Что является основой познания в классической философии

Тест с ответами: “Гносеология”

1. Что такое гносеология?
а) учение о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) учение о развитии вселенной;
в) учение о бытии как таковом;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;+
д) о сущности человеческой истории.

2. Как учеными в современной философии рассматривают познание?
а) как способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) как значимая информация в аспекте деятельности;
в) как объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
г) как обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.+

3. С каким направлением связывают абсолютизацию роли и значения чувственных данных в философии?
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
г) сенсуализма;+
д) гедонизма.

4. Что такое дедукция?
а) логический путь от общего к частному;+
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.

5. Что такое индукция?
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;+
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.

6. Название метода познания в философии и науке, в котором мысль движется от общих положений к частным выводам:
а) индукция;
б) дедукция;+
в) анализ;
г) синтез.

7. Какая форма мышления, отражает предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
а) слово;
б) категория;+
в) дефиниция;
г) термин;
д) имя.

8. Что такое эмпиризм?
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;+
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

9. Чем будет являться высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, которое использует широкие обобщения и ориентированно на наиболее полное и глубокое знание истины:
а) рассудком;
б) разумом;+
в) чувством;
г) переживанием;
д) интуицией.

10. Какие позиции существуют в решении вопроса о познаваемости мира?
а) агностицизм;+
б) эмпириокритицизм;
в) скептицизм;+
г) гносеологический оптимизм;+
д) гедонизм.

11. Название учения, которое утверждает об ограниченных возможностях человека в познании мира:
а) материализм;
б) скептицизм;+
в) эмпиризм;
г) идеализм;
д) рационализм.

12. Выберите понятие, которое является лишним:
а) гносеологический оптимизм;
б) агностицизм;
в) скептицизм;
г) антропоцентризм.+

13. Отметьте уровни научного познания:
а) эмпирический;+
б) религиозный;
в) теоретический;+
г) мифологический;
д) диалектический.

14. Название определенного этапа познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
в) представление;+
г) объяснение;
д) ноумен.

15. Основной формой живого созерцания будет:
а) представление;
б) восприятие;
в) идея;+
г) ощущение.

16. Формы познания, которые не будут относится к теоретическому познанию:
а) понятие;
б) представление;+
в) умозаключение;
г) суждение;
д) восприятие.+

17. Какое название имеет вид познания, который вплетен в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладает доказательной силой:
а) абстрактное;
б) теоретическое;
в) обыденное;+
г) научное;
д) божественное.

18. Чем не будет являться практика по своим функциям в процессе познания:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.+

19. Что происходит с истиной, если не зависит от познающего субъекта?
а) является абстрактной;
б) является объективной;+
в) является субъективной;
г) является абсолютной;
д) божественна.

20. Какое понятие, будет противоположным по смыслу «истине» в гносеологии?
а) пропаганда;
б) заблуждение;+
в) суждение;
г) предрассудок;
д) иллюзия.

21. Чем является совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем?
а) методикой;+
б) развитием;
в) навыком;
г) механизмом;
д) процессом.

22. Форма научного познания, к которой относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
а) гипотеза;+
б) теория;
в) проблема;
г) парадигма;
д) модель.

23. В какую эпоху возникла наука, как специфический тип духовного производства и социальный институт?
а) античности;
б) средних веков;
в) Возрождения;
г) Нового времени;+
д) в ХХ веке.

24. Структурные компоненты теоретического научного познания:
а) проблема;+
б) боль;
в) вера;
г) гипотеза;+
д) теория.+

25. Название учения, которое утверждает, что критерием истины является признание в научном сообществе:
а) конвенционализм;+
б) релятивизм;
в) рационализм;
г) агностицизм;
д) скептицизм.

26. На основе чего был развит рационализм в западноевропейской философии?
а) аналогии;
б) индукции;
в) дедукции;+
г) анализа;
д) математического анализа.

27. Название одинаково доказуемых понятий в теории познания, которые исключают друг друга:
а) категории;
б) универсалии;
в) модусы;
г) антиномии;+
д) законы.

28. Определение рациональности, рассматриваемое в философии, как основное:
а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.+

29. Эмпирические методы познания:
а) анализ;
б) наблюдение;+
в) эксперимент;+
г) измерение;+
д) моделирование.

30. Теоретические методы познания:
а) анализ;+
б) наблюдение;
в) идеализация;+
г) измерение;
д) моделирование.+

31. При каком методе происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
а) в индукции;
б) в дедукции;
в) в идеализации;+
г) в наблюдении;
д) в анализе.

32. Основа познания в классической философии:
а) истина;
б) теория;
в) практика; +
г) чувство.

33. Основа мира с позиции неклассической философии:
а) человек ; +
б) природа;
в) общество;
г) бог.

34. По мнению Ф.Ницше суть человеческого сознания:
а) разум;
б) знание;
в) воля. +

35. В чем заключается кантовский агностицизм?
а) мир познаваем частично, на уровне явлений; +
б) мир непознаваем;
в) нет правильного ответа.

36. Главный признак деятельности:
а) преобразование окружающего мира; +
б) сознание;
в) истина.

37. Чувство познания, характеризующее возможность воспроизведения ранее воспринимавшихся объектов:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) представление. +

38. Отметьте то, что относится к объективной составляющей деятельности:
а) цель;
б) средство; +
в) норма;
г) мотив.

39. Противоположность истины:
а) ложь;
б) заблуждение; +
в) бессмыслица (нонсенс).

40. Учение, считающее абсолютную истину главной, первичной:
а) догматизм; +
б) релятивизм;
в) нет верного ответа.

41. Теоретические методы познания:
а) анализ;+
б) наблюдение;
в) идеализация;+
г) измерение;
д) моделирование.+

42. Основа познания в классической философии:
а) истина;
б) теория;
в) практика; +
г) чувство.

43. Основа мира с позиции неклассической философии:
а) человек ; +
б) природа;
в) общество;
г) бог.

44. Агностицизм Канта заключается в…
а) мир познаваем частично, на уровне явлений; +
б) мир непознаваем;
в) нет правильного ответа.

45. Признак деятельности:
а) преобразование окружающего мира; +
б) сознание;
в) истина.

46. Отличие научных знаний от других:
а) точностью;+
б) обоснованностью;+
в) большой предсказательной способностью;+
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.

47. Как трактуется в концепции Т. Куна парадигма?
а) абсолютная истина;
б) эмпирически достоверное знание;
в) математически обоснованное знание;
г) заблуждение;
д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.+

48. В какой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
а) доклассическая;
б) классическая;
в) неклассическая;+
г) постнеклассическая.

49. Какие функции присущи науке?
а) мировоззренческая;+
б) методологическая;+
в) эстетическая;
г) политическая;
д) предсказательная.+

50. Что такое агностицизм?
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;+
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.

51. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;+
г) сомнение в возможности познания;
д) метод познания.

52. Какими терминами обозначаются понятия «практика» в философии?
а) действие;
б) познание;
в) опыт в целом;+
г) физическая жизнь;
д) истина.

53. Восстановите последовательность возникновения гносеологических установок:
а) «Я верю, чтобы знать»;
б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
в) «Я мыслю, следовательно я существую»;
г) «Мы живем внутри языка».
Ответ:2-а,1-б,3-в,4-г

54. Соотнесите философские школы по отношению к пониманию ими значимости науки:
а) сциентистские направления
б) антисциентистские направления

1) неотомизм;
2) экзистенциализм;
3) «философия жизни»;
4) неопозитивизм;
5) неокантианство.
Ответ:а45,б123

55. Произведите соотношение термина с определением:
1. Абсолютная истина вселенной;
2. Относительная истина
3. Истина как откровение

а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову
б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе)
в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.
Ответ:1-в,2-б,3-а

56. Определение истины соответствующее исторической эпохи:
а) Античность
б) Средние века
в) Новое время
г) XX в.4

1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;
2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);
3. Бог, вот что является истиной;
4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).
Ответ:а-2,б-3,в-1

57. Соотнесите периоды времени и иные исторические формы науки:
а) романтический;
б) классический;
в) неклассический;
г) постнеклассический.

1) XVII в.
2) XV в.
3) XXI в.
4) XX в.
Ответ: а-2,б-1,в-3,г-4

58. Соотнесите уровни научного исследования с целями?
а) Эмпирический
б) Теоретический

1.Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;
2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;
3. Добыть новые экспериментальные факты;
4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
Ответ:а-231,б-142

59. Соотнесите определения и философские направления:
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;
б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире;
в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;
г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях.

1) скептицизм;
2) агностицизм
3) прагматизм;
4) солипсизм.
Ответ:а-1,б-2,в-4,г-3

60. Соотнесите критерии истины и иные философские направления:
а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;
б) верифицируемость;
в) практика.

1) неопозитивизм;
2) диалектический материализм;
3) конвенционализм.
Ответ:а-3,б-1,в-2

Источник

Философия: конспект лекций

Что является основой познания в классической философии. Смотреть фото Что является основой познания в классической философии. Смотреть картинку Что является основой познания в классической философии. Картинка про Что является основой познания в классической философии. Фото Что является основой познания в классической философии

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 6. Познание

Основные точки зрения на процесс познания

Познание представляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание — это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков. Познание обусловлено общественно-исторической практикой. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Представители такого учения, как агностицизм отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Сторонники скептицизма в отличие от агностиков не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, совсем не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате. Подобный подход излишне субъективен, хотя скептицизм в каком-то определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины.

Материалистические теории познания строятся на понимании того, что познание — это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания. Приблизительно так материализм XVII–XIX вв. (Ф. Бэкон, М. Гоббс, Д. Локк, П. Гольбах, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Н. Чернышевский и др.) хотя и исходил из этого положения, но не выстраивали его последовательно. Ограниченность материалистов этого периода в понимании познания заключалась в том, что для их гносеологических концепций были характерны созерцательность, метафизичность и механистичность.

В диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический, социально и культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Этот процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им действительности, т. е. в ходе социально-исторической практики. На современном этапе развития теории познания (особенно в отечественном варианте) начинает преобладать представление о том, что познание как отражение действительности и познавательная деятельность хотя и связаны, но не синонимы.

Кроме того, общая теория познания (гносеология вообще) не может ориентироваться только на естественно-научную модель познавательной деятельности и не должна «оставлять за бортом» огромный массив «инонаучного» (С. С. Аверинцев), а обязана быть теорией всего знания в его единстве, взаимодействии и развитии, не выставляя напоказ науку, но и не игнорируя магию, мистику, эзотерику, астрологию и т. п.

Теория познания, или наука гносеология — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.

Источник

Теория познания

Что является основой познания в классической философии. Смотреть фото Что является основой познания в классической философии. Смотреть картинку Что является основой познания в классической философии. Картинка про Что является основой познания в классической философии. Фото Что является основой познания в классической философии

Никто из нас не способен существовать в мире, не умея ориентироваться в нем. Эта ориентация может происходить успешно только в том случае, если человек обладает способностью к адекватному отражению, воспроизведению и постижению окружающей действительности. Именно по этой причине проблема познания человеком мира и реальности волнует людей с древних времен. Изучает же эту проблему (и множество связанных с ней) теория познания.

Суть и основные проблемы теории познания

Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от психологии и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.

Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:

В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.

Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.

Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.

Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.

Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.

Проблемы теории познания

Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.

Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.

Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.

Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?»

Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.

Методы теории познания

Все методы теории познания основаны на нескольких базовых предпосылках:

Любой из гносеологических методов берет во внимание эти предпосылки, и выстраивается с их учетом. Самих же методов существует несколько больших групп. Кратко расскажем о них, стараясь не упустить суть.

Все методы научного познания делятся на две больших группы:

Кроме того, в научном познании есть еще и два уровня познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирическим является уровень накопления информации и фактов на тему исследуемых объектов. Здесь объект отражается с позиции отношений и связей, доступных для созерцания. Этот уровень тесно связан с чувственным восприятием, а основными методами эмпирического познания являются:

Однако высшим уровнем научного познания является уровень теоретический. Если на эмпирическом уровне материал об объекте или явлении накапливается и изучается, то на теоретическом появляется возможность познать его суть и понять законы и закономерности, по которым он существует.

Главные методы теоретического познания:

Анализ и синтез – это два противоположных метода, но они тесно связаны, т.к. представляют собой разные аспекты целостного познавательного процесса. Интересно то, что эти два метода используются всеми науками.

Как и первые два, эти методы отличаются, но также взаимосвязаны, являясь разными сторонами познавательного процесса. Основаны оба метода на наличии связей между общим, единичным и особенным.

Помимо названных, на теоретическом уровне есть еще несколько дополнительных методов:

Кроме этих методов (их все можно назвать общенаучными), есть и более специфические, такие как метод материалистической диалектики, интуитивизм, прагматизм и аксиологический подход, относящиеся к философским методам, а также сравнительный, социологический, логический, формально-юридический, статистический и кибернетический методы, относящиеся к категории частнонаучных. Именно такую многоуровневую концепцию методологического знания можно наблюдать сегодня.

Направления теории познания

Что является основой познания в классической философии. Смотреть фото Что является основой познания в классической философии. Смотреть картинку Что является основой познания в классической философии. Картинка про Что является основой познания в классической философии. Фото Что является основой познания в классической философии

Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.

Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.

Немного о концепциях истины

В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.

Ученые выделяют следующие концепции истины:

Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина. Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка.

Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.

Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *