Что является высшим судебным органом в сша

Верховный суд США – история, функции, порядок назначения судей

Что является высшим судебным органом в сша. Смотреть фото Что является высшим судебным органом в сша. Смотреть картинку Что является высшим судебным органом в сша. Картинка про Что является высшим судебным органом в сша. Фото Что является высшим судебным органом в сшаНесмотря на то, что большее количество рассматриваемых Верховным судом США дел поступает на рассмотрение в виде апелляции на постановление одного из судов нижестоящей инстанции (федеральных либо штатных), однако наиболее важные дела могут поступить на рассмотрение сразу в Верховный суд согласно «первоначальной юрисдикции».

Под первоначальной юрисдикцией подразумевается право суда рассматривать и выносить решения по делу прежде, чем оно буде заслушано и принято по нему решение любым судом нижестоящей инстанции. Иными словами, суд имеет право рассмотреть и вынести решение по делу до рассмотрения апелляции.

Верховный суд США – история, функции, порядок назначения судей

Немного об истории Верховного суда США

В период становления страны имело место непонимание по ряду важнейших вопросов о структуре. Баталии между федералистами и антифедералистами вызывали разного рода опасения. Определяя судьбу США, непосредственно после принятия Конституции первый Конгресс утвердил закон в 1789 году, согласно которому была создана трехзвенная судебная система.

В 1792 году было принято первое решение Верховного суда, как главы системы правопорядка. Однако, первоначально, большого влияния на дела государственного масштаба Верховный суд не оказывал. Все изменилось после 1803 года, когда Суд вынес решение по делу Марбери против Мэдисон. Судьи смогли доказать, что вправе оспаривать законы, противоречащие Конституции. Инстанции получили большие полномочия и право осуществлять контроль над всей государственной системой.

Местонахождения менялось. Изначально суд находился в Нью-Йорке, затем в Филадельфии, имеющей репутацию колыбели независимости США. В настоящее время Верховный суд США размещается в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия). Инстанция находится в монументальном здании, построенном в классическом стиле.

Что является высшим судебным органом в сша. Смотреть фото Что является высшим судебным органом в сша. Смотреть картинку Что является высшим судебным органом в сша. Картинка про Что является высшим судебным органом в сша. Фото Что является высшим судебным органом в сша

Со временем, Верховный суд стал пользоваться заслуженным авторитетом в сфере права. Однако, истории известны примеры, когда его решения были отклонены Конгрессом, заручившимся одобрением со стороны штатов. Надо сказать, что были подвергнуты жесткой критике и впоследствии аннулированы некоторые решения (к примеру, рабам-афроамериканцам запрещалось иметь американское гражданство). Перемены в составе судей передавали суть процессов и настроений, происходящих в обществе. До 1835 года, в судейский состав входили исключительно мужчины-протестанты. Со временем в инстанции появились женщины, афроамериканцы, иудеи и выходцы из Латинской Америки.

Функции Верховного суда США

Основной функцией инстанции стал контроль за исполнением положений Конституции. Постановления, имеющие связь с исполнением законности тех либо иных действий исполнительной власти, получили большой резонанс, что послужило приобретению авторитета и известности суда.

Помимо проверки и контроля судебных разбирательств, он является первой инстанцией по слушанию других дел. К примеру, таких, которые имеют отношение к работе консулов и послов. Он рассматривает спорные дела, в которых одной из сторон выступает штат (не участвуя в территориальных спорах). Главное направление — это апелляция.

Доктрины Верховного суда США

Правообразующие обязанности предоставили возможность инстанции адаптировать нормы Конституции и Закона к периодически изменяющимся условиям в политической жизни страны, а также в социальной и экономической сфере. Надо сказать, что судебно-конституционные принципы суда повлияли не только на жизнедеятельность американских граждан, но также оказали воздействие на мировую общественность.

Процесс контроля за соблюдением Конституции и законов практически непрерывен. К примеру, имеющее место социальное неравенство, под влиянием суда постепенно искореняется. Надо отметить, что каждая рассматриваемая ситуация сама по себе уникальна и вызывает много споров. В 1823 году в судебном производстве было дело «Джонсон против Макинтоша», это уникальный случай, благодаря которому была наглядно представлена ловкость юристов в изложении и объяснении терминов и ситуаций.

Концепция представила обоснование праву на Новый Свет. Земля находится в собственности государства, граждане которого открыли новую территорию. Аборигены, не имеющие должного образования и интеллектуальных способностей, не смогли оказать сопротивления белым поселенцам. Джон Маршалл явно не был сторонником данной теории, однако применил эту точку зрения для принятия решений. На основании данной концепции открытия в 1830 году был принят закон, принуждающий индейцев к переселению. Таким образом, было утверждено окончательное решение в спорах относительно земли и началась эра геноцида в отношении коренных жителей.

Порядок создания Верховного суда США

Влияние продолжается довольно длительное время, а не, к примеру, 4 года. В данном случае, речь идет о смене одного-двух поколений американцев. Сместить судью возможно только в результате импичмента. Условие присутствия в должности изложено однозначно: «Пока ведет себя безупречно».

Кандидаты проходят серьезный отбор. На должность судьи выдвигаются люди, имеющие безупречную репутацию, обладающие огромным опытом в сфере деятельности судебной системы. Именно на судью возложена ответственность за надежность действующей системы, он обязательно должен иметь большой стаж, отличные рекомендации и соответствующее образование.

Серьезный отбор в Верховный суд США объясняется необходимостью соблюдения законности и правопорядка.

Под контролем Верховного суда находятся нижестоящие инстанции, поэтому его решения должны быть безупречными. Компетентность судьи никто не должен ставить под сомнение.

Тот факт, что поменять судей Верховного суда практически невозможно нередко критикуется, однако изменить систему не удалось даже Рузвельту, имеющему огромное влияние и популярность среди народа. Четыре президентских срока говорят сами за себя. Верховный суд не поддержал его экономические реформы, вызвав тем самым, жесткое противостояние. Президент не получил поддержки от Конгресса и пожизненный срок был сохранен.

Система Верховного суда США

Известно, что формирование судебной системы происходило во времена перемен. Новое государство объявило себя независимым. Прежде, когда Новый свет являлся колонией Англии, назначением на должности судей занимался Лондон. Надо сказать, что именно с этим фактом связывают определение основателей предоставлять пожизненные полномочия. На сегодня, судейский состав Верховного суда состоит из 9 судей, в том числе и председателя.

Количество членов суда

Верховный суд возглавляет систему. Первоначально, в состав входил главный судья и пять ассоциированных. Впоследствии число судей менялось и варьировалось от 7 до 10. В 1869 году американский Конгресс утвердил количество судей и на сегодняшний день их всего 9. Данное количество утверждено законодательно и в ближайшем будущем останется неизменным.

В 1937 году Рузвельт предпринял попытку расширить состав с целью ввода своих людей, однако, его инициатива осталась без внимания.

Что является высшим судебным органом в сша. Смотреть фото Что является высшим судебным органом в сша. Смотреть картинку Что является высшим судебным органом в сша. Картинка про Что является высшим судебным органом в сша. Фото Что является высшим судебным органом в сша

Порядок назначения судей

Членов Верховного суда назначает американский Президент, однако, все кандидатуры должны быть согласованы с сенатом. Исходя из того, что должность пожизненная, президент старается внедрить своих людей, поэтому любое назначение бурно обсуждается и оспаривается в обществе.

В этом смысле Дональда Трампа можно считать лидером, при нем было назначено три судьи, что дало возможность сформировать в высшей судебной инстанции надежное консервативное большинство.

Утверждение судей

Из истории видно, что Сенат в редких случаях не поддерживает выдвинутую кандидатуру. Однако, процедура весьма неоднозначна, так как кандидату предстоит пройти собеседование в Сенатском Комитете и только после этого ему будет дана рекомендация.

Утверждение возможно при наборе большинства голосов сенаторов. Нередко голосование откладывается, воздействуя на претендентов, чтобы они сами отказывались от продвижения. В случае одобрения кандидатуры сенатом, Президент подписывает указ, и новый судья приступает к своим обязанностям.

Верховный суд США: решение о выборах президента 2020 года

В результате выборов 2020 года произошел раскол в обществе — происходящее в Белом доме, вызвало волну осуждения. Трамп отказывался покидать президентский пост, ссылаясь на подтасовку голосов в сторону Байдена. Штат Техас полностью поддержал Трампа. Однако, в аннулировании результатов голосования в таких штатах как Пенсильвания, Мичиган, Джорджия и Висконсин, о чем было изложено в иске, было отказано.

Эта ситуация, спровоцированная позицией Верховного суда, вызвала немало споров. В состав суда входит 3 ставленника бывшего президента и 6 остальных судей являются консерваторами. Однако, ожидания Трампа не увенчались успехом, и высшая инстанция выбрала нейтральную позицию, тем самым оправдав доверие американцев.

Источник

Верховный суд США

назначается Президентом США с одобрения Сената

Что является высшим судебным органом в сша. Смотреть фото Что является высшим судебным органом в сша. Смотреть картинку Что является высшим судебным органом в сша. Картинка про Что является высшим судебным органом в сша. Фото Что является высшим судебным органом в сша

Верхо́вный су́д США́ (англ. Supreme Court of the United States ) — высшая судебная инстанция США.

В состав суда входит 9 судей, один из которых является председателем. Суд обычно действует как апелляционный, но по ряду дел (например, касающихся дипломатов) может быть судом первой инстанции.

Судьи назначаются президентом с одобрения Сената пожизненно и могут досрочно прекратить полномочия лишь в результате добровольной отставки или импичмента за совершённые преступления. Для поощрения обновляемости состава Верховного суда без давления извне был принят закон о праве на сохранение жалования для судей Верховного суда, ушедших в отставку в возрасте не менее 70 лет. За период с 1789 по 2005 год президенты США предложили 149 кандидатур на должность судьи Верховного суда, свыше 80 % из которых стали судьями. По статистике, новый судья назначается каждые 22 месяца.

