Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях

Идеализм в философии: понятие и основные идеи

Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть картинку Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Картинка про Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях

Один из распространенных вопросов, который не дает покоя философам, – «Что первично – материя или сознание?». В зависимости от выбранного ответа философов разделяют на две группы: те, кто поддерживают первый вариант, зовутся материалистами, а те, кто вторую группу – идеалистами. В рамках данного материала более подробно будет рассматриваться именно идеализм.

Что такое идеализм?

Идеализм – это направление в философии, согласно которому сознание первично, а материя вторична.

Главная особенность идеализма заключается в том, что существование физических объектов невозможно вне сознания, то есть именно восприятие является ключевым фактором. По мнению идеалистов именно сознание является тем уникальным инструментом, который позволяет человеку воспринимать мир, а значит, в его отсутствие мира не существует. В связи с этим человеческое тело должно существовать как идеальное, поскольку только в таком случае оно может стать воспринимаемым для конечного человека. Однако здесь важно отметить, что идеалисты не отрицают существование физического мира, с их точки зрения сознание лишь наделяет объекты субстанциональными свойствами, что, как результат, позволяет подводить их под категорию материи.

Идеализм является довольно давней теорией, поскольку он возник примерно 2,5 тысячи лет назад. Однако сам термин «идеализм» был выведен и сформулирован лишь в 18 веке, когда немецкий математик и идеалист Лейбниц охарактеризовал Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. В 1749 году Дидро, приверженец материализма, называл идеализм самым абсурдным вариантом системы из всех существующих.

Разновидности идеализма

Идеализм разделяется на две основные разновидности: субъективный и объективный.

В основе субъективного лежит существующее ощущение, представление, а также сознание конкретного индивидуума. Стоит отметить, что субъективный идеализм полностью отрицает наличие независимых от человека предметов за всеми ощущениями.

Объективный идеализм отличается от субъективного тем, что берет в качестве основы не личное, а некоторое мистическое сознание, то есть мировой разум, универсальную волю или нечто подобное. При этом наличие какого-либо отдельного сознания от человека не существует, а любое проявление идеализма приводит к божественной теории и религии.

Основные идеи идеализма

Основой для идеализма является первичность всего духовного и нематериального, при этом все материальное относится на второй план. Эта особенность делает идеализм крайне близким религии, которая также утверждает о конечности мира во времени, а также его обустроенности Богом. Идеализм использует телеологическую точку зрения, как основной контраргумент материалистическому детерминизму. Однако стоит отметить, что идеализм обладает широким количеством трактовок, несмотря на то, что термин, очевидно, считается исконно философским.

С точки зрения теории классового общества идеализм является некоторым наукообразным продолжением различных мифических, религиозных и фантастических представлений. Идеализм и его различные философски вопросы и особенности в значительной степени тормозят научный прогресс. Тем не менее, вопросы, поднимаемые последователями идеализма, способствовали стремительным темпам развития философии, поскольку они позволяли исследовать различные формы познания.

В любом случае идеализм крайне тесно связан с религией, поскольку он по своей сути является некоторым понятийным и концептуальным выражением религиозной точки зрения. Практически во все века идеализм являлся некоторым философским подходом к обоснованию веры.

Основные концепции идеализма

Одни из первых рассуждений в данном направлении были сформулированы в Древней Греции. Начало им положил Пифагор, который считал числа самостоятельной сущностью вещей, а их гармонию – сущностью вселенной. Платон же в свою очередь считается родоначальником философской системы объективного идеализма. Он выдвинул точку зрения, согласно которой помимо материального мира существует мир идей, который доступен только «очам разума». В рамках этого эфемерного мира существуют различные идеи и концепции, которые позволяют продвигать их и развивать материальный мир. При этом сам материальный мир рассматривается как тень мира идей. Платон полагал, что мир идей является божественным царством, где до рождения человека обитала его душа, и куда она вернется после смерти. Однако ученик Платон, Аристотель, оспаривал подобную точку зрения.

Однако наибольшего развития объективный идеализм достиг в работах немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770 — 1831). Он выдвинул теорию о том, что существует некоторый Мировой Разум, который являлся Абсолютной Идеей. Именно она становится основой для формирования всех понятий, постепенно обретает материальную оболочку, порождая окружающий мир и самого человека. Именно появление человека стало отправной точкой для нового этапа развития Абсолютной Идеи, поскольку она смогла проявляться не только в виде объектов физического мира, но и в качестве духовной – сознания человека. Основой идеализма Гегеля является идея развития и диалектики. При этом главная особенность подобной точки зрения заключается в том, что объективный идеализм отрывает общие понятия и законы от конкретных объектов и явления, возводя идеи в абсолют.

Классическим же проявлением субъективного идеализма является учение, которое было создано английским епископом Джорджом Беркли. Он считал, что все объекты физического мира являются некоторыми устойчивыми комбинациями из ощущений человека. Стоит отметить, что чрезмерное развитие подобной идеи приводит к выводу, что в мире не существует ничего, кроме ощущений. Подобные убеждения вылились в отдельное течение, получившее название солипсизма. Однако Беркли не поддерживал солипсизм, и в качестве ограничения определил, что ощущения являются воздействием Бога на душу. Таким образом, еще раз была подчеркнута тесная связь религии и идеализма.

Особенности развития современного идеализма

В современной философии существует достаточно большое количество экзистенциалистов, которые близки к идеалистическим воззрениям. Среди них можно выделить Л. Шестова (1866-1938), Н. Бердяева (1874-1848), М. Хайдеггера (1889-1976), Г. Марселя (1889-1973), Ж.П. Сартра(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Здесь важно отметить, что для каждого экзистенциалиста важнейшим компонентом является существование отдельного человека с его чувствами и переживаниями. Из этого формируется и задача философии, которая заключается в нахождении некоторого смысла человека, то есть его подлинной экзистенции. Для того чтобы осознать окружающий мир человек в первую очередь должен осознать собственный смысл существования. Здесь показательной является точка зрения К. Ясперса, который утверждает, что научный подход не позволяет ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки.

При этом, по мнению экзистенциалистов, истинной формой любого философского познания является интуиция, которая по своей сути является некоторым отражением субъективных переживаний личности. Также все экзистенциалисты разделяют существование человека на подлинное и неподлинное. Подлинное подразумевает свободную жизнь, где человек самостоятельно принимает все решения, а также несет ответственность за собственные решения. Неподлинная жизнь – полное погружение индивида в повседневности.

Стоит отметить, что в 20 веке появилось еще одно философское течение – персонализм, который по своей сути стал тесно пересекаться с субъективным идеализмом. Все персоналисты рассматривают человека с точки зрения двух аспектов: духовного, то есть человека как личность, а также материальном, человека как индивида. Первый аспект объясняется наличием у человека свободной и разумной духовной первоосновы и свободы выбора. Второй аспект формируется на том, что человек является частью природы и общества, а также подчиняется его законам. Персоналисты утверждают, что человек-личность подчиняется только Богу, в отличие от человека-индивида, который подчиняется еще и обществу. Из этой особенности следует важность религии, которая выступает в качестве связующего звена между божественной личностью и человеком.

Отличия материализма и идеализма

Два данных направления в философии конкурируют между собой практически с самого зарождения философии. Материализм является полностью противоположной концепцией идеализму. Его основными постулатами являются:

Если рассматривать с социальной точки зрения, идеализм является противоположностью материализма и выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных классов, которые не заинтересованы в корректном отображении бытия.

В связи с тем, что два данных направления являются полностью противоположными, истинным может быть только одно из них. Большая часть учёных склоняется к тому, что именно материализм является более правдивой стороной.

Историю соперничества материализма и идеализма можно изучать в учениях различных известных философов, где последовательно излагаются все подобные точки зрения.

Источник

Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?

Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть картинку Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Картинка про Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть картинку Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Картинка про Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть картинку Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Картинка про Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть картинку Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Картинка про Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях

Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть картинку Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Картинка про Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях

Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Смотреть картинку Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Картинка про Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях. Фото Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях

15. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:

16. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:

17. Сущность любых объектов мира проявляется:

г) во взаимодействии с другими объектами.

18. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:

19. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

20. К основным трактовкам пространства и времени относят:

а) субстанциональную; б) реляционную; д) субъективно-идеалистическую.

21. К основным трактовкам категории материи относят:

а) субстратную; б) корпускулярную; в) континуальную;

22. С точки зрения континуальной трактовки, материя есть нечто:

в) обладающее пространственно-временными характеристиками;

23. Универсальной формой существования материи является:

24. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы (укажите все варианты):

б) гравитационные и электромагнитные; в) энергетические и информационные;

25. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:

26. Неравномерность протекания присуща:

г) историческому времени.

27. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:

28. Материализм Фейербаха получил название:

29. Сведение высших форм движения материи к низшим носит название:

30. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:

31. Объективный идеализм признает следующее положение:

д) мир видимых вещей — это лишь отражение действи­тельного мира совершенных первообразов, существую­щих вечно и неизменно.

