Что является предметом общего языкознания

Что является предметом языкознания как науки?

Лекция 1

Что является предметом языкознания как науки?

Языкознание-наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития.

Почему языкознание является древней и одной из основополагающих наук?

Языковедческой традиции около 3 тысяч лет. В 5 веке до н.э. появилась первая грамматика, грамматика Понини. Древнейшие лингвистические идеи выражаются в мифах, сказаниях, религиозных учениях.

Языкознание-основополагающая наука, т.к. язык не только связывает человека с действительностью, но и позволяет постигать мир. Язык-универсальный инструмент познания.

Перечислите основные разделы языкознания.

1.Общее и частное языкознание

2.Теористическая и прикладная лингвистика

3.Внешняя и внутренняя лингвистика

4.По направлениям, школам, методам исследования языка

Чем частное языкознание отличается от общего?

ЧЯ-изучает отдельные языки как особое явление

ОЯ-изучает общие свойства человеческого языка или ряда языков

Какие абсолютные и статистические универсалии вам известны?

ОЯ выявляет 2 типа языковых универсалий:

1.абсолютные универсалии (действительны для всех языков)

Гласные и согласные, слогоделение, имя и глагол, слова-эмоции, слова-команды, местоимения.

2.статистические универсалии (действительны для большинства языков)

Не менее 2 гласных, местоимения не менее 2 чисел.

Что вы понимаете под синхроническим и диахроническим языкознанием?

ЧЯ делит 2 раздела:

1.синхроническое языкознание (описательное) описывает факты языка в какой-либо момент его истории. Включает сопоставительное языкознание, изучающее два и более языка в методических целях.

2.диахроническое языкознание (историческое) прослеживает развитие языка на протяжении некоторого отрезка времени. Включает сравнительно-историческое языкознание, исследующее родственные связи путем сравнения их отдельных фактов с целью выявления их исторического прошлого.

Какие проблемы рассматриваются в рамках прикладной лингвистики?

ПЛ-практические задачи, связанные с использованием языка (обучение языку, создание алфавитов, письмо для слепых, автоматическое распознавание речи)

На чем основано разграничение внешней и внутренней лингвистики?

ВНШЛ-изучает внешние условия развития и функционирования языка (связь языка и общества, соотношение языка и культуры народа, территориальное распространение языка)

ВНТЛ-изучает структуру языка как самостоятельное явление (фонетика, фонология, лексикология, синтаксис)

Каким образом языкознание связано с другими гуманитарными науками?

Языкознание и история

Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами.

Языкознание и этнография
Языкознание тесно соприкасается с этнографией (наука о быте и культуре народов) при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Языкознание и психология
Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и прочие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка.

Языкознание и философия

Философия способствует выработке принципов и методов анализа в языкознании.

Языкознание и социология

Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.

Языкознание и логика

Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.

С какими медицинскими и естественными науками связано языкознание?

Языкознание и физиология

Устройство речевого аппарата, образование звуков речи, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторная основа языка.

Языкознание и нервология

Нейролингвистика изучает языковое поведение человека не только в норме, но и при речевых расстройствах-афазиях

Языкознание и биология

Язык как природное явление, обнаруживает сходство генетического кода и естественного языка

Языкознание и география

Географические факты часто являются предпосылкой лингвистических. География + лингвистика=территориальное распространение языков, диалектов; топонимика (географические названия)

Лекция 2

1. С каких точек зрения обычно дается определения языка?

ü функциональная точка зрения (язык-средство человеческого общения)

ü точка зрения устройства языка (язык-набор единиц, которые используются в соответствии с правилами)

2. На какие вопросы необходимо ответить, чтобы охарактеризовать природу языка как предмета языкознания?

Докажите, что язык представляет собой сложное сочетание идеального и материального.

— язык упорядочивает хаотичный поток человеческого мышления

звуков речи и письма

— язык функционирует в качестве посредника между звуком и мыслью,

объединяет их в единое целое, приводит к разграничению единиц языка

Почему язык и мышление нельзя считать тождественными друг другу?

§ Разные знаковые системы (язык оперирует фонемами, мышление-умозаключениями и операциями над ними)

§ Мышление общечеловечно, язык-нет

§ Вербальное мышление-лишь одна из форм (образы, формулы)

Как можно доказать биологическую природу языка?

Как и все живые организмы, язык рождается, созревает, достигает своего расцвета, клонится к упадку и умирает.

Биологический механизм возникновения и развития языка вообще заложен в структуре генетического кода человека.

Биологически обусловлены также особенности речи каждого отдельного человека (речевые расстройства у глухонемых).

В чем проявляется социальная природа языка?

Язык не передается по наследству, поэтому при длительной изоляции детей от общества, дети не владеют человеческим языком.

Язык используется во всех сферах человеческой деятельности.

Язык не является единым на всей территории распространения и для всех людей.

Почему зачастую говорят об индивидуальной концепции языка?

Язык обслуживает нужды, отдельные для каждого человека.

Темп, тембр, дефекты речи, способности к изучению ИЯ, степень владения устной и письменной речью обусловлены для каждого отдельного человека (но биологически)

Язык обусловлен социальным статусом, усваивается избирательно.

Лекция 3

Какая функция языка считается наиболее важной и почему?

Коммуникативная, т.к. язык, не реализующий эту функцию, становится мёртвым.

Можно ли считать языковой знак мотивированным и почему?

Лекция 4

Лекция 5

Лекция 6

Лекция 7

Лекция 8

Лекция 9

Лекция 10

Лекция 11

Лекция 12

Что такое полисемия?

Слова имеют несколько значений (полисемия=многозначность) груша как дерево, плод или предмет его формы

Актуализация значения многозначного слова происходит в его контексте: вот крупной солью советской злости стал оживляться разговор

Лекция 13

Что Вы знаете о топонимике?

Топонимика – это раздел ономастики, который изучает географические названия.

Макротопонимы обозначают крупные объекты (например, Балтийское море).

Микротопонимы обозначают местные ландшафты (например, улица Лесная, Сосновое болото).

Лекция 14

Лекция 15

Лекция 16

Что такое идеография?

Идеография-передача словарного состава и порядка слов в сообщении с помощью одинаковых для всех пишущих набора установленных графических знаков (идеограмм). Развивается из пиктографии в ходе постепенного обособления знаков (египетское письмо).

Плюсы: отражает язык, который обслуживается; членит содержание речи на слова;
Минусы: объем систем; трудность передачи грамматических форм слов (доп. знаками-крючками)

Лекция 17

Лекция 1

Что является предметом языкознания как науки?

Языкознание-наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития.

Источник

Предмет, объект и задачи языкознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика языкознания, его объект и предмет

Языкознание – это гуманитарная наука, которая изучает человеческий язык и его строение, функции, развитие, закономерности, функционирование и т.д.

Наука «языкознание» также известна под такими названиями, как «языковедение» и «лингвистика».

Объектом исследования является то, с чем непосредственно работает ученый. По объективным причинам человеческий язык не удовлетворяет данному критерию. Поэтому объектом языкознания выступает зафиксированные языковые явления: речевая деятельность, тексты, записи и т.д.

Языкознание поначалу формировалось и развивалось в качестве одного из направлений философии. Основными культурными ареалами, где осуществляли первые лингвистические исследования, были Ближний Восток (Месопотамия, Малая Азия, Сирия), Египет, Древняя Индия, Китай, а позже Древняя Греция и Рим.

В качестве самостоятельной научной дисциплины языкознание образовалось в начале XIX века.

За более чем двухсотлетнюю историю научного языкознания в нём выделилось несколько основных направлений:

Если акцентировать внимание на аспекты изучения языка, то языкознание можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутреннее языкознание включает такие его направления, как общее, сравнительно-историческое, сопоставительное, структурное (включая, лексикологическое, грамматическое, фонетическое, фонологическое, фразеологическое). Внешнее языкознание, которое состоит из социологического, этнического, психологического, паралингвистического направлений, исследует язык с точки зрения воздействия общественной среды на процесс общения. Оно также изучает языковые изменения в зависимости от территории употребления языка (диалектология и лингвистическая география).

Готовые работы на аналогичную тему

Особое место в системе языкознания занимает интерлингвистика, занимающаяся изучением международных языков, которые люди, говорящие на разных языках, в большинстве случаев используют в качестве средства общения («лингва франка»).

Таким образом, можно констатировать, что предметом языкознания является язык во всём его многообразии, включая его развитие, закономерности, языковую систему и его свойства.

Задачи языкознания

Необходимость общества в языкознании заключается в решении задач, которые стоят перед ним:

Решение этих задач имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Система языкознания

Для более детального изучения своего предмета языкознание подразделяется на несколько направлений:

Грамматика (от греческого слова «gramma», которое переводится как «письменный знак») представляет собой обширный раздел языкознания, который занимается изучением форм изменения и строения слов, типологией словосочетаний и предложений. Грамматика включает в себя морфологию и синтаксис.

Синтаксис (от греческого слова «syntaxis», которое переводится как «составление, построение») занимается выявлением закономерностей в построении словосочетаний и предложений.

Другим крупным разделом языкознания является фонетика (от греческого слова «рhone», которое переводится как «звук»), которая занимается исследованием языковых звуков через изучение их свойств, артикуляции, акустики, законов, по которым они формировались и развивались, правил их функционирования.

Источник

Что является предметом общего языкознания

Языкознание – наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и его историческом развитии и классификации конкретных языков.

Общее языкознание — занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в языкознании по своему предмету — либо по отдельному языку (например, русский язык — русистика, японский язык — японистика, и т. п.)

Если рассматривать язык с точки зрения языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя лингвистика изучает внутреннее устройство: языковые единицы, уровни языка, особенности внутреннего развития языка (законы).

Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе.

Кроме того, языкознание может быть практическим, теоретическом, прикладным. Практическое – занимается конкретными языками с целью их использования как средства общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его единицы и соотношение между ними, природу грамматических категорий и прочее. Прикладное – отрасль занимающаяся разработкой и приложением лингвистических данных к потребностям общества.

Источник

І. Предмет и объект общего языкознания.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА

1. Предмет и объект общего языкознания.

2. Итоги лингвистики ХХ века.

3. Проблемы языка как объекта лингвистики.

І. Предмет и объект общего языкознания.

Предметом языкознания является язык как присущее только человеку средство общения и отдельные конкретные языки в их реальном функционировании, в статике и динамике, в их настоящем и прошлом, во всех их взаимосвязях и взаимодействии с другими социальными феноменами (обществом, сознанием, культурой и т. д.). Вторичные объекты исследования: реальные и конструктивные:

1) научные школы – школа структурализма и французская лингвистическая школа;

2) гипотезы – гипотеза языковой относительности Уорфа и Сепира;

3) модели – Н. Хомский («порождающая модель»).

Таким образом, объектом языкознания является язык как инвариант, а предметом – общее и существенное в различных (в идеале – во всех) языках, изучение языка во всех аспектах, а также разработка методологии языкознания. ОЯ является общей теорией языка – системой и совокупностью исследовательских обобщений (на данном этапе развития языкознания – предельных).

Структура языкознания как науки имеет следующий вид:

Теоретическое
Собственно общее
Конкретное (частичное)
Общее
Языкознание

Таким образом, общее языкознание – лингвистическая дисциплина, которая изучает все языки мира и является как бы обобщением конкретных лингвистик (общая фонетика, общая грамматика, структура всех языков мира, типология языков и т. д.). В отличие от собственно ОЯ, к теоретическому языкознанию могут быть отнесены только лингвистические проблемы, которые касаются самых существенных признаков языка как общественного явления по его отношению к другим явлениям действительности. Это наука о языке вообще, о внутренней природе и сущности языка. Вся проблематика теоретического языкознания может быть сведена к трём проблемам:

1) внутренняя природа и сущность языка, его организация;

2) отношение языка к внеязыковым явлениям;

3) методология языкознания.

Однако традиционно общее и теоретическое языкознание не разграничивают,и все перечисленные выше вопросы рассматривают в курсе Общего языкознания.

Между конкретным и ОЯ существует тесная связь: всё новое, открытое при изучении отдельных языков, со временем входит в теорию ОЯ и наоборот – каждое теоретическое достижение используется в практике исследования отдельных языков.

В конкретном (частном) Я выделяют синхроническое и диахроническое. Б.М.Головин предлагает различать конструктивное (лингвистика языка), функциональное (лингвистика речи) и генетическое (историческое) Я /Березин, Головин 1979: 25-26/. В пределах ОЯвыделяют сопоставительное (типологическое) Я, которое методом сопоставления исследует родственные и неродственные языки. Помимо конкретного и ОЯ выделяется прикладное Я – направление в Я, которое разрабатывает методы разрешения практических задач, связанных с использованием языка, и сориентировано на удовлетворение потребностей общества (составление словарей, разработка алфавитов и систем письма, транскрипции устной речи и транслитерации иностранных слов, лингвистическое обоснование преподавания родного и иностранных языков, перевод с одного языка на другой, стандартизация и унификация научно-технической терминологии, создание специальных лингвистических справочников, создание искусственных языков, усовершенствование орфографии и пунктуации, культура речи, а также ряд новых проблем – автоматический (машинный) перевод, создание информационных языков, автоматическое аннотирование и индексирование документов, лингвистическое обеспечение работы информационных систем, автоматическая переработка текстовой информации, лингвистическое обеспечение автоматических систем управления (АСУ), автоматический анализ (распознавание) и автоматический синтез текста и др.).

Цель учебного курса ОЯ – углубление теоретического и профессионального уровня как будущего исследователя языка, так и будущего учителя.

Задачи учебного курса ОЯ:

1. Систематизация знаний по истории и теории языковедения.

2.Выработка подхода, при котором наше обращение к языку было бы максимально удобным.

1. История языкознания.

3. Методика и метод в языкознании.

ІІ. Итоги лингвистики ХХ века.

В зависимости от целей и задач исследования, объектом исследования в лингвистике становится та или иная сторона языка. Направления и школы в Я определяются методом исследования объекта, подходом к языку. Смена направлений и школ – это смена методов. Три этапа истории Я – это три разных подхода, три метода. Если на первом этапе (от классической древности до 18 в.), который назывался «детством лингвистики», языкознания как отдельной науки нет, то с конца 18 и в 19 веке господствует сравнительно-исторический метод, языкознание выделяется как наука. На рубеже 19-20 вв. на смену сравнительно-историческому методу приходит описательный. Диахронический подход сменяется синхроническим.Философские основы синхронизма – отказ от идеи начала!

Научная деятельность Ф. Де Соссюра произвела революцию в лингвистике, получившую название «соссюрианской». Едва ли найдётся такая общая теория языка, в которой не упоминалось бы его имя.

Основные идеи и направления лингвистики ХХ века:

1. Идея синхронизма.

2. Идея системности языка. Изучение отношений и связей яз. единиц. Выделение лексикологии как науки.

3. Дихотомия языка и речи (идея системы и развития) – парадигматика и синтагматика.

4. Господство структурализма. Стремление описать яз. единицу, противопоставить её другим единицам, внимание к языку как к системе. В языке нет ничего, кроме различий. Значение единицы можно описать через отношение её к другим единицам при помощи оппозиций (противопоставлений). Таким образом, происходит отказ от значения и сближение Я с точными науками.

5. Идея бихевиоризма Л. Блумфилда – язык как речевое поведение («стимул – реакция»).

6. Критика бихевиоризма (Н. Хомский).

7. Когнитивная лингвистика (возвращение значения в лингвистику). Когнитивная революция:

1) переход к изучению природы мыслительных процессов – когнитивных феноменов;

2) дискурсивный переворот: от слова к тексту (дискурсу), вводится понятие многозначности (разграничивается с омонимией). Психолингвистика исследует активность субъекта при ведущей роли семантики и мотивации.

На рубеже 19-20 вв. когнитивная лингвистика – наука интегрального типа.

Язык как знаковая система

Язык представляет собой естественную знаковую систему. В. Маслов дает такое определение знака: «Знак – это преднамеренно воспроизводимый материальный факт, рассчитанный на чьё-то восприятие и предназначенный служить средством передачи информации о чём-то, находящемся вне этого факта».

Основные признаки, свойственные знакам (признаки знака вообще):

1. Любой знак – это материальное, чувственно воспринимаемое явление.

2. Любой знак имеет нечто, находящееся вне его.

3. Конвенциональность – любой знак конвенционален, обусловлен некоторым соглашением.

4. Все знаки замещают что-либо и несут некое сообщение. Любой предмет может выступать в качестве знака.

5. Коммуникативность – любой знак является средством общения, так как он несет какую-либо информацию.

6. Наличие интерпретатора – того, кто сможет воспринять знак и объяснить его значение.

7. Двусторонний характер – единство означаемого и означающего. Означаемое – содержание, означающее – выражение, форма. Каждый знак должен обладать и тем, и другим.

Существует две концепции знака:

1. Унилатеральная теория. Знак – это только означающее. Знак совершенно не связан с означаемым. У знака есть только план выражения, значение в знак не включается. Так как они считают, что значение – факт сознания, существует только в голове у человека. Поэтому установить связь между предметом и знаком может только человек.

Один и тот же знак в разных системах имеет разное значение.

2. Билатеральная теория. Знаки выделяют план содержания и план выражения. Ученые говорят, что знак важен не сам по себе, а только тем, что за ним стоит (аргумент). Иными словами, знаки не являются абстрактными. Это конкретные ассоциации, скрепленные коллективным согласием, хранящиеся в мозге индивидов единообразно.

Мы будем придерживаться билатеральной концепции.

Аспекты в знаке, которые должны учитываться:

1. Когнитивный аспект. То есть все знаки играют роль в процессе познания. С помощью знаков человек фиксирует в своем сознании все то, с чем он уже познакомился.

2. Коммуникативный аспект. Знак должен замещать не какой-то конкретный предмет, а любой предмет и ситуацию в целом.

Ф. де Соссюр: «вокруг нас очень много знаков». Он предложил свое название теории знаков – семиология.

Семиотика – наука о знаках.

Основателем семиотики является Чарльз Пирс.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА

1. Предмет и объект общего языкознания.

2. Итоги лингвистики ХХ века.

3. Проблемы языка как объекта лингвистики.

І. Предмет и объект общего языкознания.

Предметом языкознания является язык как присущее только человеку средство общения и отдельные конкретные языки в их реальном функционировании, в статике и динамике, в их настоящем и прошлом, во всех их взаимосвязях и взаимодействии с другими социальными феноменами (обществом, сознанием, культурой и т. д.). Вторичные объекты исследования: реальные и конструктивные:

1) научные школы – школа структурализма и французская лингвистическая школа;

2) гипотезы – гипотеза языковой относительности Уорфа и Сепира;

3) модели – Н. Хомский («порождающая модель»).

Таким образом, объектом языкознания является язык как инвариант, а предметом – общее и существенное в различных (в идеале – во всех) языках, изучение языка во всех аспектах, а также разработка методологии языкознания. ОЯ является общей теорией языка – системой и совокупностью исследовательских обобщений (на данном этапе развития языкознания – предельных).

Структура языкознания как науки имеет следующий вид:

Теоретическое
Собственно общее
Конкретное (частичное)
Общее
Языкознание

Таким образом, общее языкознание – лингвистическая дисциплина, которая изучает все языки мира и является как бы обобщением конкретных лингвистик (общая фонетика, общая грамматика, структура всех языков мира, типология языков и т. д.). В отличие от собственно ОЯ, к теоретическому языкознанию могут быть отнесены только лингвистические проблемы, которые касаются самых существенных признаков языка как общественного явления по его отношению к другим явлениям действительности. Это наука о языке вообще, о внутренней природе и сущности языка. Вся проблематика теоретического языкознания может быть сведена к трём проблемам:

1) внутренняя природа и сущность языка, его организация;

2) отношение языка к внеязыковым явлениям;

3) методология языкознания.

Однако традиционно общее и теоретическое языкознание не разграничивают,и все перечисленные выше вопросы рассматривают в курсе Общего языкознания.

Между конкретным и ОЯ существует тесная связь: всё новое, открытое при изучении отдельных языков, со временем входит в теорию ОЯ и наоборот – каждое теоретическое достижение используется в практике исследования отдельных языков.

В конкретном (частном) Я выделяют синхроническое и диахроническое. Б.М.Головин предлагает различать конструктивное (лингвистика языка), функциональное (лингвистика речи) и генетическое (историческое) Я /Березин, Головин 1979: 25-26/. В пределах ОЯвыделяют сопоставительное (типологическое) Я, которое методом сопоставления исследует родственные и неродственные языки. Помимо конкретного и ОЯ выделяется прикладное Я – направление в Я, которое разрабатывает методы разрешения практических задач, связанных с использованием языка, и сориентировано на удовлетворение потребностей общества (составление словарей, разработка алфавитов и систем письма, транскрипции устной речи и транслитерации иностранных слов, лингвистическое обоснование преподавания родного и иностранных языков, перевод с одного языка на другой, стандартизация и унификация научно-технической терминологии, создание специальных лингвистических справочников, создание искусственных языков, усовершенствование орфографии и пунктуации, культура речи, а также ряд новых проблем – автоматический (машинный) перевод, создание информационных языков, автоматическое аннотирование и индексирование документов, лингвистическое обеспечение работы информационных систем, автоматическая переработка текстовой информации, лингвистическое обеспечение автоматических систем управления (АСУ), автоматический анализ (распознавание) и автоматический синтез текста и др.).

Цель учебного курса ОЯ – углубление теоретического и профессионального уровня как будущего исследователя языка, так и будущего учителя.

Задачи учебного курса ОЯ:

1. Систематизация знаний по истории и теории языковедения.

2.Выработка подхода, при котором наше обращение к языку было бы максимально удобным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *