Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц

Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть картинку Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Картинка про Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц

Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть картинку Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Картинка про Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц

Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть картинку Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Картинка про Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц

Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть картинку Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Картинка про Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц

Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть картинку Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Картинка про Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц

Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть картинку Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Картинка про Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц

Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть картинку Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Картинка про Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц

Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Смотреть картинку Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Картинка про Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц. Фото Что является основой концепции и технологии укрупнения дидактических единиц

Основные положения концепции укрупненния дидактических единиц

УДЕ (укрупнение дидактических единиц), разработанная академиком РАО, заслуженным деятелем науки России и Калмыкии, профессором, доктором педагогических наук Пюрвя Мучкаевичем Эрдниевым. Обоснованная эффективность укрупненного введения знаний, позволяет:

— применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;

— устанавливать больше логических связей в материале;

— выделять главное и существенное в большом объеме материала;

— понимать значение материала;

— сделать более эффективным закрепление материала;

Укрупнение дидактических единиц – это «клеточка» учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью.

В современном российском образовании существует много технологий, направленных на успешное обучение, на то, чтобы обучающийся мог в жизни решать любые задачи и ориентироваться в любой ситуации. Метод УДЕ находится на стыке наук – математики, физиологии, медицины, философии и филологии и отражает глубинные стороны восприятия учащимися излагаемого материала. Технология обучения, основанная на УДЕ, раскрывает и приводит в действие психофизиологические резервы мозга, так как совместное и одновременное изучение родственных разделов, представление информации в образно-наглядной форме, самостоятельное составление упражнений на основе сравнения и обобщения и т.п. открывает доступ к этим резервам, заставляя действовать все механизмы мышления. Являясь интегральной технологией, УДЕ отвечает за тенденции современного познания к интеграции и синтезу информации.

Сущностные особенности УДЕ (обращение, деформация, составление упражнений) проходят, усложняясь, сквозной линией через все этапы математического образования. Таким образом, сущность УДЕ сводится к объединению знаний во времени или в пространстве. Элементы знания, распределённые раннее по разным разделам и курсам, объединяются и образуют тем самым целостный сплав структурно-новых знаний. Особенности технологии УДЕ на уроках математики: в качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова как элементарная целостность двуединого процесса «учения-обучения». Ключевой элемент технологии УДЕ – это упражнение триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии: исходная задача, её обращение, обобщение. В работе над математическим упражнением отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: составление математического упражнения, выполнение упражнения, проверка ответа (контроль), переход к родственному, более сложному упражнению. Эти упражнения называются укрупненными упражнениями. Основной формой упражнения становится многокомпонентное задание. Которое образовано из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей:

а) решение «готовой» задачи;

б) составление обратной и её решение;

в) составление аналогичной задачи;

г) составление задачи по неким элементам, общим с исходной задачей;

д) составление более сложной обобщенной по тем либо другим характеристикам исходной задачи.

Дидактической единицей может выступать совокупность вопросов или группы задач, отрабатываемых, как правило, в пределах одного урока. П.М. Эрдниев указал четыре основных способа УДЕ:

Совместное изучение связанных вопросов программы

Метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов

Решение прямой задачи и преобразование её в обратные или аналогичные

Усиление удельного веса творческих заданий по самостоятельному конструированию учащимися задач, примеров

Первый способ УДЕ – совместное и одновременное изучение взаимно связанных вопросов программы. Например, я применяю данный способ при изучении следующих тем: логарифмическая и показательная функция, производная и первообразная, тригонометрические функции. Такое совместное изучение тем дает экономию времени на изучение материала, освобождает тем самым время на отработку навыков применения знаний, а также учащиеся учатся сравнивать и анализировать.

Второй способ УДЕ – метод деформированных упражнений является необходимым атрибутом уроков математики, которые основываются на логических операциях, переборе возможных решений, сравнение чисел, прикидки и контроля ответа.

Укрупнение дидактических единиц способствует освоению главных, существенных понятий, возрастающего объема информации за меньшее, чем прежде, время и при резком снижении нагрузки на учащегося. Развивает память, внимание, логическое мышление, учит приемам свертывание и развертывание информации.

О.С. Гребенюк Общая педагогика: курс лекций /Калинингр. ун-т Калининград 1996

П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев / Обучение математике/ М: Просвещение, 1996

П.М.Эрдниев Обучение математике методом укрупнения дидактических единиц / Элиста 1979

Источник

Концепция и технология укрупнения дидактических единиц

Понятие укрупнения единицы усвоения достаточно общо, оно вбирает следующие взаимосвязанные конкретные подходы к обучению:

совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и т.п., в частности, взаимно обратных задач;

обеспечение единства процессов составления и решения задач, уравнений, неравенств и т.п.;

рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий, в частности, деформированных упражнений;

обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;

выявление сложной природы знания (математического, физического и т.п.), достижение системности знаний;

реализация принципа дополнительности в системе упражнений (понимание достигается на основе сочетания образного и логического в мышлении, между его сознательным и подсознательным компонентами, на основе сочетания операций вычленения и сличения, анализа и синтеза, поочередного обращения к разным полушариям головного мозга).

Концепция УДЕ широко применяется в педагогической практике от начальной до высшей школы по всем предметам. Причем при изучении каждого учебного предмета выстраивается своя технология на основе представленных выше основных положений. Например, в начальной школе, чтобы дети хорошо запомнили таблицу умножения, надо ее предлагать вместе с соответствующими случаями деления (3×5=15, 15:5=3 и т.д.). Прямая задача лучше постигается в паре с обратной, ибо при этом она схватывается учеником не изолированно, а как элемент системы мыслей.

ному изложению того же материала в двух темах («Сложение и вычитание», «Умножение и деление»).

Основу технологии УДЕ составляет так называемое многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некую целостность частей, например:

а) решение обычной «готовой» задачи;

б) составление обратной задачи и ее решение;

в) составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и ее решение;

г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;

д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам исходной задачи.

Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некоторые из указанных вариаций. Главное же заключается в том, чтобы все составные части по возможности были выполнены в указанной последовательности на одном занятии. Акцент на необходимость пространственного и временного со-вмещения элементов укрупненного знания имеет психологическую причину: согласно современным научным данным, всякая информация, воспринятая человеком, циркулирует в так называемой оперативной памяти в течение 15-20 мин, после чего «уходит» на хранение в долговременную память. Фаза оперативной памяти наиболее оптимальна для всевозможных перекодировок информации, для преобразования знаний.

Поэтому так важны технологические детали, чтобы прямая и обратная задачи записывались и решались в двух параллельных колонках, чтобы доказательства взаимообратных задач, теорем проводились на одном уроке, чтобы вычленение признаков тут же сопровождалось их сличением, чтобы словесное мышление сочеталось с символическим и т.д. Укрупнение знаний должно происходить прежде всего на уроке.

Зачем нужна такая технология? Каковы должны быть цели ее применения? Она нужна для того, чтобы человек за меньшее, чем прежде, время овладел большим объемом основательных и действенных знаний. Для этого технология УДЕ использует скрытые резервы мышления, существенно повышающие результативность процесса обучения.

Источник

Доклад «Технология укрупнения дидактических единиц в контексте ФГОС второго поколения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Хаглышевой Е.К.»

Районный семинар учителей начальных классов

«Основные образовательные технологии»

«Технология укрупнения дидактических единиц

в контексте ФГОС второго поколения»

Сабирова Светлана Антоновна

учитель начальных классов

Содержание современного образования требует существенной модернизации средств и методов обучения.

(слайд №3) Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) способствует формированию навыков самостоятельной работы, развитию познавательного интереса, способности к усвоению знаний, способов учебной деятельности и дает возможность увеличить объём изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика.

Поставлена целевая ориентация:

— достижение целостности знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся;

— создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.

(слайд №4) Таким образом, общая целевая установка Федерального государственного образовательного стандарта, совпадает с технологией укрупнения дидактических единиц (УДЕ), сформулированной более полувека назад как достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Отсюда следует, ФГОС + УДЕ.

(слайд №5) Принципы технологии УДЕ базируются на соответствующих им закономерностях и реализуются через определённую систему правил:

1. всё, что учащиеся в учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно;

2. учащиеся должны учиться самостоятельно, составлять и формулировать обратные задачи, решать их, тем самым формировать процесс работы с задачей, вырабатывать навык самопроверки;

3. в учебный процесс должны включаться задания не только по решению задач, но и самостоятельного их составления по указанной формуле, аналогичные, усложненные;

4. учитель должен систематически использовать возможность самоорганизации учащихся.

. Стандарт и система технологии УДЕ имеют общее психолого-педагогическое основание. Иными словами, благодаря укрупнённым дидактическим единицам (УДЕ) достигается значительный рост производительности и продуктивности труда учащихся. В теоретическом плане эта технология представляет открытие качественно нового явления в психологии обучающегося, а именно: при последовательном обучении в мышлении учащихся возникает особый алгоритм самонаращивания знаний.

Также следует отметить, что эта технология как раз приближена к свойствам внутренней информации, что и приводит к упрощению и облегчению процесса обучения, и в последующем, приобретает и эмоциональную окраску, подъём, особенно тогда, когда ученик убеждается в своей правоте. Процесс первооткрывателя, эмоциональная окраска радости способствуют желанию учиться, запоминать учебный материал, сравнивать.

Учитель должен воспитывать привычку сравнивать события, явления, проводить аналогии, а также находить особенное и частное, делать обобщающие выводы. Результаты подобной умственной деятельности благотворно влияют на пытливость, ум, воображение.

(слайд №6) Система работы по технологии П.М. Эрдниева позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка.

П.М. Эрдниев выделяет четыре основных способа укрупнения дидактических единиц:

совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций;

применение деформированных упражнений;

широкое использование метода обратной задачи;

усиление удельного веса творческих заданий.

Каждый из приведенных способов укрупнения дидактических единиц способствует актуализации резервов мышления. Ребенок приучается к самостоятельному продолжению мысли, к перестройке суждения (предложения), что имеет решающее значение в последующем для составления активного, творческого ума человека, столь ценного в своем проявлении в любой сфере трудовой деятельности.

(слайд №7) Глубоко убеждена в том, что сам процесс обучения по технологии УДЕ имеет развивающий характер, содержит в себе проблемные ситуации, строится на основе методики сотрудничества, сотворчества, совместного поиска. Ученик не должен бояться ошибок, он должен быть готов ее найти и исправить.

В такой сфере воспитания и обучения должна постоянно присутствовать «мысленная деятельность – без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил» (В. Сухомлинский).

На мой взгляд, наиболее полно всем этим требованиям отвечает технология укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева.

(слайд №8) Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие позиции, характеризующие методику УДЕ и ФГОС НОО: развитие личности; понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению; понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.

Список литературы:

1.Гузеев Б.В. Лекции по педагогическим технологиям. М: «Знание», 1992г.

2.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М; «Сфера»2010г.

3.Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, 1998 г.

4.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М: «Педагогика», 1979 г.

5.Шаталов В.Ф. Точка опоры. М: «Педагогика», 1987 г.

6. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология о6учения.(часть 1,2). М: «Просвещение», 1992 г.

Источник

Концепции и технологии обучения

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Концепции и технологии обучения

Концепция и технология укрупнения дидактических единиц

Концепция и технология укрупнения дидактических единиц разработана профессором П. М. Эрдниевым. Вот краткое ее изложение.

Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) – это «клеточка» учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.

Понятие укрупнения единицы усвоения достаточно общо, оно вбирает следующие взаимосвязанные конкретные подходы к обучению:

• совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и, в частности, взаимно обратных задач;

• обеспечение единства процессов составления и решения задач, уравнений, неравенств и т. п.;

• рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий, в частности, деформированных упражнений;

• обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;

• выявление сложной природы знания (математического, физического и т. п.), достижение системности знаний;

• реализация принципа дополнительности в системе упражнений.

Основу технологии УДЕ составляет так называемое многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некую целостность частей, например:

• решение обычной, «готовой», задачи;

• составление обратной задачи и ее решение;

• составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и ее решение;

• составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;

• решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам исходной задачи.

Такая технология нужна для того, чтобы человек за меньшее, чем прежде, время овладел большим объемом основательных и действенных знаний. Для этого технология УДЕ использует скрытые резервы мышления, существенно повышающие результативность процесса обучения.

Концепция и технология интерактивного обучения

Технология интерактивного обучения (ТИО) – это система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить следующие этапы.

Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель – учащийся, учитель – класс, учащийся – класс, учащийся – учащийся, группа – группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

Концепция и технология концентрированного обучения

Цель концепции и технологии концентрированного обучения заключается в ликвидации раздробленности процесса познания и создания такого процесса обучения.

Технология концентрированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на изучении одного-двух предметов за счет сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин.

Существует также технология концентрированного изучения одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов. В этом случае общее годовое количество часов делится примерно поровну на четыре части. Далее по 4–6 уроков в день изучается только этот предмет в течение времени, отводимого учебным планом на изучение этой части. Получается, что в течение учебного года происходит четыре погружения в один предмет.

Другая разновидность технологии предполагает укрупнение второй организационной единицы – учебного дня. Количество учебных предметов в течение недели не меняется и соответствует учебному плану, но их изучение концентрируется во времени: в течение учебного дня изучаются два-три предмета.

Третья разновидность предполагает укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели: в течение учебной недели изучается не более 2–3 дисциплин.

Многими учеными указываются несомненные достоинства технологии концентрированного обучения:

• устранение многопредметности и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и учителей;

• укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности (по крайней мере, снимает раздробленность) в развитии мотивационной (нет постоянной смены мотивов учения) и интеллектуальной сферы (концентрируется внимание на относительно завершенном блоке учебного материала);

• концентрация обучения дает значительную экономию учебного времени.

Источник

Документ «Технология укрупненных дидактических единиц к

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технология укрупненных дидактических единиц как средство систематизации и обобщения знаний.

«Укрепление дидактических единиц – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащегося благодаря активизации у него подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов доказательной логики и положительных эмоций». /Эрдниев П.М./

В современном российском образовании существует много технологий, направленных на успешное обучение, на то, чтобы обучающийся мог в жизни решать любые задачи и ориентироваться в любой ситуации. Среди таких технологий есть технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц), разработанная академиком РАО, заслуженным деятелем науки России и Калмыкии, профессором, доктором педагогических наук Пюрвя Мучкаевичем Эрдниевым. Этот метод находится на стыке наук – математики, физиологии, медицины, философии и филологии и отражает глубинные стороны восприятия учащимися излагаемого преподавателем материала. Технология обучения, основанная на УДЕ, раскрывает и приводит в действие психофизиологические резервы мозга, так как совместное и одновременное изучение родственных разделов, представление информации в образно-наглядной форме, самостоятельное составление упражнений на основе сравнения и обобщения и т.п. открывает доступ к этим резервам, заставляя действовать все механизмы мышления. Являясь интегральной технологией, УДЕ отвечает тенденции современного познания к интеграции и синтезу информации.

Особенности технологии УДЕ на уроках математики: в качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова как элементарная целостность двуединого процесса «учения-обучения». Ключевой элемент технологии УДЕ – это упражнение триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии: исходная задача, её обращение, обобщение. В работе над математическим упражнением отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: составление математического упражнения, выполнение упражнения, проверка ответа (контроль), переход к родственному, более сложному упражнению. Эти упражнения называются укрупненными упражнениями. Основной формой упражнения становится многокомпонентное задание. Которое образовано из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей: а) решение «готовой» задачи; б) составление обратной и её решение; г) составление аналогичной задачи; д) составление задачи по неким элементам, общим с исходной задачей; е) составление более сложной обобщенной по тем либо другим характеристикам исходной задачи. Дидактической единицей может выступать совокупность вопросов или группы задач, отрабатываемых, как правило, в пределах одного урока. П.М. Эрдниев указал четыре основных способа УДЕ:

— Совместное изучение связанных вопросов программы

— Метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов

— Решение прямой задачи и преобразование её в обратные или аналогичные

— Усиление удельного веса творческих заданий по самостоятельному конструированию учащимися задач, примеров.

Первый способ УДЕ – совместное и одновременное изучение взаимно связанных вопросов программы. Например, я применяю данный способ при изучении следующих тем: логарифмическая и показательная функция, производная и первообразная, тригонометрические функции. Такое совместное изучение тем дает экономию времени на изучение материала, освобождает тем самым время на отработку навыков применения знаний, а также учащиеся учатся сравнивать и анализировать.

Второй способ УДЕ – метод деформированных упражнений является необходимым атрибутом уроков математики, которые основываются на логических операциях, переборе возможных решений, сравнение чисел, прикидки и контроля ответа.

Школьная программа предусматривает большой объём знаний, умений и навыков, современный школьник испытывает огромные перегрузки. Возникает проблема неуспеваемости, снижение мотивации учения. Перед учителем встаёт проблема: как уменьшить время обучения, не уменьшая количества информации? Найти ответ непросто, несмотря на то, что существуют десятки методик и технологий.

Проблема технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний недостаточно изучена. В традиционном подходе не уделяется достаточное внимание организации учебной деятельности школьников с установкой на их собственную активность, направленную на усвоение, обобщение и систематизацию знаний.

Единые основы УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний предложены в задачках, остаются для обучающихся необдуманными

и бессознательными.У них не вырабатываются критерии и правила, которыми в дальнейшем можно руководствоваться при самоопределении

стратегии и тактики решения новых задач, не формируютсянавыки

самоконтроля и самоанализа учебной деятельности.

Таким образ o м, актуальность темы исследования обусловлена пониманием потребности уменьшения нагрузки на обучающихся в условиях все растущего информативного потока и малой разработанностью способов преподавания

Необходимостью развития, слабой разработки педагогических средств является УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний школьников.

Практикой использования технологии УДЕ и не разработанностью педагогических условий, способствующих реализации возможностей этой технологии в процессе обучения с целью систематизации и обобщения знаний школьников.

Цель исследования: обосновать использование возможностей технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний.

Объект исследования: процесс реализацииУДЕ как средство систематизации и обобщения знаний школьников.

Предмет исследования: педагогические условия реализации возможностей технологии УДЕ с целью систематизировать и обобщить знания школьников.

Гипотеза исследования: систематизация обобщение знаний учащихся с использованием технологии УДЕ в процессе обучения будет эффективно, если:

— систематизация и обобщение знаний учащихся рассматривается в качестве одной из целей обучения;

— применение технологии УДЕ базируется на принципах:

— генерализации информации, определяющем общие способы, подходы решения задач;

— принципе перехода педагогического управления в самостоятельности

обучающихся, ориентирующем создавать процесс деятельности

с проблемой, применять возможность самоорганизации обучающихся, основываясь на ресурсы непрямого и многообещающего управления учебной деятельностью;

— принципе системности знаний, определяющем укрупненную единицу усвоения благодаря многообразным связям между составляющими ее элементами;

— принципе обращения структуры упражнений, позволяющем осуществлять процесс преобразования одной задачи, а в другую, включать деформированные, обращенные задания и выбора оптимальных средств систематизации и обобщения знаний;

— технология УДЕ реализуется через систему последовательных операций, обеспечивающих систематизацию и обобщение знаний учащихся как основной показателей обучаемости.

— результативность расценивается согласно динамике ключевых и факторных характеристик обучаемости, каждый из которых представляет значительную значимость в умственной деятельности, сосредоточенной в усвоение познаний.

1. Уточнить сущность технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний школьников в структурно-содержательном аспекте обучения.

3. Разработать и обосновать педагогические условия реализации возможностей технологии УДЕ в процессе систематизации и обобщения знаний с целью развития обучаемости школьников.

4. Экспериментально проверить влияние педагогических условий реализации возможностей технологии УДЕ в процессе систематизации и обобщения знаний на уровень развития обучаемости школьников.

Исследование проводилось в 3 этапа:

На втором, диагн o стическом этапе,продолжался анализ литературы, выявлялись возможности технологии УДЕ в в процессе систематизации и обобщения знаний, исследовался ур o вень развитии учащихся средних класс o в, проводился педагогический эксперимент.

На третьем, прогностическом этапе систематизировались и обобщались данные теоретического и эмпирического исслед o ваний, осуществлялось литературное оф o рмление диссертации.

Базой исследования были средние классы школы № 3 г. Истра Московской области (7 классы, 76 учащихся).

Положения, выносимые на защиту:

На систематизацию и обобщение знаний обучающихся влияют специальные приемы, применяемые в технологии УДЕ:

сближение во времени и пространстве;

совместное изучение противоположных и сходных понятий, действий, операций, взаимосвязанных тем и разделов учебной программы;

обеспечение единства пр o цессов решения и составления задач; применение деформированных упражнений (требуется восстановить некоторые части или элементы правильно решенных задач);

достижение системности знаний;

переключение хода мысли с прямого на обратный, подачу информации одновременно на нескольких к o дах (рисуночном, числовом, символическом, словесном и др.)

Научная новизна исследования заключается в том, что: ‘

1) Уточнена сущн o сть технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знанийшкольника (эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и сам o контроля) в структурно-содержательном аспекте как совокупности основных (обобщённость, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность ) и факторных (индивидуально-личностный, социальный, возрастной, индивидуально-типологический) показателей, обусловливающих ее актуальное и потенциальное качество;

3) O боснованы дидактические принципы систематизации и обобщения знаний обучающихся с использованием технологии УДЕ: принцип генерализации информации предполагает процесс восхождения от абстрактного к конкретн o му и воссоздания связей исходной единицы с общей структурой знания, что достигается при решении взаимо o братных учебных тем, проблем и задач; принцип перехода педагогического управления в сам o управление учащихся в учебной деятельности реализуется в самостоятельном составлении, формулировании и решении взаимообратных учебных проблем и задач как средства косвенного (управление через подбор системы творческих заданий ) и перспективного (средство, условие управляющего воздействия проявляется через определенный промежуток времени) управления учебной деятельностью; принцип системности знаний реализуется в ходе учебного взаимодействия, направленного на изучение взаимосвязанных учебных тем, проблем, блока задач на основе одной заданной ситуации; повторение через преобраз o вание знания, через его укрупнение;

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

-охарактеризована технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний как цель процесса обучения,

высокоструктурированная с помощью совокупности ключевых и факторных характеристик;

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана система диагн o стик и технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний в процессе преподавания предмета математики для средних классов обще o бразовательной школы;

— конкретно для учителей с обще дидактической позиций разработаны принципы, система правил, структура построения урока по технологии УДЕ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.

1.Ахметшина А. 3. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения / научно-теоретический журнал: Школьные технологии. — 2002.-N 6.-С. 158-162.

2. Эрдниев Б.П. О технологии творческого обучения математике // Математика в школе, 1990, №6. С. 15-18.

3. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике Текст.: кн. для учителя. / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. М.: Просвещение, 1986.-255с.

4. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений. Текст.: / А.В.Усова М: Знание, 1987-80с. ил. 17 см.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *