Что является теоретической основой прибавления по частям
ДЕ – 7. Методика работы над элементами алгебры и геометрии в начальных классах
1. Какой из перечисленных вопросов относится к изучению алгебраического материала:
1) сложение и вычитание многозначных чисел;
2) правила порядка выполнения действий;
3) конкретный смысл умножения и деления;
4) вычитание с переходом через десяток?
2. На каком уровне изучаются вопросы алгебраической пропедевтики в начальных классах:
1) на практическом уровне;
2) на уровне общих представлений;
3) на уровне понятий;
4) на наглядном уровне?
3. С выражениями, состоящими из трех и более чисел, соединенных одинаковыми или различными знаками действий дети знакомятся:
В концентре «Числа первого десятка»
2) в концентре «Числа первой сотни»
3)в концентре «Числа от одного до тысячи»
4) в концентре «Многозначные числа»
5) нет верного ответа.
4. Укажите верное чтение выражения 10 + (5+2):
1) десять плюс пять и плюс два;
2) кдесяти прибавить пять и к результату прибавить два;
3) к числу десять прибавить сумму чисел пять и два;
4) к десяти прибавить, скобка открывается, пять плюс два, скобка закрывается;
5) к сумме пяти и двух прибавить десять.
5. Какое выражение соответствует вычитанию числа из суммы:
4) такого выражения средипредставленных в пунктах1, 2 и 3 нет;
5) подходит любое из выражений.
6. В каком порядке вводятся выражения, связанные с изучением порядка выполнения арифметических действий:
1) 6×5+40:2;
3) 4×10:5
5) 90×8-(240+170)+190.
Возможные ответы:
в) 4, 2, 3, 1,5;
7. Какой прием не используется для решения уравнений в традиционном подходе к обучениюмладших школьников математике:
1) равносильные преобразования уравнений;
3) связь между компонентами и результатом арифметических действий;
4) знание состава чисел
8. В чем заключается пропедевтическая роль изучения геометрического материала в начальном курсе математики:
1) в рассмотрении различных геометрических фигур;
2) в проведении практической работы с геометрическими фигурами;
3) в подготовке к изучению систематического курса геометрии;
4) в обучении решению текстовых задач на основе составления чертежа?
9.В процессе изучения геометрического материала в начальных классах ставятся следующие цели: формирование у обучающихся представлений о геометрических фигурах и их свойствах, умений строить геометрические фигуры с помощью чертежных инструментов и решать геометрические задачи; развитие пространственных представлений. Какиетехнологии обучения наиболее соответствуют достижению указанных целей:
1) индивидуальное выполнение практических работ с геометрическими фигурами и чертежными инструментами под руководством учителя и самостоятельно;
2) фронтальное наблюдение за действиями учителя с геометрическими фигурами;
3) дидактические игры с геометрическим материалом;
4) беседы – обсуждение информации о геометрии интегрированного характера, представленной на слайдах презентаций;
Верно 1, 2 и 4.
10.Первые представления о форме, размерах и взаимном расположении предметов в пространстве дети получают:
1) в дошкольный период развития математических представлений;
2) с первыхдней обучения ребенка в школе;
3)на внеурочных занятиях;
4) в ходе проектной деятельности;
5) в четвертом классе.
11. Каким геометрическим понятиям даются определения в курсе математики начальной школы:
1) круг и окружность;
2) прямоугольник и квадрат;
3) угол и многоугольник;
12.Первоклассникам розданы карточки с изображением различных многоугольников. С какой целью учитель предложил задание: « Раскрасьте все треугольники. Посчитайте, сколько сторон, вершин, углов у треугольника»:
1) формирование понятия, что форма фигуры не зависит от материала, из которого она изготовлена.
2) выявление существенных и несущественных признаков треугольника;
3)развивать умения анализировать геометрические фигуры, сравнивать, классифицировать и т.п.;
Верны утверждения 2 и 3.
5) верны утверждения 1,2 и 3?
13.Укажите среди утвержденийневерные. При формировании представлений о прямой линии у первоклассников полезно решать следующие задачи:
1) сравнивать прямую и кривую линии;
2) ставить точки на прямой и вне прямой линии, устанавливать положение точки относительно заданной прямой линии;
3) проводить прямые и кривые линии через 1,2,3 заданные точки;
Проводить параллельные прямые.
14. Формируя представления об отрезке, учитель добивается осознания того, что отрезок это:
1) прямая линия, ограниченная с двух сторон;
2) часть прямой линии, ограниченная двумя точками;
3) линия,соединяющая две данные точки;
4) часть прямой линии.
