степень реализации цели и задач работы; степень выполнения заданий работы; степень соответствия результатов работы заданным требованиям; степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков; степень воспитательного воздействия на студентов; информационно-познавательная ценность.
Что является основным признаком лекции как формы организации обучения
С момента зарождения высшей школы до наших дней основной формой обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной. Лекция закладывает основу научных знаний. В зависимости от содержания и характера учебного материала структура лекций может отличаться. Но общим для всех лекций является план.
К лекции предъявляются следующие требования:
– «научность и информативность (современный научный уровень);
– доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств;
– эмоциональность при изложении учебного материала;
– активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
– четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
– методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях;
– изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.» [2].
Вышесказанное убеждает нас в том, что лекции сегодня так же необходимы, как и столетия назад, хотя иногда можно слышать высказывания о том, что читать лекции – это несовременно, они не нужны и т.д.
Как бывший студент, могу сказать, что в современных условиях статус лекции не только не снизился, а, наоборот, возрос. «Перед преподавателем сегодня стоит весьма ответственная задача в подготовке лекции. Лекция должна выполнить все свои востребованные функции, такие как: мотивация к науке и самообучению, организация и ориентация в мире источников, литературы, подготовка к наиболее качественному освоению тонкостей будущей профессии, выполнение методологической, оценочная и интегрирующей роли» [3].
Сегодня стали популярны мультимедийные презентации. И перед преподавателем стоит ответственная задача в подготовке лекции. Лекция должна выполнить функции: мотивация к науке и самообучению, организация и ориентация в мире источников, литературы, подготовка к наиболее качественному освоению тонкостей будущей профессии, выполнение методологической, оценочная и интегрирующей роли.
Хорошая презентация значительно повышает эффективность подачи материала. Задача преподавателя заключается в том, чтобы не перенасытить лекцию новым материалом [3].
«Использование цветной компьютерной анимации, графики, видеоряда, схемных, справочных и формульных презентаций дает возможность представить изучаемый материал в виде динамических картинок, схем, диаграмм и т.п.» [1, С.161-162]. Занятия становятся более интересными. Познавательные процессы студентов максимально включаются в учебную деятельность.
Лекция как форма обучения. Виды лекций и их особенности.
Лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения традиционна дл высшей школы, где на её основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.
В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой
Лекция выполняет следующие функции:
· информационную (излагает необходимые сведения),
· стимулирующую (пробуждает интерес к теме),
· развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).
· ориентирующую (в проблеме, в литературе),
· разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),
· убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по данной дисциплине.
Можно выделить следующие виды лекций.
1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
2. По научному уровню: академические и популярные.
3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
4. По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции [100]
Нетрадиционные формы проведения лекций. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет.
Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.
Лекция вдвоем
В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п.
При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее.
Лекция с заранее запланированными ошибками
Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподаватель над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.
Лекция-пресс-конференция
Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.
Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Может быть так, что студенты не все могут задавать вопросы, грамотно их формулировать. Что служит для преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса.
Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответом на них, оказывает воспитательное влияние на студентов. Опыт участия в лекция-пресс-конференция позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.
Лекция-беседа
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Лекция-дискуссия
В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.
Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Лекция как форма обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности лекционной формы обучения
Лекция – это форма передачи учебной информации посредством ее последовательного изложения в устной форме.
Лекция выступает формой организации учебной деятельности. лекции активно используются в системе высшего образования. Это обусловлено тем, что лекция позволяет передать большой объем информации большому количеству учащихся. На лекциях собираются студенты, которые слушают и конспектируют речь педагога.
Лекция является способом передачи учебной информации, ориентированным на ее восприятие учащимися и активизацию их познавательных процессов.
По сути, лекция представляет собой рассказ или объяснение учебного материала. Однако, она имеет свои отличительные черты. Они состоят в следующем:
Поскольку, лекция является формой организации обучения, то ее можно отнести к конструкторской деятельности, связанной с построением учебного процесса и формированием направленности деятельности учащихся.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности лекционной формы организации занятия приводят к тому, что на нем значительно снижается познавательная активность. Лекция не дает педагогу обратной связи с учащимися т.е. он не может проверить совокупность знаний, которые были усвоены во время лекции, а также, сделать процесс обучения индивидуально направленным оказывается проблематичным.
Рисунок 1. Недостатки лекций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако, на лекциях можно использовать методы проблемного обучения, излагая материал, как проблему, требующую разрешения. Тем самым учащиеся ориентируются на решение конкретной проблемы, что повышает их познавательную активность.
Разновидности лекций
Лекции бывают разных типов. Они различаются по целевому назначению и месту, занимаемому в образовательном процессе.
Существуют следующие виды лекций:
Структура лекции
Как форма обучения, лекция представляет собой поэтапный процесс реализации. Любая лекция проводится в три этапа:
Таким образом, лекция имеет сходства с другими формами обучения, но и обладает своей спецификой, обуславливающей ее активное использование в системе профессионального образования.
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции.
Слово «лекция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «чтение». Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста восходит к средневековым университетам. Впрочем, в Англии до настоящего времени считается обязательным, чтобы профессор университета приходил на занятия с текстом лекции и пользовался им при изложении материала студентам. В других же странах эта традиция утратила свое значение, и понятие «лекция» означает не столько чтение заранее подготовленного текста, сколько специфический метод объяснения изучаемого материала. В этом смысле под лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
Поскольку лекция – это один из методов устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.
Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами.
Лекция сравнительно с рассказом и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения.
Лекция не перестает быть лекцией от того, что учитель по ходу изложения (объяснения) материала обращается к учащимся с вопросом. Наоборот, иногда полезно поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать, чтобы активизировать их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения. Точный и верный ответ на этот вопрос все же существует.
Единственное отличие лекции от рассказа и объяснения состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.
Важным моментом в проведении лекции является предупреждение пассивности учащихся и обеспечение активного восприятия и осмысления ими новых знаний. Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия:
1) во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме;
2) во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.
Один из этих приемов – создание проблемной ситуации. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения
ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения знаниями, умениями и навыками. Перечислим основные структурные элементы.Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.Личностно-ориентированный подход к ученикам.
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;2) принцип
ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения
ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения
ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных
ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения
ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения К современным моделям организации обучения относятся:1) предметные кружки;2) секции;3) факультативы и предметы по выбору;4) экскурсии;5) олимпиады;6) дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;7) выставки и
ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения
ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система
ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе
ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:1) постоянный состав учащихся;2) устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин);3) заранее составленное расписание
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят
ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды
ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды Классификация средств обучения не может быть четкой и единой. Особенность средств обучения состоит в том, что они применяются совокупно, вместе и никогда не взаимоисключают друг друга. Задача учителя – отобрать
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения
ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов
ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования, способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт привел педагогическую школу к необходимости перехода к многоуровневой