Что является целью экспертизы дтп

Приложение N 1. Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам

Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам

Повторно в настоящем бюллетене размещена для изучения Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам, ранее опубликованная в бюллетене ГСК за 3 квартал 2017 года, в связи с тем, что судьями по-прежнему допускаются многочисленные ошибки при назначении таких экспертиз и при последующей оценке экспертных заключений.

При рассмотрении споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, взыскания страховых выплат (в том числе в порядке регресса и суброгации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.

Назначение автотовароведческих экспертиз необходимо в случаях:

— ответчик (страховая компания или физическое лицо) оспаривают отчет о стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца, изготовленный по инициативе истца в досудебном порядке;

— неполнота и недостаточная ясность проведенных страховой компанией или истцом исследований восстановительного ремонта;

— наличие противоречий между двумя отчетами о стоимости восстановительного ремонта; и др.

Назначение автотехнических экспертиз необходимо в случаях:

— представление страховой компанией заключения специалиста о несоответствии объяснений участников ДТП обстоятельствам происшествия;

— несоответствие степени повреждений автомашин обстоятельствам происшествия;

— наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения, и др.

По характеру исследуемых вопросов, предмета и объекта исследования дорожно-транспортные экспертизы можно разделить на следующие виды:

технико-диагностическая экспертиза позволяет выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

автодорожная экспертиза позволяет определить техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

Основные элементы подготовки экспертизы:

1) подготовка материалов для экспертного исследования;

2) формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта;

3) выбор экспертного учреждения или подбор эксперта.

Вопросы, подлежащие выяснению у сторон при подготовке к экспертизе (товароведческая, автотехническая и др.)

1) В каком состоянии находится транспортное средство, участвующее в ДТП (восстановлено или нет).

2) Если автомобиль не восстановлен, то необходимо разъяснять сторонам, что в случае назначения экспертизы для ее проведения требуются автомобили, участвовавшие в ДТП, в невосстановленном виде.

4) В случае если пострадавшие автомобили восстановлены, необходимо получить документы о его фактическом восстановлении.

5) Получить от сторон все имеющиеся фотоматериалы поврежденных автомобилей, места происшествия:

— выяснить велось ли фотографирование сотрудниками ГИБДД, выезжавшими на место происшествия;

— запросить в электронном виде фотографии, сделанные страховщиком при осмотре поврежденного ТС;

— запросить фотографии у оценщика, выполнявшего осмотр по договору с истцом;

— если автомобиль отремонтирован (относительно договора добровольного страхования) и представлялся страховой компании на осмотр в отремонтированном виде, то фотографии с данного осмотра;

— если довод страховой компании, что страховался один автомобиль, а на фотографиях истца к акту осмотра другой автомобиль, надо затребовать фотографии с осмотра при страховании;

— выяснить имелись ли записи с видеорегистраторов, запись должна быть предоставлена на электронном носителе в судебном заседании;

— то же самое относится к записям к стационарным камерам на зданиях ( ЖД вокзал, банки, магазины).

На этапе подготовки дела к судебном разбирательству необходимо:

1) запросить выплатное дело

2) запросить административный материал по факту ДТП.

3) ознакомится с первичными документами.

Состав первичной документации включает: протокол осмотра места ДТП; схему ДТП; справку о ДТП; объяснения участников происшествия и свидетелей; протокол контроля трезвости водителей, рапорт.

Анализ схемы ДТП является важным этапом подготовки к назначению дорожно-транспортной экспертизы.

Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний участников ДТП.

Для того, что бы дать анализ схемы ДТП необходимо знать, что должно быть в ней отражено.

В схеме должно быть отражено:

— место дорожно-транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

— ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений,

— наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);

— положение транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам и иным элементам дороги;

— направление движения участников дорожно-транспортного происшествия до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, очевидцев.

Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте.

До назначения экспертизы необходимо выяснить все обстоятельств ДТП, если они оспариваются, либо из документов неясны, путем допроса свидетелей, в том числе и сотрудников ГИБДД.

При опросе сторон (участников ДТП) необходимо установить (в зависимости от происшествия):

на каком расстоянии опасность была обнаружена водителем;

на каком расстоянии он предпринял маневр (нажал на тормоз или и повернул руль), пытаясь предотвратить столкновение, сколько метров проехал после этого до непосредственного места происшествия и до остановки;

наличие в салоне автомобиля пассажиров (количество) и масса перевозимого груза и др.;

где произошло столкновение (соответствует ли место столкновения месту, отраженному на схеме);

какими элементами автомобили контактировали друг с другом;

траектория движения после контакта ТС (в какую сторону развернуло ТС, где остановилось ТС (на обочине, в кювете, на встречной полосе и др.), переворачивалось ли ТС и др.)

следы непосредственного контакта и вторичные деформации (если после основного столкновения был контакт, с каким либо предметом).

Допрашивая свидетелей, необходимо выяснять место нахождения свидетеля в момент происшествия.

Если страховые компании, ходатайствуя о назначении автотехнической (трасологической) экспертизы, заявляют о фальсификации страхового случая или инсценировки ДТП, то необходимо требовать от стороны, заявляющей такое ходатайство четких пояснений о том, какие обстоятельства дают основания полагать, что ДТП сфальсифицировано.

Основаниями для удовлетворения такого ходатайства могут являться следующие обстоятельства:

— несоответствие степени повреждений автомашин (например, на одном автомобиле имеется всего лишь царапина на левой стороне двери, а у другого автомобиля разбит весь правый бок, и т.д.);

— заключение специалиста о локализации, характере повреждений, которые не могли возникнуть в результате указанного ДТП;

— наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения; несоответствие местности, где совершено ДТП, произведенным замерам, показаниям сотрудников ГИБДД, оформлявших происшествие, схеме ДТП и повреждениям автомобиля;

При ДТП без участия других транспортных средств (перебегала дорогу собака и водитель не справился с управлением) необходимо обратить внимание на соответствие описанного водителем вида ДТП имеющимся следам (на схеме ДТП, на фотографиях с места ДТП).

Так, если водитель утверждает, что имело место опрокидывание, то необходимо обратить внимание на наличие повреждений на выступающих элементах (боковых зеркалах, молдингах, крыше и др.).

Таким образом, в распоряжение эксперта должны быть предоставлены следующие документы (в зависимости от вида назначенной экспертизы):

— материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии).- фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие обстановку места происшествия;

— фотоматериалы осмотра поврежденных ТС;

— акты осмотра поврежденного транспортного средства с заключениями о стоимости, изготовленные независимыми оценщиками по инициативе потерпевшего и страховых компаний;

Обязательному выяснению подлежат вопросы о возможности предоставления ТС эксперту и состоянии транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (отремонтированы или находятся в том же состоянии в котором были после ДТП).

Для назначения автотехнической экспертизы могут потребоваться также:

— сведения об организации движения в места ДТП (линии разметки, дорожные знаки и их расположение);

— сведения о продолжительности работы фаз светофоров;

— справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП;

Направляемые в распоряжение эксперта материалы должны быть перечислены в определении о назначении экспертизы. При этом следует учитывать, что эксперту не могут быть представлены материалы, не приобщенные к делу в установленном ГПК РФ порядке.

Суд вправе выяснить у эксперта, какие документы необходимы для проведения экспертизы. Эксперт не вправе сам собирать документы, выяснять вне судебного разбирательства какие-либо вопросы у лиц, участвующих по делу. Эти действия производит суд, назначивший экспертизу, по запросу эксперта.

Общие требования, которым должны отвечать вопросы, выносимые на разрешение экспертов, следующие:

— соответствие компетенции эксперта;

— соответствие реальным научно-техническим возможностям.

В соответствии с ст. 79 ГПК РФ суд должен разъяснить лицам, участвующим в деле их право предоставлять вопросы и предоставить возможность для составления вопросов. При представлении вопросов эксперту в письменном виде они приобщаются к материалам дела, если вопросы заданы в устной форме, они должны быть занесены в протокол судебного заседания. Вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, оглашаются в судебном заседании, могут быть уточнены у представившего их лица.

Суд рассматривает все представленные вопросы, исключает из них те, которые не относятся к делу или выходят за пределы компетенции эксперта, формирует вопросы по своей инициативе. Сформулированные вопросы указываются судом в резолютивной части определения. В том случае, если суд отклоняет, вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, он должен привести мотивы отклонения в мотивировочной части определения.

При составлении вопросов целесообразно прибегать к консультациям конкретных экспертов. Это даст возможность грамотно и четко поставить вопросы.

Вопросы, поставленные на разрешение эксперта, не должны носить правового характера (например, как должен был действовать водитель в соответствии с ПДД РФ, какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель, усматривается ли в действиях водителей несоответствие Правилам дорожного движения?)

Вопросы о наличии или отсутствии вины являются компетенцией суда.

Вопросы, подлежащие включению в определение суда о назначении дорожно-транспортной экспертизы, следует формулировать с учетом конкретных обстоятельств по делу, требующих доказывания и входящих в предмет доказывания по делу.

Так, при назначении автотехнической экспертизы возможна постановка следующих вопросов:

— с какой скоростью двигалось транспортное средство до начала торможения, с учетом характера и длины следов торможения? Какова величина тормозного, остановочного пути;

— на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;

— имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения?

— на каком расстоянии от края пересекаемой проезжей части дороги находилось транспортное средство в момент смены разрешающего сигнала светофора на запрещающий сигнал?

— установить сигнал светофора, который был включен для транспортного средства в момент, когда оно находилось на расстоянии, указанном в исходных данных, от линии установки входного светофора на перекрестке? (когда имеется видеозапись, сведения о режиме работы светофорного объекта)

— имел ли водитель возможность остановиться, не выезжая на проезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания ему запрещающего сигнала светофора?

— кто из участников ДТП раньше выехал на проезжую часть перекрестка (если ДТП произошло в границах перекрестка)?

При проведении транспортно-трасологической экспертизы:

— какими частями контактировали транспортные средства при столкновении;

— каково было положение транспортных средств в момент их столкновения;

— каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств до и после столкновения;

— где относительно границ проезжей части находится место столкновения транспортных средств;

— каков механизм столкновения транспортных средств;

— каков угол взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;

— каков механизм образования повреждений транспортных средств;

— могли ли данные повреждения возникнуть в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?

При проведении автотовароведческой экспертизы:

— какова стоимости транспортного средства до ДТП, либо его остаточная стоимость;

— какова величина утраты товарной стоимости.

При назначении автотовароведческих экспертизы не всегда учитывается, что размер расходов на восстановительный ремонт определяется в зависимости от характера спора.

Так, по спорам о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом региональных цен и с учетом износа деталей, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства.

По спорам, вытекающим из договоров добровольного страхования, размер расходов на восстановительный ремонт определяется в соответствии с условиями договора (с износом, без износа, по ценам официального дилера и др.)

Предложенный перечень вопросов не является исчерпывающим. Судья с учетом конкретных обстоятельств по делу вправе поставить и иные вопросы, разрешение которых отнесено к его компетенции.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Независимая экспертиза обстоятельств ДТП

Судебная экспертиза по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (далее – СЭОДТП) назначается в случаях, когда при судебном рассмотрении гражданских дел необходимо установление обстоятельств, связанных с идентификацией транспортного средства, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии на основе специальных знаний в области трасологии и судебной автотехнической экспертизы.

2. Задачи, решаемые судебной экспертизой по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

В настоящее время в рамках СЭОДТП могут быть решены следующие задачи:
установление фактических данных об обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий, связанных с механизмом ДТП, дорожной обстановкой, действиями участников ДТП, причин и условий, способ­ствовавших возникновению ДТП, технического состояния транспортных средств и дороги, деталей, узлов, агрегатов и систем транспортных средств и психофизиологических качеств участников ДТП.

3. Вопросы для постановки перед судебной экспертизой по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

На разрешение СЭОДТП могут быть поставлены вопросы, связанные с механизмом дорожно-транспортного происшествия и образованием следов на месте дорожно-транспортного происшествия и транспортном средстве. Наиболее часто перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

4. Объекты судебной экспертизы по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Объектами СЭОДТП являются – материальные источники инфор­мации, представленные эксперту, для экспертного исследо­вания в целях решения поставленных вопросов (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место ДТП, оставшие­ся на них следы, водитель, а также материалы дела, не тре­бующие правовой оценки.

Документы, и вещественные доказательства, предоставляемые на исследование:

5. Исходные данные для производства судебной экспертизы по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

СЭОДТП по сравнению с другими видами экспертиз наиболее зависима от исходных данных, принятых экспертом при производстве экспертизы. Под исходными данными понимают совокупность све­дений об обстоятельствах дела и объектах экспертного ис­следования, содержащиеся в постановлении следователя (определения суда) о назначении экспертизы, а также в представленных для исследования материалах дела, кото­рые необходимы эксперту для установления обстоятельств ДТП и решения поставленных перед ним вопросов; данные об обстоятельствах происшествия, принятые экспертом при исследовании механизма происшествия и разрешения поставленных перед ним вопросов; научно-технические данные (из справочников, учебных пособий и другой спе­циальной литературы), используемые экспертом при про­изводстве экспертизы.

Исходные данные заключения эксперта формируются на базе двух источников:

Исходные данные, указанные в постановлении следова­теля обязательны для эксперта, и должны быть получены в предусмотренном законом порядке (из протоколов осмо­тра места происшествия, протоколов следственных экспе­риментов, других экспертиз и т.д.).

Исходные данные, указанные в определении (постанов­лении) лица, назначившего экспертизу, влияют на выбор экспертом специальных экспертных данных.

В определении (постановлении) о назначении эксперти­зы в качестве исходных данных должно быть указано:

В раздел «исходные данные» следует включать лишь дан­ные, необходимые для установления механизма происше­ствия и ответа на поставленные перед экспертом вопросы.

Исходные данные для исследований эксперт получает из описательной части постановления (определения суда) о производстве экспертизы, из представленных следовате­лем в ответ на запрос эксперта. Кроме того, исходными данными могут служить предельные значения отдельных вели­чии, если действительные их значения не установлены.

6. Оценка заключения эксперта

Для проверки достоверности заключения эксперта необ­ходимо установить:

7. Методические указания по установлению причин возникновения технических повреждений объекта судебной автотехнической экспертизы

Проведение исследования следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия основывается на следующих методических принципах и положениях.

По видам столкновения транспортных средств делятся на три группы:

В самом процессе столкновения можно выделить три фазы:

При контактировании транспортных средств и других объектов в процессе дорожно-транспортного происшествия вследствие различных по силе и направленности ударов возникают следы (трассы), которые различаются на объемные и поверхностные следы, статические (вмятины, пробоины) и динамические следы (царапины, разрезы). Комбинированные следы представляют собой вмятины, переходящие в следы скольжения (встречаются чаще), либо наоборот, следы скольжения, заканчивающиеся вмятиной. От разрывов следует отличать надрезы, характеризующиеся отсутствием сквозного повреждения. В процессе следообразования возникают так называемые «парные следы», например, следу наслоения на одном из транспортных средств соответствует парный след отслоения на другом.

Трассы на транспортном средстве содержат отображения макро- и микрорельефа, необходимые для того, чтобы идентифицировать транспортное средство, с которым произошло касательное столкновение, установить факт движения транспортных средств в момент удара при перекрестном столкновении, определить направление относительного перемещения транспортных средств при попутном столкновении. Трассы на деформированных нижних частях, контактировавших с дорогой, дают возможность определить направление движения транспортных средств после столкновения, уточнить место столкновения с учетом расположения оставленных этими частями следов на месте происшествия. Наличие наслоения микрочастиц одного транспортного средства на другом транспортном средстве используются для установления факта их контактного взаимодействия. Отпечатки, наслоения лакокрасочного покрытия, резины, пластмассы позволяют идентифицировать следообразующий объект и установить, с какой частью транспортного средства произошел контакт.

2.1. Основной метод проведения транспортно-трасологической экспертизы

Основной метод проведения транспортно-трасологической экспертизы базируется на том, что положение транспортных средств в момент удара определяется путем эксперимента по деформациям, возникшим в результате столкновения. Для этого поврежденные транспортные средства располагают как можно ближе друг к другу, стараясь при этом совместить участки, контактировавшие при ударе. Если это не удается сделать, то транспортные средства располагают так, чтобы границы деформированных участков были расположены на одинаковых расстояниях друг от друга. Поскольку такой эксперимент провести довольно сложно, то вопрос решают графически, вычерчивая в масштабе транспортные средства, и, нанеся на них поврежденные зоны, определяют угол столкновения между условными продольными осями транспортных средств. Особенно хороший результат дает этот метод при экспертизе встречных столкновений, когда контактирующие участки транспортных средств в процессе удара не имеют относительного перемещения.

Важную информацию о механизме дорожно-транспортного происшествия может дать изучение положения транспортных средств после удара. При встречном столкновении скорости транспортных средств взаимно погашаются. Если их масса и скорость были примерно одинаковы, то они останавливаются вблизи места столкновения. Если же массы и скорости были различными, то транспортное средство, двигавшееся с меньшей скоростью, или более легкое транспортное средство, отбрасывается назад.

Деформированные части транспортных средств, которыми они вошли в соприкосновение, дают возможность ориентировочно судить о взаимном расположении и механизме взаимодействия транспортных средств. Отпечатки (поверхностные следы) отдельных участков, поверхностей и деталей одного транспортного средства на поверхности другого позволяют установить взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения и направление удара.

При опрокидывании транспортных средств характерными повреждениями являются деформации крыши, стоек кузова, кабины, капота, крыльев, дверей. Свидетельствуют о факте опрокидывания также следы трения о поверхность дороги (разрезы, трассы, отслоения краски).

Значительные повреждения, чаще смещенные к одной из сторон по движению, наблюдаются при наезде на большой скорости на неподвижные массивные объекты (столбы, железобетонные опоры и т.д.).

Вмятины по сравнению с царапинами и задирами имеют значительно большую глубину. Глубина вмятин позволяет установить направление удара, под воздействием которого они образованы.

2.2. Исследование причинно-следственных связей между фактом дорожно-транспортного происшествия и техническим повреждением объекта судебной автотехнической экспертизы

При исследовании причинно-следственных связей между фактом дорожно-транспортного происшествия и техническим повреждением транспортного средства могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы.

Экспертиза лакокрасочного покрытия методически основывается на том, что при столкновении транспортных средств или наезде на неподвижное препятствие происходит перенос частиц лакокрасочного покрытия с одного транспортного средства на другое. Отделение частиц лакокрасочного покрытия происходит вследствие деформации поверхности транспортных средств в результате столкновения. Этот процесс вызывает отслаивание, растрескивание и рассеивание фрагментов покрытия. Экспертиза лакокрасочного покрытия в данном случае проводится в целях выявления факта контактного взаимодействия транспортных средств и отождествления окрашенных объектов по установленным следам.

2.3. Последовательность выявления повреждений объекта судебной автотехнической экспертизы и установления их причин

В общем случае рекомендуется следующая последовательность выявления повреждений и установления их причин:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *