Что является продуктом массовой культуры
Массовая культура: понятие, примеры из жизни, признаки, виды
Что такое массовая культура?
Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.
Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.
Термин «массовая культура» впервые использовал немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер в 1941 году, а так же американский писатель Джон Данн Макдональд в 1944 году. У термина довольно противоречивая природа. Под массовой культурой можно понимать «культуру для всех» и «не совсем культуру». В определении данного понятия делается акцент на широком распространении, наличии общего доступа, легкости изучения и понимания.
Примеры массовой культуры
Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:
Признаки массовой культуры
Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):
Как возникает массовая культура?
Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.
Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:
Почему массовая культура так популярна?
Массовая культура пользуется большой популярностью. Это обусловлено использованием усредненного, универсального языка общения, который понятен человеку любого уровня образования и любой профессии. Кроме того, причина популярности массовой культуры связана с устройством самого человека, речь идёт о некоторой пассивности сознания многих участников общественности, отсутствие у них желания принимать активное духовное, умственное участие процессах социального характера. Вместо этого преобладает желания только лишь потреблять «готовый» продукт культуры. Еще одна причина – наличие желания забыть про обыденные проблемы, рутинную жизнь. Третья причина – поиск понимания, сопереживания своим проблемам со стороны других людей.
Причиной известности массовой культуры можно так же назвать массовизацию жизни в период ХIХ-ХХ веков. Для данного времени характерно повышение роли масс людей в разных жизненных областях. К ним можно отнести экономическую и политическую деятельность, управление. Испанский философ и публицист Ортега-и-Гассет сформулировал следующую трактовку категории «масс»: масса – толпа, представляющая собой в количественно, зрительном отношении большое количество, которое в рамках социологии и принято называть массой. Масса — средний человек. Общественность всегда была подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – определенное количество значимых лиц. В качестве причины появления формирования массы на Ортега назвал как раз низкое качество культуры.
Плюсы и минусы массовой культуры
Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:
Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:
Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.
Заключение
Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.
Достоинства и недостатки массовой культуры
Понятие «массовая культура» давно стало неотъемлемой частью нашей жизни, характеризующей современное общество – общество потребления, в котором даже такой вечный ценностный ориентир, как искусство, стал предметом, в первую очередь, коммерческой выгоды, превратившись в «продукт массовой культуры».
Существует стереотип, что продукт массовой культуры не отличается ни высоким качеством, ни глубиной раскрытия, ни наполненностью моралью, ни оригинальностью подачи. К тому же принято считать, что массовая культура не создает ничего нового, а лишь переводит высокую культуру в упрощенную форму с целью тиражирования ее для массового потребителя. Но тут же возникает закономерный вопрос: «Так почему же спрос на массовую культуру остается, сквозь десятилетия, необычайно высок?» Остается предположить, что не все так плохо в массовой культуре, и попытаться рассмотреть это явление чуть более объективно, чем это свойственно стереотипному мышлению.
Итак, что же такое массовая – или поп-культура? Выражаясь современным сленгом, массовая культура – это мэйнстрим, это такая культура, которая пользуется спросом и популярностью среди широкого круга потребителей, она доступна и понятна каждому, будь то искусство, мода, литература, спорт, развлечения, быт. Можно сказать, что каждый человек в разной степени задействован в развитии массовой культуры, и для этого не нужны специальные знания и умения: распространяя ее через соцсети, мобильные гаджеты, трансформируя на свой вкус, создавая что-то новое или каверы на уже существующие продукты, просто используя в повседневной жизни, человек уже становится участником процесса массовизации культуры. Своим существованием поп-культура обязана средствам массовой информации, благодаря которым она, словно вирус, распространяется моментально, захватывая внимание самых различных слоев населения, преодолевая всевозможные географические условности.
Чем же обусловлена такая простота и доступность масскультуры? Тем, что по своей сущности она является чисто коммерческим товаром и ее главная задача – зарабатывание больших денег, что возможно лишь при условии, что она заинтересует широкий круг потребителей. Огромную роль в популяризации продуктов массовой культуры играет реклама, которая сама является ее частью. Из всего вышеперечисленного можно выделить первое достоинство массовой культуры, выросшее из ее главного недостатка – это ее вседоступность как результат ее коммерциализации.
