Что является упорядоченной согласованной доказываемой в некоторой системе понятий информацией
Что является упорядоченной согласованной доказываемой в некоторой системе понятий информацией
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
«Данные в информатике – факты или идеи, выраженные средствами формальной системы, обеспечивающей возможности их хранения, обработки или передачи. Такую формальную систему называют я з ы к о м п р е д с т а в л е н и я данных; синтаксис этого языка – способом п р е д с т а в л е н и я и н ф о р м а ц и и; его семантику или прагматику – и н ф о р м а ц и е й. Указанное соотношение терминов «данные» и «информация» рекомендовано большинством терминологических справочников, но на практике они обычно трактуются как синонимы; да и сама информатика занимается не столько информацией, сколько данными» [30, с. 816].
Синонимичность этих терминов закреплена в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
«Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [42].
Даже такой термин как «биоинформация» следует понимать как «биоданные», что следует из определения Европейского Биоинформационного института:
«Биоинформатика – это применение компьютерных технологий для администрирования и анализа биологических данных» [4].
7. Передача информации возможна только между людьми и только опосредованным способом. Эта передача осуществляется за счет того, что существует язык, с помощью которого происходит образование понятий, смысла. Смысл может быть передан другому человеку с помощью слов (данных).
8. Данные не имеют смысла. Смысл появляется только тогда, когда данные попадают к человеку. Смысл появляется и существует только в совокупности «человек – слово», или, точнее, «интеллект – данные». Отдельно данные существуют как некая реальность, не имеющая смысла (значения). Наше представление совпадает с рассуждением известного философа М. К. Мамардашвили:
«Книга читается и существует только тогда, когда ее читают. Другого существования она не имеет. Симфония существует только тогда, когда она исполняется» [26, с, 151].
Точно можно передать только полностью формализованный смысл, а это есть алгоритм (плюс исчисления, если говорить точно), но алгоритм можно передать только с автоматом, его реализующим.
Это положение идет в разрез с общепринятым: «Информация – это смысл, заключенный в данных, заложенный в них человеком и понятный только человеку» [58, с. 12]. Если бы в данных был смысл, то все бы его воспринимали одинаково.
9. Человек создает, системы для чего-то (в общем случае – для другого человека), закладывает в эти системы некоторый смысл. Этот смысл понимает другой человек, происходит «передача» смысла с помощью любых искусственных систем в пространстве и времени.
Например, много людей участвовало и участвует в создании автомобиля (некоторого обобщенного автомобиля), начиная от человека, придумавшего колесо, человека, который изобрел двигатель внутреннего сгорания, и, кончая людьми, работающими на сборочном конвейере (а может быть, не ими, а продавцом автомобиля). Все эти люди принимают участие в формировании смысла у человека, едущего в автомобиле: удобно – неудобно, быстро – медленно, престижно – непрестижно, красиво – некрасиво и т. д. Происходит взаимодействие между человеком в автомобиле и множеством людей, участвовавших в создании автомобиля, плюс другими участниками движения. Что это за взаимодействие, разнесенное в пространстве и времени В этом взаимодействии решающую роль играют человеческие органы чувств и человеческая способность мыслить, формировать собственный смысл на основе данных и предшествующего опыта.
10. В настоящее время открыто четыре вида взаимодействия любых объектов, это так называемые фундаментальные (физические) взаимодействия: слабое, сильное, электромагнитное, гравитационное11. Все остальные взаимодействия объектов (людей в том числе) имеют в своей основе перечисленные взаимодействия. Что происходит в аппарате мышления человека при интеллектуальных действиях, науке пока неизвестно.
Очевидно лишь, что в основе всех интеллектуальных действий (получении данных, их интерпретации, освоении новых понятий и пр.) лежат материальные (физические и химические) процессы.
11. Сущность информации проявляется в информационном взаимодействии, которое определяется следующим образом:
Физики изучают эти взаимодействия, и не очень важно, сколько этих взаимодействий. Важно, что среди них нет «информационного» взаимодействия.
информационное взаимодействие – это взаимодействие между людьми посредством передачи между ними данных (разнесенных в пространстве и времени), в результате которого происходят изменения в ощущениях, мнениях, представлениях, знаниях (в психологических терминах – в ментальном опыте).
Информационное взаимодействие, при таком его определении, невозможно в технических системах, что отличает этот подход от подхода, описанного в разделе 3.1.
Физическое взаимодействие является необходимым, но недостаточным для информационного взаимодействия. Для того чтобы произошло информационное взаимодействие, кроме физического взаимодействия необходима интеллектуальная деятельность человека.
Что происходит в автоматической системе, например системе автоматического поддержания определенной температуры в комнате Автоматическая система состоит из датчика температуры, нагревательного устройства и устройства управления, которое включает и выключает нагревательное устройство при подаче датчиком сигнала об отклонении температуры в комнате от заданной. Человек придумывает и реализует эту схему. В системе передаются данные и регулирование производится в автоматическом режиме по алгоритму, придуманному человеком. Система не знает, для чего она придумана и как работает.
3.9.3. Определение информации На основе приведенных положений можно дать следующее определение информации:
Информация – это смысл (понимание, представление, интерпретация), возникающий у человека в результате получения им данных, взаимоувязанный с предшествующими знаниями и понятиями [43].
Под данными предлагается понимать результат физического процесса (оформленный в некотором доступном виде, например в виде слов в формальном алфавите, электрических сигналов), получаемый, передаваемый, обрабатываемый либо человеком, либо устройством [43].
При этом необходимо помнить, что человек принимает и обрабатывает данные с помощью органов чувств, а устройство реализует прием, передачу и обработку данных с помощью алгоритма, придуманного человеком.
Как понимать высказывания: «я получил информацию», «передаем информацию о. » и пр. Подобные высказывания хорошо знакомы всем: «Солнце взошло в 6 часов 30 минут», «Чайник закипел» и пр. Мы говорим одно, а подразумеваем другое, по разным причинам (сложилось исторически, короче предложение и т. п.), Не важно, как говорить, важно понимать. Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. В воде происходит увеличение температуры, атомы начинают быстрее двигаться. Понимание – сложная проблема, которую должна решить система образования, привлекая к этому все дисциплины как школьной, так и вузовской программы. Относительно информации надо понимать следующее: мы передаем и получаем данные, на основе этих данных и уже имеющейся у нас информации (старой) делаем выводы, заключения, которые и являются информацией (новой).
Представление, что информация – это смысл, субъективное свойство человека, поддерживается многими учеными12, но здесь предлагается разделение информации на «смысл» и «данные» и перенос понятия информации на «смысл».
Теперь можно знания представить в виде упорядоченной, согласованной, доказываемой в некоторой системе понятий информации.
Необходимо различать знания отдельного человека и возможность проверки этих знаний.
3.9.4. Определение информационного процесса В результате можно говорить об информационном процессе как о процессе, при котором информация (смысл, знание), существующая в аппарате мышления источника, должна с помощью данных, посылаемых адресату, инициализировать в аппарате мышления адресата соответствующую информацию, наиболее адекватную информации у источника.
См., например, [5, 37, 48, 49].
Под аппаратом мышления человека понимается часть его нервной системы, в которой протекает мышление.
Источник и адресат – это люди, участвующие в информационном процессе один из этих элементов может отсутствовать. В аппаратах мышления людей происходят интеллектуальные процессы.
Следовательно, под интеллектуальными процессами будем понимать два симметричных процесса, происходящих в аппарате мышления человека. Первый процесс происходит у человека, стремящегося донести информацию, имеющуюся у него, не важно, в какой форме и кому, в связи с этим происходит формирование цели сообщения, смысла сообщения, формы сообщения, превращение сообщения в данные (отчуждение своего смысла). Второй процесс происходит у человека, получающего данные и стремящегося понять смысл сообщения, соотнести смысл с той информацией, которая у него имеется (приватизация чужого смысла).
Возникает вопрос: что происходит между двумя устройствами, между которыми установлена связь, или что происходит в автомате, или в компьютере В этих случаях целесообразно говорить об информатических процессах, заранее предусмотренных и формализованных человеком. Термин «информатические процессы»13 введен по аналогии с физическими процессами, которыми занимается физика; химическими процессами, которыми занимается химия, и т. д.; так как есть наука информатика, то она занимается изучением и разработкой информатических процессов, т. е.
информатические процессы – это процессы приема, хранения, обработки и передачи данных.
Говоря о любом процессе, важно выяснить его природу: естественным или искусственным он является. Информационный процесс, по нашему мнению, является искусственным процессом, потому что выполняется при участии и под контролем человека. Следует еще раз подчеркнуть, что информатический процесс в технических системах является вторичным процессом по отношению к информационному процессу:
прежде чем происходит процесс передачи данных (параметров) между датчиком некоторой величины и устройством, ее обрабатывающим, необходимо было Слово «информатический» часто употребляется в сочетании «информатическое образование» многими авторами, но первым, по-видимому, его использовал академик РАО М. П. Лапчик по аналогии с «математическим образованием», «физическим образованием».
разработать сам датчик и устройство управления. При этом наблюдается громадный разрыв в пространстве и времени между придумыванием устройства, его созданием и эксплуатацией.
3.9.5. Определение информационной системы, ресурса, технологии, культуры и общества 1. Для реализации информационного процесса необходима информационная система, в которой протекает процесс. Так как информационный процесс состоит из совокупности интеллектуального и информатического процессов, то логично предположить, что и информационная система состоит из интеллектуальной и информатической систем.
Например, рассмотрим процесс разработки некоторого программного продукта на какой-то организации. Процесс разработки – это информационный процесс между членами группы разработчиков. В этом процессе можно выделить интеллектуальные процессы: аналитики разрабатывают концепции продукта, в результате получается печатный (или электронный) экземпляр этих концепций – это уже данные. Эти данные попадают к алгоритмистам (или программистам), которые начинают интеллектуальный процесс по пониманию концепций и разработки алгоритмов. Результатом являются данные – программа для компьютера, и т. д.
2. Для работы информационной системы требуется использование соответствующих ресурсов, в том числе информационных ресурсов, которые представляются как совокупность интеллектуальных и информатических ресурсов.
3. Использование информационных ресурсов требует информационных технологий, которые по аналогии с процессами, системами и ресурсами разделяются на интеллектуальные и информатические технологии. Информатические технологии – это технологии работы с данными. Интеллектуальные технологии – это технологии повышения интеллекта человека; по-видимому, это обучение и самообучение (если отбросить фармакологические средства улучшения работы мозга).
4. Качество информационных технологий зависит от информационной культуры, которая также разделяется на интеллектуальную и информатическую культуру. Интеллектуальная культура – это культура мышления человека, а информатическая культура – это культура работы с данными.
5. Культура определяет то общество, в котором мы живем. Если мы говорим об информационном обществе, то оно определяется информационной культурой, следовательно, можно говорить об интеллектуальном и информатическом обществе.
Интеллектуальное общество – это общество здравого смысла, в котором все ресурсы направлены на развитие человека. Информатическое общество – это общество развитой информатической технологии и культуры.
3.9.6. Определение информатики 1. Во всех базовых понятиях можно переименовать интеллектуальные составляющие в информационные, точно так, как мы поступили с информацией, – сначала разделили на смысл и данные, а затем основную часть назвали информацией.
Это возможно сделать, потому что смысловая, творческая часть – главная.
2. Приняв предложенную гипотезу, следует признать, что каждая наука занимается соответствующей информацией (смыслом) и отчуждает соответствующие данные (публикует соответствующие результаты исследования и конструирует искусственные системы). В каждой науке есть творческая и формальная составляющие.
Постепенно многие творческие задачи формализуются и переходят из разряда творческих в формальные, рутинные.
Характерным примером является счет: когда-то только крупные ученые могли умножать и делить большие числа, после изобретения (построения) алгоритма эта задача стала рутинной. Другой пример: теоретически понятно, что точно перевести любой текст на другой язык невозможно, однако это не исключает возможность построения программ, улучшающих качество перевода, особенно перевода технических текстов.
3. Анализ материалов научных конференций, а также материалов, публикуемых в СМИ, научных журналах, создает впечатление о дефиците смысла, понимания. Задача информатики, ее сущность заключаются в рационализации обработки и передачи данных любой науки, любой сферы деятельности.
Физика занимается исследованием общих законов природы, т. е. физики формируют информацию (смысл) о законах природы, затем передают данные другим людям в виде физических законов, приборов, сделанных на их основе.
Информатика занимается исследованием того, как следует работать с данными, – это и есть информация (смысл) о том, как сохранить данные, как их обработать, и отчуждается этот смысл в виде алгоритмов.
Социальные науки занимаются исследованием того, как функционирует общество и как сделать так, чтобы члены общества жили в благоприятной обстановке, Информатика в социальных науках занимается обработкой данных о социальных процессах, т. е. информатическими процессами, примененными к социальным данным.
Вышесказанное приводит к уточнению понятия «информатика».
Информатика – наука, изучающая информатические процессы и разрабатывающая информатические системы, наука о формализации задач из любых предметных областей, разработке алгоритмов для их решения и методов решения этих задач с использованием компьютеров.
Информатику, как и ее прародительницу – математику, можно рассматривать с точки зрения внутреннего развития или ее влияния на внешний мир. Если математика является языком описания любой предметной области, то информатику можно рассматривать как инструмент, используемый всеми науками, сферами деятельности для совершенствования своей деятельности. В грубом приближении можно сказать:
если математика – это язык науки, то информатика – это инструмент наук и всех видов деятельности.
Кратко можно сформулировать, что сущность интеграционного подхода к определению информации заключается в том, что смысл, находящийся в голове одного человека, надо передать другому человеку, а этот смысл можно передать с помощью данных, которые сами по себе смыслом не обладают. Человек стремящийся передать смысл подбирает слова (данные) с учетом того, какой смысл может сформировать адресат при получении сообщения. Адресат формирует свой смысл с учетом собственного понимания того, что хотел передать отправитель.
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Информатика с точки зрения интеграции технического и гуманитарного подходов к информации
Информатика с точки зрения интеграции технического и гуманитарного подходов к информации
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
XXI век характеризуется существенной связью развития любого общества, его разнообразных сторон: науки, образования, производства, армии, искусства, спорта и даже религии, с информатикой.
В последние годы стали появляться разные ответвления от основной науки информатики: социальная информатика, гуманитарная информатика, педагогическая информатика, географическая информатика (геоинформатика), биологическая информатика (биоинформатика). Основой выделения явились представления об информационных процессах протекающих в соответствующих науках, но качественных (общепринятых, понятных) определений в настоящее время нет, за исключением, быть может, геоинформатики, на определении которой остановимся ниже. Это связано в первую очередь с тем, что и информатика не имеет общепринятого определения [1].
Существует в основном три точки зрения на информатику, которые, если их упростить, выглядят так:
– Информатика — естественная наука;
– Информатика — техническая наука;
– Информатика — гуманитарная наука.
Такая неоднозначность определяется с одной стороны факторами, которые будем называть глобальными:
– молодостью науки (50 лет);
– скоростью развития информатики (одна из самых быстро развивающихся наук);
– уровнем влияния на другие сферы деятельности. По этому параметру ей нет равных; можно сравнивать только с математикой, но математика не распространяется столь широко на гуманитарные науки, на искусство;
– невозможностью выделения, в настоящее время, границ ее влияния. Плодами ее достижений пользуются или хотят пользоваться практически все люди, чем бы ни занимались и где бы они ни были;
– тесной связью информатики со смежными науками: с математикой; с естественными науками (физикой, химией); с техническими науками (электроникой, металловедением); с гуманитарными науками (психологией, лингвистикой).
С другой стороны, неоднозначность определения информатики объясняется локальными факторами, среди которых важное место занимает недостаточно разработанный понятийный аппарат информатики.
Основой понятийного аппарата информатики является понятие «информация».
Один из пионеров исследования этой категории А.Д. Урсул пишет: «В научной литературе нет единого мнения о том, является ли информация свойством всей материи или же она характеризует лишь две высшие ее ступени развития (биологическую и социальную)» [2].
Рассмотрим выбор точки зрения на информатику с позиции существенного влияния информатики на мировоззрение человека [3].
Мировоззрение человека формируется в зависимости от многих факторов, среди которых важное место занимает образование.
В последнее время ведущие российские ученые бьют тревогу: в планах модернизации образования отмечается стремление следовать западным образцам образования, в которых в качестве приоритета вместо фундаментальности образования ставиться задача подготовки функционально грамотного специалиста. Известный математик, академик РАН В.И. Арнольд уверен, что это является проявлением тенденции «подавления науки и научного образования обществом и правительствами большинства стран мира». Прогноз В.И. Арнольда тревожен: «Учитывая взрывной рост всевозможных псевдонаук (вроде астрологии) во многих странах, в грядущем столетии 1 вполне вероятно наступление новой эры обскурантизма, подобной средневековью» [4].
Явное снижение уровня научного мировоззрения в обществе видно каждому грамотному человеку. Этому способствуют много факторов. Свобода слова, обеспечив, в общем, позитивное развитие общества, позволила активизироваться лженауке. Академик РАН Э.П. Кругляков, возглавляющий Комиссию РАН по борьбе с лженаукой, в докладе на Президиуме РАН 27.05.2003 отметил: «Идет систематическое преднамеренное оболванивание населения через СМИ. … Дикая отрава, которую скармливают людям, ведет к одичанию общества, к планомерному воспитанию людей обреченных, для которых все заранее предопределено. Людей отучают мыслить критически, но приучают слепо верить. Кстати, такие же попытки предпринимаются и в сфере образования» [5].
Противостоять этому явлению можно только с помощью образования.
В высшем профессиональном образовании изучение информатики часто сводится к изучению информационных технологий. При этом выпадает мировоззренческий аспект информатики тесно связанный с фундаментальностью образования.
Нам представляется, что сложности с определением термина «информация» возникли исторически тогда, когда в одном термине объединили синтаксис и семантику.
Если информацию понимать как свойство любой материи, то информатика — естественная наука.
Если информация — это сигнал (величина напряжения электрического тока, падающий луч света и пр.), то информатика техническая наука.
Если информация — это смысл, который образуется в аппарате мышления человека, то информатика гуманитарная наука.
Нам представляется, что информация — это свойство высокоорганизованной материи, которая представляется мозгом животного. Человек — в первую очередь животное. Мышление есть у человека и животного, но мышление человека характеризуется способностью к созданию разных искусственных объектов, развитым интеллектом, развитым языком. Так как нас интересует любая деятельность с точки зрения ее полезности человеку (обществу), то мышление животных мы в данном случае не рассматриваем. Удачное определение дал С.П. Капица: «Человек — это информационное животное».
Под информацией будем подразумевать понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающее в аппарате мышления человека в результате получения им данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями [6].
Тогда информационный процесс возникает только между людьми, и он заключается в «передаче» смысла, имеющегося у одного человека, называемого источником, другому человеку, называемого адресатом.
Мы не зря взяли слово «передача» в кавычки, непосредственной передачи не происходит. В аппарате мышления человека имеется информация, знания, которые являются внутренними по отношению к этому аппарату. Их можно выразить только приближенно с помощью отчуждаемых от человека слов (знаков), которые называются данными. Понять, что хотел передать источник, может только человек, который владеет семантикой данных, и умеет их анализировать.
Понятно, что абсолютно точно передать информацию в общем случае нельзя. А в частном — можно, это тот случай, когда мы можем передать алгоритм — формальную систему, или можем построить автомат, выполняющий этот алгоритм.
Источник и адресат — это люди, участвующие в информационном процессе, один из этих элементов может отсутствовать. В аппаратах мышления людей происходят интеллектуальные процессы.
Возникает вопрос, что происходит между двумя устройствами, между которыми установлена связь, или что происходит в автомате, или компьютере? В этих случаях целесообразно говорить об информатических процессах (прилагательное от термина «информатика», по-видимому, введено М.П. Лапчиком), заранее предусмотренных и формализованных человеком. Термин «информатические процессы» введен по аналогии с физическими процессами, которыми занимается физика; химическими процессами, которыми занимается химия и т. п.; так как есть наука информатика, то она занимается изучением и разработкой информатических процессов.
В связи с введением новых понятий информации и информационного процесса уточняется определение информатики. Информатика представляется как наука, изучающая информатические процессы и разрабатывающая информатические системы, наука о формализации задач из любых предметных областей, разработке алгоритмов для их решения и методов решения этих задач с использованием компьютеров и компьютерных сетей.
Теперь можно сказать, что социальная информатика — это информатика, занимающаяся задачами социальной сферы. Гуманитарная информатика — это информатика, занимающаяся гуманитарными задачами. Геоинформатика — это информатика, занимающаяся трехмерными объектами (она так и определяется).
1. Алешин Л.И. Гуманитарная информатика: аспекты проблемы //Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3–6 ноября 2003 г. — СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003. С. 1–3.
2. Урсул А.Д. Категория информации: философские проблемы //Учебно-методические проблемы наукоемких технологий образования. Межвузовский сборник научно-методических трудов № 9 /Под общ. редакцией К.И. Курбакова. — М.: КОС–ИНФ, Рос. экон. акад., 2003. С. 89–92.
3. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию //Информатика и образование, № 2, 2004 г., с. 2–6.
4. Арнольд В.И. Антинаучная революция и математика [ ttp:/message.php?mid=1006 ]
6. Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. — М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003. 232 с.