Что является причиной возникновения чс техногенного характера
ЧС техногенного характера
ЧС техногенного характера наносят огромные материальные потери, представляют опасную угрозу для здоровья, уносят жизни тысячи людей, отрицательно воздействуют на экологическую среду. В связи с этим каждому члену общества важно знать, что нужно для предотвращения ЧС, какие правила соблюдать в сложных обстоятельствах.
Быстрая навигация по статье
Что это такое
Общие понятия и классификация ЧС природного и техногенного характера включают в себя определение, термины предмета.
В целом чрезвычайные ситуации подразделяют на три группы: техногенные, природные, социальные.
Рассмотрим определение. Чрезвычайная ситуация техногенного характера представляет собой обстановку, которая создается на определенной территории источником опасности и составляет угрозу человеческой жизни, наносит ущерб имуществу и окружающей среде.
ЧС техногенного характера имеют свои отличительные признаки. Главным из них является человеческий фактор. Подобные ЧП возникают на объектах, созданных людьми. Либо на природных объектах под влиянием деятельности людей. Подобные чрезвычайные происшествия происходят в результате действия человека.
После схода с рельсов в центре города Лак Мегант, Квебек с железнодорожных вагонов поднимается дым, которые везли сырую нефть
В отличие от техногенных ЧС природные катаклизмы возникают по причинам естественного характера: тайфуны, бури, ураганы, молнии, морозы, землетрясения, проливные дожди, наводнения.
Что собой представляют источники чрезвычайных ситуаций
К источникам ЧС техногенного происхождения причисляют происшествия, представляющие собой угрозу для нормальной жизни людей, их имущества, объектов народного хозяйства, окружающей среды. К подобным ЧП относятся взрывы, пожары, аварии, утечка опасных жидких, газообразных и прочих веществ.
Каждый источник обладает поражающим фактором. Он выражается в конкретном физическом или химическом воздействии, имеющим разрушающий характер и определенные параметры.
Перечислим поражающие факторы ЧС техногенного характера.
Взрыв в зоне объекта вызывает ударную волну. Движется она в различные стороны со сверхзвуковой скоростью. Обладает гигантской разрушительной силой, мощность которой определяется уровнем возникающего давления как внутри образования волны, так и в её передней движущейся части.
При взрыве мощного ядерного заряда количество погибших от ударной волны и теплового излучения будет несравненно больше числа погибших от проникающей радиации
Осколки. Промышленные машины, устройства, другое оборудование под воздействием температуры и ударной волны разрушаются. Образуются осколки, разлетающиеся с высокой быстротой.
Горящее облако, возникшее из топлива, способно причинить ожоги и привести к возгоранию горючих элементов. Может, поднимаясь, образовать огромное грибовидное облако продолжительностью существования 14 секунд.
Взрыв на заводе удобрений в городе Уэст. Взрывом были разрушены расположенные рядом с заводом школа и дом престарелых
Возгорание и взрывы в зоне ЧС приводят к возникновению пожара с различной зоной охвата огнем.
Поражающие факторы техногенных ЧС могут сработать все в комплексе. Такая ситуация называется «Эффект домино». Под этим термином понимается волновое возникновение новых источников угроз, порождающих взрывы горючих смесей, загорание новых огненных шаров, появление осколочных явлений. Характерен также для природных ЧС, таких, например, как землетрясение.
Внезапное появление в воздушной среде химических ядовитых веществ: аммиака, фосгена, сернистого ангидрида, хлора, ряда других.
Распространение радиации. Она может быть в форме проникающей радиации или в форме радиоактивного загрязнения.
Типы чрезвычайных происшествий
В систематизации чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяются на типы.
Крушение самолета Boeing в Сан-Франциско
Пожар в развлекательном клубе «Хромая лошадь»
Спасательные работы на месте происшествия после обрушения крыши
Аварии с выбросом химически опасных веществ как на производстве, так и при транспортировке. В 1984 году в филиале американской компании «Юнион Карбайд» по халатности персонала в воздух проникло тысячи тонн ядовитых веществ. В индийском городе Бхопал тогда погибли тысячи людей, до сих пор здесь рождаются дети с врожденными пороками.
Утечка газа 1984 года в индийском городе Бхопал стала ужасной трагедией, в первые часы катастрофы погибло около 4000 человек
Особую опасность представляют чрезвычайные ситуации на АЭС и различных атомных устройствах, расположенных, к примеру, на подводных лодках, в исследовательских центрах. Радиация способна распространяться на десятки и сотни километров, накапливаться и храниться в земле, воде, воздухе, растительности долгие десятки лет. Яркий пример этому – события на атомной станции Чернобыля.
Авария на Чернобыльской АЭС
Происшествия с выбросом биологических отравляющих средств на производственных объектах, при их перевозке и хранении.
ЧП на объектах распределения и передачи электроэнергии : электролиниях, подстанциях. Данный тип происшествий затрагивает жизнь многих миллионов людей, оставляя их без света, тепла и других нормальных условий быта. Так, 30-31 июля 2012 г. в 19 штатах Индии в результате аварии без электричества осталось свыше 600 млн. человек. Не работали метро, светофоры, кондиционеры и многое другое оборудование.
Аварийные ситуации на очистных объектах с массовым выбросом загрязняющих веществ.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС
Классификация по масштабам происшествия
Существует классификация ЧС по масштабам происшествия. Она применяется для определения денежной компенсации потерпевшим регионам, исходя от суммы понесенного ущерба. Согласно данной систематизации, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
Данный документ используется для определения размеров возмещения расходов по ликвидации ЧС из бюджетных средств, фондов страховых компаний, компенсаций за счет виновных лиц.
Многолетнее изучение аварийных ситуаций позволило выявить и установить пять этапов развития ЧС.
Причины аварий
В основном ЧС техногенного характера возникают по следующим причинам:
Большинство аварий происходят по причинам ошибок и халатных действий персонала. По этим причинам возникают в мире 45% чрезвычайных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф, 80% морских катастроф, 90% ДТП.
Проблема аварийности промышленного производства, энергетических систем различных трубопроводов в России достаточно актуальна. Это объясняется огромной территорией страны и наличием на ней множества технических и строительных объектов, обслуживающих население. Каждый из них обладает сроком износа. Только система водоснабжения во многих городах изношена на 65%.
Кризисы в экономике, недостаток финансовых средств усугубляет положение, нарастают серьезные экологические проблемы.
Но аварии случаются не только в России, но и в более благополучных с экономической точки зрения странах. В апреле 2010 года в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана (США) взорвалась и затонула после сильного пожара морская буровая установка. Вылилось около пяти млн. баррелей нефти. Катастрофа нанесла большой ущерб побережью, размер которого оценили в миллиарды долларов.
Взрыв на буровой платформе Deepwater Horizon
Профилактика ЧС
Ежегодно природные и техногенные чрезвычайные ситуации приобретают все большее распространение во всем мире, в том числе, и в России. Ущерб от их последствий исчисляется до 5% от валового продукта страны. Потери от аварий и катастроф в сравнении с 60-ми годами прошлого столетия увеличились в десятикратном размере.
В России за три квартала 2017 года зафиксировано 117 ЧС техногенного характера, в которых погибло 357 человек.
Возможно ли избежать ЧС техногенного происхождения? Специалисты полагают, что избежать полностью возникновения ЧП не удастся, но снизить потери от них возможно путем разработки и осуществления конкретных мер по их предупреждению.
Сегодня государства вынуждены учитывать возможные потери от происшествий в своей экономической политике, разрабатывать более существенные программы по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Естественно, большее внимание уделяется предупреждению чрезвычайных ситуаций, что с экономической точки зрения гораздо эффективнее, чем устранение последствий подобных ЧС.
В России предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет комплекс мер, осуществляемых органами власти различных уровней по устранению причин возникновения аварий, снижению потерь от их негативных последствий. Примером может служить Концепция безопасности, принятая властями города Нижний Тагил. В ней предусмотрены новые подходы к проектированию и градостроительству, разработаны меры по снижению угроз потенциально опасных производств, запрещена застройка санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов.
На федеральном уровне пристальное внимание уделяется информированию и обучению населения защитным действиям в случае возникновений техногенных ЧС. В школах введен предмет ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), позволяющий ознакомить учащихся с элементами правильного поведения в опасных ситуациях. На уроках и внеклассных мероприятиях подросткам предлагаются ситуативные задачи, проверочные тесты по ОБЖ. Подобные тесты можно увидеть в Интернете.
Проблемы остаются
Проводимые исследования показывают, что на практике не все так гладко. Медленно решаются вопросы профилактики ЧС в работе с хлорсодержащим оборудованием. На предприятиях молочной и мясоперерабатывающей промышленности аммиачно-холодильные установки не отвечают современным технологическим требованиям. Не уменьшается опасность возникновения пожаров на предприятиях по переработке нефти, производству синтетического каучука, нефтебазах.
По-прежнему остро стоит вопрос о возведении очистных сооружений. В стране действуют свыше 30 тысяч водоемов и сотни накопителей сточных вод и отходов.
В отдельных регионах (Ленинградская, Пермская, Томская, Свердловская, Кемеровская, Иркутская области, город Москва) наблюдается высокая концентрация опасных производственных объектов наряду с высокой плотностью населения, растет износ основных фондов.
Чрезвычайные ситуации и аварии техногенного характера
Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут привлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.
Усложнение производственных процессов, более широкое внедрение в различные сферы современных материалов и технологий, применение новых источников энергии – все это неизбежно приводит к тому, что число аварий техногенного характера ежегодно возрастает.
Возникающие в связи с этим чрезвычайные ситуации отражаются не только на состоянии экономики, социальной сферы, но и большой вред наносится экологии. Учитывая, что современное производство зачастую связано с внедрением химических веществ или атомных разработок последствия подобных аварий становятся все масштабнее и сокрушительнее.
Какие же практикуются мероприятия по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций, насколько их применение эффективно и что может спровоцировать подобное катастрофическое событие, рассмотрим в этой статье.
Особенности ЧС
Любая обстановка на производственном или техническом объекте при которой имеющийся источник опасности приводит к ситуации, нарушающей оптимальные условия жизнедеятельности человека, а также угрожающей сельскому хозяйству, экологии и наносящий имущественный ущерб принято называть техногенной чрезвычайной ситуацией.
Одним из основных признаков также служит реально существующая угроза для жизни и здоровья людей и животных, находящихся в ближайшей зоне поражения. Часто протекают с выбросом загрязняющих веществ в окружающую среду.
Аварийные ситуации на техногенных объектах развиваются согласно следующим стадиям:
Существующие виды и типы ЧС техногенного характера имеют довольно большую классификацию. Сюда относят: все транспортные аварии; возникающие на объектах взрывы, пожары; аварийные ситуации с выбросом любых опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических); внештатные ситуации на коммунальных системах жизнеобеспечения и на гидродинамических сооружениях. Подробнее о гидродинамических авариях Вы можете прочитать в нашей статье.
Виды ЧС
Подробнее про каждый вид и ваши действия вы сможете почитать в соответствующих статьях на портале:
Виды чрезвычайных ситуаций
Причины техногенных катастроф
Значительная опасность последствий влекут за собой внезапные крупные пожары, сопровождающиеся взрывом. Такое развитие событий может возникать на любом техногенном объекте, но из-за большого количества жертв и пострадавших наибольшую опасность представляют ЧС на трубопроводах, а также авиа – и железнодорожные катастрофы.
Поражающими факторами в ситуации разрушения емкостей с хранением легковоспламеняющихся жидкостей или при получении повреждений тары при их транспортировке являются:
Аварии техногенного характера
Про данные аварии читайте в соответствующих материалах:
Причины возникновения ЧС техногенного характера заключаются зачастую в человеческом факторе. Это просчеты, ошибки, использование некачественных материалов, недостаточный уровень безопасности некоторых объектов, недисциплинированность, халатность и недостаточная квалификация персонала.
По независящим от человека причинам подобного рода аварии могут возникать и в случае природных катаклизмов: цунами, шквалистые ветры и ливни, оползни, землетрясения, удары молний.
Меры по предупреждению
Любую катастрофу гораздо проще предотвратить, нежели ликвидировать ее последствия. Профилактические меры включают в себя целый комплекс технических и организационных действий, целью которых является выявления возможных причин ЧС и заблаговременное их устранение.
Проводятся мероприятия, направленные на максимальное снижение негативных последствий и потерь в случае возникновения аварийной ситуации. Активной является и работа по созданию оптимальных условий для проведения спасательных и срочных аварийно – восстановительных работ.
Содержание мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера должно соответствовать требованиям всех законодательных актов, регулирующих деятельность того или иного объекта. Для получения наибольшей эффективности таких мер необходимо соблюдать принцип своевременности и заблаговременности их применения.
На промышленных или транспортных объектах должны создаваться безопасные условия труда, отвечающие нормативам, разрабатываться планы действий в случае возникновения внештатной ситуации, создаваться аварийные источники управления сооружениями. Кроме того, оснащение предприятий современными средствами защиты значительно уменьшит число человеческих жертв.
Внедрение в производство автоматики не только положительно влияет на производительность, но и сокращает влияние человеческого фактора. Вопрос о безопасности сооружения должен возникать еще на стадии проектирования. Необходимо в большей степени отдавать предпочтение такому пожароустойчивому материалу, как стекловолокно, пенобетон.
Создавая проект новых систем водоснабжения, следует включить в него резервные источники воды, которые можно будет использовать в случае аварийной ситуации. Вычислить примерные потери воды и сколько ее будет необходимо, учитывая средние показатели потребления.
К мероприятиям по предупреждению ЧС техногенного характера также следует отнести все действия по обеспечению бесперебойной и надежной работы объекта. От этого зависит успешность по реализации задач, направленных на защиту рабочих и оборудования при различных производственных авариях или природных катастрофах.
К подобным мерам относятся:
Целью мер по предупреждению техногенных ЧС является не только предотвращение возможной катастрофы, но в большей степени акцент делается на уменьшение количества пострадавших и быструю ликвидацию разрушающих последствий.
Основными причинами техногенных чс являются
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
ІІ. ЧС техногенного происхождения
1. Понятие аварии, катастрофы
ЧС техногенного происхождения несут угрозу для человека, экономики и природной среды или могут вследствие вероятного возникновения техногенных ЧС. ЧС техногенного происхождения несут угрозу для человека, экономики и природной среды или могут создать ее вследствие вероятного взрыва, пожара, затопления или загрязнения (заражения) окружающей среды.
ЧС возникает, как правило, на потенциально опасных производствах. К ним принадлежат в первую очередь химически опасные, радиационно опасные, врыво- и пожароопасные, а также гидродинамически опасные объекты. В последние годы возросла опасность аварий и катастроф на транспорте.
Основными причинами техногенных ЧС являются:
нарушение правил технологии производства;
несоблюдение правил хранения, транспортировки опасных химических, агрессивных, врыво- и пожароопасных веществ, неправильное обращение с ними;
недисциплинированность, невнимательность, халатность обслуживающего персонала, а порой и низкая его компетентность;
допущение просчетов в проектировании, строительстве и оборудовании предприятий;
износ и старение систем и оборудования;
стихийные бедствия (землетрясения, оползни, наводнения, пожары и т.д.).
Авария – это опасное событие техногенного характера, которое создает на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и ведет к разрушению строений, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного процесса, наносит вред окружающей среде.
Наиболее типичными последствиями аварий могут быть взрывы, пожары, затопления, завалы шахт, заражение окружающей среды опасными химическими веществами.
Катастрофа – крупномасштабная авария или другое событие, которое ведет к тяжелым и трагическим событиям.
2. ЧС на транспорте
2.1. Особенности аварий на транспорте
Значительное число техногенных катастроф происходит на транспорте. Транспорт является важнейшим связующим звеном частей любой страны, звеном современного многоотраслевого хозяйства. Транспорт, кроме пассажиров, перевозит массу разнообразных грузов. Многие из этих грузов представляют для человека значительную угрозу. Они могут гореть, взрываться, отравлять и заражать окружающую среду.
Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций являются ошибки человека и техническое состояние того или иного транспортного средства. усилия в борьбе с транспортными авариями и катастрофами должны быть направлены на их предотвращение. Вовремя принятые меры полностью их исключают или значительно уменьшают потери.
2.2. ЧС на автомобильном транспорте
Проблемы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте, присущи всем странам мира. В последние годы резко возросло число личных автомобилей, движение стало намного интенсивнее и как следствие возрастает риск различного рода аварий. Согласно принятым критериям, к чрезвычайным ситуациям на автомобильном транспорте относятся те дорожно-транспортные происшествия, следствием которых была гибель 2 и более человек или когда число пострадавших составило 5 и более человек.
Главные причины ЧС на автомобильном транспорте:
различные нарушения правил дорожного движения;
техническая неисправность автомобиля;
превышение скорости движения;
управление автомобилем в нетрезвом состоянии;
плохие дороги (в том числе и скользкие);
неисправности автомобилей (прежде всего – тормозной системы и рулевого управления);
недостаточная подготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональная устойчивость;
невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности;
неудовлетворительное состояние дорог.
Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, не огороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.
Если авария неизбежна:
не покидайте машину до ее остановки (выжить в машине легче, чем вне нее);
следует управлять машиной до последней возможности, сохраняя самообладание;
нужно сделать все возможное, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник и даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;
Самое важное в любой аварии – не препятствовать перемещению тела вперед и защитить голову. Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться набок, напрячь все мышцы и не расслабляться до полной остановки автомобиля. Если рядом находится ребенок – необходимо крепко прижать его к себе, накрыть собой и также завалиться набок. Следует помнить, что наиболее опасное место пассажира в автомобиле – переднее сиденье.
Основные работы при крупных автомобильных авариях проводят специальные команды, имеющие автокраны, машины техпомощи с приспособлениями для резки металла, реечными домкратами, клиньями, тросами и другим необходимым инструментом.
Для ликвидации последствий аварий с автомобилями, перевозящими химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются нештатные аварийно спасательные формирования ГО, силы противопожарной службы.
А) Оказание первой помощи пострадавшему в ЧС на автомобильном транспорте
Первоочередной задачей при оказании доврачебной помощи является устранение опасности, угрожающей жизни пострадавшего. При автокатастрофе главное – своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее первых 20, от силы 30 мин. Иначе будет поздно.
нарушение сердечной деятельности и дыхания;
тяжелые черепно-мозговые травмы и повреждения позвоночника;
Надо иметь в виду, что водитель и пассажиры чаще всего получают ранения головы, конечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой колонки, передней стенки кузова и ветровым стеклом. Дополнительные травмы наносят предметы, находящиеся в машине. Пешеходы наибольшие повреждения получают от ударов бамперами, крыльями, фарами и капотом. Около 60% всех ранений – результат вторичного удара о дорожное полотно, бордюрный камень.
Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. На место происшествия вызываются работники ГИБДД, скорая медицинская и техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.
Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.
Порядок оказания первой медицинской помощи:
остановить кровотечение, угрожающее жизни;
при отсутствии дыхания – сделать искусственное дыхание и вентиляцию легких;
при отсутствии пульса – одновременно с искусственным дыханием проводить непрямой массаж сердца;
при шоке – ограничить подвижность, утеплить, дать горячее питье, обезболивающее средство;
при черепно-мозговых травмах и повреждениях позвоночника – обеспечить неподвижность, дать обезболивающее средство;
при потере сознания – расстегнуть одежду, положить на спину так, чтобы голова была ниже ног, сбрызнуть лицо и грудь холодной водой, поднести к носу нашатырный спирт. Если результат не достигнут, следует проверить, свободны ли дыхательные пути;
при клинической смерти – убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и дыхания (при помощи зеркала) и только потом приступить к реанимационным действиям.
Схема оказания помощи при автодорожном происшествии, если пострадавший находится без сознания
убедитесь в наличии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;
быстрее повернуть пострадавшего на живот;
очистить с помощью платка или салфетки ротовую полость;
при кровотечении – наложить кровоостанавливающие жгуты;
на раны – стерильные повязки;
при подозрении на переломы костей конечностей наложить шины;
вызвать “Скорую помощь”.
Б) Пожар в автомобиле
Теперь рассмотрим действия и необходимые меры при пожаре в автомобиле.
Есть три наиболее важные вещи, которые надо всегда иметь в автомобиле: аптечку с медикаментами, огнетушитель и несинтетическую накидку.
Если автомобиль загорелся, то:
остановите автомобиль и выключите двигатель;
поставьте машину на тормоз и блокируйте колеса (неустойчивое положение может усугубить инцидент);
выставите сигналы на дорогу;
окажите помощь пострадавшим;
вызовите помощь (медицинскую и техническую), пожарных, полицию;
следите, чтобы не было утечки бензина: сигарета или даже маленькая искра, могут стать причиной пожара.
Огонь в автомобиле зарождается почти всегда под капотом мотора из-за разрыва трубопровода, подающего бензин, либо в результате загорания в карбюраторе или газовом баллоне. Первое, что необходимо сделать – это разъединить контакты, вытащив ключ из замка зажигания.
если пожар затронул только карбюратор, достаточно включить мотор на максимальные обороты, что поможет потушить огонь;
если есть раненые, их необходимо отнести в безопасное место;
сцены из фильмов, где взрывается автомобиль, в жизни довольно редки; это может произойти, если бензобак почти пустой или машина работает на газовой установке;
если пожар охватил салон автомобиля, знайте: опасность велика, огонь быстро распространяется по обивке, состоящей из ткани, пластика и синтетических волокон.
В) Советы водителям
Внимательность и предусмотрительность.
нет правил, единых для всех условий движения. Кроме одного – за рулем всегда надо быть максимально осторожным и внимательным. Оно поможет вам избежать многих опасных ситуаций;
ездите понятно для окружающих! Старайтесь управлять автомобилем так, чтобы ваши действия никогда не были неожиданными для других водителей и пешеходов;
если поведение другого водителя вам не очень понятно, снижайте скорость;
если водитель впереди снижает скорость, не спешите его обогнать, а осознайте сначала, почему он это делает;
не будьте самоуверенны, остерегайтесь неуверенных лиц;
приучайтесь управлять автомобилем, заглядывая далеко вперед и назад;
нельзя водить автомобиль в расчете на то, что избегать опасностей вам помогут умение и предусмотрительность других водителей. Нужно всегда самому быть готовым избежать опасных последствий ошибок или легкомыслия окружающих;
будьте психологом! Двигаясь за другим автомобилем, старайтесь предусмотреть действия его водителя, чтобы быть готовым ко всяким неожиданностям.
Бдительность и усталость.
опасное дело – двигаться без остановок длительное время, это притупляет внимание;
монотонная езда имеет гипнотическое действие. Время от времени меняйте темп движения, останавливайтесь для отдыха;
держите руль без напряжения, но обязательно двумя руками. Это позволяет вести автомобиль без больших усилий и мгновенно выравнивать его при толчках;
ночью водитель утомляется быстрее из-за напряженного зрения и повышенного внимания. Поэтому нужно чаще останавливаться для отдыха;
никогда не управляйте автомобилем, если вы не здоровы или ощущаете утомление.
В потоке машин интервал и дистанция – самое главное в обеспечении безопасности движения.
не “работайте локтями” на дороге: по обе стороны вашего автомобиля всегда должно оставаться хотя бы по полметра пространства;
при встречах с автопоездом интервал нужно увеличивать до одного метра, потому что прицеп редко когда идет по следу тягача;
приучитесь всегда держаться правее. Хороший водитель должен занимать на дороге места не больше, чем ему положено;
не “висите на хвосте” у впередиидущего автомобиля. Это утомительно и всегда опасно для всех участников движения;
Помните о тормозах.
умелое применение тормозов – самое убедительное свидетельство высокого мастерства водителя. Оно тем выше, чем реже и более плавно вы тормозите;
резкое торможение – прямой путь к заносу и выходу автомобиля из подчинения;
старайтесь всегда держаться такой дистанции, чтобы тормозить только в крайнем случае;
снизив скорость на одну треть, вы сократите тормозной путь больше, чем в два раза;
всегда проверяйте работу тормозов, когда садитесь за руль автомобиля (особенно незнакомого);
доведите управление тормозами до полного автоматизма – и вы выиграете немало времени для оценки дорожной обстановки;
ни в чем так не видна разница между мастером и неопытным водителем, как в пользовании коробкой передачи и тормозами.
только повороты дорог по-настоящему проверяют наше умение водить безопасно автомобиль;
умело проехать поворот – не значит проехать его быстро;
не пробуйте проходить повороты на высокой скорости: дорога – не гоночный трек, не спешите!
непосредственно на повороте забудьте о педалях сцепления и тормозах;
визг шин при повороте – визитная карточка неопытного водителя;
заранее снижайте скорость, пусть автомобиль поворачивает на колесах, а не на крыше;
лучший стиль при повороте – всегда двигаться по своей полосе на дороге.
скользкая дорога не терпит резкого торможения. Умеренность и плавность во всем – это первейший закон на такой дороге;
помните, что занос легче упредить, чем преодолеть, когда он уже возник;
при заносе не касайтесь тормозной педали. Сохранить прежнее направление движения помогут только спокойствие и умелая работа рулем;
на скользкой дороге лучший способ тормозить – без использования тормозов;
если под колесами неожиданно появился лед, не впадайте в панику, на трезвую голову всегда можно найти выход из затруднительного положения;
попав на скользкий участок дороги, нет ничего хуже, чем сбросить “газ”;
скользкой дорога может быть в любую пору года, особенно в дождь. Постоянно следите за состоянием дорожного полотна.
скорость – достоинство автомобиля, если ведет его человек предусмотрительный и рассудительный;
скорость становится опасной, когда не соответствует условиям движения;
помните: чем больше скорость, тем труднее остановить автомобиль. С ростом скорости автомобиля, скорость человеческих реакций не растет;
будьте рассудительны в выборе скорости. Она всегда должна быть такой, чтобы тормозной путь не превышал расстояния видимости;
чем выше скорость, тем меньше времени исправить возможные ошибки.
Скопление людей, которое двигается на большой скорости в замкнутом пространстве общественного транспорта всегда образует ситуацию повышенного риска.
Предлагаем правила, которые помогают человеку безболезненно сосуществовать с общественным транспортом:
избегайте в темное время суток безлюдных остановок. Ожидая автобус или трамвай стойте в хорошо освещенном месте рядом с другими людьми;
когда транспорт подходит, не старайтесь стоять в первом ряду нетерпеливой толпы – вас могут вытолкнуть под колеса;
если рейсовый автобус ходит с большими промежутками во времени, запомните расписание, чтобы не стоять на остановке слишком долго;
не засыпайте во время движения: опасно не столько проспать свою установку, сколько получить травму при резком торможении или маневре;
не прислоняйтесь к двери, по возможности во время движения не стойте в проходе или на ступеньках транспортных средств;
держите свои вещи на виду. Не засматривайтесь в окно, если на полу стоит ваша сумка или другие вещи;
вещи лучше держите на коленях или прислонив к стенке;
помните! В общественном транспорте очень удобно действовать карманным преступникам, а их любимое место – в проходах или на ступеньках возле дверей;
пользуйтесь проездным билетом, т.к. он спасает от дополнительного передвижения по салону;
если проездные документы проверяет контролер, независимо от того, имеете вы их или нет, не стесняйтесь и сами проверить документы контролера;
служба контроля подтверждает, что десятки молодых людей ежедневно пополняют свой бюджет под видом ревизоров;
избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов;
если все-таки приходится ехать поздно, то лучше садитесь возле водителя, причем не возле окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть;
если, несмотря на это, подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропустите его к окну и пересядьте;
женщинам рекомендуется садиться рядом с другими женщинами;
а если в салон зашел явно развязанный пассажир, необходимо отвернуться и не встречаться с ним взглядом.
А) Пожар в салоне общественного транспорта
Вот какими должны быть ваши действия:
Немедленно известите об этом водителя, не забывайте, что его внимание направлено на дорогу.
Откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если не удается, а салон наполняется дымом, разбейте боковые окна (держась за поручни, подтянитесь и ударьте двумя ногами в угол оконного стекла) или откройте их, как аварийные выходы согласно с инструкцией (например, с помощью специально вмонтированного шнура);
По возможности сами тушите пламя с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накрыв верхней одеждой очаг загорания.
Как и при любом пожаре, в общественном транспорте нужно всеми способами бороться с паникой, спасать в первую очередь детей и тех, кто не может сам о себе побеспокоиться.
Не толпитесь у дверей, если там произошла давка, лучше выбейте окно.
Защитите от дыма нос и рот платком, шарфом, рукавом или чем-нибудь другим. Главная опасность при таком пожаре – ядовитые отравляющие газы от пластика, иногда достаточно несколько раз их вдохнуть, чтобы потерять сознание.
выбравшись из салона, который горит, сразу же помогите другим. При этом будьте осторожны с металлическими частями в трамвае и троллейбусе – они могут проявиться под напряжением через обгорелую изоляцию.
Б) При поездке в такси :
лучше было бы не слишком много рассказывать о себе водителю, особенно про благосостояние и распорядок дня;
если вы сажаете в машину родственника или знакомого, посмотрите номер машины (так, чтобы это видел водитель), а приятелю скажите: “Приедешь – позвони!”;
женщинам рекомендуется в темное время суток, приехав к подъезду, попросить водителя немного подождать – пока вы не войдете в дом;
избегайте садиться в машины, где уже есть пассажир.