Источник

Ответы на тесты по философии: Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

Просмотр:
Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

1. Онтология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

*в) о бытии как таковом;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) о сущности человеческой истории.

2. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?

3. Какое из данных философских понятий возникло первым?

4. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:

*а) пассивную материю и активную форму;

б) активную материю и пассивную форму;

в) активное сознание и пассивную форму;

г) пассивное сознание и активную форму.

5. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:

6. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

7. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности;

б) о всеобщей познаваемости мира;

*в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

г) о непознаваемости мира;

д) о сотворении мира.

8. Материалисты утверждают, что:

а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

*в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) мир создан Богом из ничего.

9. Материалисты утверждают, что материя – это:

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

*б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

в) абсолютное Единое;

г) абстрактное понятие.

10. Идеалисты утверждают, что:

*а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

д) мир создан Богом из ничего.

*а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

б) учение, утверждающее познаваемость мира;

в) учение, о духовной культуре общества;

г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

а) учение о природе;

*б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

в) учение о бытии как таковом;

г) учение о мире как таковом;

д) учение о духовной культуре общества и человека.

13. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?

14. Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?

15. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:

16. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:

17. Сущность любых объектов мира проявляется:

а) в их внутренних качествах;

б) в их внешних признаках;

в) в их обособленности;

*г) во взаимодействии с другими объектами.

18. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:

19. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

20. К основным трактовкам пространства и времени относят:

21. К основным трактовкам категории материи относят:

22. С точки зрения континуальной трактовки, материя есть нечто:

а) обладающее энергией и массой;

б) обладающее душой и жизненностью;

*в) обладающее пространственно-временными характеристиками;

г) обладающее волей и желанием;

д) находящееся в движении.

23. Универсальной формой существования материи является:

г) определенный набор форм;

д) ограниченность в пространстве.

24. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы (укажите все варианты):

а) психологические и эмоциональные;

*б) гравитационные и электромагнитные;

*в) энергетические и информационные;

г) социальные и институциональные.

25. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:

26. Неравномерность протекания присуща:

а) физическому времени;

б) математическому времени

в) биологическому времени;

*г) историческому времени.

27. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:

28. Материализм Фейербаха получил название:

29. Сведение высших форм движения материи к низшим носит название:

30. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:

31. Объективный идеализм признает следующее положение:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

б) мир является ареной войны всех против всех;

в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

*д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.

32. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?

а) тождества материи и сознания;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

*г) отрицания отрицания.

33. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?

а) тождества материи и сознания;

*б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.

34. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

*а) закон единства и борьбы противоположностей;

*в) закон взаимного перехода качества и количества;

*г) закон отрицания отрицания;

д) закон нравственного воздаяния.

35. Прогресс и регресс – это две формы:

36. К законам диалектики не относится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

*б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество;

г) отрицания отрицания.

37. Диалектика — это:

*а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.

38. Дополните парные категории диалектики:

а) единичное – общее;

б) причина – следствие

в) возможное – действительное;

г) сущность – явление

д) форма – содержание.

39. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

2а) бытие творящее и бытие сотворенное;

4б) бытие как экзистенция;

1в) бытие как Единое;

3г) бытие мира как «часовой механизм».

40. Установите последовательность возникновения философских категорий:

1б) первоначало (архэ);

41. Установите последовательность в историческом развитии материализма:

2а) механистический материализм;

1б) стихийный материализм;

4в) диалектический материализм;

3г) антропологический материализм.

42. Установите последовательность в развитии идеализма:

5а) абсолютный идеализм Гегеля;

4б) трансцендентальный идеализм Канта;

1в) объективный идеализм Платона;

3г) рационализм Декарта;

2д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.

43. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:

1а) мир идей и мир теней;

2б) град земной и Град Божий;

4в) мир как объективная реальность;

3г) мир как механизм.

44. Установите последовательность в развитии диалектики:

4а) диалектический материализм;

1б) стихийная диалектика (Гераклит);

2в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

3г) абсолютный идеализм (Гегель).

45. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:

2а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование 1) Бл. Августину;

человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя

делает; при этом он осужден быть свободным;

1б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, 2) Ж.-П. Сартру;

все порождающее, источник всякого бытия;

3в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и 3) Дж. Беркли.

объект восприятия — одно и то же.

46. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:

2а) пространство и время – это особые сущности, 1) реляционная;

существующие сами по себе;

1б) пространство и время – это особые отношения 2) субстанциональная;

между объектами и процессами;

3в) пространство и время – это формы восприятия мира; 3) субъективно-идеалистическая.

47. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:

2а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, 1) элеаты;

и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;

3б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; 2) христианство;

все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,

частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение

частиц подчинено необходимости;

1в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; 3) атомисты.

только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.

48. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:

4а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное 1) Гегель;

бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее;

постигается с помощью размышления;

2б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; 2) Маркс;

оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и

органическая природа, биосфера, общество и т. д.;

1в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; 3) Беркли;

инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;

3г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. 4) Платон.

Источник

Тест с ответами: “Диалектика”

1. Что такое диалектическое отрицание?
а) процесс уничтожения старого;
б) процесс, который отражает наиболее общие черты прогрессивного развития;
в) преемственность, передача положительных качеств в новое.+

2. Не является законом диалектики:
а) закон перехода количественных изменений в качественные;
б) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон отрицания отрицания;
г) закон целостности системы и ее связи.+

3. Автор понятия “диалектика” :
а) Сократ;+
б) Аристотель;
в) Гегель;
г) Ленин.

4. Категории, характеризующие закон перехода количественных изменений в качественные:
а) качество;+
б) признак
в) количество;+
г) свойство;+
д) объем;
е) мера.+

5. В чем заключается суть закона перехода количественных изменений в качественные?
а) количественные накопления не могут происходить сколь угодно долго, т.к. наступит переход к новому качеству;+
б) количественные накопления могут происходить бесконечно долго, т.к. наступит переход к новому качеству;
в) количественные накопления характеризуют одну сторону объекта или вещи и являются формой проявления качества.

6. Что такое качество согласно Гегелю?
а) мера в пространственнно-временном отношении;
б) внутренняя определенность вещи, тождественная с ее бытием;+
в) категория, выражающая уникальность вещи или объекта.

7. Автор закона единства и борьбы противоположностей:
а) Аристотель;
б) Фромм;
в) Гегель;+
г) Юм.

8. Категории закона единства и борьбы противоположностей :
а) тождество;+
б) свойство;
в) различия;
г) противоречия;+
д) мера;
е) противоположность.+

9. Учением о чем является онтология?
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;+
г) о духовной культуре общества и человека;
д) о сущности человеческой истории.

10. Древний философ, который первым сформулировал понятие «бытие»:
а) Пифагор;
б) Гераклит;
в) Парменид;+
г) Платон;
д) Сократ.

11. Понятие, возникшее первым:
а) материя;
б) бытие;
в) субстанция;
г) первоначало.+

12. Какую концепцию понимания бытия выдвинул Аристотель?
а) пассивную материю и активную форму;+
б) активную материю и пассивную форму;
в) активное сознание и пассивную форму;
г) пассивное сознание и активную форму.

13. Какое развитие сопровождается появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:
а) деградация;
б) упадок;
в) регресс;
г) прогресс;+
д) интеграция.

14. Объективной связью между отдельными состояниями видами и формами материи в процессах ее движения и развития является:
а) причинность;+
б) детерминизм;
в) дуализм;
г) синергия;
д) индукция.

15. Детерминизм учение:
а) о божественной предопределенности;
б) о всеобщей познаваемости мира;
в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;+
г) о непознаваемости мира;
д) о сотворении мира.

16. Что утверждали материалисты?
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;+
г) мир создан Богом из ничего.

17. Материей по мнению материалистов является:
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;+
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.

18. Что утверждают идеалисты:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;+
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.

19. Что такое пантеизм?
а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;+
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.

20. Что такое гилозоизм?
а) учение о природе;
б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;+
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.

21. Первоначало в материалистических философских концепциях:
а) дух;
б) сознание;
в) материя;+
г) логос;
д) опыт.

22. Первоначало в идеалистических философских концепциях:
а) дух;+
б) божество;
в) материя;
г) логос;
д) опыт.

23. Чем является необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества?
а) движение;
б) деформация;
в) регресс;
г) развитие;+
д) трансформация.

24. Фундаментальными понятиями, которые отражают наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:
а) термины;
б) категории;+
в) символы;
г) универсалии;
д) парадигмы.

25. В чем проявляется сущность любых объектов мира?
а) в их внутренних качествах;
б) в их внешних признаках;
в) в их обособленности;
г) во взаимодействии с другими объектами.+

26. Формой бытия материи, которая выражает длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:
а) время;+
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.

27. Форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
а) время;
б) пространство;+
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.

28. Основные трактовки пространства и времени:
а) субстанциональная;+
б) реляционная;+
в) иррациональная;
г) экзистенциальная;
д) субъективно-идеалистическую.+

29. Основные трактовки категории материи:
а) субстратная;+
б) корпускулярная;+
в) континуальная;+
г) экзистенциальная;
д) иррациональная.

30. Материя нечто … с точки зрения континуальной трактовки.
а) обладающее энергией и массой;
б) обладающее душой и жизненностью;
в) обладающее пространственно-временными характеристиками;+
г) обладающее волей и желанием;
д) находящееся в движении.

31. Универсальная форма существования материи:
а) неподвижность;
б) сознание;
в) движение;+
г) определенный набор форм;
д) ограниченность в пространстве.

32. Основными видами взаимодействия элементов на уровне неживой природы являются:
а) психологические и эмоциональные;
б) гравитационные и электромагнитные;+
в) энергетические и информационные;+
г) социальные и институциональные.

33. Что такое существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь?
а) явление;
б) закон;+
в) условие;
г) качество;
д) карма.

34. Чему присуща неравномерность протекания?
а) физическому времени;
б) математическому времени
в) биологическому времени;
г) историческому времени.+

35. Каким был материализм французских просветителей-энциклопедистов?
а) наивный;
б) механистический;+
в) метафизический;
г) стихийный;
д) диалектический.

36. Название материализма Фейербаха:
а) наивный;
б) механистический;
в) метафизический;
г) антропологический;+
д) диалектический.

37. Названия сведения высших форм движения материи к низшим:
а) эмпиризма;
б) формализма;
в) релятивизма;
г) редукционизма;+
д) агностицизма.

38. Название сведения всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической:
а) формализма;
б) релятивизма;
в) механицизма;+
г) эмпиризма;
д) агностицизма.

39. Положение, признаваемое объективным идеализмом:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
б) мир является ареной войны всех против всех;
в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.+

40. Закон диалектики, иллюстрируемый спиралью:
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.+

41. Закон диалектики, наглядно иллюстрируемый таблицей химических элементов Д.И. Менделеева?
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;+
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.

42. Основные законы диалектики:
а) закон единства и борьбы противоположностей;+
б) закон неба (Ли);
в) закон взаимного перехода качества и количества;+
г) закон отрицания отрицания;+
д) закон нравственного воздаяния.

43. Двумя формами чего являются прогресс и регресс?
а) существование;
б) развития;+
в) движения;
г) иерархии;
д) детерминизма.

44. НЕ является законом диалектики:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) тождества материи и сознания;+
в) перехода количества в качество;
г) отрицания отрицания.

45. Что такое диалектика?
а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;+
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.

46. Восстановите последовательность возникновения трактовок бытия:
а) бытие творящее и бытие сотворенное;
б) бытие как экзистенция;
в) бытие как Единое;
г) бытие мира как «часовой механизм».
Ответ: 2-а;4 –б;1- в;3 – г

47. Восстановите последовательность возникновения философских категорий:
а) бытие;
б) первоначало (архэ);
в) экзистенция;
г) субстанция.
Ответ: 2- а;1-б;4-в;3-г.

48. Восстановите последовательность в историческом развитии материализма:
а) механистический материализм;
б) стихийный материализм;
в) диалектический материализм;
г) антропологический материализм.
Ответ:2 – а,1-б,4-в,3-г.

49. Восстановите последовательность в развитии идеализма:
а) абсолютный идеализм Гегеля;
б) трансцендентальный идеализм Канта;
в) объективный идеализм Платона;
г) рационализм Декарта;
д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.
Ответ:5-а,4-б,1-в,3-г,2-д

50. Восстановите последовательность возникновения онтологических трактовок:
а) мир идей и мир теней;
б) град земной и Град Божий;
в) мир как объективная реальность;
г) мир как механизм.
Ответ:1-а,2-б,4-в,3-г

51. Восстановите последовательность в развитии диалектики:
а) диалектический материализм;
б) стихийная диалектика (Гераклит);
в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);
г) абсолютный идеализм (Гегель).
Ответ:4-а,1-б,2-в,3-г

52. Восстановите соответствие определения бытия тому или иному философу:
а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным;
б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;
в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же.
1) Бл. Августину;
2) Ж.-П. Сартру;
3) Дж. Беркли.
Ответ:2-а,1-б,3-в

53. Выполните соотношение данных трактовки бытия с философскими школами:
а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;
б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,
частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;
в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.
1) элеаты;
2) христианство;
3) атомисты.
Ответ:2-а,1-б,3-в,2-а,3-б,1-в

54. Соотнесите трактовки бытия и учения того или иного философа:
а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;
б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.;
в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;
г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости.
1) Гегель;
2) Маркс;
3) Беркли;
4) Платон.
Ответ:4-а,2-б,1-в,3-г

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *