Что является предметом обучения физической культуре в школе

Физическая культура как общеобразовательный учебный предмет.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья: Физическая культура как общеобразовательный учебный предмет

Автор статьи: Жуков Олег Сергеевич

Учитель физической культуры,

МКОУ «Новоусманская СОШ №3»

«Понятие — это высший продукт мозга, высшего продукта материи». Эти слова В.И. Ленина при существующем спектре противоречивых отношений к нему не только не утратили своего значения, но и в ряде случаев научного познания приобретают особый конструктивный смысл.

В этой связи, видимо не случайно, в качестве первого шага в изучении особенностей каких-то процессов и явлений часто избирается исследование семантики, то есть особенностей трактовки и содержания тех базовых понятий, которые в наибольшей степени отражают сущность этих процессов и явлений. Такой шаг вполне логичен и даже закономерен, если хотя бы пользоваться замечательной логической формулой решения проблем, созданной Р. Декартом. Суть ее в следующем: «Определите значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений». Развивая эту формулу, обозначим еще одно из исходных положений данной работы: «Определите значение хотя бы базовых понятий рассматриваемой проблемы, и вы как минимум наполовину устраните имеющиеся противоречия».

Возможное суждение о том, что определения только сути каждого из базовых понятий недостаточно, будет совершенно справедливым. Ибо путь познания, разрешения противоречий и проблем лежит в комплексном рассмотрении этих понятий, в определении их взаимодействия и взаимовлияния. В данном случае мы не ставим задачи выявления целевых или слагаемых признаков для наших базовых понятий, что предполагает создание так называемых понятийных комплексов. Мы ограничимся лишь определением логики соподчиненности и взаимовлияния содержательной сути этих понятий и попытаемся ответить на проблемные вопросы, заложенные в теме работы.

Известно, что в иерархии понятий в области физической культуры базовым является понятие «физическая культура». К настоящему времени имеется более двух десятков различных толкований этого понятия. Трудно назвать эту ситуацию положительной, ибо, чем больше толкований сути одного и того же явления, тем больше разногласий, которые затрудняют как формулирование целей деятельности человека в этой сфере, так и их достижение.

В связи с отмеченным, полагаем, будет нелишним все же определить фундаментальную основу понятия «физическая культура», которой является понятие «культура».

В качестве лейтмотива основных рассуждений примем как отправные два словарных толкования. Первое: культура — это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни (подчеркнуто нами — В.К. и Л.С.) и второе: культура — это просвещенность, образованность, начитанность. Аргументы в пользу такого исходного положения появятся в ходе дальнейших рассуждений.

Итак, физическая культура — это органичная часть общей культуры общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей. Из этого определения совершенно очевидно, что физическая культура является одной из основных производных общенациональной культуры. Надо полагать, что в составляющую духовных ценностей вполне логично входят приведенные ранее просвещенность, образованность и та же начитанность. Подчеркиваем это специально, ибо к оценке данной сути культуры, в том числе и физической, мы будем обращаться неоднократно.

В последние годы появилась, на наш взгляд, вполне объяснимая тенденция к прикладной интерпретации классических трактовок понятий из области физической культуры. Это, безусловно, способствует осмысленному индивидуальному выбору цели, например в занятиях физическими упражнениями, и более того — овладению способами познания, созданию индивидуальных технологий самосовершенствования в постижении и приумножении ценностей физической культуры. Так, физическая культура в узком, прикладном, смысле — элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная систематическая двигательная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма.

Носителем, производителем и потребителем материальных и духовных ценностей физической культуры является или в той или иной степени должен являться каждый человек. Этим определяется сущность понятия «физическая культура личности », суть которого, в соответствии с содержанием понятия «физическая культура», базируется на материальных и духовных основах. Исходя из этого главная функция физической культуры как явления, как части человеческой культуры — формирование физической культуры личности на основе единства и положительной взаимосвязи биологического и социального в человеке, материального (двигательного) и духовного (интеллектуального).

Итак, отметим важнейшее положение о том, что формирование физической культуры личности (а этот процесс практически соответствует или, точнее, должен сопутствовать всей жизни индивидуума) основывается на единстве и взаимообусловленности двигательного и интеллектуального компонентов. Отмеченное мы представляем как своеобразную призму, через которую следует рассматривать действительное положение современного общеобразовательного учебного предмета «физическая культура» и его преподавание в процессе одноименных занятий.

Видимо, в качестве аксиомы следует принять известные в теории положения о том, что суть взаимообусловленности обозначенных выше компонентов — биологического и социального, двигательного и интеллектуального — во-первых, заключается в том, что формирование двигательного компонента связано с воздействием на физическое состояние человека путем развития его физических способностей посредством системного освоения и технологически верного применения физических упражнений. Во-вторых, в построении интеллектуальной составляющей культуры, суть которой заключается в приобретении специальных знаний, технологий их применения и организации процесса самосовершенствования. Здесь важно акцентировать внимание на том, что красной нитью, связывающей процессы формирования двигательного и интеллектуального компонентов физической культуры личности, является организованно развиваемая человеком (с самого раннего возраста) способность к физическому (телесному) и образовательному (теоретико-методическому) самосовершенствованию.

Тот процесс, который направлен на формирование знаний, связанных с умением методически эффективно применять физические упражнения, называют физическим воспитанием. Более полно: под физическим воспитанием понимается разновидность общественной воспитательной деятельности, цель которой — содействие формированию физической культуры личности, и в частности целенаправленное управление применением средств и технологий физической культуры в процессе жизнедеятельности человека и развития общества. Следовательно, физическое воспитание следует считать первой производной от физической культуры общества и личности. Иными словами, физическое воспитание — это деятельная сторона физической культуры, позволяющая превратить ее материальные и духовные ценности в достояние и благо человека. В качестве главного достояния в данном случае выступают здоровье человека, достаточный уровень его гармоничного общего развития.

Под физическим воспитанием кроме отмеченного выше следует понимать и ветвь педагогической воспитательной деятельности, связанной с управлением процессом применения всевозможных средств физической культуры.

Третьим в иерархии базовых понятий физической культуры является физкультурное образование. Если считать (а это так и есть), что основа любого образования — освоение знаний, а с ними и способов познания, то образование в области физической культуры — это основа основ физического воспитания. Ясно, что физическое воспитание — более широкое и емкое понятие относительно образования в области физической культуры. Последнее же служит главным элементом физического воспитания, важнейшая функция которого состоит в конструировании интеллектуальной составляющей физической культуры человека, его физкультурной образованности. Полагая это, дадим еще одно определение, но уже в нашей трактовке. Образование в области физической культуры — это процесс и результат освоения знаний, способов познания, формирования интеллектуального компонента физической культуры личности, связанных с применением специальных средств и методов направленного физического совершенствования человека, а также развития способности передавать изученное и познанное окружающим на основе собственной физкультурной осведомленности.

Итак, изложенное позволяет констатировать, что культура общества, культура личности, физическая культура, физическая культура личности, физическое воспитание, образование в области физической культуры как понятия, как явления и процессы находятся во взаимной, приведенной выше соподчиненности, во взаимообусловленности, взаимосвязи и взаимовлиянии. И, по сути дела, в этом перечне «вышерасположенное» в иерархии не может существовать без «нижерасположенного» — базового.

Основываясь на проведенном экспресс-анализе содержания ряда исходных базовых понятий физической культуры, на сформулированном постулате, попытаемся развить тему, исходя из сути и содержания других задействованных в ней понятий.

В современном российском обществе образование дается в дошкольных, средних и высших образовательных учреждениях. Не является или по крайней мере не должно являться исключением образование в области физической культуры. Образование в дошкольных учреждениях, школах, лицеях осуществляется в рамках реализации учебных планов, в которые входят учебные предметы под названием «физическое воспитание» или «физическая культура».

Здесь нелишне еще раз обратиться к словарю, к толкованию понятия «предмет». Это «круг знаний, образующий особую дисциплину преподавания». Мы специально акцентируем внимание на слове «знаний», ибо неизбежно приближаемся к оценке состояния предмета по физической культуре, физическому воспитанию именно с позиции знаний, образующих совокупность обобщенных положений, то есть теории предмета.

Отметим, что образовательный учебный предмет по физической культуре в школе — это одна из основных дисциплин единого учебного плана школы, призванная формировать специальные знания, умения и навыки по использованию средств физической культуры с целью обеспечения оптимальной жизнедеятельности организма, телесного и интеллектуального самосовершенствования. Исходя из отмеченного, процесс преподавания предметов «физическая культура» в школе и «физическое воспитание» в дошкольном учреждении должен предоставлять учащимся возможность (в меру доступного и дошкольникам) получать информацию (знания), позволяющую осознать жизненную необходимость приобретения на основе знаний прикладных умений и навыков, овладеть способами их творческого применения в целях достижения высокого уровня физической и умственной работоспособности. Помимо этого, что не менее важно, преподавание названных предметов призвано формировать представление о возможностях собственного организма, элементарного мониторинга за состоянием собственного здоровья, а также самостоятельно и грамотно создавать и реализовывать программы самосовершенствования. Из всего отмеченного следует еще раз подчеркнуть архиважную направленность преподавания предметов, связанных с физической культурой — это целенаправленная передача обучаемым системных знаний из этой области, формирование способов познания, создание и осуществление программ самосовершенствования.

Полагаем, что понятийно-содержательные акценты расставлены вполне достаточно, чтобы перейти на этом фоне к оценке реалий.

Каждому из нас по собственному опыту обучения в школе, педагогическому опыту известны характер и общие особенности преподавания физической культуры как базовой общеобразовательной дисциплины. Урок физической культуры в современной школе по содержанию есть не что иное, как активный двигательный отдых или двигательное «натаскивание» на спортивный результат. И это при том условии, что программа учебного предмета имеет раздел теории, с качеством которого трудно полностью согласиться. Но даже в том содержании, которое есть, теория предмета ученикам не преподается. То есть учащиеся лишены права на общее среднее образование в области физической культуры. Сразу же оговоримся, что это не вина учителей и руководителей школ. Мы бы обозначили эту ситуацию и проблему как общенациональную беду.

Отметим главное: изъятие теории из преподавания общеобразовательного предмета (любого) означает отсутствие учебного предмета как такового. В нашем случае урок, обозначаемый как «урок физической культуры», есть в лучшем случае урок физических упражнений, но только не учебный образовательный предмет. А в «лучшем случае» потому, что в силу ряда объективных и субъективных причин и урок физических упражнений, если его так называть, далеко не в полной мере выполняет свои функции.

Итак, современные школьники имеют в неделю два урока рекреационной двигательной активности. И если бы таких уроков было не два, а три, четыре, то и в этом случае основные задачи физического воспитания не могут решаться, как не решаются, казалось бы очевидные, задачи получения школьниками общего среднего образования по физической культуре. Исследованиями последнего десятилетия показано, что современные уроки физической культуры не являются эффективной содержательной формой достижения учениками физических кондиций, формирования здоровья. Да, собственно, почему этому уроку надо придавать не свойственную ему функцию? Ведь современные директивные документы Министерства образования России указывают именно на приоритетность общеобразовательной направленности учебных занятий по физической культуре. Но в них, да и в сопутствующих материалах не содержится технологий осуществления этой направленности, ибо осуществить это в сложившихся десятилетиями условиях невозможно, а директивы превращаются в декларации.

Справедливости ради отметим, что рассматриваемая проблема все чаще становится предметом внимания центральной специальной прессы.

На наш взгляд, логическая формула необходимости общего среднего образования в области физической культуры достаточно проста: в процессе получения образования ученик приобретает специальные знания, способы познания (в том числе и себя), умение создавать технологии собственного физического самосовершенствования. Того самосовершенствования, на котором мы заостряли внимание ранее. На основе получаемого образования должны формироваться осознанные мотивы и потребности в собственном физическом совершенствовании, в конструировании собственного здоровья. Ибо то главное, чему служат наука и практика физической культуры, — здоровье — основывается на двух известных основных доктринах. Первая, называемая западной, опирается на тезис Сократа: «Человек, познай самого себя». И вторая доктрина — восточная, в основе которой тезис Конфуция: «Человек, сотвори себя сам». Двадцатый век объединил эти две доктрины в замечательную для подрастающего поколения формулу: «человек, познай и сотвори себя сам». Этой формуле, ее реализации, на наш взгляд, должны служить предмет и учебные занятия по физической культуре. В этом видятся и тактическое, и стратегическое предназначения и общего среднего образования в области физической культуры, как и его истока — дошкольного физкультурного образования.

Возвращаясь к проблемному вопросу, обозначенному в названии работы, о культуре в предмете и занятиях по физической культуре и добавляя к этому — «в занятиях по физическому воспитанию», мы полагаем, предыдущими рассуждениями в определенной степени уже дали ответ. Будет уместным, а может даже необычным, сформулировать ответы на главные, поставленные темой данной работы вопросы рядом вопросов:

Руководствуясь содержанием понятия «физическая культура», передаются ли, формируются ли в сознании ученика представления о духовных ценностях физической культуры?

Становятся ли ученики образованными, просвещенными и начитанными в этой области?

Формируется ли физическая культура личности школьника на основе единства и взаимообусловленности двигательного и интеллектуального компонентов?

Формируются ли в процессе преподавания знания, связанные с умением методически эффективно применять физические упражнения?

Развивается ли способность учащегося в телесном самосовершенствовании?

Познает ли учащийся себя и формирует ли свою телесность, здоровье?

Можно ли считать «физическую культуру» учебным предметом, если не преподается его теория?

Корректно ли, исходя из существующего положения, словосочетание «урок физической культуры»?

И, наконец, многие и очень многие родители, как и ученики, задаются вопросом о правомерности введения выпускного экзамена хотя бы как избирательного, с разделом теории по предмету, в процессе преподавания которого теория не преподается? Не является ли это нарушением прав молодого человека?

Ответить на эти вопросы не так уж трудно. Мы отвечаем на все однозначно — нет. За такими ответами неизбежно последует вопрос о том, как же вдохнуть культуру в полном смысле этого понятия в учебный предмет и преподавание физической культуры? Полагаем, это тема отдельного разговора, который уже ведется на страницах и региональных, и центральных изданий. Ясно, по крайней мере нам, что первым и главным действием в решении этой проблемы должно быть смещение акцента с так называемого физического компонента преподавания физической культуры как минимум на паритет в этом процессе интеллектуальной и физической составляющих.

В заключение, не претендуя на оригинальность, считаем целесообразным заострить внимание на весьма важном, если не основополагающем обстоятельстве: образование в области физической культуры как базовый компонент и процесс формирования физической культуры личности должно носить непрерывный уровневый характер. И начало этому должно быть положено в дошкольном возрасте. В этой связи имеющееся и достаточно большое количество работ, в том числе и диссертационных, обосновывающих целесообразность формирования физической культуры личности, скажем, в студенческом возрасте (мягко говоря, поздновато), следует воспринимать, на наш взгляд, как «латание дыр» в слабых очертаниях одежды физической культуры общества. Невозможно формировать физическую культуру взрослого человека без интеллектуальной основы в этой области, которая закладывается в детском и школьном возрасте. Но этот путь, полагаем вынужденный, имеет временное право на существование, особенно в период смены общественно-экономической формации государства.

Проблему насыщения общеобразовательного предмета «физическая культура» ценностями культуры, физической культуры, придания ему истинно образовательного характера должны решать и педагоги-практики, и ученые, и государственные деятели, последние — в первую очередь. Мы убеждены, что альтернативы придания предмету «физическая культура» подлинно культурной, образовательной направленности, как и всеобщему и непрерывному образованию в этой области, нет. В этом нам видится основа формирования и развития физически культурной и здоровой нации.

Источник

Зачем нужна физкультура в школе и кто может получить от неё освобождение?

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Сейчас многие родители стараются освободить детей от занятий физической культурой. А между тем, физкультура в школе нужна для того, чтобы дети имели возможность отдохнуть от умственной нагрузки путём выполнения физических упражнений. Учителями замечено, что дети после физкультуры в школе получают хорошее настроение и готовы к новым интеллектуальным свершениям.

Содержание:

Физическая культура в школе — что это такое?

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Далеко не всем после окончания школы придётся ещё хоть раз вспомнить интегралы или химические формулы, в то время как регулярная, грамотно составленная программа физических нагрузок помогает человеку долгие годы оставаться здоровым и продуктивно работать. Образ жизни современных детей – малоподвижный, чаще всего свой досуг они проводят пассивно, а компанию им вместо спортивных снарядов составляют гаджеты.

А ведь именно регулярная двигательная активность детей и подростков определяет их физическое развитие, и не последнее место в этом занимает физкультура в школе. Чтобы обратить внимание школьников на этот предмет, важно вывести его преподавание на новый уровень, соответствующий потребностям современных детей и подростков.

Плюсы и минусы физ-ры

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Нормальное физическое развитие растущего организма невозможно без полноценной и разнообразной двигательной активности ребёнка, лучше всего на свежем воздухе. Движение создает оптимальные условия для активизации кровообращения, притока кислорода ко всем органам, гармоничного развития всех систем подрастающего организма, способствует формированию психической и эмоциональной устойчивости.

Плюсы физкультуры в школеМинусы физкультуры в школе
Улучшается коммуникация в классе за счёт командных игр.Серьёзная нагрузка на сердце.
Непринуждённая разминка для организма, которая полезна в любом возрасте.Накапливающаяся усталость (особенно, если помимо физкультуры у ребёнка много дополнительных кружков).
Тренировка выносливости, развитие физической формы.Риск травматизма.


Систематические занятия физкультурой и регулярные сбалансированные физические нагрузки приносят исключительную пользу детскому и подростковому организму, приводя к активизации протекания обменных процессов и обеспечивая более продуктивную умственную работу.

Главная задача школьной программы – обучить школьников важности и необходимости самостоятельной организации занятий физической культурой для укрепления их здоровья, ведения здорового образа жизни и повышения функционального состояния организма.

Как проходят уроки физкультуры в школе?

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Школьное занятие по физической культуре состоит из трёх основных частей:

Вводная часть (разминка)

Длится 5-10 минут и готовит организм ребёнка к дальнейшей нагрузке.

Главная задача – эмоционально подготовить учащихся, настроить и активировать их внимание. В этой части учитель озвучивает тематику занятия, дети выполняют простые упражнения для разогрева мышц.

Основная часть

Во время неё дети обучаются новым упражнениям, закрепляют двигательные и игровые навыки, тренируют разные мышечные группы, соревнуются в беге и прыжках, метают мяч, проводят эстафеты и играют в активные игры.

Заключительная часть

Составляет обычно не более 5 минут.

Главной её задачей является обеспечение постепенного перехода от высокой мышечной активности к умеренной, чтобы снять возбуждение от движения, при этом сохранив у детей бодрый настрой. Школьникам предлагаются спокойные игры и упражнения для приведения в норму пульса и сердцебиения.

Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

В школах уроки физкультуры, разнообразные спортивные праздники и соревнования, секции и кружки, связанные со спортом, организуются согласно Федеральным государственным образовательным стандартам – ФГОС. Они предусматривают проведение образовательных уроков по физической культуре трёх типов:

При этом нет каких-либо чётких правил в организации урока: всё определяется воображением учителя и поставленных им целей для конкретного занятия.

Чем занимаются дети на уроке физкультуре?

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Занятия физической культурой в школах могут проводиться на улице – на специально оборудованных площадках и стадионах, а также в спортивных залах, имеющихся в каждой школе. На площадках школьники соревнуются в спортивных играх – футболе, волейболе, баскетболе, для проведения которых располагают соответственно ворота для футбола, сетки для волейбола и баскетбольные корзины.

Физическая активность младших школьников на уроке физкультуры проявляется в:

Всё это способствует развитию скорости ребят, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности, инициативы, товарищеских качеств.

А теперь рассмотрим подробнее, как проходят уроки физ-ры в каждом классе:

КлассыЗадачи школьной программыЧем занимаются дети на уроках?Количество уроков в неделю
Начальная школа (1-4 классы)Общее укрепление и оздоровление организма школьников, стимулирование развития творческого мышления учащихся, их выносливости, координации движений, реакции, обучение правилам и технике командных игр.1. Спортивные и командные игры.

2. Эстафеты и состязания.

3. Строевые упражнения.

5. Лазание по канату.

7. Основы акробатики и аэробики.Норма – проведение занятий по физкультуре 3 часа в неделю, допустима замена урока хореографией или ритмикой 1 раз в неделю.Средняя школа (5-8 классы)Поддержание тела в хорошей физической форме, формирование уважительного отношения к своему здоровью, воспитание в детях дисциплины, смелости, исполнительности, представление регулярной физической активности как способа жизни.

2. Прыжки в длину и высоту с разбега.

3. Метание мяча с расстояния, в цель.

4. Прыжки на скакалке.

5. Упражнения на гимнастической стенке (вис, подтягивание, поднятие ног и т.д.)

6. Ходьба на лыжах, плавание.

7. Командные игры (футбол, волейбол, баскетбол).3 урока в неделю, из которых 2 — обязательные.

Чему посвящать третий час — остаётся на усмотрение школы. В средней школе практикуют занятия шахматами.Старшая школа (9-11 классы)Формирование привычки заниматься физической культурой после окончания школы, приучение к ведению здорового образа жизни, ориентация старших школьников на самостоятельные занятия спортом по интересам.1. Бег на 30, 50, 100, 1000 и 2000 метров.

2. Прыжки в длину и высоту с разбега.

3. Подтягивание на перекладине.

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

5. Упражнения на пресс.

6. Командные игры.3 урока в неделю.

Третий час каждая школа распределяет так, как считает нужным. В старшей школе целесообразно делать урок регби, хореографии, в зимнее время — посвящать его катанию на лыжах, коньках.

О группах и нормативах по физкультуре

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Во время учебного процесс школа ответственна за жизнь и здоровье ребёнка. Поэтому учитель физкультуры должен принимать во внимание ограничения детей по занятию физкультурой, если таковые имеются, и регулировать уровень нагрузки согласно рекомендациям врача. Соответственно, по состоянию здоровья и физической подготовки учащиеся делятся на группы по физкультуре.

Группа по физкультуреКто допускаетсяОсобенности сдачи нормативов
ОсновнаяЗдоровые дети, развитые физически и психологически, не имеющие ощутимых проблем со здоровьем.Сдаются установленные общей программой нормативы, допускается участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях.
ПодготовительнаяДети после болезни, у которых обнаружены незначительные отклонения в состоянии здоровья на основании справки от педиатра, по истечении действия которой переводятся в основную группуСдача нормативов происходит после медицинского осмотра или в облегчённой форме. Во время уроков учитель подбирает специальный комплекс упражнений, который не навредит здоровью ребёнка.
СпециальнаяДети, имеющие существенные ограничения по физическим нагрузкам – на основании заключения КЭК.Проводятся отдельные уроки физкультуры с разработкой индивидуальных программ. Рекомендованы занятия лечебной физкультурой с запретом на участие в спортивных соревнованиях. Возможно полное освобождение от физкультуры или прохождение теоретической программы.


Согласно рекомендациям ФГОС, средних нормативов оценивания детей не существует. Вместо них предусмотрено тестирование уровня индивидуального развития основных физических качеств учащихся. Однако для оценки динамики индивидуальных достижений ребёнка и развития его двигательных навыков всё же предусмотрены контрольные показатели его подготовленности, в соответствии с которыми и проводится аттестация.

Примерные нормативы по физкультуре для 1-4 классов

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Примерные нормативы по физкультуре для 5-8 классов

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе
Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Примерные нормативы по физкультуре для 9-11 классов

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе
Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Форма и обувь для занятий физкультурой

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

На урок физкультуры школьники должны приходить в форме – короткой для занятий в спортзале, и длинной для уроков на улице и спортивной площадке:

Для занятий физкультурой нужно подобрать два варианта обуви – для улицы и зала. Это могут быть кроссовки или кеды с невысокой, упругой, нескользящей подошвой. Мокасины или чешки для уроков не подойдут из-за наличия в такой обуви мягких задников и носков и отсутствия супинатора. В начальной школе обувь лучше подбирать на липучке, чтобы малыши не теряли время на завязывание шнурков.

Дорогостоящие спортивные товары, в том числе лыжи, родители не должны покупать за свои деньги. Школа обязана предоставить лыжи, согласно статье 35, в бесплатное пользование на время получения образования.

Освобождение от физкультуры в школе

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Стремление многих родителей добиться освобождения своего ребёнка от школьных уроков физкультуры объясняется различными причинами: кто-то переживает за здоровье своего чада, а кто-то не хочет, чтобы в аттестате стояла низкая отметка. Каждая из этих причин основана на слабом физическом развитии школьника, и его неумении получать удовольствие от двигательной активности и занятий физической культурой.

На деле же такие ученики ещё больше других нуждаются в занятиях спортом, чем те, у кого нет никаких проблем со здоровьем. И всё же в определённых случаях получить освобождение от занятий необходимо, но для некоторых учащихся это становится настоящей проблемой.

Кто может получить освобождение от физкультуры, как и при каких условиях?

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Если ребёнок сообщает о том, что плохо себя чувствует учителю физкультуры или классному руководителю, его направляют в школьный медпункт, если состояние тяжёлое – вызывают скорую помощь.

По рекомендации Министерства здравоохранения освобождаются от уроков физкультуры по состоянию здоровья дети со следующими жалобами:

Однако к следующему занятию физкультурой школьник должен быть либо готов, либо принести педагогу временное освобождение от врача. При этом освобождённый обязан посещать уроки физической культуры, выполнение физических упражнений не обязательно.

Проверьте, всё ли в порядке со здоровьем и самочувствием вашего ребёнка, пока он находится в школе! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите точное местоположение на карте и быстро дозванивайтесь даже до беззвучного гаджета с помощью приложения «Где мои дети».

Бывает ли длительное освобождение от физ-ры?

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Осовобождение от физической культуры в школе даётся максимум на 1 год. В любом случае, даже если человек инвалид, он проходит каждый год новую медицинскую комиссию и получает новое освобождение.

Когда не имеют права не освобождать от физкультуры?

Записка от родителей не считается освобождением от уроков физкультуры – выписать справку, дающую право временно не посещать занятия или заниматься по облегчённой программе, может лишь участковый врач в детской поликлинике после обследования ребёнка.

Иногда мамы ребят с лишним весом, стараясь оградить своих детей от насмешек сверстников, добиваются для них освобождения от физкультуры, ссылаясь на проблемы со здоровьем. На самом деле занятия физической культурой, хотя бы в рамках школьной программы, таким детям необходимы. Их самооценку нужно повышать, не нанося урон здоровью, а меняя образ жизни и питание, вовлекая их в спорт.

Что делать, если с освобождением учитель всё равно заставляет заниматься?

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Ученики, которые отпрашиваются с уроков физ-ры, нередко конфликтуют с учителями, которые могут обвинить детей в хитрости, или предлагают перетерпеть дискомфорт и продолжать заниматься. Учитель физкультуры и школьная медсестра должны быть осведомлены об особенностях здоровья ребёнка, и при необходимости определить его в подготовительную или специальную группу, используя программу не противопоказанных ему упражнений.

Если учащийся освобождён от уроков физкультуры справкой врача или заключением комиссии КЭК, учитель не имеет права принуждать его к занятиям, и если упражнения нанесут вред здоровью ребёнка, отвечать за это будет именно педагог. Поставить «двойку» за пропущенный урок физрук не имеет права – он должен сделать отметку об отсутствии ученика на занятии.

В случае невозможности аттестовать школьника по причине запрета физических нагрузок для него (например, восстановление после операции, инвалидность. Ученик при этом обязан иметь заключение медкомиссии), учитель оценивает активность ребёнка на уроках, его знание теории. Можно предложить школьнику подготовить реферат, выполнить презентацию или выступить с докладом по теме занятия.

Ожидаются ли какие-то изменения в ближайшем будущем?

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Из-за недостаточного финансирования и снабжения школ современным инвентарём и устаревших, неактуальных методик обучения, отсутствует возможность познакомить школьников с различными видами спорта на уроках физкультуры. Если бы учащимся были доступны лыжи, коньки, теннисные ракетки, силовые и аэробные тренажёры, горизонты их спортивного видения значительно расширились.

К тому же в расписании выделяется недостаточно времени на уроки физкультуры, что должно компенсироваться вовлечённостью учеников в пришкольные спортивные секции, факультативные занятия:

Как ещё можно усовершенствовать программу уроков физкультуры?

Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть фото Что является предметом обучения физической культуре в школе. Смотреть картинку Что является предметом обучения физической культуре в школе. Картинка про Что является предметом обучения физической культуре в школе. Фото Что является предметом обучения физической культуре в школе

Низкий уровень физической культуры населения нашей страны – закономерное следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. А ведь именно школьные уроки физкультуры укрепляют здоровье, развивают физические качества, способствуют формированию двигательных навыков у учеников.

Школьные занятия физкультурой приобщают детей к ведению здорового образа жизни, формируют организаторские навыки, воспитывают характер, являясь при этом простым и доступным средством физического воспитания с широким диапазоном воздействия на организм в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *