Что является примером экосистемы разработчиков

ИТ-экосистемы: как создают платформы из сервисов и для чего это нужно

Боты работают в связке с операторами, увеличивают конверсию и выручку, а менеджеры управляют всеми процессами в режиме «одного окна» — еще пять лет это казалось фантастикой, а сегодня по такой модели работают платформенные омниканальная экосистемы. Игорь Калинин, основатель компании TWIN, разобрался в том, как они устроены и какие задачи решают.

Читайте «Хайтек» в

Боты: проверка на прочность

Технологии синтеза и распознавания речи за последние пять лет стали более демократичными: для создания примитивного голосового бота не нужны навыки программирования, а удобные no-code платформы позволяют с легкостью формировать навыки для голосовых помощников. Появляются даже сервисы, которые могут «клонировать» любой голос, а голосовые дипфейки становятся все более доступными и реалистичными. С одной стороны, индустрия стала демократичной, однако в то же время рынок заполнили «сырые» продукты. Неудивительно, что аналитики Gartner признали чат-ботов (как текстовых, так и голосовых) переоцененной технологией.

Возможности ботов в некоторых сферах действительно переоценивают: например, виртуальному собеседнику сложно вести абстрактные диалоги, шутить и проявлять эмпатию. Но отсутствие развитого EQ и чувства юмора не мешает роботам успешно обрабатывать миллионы звонков в колл-центрах по всему миру. По данным Invesp, за прошлый год 67% потребителей хотя бы раз вели диалог с ботом, а в 2020-м количество диалогов с ботами выросло на 426%. Успешных кейсов тоже становится больше: так, например, бот американской железнодорожной компании Amtrak за год обработал 5 млн запросов в службу поддержки и увеличил выручку на треть.

Но не всем компаниям удается извлечь пользу из роботов. Проблема в том, что бизнес часто запускает виртуального помощника «для галочки» и не интегрирует его с ключевыми сервисами. В результате боты работают недостаточно эффективно, а менеджеры и маркетологи с ними никак не взаимодействуют, занимаясь своими задачами. Решением проблемы становятся платформенные омниканальные экосистемы — новый тренд на стыке ИИ-технологий, менеджмента и маркетинга, который меняет подход к бизнес-коммуникациям.

Элементы экосистемы

Если компания разрабатывает голосовых и текстовых помощников под заказ, она предлагает продукт. Клиент решает, как использовать бота, и самостоятельно настраивает интеграцию. По такой модели работают, например, Botsify и ManyChat.

Что является примером экосистемы разработчиков. Смотреть фото Что является примером экосистемы разработчиков. Смотреть картинку Что является примером экосистемы разработчиков. Картинка про Что является примером экосистемы разработчиков. Фото Что является примером экосистемы разработчиков

Операторы платформенных экосистем действуют иначе: они создают фундамент, к которому можно подключать различные инструменты. Бот сам по себе — это «винтик» механизма, а экосистема — это уже готовый механизм с тысячей таких «винтиков». Экосистемная модель широко распространена на многих рынках: от финтеха до электронной коммерции, но в сфере виртуального клиентского сервиса она возникла недавно. Отличить ее от обособленного продукта можно по трем ключевым признакам.

Компания со штатом 200–500 человек в среднем использует более 120 SaaS-решений, и выстроить между ними синергию не всегда получается. Подключение виртуальных операторов часто приводит к еще большему хаосу. Стартапы чаще предлагают обособленные точечные решения: например, одни создают виртуального оператора под заказ — пишут скрипты и синтезируют реплики. Другие предлагают только бот-платформы, а третьи — «прикручивают» биллинговые системы. Эти инструменты не всегда удается встроить в CRM-систему и «подружить» с сервисами аналитики. В результате технологии разных провайдеров конфликтуют друг с другом и работают недостаточно эффективно.

Провайдеры платформ обычно предлагают комбинацию услуг под ключ: например, сервис синтеза и распознавания, транскрибации и уведомлений, а также аналитики. Обычно они предоставляют заказчику доступ в личный кабинет с различными модулями — управлять ими может один сотрудник. В нашей практике были случаи, когда такой мониторинг позволял координировать 900 человек одновременно.

Некоторые голосовые платформы работают по закрытой модели и включают в экосистему только собственные разработки, другие встраивают в инфраструктуру сторонние решения — например, в TWIN мы комбинируем собственную технологию TWIN ASR/TTS с системами распознавания и синтеза речи от Яндекса и Google. При этом наша задача как провайдера экосистемы — убедиться, что все стабильно и слаженно работает, а сервисы не конфликтуют друг с другом.

Многие в принципе не любят говорить по телефону и предпочитают мессенджеры: по статистике, 55% потребителей скорее будут пользоваться услугами компании, если связаться с ней можно в мессенджере.

Но как понять, что именно нравится пользователям? Самый эффективный способ — это оценка конверсии и сбор аналитики. Для этого нужно мониторить работу каждого оператора, а это долгий и трудоемкий процесс. Увы, но в России до 80% компаний не собирают статистику по каждому сотруднику и каналу коммуникации, поэтому не знают, что работает, а что нет. Оценить конверсию службы поддержки действительно сложно, поскольку она измеряется не продажами и выручкой, а комплексной комбинацией метрик. А для их сбора требуется смарт-система аналитики, в том числе BI-инструменты.

В TWIN мы собираем и учитываем сотни параметров. Например, звоним клиенту и определяем, каким устройством он пользуется — если это смартфон, то можно прислать короткое SMS со ссылкой на веб-сайт компании, а если кнопочный телефон, то присылаем ему детали в сообщении. Если мы знаем, что клиент пользуется Telegram, то отправляем ему сообщения в мессенджере и в целом прекращаем звонки, а вместо голосового бота используем текстового.

Такой же принцип стоит применять и при рассылке оповещений. Клиент, который пользуется мобильным приложением, получает push-уведомление, а остальным мы отправляем ссылку в Viber, Telegram или WhatsApp — многое зависит от того, какой канал коммуникаций предпочитает сам пользователь и какие данные он нам предоставил. Подобный подход возможен, только если компания подключила инструменты аналитики, а провайдер голосовых технологий получил к ним доступ. Это классические принципы омниканальности, однако теперь на них опираются не только реальные операторы, но и виртуальные сотрудники.

Для технологий на базе машинного обучения такой надежный фундамент — это обязательное требование. Представьте, что было бы, если бы робомобиль внезапно перестал распознавать объекты на дороге, потому что «сервер не отвечает». В случае с ботами главное, чтобы виртуальный ассистент оставался на связи и стабильно мог поддерживать диалог с любым собеседником. Для этого при распознавании наши боты иногда запрашивают вариант ответа у нескольких нейросетей сразу и автоматически выбирают наиболее релевантный. Это тоже положительно сказывается на отказоустойчивости. Использование резервных систем, в том числе сторонних — нормальная практика при разработке решений на базе искусственного интеллекта.

Как платформенные экосистемы помогают бизнесу?

Платформенные экосистемы упрощают коммуникацию с клиентами, оптимизируют процессы и в целом способствуют маркетинговому «прогреву». Компания тратит меньше времени на неэффективные звонки, а главное, быстрее оценивает, какие приемы работают, а какие нет. Виртуальные операторы также сокращают издержки — в среднем, по нашим расчетам, одна минута работы голосового бота стоит 5–7 рублей с учетом всех дополнительных расходов. Услуги оператора обойдутся в 10–15 рублей, если заключить договор со сторонним колл-центром. При создании своего КЦ одна минута работы сотрудника обойдется уже в 35–45 рублей. Многие компании даже не подозревают, во сколько на самом деле обходятся услуги оператора: обычно они делят зарплату работника на количество формально отработанных минут. Но ни один человек не работает нон-стоп без пауз и простоя, а многие затраты просто не учитываются: например, содержание КЦ, бонусные и социальные выплаты.

Из-за этого оценить преимущества ботов могут не все: если бизнес не ведет аналитику и не отслеживает ключевые метрики, голосовая экосистема не принесет ему пользы. Поэтому пока основные клиенты омниканальных платформ — это digital-first компании, которые оцифровали большинство процессов. Банки, транспортные и грузовые службы, онлайн-ритейлеры извлекают из голосовых сервисов наибольшую выгоду. При этом 58% клиентов работает в B2B-сегменте. Большинство использует экосистемы, чтобы сделать коммуникации с ними более эффективными: с помощью виртуальных операторов бренды генерируют лиды, увеличивают конверсию и сокращают издержки на содержание службы поддержки — в среднем на 20%.

Что ждет платформенные экосистемы в будущем?

Постепенно на рынке появляются новые способы применения голосовых сервисов. Например, некоторые используют ботов для работы с новичками и стажерами, а также для налаживания внутренних коммуникаций. Голосовой помощник обзванивает сотрудников, рассылает им приглашения и напоминания о встрече — как реальной, так и виртуальной.

Экосистемы также подключат все больше микросервисов — TWIN предлагает 12 разных надстроек, среди которых система распознавания эмоций и гендерного признака по голосу. Некоторые экспериментируют с определением возрастной категории, а также с биометрией. Новым стандартом становятся надстройки, которые повышают производительность бота. Например, сервисы распознавания автоответчиков — с их помощью боты автоматически выполняют эту функцию и оперативно прекращают диалог.

Еще одна задача разработчиков голосовых систем — это постоянное совершенствование распознавания и синтеза речи. Например, нам удается точно определять до 95% произнесенного текста — это стандарт на рынке и преодолеть его пока сложно. Повысить планку пытаются многие компании, но каждый процент дается с большим трудом. С человеком алгоритмы уже сравнялись — теперь задача выйти за рамки человеческих возможностей, а это непросто.

Источник

Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны

Что является примером экосистемы разработчиков. Смотреть фото Что является примером экосистемы разработчиков. Смотреть картинку Что является примером экосистемы разработчиков. Картинка про Что является примером экосистемы разработчиков. Фото Что является примером экосистемы разработчиков

Все строят какие-то экосистемы. Что это такое?

Определение экосистем бизнес позаимствовал из биологии. Этот термин в 1930-х годах ввел британский ботаник Артур Тэнсли. Экосистемой он назвал локальные сообщества организмов, которые взаимодействуют друг с другом и окружающей средой. Чтобы процветать, эти организмы конкурируют и сотрудничают, совместно эволюционируют и адаптируются к внешним потрясениям.

В начале 1990-х годов бизнес-стратег Джеймс Мур перенял эту концепцию и предложил рассматривать компанию не как отдельного игрока, а как представителя бизнес-экосистемы, охватывающей множество участников из разных отраслей. «Как и ее биологический аналог, бизнес-экосистема постепенно переходит от случайного набора элементов к более структурированному сообществу», — отмечал Мур.

Сегодня экосистемы описывают как динамичные и постоянно развивающиеся сообщества, которые создают новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. При этом, как подчеркивают в Deloitte, конкуренция здесь уходит на второй план. Общие цели и интересы, а главное, необходимость отвечать на растущие запросы потребителей, делают сотрудничество основой экосистемного бизнеса.

«Клиент сегодня хочет чувствовать себя причастным к бренду, быть частью комьюнити. Например, есть сторонники систем Apple или Android, есть те, кто носит только Adidas или Nike. Быть частью такой экосистемы бренда — это как прийти в семейный ресторан где-нибудь в Европе, куда люди ходят годами, где все другу друга знают, обмениваются новостями и чувствуют, что им там рады. Сможете создать такой «ресторан» — вы выиграли».

Какие компании могут создать свою экосистему?

Практически любые. Среди самых успешных примеров — компания Apple. Она сформировала единое пользовательское пространство для владельцев гаджетов и предоставила им бесшовный доступ к множеству услуг — от Apple TV и iTunes до системы мобильных платежей Apple Pay и кредиток Apple Card.

Свои экосистемы активно развивают производители гаджетов и электроники

Подробнее читайте в материале РБК Трендов «Лучшие системы «умного» дома для новичков».

Еще один яркий кейс — китайская Alibaba, которая включила в свою экосистему розничную торговлю, платежи и даже кредитный скоринг.

По такому пути идут не только представители ИТ-индустрии. Автомобильные гиганты BMW и Daimler запустили совместный проект под названием You Now с участием нескольких стартапов. Они планируют развивать сервисы городской мобильности для 60 млн клиентов по всему миру. Сюда входят услуги каршеринга, парковки, вызова такси, зарядки для электромобилей и приложение для мультимодальных перевозок.

«В центре экосистемы находится клиент с его ежедневными потребностями — от желания вкусно пообедать или посмотреть фильм до необходимости отправить посылку. Но речь не только о физических лицах. Другие два направления развития экосистемы — услуги для государства и бизнеса».

Похожие инициативы запускают правительства и государственные ведомства. Например, власти Канады хотят объединить отраслевые компании и исследовательские организации в общую сеть аэрокосмических инноваций. А в России планируют создать цифровую экосистему в сфере жилищного строительства. В ней клиент сможет в несколько кликов решить все вопросы — от выбора квартиры и оформления ипотеки до организации ремонта и переезда.

Но самые масштабные экосистемы, как правило, формируются вокруг повседневных потребностей клиента и включают в себя сервисы для шопинга, поездок, платежей и развлечений. Такие проекты развивают, в частности, «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС.

Какие бывают экосистемы?

Аналитики выделяют два основных типа экосистем.

Чем экосистемы отличаются от других бизнес-моделей?

По мнению экспертов BCG, у экосистем есть несколько важных отличий.

В отличие от вертикально-интегрированных или иерархических схем, в экосистемах компоненты предложения для потребителей могут разрабатываться независимо, но функционировать как единое целое. Обычно клиент сам выбирает, какие опции использовать и каким образом их комбинировать.

В этом смысле сервисы экосистемы похожи на приложения для смартфонов. Некоторые из них предустановлены, но большинство можно выбрать и загрузить самостоятельно.

Когда компания работает на открытый рынок, она ориентируется только на свои возможности и запросы своих потребителей. Но в экосистеме продукты должны быть взаимно совместимыми. Это означает, что если в нее, например, входит производитель видеоигр, то каждую новую игру придется адаптировать к общей платформе.

Участников экосистемы связывают отношения, которые нельзя разложить на совокупность двусторонних взаимодействий. К примеру, входящий в систему маркетплейс или сервис по доставке одновременно сотрудничает с поставщиками, платежными системами, разработчиками приложений и другими игроками.

Экосистема — слишком сложный механизм, чтобы пытаться управлять им «сверху вниз» и контролировать все из одной точки. Вместо этого здесь используют механизмы координации — прежде всего, через внедрение общих стандартов, правил и процессов.

«Экосистема — это не монолит и не набор одинаковых бизнес-подразделений. Это множество разных компаний с различными потребностями и продуктами. Но им нужен универсальный набор инструментов, позволяющих решать основные технологические задачи».

Когда появились первые бизнес-экосистемы?

Бизнес начал создавать то, что сейчас называют экосистемами, задолго до появления самого термина.

К примеру, организация Lloyd’s of London ведет свою историю с XVII века. Это полноценный страховой рынок, где встречаются участники корпорации и заключают договоры страхования и перестрахования. Сейчас в организацию входит больше 1 тыс. корпоративных участников и несколько сотен индивидуальных, а также агенты, сертифицированные брокеры и отраслевые синдикаты.

В XX веке собственные экосистемы создавали крупные автопроизводители, такие как Toyota или Volkswagen. Они объединяли поставщиков и дистрибьюторов в огромные горизонтальные сети.

Но современный тренд на создание экосистем появился в середине 2010-х годов, рассказывали в Accenture. Эту тенденцию задавали ИТ-гиганты.

В 2014 году китайская площадка для электронной коммерции Alibaba вышла на IPO, которое стало одним из самых крупных в истории. В проспекте ценных бумаг, где компания излагала свою философию, видение и стратегию роста, слово «экосистема» встречалось 160 раз.

Пример Alibaba воодушевил многие бизнесы. Теперь экосистемы упоминаются в годовых отчетах в 13 раз чаще, чем десятилетие назад. Как правило, речь идет о цифровых экосистемах, которые опираются на digital-инструменты и платформы. Такие структуры будут генерировать около 30% корпоративного дохода уже к 2025 году, ожидают в McKinsey.

«Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными. Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой».

Какую пользу экосистемы приносят потребителю?

Экосистемы дают пользователям два основных преимущества — удобство и выгоду.

Удобными экосистемы делают бесшовная идентификация и единая платформа. Вам не нужно каждый раз вводить логины и пароли или подтверждать личность. Все сервисы узнают вас по единому клиентскому ID и зачастую доступны из одного приложения.

Кроме того, во многих экосистемах есть централизованная поддержка клиентов. Консультацию по любому из сервисов предоставят в общем контакт-центре.

«Бизнес начинается с одного успешного сервиса, затем запускаются новые продукты и услуги. Когда у компании набирается пять-шесть успешных сервисов, появляется потребность в интеграции. Тогда и возникают экосистемы, способные генерировать дополнительную ценность для пользователя — например, более выгодные условия, удобство регистрации и идентификации».

Внутри экосистемы пользователь получает более привлекательные условия, чем при использовании только одного продукта или услуги. Прежде всего, за счет разнообразных подписок — таких как Amazon Prime, которая включает бесплатную доставку, ранний доступ к скидкам, бесплатные образцы продукции, медиатеку, музыкальный сервис и даже фотобанк.

В России есть свои экосистемные подписки — например, «СберПрайм» и «Яндекс Плюс», которые дают доступ к фильмам и сериалам, музыке, скидкам и другим привилегиям. Собственную подписку со скидками во всех магазинах сети тестирует X5 Retail Group: компания тоже двигается в сторону создания экосистемы.

Пользователи уже оценили плюсы этой модели, показывают исследования McKinsey. По данным компании, 71% потребителей готовы к комплексным экосистемным предложениям.

Что экосистемы дают бизнесу?

Внутри успешной экосистемы компания получает больше клиентов и продает больше товаров и услуг. Когда обычный потребитель приходит за доставкой еды, ему тут же предлагают и доставку продуктов, и готовые рационы здорового питания. А когда небольшой бизнес хочет открыть счет, ему можно заодно продать услуги по ведению бухгалтерии, платежное решение и юридическую поддержку.

Пользуясь общей инфраструктурой и базой клиентов, компании-участники растут быстрее. Так, кинотеатр Okko после подключения к экосистеме «Сбера» увеличил скорость наращивания клиентской базы примерно в 12 раз.

Внутри экосистемы бизнесы могут делиться данными, лучшими практиками и ноу-хау. И в результате — лучше и быстрее удовлетворять потребности клиентов.

Еще один тренд, связанный с развитием экосистем — ИТ-корпорации сливают свои сервисы в единые суперприложения. Примеры супераппов:

Но главное, во многих индустриях бизнес чувствует себя все менее уверенно по одиночке. «Битва устройств превратилась в битву экосистем. Наши конкуренты не захватывают нашу долю рынка своими устройствами, они захватывают ее целой экосистемой. Это означает, что мы должны решить, как нам создать экосистему или присоединиться к ней», — отмечал бывший гендиректор Nokia Стивен Элоп в начале 2010 годов.

