Что является теоретической основой применения песочной терапии в психотерапевтическом процессе
Реферат «песочная терапия как метод психокоррекции»
Песочная терапия как метод психокоррекции
1. Особенности метода песочной терапии
3. Механизм воздействия
4. Песочная терапия в России
Список использованной литературы
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.
Этот феномен известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка?
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Здесь человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Иными словами, основное действие песочной терапии направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка. Проявленные внутренние процессы рассматривались с точки зрения стадиальности психического развития и проявления архетипов в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок.
Цель работы: рассмотреть теоретические основы и практический потенциал метода песочной терапии.
1. Выделить отличительные особенности метода песочной терапии.
2. Рассмотреть историю метода.
3. Проанализировать его терапевтический потенциал.
4. Рассмотреть, какое развитие метод получил в России.
Особенности метода песочной терапии
В начале часа ребенок видит лоток в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. Ребенок выражает в песке то, что спонтанно возникает, констеллируется в нем в течение сеанса. Он полностью свободен играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Психолог не дает ему никаких инструкций. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку, но некоторые дети и взрослые используют только песочные скульптуры.
Для своей собственной документации и контроля над динамикой процесса, аналитик делает эскиз каждой картины из песка, замечает все, что может иметь значение, и в конце сессии особым образом делает одну или более фотографий, или слайдов картины, важной для последующей интерпретации символических аспектов душевых проявлений. Фотовспышки не подходят для фотографирования, так как важные тени стираются, и становится труднее распознавать структуры.
От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.
В начале века психоаналитики столкнулись с проблемой детского психоанализа. Они обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые. Детей, в отличие от взрослых, не интересует исследование собственного прошлого или обсуждение стадий развития. Дети часто отказываются даже пробовать свободно ассоциировать. Многие терапевты, работавшие с детьми, прибегали к непрямому терапевтическому контакту посредством наблюдения за детьми. Мелани Кляйн начала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет с 1919 года. Она считала, что детская игра, также, как и поведение взрослых, направляется скрытыми мотивациями и свободными ассоциациями.
Дора Калф получила образование как юнгианский аналитик. Она установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным и сопоставима с серией сновидений, встречающихся в течение аналитического процесса. Работа над лотком песка инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калф выпущена монография «Сэндплэй».
Современник и ученик К. Г. Юнга, Эрих Нойманн, более подробно разработал представление об этапах развития сознания. Терапевты, которые работают методом «песочной терапии» в рамках этого направления, проходят специальный курс обучения.
Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим.
Именно благодаря такому анализу терапевт наблюдает за динамикой символов своего клиента. Когда клиент говорит, что уже хватит работать, значит, процесс самоисцеления завершен. В результате курса «песочной терапии» проходит тревога, страхи, искажающие поведение эмоции, устраняются.
Преимуществами песочной терапии является то, что она:
— помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков);
— освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации;
— актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
— дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий;
— дает возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни.
Метод «Песочная терапия» в психологическом консультировании
Статьи по психологии
Логинова О.И.
МЕТОД «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Обзорная статья по теме: «Метод «Песочная терапия» в психологическом консультировании». Дается определение песочной терапии, краткая история создания метода «Песочной терапии». Определяются цель и задачи песочной терапии. Показания и противопоказания к песочной терапии. Краткая классификация миниатюрных фигурок для песочной терапии. Использование метода «Песочной терапии» в индивидуальной, семейной и групповой терапии, при работе с детьми в детском саду. |
История создания метода «Песочная терапия»
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».
Автор метода «Песочной терапии», швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Dora Kalff является автором книги «Sandplay». (Boston: Sigo Press, 1980). В книге описаны случаи из практики.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.
В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.
Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».
В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми. Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга.
Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.
Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии: визуализации, психодрамы, работы с телом и движением, гипноза и т.д.
Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.
Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии «заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента».
Существенное отличие от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается в использовании интерактивных игр и упражнений.
Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход.
Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Возможности песочной терапии
Данный метод позволяет:
— Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
— Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
— Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
— Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
— Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.
Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи:
Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.
Показания к песочной терапии
Как правило песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.
Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:
— Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
— Ограничен в проявлении своих чувств;
— Переживает экзистенциальный или возрастной кризис;
— Имеет психологическую травму;
— Имеет проблемы в принятии решения.
Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
— Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
— Эпилепсия или шизофрения.
— Клиент с очень высоким уровнем тревожности.
— Клиент с неврозом навязчивых состояний.
— Аллергия на пыль и мелкие частицы.
— Кожные заболевания и порезы на руках.
Однако ряд психологов используют песочную терапию с детьми с СДВГ. На сколько это эффективно с такими детьми, трудно сказать, пока можно опираться на обратную связь с родителями этих детей.
В своей практике я использовала работу с песком с клиентами в случае депрессивного состояния, страхов, фобии, глубокой психологической травмой. Ко мне приводили несколько раз детей-аутистов. Работать с ними не получилось. Хотя, знаю, что коллеги-психологи с ними работают.
Песок для песочницы
В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки «кварцевый песок 0,1-03». Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы.
Для мелкого песка можно иметь пуливизатор с водой, чтобы орошать песок.
Песок может быть цветным. В работе с клиентами желательно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.
Вопрос: «Где можно купить песок?»
Ответ. «Он продается в зоомагазинах в упаковках от 1 кг до 6 кг.
В настоящее время существует сеть магазинов, которые специализируются на продаже цветного песка для творческих работ. Для песочницы вполне достаточно 4-6 кг песка. Песочницу заполняют на две треть песком».
__________
В отдельных случаях для работы с песком можно использовать также и ватман, у которого загибаются края и он превращается в импровизированную песочницу. Для работы достаточно одного кг песка.
При работе с детьми при создании волшебных картин на ватмане, как вариант, можно использовать не только песок, но и фасоль, горох, манку и другую цветную крупу.
Грунтовые цветные камни для аквариума. Это позволяет детям развивать творческие способности. Картины делаются быстро. Их можно мгновенно менять, что очень нравится детям и создает эффект волшебства.
На плотной бумаге можно делать песочные картины. Для этого делается эскиз картины, затем покрывается клеем ПВА, а далее насыпают песок. Песок сцепляется с клеем.и через некоторое время застывает. Где-то через сутки песок можно покрасить гуашью.
Символизм ландшафта песочной картины
Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. В момент построения мира клиент может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.
Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха)
Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.
И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:
— Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!
Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.
— Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.
— Но как это может произойти?
— Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…
Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?
— Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.
— Но как я могу проверить это?
— Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.
— Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?
И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.
Река узнавала, а пески шептали:
— Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.
Вот почему говорят,
что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.
Коллекция миниатюрных объектов
Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.
Кроме миниатюрных фигур в кабинете желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.
В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.
Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:
— Большие и крошечные;
— Бесцветных и ярких цветов;
— Прозрачные и непрозрачные;
— Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.
В данной статье не рассматривается подробный перечень миниатюрных фигур. Однако можно сказать, что несколько фигур могут выделяться из всего ряда фигур и при выборе клиентом могут стать ключевыми фигурами всей терапии. Но надо быть осторожными, когда на приеме маленькие дети, т.к. они все тащат в рот. Слишком мелкие фигурки не использовать с маленькими детьми.
Вопрос: «Где можно купить миниатюрные фигурки для песочной терапии?»
Ответ. «Фигуры для песочной терапии можно приобрести в киосках Союзпечати, в магазине «Детский мир», в киосках «Сувениры». Подойдут фигурки из Киндерсюрпризов».
__________
Символизм миниатюрных фигурок, выбранных для песочной картины
Фигурки, выбранные на поле, символизируют то, что человек имеет на сегодняшний день. Самым главным, основным считается то, что сам автор думает по поводу выбранных фигурок. Важно помнить и понимать, что сколько людей столько и импровизаций может быть. Находясь в кабинете психолога, человек выберет из множества фигурок, только те, которые для него актуальны в настоящее время.
Вопрос: «Можно ли отдавать клиенту понравившуюся фигурку после терапии?»
Ответ: «Однозначного ответа нет. Ребенку можно дать, но в обмен на другую фигурку. Взрослому человеку лучше не отдавать, т.к. в какой-то момент может произойти обесценивание терапии».
Семейная песочная терапия
Песочную терапию возможно использовать и в семейной психотерапии.
При решении семейных проблем терапевт может предложить клиенту или семейной паре, которая пришла на прием выбрать фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создать на песочном поле композицию из них. Выбирая фигурки животных, человек создает метафору, которая символизирует то, что происходит в семье клиента.
Песочная терапия с детьми
Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка. Для начала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, различные формочки, изображающие транспорт, людей, животных. Для маленького ребенка важен сам процесс игры и строительства.
Требования к песку для песочницы с детьми
Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.
Свойства песка способствуют тактильной стимуляции и отреагированию эмоций, проработке психологической травмы.
При работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.
В случае возникновения проблем в детско-родительских отношениях предлагается построение мира на одном песочном поле совместно ребенка и родителя. Возможно построение мира в разных песочницах.
В книге Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной Феи» даются описания упражнений с песком для детей младшего и старшего дошкольного возраста, которые выполняются детьми совместно с педагогами или психологами детского сада. Эти упражнения направлены на снижение психофизического напряжения, регуляцию мышечного напряжения, расслабления, развитие тактильной чувствительности, развитие воображения, расширению представлений об окружающем мире.
Дора Калльфф выявила закономерности в выборе миниатюр детьми разного возраста.
Так в возрасте до 6-7 лет у детей преобладают растения и животные, натуральные предметы (мох, веточки, шишки, камушки и т.д.).
А к 11- 12 годам в песочнице чаще появляются люди и темы конфликтов и сражений.
У детей старше 12-13 лет могут возникать сцены, отражающие как реальную жизнь, так и мечты о будущем, возможны и абстрактные картины.
Таким образом, метод песочной терапии могут использоваться в группах личностного роста, на тренингах общения, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; в детских садах, в детских центрах (рисование песком) на столе с подсветкой.
Вы можете купить метафорические ассоциативные карты
Песочная терапия
Сущность и содержание, история и основные этапы развития песочной терапии, используемые методы и приемы, инструменты. Типы предметов, используемых в данной технологии, оценка ее эффективности, условия и возможности применения, педагогический эффект.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.01.2014 |
Размер файла | 25,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
В своем реферате, я бы хотела рассмотреть такой вид нетрадиционной методики, как песочная терапия.
1. Экскурс в истории развития песочной терапии
песочный педагогический терапия
В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны.
Дональд Сандер (юнгианский песочный терапевт)
Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 50 ых годах прошлого века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.
Создавая сам или с вашей помощью свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то и на душе у ребенка покой и гармония.
3. Основные компоненты песочной терапии
«Картина на песке (…) может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).
Песок и вода находятся друг с другом в определенных отношениях. Оба этих вещества существуют с незапамятных времен, лишены каких-либо границ и пребывают в постоянном движении. По отдельности они бесконечно перемещаются и текут под воздействием гравитации и атмосферных процессов. Находясь в жидком виде, вода лишена какой-либо определенной формы. Песок является плотной субстанцией и также не имеет формы. Соединяясь, песок и вода могут образовывать устойчивые формы или превращаться в грязь в тех случаях, когда воды больше, чем песка. Аналогичным образом, испытывая сильные чувства, человек утрачивает равновесие. Содержащие воду изобразительные материалы, такие как акварель, гуашь и глина, способствуют выражению чувств, особенно, если используются достаточно свободно. Вода присутствует в песочнице, однако она впитывается в песок, делая его влажным. Иногда, когда клиент хочет воспользоваться очищающими свойствами воды и ощутить ее движение, у него возникает желание использовать ее в чистом виде. В некоторых случаях можно предоставить ему такую возможность, наполнив водой какую-либо емкость.
4. Типы предметов, используемые в песочной терапии
Основной набор используемых в песочной терапии предметов включает несколько сотен миниатюр. Они подразделяются на несколько категорий, каждая из которых включает ряд подгрупп. Все предметы должны быть достаточно прочными, чтобы не разрушаться от неумелого обращения и воздействия водой. Особо красивые и хрупкие предметы требуют бережного обращения, и при их использовании детьми следует принять дополнительные меры, для того чтобы не допустить их повреждения. Всегда есть опасность того, что коллекция миниатюр окажется слишком большой и ее размеры не позволят удовлетворить сиюминутные потребности клиента. Так же как и в жизни, невозможность в сложившихся условиях удовлетворить определенные потребности является фактором личностного роста и призвана побуждать клиента к изменению и реализации своего творческого потенциала.
— Люди должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; представители первобытных и племенных структур, причем, по возможности, целыми семьями; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги и богини разных народов, а также ангелы.
Деревья и другие растения: эта подгруппа должна включать разные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т.д. (иногда можно использовать и реальные растения). Объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния.
— Транспортные средства эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты).
Объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т.д.
Аксессуары: ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели.
Естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда. Расположение предметов
5. Материал, используемый в песочной терапии
Во многих культурах камни символизируют кости Матери-Земли, прочность, бессмертие и вечность. Камни используются при строительстве и сооружении фундаментов. Вертикально стоящие камни являются фаллическими символами. Кроме того, камень может выступать в качестве обозначения центра мира, пуповины, соединяющей землю с небом (Cooper, 1978, р. 160).
Стекло и кристаллы
Кристаллы образуются глубоко под землей под воздействием высокой температуры и давления в течение многих тысяч лет. Красота кристаллов открывается нам, лишь когда их извлекают из земли. Они символизируют исцеляющее воздействие психотерапии, которое становится возможным вследствие глубокой внутренней работы, когда в психике протекают процессы кристаллизации и взорам ребенка и психотерапевта затем предстают их результаты. Стекло является результатом производственной деятельности человека. Оно отличается чистотой, прозрачностью и прочностью. И кристаллы, и стекло также символизируют чистоту, взаимопонимание и духовный опыт (Cooper, 1978, р. 48).
Во многих культурах дерево рассматривается как prima materia, из которой было создано все. Обработка дерева с использованием различных инструментов символизирует упорядочение хаоса. Дерево ассоциируется с колыбелью, гробом или ложем новобрачных (Cooper, 1978, р. 194) Семена деревьев символизируют рост, развитие, энергию жизни и процесс формирования личности.
Кости символизируют вечность жизни и возможность воскресения. Одновременно они напоминают о смерти и краткости земного существования. В набор используемых в песочной терапии предметов входят настоящие кости, зубы и черепа мелких животных, а также пластиковые кости и миниатюрные скелеты динозавров и людей.
Перья символизируют истину. Они ассоциируются с небом и ветром, легки и напоминают о полетах к иным мирам. Окраска и принадлежность перьев к разным видам птиц определяют их специфическое содержание, что отражает использование перьев в различных церемониях (Cooper, 1978, p. 65).
Пластмассами называются любые типы синтетических или естественных материалов, которым в тот момент, когда они мягкие, может быть придана та или иная форма, после чего они затвердевают. К ним можно отнести многие виды резины, полимеры, производные целлюлозы, казеиновые материалы и протеины (New Websters Encyclopedic Dictionary of the English Language 1997, р. 509). Пластмассы могут символизировать разные виды упаковок и продукты промышленного производства, современное общество и характерное для него стремление производить внешний эффект для того, чтобы как можно выгоднее продать тот или иной товар или идею.
Возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих условий предусмотрена и определена нормативными документами. Но особенности физиологического и психического развития детей, их подготовленность к усвоению учебного материала требуют внесения корректив в содержание, систему и методику обучения. И здесь на помощь педагогам, психологам приходят нетрадиционные, авторские методики.
2. Врачебные ассоциации. Сборник официальных документов Под ред. В.Н. Уранова. М.: ПРоСВЕТ, 2007.
3. Долецкий С.Я. Комсомольская правда. 27.03.92.
5. Кузе Х. Международный медицинский журнал. 1998. С. 357-360
9. Рекомендации Совета по этике АМА, Jама. №3. 1992. С. 47-52.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность и история развития песочной терапии, ее главные принципы, основные компоненты и типы предметов-миниатюр. Анализ материалов, используемых в песочной терапии: металл, камень, стекло, кристаллы, дерево, перья, минералы, кости, раковины, пластмасса.
реферат [19,7 K], добавлен 17.09.2009
Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта, возможности песочной терапии для их коррекции. Основные этапы и принципы разработки, а также анализ эффективности специальной коррекционной программы.
дипломная работа [559,5 K], добавлен 23.06.2016
Возможности информационно-коммунификационных технологий в современной школе, используемые методы и приемы. Психолого-педагогические основы их использования в образовательном процессе на уроках музыки, принципы и условия максимальной эффективности.
курсовая работа [48,0 K], добавлен 25.12.2015
Сущность и содержание педагогической деятельности, ее принципы, используемые приемы и методы. История происхождения и совершенствования, достижения в данной области. Понятие, роль и значение воспитания и педагогической деятельности как профессии.
презентация [104,1 K], добавлен 16.11.2014
Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе. Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой, используемые педагогические технологии, методы и приемы, оценка практической эффективности.
контрольная работа [26,1 K], добавлен 16.02.2015