Что является первым требованием к качеству осуществления деятельности в педагогике
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕБОВАНИЯ
В ходе решения психолого-педагогических задач приемы педагогического взаимодействия имеют в своей основе реализацию требований. Педагогические требования подразделяются:
— на прямые непосредственные (вызывают конкретное действие воспитуемого, которое обусловливается самим требованием);
— косвенные непосредственные (приводят к определенной деятельности воспитуемого через вызванные им психологические факторы: например, интерес, другие переживания самих детей);
— опосредованные (стимулируют действие самого воспитуемого через воздействие третьих лиц).
Характерные черты требований:
— глубокое уважение к личности воспитанника и доверие к нему;
— разумность, подготовленность требования, оно должно предполагать наличие реальных условий для его осуществления;
— любое ясное, разумное требование педагога обязательно должно быть выполнено, доведено до конца;
— педагогические требования должны быть строго обязательны для всех, едины со стороны всех воспитателей.
В отечественной психологии разработана «лестница» требований, в которой самые простые являются как бы основанием, поддерживающим более общие, в свою очередь интегрирующие в требования высшего порядка.
1. Первичное требование — предельно конкретное указание. Его функция — вызов конкретного поступка.
2. Исходное требование. Функционально направлено на закрепление определенных поступков и преобразование их в привычку.
3. Требование-правило. Функция — образование обычаев, традиций поведения.
4. Требования — моральные нормы. Функция — формирование моральных норм и превращение их в привычку.
5. Требования — нравственные принципы (моральный кодекс). Их функция состоит в выражении нравственных принципов и развитии идеалов.
Единичные педагогические требования проходят путь от первичных, вызывающих отдельные поступки, до требований — нравственных принципов. В основе складывающейся таким образом систематизации требований по содержанию лежит закономерная связь более простых элементов поведения с более сложными, а последних — с нравственными качествами личности. Между перечисленными ступенями не существует четкой границы. В то же время следует понимать, что требования высших ступеней более успешно и эффективнее реализуются на основе отработки требований низших ступеней.
Можно выделить следующие правила предъявления прямого требования:
— оно должно быть позитивным, т.е. вызывать совершенно определенный поступок, а не просто тормозить или запрещать какие-либо действия;
— должно быть инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким, предельно конкретным и на первых порах по возможности детализировать предполагаемые им действия;
— должно предъявляться решительно и уверенно, но спокойным тоном.
Прямое требование предполагает в своем предъявлении определенную форму инструктажа, в качестве которой мо-I ут выступать: показ; разъяснение; предостережение; предупреждение; поэтапное исполнение; предварительная демонстрация.
Предъявление прямого требования может иметь стимулирующие сопровождения:
— предваряющее деятельность образное описание результата;
— игровое оформление деятельности;
— ограничение времени, предоставляемого для запланированной деятельности.
Важное значение прямых непосредственных требований состоит в том, что они не только вызывают определенные, конкретные поступки, но и закладывают основы первоначального психолого-педагогического взаимодействия педагога и обучаемого.
Постепенное развитие взаимоотношений между педагогом и обучаемым приводит к возможности реализации косвенных требований, в которых цель воспитания явно не выражена. Однако эффективность таких требований может быть даже более высокой, нежели эффективность прямых требований.
Можно выделить несколько основных форм косвенных требований.
1. Косвенные требования стимулирующего плана: требование-совет; требование-одобрение; требование-просьба; требование — выражение доверия; условное требование.
2. Косвенные требования запрещающего плана, блокирующие негативное поведение: требование-намек; требование-осуждение; требование — выражение недоверия; требование-угроза; наказание.
Косвенные требования могут органично вытекать из предъявленных ранее прямых требований или применяться без их использования и обоснованно выдвигаться в соответствии со сложившейся психолого-педагогической ситуацией. Приемы педагогического взаимодействия, в особенности приемы косвенных требований, предполагают условия эффективности применения.
Большое значение при использовании косвенных требований имеет включение в действие таких вспомогательных средств общения, как мимика, интонация, жест и др. В связи с этим косвенные требования достигают максимального эффекта, как правило, когда педагог обладает достаточно высоким уровнем профессионализма.
Зачастую на практике прямое и косвенное требования применяются как составные части сложных требований. При этом возможны, например, такие варианты, как:
— одно и то же по содержанию требование предъявляется одновременно в разных формах, каждая из которых усиливает его действие (формируется так называемое комбинированное требование);
— применение последовательного сочетания нескольких разных требований, взаимосвязанных между собой и как бы продолжающих друг друга. Рассмотренные выше виды требований являются непосредственными.
Опосредованные требования — более сложный вид требований, предъявляемых к личности через группу, других субъектов воздействия. Такие требования подразделяются на стимулирующие и запрещающие.
Опосредованные требования создают основу для формирования прочных взаимосвязей в коллективе обучаемых, оказывают сильнейшее влияние на становление характера и тех, к кому обращено требование, и тех, от кого оно исходит. Однако такой вид требований должен использоваться не в самом начале работы с обучаемыми, а только на определенном этапе развития коллектива, когда педагог владеет твердыми знаниями о воспитанниках, добился элементарной культуры в их отношениях, сформировал требовательность друг к другу.
Профстандарты и квалификационные требования для педагогических работников
Минтруд РФ с 01.01.2017 ввел в действие обязательность использования профстандарта для педагогов. Его необходимо применять, формируя кадровую политику, управляя работниками, организовывая учебу и аттестацию педагогов и заключая с ними трудовые соглашения.
Содержание профстандарта для педагогов
Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.
Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:
Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н введен в действие профстандарт «Педагог», который обновлялся два раза — в 2014 и 2016 годах. Он касается работы педагогов дошкольного и школьного обучения.
Квалификационные требования
Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.
Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.
Квалификационные требования по должностям
Продолжается внедрение ряда профстандартов для отдельных направлений работы педагогов.
Профстандарт для педагога-психолога
Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.
Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.
Профстандарт специалиста в области воспитания
Специалист в области воспитания осуществляет:
Профстандарт педагога дополнительного образования
В обязанности такого сотрудника включена организация работы, связанной с преподаванием дополнительных программ, методикой их реализации.
Претендент должен обладать высшим или средним профобразованием в сфере обучения и педагогики. Существует возможность профессиональной переподготовки.
Квалификационные требования к работникам вузов
Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.
В документ включены требования к работнику, касающиеся:
Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:
Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.
Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.
Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.
Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.
При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).
Запреты и ограничения
Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.
Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.
Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.
В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении
Что является первым требованием к качеству осуществления деятельности в педагогике
|
Чтобы развить у детей волевую сферу педагогу нужно предусмотреть развитие следующих качеств: инициативу детей, уверенность в силах, настойчивость, умение преодолевать трудности для достижения цели, выдержку, самообладание, навыки самостоятельного поведения и т.п. Огромное влияние на формирование волевых качеств оказывает использование метода педагогического требования.
Педагогическое требование – метод воспитания, при помощи которого поведенческие нормы выражаются определенных предписаниях и реализуются во взаимоотношениях. Требования стимулируют, вызывают или тормозят деятельность ученика и появление у него новых качеств.
Различают прямые требования и косвенные. Для прямых требований характерны императивность, конкретность, определенность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Требование предъявляется решительным тоном. Воздействие осуществляется широким спектром оттенков требования, которые выражаются силой голоса, мимикой, интонацией.
Косвенное же требование (одобрение, доверие, намек, совет, просьба, и т.д.) от прямого отличается тем, что стимул вызванные прямым требованием психологические факторы: стремления воспитанников, интересы, переживания и т.д.
Перечислим наиболее употребляемые виды косвенного требования.
1. Требование-совет. Это убеждение воспитанника в целесообразности, и необходимости выполнения действий рекомендуемых педагогом. Можно считать совет принятым, если воспитанник наставнике видит старшего, авторитетного товарища, мнение которого он уважает.
2. Требование-игра. Опытные воспитатели пользуются детским интересом к игре для осуществления самых различных требований. От игры дети получают огромное удовольствие, вместе с этим, сами того не замечая, выполняют все предъявляемые требования. Игра самая эффективная и гуманная форма предъявления требования, хотя подразумевающая под собой высокий уровень мастерства.
3. Требование доверием. Между воспитуемыми и воспитателями формируются дружеские отношения, доверие является, в данном случае, естественным отношением двух сторон, уважающих друг друга.
4. В некоторых случаях эффективным является требование-просьба. Если коллектив хорошо, сплоченно организован, то просьба является самым употребляемым средством воздействия на окружающих. Основа данного требования – товарищеские отношения между воспитателем и воспитанниками. Просьба – форма проявления взаимного сотрудничества, доверия, уважения.
5. Следующий близкий к просьбе вид требования – это требование-намек, широко используется педагогами в работе со старшими классами
6. Также существует требование-одобрение. Высказывание одобрения педагогом – сильный стимул. На практике мастера педагогического труда одобряют различные методы требования, применяют формы имеющие целесообразность в зависимости от сложившихся отношений с воспитанниками.
Не всегда требования вызывают положительную реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются негативные (запрещающие) и позитивные требования. В основном прямые запреты негативны, так как всегда вызывают бурную отрицательную реакцию учеников. Существуют негативные косвенные требования: угрозы и осуждения. Обычно формируют при внутреннем сопротивлении внешнюю покорность.
Среди разнообразия форм и видов педагогического требования выделяются требования непосредственные и опосредованные.
Требование, при помощи которого воспитатель от воспитанника сам добивается нужного ему поведения, называется непосредственным.
Требования учеников друг к другу, организованные педагогом, – опосредованные. Они вызывают цепочку действий – каждое последующее действие передаёт требование от одних воспитанников другим.
Очень часто родители школьников в ходе проведения классных собраний слышат много научных терминов и определений, типа «технологии образовательной и воспитательной работы», «виды педагогического контроля» и тому подобное. В статье попытаемся разобраться с определением «педагогическое требование к ребенку». Выяснить, на какую нормативную базу оно опирается, в каких видах осуществляется, в каких сферах действует.
Общие сведения
Вам будет интересно: Статистическое моделирование: методы, описание, применение
Определений у изучаемого определения существует множество. Однако наиболее часто встречающееся гласит, что педагогическое требование – это правило, которое основано на единых подходах и принимается всеми участниками образовательно-воспитательного процесса. Единство должно присутствовать в подходах, которые носят теоретический и практический характер.
Нормативные основы требований в образовательной системе
Для родителей очень важно уяснить, педагогическое требование – это не личное решение учителя или классного руководителя. Оно должно входить в систему норм и правил, действующих в том или ином учреждении образования. И здесь не допускается «самоволия», нормы и правила требований, предъявляемых ко всем участникам процесса обучения, закрепляются в уставе (положении) о государственном или частном учреждении.
Вам будет интересно: Немецкие ордена. Боевые награды Третьего Рейха
Кроме этого, требования могут излагаться в положении об отдельных структурных подразделениях школы (училища, вуза), правилах внутреннего распорядка, разрабатываемых индивидуально под каждое учреждение, правилах поведения учащихся.
Правила для учителей и администрации
Педагогическое требование – это не только требование, предъявляемое к уровню образования и поведению учащегося, но и система норм, касающихся организации учебно-воспитательного процесса. Особые требования предъявляются к расписанию уроков, составлению различных образовательных графиков, оформлению и ведению педагогической документации – журналов, характеристик, аналитических справок, иных документов.
Определенная группа норм и правил существует для организации процесса обучения, другие правила действуют в области разработки, адаптации и внедрения образовательных программ. Для родителей же наиболее важными являются требования, предъявляемые к их детям.
Процесс обучения сложен и многогранен
В этом важном деле выделяют несколько этапов – ознакомление, усвоение, развитие знаний, умений и навыков, умение применить их в стандартных и нестандартных ситуациях. В связи с этим к образовательно-воспитательному процессу предъявляются различные требования.
На первом месте стоят, естественно, дидактические требования – четкость в определении темы урока и целей, выбор оптимальных объемов новой информации и методов подачи, творческое осмысление педагогом материала и умение креативно преподать его детям. Не менее важной является опора на важные дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, наглядность, связь теоретических знаний с практическими навыками.
Требование как метод воспитания
Процесс обучения состоит из многих компонентов: приобретение и закрепление знаний, получение и развитие определенных навыков. Также важен процесс формирования определенных морально-волевых качеств. В их числе выделяются следующие: воля, умение преодолевать трудности, воспитание уверенности в действиях, умения взять инициативу в свои руки, повести за собой других.
В воспитательном процессе педагогическое требование – это один из важных методов вырабатывания поведенческих норм. Учитель, используя разные виды требований, технологии и методики, тормозит развитие одних качеств и стимулирует развитие других. Главным остается формирование положительного отношения к процессу обучения, всем участникам этого процесса.
Психология – важная часть образовательного процесса
Психолого-педагогические требования играют важную роль, кроме усвоения новых знаний на уроке и во время факультатива, идет развитие психических процессов у учащихся. С помощью различных методов педагог развивает память, воображение, мышление своих подопечных, способствует концентрации внимания при решении особо сложных задач, расширению представлений об окружающем мире и отдельных явлениях.
Перед педагогом стоит чрезвычайно сложная задача, для развития психических процессов подопечных он должен вооружиться определенными знаниями и навыками. Во-первых, учитель должен знать особенности психологического развития каждого ученика, во-вторых, владеть арсеналом различных средств и методик, в-третьих, уметь применять их на практике в той или иной комбинации, индивидуально для каждого.
Гигиена – необходимый компонент образовательного комплекса
Не последнее место занимают педагогические гигиенические требования, которые предъявляются к процессу обучения. Основная задача – предупреждение переутомления, а оно может проявляться в разных сферах – умственной, физической, моральной.
Чтобы не допустить переутомления, в образовательных учреждениях разрабатываются и внедряются различные нормы и требования. Важные составляющие – чистый, свежий воздух, благоприятный влажностно-температурный режим, нормы освещения, мебель, соответствующая физическим параметрам учащихся.
Виды современных требований, предъявляемые к учащимся
Сегодня существуют разные виды педагогического требования, в основе деления лежат различные критерии. Например, можно выделить прямые и косвенные требования. Для прямого воздействия на ученика характерны конкретность, императивность («без вариантов»), точность требования.
Ученик должен понимать, о чем его просят. Формулировка просьбы носит однозначный характер, не допускает различных толкований. Косвенное требование опирается на психологические факторы, в свою очередь, делится на несколько видов. Наиболее важными в педагогическом процессе являются: просьба, одобрение, совет, выказанное доверие и другие.
Более подробно о видах требований
Технология педагогического требования – важная часть знаний учителя, в зависимости от ситуации, психолого-педагогических особенностей ученика, он может использовать разные методики воздействия. Если учитель имеет авторитет в глазах учеников, его советы будут восприниматься как прямое указание к действию. Для самых маленьких участников образовательного процесса на первое место выходит игра.
В процессе игровой деятельности учитель и ученик могут выступать на равных, быть в роли ведомых и ведущих. Игра помогает наиболее эффективно и быстро прийти к желаемым результатам. Старшеклассники, наоборот, игру, как способ познания мира, отрицают, предпочитают вести диалог с учителем «на равных». И для младших школьников, и для учащихся средних и старших классов одинаково важным является одобрение учителя, в особенности того, которого они считают авторитетом.
Еще один вид деления – преднамеренные и непреднамеренные требования. В первом случае педагог опирается на целевую программу, план урока, планирует результат, корректирует в процессе используемые методики.
Главные выводы
Единые педагогические требования к организации учебного процесса, существующие в той или иной системе образования, гарантируют устойчивую связь и взаимодействие всех участников процесса и всех компонентов. Образовательная система при правильно налаженной системе требований и контроля приобретает целостность, устойчивость, ведет к высоким результатам. Родителям не стоит бояться этого термина, важно контролировать, чтобы требования к ребенку не были завышенными, находились в зоне действия правового поля. Важно найти контакт с учителем, который подскажет, какие педагогические и воспитательные технологии будут наиболее удачными в каждом конкретном случае.