Что является составными частями инновационной среды предприятия

Что является составными частями инновационной среды предприятия

Сборник тестовых вопросов по дисциплине Инновационный менеджмент

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Какова цель использования метода аналогий при управлении инновационными проектами?

— Минимизация громоздких математических вычислений

+ Учет различных ошибок, последствий влияния неблагоприятных факторов и экстремальных ситуаций как источников потенциального риска

— Принятие грамотных управленческих решений при недостаточном количестве информации

2. Область распределения вероятности событий при реализации инновационного проекта, которые не приводят к наступлению риска – это:

— «Белое пятно» управления

3. Укажите, что из перечисленного является венчурным капиталом.

+ Привлеченные в качестве инвестиций акции венчурных компаний, имеющие потенциально более высокие темпы роста курсовой стоимости по сравнению со среднерыночной динамикой

— Собственный капитал компании, вложенный в инновационную деятельность

— Безвозмездные ссуды на проведение НИОКР

4. Диффузия инноваций – это:

— Способность к генерированию инновационных решений

— Продажа объектов интеллектуальной собственности

+ Распространение и тиражирование инноваций

5. В чем заключается идентификация рисков инновационных проектов?

+ В составлении перечня вероятных рисковых ситуаций при реализации инновационных проектов, прогнозировании причин и последствий их возникновения, классификации рисков и определения критериев рисков

— В выявлении рисков с наиболее высокой вероятностью наступления

— В определении критериев рисков

6. По каким категориям принято согласовывать между собой отдельные инновационные проекты в инновационных программах?

+ Сроки, ресурсы, исполнители

7. Предопределяющим фактором возникновения рисков при управлении инновациями является:

— Альтернативность при принятии инновационных решений

+ Неопределенность течения инновационных процессов

— Ускоренный технологический прогресс, характерный для современности

8. Объясните, в чем проявляется патентная чистота товара.

— Данный товар никем не запатентован ранее

— У производителя товара имеется официальное разрешение на производство, полученное от патентообладателя

+ В производимом товаре, а также используемых для этого технологиях и оборудовании, отсутствуют технические решения, защищенные чужими патентами

9. Действие законов об авторском праве не распространяется на:

+ Изображения государственных символов и знаков; идеи; официальные документы государственных органов

— Компьютерные программы; изображения государственных символов и знаков

— Идеи; песни; картографическая продукция

тест 10. Какая международная организация занимается охраной авторских прав на материальные и нематериальные ценности?

— Международное агентство по защите авторских прав

+ Всемирная организация интеллектуальной собственности

— Подразделение Организации Объединенных Наций по вопросам авторских и смежных прав

11. Основными характеристиками изобретения являются:

— Полезность для широких слоев общества, инновационность

+ Новизна, промышленная применимость и изобретательский уровень

— Уникальные технические характеристики, оригинальность

12. Для определения наиболее существенных рисков инновационного проекта используется метод:

13. Укажите название первой стадии жизненного цикла продуктовой инновации.

— Проведение маркетинговых и рыночных исследований

+ НИОКР по созданию продукта

— Расчет потенциальной прибыли от внедрения данной инновации

14. Как долго может длиться регистрация наименования места происхождения товара, если вести отсчет с момента подачи заявки в Патентное ведомство?

15. Оценка рисков инновационного проекта предполагает обязательный расчет коэффициента Z (стандартного отклонения). Какой математический аппарат для этого используется?

16. Что такое бутлегерство?

— Отсутствие боязни потерпеть крах при реализации инновационного проекта

+ Подпольное изобретательство, часто имеющее контрабандный характер

— Способность видеть (предугадывать) выгоду от изобретения

17. Какая из характеристик наиболее точно описывает рисковой отдел (подразделение) предприятия?

— Без данного отдела в принципе невозможна инновационная деятельность.

— Является тайным и/или засекреченным производством

+ Является специализированным и автономно управляемым производством

18. Операционная инноватика преследует цель:

+ Обслуживания краткосрочных, в том числе текущих целей организации

— Решения крупномасштабных инновационных проблем организации

— Исследования новейших технологий

19. Составными частями инновационной среды предприятия являются:

— Инновационные идеи и инновационный климат

— Инновационный капитал и инновационные идеи

+ Инновационный климат и инновационный потенциал

тест-20. Укажите классификацию инновационных процессов в зависимости от уровня разработки и распространения нововведений.

— Отраслевые, корпоративные, цеховые

+ Государственные, региональные, отраслевые

— Отраслевые, межорганизационные, внутриорганизационные, цеховые

21. Стадия «прикладные исследования и разработки» наступает после стадии:

— Исследования глубины и ширины целевого рынка

— Разработки инновационного плана

+ Поисковых научно-исследовательских работ

22. Перечислите элементы, составляющие систему инновационной деятельности.

+ Образование, наука, экономика, технологии

— Технологии, инвестиции, менеджмент, нововведения

— Менеджмент, инвестиции, идеи, технологии

23. Левередж в инновационной деятельности – это:

— Вспомогательный элемент управления рисками

— Отношение величины инвестиционного капитала к величине собственного капитала предприятия

+ Фактор, незначительное изменение которого может вызвать существенные изменения значений результативных показателей

24. Рутинизация технологии – это … стадия жизненного цикла технологической инновации.

25. Как называется научная теория, применяемая в инноватике, автором которой является экономист Й. Шумпетер?

— Теория цикличности общественного развития

— Теория промышленно-капиталистических циклов

+ Теория длинных, средних и коротких циклов экономической активности

26. Укажите элементы, которые могут охраняться как товарные знаки.

— Слоганы, фирменные наименования

+Звуки, логограммы, логотипы

27. Жизненный цикл инновации охватывает период времени:

+ От научных изысканий фундаментального характера до вывода инновации из эксплуатации

— От получения инвестиций на развитие инновационной идеи до внедрения полученного продукта в массовое производство/потребление

— От появления новаторской идеи до ее внедрения в жизнь

28. Процесс реализации и управления несколькими инновационными проектами чаще всего организуется в форме:

29. Показатель цены риска предназначен для характеристики:

+ Наиболее ожидаемой полезности инновации

— Потенциальных убытков, если инновация «провалится»

— Затрат, которые следует понести в настоящий момент времени, чтобы снизить риск убытков от инновации в будущем

тест_30. Коммерциализация инноваций – это:

— Прямая продажа объектов интеллектуальной собственности

+ Деятельность по распространению инноваций на рынке для использования их на коммерческой основе

— Привлечение частного капитала для инновационной деятельности

Источник

Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Место и роль стратегии управления инновациями в общей стратегии развития организации

Увеличение значения инноваций как стратегического ресурса фирмы по существу привело к смыканию стратегического и инновационного менеджмента фирмы в единую дисциплину, основой которой стал менеджмент знаний. Следует отметить, что такое развитие тенденций наиболее ярко проявилась буквально в последнее пятилетие.

Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения:

Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций ( рис. 5.1).

Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть фото Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть картинку Что является составными частями инновационной среды предприятия. Картинка про Что является составными частями инновационной среды предприятия. Фото Что является составными частями инновационной среды предприятия

Они осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, новом процессе производства, новом подходе к маркетингу или новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. В этот процесс часто вовлекаются идеи, даже не являющиеся «новыми», идеи, которые буквально «витали в воздухе», но не применялись целенаправленно. При этом всегда происходит вложение капитала в повышение квалификации и получение знаний, в физические активы и повышение репутации торговой марки. Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности.

Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть фото Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть картинку Что является составными частями инновационной среды предприятия. Картинка про Что является составными частями инновационной среды предприятия. Фото Что является составными частями инновационной среды предприятия

Принципы общей экономической стратегии организаций представлены следующими положениями:

Стратегия разрабатывается на трех уровнях деятельности организации, и соответственно выделяют три уровня стратегий организации: корпоративная, деловая и функциональная.

Деловая стратегия разрабатывается для каждой из сфер деятельности и нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции предприятия на рынке.

Функциональные стратегии должны быть взаимоувязаны, скоординированы и должны взаимно дополнять друг друга для успешной реализации деловой стратегии.

Разработка стратегии предполагает выявление проблем развития организации и формирование видения будущего организации, которые невозможны без оценки имеющегося потенциала. Анализ состояния предприятия концентрируется на пяти направлениях, таких как:

При этом возможны три методических подхода к выработке стратегии:

Стратегическая программа организации включает следующие разделы :

Особенность инновационных стратегий заключается в выборе направлений и определении масштаба предполагаемых изменений. При этом их масштабы и желаемые темпы зависят от возможностей предприятия осуществить инновацию (инновационного потенциала) и состояния внешней среды (инновационного климата).

Любые изменения, связанные с совершенствованием технико-технологического уровня производства, освоением производства принципиально новой продукции, изменением направления бизнеса, основаны прежде всего на определении инновационной составляющей имеющегося потенциала. При этом следует различать научно-технический потенциал и инновационный.

Инновационная цель выступает как глобальная стратегия предприятия, как средство достижения его более высоких целей: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение или повышение конкурентных возможностей на рынке или в борьбе за госзаказ, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом. Требуется перевести потенциал предприятия из одного состояния в другое, более высокое, достаточное для достижения цели. Этот переходной процесс описывается, как известно, S-образной логистической кривой развития. Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды.

Внутренняя среда организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему. Элементы сгруппированы в следующие блоки:

Взаимосвязь блоков и элементов во внутренней среде организации представлена на рис. 5.3.

Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть фото Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть картинку Что является составными частями инновационной среды предприятия. Картинка про Что является составными частями инновационной среды предприятия. Фото Что является составными частями инновационной среды предприятия

Состояние интегрального инновационного потенциала организации (П) определяется состоянием совокупности потенциалов проектов: Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть фото Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть картинку Что является составными частями инновационной среды предприятия. Картинка про Что является составными частями инновационной среды предприятия. Фото Что является составными частями инновационной среды предприятия.

Состояние потенциала каждого проекта зависит от выполнения по объему, качеству, своевременности и экономичности всех производственных и управленческих функций: Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть фото Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть картинку Что является составными частями инновационной среды предприятия. Картинка про Что является составными частями инновационной среды предприятия. Фото Что является составными частями инновационной среды предприятия. Состояние каждой функции зависит от состояния всех требуемых ресурсов: Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть фото Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть картинку Что является составными частями инновационной среды предприятия. Картинка про Что является составными частями инновационной среды предприятия. Фото Что является составными частями инновационной среды предприятия.

При этом обязательно учитываются значимости компонентов. Общая схема оценки инновационного потенциала представлена на рис. 5.4.

Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть фото Что является составными частями инновационной среды предприятия. Смотреть картинку Что является составными частями инновационной среды предприятия. Картинка про Что является составными частями инновационной среды предприятия. Фото Что является составными частями инновационной среды предприятия

Методика оценки инновационного потенциала организации строится на системном и целевом подходах. Учитывается также ситуационный подход с его логистической формой развития, поскольку рассматривается комплекс ситуаций, возникающих в инновационных процессах, жизненных циклах элементов системы организации, связанных с ними потоками инновационных стратегических изменений.

Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.

Детальный подход. Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала предприятия проводится редко, в основном на стадии обоснования инновационного проекта. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию. Схема оценки инновационного потенциала предприятия при детальном анализе внутренней среды такова:

Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния фирмы по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа:

Диагностические параметры могут быть локальными (частными), указывающими на один дефект системы (характеристика внутреннего состояния системы, выражаемая структурным параметром), и комплексными (общими, обобщенными), указывающими на ряд дефектов, недостатков (структурных параметров), на ряд элементов, блоков организации.

Диагностические параметры могут быть также зависимыми, когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров, и независимыми, когда достаточно одного диагностического параметра.

Внутреннее состояние системы (информацию о котором так трудно получить) описывается так называемыми структурными параметрами (не отождествлять с параметрами организационной структуры организации).

Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала предприятия такова:

Выделяются следующие блоки оценочных показателей: продуктовый; функциональный; ресурсный; управленческий; организационный.

В качестве базовой оценки для промышленного предприятия выступает характеристика продуктового блока, позволяющая оценить научно-технический уровень выпускаемой продукции (услуг) на основе динамики следующих показателей:

В целом данный блок должен показать, насколько организация «привыкла» к обновлениям и изменениям и носит ли эта деятельность целенаправленный и системный характер.

Анализ других блоков необходим, если появились какие-либо благоприятные возможности внешней среды (проводится конкурс проектов, грантов) или имеются симптомы негативных процессов, например, на протяжении ряда лет практически не происходит выпуска новой продукции или ее удельный вес крайне незначительный и т.д.

Функциональный блок определяет инновационные возможности маркетинга, НИОКР и производства, эффективность их взаимодействия. Группа показателей по данному блоку представлена в табл. 5.1.

Таблица 5.1. Показатели, характеризующие инновационный потенциал по функциональному блоку

ГруппыПоказатели
Затратные показатели
Удельный вес затрат на НИОКР в объеме продаж (наукоемкость выпускаемой продукции).
Затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау.
Затраты на приобретение инновационных фирм.
Структура затрат на стадии инновационного цикла: НИР, ОКР и производство — и сопоставление с практикой, сложившейся в мире или в отрасли.
Наличие и величина фондов на развитие инициативных разработок
Показатель инновационности ТАТ — период времени с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах (термин «ТАТ» был впервые использован японскими компаниями и происходит от американского словосочетания «turn-around time» — успевай поворачиваться).
Длительность процесса разработки нового продукта или технологии.
Длительность процесса подготовки производства нового продукта.
Длительность производственного цикла нового продукта.
Удельный вес разработок, выполняемых на основе маркетинговых исследований.
Удельный вес коммерчески состоявшихся проектов в общем количестве разработок.
Удельный вес инициативных разработок подразделений НИОКР, которые состоялись на рынке благодаря успешной маркетинговой политике (создание спроса на изобретение или продукцию, основанную на нем)
Показатели динамики обновления продукции (удельный вес продукции, выпускаемой от двух до десяти лет в общем объеме).
Количество приобретенных (проданных) новых технологий (технических достижений).
Объем экспорта научно-технической продукции.
Коэффициент обновления оборудования, в том числе на базе принципиально нового и т.д.

Ресурсный блок определяет наличие различных ресурсов для создания и внедрения новшеств:

Управленческий блок определяет эффективность деятельности руководителей всех уровней по управлению процессами создания и реализации инноваций:

Организационный блок характеризует соответствие организационной структуры инновационным целям и может быть оценен в наиболее общем виде следующим образом:

Перечень показателей на практике может изменяться, дополняться в зависимости от целей оценки, наличия необходимой информации, вида организации.

Диагностический анализ инновационной среды предприятия. Инновационная среда предприятия складывается из инновационного потенциала, дающего оценку состояния внутренней среды предприятия (одного из факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ), и инновационного климата, дающего оценку состояния его внешней среды (одного из факторов привлекательности инновационного рынка).

После составления списка сильных и слабых сторон потенциала организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды, устанавливают связи между ними.

Источник

Инновационная среда организации-оценка, факторы, развитие

Что такое инновационная среда организации и как её создать? Какие подходы и методы являются эффективными для развития творческой составляющей бизнеса и человека? Как мотивировать генерацию новых идей и процессов – этим вопросам и посвящена данная статья. Она написана для тех, кто хочет познать современные секреты развития успешного бизнеса, который практически всегда базируется на уникальности продукта или услуги.

Важность инновационного климата в организации

Общепризнанно, что инновации являются важнейшим источником конкурентоспособности любого предприятия, гарантом устойчивого и постоянного развития, залогом жизнестойкости и процветания. Однако инновации являются источником развития лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды для их инициирования. В этой связи необходимо говорить об определенных возможностях участников инновационного процесса осуществлять его эффективно, т.е. о потенциальном характере новых идей, продуктов и технологий, которые могут успешно реализоваться лишь при грамотном управлении.

Что такое инновационная среда?

Под инновационной средой организации понимаются все ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические. Важнейшим ресурсом среди них является кадровый. Именно способность работников вырабатывать и эффективно реализовывать свои и инновационные идеи и проекты характеризуют уровень инновационной активности организации, а значит, способность выиграть в конкурентной борьбе и завоевать своё место на рынке.

Инновационная среда организации – это ключевой фактор будущего успеха бизнеса. Вопрос стратегии развития организации – это практически всегда вопрос изменений, и как правило радикальных. Поэтому необходим непрерывный поиск перспективных идей и направлений. Это важно при выборе портфеля продуктов в будущем, изменения структуры активов фирмы, или выборе перспективных методов и технологий управления бизнес-процессами (операционной деятельности).

В инновационной среде организации все функции управления: целеполагание, планирование, регулирование, координация, мотивация и стимулирование, контроль и оценка – имеют инновационную составляющую. Так, цель и планы могут корректироваться управленцами в зависимости от сценария развития событий, они не являются застывшими, а креативно меняются вместе с изменениями внешней среды. Регулирование и координация тоже инновационные: они направлены скорее на обеспечение динамического, а не статического равновесия, имеют целью обеспечение баланса интересов всех участников бизнес-процесса.

Формирование инновационной среды в организации

В эпоху формирования нового тренда развития – инновационной экономики – пробуждение креативных способностей персонала организаций становится необходимым. Только имея благоприятную среду для выращивания уникальных людей и идей, можно обеспечить конкурентные преимущества бизнеса на все более жестком и насыщенном рынке товаров и услуг.

Как образно заметил в своей книге «Бизнес в стиле фанк» Кьел Нордстрем, современные передовые капиталисты пляшут под дудку талантов. Поэтому таланты в организации надо выявлять и развивать. Для этого используются разные креативные подходы и активные методы образования (смотрите статью Современные технологии обучения управленцев).

Для создания инновационной, креативной среды в организации рекомендуем использовать следующие основные методы.

Методы повышения инновационного потенциала

1) методы выявления мнений работников организации (интервью, анкетирование, выборочные опросы, экспертиза);

2) тренинг генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловая игра «Инновации» и игровые ситуации по диффузии нововведений). (Синектика – это метод решения различных творческих и прикладных задач в рамках ведения бизнеса и иной деятельности, созданный Уильямом Гордоном)

3) методики диагностики и оценки уровня новшеств (оценка продукта, оценка научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок, оценка организационно-технического уровня производства, оценка потенциальных затрат предлагаемых проектов, метод деревьев значимости, оценка порога рентабельности, диагностика риска и шансов, оценка эффективности инноваций);

4) аналитические тренинги (навыки системного анализа, написание сценариев, примеры сетевого планирования, функционально-стоимостной анализ, игра «Экономический анализ»);

5) техники принятия решений (экономико-математические модели, таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив, деловая игра «Креативность»);

6) технологии прогнозирования (экспертные подходы, метод экстраполяции, средства аналогии, метод Дельфи, регрессионный анализ, эконометрические и имитационные модели);

7) способы наглядного представления идей и проектов (графические модели, физические модели, должностные описания и инструкции, игровые символы и метафоры);

8) развитие способностей аргументации (игровые презентации, ведение условных переговоров, тренинг «Коммуникативность» и др.).

В рамках программы создания креативной инновационной среды, у нас обычно работают как свои, так и приглашённые тренера.

Применение вышеописанных подходов позволило вооружить персонал организаций необходимыми современными знаниями и навыками, проявить их инновационный потенциал, создать условия для успешного развития инновационной активности бизнеса (см. статью Нужны ли инновации в организации?).

Таким образом, направление развития креативных способностей людей можно признать перспективным и интересным направлением инноватизации бизнеса, реальным способом повысить его прибыльность и эффективность управления.

Мотивация и инновационный потенциал кадров

Мотивации и стимулирование в инновационной организации направлены на поощрение сотрудников новаторского типа, с развитым воображением и азартом, способных генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь. Активно вознаграждаются поисковые работы и выработка рационализаторских предложений, творчество и вдохновение, новые мысли и идеи, экспериментирование и пробные продажи.

В организации с высоким уровнем развития инновационной среды каждый сотрудник:

И, наоборот, в корпорациях с низким уровнем развития инновационной среды преобладают рутинные однообразные операции. А для работников характерными чертами становятся равнодушие, раздражительность, конфликтность, синдром хронической усталости.

Мотивация к инновациям означает, что лучшие идеи в организации поощряются не только морально, но и материально (премии «за лучшую идею», «за лучшую презентацию», «за нестандартное решение проблемы» и т.д.). Новаторы обеспечиваются всем необходимым для творчества: оснащённым рабочим местом, материальными и финансовыми ресурсами, рабочим временем, которое не регламентируется жёстко и нормативно.

Если вы заинтересовались в инновациях, мы можем создать креативную среду и у вас.
Можем поделиться методиками диагностики и развития инновационной среды организации.

Пишите, приглашайте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *