Что является показателем хорошо подготовленного логопедического занятия с ребенком
Логопедические занятия
Люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере жизни. У первобытных людей общение проявлялось в виде жестов; и позже постепенно появилась человеческая речь. Всем хочется быть хорошими ораторами, но это невозможно, если Вы не владеете внятной, выразительной, образной речью. Ведь именно благодаря ей мы точно выражаем свои мысли. Хорошая, правильная речь упрощает процесс общения с окружающими, помогает построению дружеских отношений. Как правило, у детей к четырехлетнему возрасту речь формируется полностью, однако, она может иметь некоторые особенности, вызванные влиянием психофизиологических факторов.
Вне зависимости от тяжести речевого нарушения ребенка, советуем Вам вовремя обратиться к специалисту – это позволит избежать сложных и продолжительных занятий. Логопедическое обследование помогает определить, нужна ли Вашему малышу помощь логопеда. Логопедические нарушения разнообразны. Детям с тяжелыми нарушениями речи помощь логопеда необходима. Но бывает и так, что у малыша небогатый словарный запас, нарушено произношение или темп речи. В таком случае мы советуем посещать логопедические занятия. Занятия со специалистом помогут Вашему ребенку не только улучшить память, внимание, состояние мелкой моторики; овладеть грамотной и правильной речью, но также лучше подготовиться к начальной школе. Логопедические занятия позволяют детям развивать коммуникативные способности, что благоприятствует возникновению дружеских отношений со сверстниками.
Индивидуальные логопедические занятия
Логопедические занятия бывают трех видов:
Рассмотрим каждый из видов отдельно. Итак, фронтальные занятия характеризуются тем, что они проводятся одновременно со всеми детьми группы. При этом дети на фронтальных занятиях выполняют задания, одинаковые для всех. Подгрупповые и индивидуальные занятия предшествуют фронтальным, они являются своего рода подготовкой к ним. Подгрупповые занятия проводятся с небольшой подгруппой детей (4-6 человек), примерно одного возраста. При этом дети имеют сходные нарушения в речи либо в звукопроизношении. Во время подгрупповых занятий логопед проводит различные игры и упражнения, направленные на постановку отсутствующих звуков. Будьте готовы к тому, что состав таких групп в течение учебного года может меняться (динамика изменения состава логопедических подгрупп зависит от достижения детьми успешных результатов).
Читайте также
6 советов для эффективного жиросжигания
Хрустящее овсяное печенье с орехами и шоколадом
5 идей: чем занять ребёнка во время карантина?
Индивидуальные логопедические занятия проводятся с каждым ребенком по отдельности. Это является заметным преимуществом по сравнению с подгрупповыми занятиями. Индивидуальные логопедические занятия рекомендованы детям с нарушением артикуляционного аппарата и нарушениями в речи. Занятия такого типа являются самыми эффективными: они позволяют совершенствовать звукопроизношение, развивать мелкую моторику, обогащают словарный запас. Частота проведения индивидуальных логопедических занятий зависит от степени тяжести речевого нарушения Вашего ребенка. Индивидуальные занятия не являются продолжительными – от 10 до 20 минут, но, несмотря на это, во время их проведения устанавливается тесная связь между логопедом и Вашим малышом.
Кроме того, нужно сказать и о том, что между логопедом и родителями также должна быть определенная связь. Ведь вашей совместной целью является коррекция определенного нарушения и достижение успешного результата. Поэтому советуем заботливым родителям не игнорировать, а выполнять логопедические задания, которые ребенку дают домой на выходные. Как правило, они направлены на закрепление того материала, который ребенок осваивал в течение прошедшей недели. Выполнять их совсем несложно, а для родителей это отличная возможность провести еще больше времени с малышом и порадоваться его достижениям. Задания могут быть самыми разнообразными: лексико-грамматические упражнения, артикуляционная гимнастика, задания на развитие фонематического восприятия, упражнения на автоматизацию звуков. Упражнения, направленные на правильное произношение звуков проводятся не менее 3-5 раз в день, обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать. Логопедические задания можно выполнять в игровой форме, на прогулке и в свободной деятельности детей.
Процесс устранения речевых нарушений должен быть четко сформированным. Существуют определенные логопедические программы, определяющие работу логопеда. Все они направлены на коррекцию нарушения и на освоение детьми коммуникативной функции языка. Помимо этого, работа логопеда немыслима без всевозможных пособий. Это могут быть и предметные картинки, игрушки и настольные игры (например, лото или мозаика).
Занятия в логопедической группе
К большому сожалению, в последние годы детей с нарушениями речи достаточно много. Поэтому попасть в логопедический детский сад не так уж и просто. Выходом в сложившейся ситуации могут стать занятия с частным логопедом (при условии, что в детском саду отсутствует логопедическая группа, либо ребенок не посещает ДОУ вовсе). Если Вам предложили оформить ребенка в логопедическую группу, будьте готовы к тому, что нужно пройти логопедическое обследование и собрать необходимые документы. В этом нет ничего страшного, занятия в логопедической группе помогут ребенку улучшить звукопроизношение, обогатить словарный запас, развить связную речь и тем самым – лучше подготовить его к школе. Логопедические занятия для детей являются не только полезными, но и очень интересными.
Специфика работы учителя-логопеда с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Камила Исаева
Специфика работы учителя-логопеда с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Специфика работы учителя-логопеда с детьми раннего и младшего дошкольного возраста (2-4 года).
Ранний и младший дошкольный возраст-это время активного развития речи ребенка.
Недоразвитие речи в данном возрасте выражается в нарушении всех компонентов речевой системы. До наступления трех лет точная дифференциация логопедического диагноза невозможна, поэтому в диагностическую группу дети поступают, как правило, с диагнозом ЗРР (задержка речевого развития). На момент поступления в группу ребенка обследует логопед и специалисты ДОУ. После этого формируется общая картина состояния речи и здоровья детей. Таким образом, основываясь на заключении ПМПК, речевом обследовании ребенка, которое отражается в речевой карте, и результатах диагностики специалистов логопед планирует дифференциальную индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу.
Как известно, конкретной программы для коррекционной работы с детьми данного возраста нет, поэтому я в своей работе использую методические рекомендации Н. В. Нищевой «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей группе детского сада»; М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной «Комплексные занятия с детьми раннего и младшего возраста (2-3 года) и М. В. Смирновой «Планирование и содержание занятий с детьми 3-4 лет, страдающих общим недоразвитием речи».
Работа логопеда на группе раннего и младшего дошкольного возраста заключается в преодолении речевого негативизма и развитии общения; обогащении активного словаря; в развитии понимания речи и уточнении значения слов; работе над грамматическим строем и развитием связной речи.
Большое внимание в своей деятельности я уделяю развитию слухового восприятия, речевого дыхания и мелкой моторики.
В младшем возрасте важно научить детей воспринимать речь и различать звуки на слух. Данная способность является основополагающей при дальнейшем формировании речи-ее понимании, правильной интерпретации и воспроизведении. В содержание данного направления работы я включаю предложенные Н. А. Лукиной и И. И. Никкинен игры на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Кроме того, на основе предложенных рекомендаций я разрабатываю свои игры-занятия с данной целью. Здесь дети учатся понимать словесные инструкции, соотносить картинки со звукоподражаниями, дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки и т. д.
Важным в этом возрасте является стимуляция развития речевого дыхания, т. к. от правильного речевого выдоха зависит четкое произношение звуков, фраз, интонация речи, паузация и т. д. Данную задачу я решаю через специальные игры (например, предложенные Н. В. Дуровой в методическом пособии «Фонематика»): малышам нравятся различные поддувалочки, листики, снежиночки, кораблики, с которыми непосредственно можно поиграть.
Именно в младшем возрасте начинается работа по подготовке артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков родного языка. С этой целью я использую гимнастику в стихах и картинках Т. А. Куликовской и В. В. Коноваленко. Использование стихотворного и наглядного забавного сопровождения стимулирует активность детей, в результате чего эффективней решаются поставленные коррекционные и развивающие задачи.
Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями также является одним из направлений моей работы. Как известно, стимуляция тонких движений кистей рук является дополнительным стимулирующим фактором в развитии речи, а также играет немаловажную роль в становлении всех видов детской деятельности, в том числе самообслуживания. С этой целью организую специальные игры и упражнения, содержание которых берется из методических источников, практической литературы (Цвынтарный, Коноваленко, Рузина и др.)
На занятиях с детьми я предпочитаю использовать яркие пособия с четко выраженными частями, учитывая возрастные особенности восприятия, мышления детей раннего и младшего дошкольного возраста, особенности детей с речевыми нарушениями. Стараюсь подбирать реалистичные игрушки, чтобы формировать правильные представления детей о различных объектах, учитывать необходимость точного соотнесения наименования предмета с его образом в восприятии детей с нарушениями речи.
В нашем учреждении практикуется комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса. Взаимосвязь в работе с воспитателями группы, специалистами ДОУ и родителями позволяет строить работу на хорошем профессиональном уровне. На основе методических рекомендаций и программных требований я разрабатываю тематическое планирование, которое учитывается при организации работы воспитателями и специалистами. Кроме того, определяю объем и содержание ежедневных вечерних занятий с детьми, которые проводят воспитатели. В группе оборудован речевой уголок, оснащенный играми и пособиями на развитие всех сторон речевой деятельности (дыхания, фонематического восприятия и т. д.).
Совместно с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем отбирается речевой материал для занятий; инструктор использует артикуляционные упражнения и упражнения на развитие речевого дыхания; музыкальный руководитель учитывает мои рекомендации при отборе репертуара для своих занятий. Тесное сотрудничество планируется и с психологом нашего учреждения.
Важная и решающая роль в коррекционной работе с детьми отводится семье. С родителями ведется насыщенная работа, необходимая для эффективного решения поставленных задач. Проводятся тематические собрания и собрания, посвященные итогам коррекционной работы. В соответствии с годовым планом организуются индивидуальные и групповые консультации. В родительский уголок оформляются специальные статьи; формулируются рекомендации по организации занятий с детьми в домашних условиях, определяется их содержание.
Занятия- одна из основных форм работы с детьми в ДОУ. Здесь решаются общие коррекционно-развивающие задачи, такие как развитие словаря детей, связной речи, лексико-грамматических категорий. Цели логопедической работы на каждом конкретном занятии я ставлю в зависимости от уровня речевого развития группы. Решаются и специальные задачи- на развитие и стимуляцию психических процессов (внимания, мышления, памяти в соответствии с их возрастными особенностями); и воспитательные задачи, такие как способность взаимодействия детей друг с другом, усвоение, доступных нравственных норм и правил и т. д.
Всю работу с детьмина занятиях я организую по следующим формам:
Принципом отбора детей для формирования подгрупп является, во-первых, учет возраста воспитанников-это подгрупповые занятия с детьми первой (2-3 года) и второй (3-4 года) младшей группы. Во-вторых, обязательным является учет уровня речевого развития детей (для подгрупповых занятий по коррекции и развитию соответствующих сторон речи).
Индивидуальные занятия-это ежедневная форма работы с детьми по заранее составленному календарному плану. В течение недели с каждым ребенком проводится не менее 3-4 занятий (а при необходимости и чаще). Назначением этих занятий является развитие и коррекция речевого недоразвития каждого конкретного ребенка в зависимости от состояния его речи, логопедического диагноза. Так, с детьми, страдающими ринолалией, основной упор делается на развитие артикуляционной моторики, правильного речевого выдоха, плавности речи, интонации. С этой целью используются приемы пропевания звуков, слогов, дыхательные упражнения, упражнения на напряжение- расслабление лицевой и общей мускулатуры. С детьми, имеющими моторную алалию-это развитие импрессивной стороны речи (ее восприятие и понимание); преодоление речевого негативизма; отработка простых по произношению звуков (А,О,У,И,Э,Б,П,М,В,Ф); развитие просодической стороны речи.
Таким образом, коррекционная работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, имеющими задержку речевого развития и тяжелые нарушения речи, способствует успешному решению первостепенных задач с учетом возрастных особенностей детей и степени их речевой патологии, а также благотворно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.
Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.
Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.
Консультация «Логопедические занятия с детьми раннего возраста»
Сайко Ольга Викторовна
Консультация «Логопедические занятия с детьми раннего возраста»
Логопедические занятия с детьми раннего возраста.
Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста. В ситуации, когда у малыша 1,5-2,5 лет отсутствует активная речь,перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?
Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т. п.
Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми.
Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5-5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно. На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов — логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР, провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.).
Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.
В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект.
Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм, поставить более точный диагноз.
Логопедические занятия с детьми раннего возраста Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу.
Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить, только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия. При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия).
В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР, во втором случае — об общем недоразвитии речи (ОНР).
Особенности занятий с детьми раннего возраста.
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.
Итак, в работе с детьми раннего возрастаследует учитывать следующие моменты: Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.
Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми.
У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. А пока. если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.
Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова.Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.
Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой — дети видели машины на улице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и гладили кошку. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят — или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.
Основные темы занятий — быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.
Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).
Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту.
Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.
Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.
Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»). Необходимо контролировать длительность занятия. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию.
Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.
Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения. Необходима четкая структура занятия.
Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога).
Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.
Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры — «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т. п. Варианты окончания игры — «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят, «Курочка и цыплята прощаются — до свидания!» и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.
Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец. Необходима смена видов деятельности.
Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.
Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.
Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую. Гибкость Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.
Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения — отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент перенос знаний.
Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий — они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.
Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях. Малышам необходима положительная оценка их деятельности.
В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите,например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, — молодец!».
Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.
Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста Логопедические занятия с детьми раннего возрастатакже имеют ряд особенностей: Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен.
Логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем — нежелания говорить, боязни речи.
Необходимость подготовительного этапа
Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить ребенка.
Прежде всего — игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека.
Также проводится работа по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания, внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речи также будет тормозиться.
Особенности речевого сопровождения занятия
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения.Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой — объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.
К речи взрослоготакже предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.
Организация специальных игр
Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опыте ребенка, в логопедическихиграх используются специальные приемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, договаривание ребенком слов и фраз и др.
Кроме вышесказанного следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: возможны повышенная утомляемость, невнимательность и др.
«Зимушка-зима». Конспект интегрированного занятия с детьми раннего возраста Заранее приношу извинения за качество фотографий. Пришлось переснимать на телефон с видео своего занятия, так как фото не сохранились..
Фотоотчет занятия по конструированию «Ежик» с детьми раннего возраста Цель. Учить детей моделировать образ ежика, вставляя «иголки» в туловище вылепленное педагогом. Развивать чувство формы, мелкую моторику,.
Фотоотчет занятия по лепке «Угощение для друзей» с детьми раннего возраста В гости к ребятам пришли животные: хрюшка, зайка, утенок и ёж. Они поздоровались с ребятами и предложили поиграть. Утенок научил ребяток.
Конспект занятия «Кто как кричит?» с детьми раннего возраста Программное содержание: развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания. Материалы:.
Конспект занятия по аппликации «Нарядная елочка» с детьми раннего возраста Цель. Учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки. Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать полоски бумажных.
Конспект занятия по конструированию «Строим дом для зайки» с детьми раннего возраста Продолжение занятия по развитию речи «Зайка в гости к нам пришёл» Актуальность: Конструирование – одно из самых любимых занятий детей. Оно.