К важным, но спорным достоинствам поп-культуры можно отнести то, что она зачастую использует продукты элитарной культуры в качестве основы. Это ведет не только к росту престижа новообразованного образчика потенциального мэйнстрима, но и способствует пробуждению интереса потребителей к оригиналу, знакомству с забытыми или ранее малоизвестными произведениями искусства. Спорным же здесь выступает следующий вопрос: теряет ли оригинал свою элитарную принадлежность после своей интеграции с поп-культурой? Конечно, нет. То, что создавалось под покровительством высокой культуры и было признано многими поколениями, остается непоколебимым шедевром, в то время как продукт симбиоза элитарной и массовой культур будет относиться к массовой культуре. Так, известнейшая работа Леонардо да Винчи «Мона Лиза» является, пожалуй, одним из наиболее часто используемых в массовой культуре изображений, начиная с мемов в социальных сетях и заканчивая крупными рекламными кампаниями. «Мона Лиза» при этом не теряет свою уникальность и «душу», но и мемы и рекламные кампании этого, к сожалению, не приобретают. В этом заключается ключевая особенность поп-культуры: если элитарная культура может спуститься до уровня поп-культуры, то поп-культура никогда не сможет подняться до уровня элитарной. К менее кощунственным реинкарнациям шедевров в современной масскультуре можно отнести использование отрывков классических произведений в качестве музыкальных заставок к популярным ТВ – и радио – программам. Так, «Время вперед» Г. Свиридова стало заставкой к новостной программе «Время» на Первом канале, автоматически превратившись в элемент массовой культуры.
Массовая культура обладает еще одним важным, с точки зрения глобализации, достоинством: охватывая все сферы жизни и все слои населения, стирая национальные, географические, этнические, социальные границы, она способствует развитию чувства единства людей в мире, позволяет им общаться на одном языке, будь то поп-музыка, поп-литература, популярные ТВ-шоу и массовое кино, язык соцсетей, модные тенденции и др.
В то же время многообразие форм и источников массовой культуры дает человеку свободу выбора и позволяет иметь собственное мнение, хотя выбор и является относительным – он ограничен теми рамками, которые установили СМИ и, в частности, реклама. Мы можем выбирать только из того, что нам известно, и пользоваться тем, что нам предоставлено в свободный доступ.
Касательно личного мнения, оно действительно может быть любым, если только личность сформирована и способна мыслить отлично от конформистских взглядов. Примером могут быть Интернет-ресурсы вроде Кинопоиска, где каждый желающий может оставить свою как положительную, так и отрицательную рецензию на просмотренный фильм.
Во-первых, массовая культура искажает культурные ценности, подменяет вечное сиюминутным, создает соблазнительный мир доступных удовольствий и проходящих идеалов, нескончаемых счастливых моментов, мир, в котором социальный статус зависит не от личных качеств, а от обладания набором престижных вещей типа модной одежды, новинок техники, билетами на мировые шоу и пр. Это делает общество дезориентированным в духовно-ценностном плане, рождает неверные представления о морали, заставляет вести навязанный образ жизни, будь то еженедельный просмотр киноновинок, покупка очередного нового телефона или планшета или предпочтение одежды популярных брендов неизвестным маркам.
Во-вторых, недостаток массовой культуры – это ее короткая жизнеспособность. Продукт массовой культуры, являясь коммерческим предложением, устаревает так же быстро, как и входит в моду, хотя спрос на массовую культуру в совокупности всегда высок. Это делает неразумным ориентироваться на идеалы массовой культуры, ведь сегодня они одни, а завтра будут проповедоваться совершенно противоположные. В прошлом сезоне в моде были ботильоны, а в этом – тимберлэнды. Вчера все создавали каверы на Gangam Style, а сегодня – на Harlem Shake. Массовая культура не терпит постоянства.
В-третьих, массовой культуре свойственно возведение в культ конкретного образа или вещи и поклонение ему (ей), что опять-таки является результатом
обширных рекламных и пиар-кампаний. Культ основан на желании быть таким же модным и популярным, как объект культа (если это конкретный образ), или быть модным и поднять свой престиж, обладая предметом культа (если это вещь). Это выливается в такой недостаток психологического плана, как зависимость от образа кумира и потеря индивидуальности.
Четвертый недостаток перекликается с третьим: продукт массовой культуры приобретается массовым потребителем или пользуется популярностью среди широко круга населения, что означает уравнивание вкусов, мнений, потребностей, стиля – то есть опять речь идет о потере идентичности и слабая возможность самовыражения через элементы массовой культуры. Это ведет к истощению творческого потенциала общества, застою в культурной сфере и, как следствие, к упадку общества в целом, ведь общество, питающееся лишь массовой культурой, обречено на деградацию.
Рассмотрев обе стороны массовой культуры, можно попытаться ответить на ранее поставленный вопрос: «Так почему же спрос на массовую культуру остается, сквозь десятилетия, необычайно высок?» На мой взгляд, это возможно по той причине, что производители продуктов массовой культуры чутко реагируют на текущее настроение общества, предлагают то, что релевантно его потребностям в данный момент. Массовый потребитель, в свою очередь, мысля категориями массового сознания, будучи подверженным действиям толпы, не может отказаться от возможности почувствовать себя частью некоего единого организма, имеющего единые навязанные потребности. Также решающими здесь оказываются факторы доступности и простоты использования элементов поп-культуры, ее демократичность.
Но, хотя спрос на массовую культуру и высок, всегда найдутся люди, которые не станут закрывать глаза на ее недостатки и из чувства протеста или простого желания создавать что-то поистине стоящее и оригинальное будут творить для узкой аудитории или для себя то, что опередит свое поколение на несколько десятилетий. Это будет уже иная культура, отличная от массовой по всем критериям, но именно ей будет суждено развивать общество, и пока такая культура буде существовать, обществу не страшно развлекать себя такой приятной и простой, такой доступной и яркой поп-культурой.
Массовая культура — признаки, функции, виды и характеристики, примеры
Массовая культура (популярная культура) — идеи, установки и взгляды, присущие большинству людей. Это бесконечный поток развлечений и информации, которая соответствует интересам и потребностям широкой аудитории. Популярная культура является отражением общества. Она показывает специфику мышления, систему ценностей, потребности, страхи и желания людей. Этот вид культуры проник во все сферы деятельности человека, стал неотъемлемой частью быта.
Определение и возникновение масскультуры
Согласно понятию из обществознания, масскультура определяется как совокупность потребительских элементов со всего мира. Они производятся в промышленных масштабах. Это повседневная культура общества, которую потребляют миллионы людей, залы, стадионы.
Родиной масскультуры считают США. Символ эстетики поп-культуры — Голливуд. Оттуда спустя несколько или десятки лет в Россию приходят молодежные субкультуры, стандарты красоты и моды, ценности.
Масскультура — продукт индустриального общества. Она появилась в начале XX века. Объяснить ее зарождение можно через анализ предпосылок формирования:
Временем появления поп-культуры считают 1870—1890-е годы. В это время в Великобритании и ряде других европейских стран был принят закон об обязательной общей грамотности населения. Его можно считать истоком повседневной культуры.
Масскультура не может существовать без средств массовой коммуникации. Идеи транслируются через три направления, каждое из которых имеет свою специфику:
Для поп-культуры актуально основное условие рынка — «спрос рождает предложение». Людям дают то, что они хотят видеть, трогать, чувствовать. Общество и популярные идеи воздействуют друг на друга.
Коммерция — главный элемент культуры. Зрители готовы платить деньги за то, чтобы их отвлекали от проблем чем-то незаурядным, вносили разнообразие в жизнь, развлекали.
Структура и характеристики
Масскультура понятна и доступна каждому человеку, но достигается это за счет разных форм подачи информации. Желтая пресса и телевизионные шоу объясняют простым языком насущные проблемы, фильмы и музыка развлекают, отвлекают от житейских вопросов, реклама и мода продвигает идеи потребления, мифы о чьей-то исключительности или счастливом будущем вселяют людям веру в себя.
Стоит подробнее раскрыть основные черты масскультуры. Чтобы дойти до широкой аудитории, продукт должен соответствовать ряду критериев: тиражирование, визуализация, усредненность и простота, стереотипность сюжета, универсальность, эмоциональность подачи.
К признакам массовой культуры относится:
Масскультура играет чувствами людей, воздействует на эмоции, поднимает темы дружбы и любви, счастья, наводит ужас, старается вызвать страх. Красочность подачи и систематичность влияния усиливает эффект.
Роль и влияние
На рубеже XX и XXI веков поп-культура стала пониматься как обязательное условие развития общества. Для нее характерно взаимовлияние и взаимодействие с идеологией, экономикой страны. С одной стороны, общественные идеи стали доступны и понятны даже в удаленных городах, низших слоях. С другой стороны, стало проще манипулировать сознанием населения. И этим начали пользоваться некоторые организации, в том числе политические, ради усреднения общества, формирования выгодной и удобной аудитории.
Отдельно стоит отметить влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Критики и культурологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что это: достижение или деградация. Исследователи выдвигают разные аргументы, которые можно определить как плюсы и минусы (таблица ниже).
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Развлекательный характер | Низкое качество продукции |
Повышение уровня общей грамотности | Пошлый юмор |
Наличие стоящих продуктов среди общей массы предложений | Ориентация на потребление, количество |
Доступность культуры населению | Формирование у людей невысоких потребностей в сфере искусства |
Участие в современном рекреационном механизме снятия стресса | Низкий профессиональный уровень большинства произведений |
Масскультура воздействует на коллективное иррациональное бессознательное. Она использует базовые общепсихологические законы восприятия: громче, ярче, нагляднее, эмоциональнее.
Функции массовой культуры
Поп-культура отличается изменчивостью, непостоянством. Тренды меняются каждый год, а то и месяц, песни и группы-однодневки сложно сосчитать. Но что остается неизменным, так это функции масскультуры:
Для создателей продукции скрыта еще одна функция — творческая самореализация. Благодаря интернету каждый желающий может создать группы в социальных сетях, блог или страницу и продвигать свои идеи. Или напечатать книгу в независимом издательстве, записать песню в профессиональной студии.
Скрытые угрозы
Масскультура — это суррогат элитарной культуры. Упрощенное копирование высоко духовных идей снижает общий уровень эстетического, духовного развития населения. А шаблонность мышления, которую прививает поп-культура, превращает людей в доступную мишень для манипуляторов, шарлатанов, мошенников.
Коммерческая направленность побуждает производителей навязывать товары и услуги. В итоге потребители берут то, что им не нужно. Они этого не понимают, как и того, что растет сама потребность потреблять. Массовая аудитория ждет нового предложения, с жадностью поглощает его. Хотя свежие продукты мало чем отличаются от старых форм.
Жажда нового, увлеченность трендами питает дух конкуренции между людьми, желание быть лучшим, первым, популярным. Невозможность заполучить новое предложение или удовлетворить растущую потребность в потреблении вызывает фрустрацию, депрессию, неврозы и другие психологические проблемы.
Виды культур и их сравнение
Массовая культура похожа на элитарную и народную, иногда термины даже отождествляют. Однако между направлениями есть существенные отличия (смотрите таблицу ниже).
Вид Критерий | Массовая | Народная | Элитарная |
Кто автор | Любой желающий | Аноним, народ | Профессионалы, творцы |
Кому доступна | Всем (в силу простоты материала) | Всем, кто заинтересован | Избранным (информация сложна для восприятия) |
Качество продукта | Создатели ориентируются на количество, а не на качество | Невысокое качество, но воспринимается позитивно, если материал соответствует особенностям нации | Важно качество, а не количество |
Ясность | Проста для понимания, не просит активной интеллектуальной деятельности, творческой включенности | Проста, но требует знания и понимания национальных особенностей | Для понимания нужны особые знания, опыт или уровень образования, жизни |
Результат влияния | Формирует пассивную личность, склонную к однообразному потреблению и неспособную мыслить критически | Развивает духовно, создает творческую личность, склонную к самоанализу и анализу | Поддерживает народные традиции, создает людей, заинтересованных в соблюдении и почитании традиций |
Примеры | Сериалы, комиксы, журналы | Сказки, легенды, мифы, народные песни | Классическая литература и музыка |
Таким образом, масскультура отличается тем, что впитывает в себя и продвигает в массы мировые идеи, опыт, быт. Это явление, характерное для индустриального общества, которым правят идеи упрощения труда, увеличения свободного времени.
Если кратко охарактеризовать связь массовой и элитарной культуры, то можно сказать, что первая наживается на последней. Масскультура не производит своего продукта, она «переписывает» чьи-то уникальные творческие идеи. Элитарный тип враждебен массовому.
Cовременное состояние
Наблюдается противоречие: если культура отражает внутренний мир людей, но в то же время создает общество, то кто задает тон изменениям. Дело в том, что в каждой эпохе находятся люди, создающие что-то: научное открытие, изобретение, новый жанр музыки и прочее.
Культурологи отмечают, что появилась тенденция к индивидуализации массовой культуры. Реклама, кино, литература все чаще претендуют на высокое качество продукта, глубокий смысл и множественную дифференциацию.
Да и мифы меняются. К темам успеха, любви и счастья, прибавилось обсуждение проблемы толерантности, взаимопомощи, саморазвития и креативности. А в продуктах популярной культуры прослеживаются почерки авторов. Направление разбилось на подуровни, у каждого из которых можно назвать характерные особенности:
Высший уровень близок к элитарной культуре. Его создают и потребляют люди с высоким уровнем образования. В целом же массовая культура стремится достичь среднего уровня (мид). Поп-культура сейчас проходит новый этап становления, который может привести к новым немассовым, но доступным продуктам потребления.