В итоге компания выбрала второй вариант и вскоре продала свой мобильный бизнес Microsoft.

Экосистемы всегда прибыльны?

Совсем необязательно. К примеру, сервис Spotify, который называют музыкальной экосистемой, продолжает терять деньги, несмотря на стремительный рост числа подписчиков. То же самое касается сети WeWork, развивающей офисные пространства и решения для них.

Экосистемы не застрахованы от ошибок и рисков, которые совершают обычные компании. Так, Spotify доступен по модели freemium (бесплатная базовая версия и платная премиум-подписка). Поэтому общий рост аудитории не всегда позволяет заработать.

В свою очередь, WeWork, как и многие другие игроки, столкнулась с трендом на снижение заполняемости офисов. В пандемию он принял глобальные масштабы и привел компанию к миллиардным убыткам.

Риски развития экосистем

От чего зависит успешность экосистем?

Для успеха нужно сочетание нескольких факторов. В первую очередь, это продуманная стратегия и ценностное предложение, сильная клиентская база. Кроме того, хорошему результату способствует широкая география. По статистике BCG, успешные экосистемы обычно имеют партнеров в десяти и более странах.

Но даже совокупность всех этих факторов не дает никаких гарантий.

Во-первых, многочисленные партнерства и взаимодействия еще нужно организовать и синхронизировать. Управляемость экосистемы — один из ключевых вызовов при ее создании и развитии.

Источник

Экосистемный подход к бизнес-технологиям

Чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами новых бизнес-технологий, техническим директорам необходимо адаптировать свои традиционные IT-подходы под возможности и вызовы возникающих технологических экосистем. Вот как это делается.

Роль IT в традиционном понимании — это фундамент для деятельности компании. Одна из основных функций направления состояла в защите операций компании с помощью фаерволов и шифрования, чтобы ограничить доступ для технологий извне. Однако с развитием технологий большое число возможностей и источников конкурентных преимуществ появляется за традиционными рамками бизнеса. Эти возможности объединяются во множестве новых экосистем.

Что является примером экосистемы разработчиков. Смотреть фото Что является примером экосистемы разработчиков. Смотреть картинку Что является примером экосистемы разработчиков. Картинка про Что является примером экосистемы разработчиков. Фото Что является примером экосистемы разработчиков

Архетипы экосистем: взрывной рост

Подобные экосистемы часто пересекаются. Например, приложение для социальных платежей может быть частью экосистемы мобильных, социальных, информационных и банковских услуг. Интернет вещей (IOT) — это экосистема, в которой несколько приложений взаимодействуют друг с другом как сеть.

Подключившись к подобной экосистеме, компании могут получить доступ ко всей сети. Помимо прочего, они могут найти новых клиентов, подключиться к новым источникам данных и улучшить текущие бизнес-процессы.

Технические директора и IT-организации должны играть главную роль в использовании этих возможностей. Но они не смогут этого сделать, если будут продолжать вести дела «по старинке». В среде экосистем чрезмерный акцент на «самозащите» ограничит компанию в использовании новых возможностей. Чтобы адаптировать свою сложную бизнес-архитектуру к функционированию в мире экосистем, IT-директорам придется выяснить, как одновременно использовать внешние технологии и решать проблемы безопасности, управляя бурным потоком технологических инноваций.

IDC прогнозирует, что к 2018 году более 50 процентов крупных предприятий и более 80 процентов предприятий с передовыми стратегиями цифрового преобразования будут создавать отраслевые платформы или сотрудничать с уже существующими. В то же время, согласно данным Cisco, в 2020 году к Сети будет подключено более 50 миллиардов устройств.

Эти цифры подталкивают к радикальному переосмыслению того, что такое IT, и говорят о том, что технические директора должны управлять ими иначе: не как набором внутренних информационных технологий (IT), а как широкой сетью экосистемных технологий (ET). Для технического директора этот сдвиг также создает отличную возможность выстроить тесное сотрудничество с генеральным директором по бизнес-приоритетам и стать главным стратегическим партнером.

Что такое экосистемные технологии

ET включает в себя расширенный набор IT-возможностей и функций (Приложение 2). Техническому директору по-прежнему необходимо управлять «многоскоростными» IT-функциями, а также текущими двусторонними программами. Следующий уровень — ET — представляет новый набор возможностей, а также расширение существующих.

Что является примером экосистемы разработчиков. Смотреть фото Что является примером экосистемы разработчиков. Смотреть картинку Что является примером экосистемы разработчиков. Картинка про Что является примером экосистемы разработчиков. Фото Что является примером экосистемы разработчиков

Технические директора могут определять и формировать свои экосистемы технологии тремя способами:

Открыть внутренние IT внешнему миру

Этот подход заключается в выстраивании архитектуры ИТ для связи внутренних систем и возможностей с внешними системами. Одним из примеров этого подхода в действии является мобильное приложение Delta Air Lines, которое взаимодействует с Uber, чтобы путешественники могли заказать такси сразу по приземлении. Kraft сделал из своего приложения рецептов инструмент для управления покупками, который создает список и легко передает его службе доставки продуктов Peapod. Воспринимайте это как продление пользовательского путешествия — и отношений компании с клиентом — через интеграцию с другими поставщиками услуг.

Многие компании уже предоставляют возможности для интеграции вышестоящим и нижестоящим партнерам — такие технологии, как EDI (электронный обмен данными), существуют уже несколько десятилетий. Однако эти точки интеграции часто остаются статичными. Это двусторонние связи с небольшой предварительно выбранной группой партнеров, таких как дистрибьюторы и поставщики. Такие точки интеграции задействуются редко и, зачастую, в комплексном режиме.

В будущем интеграция с внешними экосистемами заставит компании взаимодействовать со многими партнерами, охватывающими широкий спектр функций, от поиска клиентов до социальной рекламы и платежных решений. Это произойдет потому, что низкая стоимость технологий и динамичная среда стартапов привели к значительному увеличению скорости внедрения новых услуг. Таким образом, IT должно следовать «принципу Амазона», делая системные компоненты доступными в качестве сервисов, чтобы обеспечить интеграцию с экосистемой. Интерфейсы должны быть открытыми, динамичными и функциональными в режиме реального времени, чтобы они могли интегрировать партнеров, технологии и приложения по мере необходимости.

Одним из очевидных следствий этого процесса является необходимость разработки облегченной технологической архитектуры, основанной на микросервисах и интерфейсах прикладного программирования (API), чтобы позволить третьим сторонам легко подключиться к новой экосистеме. Техническим директорам необходимо мыслить категориями платформ и их архитектур, какие используют автопромышленные OEM-производители, чтобы в будущем осуществлять обновления во всей экосистеме. Возможно, им даже потребуется предоставить пользователям «магазин приложений», чтобы те смогли выбирать нужные возможности. Ну и, конечно, инфраструктура должна быть надежной и безопасной.

Пример того, как это может быть реализовано, можно найти у телекоммуникационных компаний, которые расширяют свой спектр взаимосвязанных услуг, включая в него e-commerce, музыку, страхование, услуги сфер здравоохранения, образования, средства массовой информации и умные дома. Все эти сервисы объединены в одну экосистему, предлагая клиенту несколько услуг через технологическую магистраль телекоммуникационной компании. AppExchange от Salesforce уже воплощает эту модель, создавая облачную среду, в которой разработчики могут создавать и выпускать собственные приложения.

Внедрить внешние технологии

Этот подход направлен на открытие внутренних IT-систем, чтобы бизнес мог включить внешние возможности в экосистему, для лучшего обслуживания собственных клиентов, поддержки своих сотрудников или создания новых продуктов и возможностей, часто предлагаемых через SaaS и API. Простым примером такого подхода является интеграция стороннего приложения для точек продаж (POS) во внутренние платежные системы компании, чтобы упростить процесс покупок в магазине. Или интеграция стороннего сервиса поддержки клиентов в веб-сайт компании. Или даже интеграция с Yammer (корпоративная социальная платформа) для повышения производительности труда сотрудников.

Этот подход явно меняет процесс того, как IT проектирует свои системы и управляет ими. Теперь речь идет не о покупке пакетов программного обеспечения и создании индивидуальных решений на месте или о работе с несколькими системными интеграторами для предоставления бизнес-решений. Теперь речь идет об освоении взаимодействия с клиентами на всей его протяженности и о том, как внешние и уже доступные услуги можно использовать в сочетании с внутренними решениями, чтобы сформировать полноценное, уникальное предложение. Компаниям необходимо будет дополнить внутренние навыки внешней специализацией, глубоко интегрированной в текущий процесс разработки IT-приложений и управления инфраструктурой. Речь идет о создании круглосуточно действующей среды, которая позволит предлагать продукты миллионам клиентов по всему миру.

Одна ведущая международная туристическая компания, чьи конкурентные преимущества были подорваны появлением множества стартапов в отрасли туризма, решила, что ей необходимо нарастить свой потенциал, чтобы провести необходимые преобразования. Важным компонентом ее стратегии было сотрудничество с вендорами из внешней экосистемы для обеспечения поддержки различных сервисов, таких как мобильное обслуживание, поисковые и платежные системы, CRM. Этот подход позволил им ускорить трансформацию, увеличить охват рынка и привлечь талантливых специалистов по мере развития технологий и роста спроса.

Модернизировать IT для соответствия инновациям

Мы часто слышим о том, насколько быстрым стал темп развития новых технологий. Но стоит помнить, что многие из новых инструментов могут кардинально изменить бизнес-модель компании, хотя на первый взгляд этот нюанс можно не заметить. Чтобы подготовится к этим переменам и занять более агрессивную конкурентную позицию, компании должны тестировать новые технологии и быть готовыми использовать их, как только ценность этих технологий будет доказана и они станут доступны для масштабирования. Это может осуществляться в форме «поиграться в новые технологии» (например, со стандартами оупенсорса) в специальных «песочницах», где можно протестировать связь между внутренними и внешними IT. Кроме того, лидеры в сфере IT должны будут активно создавать партнерства или альянсы с вендорами и поставщиками услуг, чтобы по-настоящему понять и оценить, как технология может использоваться в их бизнес-среде.

В действительности многие компании уже активно инвестируют в новые технологии. Например, большое количество финансовых компаний создали внутренние корпоративные венчурные фонды для инвестирования в такие технологии, как блокчейн и IOT. Однако компании продемонстрировали меньший прогресс и успех в интеграции этих технологий в свою существующую IT-инфраструктуру, равно как и в последующем распространении ценностного предложения среди своих клиентов. В стартапах, предлагающих инновационные решения, часто используются «незрелые» технологии, неспособные масштабироваться; они часто используют внешние облачные сервисы, которые могут быть несовместимы с облачной инфраструктурой компаний-заказчика. Поэтому для таких компаний важно продумать, как обеспечить плавную интеграцию новых инструментов как с технической стороны, так и со стороны рабочей культуры, чтобы в полной мере использовать продукты, предлагаемые стартапами. Если на данном этапе будут допущены ошибки, компания создаст очередную непроработанную «спагетти»-инфраструктуру.

Учитывая масштабы инноваций, не отстать от конкурентов будет возможно только в том случае, если технический директор наймет аналитиков или архитекторов, чья работа заключается в оценке и обеспечении совместимости внешних технологий. Например, DBS Innovation Group учредила должность вице-президента по финансовым технологиям, отвечающего за выявление, интеграцию и управление потенциальными членами экосистемы. Этот человек руководит финтех-проектами на местном и региональном уровнях и отчитывается перед главой глобального партнерства.

Независимо от того, какой способ или комбинацию способов формирования экосистемы выберут генеральный и технический директора, IT-специалисты выходят на передний план не только в области технологий, но и в инновации бизнес-моделей.

Начиная работу с экосистемой

Несмотря на то, что построение экосистемы является сложной задачей, основанной на многих взаимозависимостях, мы выяснили, что концентрация на следующих шести элементах позволит техническому и генеральному директорам получить максимальную отдачу:

Выбор способа или комбинации способов для взаимодействия с различными экосистемами (или для создания своей собственной экосистемы) зависит от трех вещей: стратегии компании, рыночной среды и общей склонности предприятия к риску. Это, в свою очередь, требует, чтобы технический директор работал в тесном сотрудничестве с генеральным директором и ведущими специалистами компании для того, чтобы помочь сформировать бизнес-стратегию путем выявления новых технологий и экосистем, которые могут резко поменять ситуацию на рынке, определить, где находятся будущие источники ценности, и разработать необходимые стратегические действия, чтобы преуспеть в их перехвате. Суть этого диалога заключается в постоянном двустороннем исследовании, где технология и бизнес-стратегия неразрывно связаны. Роль технического директора заключается не только в оценке осуществимости, но и в том, чтобы помочь бизнесу выявить те угрозы и возможности, которые несет в себе перспектива участия в экосистемах (см. статью «Экономические основы цифровой стратегии»).

Новая двунаправленная интеграция технологий носит динамический характер; она происходит в режиме реального времени с тысячами бизнес-партнеров или конечных потребителей. Такой процесс требует от компаний создания архитектуры интеграции следующего поколения, способной поддерживать эти процессы, и введения открытых стандартов, которые могут быть легко приняты внешними сторонами. Существующий в компании каталог управления основными данными также необходимо расширить, чтобы включить сторонние данные и учесть потенциальную интеграцию с внешними провайдерами основных данных. Чтобы системы работали, должна существовать четкая архитектура данных и схема управления для обеспечения их чистки, рационализации и стандартизации.

Переосмысление процесса и структуры управления клиентами

Когда клиенты обратятся в техподдержку, в условиях экосистемы будет сложно определить, где именно находятся точки неисправности: в системах компании, сторонних сервисах, облачных хранилищах, сети или в какой-то комбинации вышеперечисленного? Такая многоуровневая реальность потребует от компании фундаментального переосмысления процессов поддержки инфраструктуры.

Создание таких SLA (Соглашение об уровне предоставления услуги), которые четко определят протоколы эскалации и разрешения проблем и с которыми согласны все стороны, будет иметь решающее значение. Создание стандартных идентификаторов, или «триплетов», и их интеграция в участвующие в экосистеме сервисы партнеров и применяемые технологии станет важным шагом для быстрого обнаружения и решения возникающих технических проблем.

Однако установление подобных стандартов и соглашений не является предлогом, чтобы перебрасывать клиентов от одного партнера ко второму, третьему и т.д. Компании, работающей с клиентами, необходимо решать проблемы за кулисами, не усложняя навигацию по экосистемам партнеров для потребителей.

Определение параметров кибербезопасности, правовой базы и партнерства

В результате расширения инфраструктуры внутренняя политика и процессы, касающиеся кибербезопасности, должны будут охватывать сторонних партнеров и поставщиков. Следует определить и согласовать новый набор стандартов безопасности, который четко бы формулировал, как будет происходить интеграция и какими типами данных можно обмениваться по каким направлениям.

Работа с обширным кругом сторонних лиц поднимает и другие юридические вопросы: интеллектуальная собственность, ответственность, конфиденциальность, распределение прибыли и урегулирование сложностей могут серьезно ограничивать потенциальные выгоды от участия в расширенной экосистеме. Проблемы лицензирования уже возникали при взаимодействии между компаниями, предоставляющими облачные сервисы, и компаниями, работающих с локальными аппаратными и программными продуктами, из-за различных и конкурирующих бизнес-моделей. В частности, владение данными и управление клиентами будут иметь решающее значение, учитывая что компаниям необходимо иметь доступ к обеим этим областям.

Это потребует значительных навыков ведения переговоров, а также усилий по разработке и внедрению широкого набора стандартов во избежание постоянного выстраивания соглашений с нуля с появлением каждого нового партнера или поставщика. Подход маркета приложений, в котором четко указываются стандарты, предоставляются инструменты, а соглашения заключаются перед началом работы, может послужить полезной моделью.

Взаимодействие с сетью поставщиков также требует изменений в навыках сертификации и управлении их производительностью. Компании должны будут четко определить стандарты и процедуры, в соответствии с которыми должны работать поставщики, и обозначить руководящие принципы, которые определят, как именно поставщик будет включен в жизненный цикл доставки. Home Depot разрабатывает стандарты совместно с производителями своих продуктов, чтобы обеспечить совместимость с системой умного дома Wink. Компании, которые взаимодействуют с поставщиками наиболее эффективно, рассматривают отношения с вендорами как партнерство с высокой степенью прозрачности. Для этого необходимо реструктурировать процессы внутреннего снабжения и управления поставщиками, чтобы они были больше похожи на M&A, в результате чего компании смогут интегрировать новых партнеров или создавать новые альянсы быстро и эффективно.

Открытость внешнему миру

Технические директора обычно ориентированы на защиту систем и обеспечение их эффективной работы. Но новый цифровой мир требует более активного взаимодействия с внешним миром для понимания конкурентных угроз и источников стоимости. Техническим директорам следует разработать гораздо более гибкую IT-инфраструктуру и подумать о создании новых способов конструктивной интеграции внешних систем. Но тратить долгое время на создание слишком сложных «пуленепробиваемых» систем контрпродуктивно; тестирование приложения или новой платформы должно занимать несколько дней или недель.

Инвестирование в новые возможности

Поскольку компании все активнее используют технологии внешних экосистем, им требуются фулл-стек архитекторы и инженеры конвергентных инфраструктур, которые могут предоставить экспертные знания в области стороннего программного обеспечения, свободно владеть несколькими лучшими в своем классе технологиями и поделиться опытом интеграции нескольких технологий. Возможности «переводчика» также будут иметь решающее значение для преодоления разрыва между бизнес-целями и технологическими требованиями, предъявляемыми в экосистеме. Любая новая функция в архитектуре предприятия должна тесно взаимодействовать с бизнесом, чтобы понять, как внешние сервисы могут быть интегрированы с продуктами для расширения ценностного предложения клиента.

С развитием облачных вычислений и инфраструктуры программируемого ПО, необходимые ресурсы (например, сети, серверы, системы хранения, приложения и сервисы) теперь могут предоставляться быстрее, а также могут управляться и использоваться с минимальными усилиями. Для этого требуются DevOps (интеграция разработки и эксплуатации) и облачные инженеры, которые имеют опыт навигации по быстро меняющейся экосистеме облачных вычислений и программному обеспечению, а также специалисты по данным, инженеры по автоматизации и корпоративные архитекторы. Помимо того, компаниям нужно будет найти нескольких старших разработчиков, которые смогут установить стандарты разработки в магазине приложений.

Многие из этих возможностей компании часто передают на аутсорс. Но из-за возросшей важности навыков проектирования и автоматизации многие переосмысливают этот подход по мере того, как информационные технологии переходят от вспомогательно элемента к воздействующему.

Интеграция IT-компании со сторонними возможностями открывает новые пути получения существенных источников стоимости. Но до тех пор, пока информационные технологии не превратятся в экосистемные технологии, подавляющее большинство новых возможностей останется за пределами досягаемости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *