Что является целью личностно ориентированного классного часа

Методический материал «Личностно-ориентированный классный час»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Приемы и методы подготовки

В настоящее время, личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания стремительно завоевывают образовательное пространство России, они обеспечивают развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

Если при традиционном классном часе тему и содержание чаще определяет сам педагог, то при личностно-ориентированном классном часе содержание является личностно значимым, так как в определении темы и содержания наряду с педагогом участвуют учащиеся и их родители.

При личностно-ориентированном классном часе учащиеся являются полноправными организаторами, акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка. Проведение таких классных часов требует серьезной предварительной подготовки. Необходимо выявить интересы детей, сформировать рабочие группы, определить форму и место проведения, поставить целевые установки, обеспечить эмоционально-психологический настрой и мотивационную готовность ребенка к участию в коллективной деятельности.

Классный час строится так, чтобы ребенок был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа-самооценки. Таким образом, классный час носит не назидательный характер, а является личностно-значимым для каждого ученика, а значит, и более результативным.

Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного
классного часа

При подготовке и проведении личностно-ориентированного классного часа следует руководствоваться алгоритмом совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников. Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий (Приложение 1).

Первый шаг составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.

Как правило, деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы еще при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель предусмотрел включение в план воспитательной деятельности классных часов, непосредственно направленных на развитие индивидуальности и креативности учащихся.

При определении их тематики педагог должен не только опираться на индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации.

Правильно поступают те классные руководители, которые накапливаемые сведения о ситуации и особенностях развития учеников класса фиксируют и систематизируют в своих дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.

В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителя существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов.

Второй шаг — уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.

В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остается ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить на ученическом собрании или классном часе с помощью методик экспресс-опроса учащихся.

На этом этапе подготовительной работы может оказаться полезной методика, которую назвали «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос учеников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течение одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т. п. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог сможет выбрать интересные и полезные предложения.

Третий шаг выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.

Будет уместным заметить, что в качестве педагогических целей этих классных часов выступают следующие целевые ориентиры:

содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

побуждать детей к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;

выявлять склонности детей к различным видам человеческой деятельности;

содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;

способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.

Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной творческой деятельности. Разработанная известным советским ученым И.П. Ивановым методика КТД помогает обеспечить не только общественную, но и личностную значимость классного часа и деятельности по его организации. Хотя не следует исключать и другие способы подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.

Четвертый шаг — это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.

Классный руководитель готовит свое выступление о значении увлечения в развитии человека, выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа. Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся действо было полезным и интересным для большинства учащихся, способствовало проявлению и развитию их индивидуальности, творчества.

Пятый шаг составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.

Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:

1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

3. В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?

4. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?

Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа.

Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем.

Правильно поступают те классные руководители, которые создают не одну, две или три подобные ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребенку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком-либо состязании.

Трудно представить личностно-ориентированный классный час без построения ситуаций выбора для учащихся. Можно использовать игровые задания различного уровня сложности.

Седьмой шаг — анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Критериальный аппарат для выявления результативности личностно- ориентированного классного часа может включать следующие критерии:

1) личностная значимость для учащихся;

2) благоприятный психологический климат;

3) возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников;

4) обогащенность жизненного опыта учащихся;

5) духовно-нравственная ценность;

6) вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа.

Использование различных приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.

Перечислим некоторые из них:

Опрос это выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.

В ходе анкетирования, беседы, интервью можно выяснить мнение учеников и родителей по следующим вопросам:
Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?
На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?
Какая тема классного часа будет интересной для большинства одноклассников?
Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?

2. Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис».

На первом шаге, при определении тематики классных часов на новый учебный год учащимся предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

Дописать тезис — это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает.

Человек счастлив, когда.

В хорошей школе всегда.

Если бы я все мог, то я.

Самое главное в жизни.

Нельзя прожить без.

Если все против меня, то…
Будущее кажется мне…

Знаю, что глупо, но боюсь…

Когда я вижу недостатки человека, то я.

Методика «Строим новый классный дом».

Учащимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.

На одном из классных часов микрогруппы учащихся выполняют течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в деятельности класса и назвать соответствующие им темы классных часов.

Источник

Личностно-ориентированный классный час поможет классному руководителю дойти до каждого обучающегося, наиболее полно раскрыть его возможности и спо­собности. В статье раскрыты особенности содержания и организации личностно-ориентированного классного часа.

Личностно-ориентированный классный час:

особенности содержания и организации

Красикова Л.А., председатель МО КР,

ГБПОУ ВО «БСХТ», г.Борисоглебск

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное простран­ство. Многие педагоги считают его современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Личностно-ориентированный подход – это методическая ориентация в педагогической деятельности, позво­ляющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов, действий обеспечивать и поддер­живать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный классный час поможет классному руководителю дойти до каждого обучающегося, наиболее полно раскрыть его возможности и спо­собности.

традиционного и личностно-ориентированного классного часа

Традиционный классный час.

Личностно-ориентированный классный час.

Направленность на усвоение обучащимися принятых в обществе ценностей, норм от­ношений и образов поведения, т. е. на формирование в личности ребёнка соци­ально типичного.

Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъек­тивности и креативности ребёнка, проек­тированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержание классного часа составляет со­циально одобренный опыт построения дея­тельности. Оно регламентируется норма­тивно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъективную роль выпол­няют члены ученического само управ-ле­ния.

Содержание классного часа является лич­ностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения лично­сти ребёнка. В определении темы и содер­жания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство обучающихся.

Главным и часто единственным организа­тором совместной деятельности и обще­ния выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фрон­тальных и групповых форм работы, субъ­ектно-объективных отношений между пе­дагогом и другими членами классного со­общества. Совместная деятельность, как правило, жёстко регламентируется и осу­ществляется в строгом соответствии с раз­работанным планом классного часа.

Обучающиеся являются полноправными орга­низаторами классного часа, происходящей на нём совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуации выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и по­лилоговые формы общения.

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность пере­даваемой детям информации, культуру и оригинальность её изложения, качество её усвоения обучающимися.

В качестве критериев оценки результатив­ности классного часа выступают проявле­ние и обогащение жизненного опыта ре-бёнка, индивидуально личностное значе­ние усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

Технология подготовки и проведения

личностно-ориентированного классного часа

Сначала об алгоритме совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа. Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:

1) составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

2) уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

3) выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;

4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

5) составление классным руководителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

6) проведение классного часа;

7) анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.

Реализация данного алгоритма в практической деятельности предполагает использование некоторой совокупности педагогических приемов и методов. Назовем и рассмотрим их в последовательности, соответствующей порядку действий по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа.

В определении тем классных часов должны принимать участие не только обучающиеся, но и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в группе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию обучающихся и их родителей в составлении тематики классных часов. Перечислим некоторые из них:

1) Методы социологического опроса. В ходе анкетирования, беседы или интервью можно выяснить мнение по следующим вопросам:

Что следует в первую очередь обсудить в нашей группе?

На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?

Какая тема классного часа будет интересной для большинства одногруппников?

Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?

2) Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». Юным и взрослым членам классного сообщества предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

Я считаю, что в нашей группе надо обязательно обсудить такую проблему, как.

3) Методика «Строим новый классный дом». Обучающимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.

4) Метод «брейнсторминга» («мозговой штурм»). На одном из родительских собраний или классных часов микрогруппы обучающихся или родителей выполняют в течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в жизнедеятельности группы и назвать соответствующие им темы классных часов.

Использование перечисленных и других приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.

1 содействовать формированию у обучающихся умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

2 побуждать девочек к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;

3 выявлять склонности обучающихся к различным видам человеческой деятельности;

4 содействовать формированию у обучающихся способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;

5 способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:

1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность обучающихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

3. В какие моменты обучающихся смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?

4. Кто из обучающихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?

5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность обучающихся по самопознанию и саморазвитию?

Когда классный руководитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа. Однако не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий.

Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми обучающимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились занять субъектную позицию.

Седьмой шаг — анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Существуют следующие критерии:

1) комфортность, благоприятный психологический климат;

2) возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей обучающихся;

3) обогащенность жизненного опыта обучающихся;

4) духовно-нравственная ценность;

5) вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение классного часа.

Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи и принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Такой классный час нельзя проводить по указке. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять обучающимся, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.

Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.

Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. – Мн. : «Современное слово», 2005. – 544 с.

Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.

Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 368 с.

Источник

Методическая разработка по теме: «Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации».

Методическая разработка по теме:

«Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации».

Максимова Наталья Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ Суроватихинская СШ

2.2. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.—————————————————————————— 9

Проведение классного часа должно быть потребностью, как учителя, так и ученика, органично вплетаться в систему воспитательной деятельности класса и школы. (Ни под каким предлогом не отменяться, и приучить детей к одному и тому же времени проведения и они сами вам будут напоминать, что сегодня классный час).

В настоящее время, личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания стремительно завоевывают образовательное пространство России, которые и обеспечивают развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы:

идею развития личности;

общечеловеческие принципы гуманизма;

идею демократизации педагогических отношений;

углубление индивидуального подхода;

идею активизации учащихся.

Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Если при традиционном классном часе тему и содержание чаще определяет сам педагог, то при личностно-ориентированном классном часе содержание является личностно значимым, так как в определении темы и содержания наряду с педагогом участвуют учащиеся и их родители.

При личностно-ориентированном классном часе учащиеся являются полноправными организаторами, акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка. В то время как при традиционном классном часе главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Если при анализе и оценке эффективности традиционного классного часа обращается внимание на объем информации, передаваемой детям, то при анализе эффективности личностно-ориентированного классного часа в первую очередь учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение информации, влияние на развитие его творческих способностей.

Проведение таких классных часов требует серьезной предварительной подготовки. Необходимо выявить интересы детей, сформировать рабочие группы, определить форму и место проведения, поставить целевые установки, обеспечить эмоционально-психологический настрой и мотивационную готовность ребенка к участию в коллективной деятельности. Следует обратить внимание на то, что при подготовке особенно учитывается целевая направленность классного часа. Классный час строится так, чтобы ребенок был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа-самооценки. Здесь наиболее успешными являются такие методы как: метод социологического опроса, метод мозгового штурма, метод незаконченного предложения, составление цветограммы; задания самому себе, метод проектов. Данные приемы дают возможность классному руководителю как освещать проблемы, интересующие детей, так и выполнять социальный заказ родителей.

Таким образом, классный час носит не назидательный характер, а является личностно-значимым для каждого ученика, а значит, и более результативным.

Несмотря на то, что в положениях личностно-ориентированного подхода звучат мотивы доброты и мягкости, любви и уважения, следует предостеречь от крайностей: нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, заискивание или панибратства с учащимися.

Хочется отметить, что форма и место проведения таких классных часов могут быть различны. Особенно успешно на первых этапах освоения данной методики классные часы проходят в форме мастерской общения, которые проводятся непосредственно в классном кабинете. В последующем, учитывая пожелания детей и особенности избранного содержания, это могут быть:

Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения в целевой, со держательный, организационно-деятельностный и оценочный компоненты классного часа. В ходе опытно-экспериментальной работы выявили отличительные черты личностно-ориентированного классного часа. Они представляются очевид ными, если сравнить данный вид классного часа с традиционным.

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа

Традиционный классный час

Направленность на усвоение учащимися принятых в общест­ ве ценностей, норм отношений и образцов поведения, т. е. На формирование в личности ре­ бенка социально типичного

Целевые установки связаны прежде всего с развитием ин­дивидуальности и субъектно сти ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельно­ сти

Содержание классного часа со ставляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно рег ламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в ред ких случаях субъектную роль вы полняют члены ученического са моуправления

Содержание классного часа яв­ляется личностно значимым. Оно включает материал, не обходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководи тель. Взаимодействие участни ков классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентиру ется и осуществляется в стро гом соответствии с разработанным учителем планом классного часа

Учащиеся являются полно­правными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъектные отноше ния, диалоговые формы общения

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально- личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе

2.2. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

Совместную деятельность классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:

1) составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

2) уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

3) выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;

4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

5) составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

6) проведение классного часа;

7) анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.

Реализация данного алгоритма в практической деятельности предполагает использование некоторой совокупности педагогических приемов и методов. Назовем и рассмотрим их в последовательности, соответствующей порядку действий по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа.

В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители.

При определении их тематики педагог должен не только опираться на присутствующие в науке представления о типичных психолого-физиологических характеристиках личности ребенка в младшем, подростковом или старшем школьном возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации. На наш взгляд, правильно поступают те классные руководители, которые накапливаемые сведения о ситуации и особенностях развития учеников класса фиксируют и систематизируют в своих дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.

В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителя существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов. Перечислим некоторые из них:

2. Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». Юным и взрослым членам классного сообщества предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

4 . Методика «Строим новый классный дом». Учащимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.

5. Метод «мозгового штурма». На одном из родительских собраний или классных часов микрогруппы учащихся или родителей выполняют в течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в деятельности класса и назвать соответствующие им темы классных часов.

6. Журнал-эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир дел». Учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них строки журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель анализирует полученную таким образом информацию и использует её при составлении тематики классных часов.

7. Методика «Памятник проблеме века». Творческим группам школьников предлагается определить самую острую проблему жизни классного сообщества и «соорудить» ей живую скульптурную композицию.

Использование перечисленных и других приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.

Второй шаг уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остается ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить на ученическом собрании или классном часе с помощью методик экспресс-опроса учащихся.

На этом этапе подготовительной работы может оказаться полезной методика, которую назвали «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос учеников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течение одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т. п. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог сможет выбрать интересные и полезные предложения.

Третий шаг выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.

Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной творческой деятельности. Разработанная известным советским ученым И.П. Ивановым методика КТД помогает обеспечить не только общественную, но и личностную значимость классного часа и деятельности по его организации. Хотя не следует исключать и другие способы подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.

содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

побуждать девочек к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;

выявлять склонности детей к различным видам человеческой деятельности;

содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;

способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.

Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:

1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

3. В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?

4. Кто из учащихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?

5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?

Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа. Однако не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. Обычно, в сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.

Шестой шаг проведение классного часа.

Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились занять субъектную позицию. Для этого в начале классного часа и на последующих его этапах необходимо использовать приемы и методы актуализации («вызова») субъектного опыта учащихся, диалоговые и полилоговые формы общения.

Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.

Седьмой шаг — анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Существуют различные схемы, формы, методы и приемы анализа и оценки эффективности классного часа и проведенной работы по его организации. Критериальный аппарат для выявления результативности личностно-ориентированного классного часа может включать следующие критерии:

1) личностная значимость для учащихся;

2) комфортность, благоприятный психологический климат;

3) возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников;

4) обогащенность жизненного опыта учащихся;

5) духовно-нравственная ценность;

6) вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа;

Такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.

Учитывая методику личностно-ориентированного подхода к воспитанию, стараемся анализировать деятельность каждого только в сравнении с самим собой. Личностно-ориентированный подход учитель может реализовать, если будет придерживаться следующих правил:

1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее.

2. Организовать «атмосферу успеха», помогать детям обретать уверенность в своих силах и способностях.

3. Исключить принуждение, не выделять отставание и другие недостатки ребенка, а устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

4. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих.

5. Завоевывать уважение и доверие учеников.

Как скоро может быть осуществлен переход к модели личностно-ориентированной школы? Это процесс достаточно длительный и зависит он от нас с вами. Для создания личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен не только освоить технологию его организации, понять и принять идеи, принципы личностно-ориентированного подхода, он должен верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности в стимулировании и поддержке внутренних сил учеников,

что позволит им стать конкурентноспособными, найти достойное место в обществе.

4 .Список использованных источников.

Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.

История образования и педагогической мысли: Учебное пособие/Авт.-сост. Л.В. Горина, И.В. Кошкина, И.В. Ястер. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 96 с.

Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.С. Замиловой, В.А. Ширяевой. – Саратов, 2005. – 100 с.

Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.

Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д: Изд-во Факел, 1996. 512 с.

Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.

Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.

Эверт Н. Критерии мастерства учителя // Директор школы. Спецвыпуск. – М., 1996. С. 42-48.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *