Что является первоначалом в материалистических философских концепциях
Материализм в философии: понятие и основные идеи
Вопрос о первичности сознания либо материи считается главнейшим в философии, поскольку именно он в значительной степени повлиял на ее развитие. Многие мыслители пытались понять, что стало началом нашего мира и жизни во всем ее многообразии, и действительно ли бытие определяет сознание, или все обстоит ровно наоборот? Сторонников первой из приведенных здесь точек зрения называют материалистами, их противники известны как идеалисты. Чуть ниже мы подробнее поговорим о материализме, его сути и истории развития.
Что такое материализм в философии?
Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».
Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.
Для европейского материализма характерны три стадии развития:
Ключевые идеи материализма
Можно выделить несколько ключевых идей материализма:
Кратко о сути материализма
Объединяющей всех сторонников материализма идеей является идея об определении бытием сознания. Под утверждением о первичности бытия кроется его понимание в качестве объективной, существующей независимо от сознания реальности. Следовательно, материя признается самой объективной реальностью, существующей вне рамок сознания, но активно им отображаемой.
Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным.
Разновидности материализма
Выделяют три главных разновидности материализма:
Становление и развитие материализма
Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.
Материализм в эпоху античности
Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.
Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки. Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном.
Эпоха Средневековья
В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.
Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.
Новое время
В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.
Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).
В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.
Диалектический материализм
Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.
Исторический материализм
Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.
Материализм современности
Западные философы 20 века развивали материализм преимущественно в его механистическом понимании, хотя многие из них сохраняли стойкий интерес к диалектике. К концу 20 и началу нашего столетия материалистическая концепция превратилась в так называемую онтологическую философию, к видным представителям которой относят Б. Смита, философа из США.
Соотношение идеализма с материализмом
Ряд ученых стремились примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю — материалистов и идеалистов, тем самым давая начало новым философским направлениям и концепциям, например, пантеизму, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник и гилозоизм, основным постулатом которого является идея об одушевленности материи и наличии Мировой души, объединяющей все живые организмы. А к наиболее гармоничным учением, соединяющим в себе черты и материализма, и идеализма, относят дуализм, признающий равноправие бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относят Декарта, Ньютона, Вольтера и некоторых других крупных ученых.
Заключение
Как отчетливо видно из сказанного выше, во все времена, начиная с древнейших, философы пытались отыскать точки соприкосновения между материалистическим и идеалистическим пониманием окружающей нас действительности, а иногда и совместить эти концепции. Однако, и сегодня человечество еще не ответило на вопрос о первичности бытия либо сознания, параллельно не найдя ответов на вопрос о познаваемости мира в принципе.
Тест с ответами: “Диалектика”
1. Что такое диалектическое отрицание?
а) процесс уничтожения старого;
б) процесс, который отражает наиболее общие черты прогрессивного развития;
в) преемственность, передача положительных качеств в новое.+
2. Не является законом диалектики:
а) закон перехода количественных изменений в качественные;
б) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон отрицания отрицания;
г) закон целостности системы и ее связи.+
3. Автор понятия “диалектика” :
а) Сократ;+
б) Аристотель;
в) Гегель;
г) Ленин.
4. Категории, характеризующие закон перехода количественных изменений в качественные:
а) качество;+
б) признак
в) количество;+
г) свойство;+
д) объем;
е) мера.+
5. В чем заключается суть закона перехода количественных изменений в качественные?
а) количественные накопления не могут происходить сколь угодно долго, т.к. наступит переход к новому качеству;+
б) количественные накопления могут происходить бесконечно долго, т.к. наступит переход к новому качеству;
в) количественные накопления характеризуют одну сторону объекта или вещи и являются формой проявления качества.
6. Что такое качество согласно Гегелю?
а) мера в пространственнно-временном отношении;
б) внутренняя определенность вещи, тождественная с ее бытием;+
в) категория, выражающая уникальность вещи или объекта.
7. Автор закона единства и борьбы противоположностей:
а) Аристотель;
б) Фромм;
в) Гегель;+
г) Юм.
8. Категории закона единства и борьбы противоположностей :
а) тождество;+
б) свойство;
в) различия;
г) противоречия;+
д) мера;
е) противоположность.+
9. Учением о чем является онтология?
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;+
г) о духовной культуре общества и человека;
д) о сущности человеческой истории.
10. Древний философ, который первым сформулировал понятие «бытие»:
а) Пифагор;
б) Гераклит;
в) Парменид;+
г) Платон;
д) Сократ.
11. Понятие, возникшее первым:
а) материя;
б) бытие;
в) субстанция;
г) первоначало.+
12. Какую концепцию понимания бытия выдвинул Аристотель?
а) пассивную материю и активную форму;+
б) активную материю и пассивную форму;
в) активное сознание и пассивную форму;
г) пассивное сознание и активную форму.
13. Какое развитие сопровождается появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:
а) деградация;
б) упадок;
в) регресс;
г) прогресс;+
д) интеграция.
14. Объективной связью между отдельными состояниями видами и формами материи в процессах ее движения и развития является:
а) причинность;+
б) детерминизм;
в) дуализм;
г) синергия;
д) индукция.
15. Детерминизм учение:
а) о божественной предопределенности;
б) о всеобщей познаваемости мира;
в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;+
г) о непознаваемости мира;
д) о сотворении мира.
16. Что утверждали материалисты?
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;+
г) мир создан Богом из ничего.
17. Материей по мнению материалистов является:
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;+
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.
18. Что утверждают идеалисты:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;+
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.
19. Что такое пантеизм?
а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;+
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
20. Что такое гилозоизм?
а) учение о природе;
б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;+
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.
21. Первоначало в материалистических философских концепциях:
а) дух;
б) сознание;
в) материя;+
г) логос;
д) опыт.
22. Первоначало в идеалистических философских концепциях:
а) дух;+
б) божество;
в) материя;
г) логос;
д) опыт.
23. Чем является необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества?
а) движение;
б) деформация;
в) регресс;
г) развитие;+
д) трансформация.
24. Фундаментальными понятиями, которые отражают наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:
а) термины;
б) категории;+
в) символы;
г) универсалии;
д) парадигмы.
25. В чем проявляется сущность любых объектов мира?
а) в их внутренних качествах;
б) в их внешних признаках;
в) в их обособленности;
г) во взаимодействии с другими объектами.+
26. Формой бытия материи, которая выражает длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:
а) время;+
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.
27. Форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
а) время;
б) пространство;+
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.
28. Основные трактовки пространства и времени:
а) субстанциональная;+
б) реляционная;+
в) иррациональная;
г) экзистенциальная;
д) субъективно-идеалистическую.+
29. Основные трактовки категории материи:
а) субстратная;+
б) корпускулярная;+
в) континуальная;+
г) экзистенциальная;
д) иррациональная.
30. Материя нечто … с точки зрения континуальной трактовки.
а) обладающее энергией и массой;
б) обладающее душой и жизненностью;
в) обладающее пространственно-временными характеристиками;+
г) обладающее волей и желанием;
д) находящееся в движении.
31. Универсальная форма существования материи:
а) неподвижность;
б) сознание;
в) движение;+
г) определенный набор форм;
д) ограниченность в пространстве.
32. Основными видами взаимодействия элементов на уровне неживой природы являются:
а) психологические и эмоциональные;
б) гравитационные и электромагнитные;+
в) энергетические и информационные;+
г) социальные и институциональные.
33. Что такое существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь?
а) явление;
б) закон;+
в) условие;
г) качество;
д) карма.
34. Чему присуща неравномерность протекания?
а) физическому времени;
б) математическому времени
в) биологическому времени;
г) историческому времени.+
35. Каким был материализм французских просветителей-энциклопедистов?
а) наивный;
б) механистический;+
в) метафизический;
г) стихийный;
д) диалектический.
36. Название материализма Фейербаха:
а) наивный;
б) механистический;
в) метафизический;
г) антропологический;+
д) диалектический.
37. Названия сведения высших форм движения материи к низшим:
а) эмпиризма;
б) формализма;
в) релятивизма;
г) редукционизма;+
д) агностицизма.
38. Название сведения всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической:
а) формализма;
б) релятивизма;
в) механицизма;+
г) эмпиризма;
д) агностицизма.
39. Положение, признаваемое объективным идеализмом:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
б) мир является ареной войны всех против всех;
в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.+
40. Закон диалектики, иллюстрируемый спиралью:
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.+
41. Закон диалектики, наглядно иллюстрируемый таблицей химических элементов Д.И. Менделеева?
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;+
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.
42. Основные законы диалектики:
а) закон единства и борьбы противоположностей;+
б) закон неба (Ли);
в) закон взаимного перехода качества и количества;+
г) закон отрицания отрицания;+
д) закон нравственного воздаяния.
43. Двумя формами чего являются прогресс и регресс?
а) существование;
б) развития;+
в) движения;
г) иерархии;
д) детерминизма.
44. НЕ является законом диалектики:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) тождества материи и сознания;+
в) перехода количества в качество;
г) отрицания отрицания.
45. Что такое диалектика?
а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;+
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.
46. Восстановите последовательность возникновения трактовок бытия:
а) бытие творящее и бытие сотворенное;
б) бытие как экзистенция;
в) бытие как Единое;
г) бытие мира как «часовой механизм».
Ответ: 2-а;4 –б;1- в;3 – г
47. Восстановите последовательность возникновения философских категорий:
а) бытие;
б) первоначало (архэ);
в) экзистенция;
г) субстанция.
Ответ: 2- а;1-б;4-в;3-г.
48. Восстановите последовательность в историческом развитии материализма:
а) механистический материализм;
б) стихийный материализм;
в) диалектический материализм;
г) антропологический материализм.
Ответ:2 – а,1-б,4-в,3-г.
49. Восстановите последовательность в развитии идеализма:
а) абсолютный идеализм Гегеля;
б) трансцендентальный идеализм Канта;
в) объективный идеализм Платона;
г) рационализм Декарта;
д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.
Ответ:5-а,4-б,1-в,3-г,2-д
50. Восстановите последовательность возникновения онтологических трактовок:
а) мир идей и мир теней;
б) град земной и Град Божий;
в) мир как объективная реальность;
г) мир как механизм.
Ответ:1-а,2-б,4-в,3-г
51. Восстановите последовательность в развитии диалектики:
а) диалектический материализм;
б) стихийная диалектика (Гераклит);
в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);
г) абсолютный идеализм (Гегель).
Ответ:4-а,1-б,2-в,3-г
52. Восстановите соответствие определения бытия тому или иному философу:
а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным;
б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;
в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же.
1) Бл. Августину;
2) Ж.-П. Сартру;
3) Дж. Беркли.
Ответ:2-а,1-б,3-в
53. Выполните соотношение данных трактовки бытия с философскими школами:
а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;
б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,
частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;
в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.
1) элеаты;
2) христианство;
3) атомисты.
Ответ:2-а,1-б,3-в,2-а,3-б,1-в
54. Соотнесите трактовки бытия и учения того или иного философа:
а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;
б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.;
в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;
г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости.
1) Гегель;
2) Маркс;
3) Беркли;
4) Платон.
Ответ:4-а,2-б,1-в,3-г
Введение в материалистическую философию и начало д
ВВЕДЕНИЕ В МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ И НАЧАЛО ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
«Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как теоретическая основа мировоззрения философия связана с социально-классовыми интересами, с различными формами человеческой жизнедеятельности. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов, нравственных и культурных ценностей. Философия как форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологических, религиозных и других форм мировоззрения, которые отражают действительность в фантастической форме. Философия марксизма выступила в качестве научно-теоретической системы, выражающей интересы рабочего класса.
Практически-революционная направленность и гуманистический смысл составляют важнейшую особенность марксистской философии. По своим функциям марксистская философия есть научное философское мировоззрение, а также общая методология познания и практического преобразования объективного мира. Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренческой ориентации человека, теоретические основы деятельности прогрессивных общественных сил и общеметодологические принципы исследования в области частных наук.
В ходе предметного самоопределения философии и её внутренней дифференциации сформировались такие философские дисциплины как онтология – учение о бытии (учение о первоначалах всего сущего), гносеология – теория познания, логика – наука о формах правильного (то есть связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика и эстетика. … Раскрывая универсальные законы бытия и мышления, философское мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё недостижимо. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом.
…Марксистская философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. … Отправной теоретический пункт всякого философского учения – вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.21, с. 282). Что чем порождается – материальный мир сознанием, духом или, наоборот, сознание материальным миром – такова первая сторона основного вопроса философии; в зависимости от решения этого вопроса философские учения разделяются на идеалистические и материалистические.
Марксизм признаёт материю объективной реальностью, существующей вне, до и независимо от сознания, и рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, характеризует общественное сознание как отражение общественного бытия. Марксистская философия отстаивает и обосновывает принцип познаваемости мира, рассматривает знания и теории как отражение объективной реальности. За отношением марксизма к бытию фактически стоит отношение человека к миру как целому, включающему в себя человека как свою одухотворённую и самосознающую часть.
Как я ни старался, уважаемый читатель, уплотнить тот объёмный материал, который предоставлен в философском энциклопедическом словаре, мне не удалось сократить его менее полутора страниц. Мне хотелось в наименьшем объёме дать более полное представление о науке философии. Я полагаю, что приведённого выше материала уже достаточно для введения в материалистическую философию и начало диалектической логики. Однако я думаю, не будут лишними некоторые замечания и пояснения.
У большинства людей нет твёрдой мировоззренческой позиции, отражающей убеждённое предпочтение относительно одной из двух противоположных концептуальных парадигм. Между тем, философия, с самого начала и очень решительно заявляет о своей партийности, поделив всех людей на две партии: идеалистов и материалистов. На этом этапе мои рассуждения находятся в границах формальной логики, главным принципом которой является закон исключённого третьего.
Как мы убедимся в дальнейшем, диалектическая логика совсем не отвергает формальную логику, а с определёнными правилами применения, в известных границах, включает её в себя. Мне думается, что я достаточно подробно и убедительно объяснил, почему моё материалистическое сознание изначально диалектически отрицает идеализм. Мой возраст уже не позволяет мне отвлекаться на частности и диктует необходимость сосредоточения внимания на главном, на сути дела. К другим философским концепциям уже с фундаментальным знанием, если успею, я вернусь позже.
Впрочем, нужно иметь в виду, что все прежние философские концепции, вне зависимости от их партийной принадлежности, учтены современной философией – высшей теорией общественного развития. Действительно убеждённые материалисты – Маркс, Энгельс и Ленин – какое-то время своей жизни были верующими людьми, а Г.Гегель, к которому так уважительно относились «безбожники» за «науку логики», до конца своих дней был верующим человеком.
Противоположные убеждения, в значительной мере впитавшие в себя общечеловеческие ценности, сами по себе, ещё не делают людей врагами. К примеру, мой друг, будучи верующим человеком, как и я – убеждённый материалист, тоже коммунист. В.И. Ленин говорил о Г. Гегеле: «Умный идеалист лучше глупого материалиста». Не так уж принципиально важно, откуда начинается путь к этим ценностям, главное в том, чтобы вектор движения жизни конкретного человека всегда совпадал с вектором движения развития социальной материи.
Я сделал выбор в пользу материалистической философии, поскольку она наиболее простая и понятная, систематически разработанная и подтверждённая практической деятельностью, научная теория. По той же причине я выбрал в качестве основы своей индивидуальной мировоззренческой концепции диалектическую логику великого немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и диалектический метод, немецкого же, крупнейшего политического экономиста Карла Маркса.
Здесь нужно обратить внимание на одно важное обстоятельство. К.Маркс в молодости был очень увлечён изучением трудов Г.Гегеля и слыл младогегельянцем. Глубокое и критическое изучение философии Г.Гегеля привело к утверждению в сознании К.Маркса двух его теоретических положений. Первая идея заключалась в необходимости исторического подхода к изучению общественных процессов. Вторая – в научной целесообразности применения диалектического метода. Определение понятия «метод» Марксом взято у Г.Гегеля. Великий философ определил метод так: «Метод – осознание формы внутреннего самодвижения содержания». Указанная философская категория содержит в себе учение о диалектическом противоречии.
Некоторые философы упрекали Маркса за яко бы чрезмерную увлечённость умозрительно-спекулятивными схемами диалектической логики Г.Гегеля, не замечая того, что диалектический метод Маркса своим содержанием отличается от диалектического метода Гегеля и, по этой причине, имеет самостоятельное большое практическое и научное значение. Марксовский диалектический метод берёт в качестве предмета изучения диалектику развития общественно-экономических формаций, в основном, капиталистического способа производства. В то время как, диалектический метод Гегеля применялся им для исследования диалектического движения понятий, то есть, логики диалектического мышления. У Маркса и Гегеля совсем разные сферы научной деятельности. Маркс, правда, признавался, шутя, что иногда «кокетничал» с Гегелем, но не более того.
О себе могу сказать, что я испытал в самом начале изучения «Науки логики» Г.Гегеля когнитивный диссонанс. Я уверен, что дискомфорт в мышлении, связанный с началом науки логики возник не только у меня одного. Это было до меня и будет после меня. Я думаю, что есть серьёзная проблема, связанная с «началом». Относится к ней без должного внимания было бы неправильно. Хочу обозначить некоторые причины, порождающие сомнения.
1. Кажущееся отсутствие связи между абстрактными понятиями и реальной действительностью, сопровождающееся ощущением непреодолимой пропасти между ними;
2. Контраст между величайшим теоретическим достижением человеческой мысли – марксизмом-ленинизмом и, представляющимся «малоубедительным», даже «ничтожным», началом науки логики Г. Гегеля;
3. Логическое основание марксизма-ленинизма видится недостаточно надёжным, поскольку опирается на две категории диалектической логики, одна из которых («чистое бытие») теоретически недоказуемая, а другая («чистое ничто») – неопределяемая;
4. У людей с конкретным мышлением, не обременённых философским знанием, всегда возникает настороженность и подозрительность в отношении размышлений умозрительных и спекулятивных;
5. Отсутствие уверенности в правильном восприятии слов, терминов, категорий философского языка 200-летней давности и точности перевода;
6. Использование принципа движения в процессе изучения науки логики, обратного (от абстрактного к конкретному) тому принципу познания, которое исторически использовало человечество (от конкретного к абстрактному);
7. Отсутствие изначально необходимой дидактической установки, определяющей место категории «бытие» в материалистическом понимании системы взаимосвязи «материя-бытие-сущность», что важно для выяснения причины относительности человеческого знания.
Может быть, кому-нибудь покажется интересным итог моих размышлений, устраняющий главное препятствие к изучению «Науки логики» Г.Гегеля: сомнение и неверие. Постараюсь следовать порядку перечисленных причин.
1. Кажущееся несоответствие диалектической философии и повседневной действительности можно преодолеть практической деятельностью. Все рассуждения должны постоянно контролироваться практикой. Несоответствие теории и практики всегда должно быть поводом к уточнению теоретической позиции. Диалектической логикой нельзя пользоваться по шаблону и следовать раз навсегда выведенным законам. Умение, знание, опыт, смекалка и талант помогают применить диалектическую логику в жизни, в общении, в профессиональной деятельности. Избыточность любой информации (философских знаний тоже), воспринимаемая бездумно и не подкреплённая жизненным опытом, бесполезна и, даже, вредна. Учение без размышления вредно. Размышление без учения опасно.
Необходима изначальная установка на крепкую связь философских знаний с конкретной действительностью. Для меня не существует философии, которая была бы отдельно от меня, моих мыслей и моей жизни. Зачем вообще изучать философию, если она никак не связывается с конкретной действительностью? К примеру, в психотерапевтической практике очень актуальна сложная и конкретная проблема – проблема одухотворённости жизни, а по-другому, проблема утраты или отсутствия Высокого Смысла целесообразного существования.
3. «Чистое ничто» в начале диалектики исполняет роль нуля в математике. Человечество какое-то время обходилось без нуля, но можно ли представить без нуля современную математику? Такое пояснение делает всякое сомнение по поводу начала диалектической логики абсолютно ничтожным. Нам нужен результат или подтянутое к нему доказательство? – Разумеется, результат, тем более, что результат замечательный, гениальный. Доказательство начала диалектической логики, между прочим, очень остроумное и поучительное. В.И.Ленин говорил, что «Гегель гениально угадал в диалектике понятий диалектику вещей».
Спекулятивное мышление – форма теоретического знания, которая выводится без обращения к практике (опыту). Умозрительное обоснование и построение теории отождествляется с философией высшего ранга. Г. Гегель построил новый вариант спекулятивного знания, которое составило основу диалектики как высшей формы теоретического умозрения ИСТИНЫ. То, что позволено великому труженику, гениальному мыслителю Г. Гегелю и, возможно, людям, подобным ему, непростительно более никому. – Курсив мой (Андрей Зуев).
Его мышление отличается высокой дисциплинированностью, редким даром ясно видеть (зрить) умом, что доступно и понятно далеко не каждому человеку. Однако люди, стремящиеся к знанию, преодолевшие барьер непонимания в результате первого впечатления, открывают для себя большие возможности самопознания и постижения окружающего их мира. Во всеобщих категориях диалектической логики содержится всё богатство единичного и особенного, то есть конкретного, того, из чего складывается вся человеческая жизнь.
Таким образом, мы в своих рассуждениях в рамках формальной логики попадаем в ловушку, в замкнутый круг бесконечного перехода одной противоположности в другую. Г.Гегель делает гениальный вывод, согласно которому, в каждом отвлечённом (абстрактном) движении содержатся две противоположных тенденции (движения), а борьба этих тенденций является причиной самодвижения (развития) бытия. В.И.Ленин по этому поводу сказал, что Г.Гегель «…в диалектике понятий гениально угадал диалектику вещей».