15.Укажите среди утвержденийневерные. Ознакомлению с прямоугольником предшествует усвоение следующих знаний и умений:
1)многоугольник, у которого четыре стороны является четырехугольником;
2)умение находить среди углов прямые углы;
3)многоугольник – это геометрическая фигура, ограниченная замкнутой ломаной линией;
Квадрат – это прямоугольник.
16.Выделению существенных признаков прямоугольника (это четырехугольник, у которого все углы прямые) не способствует выполнение заданий на:
1) распознавание прямоугольников среди фигур, имеющих прямые углы;
2) отыскание в окружающей обстановке предметов прямоугольной формы;
3) составление прямоугольников из других геометрических фигур;
4)закрашивание прямоугольника;
5) классификацию четырехугольников по различным признакам.
17. С какой целью даются следующие задания: проведите окружность и раскрасьте круг, ограниченный данной окружностью; отметьте точку, лежащую внутри круга, вне круга, на окружности:
1)ввести понятие «круг»;
2) предупредить смешивание понятий «круг» и «окружность»;
3) формировать умение вычерчивать «окружность» заданного радиуса с центром в заданной точке;
4)помочь обучающимся понять, что окружность – это граница круга;
5) верны ответы 2 и 4.
18. Чтобы создать проблемную ситуацию, учитель предложил второклассникам построить четырехугольник с тремя прямыми углами. Какова учебная задача этого урока:
1) ознакомление с прямоугольником; 2) построение четырехугольников;
3) построение прямого угла; 4) нет верных ответов?
19. Учитель раздал обучающимся карточки с изображенными углами и предложил им закрасить углы разными цветами, чтобы показать разбиение углов на виды по сравнению с прямым углом. Какие цели достигаются при выполнении этого задания и обсуждения его результатов:
1) обучение классификации;
2) формирование представлений о прямом угле;
3) обучение построению углов;
4) нет верного ответа;
5) возможны ответы 1 и 2?
20. Понятие многоугольник в начальных классах можно разъяснить через:
1) связь многоугольника с замкнутой ломаной линией;
2) частные виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и др.
3) разбиение геометрических фигур отрезками на части;
4) получение геометрических фигур составлением из нескольких фигур;
Верно 1 или 2.
21. Умение находить периметр многоугольника предполагает владение обучающимся следующими умениями:
1) находить длину ломаной линии; 2) пользоваться линейкой;
3) измерять стороны многоугольника;
4) вычислять сумму нескольких чисел – значений величин;
5) все ответы верны.
22.Обучающиеся в начальных классах усваивают понятие периметр только на примере многоугольника: «Периметр многоугольника – это сумма длин всех его сторон». В чем ограниченность такого подхода к изучению периметра:
1) не отражается общее то, что периметр – это длина границы любой плоской геометрической фигуры;
2) не содержится информация о возможности и способе нахождения периметра круга и других фигур, ограниченных кривой замкнутой линией;
3) нет верного ответа; 4) верны 1 и 2 утверждения.
Периметр | 24 см | 24 см | … |
Длина | |||
Ширина |
23. Обучающимся в третьем классе предложено задание: «Сколько можно построить прямоугольников с периметром 24 см, длина и ширина которых выражается натуральными числами?Заполните таблицу».
Каковы учебные задачи этого задания:
1) актуализация понятия периметр;
2) применение правила нахождения периметра прямоугольника; 3) обучение построению прямоугольников;
4) обучение младших школьников работать с информацией;
5) связь теории и практики в обучении математике;
Целесообразно поставить 1, 2 и 4 задачи.
ДЕ – 8. Пропедевтика представлений о дробных числах в
Тестовая работа. Итоговая тестовая работа
Тема: Итоговая тестовая работа.
Цель занятия: проверить знания, умения, навыки и оценить обучающихся за второй семестр.
Что является основной формой обучения младших школьников математике;
урок − это основная форма обучения младших школьников математике
эксскурсии
Основной формой обучения математике в начальных классах является:
Укажите неверный ответ. Домашняя работа по математике в начальной школе:
содержит задания только занимательного характера
Функциями учебника как основного средства обучения математике в начальной школе являются:
Подготовительная работа к изучению сложения и вычитания ведется:
в процессе изучения нумерации чисел 1-го десятка
Выделите функции дидактической игры в процессе обучения математике:
К какому из компонентов методической системы относятся дидактические игры:
методы обучения
При использовании в обучении младших школьников математике компьютерных программ (презентаций, информационно-обучающих, тестирующих) необходимо предусматривать:
Как помочь ученику найти ошибку: 14 – 6 = 14 – (4 + 2) = 14 – 4 + 2 = 12?
использовать прием самоконтроля: «Всего надо вычесть 6? Сначала вычту 4, затем вычту еще 2. Всего вычту 6»
Установите причину ошибки при применении приема вычитания в пределах 100
смешивание приемов сложения и вычитания
Какой из перечисленных вопросов относится к изучению алгебраического материала:
правила порядка выполнения действий
На каком уровне изучаются вопросы алгебраической пропедевтики в начальных классах:
на уровне общих представлений;
С выражениями, состоящими из трех и более чисел, соединенных одинаковыми или различными знаками действий дети знакомятся:
в концентре «Числа первого десятка»
Укажите верное чтение выражения 10 + (5+2):
к числу десять прибавить сумму чисел пять и два
Какое выражение соответствует вычитанию числа из суммы:
Какой прием не используется для решения уравнений в традиционном подходе к обучению младших школьников математике:
равносильные преобразования уравнений
В чем заключается пропедевтическая роль изучения геометрического материала в начальном курсе математики:
в подготовке к изучению систематического курса геометрии
Первые представления о форме, размерах и взаимном расположении предметов в пространстве дети получают:
Первоклассникам розданы карточки с изображением различных многоугольников. С какой целью учитель предложил задание: « Раскрасьте все треугольники. Посчитайте, сколько сторон, вершин, углов у треугольника»
Верны утверждения 2 и 3
Укажите среди утверждений неверные. При формировании представлений о прямой линии у первоклассников полезно решать следующие задачи:
проводить параллельные прямые
Формируя представления об отрезке, учитель добивается осознания того, что отрезок это:
часть прямой линии, ограниченная двумя точками
Укажите среди утверждений неверные. Ознакомлению с прямоугольником предшествует усвоение следующих знаний и умений:
Квадрат – это прямоугольник.
Чтобы создать проблемную ситуацию, учитель предложил второклассникам построить четырехугольник с тремя прямыми углами. Какова учебная задача этого урока:
ознакомление с прямоугольником;
Учитель раздал обучающимся карточки с изображенными углами и предложил им закрасить углы разными цветами, чтобы показать разбиение углов на виды по сравнению с прямым углом. Какие цели достигаются при выполнении этого задания и обсуждения его результатов:
формирование представлений о прямом угле;
Обучающиеся в начальных классах усваивают понятие периметр только на примере многоугольника: «Периметр многоугольника – это сумма длин всех его сторон». В чем ограниченность такого подхода к изучению периметра:
верны 2 и 4 утверждения.
Что является теоретической основой прибавления по частям?
смысл действия сложения;
Исключи из данных выражений «лишнее»: 2 + 6, 6 + 3, 2 + 8. Какое знание поможет ученику выполнить это задание?
знание свойства перестановки слагаемых как теоретической основы прибавления к меньшему числу большего;
знание таблицы сложения;
Для успешного усвоения табличных случаев вычитания с переходом через разряд наиболее важно знание учеником:
Установите причину ошибки при применении вычислительного приема сложения и вычитания в пределах 100.
На какой теории основан в вычислительный прием?
1) пересчитывание по одному;
2) применение правила: «единицы складывают с единицами» и объединение двух множеств;
3) представления числа в виде суммы разрядных слагаемых и применение правила: «два соседних слагаемых можно заменить их суммой»;
4) операция объединения двух непересекающихся множеств.
5. Как помочь ученику найти ошибку: 14 – 6 = 14 – (4 + 2) = 14 – 4 + 2 = 12?
1) повторить таблицы сложения в пределах двадцати;
2) повторить состав чисел первого десятка;
3) использовать связь вычитания со сложением;
Использовать прием самоконтроля: «Всего надо вычесть 6? Сначала вычту 4, затем вычту еще 2. Всего вычту 6».
Какой из перечней опорных знаков, не используется при формировании умения выполнять устно сложение в пределах ста?
1) дуга, лучики, рамка;
2) дуга, лучики, скобки;
3) рамка, дуга, скобки;
Дуга, линейка, лучики, рамка.
Установите причину ошибки при применении приема вычитания в пределах 100.
1) ошибка в табличном сложении и вычитании;
2) пропуск операции вычислительного приема или включение лишней;
3) смешивание приемов сложения и вычитания;
4) не различение разрядов при сложении.
8. Каких объяснений достаточно для обоснования ошибки, допущенной при вычитании:
30 – 6 = 36
300 – 60 = 360.
1) при вычитании должно получиться меньше, чем было, но 36 больше, чем 30. (360 > 300);
2) 36 это 30 и 6. (360 это 300 и 60);
3) вычитание не выполнено, найдена сумма чисел;
4) надо было вычитать, а не складывать.
9. При изучении письменного вычитания с переходом «через разряд» необходимо провести следующие подготовительные упражнения:
1) повторить вычитание вида: 10 – □;
2) повторить таблицу сложения однозначных чисел;
3) соотношение разрядных единиц, табличные случаи вычитания в пределах 20;
4) выучить состав чисел до 10.
При вычитании вида 8763 – 245 ученик вычел 2 из 8, 4 из 7, 5 из 6. Какова причина ошибки?
1) незнание таблицы вычитания однозначных чисел;
2) непонимание смысла вычитания;
3) аналогия со сложением;
Незнание алгоритма.
Что является теоретической основой прибавления по частям?
1) свойства натурального ряда чисел;
2) смысл действия сложения;
3) переместительное свойство сложения;
4) взаимосвязь между суммой и слагаемыми.
12. Исключи из данных выражений «лишнее»: 2 + 6, 6 + 3, 2 + 8. Какое знание поможет ученику выполнить это задание?
1) знание таблицы сложения;
2) знание связи сложения и вычитания;
3) знание свойства перестановки слагаемых как теоретической основы прибавления к меньшему числу большего;
4) понимание смысла сложения.
13. Для успешного усвоения табличных случаев вычитания с переходом через разряд наиболее важно знание учеником:
1) таблицы сложения в пределах 10;
2) связи чисел при вычитании и состава чисел первого десятка;
3) состава чисел 11-18 и связи вычитания с сложением;
4) связи чисел при сложении.
Установите причину ошибки при применении вычислительного приема сложения и вычитания в пределах 100.
1) ошибка в табличном сложении и вычитании;
2) пропуск операции вычислительного приема или включение лишней;
3) смешивание разрядов при вычитании;
4) перенос приема сложения на вычитание.
В какой последовательности целесообразно изучить следующие случаи внетабличного вычитания?
1) 54 – 23, 54 – 28, 50 – 20, 54 – 8, 54 – 3;
2) 54 – 28, 54 – 23, 54 – 8, 50 – 20, 54 – 3;
3) 50 – 20, 54 – 3, 54 – 20, 54 – 8, 54 – 23, 54 – 28;
4) 50 – 20, 54 – 3, 54 – 23, 54 – 8, 54 – 20, 54 – 28.
При вычитании вида 8763 – 245 ученик из 5 вычел 3. Какова наиболее вероятная причина ошибки?
1) незнание таблицы вычитания однозначных чисел;
2) аналогия со сложением;
3) решил «другим» способом;
4) нет верного ответа.
При изучении табличных случаев сложения и вычитания, на каком из этапов составляются таблицы?
2) до ознакомления с соответствующим вычислительным приемом;
3) при закреплении вычислительного приема;
4) при совершенствовании знаний таблицы.
18. Подготовительная работа к изучению сложения и вычитания ведется:
1) в процессе изучения нумерации чисел 1-го десятка;
2) после изучения нумерации;
3) по усмотрению учителя, по необходимости;
4) подготовительная работа не поводится.
19. Введение взаимосвязи сложения и вычитания тесно связывается с понятиями «целое» и «часть» в технологии обучения:
2) Н.Б. Истоминой;
4) Нет верного ответа.
В какой последовательности целесообразно рассмотреть случаи вычитания
а) 756 б) 756 в) 40706 г) 43756
688 682 3688 3632
2) б, а, г, в;
4) все равно, в каком порядке рассматривать.
Прибавление по частям
Оборудование: О.А.Захарова, Е.П.Юдина «Математика в вопросах и заданиях (тетрадь для самостоятельной работы) слайды, проектор, компьютер.
I. Оргмомент
Подготовка готовности к уроку рабочего места.
– Улыбнулись друг другу, учителю, гостям.
II. Чистописание
– Что знаете об этом числе? (Это двузначное число, потому что состоит из двух цифр 1 и 3. В нем 1 десяток и 3 единицы. Его соседи: слева в числовом ряду стоит число 12, а справа – 14. Разрядные слагаемые 10 и 3.)
– А вы знаете, ребята, как в народе называют это число? (Чертова дюжина.)
– Почему его так называют, как вы думаете? (Люди считают, что это несчастливое число. Оно приносит людям несчастье. В некоторых странах нет дома №13, нет квартиры №13, нет 13-го этажа в доме.)
– Так вот, с числом 13 к нам на урок явилась нечистая сила. Только вспомни о ней, и она тут как тут.
– Как вы думаете, зачем эта нечисть к нам пожаловала? (Ответы детей.)
– Домовой, Кикимора, Леший, Баба-Яга, Водяной, Черт и Змей Горыныч хотят померяться с вами силой. Они думают, что вы еще маленькие, ничего не знаете, вас легко одолеть.
– Вы согласны?
– А в чем заключается ваша сила? (В знаниях.)
III. Постановка темы и цели урока
– Мы должны сегодня на уроке показать нечисти чему мы уже научились за все время обучения в школе, научиться быстро решать примеры с помощью сложения чисел по частям, познакомиться с удобными слагаемыми.
– Дети, как вы думаете, сможем мы это?
– Ну, тогда в бой!
IV. Подготовка к изучению новой темы
– Итак, первым с вами решает сразиться Водяной.
Чтение текста о водяном со слайда.
– Попробуйте, ребята, развлеките его, чтобы он не утащил вас на дно реки. А для этого нужно вспомнить состав числа 10.
1 +
= 10
+ 7 = 10
3 += 10
+ 4 = 10
5 += 10
+ 2 = 10
8 += 10
+ 9 = 10
Дети работают в парах. Ввзаимопроверка.
Водяного мы легко одолели отправляемся дальше.
V. Новый материал
– А теперь с вами хочет померяться силами Леший.
Чтение текста о Лешем со слайда
– А вот сможет ли он вас сбить с толку мы сейчас посмотрим. Он и задание вам такое подобрал.
Найти значение суммы разными способами
7 + 5
7 + 5 = 7 + (3 + 2) = (7 + 3) + 2 = 10 + 2 = 12
7 + 5 = 7 + (3 + 2) = (7 + 2) + 3 = 9 + 3 = 12
7 + 5 = 7 + (4 + 1) = (7 + 4) + 1 = 11 + 1 = 12
7 + 5 = 7 + (4 + 1) = (7 + 4) = 1 = 11 + 1 = 12
– Какой способ самый удобный? Почему?
– Как мы прибавили число 5? (Мы прибавили число 5 по частям, разложив его на удобные слагаемые.)
– Справились мы и с заданием Лешего. А на помощь ему уже спешит его близкая подруга – Кикимора.
Чтение текста со слайда
– Не дадим Кикиморе утащить нас на болото и замучить там до смерти.
VI. Закрепление нового материала
«Тетрадь для самостоятельной работы». Задание №2 стр.66
Найти значение суммы чисел 5 и 6 разными способами. Подчеркнуть тот способ, который удобнее для тебя.
– Справились мы и с Кикиморой, но что-то силы нас стали покидать. Надо позвать на помощь Домового.
Чтение текста со слайда
– Ребята, давайте мы тоже не будем ссориться с хозяином нашего дома, покажем ему, как мы умеем дружно отдыхать.
Физминутка
Очень сильно разозлилась Баба-Яга, узнав о том, что произошло с Лешим и Кикиморой. Решила она, вот чтобы то ни стало, одолеть вас своими колдовскими чарами.
Чтение текста со слайда
Баба-Яга решила проверить умеете ли вы работать самостоятельно. Справитесь?
«Тетрадь для самостоятельной работы». Задание №3 стр.67.
Вычисли значение сумм способом прибавления по частям
1 вариант. 2 вариант
5 + 7 7 + 5
6 + 9 8 + 6
Взаимопроверка (в парах)
– Поняла Баба-Яга, что и ей не одолеть таких умных ребятишек и позвала к себе на помощь, кого бы вы думали? Змея-Горыныча.
Чтение текста со слайда
– Давайте не будем ждать, пока он обернется кем-нибудь и утащить наших девочек-красавиц, а быстрее решим его задачи.
– А эту задачу решите самостоятельно.
На столе 8 тетрадей в клетку и столько же тетрадей в линейку. Сколько тетрадей на столе?
– Понял Змей-Горыныч, что и он потерпел поражение, позвал на подмогу самого Черта.
Чтение текста со слайда
– Видит Черт, что устали вы, решили вас склонить к лени. Только, что у него из этого выйдет, мы сейчас проверим.
Задание на внимание
– И с этим заданием мы справились. Не перевелись на Руси еще богатыри, только берут они не силой, а знаниями.
VII. Итог урока
– А какие знания вы получили сегодня на уроке?
Рефлексия
– Ребята, посмотрите, какое у меня замечательное настроение, я очень рада за вас. У кого из вас такое же настроение, к веселой мордашке на доске прикрепите свои магнитики с веселыми мордашками.