Что является предметом объектом изучения в естествознании
Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:
для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций
Сдаешь тесты самостоятельно?
Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!
КСЕ Тесты с ответами Темы 1-10
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Тема 1. Естествознание в мировой культуре
Естествознание – это:
+Отрасль научного познания
Отрасль народного хозяйства
Сфера социальных отношений
Главная особенность науки – это её:
Регулирования со стороны идеологизированного руководства
Подчинение религиозным догмам положение
Зависимость от личности исследователя
На фундаментальную и прикладную подразделяется наука:
Наука – это:
+Компонент духовной культуры
Элемент практического преобразования мира
Элемент материально-предметного освоения мира
Результат обыденного, житейского знания
Проблемы нравственной ответственности учёного сегодня относятся к области формирования:
Методологии научного исследования
Связи между наукой и обществом
Связи между наукой и производством
Тема 2. История естествознания
Первой в истории наук физическая картина мира была:
Впервые идея о единстве материальной основе окружающего мира была выдвинута:
+Древнегреческими философами Милетской школы
Древнегреческими философами Элейской школы
Исходной основой всех знаний о природе в древности являлись знания:
Материалистическая трактовка физической картины мира характерна для:
A. Эйнштейна и В. Гейзенберга
Э. Шредингера и А. Эйнштейна
+М. Планка и А. Эйнштейна
B. Гейзенберга и Э. Шредингера
Физическая картина мира:
+Занимает доминирующее положение в естественнонаучной картине мира
Является необязательной составляющей частью общей картины мира
Является необходимой, но не определяющей частью общей картины мира
Является наименее существенной частью общей картины мира
Тема 3. Структурные уровни организации материи и естественнонаучная картина мира
Современная естественнонаучная картина мира основана, главным образом, на науке:
В основу современной естественно-научной картины мира положены:
постулаты священных книг мировых религии
законы классической механики И. Ньютона
+принципы релятивистской физики А.Эйнштейна, квантовой теории, эволюционистские
идеи синергетики
Порядок и уровни организации материи имеют структуру:
Что является предметом (объектом) изучения в естествознании?:
человек и его отношения с окружающей средой
объекты живой природы и законы их развития
+различные виды материи и формы их движения, их связи и закономерности
объекты неживой природы и законы их взаимодействия
Какой из перечисленных уровней относится к уровню организации живой материи:
Тема 4. Физические концепции естествознания
Эвард Уиттен – автор теории:
Время в понимании теории относительности – это:
Способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим
Доопытная форма восприятия, получаемая человеком при рождении
+Четвёртая координата движения тела
Последовательность, происходящих в материальных вещах
К свойствам времени не относится:
+Единство метрических и топологических свойств
Пространство в понимании современной физики – это:
+Атрибут материи, определяемый связями и взаимосвязями движения тел
Пустота, в которой находятся различные тела
Свойство человеческого сознания упорядочивать предметы определять место одного рядом с другим
Вечная категория сознания, врождённая как форма чувственного созерцания
К свойствам пространства не относится:
Тема 5. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции
Источники космического радиоизлучения с очень большой стабильностью периода – это:
Энергия Солнца поддерживается за счёт:
Распада радиоактивных элементов
Влияние Солнца на Землю не проявляется:
+В вулканической деятельности
В ионизации газов в атмосфере
В приливах и отливах морей и океанов
В магнитных бурях в магнитосфере
Сверхмощные источники энергии во Вселенной с признаками явной нестабильности – это:
Наша Галактика относится к типу Галактик:
Тема 6. Химия и ее роль в развитии естественнонаучных знаний
Происхождение названия «химия» связано с:
97% массы земной коры составляет:
Электрически заряженные частицы, появляющиеся в процессе электролиза – это:
К органогенам относятся:
Строение и свойства молекул химических соединений; превращение веществ; условия протекания химических реакций – изучает:
Тема 7. Биология в современном естествознании
Для живых организмов нехарактерно:
Деление и отпочкование
Способность обмена с окружающей средой
Силовыми станциями клетки являются:
Образование живыми растительными клетками органических веществ называется:
Совокупность особей одного вида, имеющих единый генофонд и занимающих единую территорию, называется:
Единица строения и жизнедеятельности живого организма – это:
Тема 8. Человек как предмет естественнонаучного познания
До конца XIX века возникновение жизни понималось как:
Формирование биотонических законов
С точки зрения астрономов Ф.Хойла и Ч.Викрамасигха, споры жизни разносятся:
Французский палеонтолог и теолог Тейяр де Шарден считает, что человек является:
+Осью и вершиной эволюции
Разрушительным фактором в жизни космоса
Случайным звеном в цепи жизни Вселенной
Сильная версия антропного принципа заключается в том, что признаются следующие положения:
Человек раскрывает изначальные смыслы существования Вселенной
+Человек занимает уникальное, выделенное место в Галактике
Само возникновение Вселенной детерминировано существованием человека
По К.Э.Циолковскому, человечество перейдёт в волновую «лучистую» фору бытия в эру:
Тема 9. Концепция самоорганизации в науке
Согласно второму началу термодинамики, с течением времени в замкнутой изолированной системе энтропия должна:
Синергетика – это наука о превращении:
Сложных систем в простые
Простых систем в сложные
Термин «синергетика» был введён в связи с исследованием:
+Неравновесных фазовых переходов лазера
Реакции «химические часы»
Согласованных действий нервной системы при мышечных движениях
Сотрудничества оператора с компьютером
И.Р. Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:
Нестационарных, нелинейных систем
Открытых каталитических систем
А.П. Руденко считает элементарной каталитической системой результат:
Увеличения скорости химической реакции
Постоянного потока извне новых реактивов
+Химического взаимодействия катализатора в реагентами
Ориентирования реакции в одном направлении
Тема 10. Естественнонаучные аспекты экологии и техносферы
Первое систематическое описание более 500 видов животных дал:
Ж. Кювье полагал, что:
На земле постоянно появляются новые формы жизни
Животные существовали на Земле с момента её появления
Орган животного изменяется под влиянием окружающей среды, не влияя на изменения других органов
+Периодически происходят глобальные катастрофы
Изменение организмов под влиянием внешней среды
Сохранение и передача полезных признаков следующим поколениям
Случайный отбор признаков в каждом организме
+Процесс избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других
Ч. Дарвин дал научное объяснение эволюции живой природы в работе:
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
+«Происхождение видов путём естественного отбора»
Естественные науки — классификация и перечень дисциплин, предмет и объект изучения
Все науки можно разделить на две основные категории: социально-гуманитарные дисциплины и естествознание. Первые исследуют культуру и историю человечества, мысли, эмоции и коммуникации людей. Естественные науки — это дисциплины, ориентированные на постижение законов, управляющих природой. В понимании этой области знаний понятие природа включает в себя любые элементы Вселенной.
Цели и особенности
Наукой называется совокупность систематических действий, направленных на получение и организацию знаний о различных типах явлений, их объяснение. Основная задача естествознания — сформулировать законы, способные предсказать происходящее в окружающем мире. Отсюда вытекает стремление учёных исключить неопределённости, упрощая изучаемые явления. Основные признаки, которыми характеризуются естественные науки, можно представить следующим списком:
Развитие естественных наук тесно связано с технологическим прогрессом. Отсутствие тех или иных технических возможностей может быть непреодолимым препятствием для анализа природных явлений.
Например, без инструментов наблюдения, таких как телескоп и микроскоп, учёные не смогли бы провести важнейшие исследования в области астрономии и микробиологии.
Важно понимать, что знания об окружающем мире несовершенны и даже бывают довольно далеки от истины. Теории, на которых базируются естественные науки, представляют собой лишь объяснение какого-либо явления. В зависимости от того, в какой степени они согласуются с реальностью, определяется их качество.
Прогресс естествознания происходит благодаря улучшению наблюдений с помощью более точных инструментов и обогащению информационной базы для логических рассуждений.
История естествознания
Можно считать, что естествознание зародилось в дописьменных человеческих сообществах. Ещё в те времена люди, наблюдая за природой, создавали знания о поведении животных, полезности растений в качестве продуктов питания и лекарств. Эта информация передавалась из поколения в поколение.
Доаристотелева эпоха
Подобные примитивные познания уступили более систематизированным исследованиям и выводам приблизительно в месопотамских и древнеегипетских культурах. Там появляются первые письменные свидетельства о естественной философии.
Традиция научного исследования характерна также для Древнего Китая, где даосские алхимики и философы экспериментировали с эликсирами для продления жизни.
Богатое наследие оставили народы древней индийской культуры. Некоторые понимания ими природы отражены в Ведах. Этот набор священных текстов описывает концепцию постоянно расширяющейся и трансформирующейся Вселенной.
Древнегреческие мыслители приблизили естественную философию к дисциплине о причинно-следственных связях в природе с элементами мифологии между 600 и 400 г. до н. э.
Некоторые открытия и гипотезы учёных античного мира поражают своей современностью:
Аристотель по праву считается отцом науки благодаря тому, что первый осознал важность эмпирического знания. Он применял свои методы практически ко всему, от поэзии и политики до астрономии. Школу познания античного философа можно суммировать следующими принципами:
От философии к естествознанию
Труды Аристотеля и другая греческая натурфилософия достигли Европы приблизительно в середине XII века. Эти работы стали изучаться в новых университетах, несмотря на запреты церкви. В позднем Средневековье публикуются первые классификации наук на основе греческой и арабской философии, среди которых появилось в названиях естествознание.
Изобретение печатного станка в XV веке, микроскопа и телескопа коренным образом повлияло на эволюцию научных знаний об окружающем мире. Аристотелева философия отошла на второй план, уступив новым методам исследования. Природу учёные стали рассматривать как механизм, который для понимания следует разобрать на части. Одним из главных достижений научной революции XVII века стало повсеместное использование научного метода для изучения природы, что и сформировало базу естественных наук в том виде, в котором они существует в настоящее время.
Научный метод
Современные естественнонаучные дисциплины часто называют точными из-за интенсивного использования ими объективных количественных данных и опору на математику.
В отличие от них, общественные науки, такие как психология, социология и антропология, в большей степени полагаются на нечисловые оценки и, как правило, оперируют менее определёнными выводами. Формальные дисциплины, к которым относят математику и статистику, в более значительной степени оперируют количественными категориями, но, как правило, не включают в себя изучение природных явлений.
Основой всех естественных наук является научный метод — важнейший компонент современного естествознания, служащий фундаментом для анализа и объективной интерпретации исследований. Применение его предполагает цикл из формирования обоснованного предположения относительно эксперимента, изучения одной или группы переменных в качестве результата. Если предположение не соответствует выводам из опытов, оно исключается в пользу следующего.
Некоторые ключевые моменты, характерные для научного метода:
Любую отрасль естествознания, которая сформирована без научного метода, нельзя назвать наукой. Например, теологические идеи невозможно проверить независимыми наблюдателями с использованием воспроизводимых опытов.
Законы и теории
Бытует мнение, что если учёные находят доказательства, поддерживающие гипотезу, последняя становится теорией, а в случае, когда теория верна, на её основании пишется закон. Это не совсем так. На самом деле факты, гипотезы, теории и законы — лишь отдельные инструменты научного метода. Они могут развиваться, но это не означает, что они обязательно переходят в новое качество. Упрощённо разница между терминами выглядит так:
Кроме того, если какая-то закономерность становится законом, это не означает, что ситуация не изменится из-за будущих исследований. Использование определения закона у неспециалистов и учёных заметно отличается.
Научные законы не абсолютны, они могут иметь исключения, способны быть опровергнуты или получить развитие с течением времени.
Факты и законы работают на эмпирической, наблюдательной основе. Теории оперируют закономерностями на концептуальном уровне и зиждятся на логике, а не на наблюдениях. По аналогии с плохими и хорошими формальными объяснениями, теории также различаются по качеству. Наиболее важные критерии их оценки сводятся к следующему перечню:
С учётом того факта, что теории и наблюдения являются двумя столпами естествознания, научные исследования, соответственно, ведутся на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Первый касается разработки абстрактных понятий о явлении и соотношениях между этими понятиями. Эмпирический уровень предполагает проверку концепций на достоверность действительным наблюдениям. Благодаря такому подходу теории совершенствуются в своём соответствии реальности.
Отрасли и дисциплины
Естествознание можно разделить на две большие группы: физические дисциплины и изучающие живые объекты. Их также можно классифицировать в зависимости от назначения. Так называемые чистые науки объясняют самые основные объекты и законы, их регулирующие.
Прикладные применяют фундаментальные теоретические знания для узких практических целей. Например, медицина ставит своей задачей излечение человеческих недугов на основе биологии.
Список естественных наук, которые считают основными, выглядит так:
Многие достижения, определяющие современную цивилизацию, есть результат знаний и технологий, порождённых исследованиями в области естественных наук.
Прогресс естествознания позволил человечеству победить неизлечимые в прошлом болезни, извлечь из недр Земли необходимые ресурсы, обеспечить население продуктами питания и совершить научно-техническую революцию.
Основы естествознания
Объект и предмет изучения естествознания как научного направления. Три основных уровня организации материи, подходы в познании. Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их соотношение. Роль субъективного фактора в социально-гуманитарном познании.
1. Объект и предмет изучения естествознания
Рассматривая естествознание как науку, мы имеем дело с объектно-предметными отношениями. Наука является сферой человеческой деятельности, направленной на создание и производство объективных знаний о человеке и окружающем его мире. Любая научная деятельность с точки зрения философии совершается в направлении от субъекта к объекту. Объект, в свою очередь, является фактором, определяющим суть и характер деятельности. Чтобы охарактеризовать объект изучения естествознания, условно разделим все научное познание на три области или группы материальных объектов.
На рисунке 1 схематически изображены сферы научного познания. При этом видно, что сфера естественнонаучного познания охватывает сферы гуманитарных и технических наук. Это не случайно, поскольку человек, являющийся биологическим существом, неотделим от природы, подчинен ее законам и принципам. В то же время техносфера, созданная человеком, получила свое развитие на естественнонаучном фундаменте и функционирует в тесном взаимодействии с объектами живой и неживой природы.
Таким образом, объектом изучения естествознания, т.е. тем, что реально существует в окружающем нас мире, является живая и неживая природа.
Помимо объективной разницы в изучении, определяемой спецификой той или иной науки, существует субъективная разница, определяемая индивидуальными предпочтениями ученого или существующей договоренностью между учеными о том, как необходимо исследовать объект. Чем больше ученых будут изучать какой-либо объект, тем больше предметов изучения будет в науке. Поскольку в современном естествознании работают сотни тысяч ученых во всех странах мира, то предметов изучения существует огромное множество. Попытаемся обобщить эти предметы изучения одной формулировкой.
Предметом изучения современного естествознания является процесс трансформации живой и неживой природы во Вселенной; формы движения различных видов материи, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности. Такое определение выделяет главную задачу современного естествознания, а именно стремление понять многообразные изменения и превращения живой и неживой природы, понять жизнь природы (Скопин А.Ю., 2004).
Итак, в системе наук естествознание выполняет функцию изучения процесса трансформации природы. Однако, поскольку данное изучение проводится в интересах развития общества и техносферы, между естествознанием, общественными и техническими науками устанавливаются теснейшие взаимосвязь и взаимовлияние, определяющие роль и функции каждой ветви в развитии наук в целом. Нарушение баланса между ветвями приводит к появлению неразрешимых научных проблем и отставанию в развитии общества.
2. Структура естествознания
Исходя из представлений об объекте изучения естествознания, рассмотрим структуру естественных наук.
— элементарные частицы и поля,
Исходя из такого деления объектов, получаем две группы естественных наук:
отраслевые естественные науки, или отраслевое естествознание;
системные естественные науки, или системное естествознание.
Существует три главные отраслевые естественные науки: физика, изучающая неживую природу; биология, изучающая живую природу; и химия, изучающая как неживую природу (неорганическая химия), так и живую природу (биоорганическая химия), а также переходные состояния вещества (органическая химия). Поэтому химия занимает промежуточное положение между физикой и биологией.
К системным естественнонаучным дисциплинам относятся космология (синтезирующая все знания о Вселенной, включая Солнечную систему), науки о Земле (особенно география) и науки о микромире.
На пересечении отраслевых и системных дисциплин формируются такие науки, как астрофизика, астрохимия и космическая биология; геофизика, геохимия и биогеография; атомная физика, молекулярная химия и молекулярная биология.
Каждая из названных отраслей естествознания имеет многочисленные дальнейшие подразделения, которые будут рассмотрены в ходе дальнейшего изучения дисциплины.
С общественными и техническими науками естествознание связано междисциплинарными отраслями науки, такими как социальная физика, экономическая физика, экономическая география, экономическая геология, техническая физика, химия технологических процессов и многими другими.
3. Основные современные подходы в естественнонаучном познании
Мы знаем немало фактов в науке, которые хотя и точно установлены, но до сих пор не получили общепризнанного теоретического объяснения. Ярким примером может послужить закон всемирного тяготения, установленный эмпирически еще Исааком Ньютоном и являющийся основой теоретических моделей. С его помощью объясняются многие эмпирические факты. Однако на сегодняшний день нет общепризнанного объяснения механизма действия этого закона. Почему именно тела притягиваются и сила этого притяжения пропорциональна массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами этих масс?
Суть этой концепции в том, что решающее значение для научного познания имеют не внешние факторы, а отношения внутри научного сообщества.
Основу современной методологической парадигмы естествознания составляет ряд подходов, к которым, прежде всего, стоит отнести философский. Философский подход развивается на протяжении всей истории человечества. Философские категории являются универсальными, а значит, философский подход обладает предельной общностью.
Как уже говорилось, для современного естествознания, являющегося системой наук, характерен системный подход. Для данного подхода объект познания представляется системой элементов и рассматривается как совокупность их внутренних и внешних связей, обеспечивающих целостность объекта. В рамках системного подхода имеется ряд направлений: структурно-функциональный, кибернетический, информационный, синергетический.
Охарактеризуем основные понятия системного подхода:
Путь к целостному познанию разнообразных природных процессов и явлений имеет длительное историческое развитие. При изучении какого-либо объекта ученые изначально ориентировались на его разложение на отдельные части и последующий анализ каждой из них в отдельности. На этом аналитическом этапе были достигнуты значительные успехи в естествознании. Однако, при изучении целого ряда объектов, процессов и явлений аналитические подходы оказались малопродуктивными. Это вызвано тем, что в познавательной деятельности человеку часто приходилось иметь дело не с отдельными, изолированными друг от друга явлениями, а с комплексами взаимосвязанных элементов, образующих различного рода системы.
Каждый объект обладает определенными системными признаками. При всем многообразии этих признаков можно выделить основополагающие:
Во-первых, признаком системности объекта является его отграниченность. Отграниченность определяет выделенность конкретного явления среди других, наличие установленных границ его функционирования. Методологически установление собственных границ означает выделение объекта из окружающей среды и определения круга исследуемых проблем. Выделение объекта определяется конкретной целью и задачами, предполагаемой областью исследования, глубиной проникновения в сущностные характеристики объекта.
Вторым признаком системности является автономность. В отличие от первого, автономность указывает на относительную самостоятельность системного явления или процесса, его независимость, наличие внутренних источников существования. Автономность достигается внутренними ресурсами системы, которые не только не только ее выживаемость, но и обеспечивают выполнение работы, которая необходима для поддержания существования систем, взаимосвязанных с рассматриваемой.
Третьим признаком системности является целостность. Если отграниченность выделяет объект во внешнем мире, отмечая его индивидуальность и оригинальность, целостность является внутренним свойством системы и характеризует ее интегративность. В основе этого признака лежит соотношение частей и целого.
Согласно системному подходу любой изучаемый етествознанием объект должен быть представлен в качестве системы. Для этого необходимо определить элементы данной системы, установить связи между ними, определить распределение элементов по подсистемам, установить структуру системы, ее надсистему и субстрат.
Например, планету Земля можно рассматривать в качестве системы. Тогда все, что существует на Земле, в Земле и над Землей, является элементами данной системы. Однородные элементы формируют подсистемы Земли, например такие, как живая природа, неживая природа, общество и техносфера. Все элементы и подсистемы связаны между собой потоками вещества, энергии, информации. Все элементы и подсистемы формируют структуру Земли, поскольку имеют определенную соподчиненность (по уровню сложности, значению для развития Земли в целом и т.д.). Наконец, сама Земля находится в надсистеме (космос) и является ее элементом. Часть Земли, которая по каким-то причинам недоступна для научных исследований, может быть отнесена к субстрату (мантия или ядро Земли).
Систему можно представить в виде структуры, выполняющей определенные функции. В этом случае при исследовании используется структурно-функциональный подход.
При изменении структурно-функционального подхода на объектно-функциональный, т.е. рассматривающий общее функционирование объекта, приходим к кибернетическому подходу.
Системы, управляемые с помощью «обратной связи», рассматриваются как кибернетические. Примерами кибернетических систем являются и человеческий мозг, и компьютер, и биологические популяции. При использовании кибернетического подхода одним из главных аспектов изучения объектов является связанная с объектом информация.
Системный подход идеально подходит для анализа объекта и его аналитического синтеза. Однако он мало помогает в выяснении динамики объекта и трансформации его структуры и внешних связей. Поэтому в настоящее время системный подход дополняется информационным подходом.
Информационный подход предполагает организацию исследования на основании трех основных понятий: «проблема», «развитие», «информация»; трех законов существования любого объекта и представления о жизненном цикле объекта.
Целеполагание, целеустремленность по своей сути являются информационными процессами. Прежде всего, система должна обладать некоторой информацией о внутренних потребностях (ощущение комфорта или дискомфорта). Кроме того, необходима информация о внешнем мире (можно ли из внешнего мира получить нечто, необходимое для ликвидации внутреннего дискомфорта?). Наконец, система должна обладать информацией о способах воздействия на внешний мир, позволяющих получить требуемое и в то же время, не разрушающих внешний мир, а значит, не разрушающих и систему как часть внешнего мира. Таким образом, обладание необходимой информацией является важнейшим условием существования системы. Как показывает история развития животного мира и человечества, именно информация выступает ключевым условием длительного и благополучного существования организма и его развития.
Жизненный цикл системы аналогичен циклу развития и угасания любого живого существа, в котором можно выделить ряд этапов:
1. Идея о возникновении новой системы и ее реализация;
2. Зарождение системы;
3. Возникновение системы как самостоятельного объекта;
4. Количественный рост;
5. Качественное развитие;
После смерти остается память о системе. В течение первой половины жизненного цикла (1-5-й этапы) система характеризуется максимальной пространственной экспансией и усложнением. Достижение пределов экспансии и усложнения переводит систему на этап стабилизации, после которого система начинает упрощаться и сокращать свое пространственное влияние, завершающееся разрушением, смертью системы и остающимися воспоминаниями о ней.
Законы максимальной пространственной экспансии, усложнения и деградации имеют более глубокое обоснование в неравновесной термодинамике и законах сохранения вещества и энергии.
— невозможность жестко обусловить и запрограммировать эволюцию систем;
— самодостаточность «созидающего потенциала» (достаточность внутренней энергии системы для возникновения новых организационных форм);
— понимание того, что целое и сумма его частей являются качественно различными структурами. Части не могут быть сложены арифметически, необходимо учитывать интерференцию (наложение) их энергетических потенциалов;
— понимание того, что мир представляет собой иерархию сред с различной нелинейностью.
Оставаясь предметом научных дискуссий, синергетический подход является прообразом интегрального научного подхода третьего тысячелетия. Предполагается, что он может быть использован для объяснения всех эволюционных процессов в мире, включая эволюцию человека и происхождение жизни во Вселенной.
4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Ученые насчитывают более 170 определений понятия культура. Это свидетельствует об универсальности данного явления человеческого общества. Понятием культура обозначают и обычные явления, и сорта растений и умственные качества человека, и образ жизни, и систему положительных ценностей и так далее. В таком контексте все созданное человеком есть культура.
Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:
— они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества, в создании оптимальных условий для самосохранения и
самосовершенствования;
— осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами;
— взаимно координируют в процессе развития человечества;
— являются самостоятельными ветвями единой системы знаний науки и духовной культуры в целом.
Объяснение в самой общей форме можно определить как подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию.
В естествознании первоначально преобладали причинные объяснения, когда для этого использовались простейшие эмпирические законы. Именно с такого рода объяснениями мы встречаемся уже в механике. Мы говорим, что причиной ускорения движения тела служит приложенная к нему сила. Подобного рода каузальные, или причинные, законы отображают регулярные, повторяющиеся связи между явлениями, когда одно из них служит причиной возникновения или происхождения другого. С дальнейшим развитием науки становилось все более очевидным, что причинные законы составляют лишь часть обширного класса научных законов. Поэтому объяснения с помощью законов в настоящее время называют номологическими. В принципе объяснение может быть осуществлено с помощью любых общих высказываний, начиная от эмпирического обобщения и кончая сложнейшими научными теориями или системой теорий. Действительно, уже простое обобщение можно считать объяснением, ибо оно охватывает множество отдельных конкретных случаев, рассматриваемых с некоторой общей точки зрения. Однако ценность таких объяснений невелика, особенно когда для этого выбирается общее свойство или признак несущественного, второстепенного характера. В отличие от этого объяснения, опирающиеся на законы и теории науки, характеризуются особой надежностью, так как устанавливаются и проверяются очень тщательно.
Особый интерес представляет проблема объяснения посредством законов в естествознании и гуманитарных науках, по которой до сих пор не прекращаются споры. Они вызваны главным образом тем обстоятельством, что в ряде гуманитарных наук, например в истории, трудно подвести индивидуальные и неповторимые события и явления под какой-либо общий закон или теорию. Поэтому есть немало историков, которые решительно возражают против переноса естественнонаучных методов объяснения в исторические исследования. С другой стороны, некоторые философы с не меньшим упорством отстаивают взгляд, что исторические и другие гуманитарные события и явления также в принципе поддаются объяснению с помощью общих законов и теорий. Вся беда, по их мнению, состоит в неразработанности концептуального аппарата многих гуманитарных наук, в частности исторических.
Что касается характера законов, на которые должны опираться гуманитарные объяснения, то мнения здесь решительно расходятся. Одни считают, что такие законы весьма просты и тривиальны и поэтому не заслуживают особого анализа. Другие, напротив, заявляют, что они слишком сложные и запутанные и их предстоит еще открыть, чтобы объяснения исторических событий стали адекватными. Третьи полагают, что для объяснения исторических событий и деятельности людей, участвующих в них, следует обратиться к так называемым телеологическим, или финалистским, объяснениям, которые опираются не на причинные законы или даже не на законы вообще, а на раскрытие целей, намерений и мотивов поведения и деятельности людей. Телеологические объяснения известны еще со времен античности и ими пользовался основоположник классической логики Аристотель. Однако под влиянием быстро развивающегося естествознания, в частности физики и химии, которые широко применяли для объяснения причинные законы, к телеологическим объяснениям стали прибегать все реже и реже. Интерес к ним возродился только после того, когда стало ясно, что причинные объяснения оказываются большей частью неадекватными в гуманитарной области.
Среди историков и других ученых-гуманитариев есть также немало исследователей, которые заявляют, что методы объяснения оказываются вообще бесполезными в гуманитарных науках, поскольку в них главное внимание должно быть обращено не столько на общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий и явлений духовной и социальной жизни. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с их истолкованием.
Пониманием называют способ, посредством которого можно интерпретировать или истолковывать явления и события индивидуальной духовной жизни и гуманитарной деятельности. Такой метод часто называют герменевтическим, по имени древнегреческого бога Гермеса, который, согласно легенде, служил посредником между людьми и богами Олимпа. Поскольку смертные люди не понимали божественный язык, то Гермес выступал как переводчик и истолкователь воли богов.
В гуманитарной методологии различают два подхода к процессу понимания, которые условно можно назвать психологическим и теоретическим. К психологическому относят понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого, его чувств, настроений, мотиваций и т.п. С такой точки зрения понимание в основном достигается путем эмпатии, т.е. воплощения, вчувствования, проникновения в духовный мир другого человека. Грубо говоря, чтобы понять другого человека, например, автора художественного произведения давней эпохи, необходимо влезть в его «шкуру» и внутренне пережить то, что пережил автор.
Подобный взгляд на понимание был широко распространен в прошлом веке среди теоретиков и историков искусства, литературоведов и критиков, а также других гуманитариев. Наиболее видным представителем этого направления был известный немецкий историк искусства и теоретик герменевтики Вильгельм Дильтей (1883-1911). Хотя прием перевоплощения в другого человека, вчувствования и проникновения в его духовный мир, несомненно, приносит пользу, тем не менее условия жизни, конкретные события и процессы, которые наблюдал, скажем, У. Шекспир (1564-1616), а тем более древний грек Еврипид (480-406 до н.э.), существенно изменились. Поэтому современный исследователь не может наблюдать их теперь, к тому же о прошлой эпохе, его нравах, обычаях и духовной жизни он судит с точки зрения сегодняшних идей, нравов и представлений. В лучшем случае он может размышлять о прошлом, опираясь лишь на некоторые аналогии и предположения.
Теоретическое понимание основывается прежде всего на интерпретации, или истолковании, определенных фактов, событий и процессов. Суть интерпретации в гуманитарной деятельности состоит в раскрытии целей, мотиваций и смысла действий и поступков людей. В этом отношении такое понимание сближается с телеологическими объяснениями.
Исторически герменевтика возникла из опыта работы над текстами, которые были написаны на древних языках, плохо сохранились, трудно поддаются переводу, а потому их нелегко понять. Чтобы их понял современный читатель, необходимо прежде всего раскрыть их смысл. Нередко понимание сводят только к раскрытию и усвоению того смысла, который вложил в текст его автор. Считается, что если мы раскрыли этот смысл, то тем самым поняли его. Именно так рассматривают понимание не только в обыденном познании и обучении, но и при переводе текстов с чужого языка на родной. Есть немало переводчиков, которые решительно заявляют, что их главная цель состоит в том, чтобы полностью, без искажений и собственных добавлений донести до читателя смысл авторского текста. На первый взгляд такое требование выглядит вполне убедительно, но если вникнуть в него глубже, то ясно обнаруживается его ограниченность. В самом деле, почему люди разных эпох восторгаются творениями великих мастеров литературы, живописи и музыки? Разумеется, прежде всего это объясняется тем, что в них выражаются глубокие общечеловеческие проблемы, тревоги и надежды, но не только это привлекает к ним внимание. Ведь, если бы интерпретаторы разных эпох раскрывали лишь авторский смысл, то все свелось бы к непрерывному воспроизведению того же самого. На самом деле каждый, кто берется, например, ставить пьесы Шекспира или античные трагедии Еврипида, добавляет к ним свой, собственный смысл, выражающий представления и идеи его времени, и тем самым обогащает первоначальный авторский смысл. От этого, если за дело берется подлинный художник, оригинальное произведение только выигрывает.
Предвидение (предсказание) по логической структуре не отличается от объяснения и основывается также на выводе высказываний о фактах из общих утверждений (законов и теорий), но сами факты остаются гипотетическими, неизвестными и их предстоит еще открыть.
В то время как объяснение относится к событиям и фактам настоящим, а часто и к прошлым (археология, история, палеонтология), предвидение направлено к будущим событиям. Оно играет решающую роль не только в развитии теоретического знания, но особенно в процессе практического применения этого знания, обеспечивая возможность прогнозирования явлений и событий. Известное изречение: «знать, чтобы предвидеть» достаточно ясно выражает роль предвидения в практической деятельности. Другая особенность предсказаний связана с вероятностным их характером. Это в особенности относится к предсказанию социальных и гуманитарных событий и процессов, которые опираются не на универсальные законы, а законы статистические, вероятностные. Как будет показано в дальнейшем, заключения, полученные из статистических законов, всегда имеют вероятностный или правдоподобный, а не достоверный характер. В этом отношении предсказания в социальных и гуманитарных науках по своей точности далеко отстают от предсказаний в естественных науках, в особенности наиболее развитых. Хорошо известно, с какой точностью астрономы вычисляют солнечные и лунные затмения, а физики предсказывают результаты процессов, происходящих внутри атомов и ядер.
От чего зависят точность и однозначность предсказаний, с чем они связаны? Почему предсказания социальных и гуманитарных наук лишь вероятны?
Иногда говорят, что гуманитарные и социальные науки не достигли еще той степени теоретической зрелости, которая присуща так называемым точным наукам (астрономия, механика, физика, химия, и др.). В этом утверждении есть доля истины, но далеко не вся истина. В действительности точность предсказаний напрямую зависит от характера исследуемых наукой процессов. Если в механике и астрономии предсказания опираются на общие, универсальные законы, какими являются, например, основные законы динамики и закон всемирного тяготения Ньютона, то в социологии и психологии приходится ограничиваться полуэмпирическими законами статистического характера.
Выходит, что чем сложнее процессы, которые изучает та или иная наука, тем труднее абстрагироваться в ней от целого ряда свойств и особенностей этих процессов, их связи и взаимодействия с другими процессами. Поэтому общий, совокупный результат их действия предсказать довольно трудно. Следует особо подчеркнуть также роль субъективного фактора в социально-гуманитарном познании, что делает прогнозы в этой сфере не точными и достоверными, а лишь вероятными в той или иной степени.
познание естествознание гуманитарный
Подобные документы
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Предмет и метод естествознания. Динамика естествознания и тенденции его развития. История естествознания. Структурные уровни организации материи. Макромир. Открытые системы и неклассическая термодинамика.
книга [353,5 K], добавлен 21.03.2009
Социальные функции естественных наук. Естественнонаучная, гуманитарная культуры. Роль естествознания в научно-техническом прогрессе, классификация его методов, их роль в познании. Формы естественнонаучного познания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория.
курс лекций [279,5 K], добавлен 15.11.2014
Естественнонаучная и гуманитарная культуры и история естествознания. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе, хаос. Пространство и время, принципы относительности, симметрии, универсального эволюционизма.
курс лекций [545,5 K], добавлен 05.10.2009
Цель и предмет курса «Концепции современного естествознания», основные термины и понятия. Специфические черты науки, виды культуры. История становления научных знаний. Естественнонаучная картина мира. Внутреннее строение Земли. Законы химии и биологии.
шпаргалка [136,9 K], добавлен 12.02.2011
Наука как часть культуры, ее критерии и структура. Методы и подходы научного познания. Сущность современных концепций физики, химии и космологии. Земля как предмет естествознания. Теории происхождения жизни, эволюции органического мира. Феномен человека.
учебное пособие [3,2 M], добавлен 21.09.2010
Естественнонаучная и гуманитарная культура. Дифференциация, интеграция и математизация в современной науке. Культурный уровень организации материи. Квантовомеханическая концепция описания микромира. Пространство и время в общей теории относительности.
курс лекций [47,9 K], добавлен 16.11.2009
Способы построения естественнонаучной теории: зарождение эмпирического научного знания, развитие естествознания в эпоху античности и средневековья. Взаимодействие естественных наук. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.
контрольная работа [34,6 K], добавлен 26.04.2009
Предмет и структура естествознания. Понятие естествознания как совокупности наук о природе. История естествознания и интеграция наук от времен древнегреческой натурфилософии, в средневековой культуре, новое время, эпоху глобальной научной революции.
реферат [54,1 K], добавлен 29.12.2009
Причины, от которых зависит развитие науки. Роль практики в развитии естествознания. Проявление относительной самостоятельности развития естествознания. Преемственность в развитии идей и принципов естествознания, теорий, методов и приемов исследования.
реферат [21,3 K], добавлен 29.11.2009
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира. Развитие научных исследовательских программ. Пространство, время и симметрия. Системные уровни организации материи. Порядок и беспорядок в природе. Панорама современного естествознания.
курс лекций [47,6 K], добавлен 15.01.2011