Верховный суд был основан в 1789 году, своё первое решение он вынес в 1792. Влияние Верховного суда резко усилилось после 1803 года, когда Верховный суд принял на себя право оценивать соответствие законодательных актов Конституции США, то есть фактически право приостанавливать действие законов, объявляя их в случае неконституционности недействительными с самого начала их принятия (Марбери против Мэдисона); впоследствии в Европе для таких функций был создан отдельный тип суда — конституционный суд, в США отсутствующий.

В то же время, за время своего существования Конгресс США, получив необходимое одобрение легислатур 3/4 штатов, три раза приостанавливал решения Верховного суда (путём принятия поправок к Конституции с момента окончания процедуры принятия поправки). Таким способом, в частности, был введён подоходный налог, запрещённый Верховным судом, и установлено право родившихся на территории США афроамериканцев на автоматическое получение гражданства США, вопреки прежнему решению Верховного суда, постановившему, что порабощенные афроамериканцы не являются гражданами (Дред Скотт против Сэндфорда).

Все без исключения члены Верховного Суда США были мужчинами-протестантами до 1835 года, когда президент Эндрю Джексон назначил судьёй католика Роджера Тоуни (причём Тоуни при этом стал главным судьёй Верховного суда — Chief Justice). В 1916 году президент Вудро Вильсон назначил первого судью иудейского вероисповедания — Луиса Брандайса. В 1967 году Таргуд Маршалл стал первым афроамериканцем, назначенным в члены Верховного Суда США. В 1981 году была одобрена выдвинутая Р. Рейганом кандидатура первой судьи женского пола — Сандры Дей О’Коннор. В августе 2009 года Соня Сотомайор была избрана в состав Верховного суда США, став первым латиноамериканским судьёй в этой должности.

Содержание

Структура суда

Число членов

Конституция США не определяет число судей Верховного Суда. Согласно III статье конституции США Конгресс США имеет право изменять это число, однако не использовал это право с 1869. Первоначально в Верховный суд входили шесть судей, по мере расширения территории страны, число судей Верховного Суда увеличивалось. В 1789 году было всего шесть судей, в 1807 году их стало семь, в 1837 году — девять, в 1863 году — десять, в 1866 году — девять, в 1867 году — восемь, и наконец, снова девять в 1869 году.

Президент Рузвельт в 1937 году предпринял попытку расширить состав суда, чтобы провести туда своих ставленников с целью проведения экономических реформ. Он предложил при достижении каждым судьёй семидесяти с половиной лет расширять состав суда. Хотя американское общество и Конгресс поддерживали президента и осуждали Верховный суд, который блокировал реформы, независимость суда была признана более важной ценностью, чем конъюнктурная необходимость. [1] Кроме того, Верховный суд США всё-таки постепенно уступил президенту и Конгрессу в вопросах свободы договора. В результате состав суда не был расширен (The switch in time that saved nine).

Порядок назначения

Согласно второй статье Конституции США, состав Верховного суда определяется Президентом и утверждается Сенатом. Обычно президенты отдают предпочтение кандидатам со сходными политическими взглядами, нередко вопреки советам Верховного судьи. В истории были и исключения. Когда президент Эйзенхауэр представил Эрла Уоррена, впоследствии одного из самых либеральных судей в истории суда, на должность Верховного Судьи, он был уверен в консервативности последнего. Впоследствии Эйзенхауэр характеризовал это назначание как «самую большую ошибку в жизни».

Утверждение

Перед представлением в Сенат кандидат на должность судьи Верховного суда проходит собеседование в Сенатском Комитете по судоустройству (англ. Senate Judiciary Committee ). По итогам собеседования комитет предоставляет Сенату положительную, негативную или нейтральную рекомендацию.

Такая практика появилась относительно недавно, в 1925 году, и связана с именем Харлана Стоуна. Тогда ряд сенаторов выразили опасение, что он слишком тесно связан с финансовым миром. В ответ на их заявления, Стоун выразил готовность разъяснить все возможные сомнения в ходе собеседования. Эта мера помогла ему развеять сомнения касательно собственной кандидатуры и получить назначение.

Эта практика была восстановлена в связи с выдвижением Джона Маршалла Харлана в 1955 году. Его кандидатура была выдвинута вскоре после вынесения исторического решения по делу Брауна против Совета по образованию, вызвавшего большой общественный резонанс. Несколько сенаторов из Южных штатов попытались воспрепятствовать назначению Харлана в Верховный суд.

Для утверждения требуется абсолютное большинство голосов. Сенат не часто отклоняет предложенную кандидатуру. В истории было двенадцать таких случаев, последний — в 1987 году. Тогда сенат отказался утвердить кандидатуру Роберта Борка.

Некоторые кандидаты так и не дождались результатов голосования в сенате. Хотя негативного отзыва комитета недостаточно для отклонения кандидатуры, голосование в Сенате может быть намеренно затянуто (англ. filibustered ), чтобы помешать назначению. За всю историю ни один кандидат в судьи [2] (англ. associate justice ) не был так отклонён, а вот кандидат на должность главного судьи имеет много шансов быть отклонённым таким образом. Попытка президента Джонсона сменить главного судью Эрла Уоррена одним из заместителей, Эйби Фортесом, провалилась именно из-за затягивания обсуждения в Сенате.

После утверждения кандидатуры в Сенате, президент подписывает и скрепляет государственной печатью США соответствующий патент (приказ о назначении?).

Текущий состав суда (2012)

Верховный суд Соединённых Штатов Америки
Supreme Court of the United States
Что является высшим судебным органом в сша. Смотреть фото Что является высшим судебным органом в сша. Смотреть картинку Что является высшим судебным органом в сша. Картинка про Что является высшим судебным органом в сша. Фото Что является высшим судебным органом в сша
Вид
СудьяВ Верховном суде сНоминирован президентом
Джон Гловер Робертс (Главный судья)2005Буш-младший (Р)
Антонин Скалиа1986Рейган (Р)
Энтони Кеннеди1988Рейган (Р)
Кларенс Томас1991Буш-старший (Р)
Рут Бейдер Гинзбург1993Клинтон (Д)
Стивен Брейер1994Клинтон (Д)
Сэмюэль Алито2006Буш-младший (Р)
Соня Сотомайор2009Обама (Д)
Елена Каган2010Обама (Д)

Список некоторых наиболее важных решений Верховного Суда США

Примечания

Литература

Ссылки

Антигуа и Барбуда • Багамы • Барбадос • Белиз • Гаити • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Сальвадор • Сент-Люсия • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • США • Тринидад и Тобаго • Ямайка

Американские Виргинские острова • Ангилья • Аруба • Бермуды • Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба (Карибские Нидерланды) • Британские Виргинские острова • Гваделупа • Гренландия • Каймановы острова • Клиппертон • Кюрасао • Мартиника • Монтсеррат • Навасса • Пуэрто-Рико • Сен-Бартельми • Сен-Мартен • Сен-Пьер и Микелон • Синт-Мартен • Тёркс и Кайкос

Источник

Суд США

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика и структура судебной системы Соединенных Штатов Америки

Одной из сущностных черт любого современного суверенного государства выступает наличие собственной системы юрисдикционных органов, особое место среди которых занимает судебная система. Не является исключением из обозначенного правила и судебная система Соединенных Штатов Америки, многие особенности формирования и деятельности которой обуславливаются федеративным устройством страны.

При этом анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что для целей проведения исследования свойств и особенностей американского судопроизводства, определение судебной системы США может быть сформулировано следующим образом:

Судебная система США – это совокупность взаимосвязанных юрисдикционных и административных органов государственной власти, призванных отправлять правосудие на территории Соединенных Штатов Америки, а также осуществлять непосредственное руководство нижестоящими судебными органами.

В качестве одной из особенностей организации и деятельности американской судебной системы принято называть ее дуализм, выраженный в том, что она состоит из различных органов на федеральном уровне, уровне штата и местном уровне, каждый из которых обладает достаточно широким перечнем юрисдикционных прав и полномочий.

Кроме того, наряду с относительно самостоятельными звеньями федеральных судов и судов штатов, в американской судебной системе принято выделять так называемые регуляторные агентства:

Регуляторные агентства – самостоятельное звено системы американских юрисдикционных органов, к сфере компетенции которых отнесено принятие обязательных для исполнения решения в разнообразных сферах и обеспечение их исполнения.

При этом соответствующие агентства могут быть образованы как на федеральном уровне, например, комиссия по ценным бумагам, так и на местном уровне, например, городские агентства, к сфере компетенции которых отнесено регулирование деятельности и правоприменение в сфере строительства.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие и признаки Федеральных судов США

Как было отмечено выше, одним из признаков судебной системы США, вытекающим из его федеративного устройства, выступает наличие нескольких звеньев юрисдикционных органов, высшими из которых выступают Федеральные суды США По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Судебная система США подробнее :

Федеральный суд США – это относительно самостоятельное звено судебной системы США на уровне федерации, к компетенции которых отнесено рассмотрение и разрешение широкого круга споров, основанных на положениях американской конституции и положениях федерального законодательства.

При этом следует обратить внимание на то, что в отличие от судебной системы многих иностранных государств, структура которой не предполагает внутреннюю вертикальную дифференциацию юрисдикционных органов в рамках судов одного звена, для американской судебной системы только на уровне Федеральных судов По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Федера подробнее характерно выделение трех внутренних звеньев:

Важной особенностью, отличающей судебную систему США, от, например, российской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Право собственности Российской Федерации подробнее системы судов, выступает наличие достаточно широкого перечня специализированных судебных органов, в числе которых могут быть выделены:

Суды штатов как элемент американской судебной системы

Продолжая характеристику элементов и особенностей судебной системы Соединенных Штатов Америки, следует отметить, что в силу обозначенного принципа федерализма, использованного, в том числе, в процессе формирования соответствующей системы судебных органов, следующим звеном после Федеральных, в США выступают Суда штатов.

Тем не менее, именно к компетенции судов штатов в Америке относится рассмотрение подавляющего большинства дел, притом, что по общему правилу, судам рассматриваемого звена принадлежит право рассмотрение дел, вытекающих из отношений, урегулированных именно местным законодательством, а не любым нормативными актами в целом.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что в силу обозначенной выше особенности, суды штатов в Америке могут создаваться в самых разнообразных формах, в порядке и на условиях, предусматриваемых действующим законодательством штата.

Источник

О судебной системе США

Аболонин Г.О., кандидат юридических наук, консультант по вопросам правового регулирования инвестиций, судебной защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов.

Ключевые слова: гражданский процесс; право США; судебная система.

About the U.S. judicial system

Abolonin G.O., Candidate of Legal Sciences, Consultant on Legal Regulation of Investment, Judicial Protection of Rights and Legitimate Interests of Foreign Investors.

Key words: civil litigation; the U.S. law; the judicial system.

Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1997. С. 153.

То обстоятельство, что правовая система США основана на сосуществовании множества различных правовых систем каждого из штатов, также наложило отпечаток на особенности гражданского процесса США. Гражданское процессуальное право, которое отнесено к компетенции каждого из штатов, привело к формированию полусотни независимо действующих самостоятельных систем гражданского процессуального права в США как отдельно взятой стране. Помимо этого, нельзя забывать о системе федеральных судов США.

Федеральные суды США рассматривают гражданские дела на основании Федеральных правил гражданского процесса, суды 50 штатов США образуют 50 самостоятельных судебных систем, осуществляющих правосудие по гражданским делам, основываясь на положениях 50 специальных нормативных правовых актов, принятых органами законодательной власти штатов. Чаще всего данные нормативные правовые акты в сфере гражданского судопроизводства носят характер правил гражданского процесса или гражданских процессуальных кодексов.

Hazard J.C., Taruffo M. American Civil Procedure: An Introduction. Yale University Press, 1995. P. 71.

Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Указ. соч. С. 153.

Другие правоведы имеют на это свою точку зрения. Они считают, что американская правовая система и входящее в нее гражданское процессуальное право находятся в состоянии глубокого кризиса и полного упадка и переживают сейчас далеко не лучшие времена.

Огромное влияние судов, независимое рассмотрение ими не связанных с политикой частных гражданских дел приводят к принятию решений о денежном возмещении причиненного вреда и так называемых наказательных убытков (punitive damages) в таких размерах, что судебные решения приводят к разорению крупных собственников и стагнации в развитии целых отраслей экономики страны.

Применение штрафных убытков допускается в США не только в федеральных судах и судах штатов.

Сам по себе институт штрафных убытков в американском праве представляет собой процессуальный порядок, в соответствии с которым считается возможным присудить жертве правонарушения сумму финансового возмещения причиненного ей вреда или убытков в размере, превышающем его действительный характер, в целях наказания правонарушителя за совершенное им нарушение прав и законных интересов данного лица.

Sales J.B., Cole K.B., Jr. Punitive Damages: A Relic That Has Outlived Its Origins // Vanderbilt Law Review. 1984. Vol. 37. P. 1117, 1119; Rustad M., Koenig Th. The Historical Continuity of Punitive Damage Awards: Reforming the Tort Reformers // American University Law Review. 1993. Vol. 42. N 4. P. 1269, 1285.
Massey C.R. The Excessive Fines Clause and Punitive Damages: Some Lessons from History // Vanderbilt Law Review. 1987. Vol. 40. P. 1233, 1257.

Owen D.G. A Punitive Damage Overview: Functions, Problems and Reform // Villa nova Law Review. 1994. Vol. 39. Issue 2. P. 363, 368 (fn. 23).

Massey C.R. Op. cit. P. 1233, 1257, 1266.

В странах правовой семьи общего права, где отсутствует деление права на публичное и частное и все право является исключительно публичным, возможность многократного увеличения взыскиваемого по иску ущерба или суммы убытков в виде санкции за допущенное правонарушение считается чем-то, что может быть вполне «в порядке вещей».

Несмотря на то что Верховный суд США формально указал, чем должны руководствоваться суды при решении вопроса о размере присуждаемых штрафных убытков, не все суды принимают решения о взыскании штрафных убытков в разумных пределах.

Pacific Mutual Life Insurance Co. v. Haslip, 111 S. Ct. 1032, 1045 (1991).

Афанасьева Е.Г., Долгих М.Г. Частное и публичное в одном флаконе: штрафные убытки // Предпринимательское право. 2009. N 2 (СПС «КонсультантПлюс»).

Но часто взыскиваемый судами размер штрафных убытков вообще с трудом поддается пониманию с точки зрения каких-либо пропорций, понятий разумного размера и соразмерности наказания совершенному противоправному деянию.

Гришин Д.А. Неустойка: теория, практика, законодательство. М., 2005 (СПС «КонсультантПлюс»).
Geistfeld M.A. Punitive damages, retribution and due process // South California Law Review. 2008. Vol. 81. N 2. P. 280.

В прессе все чаще отмечается, что проблема судебных решений в США стала настолько острой, что Президент США Джордж Буш в свое время даже был вынужден обратиться к федеральным законодательным органам с призывом ограничить размер присуждаемого судами возмещения вреда здоровью пациентов по гражданским искам. Данное обращение Президента не нашло поддержки у представителей демократической партии США, считающих, что такие ограничения не могут не нарушить права и законные интересы пациентов, пострадавших от врачебных ошибок.

Отмечается, что судебные решения, вызвавшие кризис в системе здравоохранения США, являются лишь верхушкой айсберга деятельности американской судебной системы, которая заставляет ответчиков тратить миллионы долларов на судебную защиту.

Американские средства массовой информации отмечают, что независимая и энергичная властная деятельность судов США зашла сегодня так далеко, что простые американцы во всех сферах жизни сегодня не чувствуют себя свободными, опасаясь судебных решений, которые могут быть приняты не в их пользу.

Простые американцы говорят, что гражданский процесс США и американская судебная система даже смогли изменить само понятие массовой «американской мечты».

Так же как и в современной России, судебная система США, согласно принципу разделения властей, признается самостоятельной ветвью власти по отношению к власти законодательной и исполнительной.

Tocqueville A. de. Democracy in America / Ed. by J.P. Mayer, M. Lerner. Harper and Row, 1966. P. 248.

Судебная система США отличается от российской судебной системы своим дуализмом, что является ее очевидной особенностью. Соединенные Штаты принято относить к числу государств с умеренно централизованным судоустройством, предполагающим параллельное функционирование двух самостоятельных судебных систем: федеральной судебной системы и судебной системы субъектов Федерации.

Пилипенко Ю.С., Каримуллин Р.И. Российская судебная система в контексте нового федерального конституционного закона // Журнал российского права. 1998. N 1.

Принцип федерализма, независимости и самоуправления штатов послужил основой американской государственности и определял взаимоотношения между всеми 50 штатами США. По сей день штаты США занимают полуавтономное положение по отношению к федеральному центру. Федеральный характер американской системы государственного управления особенно ярко проявляется в системе правоохранительных органов, местном самоуправлении и судебных системах штатов. Каждый из штатов обладает собственным правительством, законодательством, собственной системой законодательства и гражданского процессуального права, что также берет свое начало в колониальном периоде истории штатов США.

Федеральную судебную систему США образуют Верховный суд США, апелляционные и окружные суды, ряд специальных судов. Данные судебные органы рассматривают дела, связанные прежде всего с применением федерального законодательства либо споры между лицами, проживающими в разных штатах.

Пилипенко Ю.С., Каримуллин Р.И. Указ. соч.

Принцип федерализма независимости и самоуправления штатов послужил основой американской государственности и определил взаимоотношения между всеми 50 штатами США. Конституция США не устанавливает подробно, какой должна быть судебная система страны, как это указано в гл. 7 Конституции РФ, но определяет, что судебная власть в США должна принадлежать Верховному суду США и такой системе судов, которую время от времени может учреждать Конгресс США. Правила данной статьи трактуются таким образом, что Конгресс США своим нормативным актом (статутом) должен утвердить состав судей Верховного суда США и определить систему нижестоящих судов США. Сразу же после принятия Конституции США Конгресс принял Акт о судебной власти 1789 г. Данный нормативный акт устанавливает, что Верховный суд США образуют семь судей, систему местных судов составляют окружные суды каждого штата, определяет юрисдикцию и систему районных судов, в которых два судьи рассматривают особо важные судебные дела и определяют процессуальные правила рассмотрения гражданских дел.

Со временем судебная система США претерпела некоторые изменения. Общее число судей Верховного суда США было увеличено до девяти, введено подразделение окружных судов на различные судебные округа, проведено преобразование судов округов в апелляционные суды США и окружные суды первой инстанции.

Hazard J.C., Taruffo M. Op. cit. P. 43.

Верховный суд США обладает всей совокупностью властных судебных полномочий, которые в Российской Федерации равномерно распределены между тремя специальными высшими судебными инстанциями: КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ.

Высшие органы судебной власти в России уполномочены на рассмотрение дел о соответствии Конституции решений высших государственных органов власти, законов и иных нормативных правовых актов. Они являются высшими судебными инстанциями по гражданским, уголовным, административным и иным делам, разрешению экономических споров, осуществляют судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов, дают разъяснения по вопросам судебной практики.

Все вышеназванные функции в США принадлежат одному Верховному суду, который сосредоточил в себе значительный объем высшей судебной власти.

Верховный суд США состоит из девяти судей, включая Главного судью. Главный судья Верховного суда председательствует на его слушаниях и обладает полномочиями по надзору над всей федеральной судебной системой США. Но необходимо отметить, что полномочия Главного судьи по рассмотрению гражданских дел равны полномочиям любого из судей Верховного суда США.

Верховный суд США представляет собой также высшую апелляционную инстанцию. Он вправе рассматривать апелляции на решения апелляционных судов и решения судов штатов, касающиеся вопросов федерального права. Дело, рассмотренное в суде штата, в случае, если оно касается необходимости применения положений Конституции США, федерального статута или соглашения, может быть также рассмотрено Верховным судом США.

Несмотря на то что полномочия Верховного суда США по пересмотру решений судов штатов, по мнению американских ученых, имеют в целом положительное значение для функционирования всей юридической системы страны, на практике к нему прибегают достаточно редко, и Верховный суд США рассматривает всего лишь несколько десятков дел ежегодно.

В Верховный суд США ежегодно поступают тысячи апелляционных жалоб, большинство из которых именуются ходатайствами об истребовании дела для рассмотрения его судом вышестоящей инстанции (petitions for certiorari); данные апелляционные жалобы содержат краткое описание дела и вопросов права, затронутых при его рассмотрении, и содержат просьбу к Верховному суду США принять дело к рассмотрению. Каждую неделю в Америке проводится заседание Верховного суда США, на котором судьи рассматривают данные апелляционные жалобы. Большинство апелляционных жалоб отклоняется.

Необходимо отметить, что аналогичная практика отказов в рассмотрении дел высокими судебными инстанциями имеет место и в России: так, например, в ВС РФ дела поступают на рассмотрение одного из судей, в то время как в КС РФ отказы в принятии жалоб к рассмотрению возможны уже на уровне Секретариата КС РФ.

Право принять к рассмотрению определенное дело или отказать в его рассмотрении также полностью отнесено на усмотрение Верховного суда США и может быть реализовано без всяких последующих объяснений. При отказе в рассмотрении жалобы принимается соответствующий судебный приказ.

Формирование системы нижестоящих судов в России определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; в США порядок формирования судебной системы устанавливается нормативными актами Конгресса США и, соответственно, органами высшей законодательной власти штатов.

Нижнее звено федеральной судебной системы США составляет система федеральных окружных судов.

Система окружных судов США построена в соответствии с территориальным делением страны на штаты.

Согласно Конституции США федеральные суды рассматривают дела, касающиеся положений Конституции, федеральных законов, норм статутов или соглашений. Данное положение Конституции США позволяет применять нормы федерального законодательства как в федеральных судах, так и в судах штатов, по делам, в которых в качестве одной из сторон выступают США. Данное положение позволяет правительству США обращаться в федеральные суды с исками.

Федеральные суды США рассматривают дела, в которых стороны являются резидентами различных штатов США. Это положение было принято с целью сокращения риска принятия судами штатов пристрастных решений в отношении граждан США, находящихся или постоянно проживающих на территории других штатов.

К юрисдикции федеральных судов США относятся также морские дела, касающиеся правил осуществления морской торговли.

Кроме того, федеральные суды США рассматривают дела, касающиеся иностранных граждан и иностранных государств.

Hazard J.C., Taruffo M. Op. cit. P. 44.

В каждом окружном суде, как правило, работает несколько судей, их число обусловлено нормами статутов и практикой осуществления правосудия в судах. Сегодня почти в каждом окружном суде США работает от 5 до 20 судей. Судьи избирают одного из судей в качестве главного судьи (chief judge).

Главный судья окружного суда США ответствен за осуществление правосудия судом, но обладает компетенцией в разрешении судебных дел, не большей, чем кто-либо из других судей окружного суда.

Дела поступают в распоряжение того или иного судьи в соответствии с процедурой жеребьевки, и каждый из судей ответствен за их рассмотрение. Все обстоятельства дела рассматриваются каждым судьей единолично. Принято считать, что процедура рассмотрения дел в судах существенно отличается от процессуальных правил рассмотрения гражданских дел в других странах, где почти все дела, за исключением малозначительных, рассматриваются коллегией из трех судей. Единственным исключением из этого правила является используемая в федеральных судах США процедура рассмотрения гражданских дел коллегией из трех судей, рассматривающих вопросы соответствия Конституции США определенных законов.

Апелляционные суды США обладают юрисдикцией по пересмотру решений судов первой инстанции, являясь судами второй инстанции. Апелляционные суды сформированы по территориальному принципу и действуют в специальных судебных округах (circuits). Термин «судебный округ» берет свое начало в выездных заседаниях судей, которые были связаны с поездками судей из одного округа Америки в другой. Основой деления территории страны на федеральные судебные округа является территориальное деление страны на штаты. Так, например, Апелляционный суд США третьего федерального судебного округа рассматривает апелляции судов, расположенных на территории трех штатов: Нью-Джерси, Пенсильвании и Делавэра, а также апелляции на решения судов, расположенных на территории Вирджинских островов. Всего на территории США находится 12 апелляционных судов, включая Апелляционный суд округа Колумбия (резиденции федерального правительства США).

Кроме того, в США действуют два специализированных апелляционных суда: Апелляционный суд Федерального судебного округа, который рассматривает апелляции на решения судов по вопросам патентного права, прав на использование торговых марок, наименований и т.д., а также Суд по рассмотрению жалоб, специализирующийся на рассмотрении жалоб на действия правительства США.

В каждом апелляционном суде работает несколько судей, число которых устанавливается статутом и может насчитывать от 10 до 25. Обязанности по общему руководству деятельностью апелляционного суда возлагаются на главного судью.

Апелляции обычно рассматриваются коллегиально коллегиями из трех судей, которые, так же как и в случае с судами первой инстанции, получают дела для рассмотрения по принципу жеребьевки. По делам особой важности допускается участие в рассмотрении дела всех судей данного судебного округа. Как правило, такой порядок рассмотрения дел, который именуется en banc hearing (от фр. «в полном составе»), допускается при рассмотрении вопросов конституционного права по делам, в которых коллегиями судей первой инстанции приняты противоречивые судебные решения.

Апелляционные суды США вправе рассматривать апелляции на решения окружных судов, за исключением дел, включающих в себя вопросы особой государственной важности, требующие незамедлительного участия Верховного суда США. Данное правило было определено в 1974 г. при рассмотрении дела США против Никсона, когда президентское дело об Уотэргейте требовало привлечения Президента Никсона к участию в судебном разбирательстве.

Необходимо отметить, что апелляционные суды США не вправе рассматривать апелляции на решения судов штатов.

Порядок формирования судебных систем штатов отнесен к ведению самих штатов как субъектов Федерации и в связи с этим определяется ими самостоятельно. Таким образом, судебная система штатов США представляет собой несвязанную совокупность весьма различающихся между собой самостоятельных подходов к построению системы судебной власти на местах.

В судебной системе штатов США нет единообразия. Принципы построения судебной системы каждого штата основаны на нормах принятых данными штатами конституций. Большинство из них достаточно подробно регламентируют порядок формирования и юрисдикцию судов штатов; тем не менее полномочия законодательных органов штатов носят ограниченный характер в отношении регулирования судебной системы. Например, правило Конституции Калифорнии устанавливает, что судебная власть в штате принадлежит Верховному суду штата, апелляционным судам, верховным судам и судам правосудия.

Судебные системы многих штатов были созданы еще до образования самих США как конфедерации и впоследствии федерации штатов.

Многие из данных судебных систем сформированы на основании специального Ордонанса Великобритании, которая в те времена выступала в качестве метрополии по отношению к данным территориям. После Войны за независимость штаты воссоздали свою судебную систему на основании положений принятых ими конституций, предоставили судам полномочия, ранее дарованные Ордонансом королевской власти Великобритании.

Процесс формирования судебных систем большинства штатов США в общем завершился к 1789 г.

Структура судов штатов во многом схожа со структурой федеральной судебной системы. Суды первой инстанции в них часто именуются судами общей юрисдикции и отличаются тем, что к их компетенции относятся как уголовные, так и гражданские дела, за исключением тех из них, которые относятся к юрисдикции специализированных судов. Данным судам подсудны также споры из норм федерального права, за исключением некоторых категорий дел, например основанных на исках Антитрестовского акта Шермана, в отношении которых федеральным законом установлена исключительная юрисдикция федеральных судов. В соответствии с данной системой суды штатов могут быть охарактеризованы в качестве основных судов американской юридической системы. Кроме того, во многих штатах действуют нижестоящие суды, специализирующиеся на разрешении мелких споров и возбуждении уголовных дел на стадии обвинения.

В различных штатах суды, рассматривающие гражданские споры, именуют по-разному: высшими судами, окружными судами, судами графств. Во всех штатах местные суды действуют в соответствии с территориальной подведомственностью, соответствующей территориальному делению штатов. Например, в Калифорнии такие суды именуются Высшим судом графства Лос-Анджелес. Число работающих в суде судей, как правило, зависит от величины территориального образования, в котором находится суд, и может составлять от одного судьи до нескольких десятков судей. В каждом суде его деятельностью руководит председатель суда, который ответствен за осуществление правосудия данным судом. Так же как и в федеральных судах, судьи судов штатов обладают равными полномочиями по рассмотрению гражданских дел и рассматривают подавляющее большинство гражданских дел единолично.

Hazard J.C., Taruffo M. Op. cit. P. 48.

Hazard J.C., Taruffo M. Op. cit. P. 48.

В большинстве штатов США действуют также суды второй инстанции, которые представляют собой промежуточное судебное звено. По своим функциям такие суды, которые именуются апелляционными судами штатов, схожи с федеральными апелляционными судами. В этих судах работает значительное число судей, которое может составлять более 50 человек. Рассмотрение дел осуществляется судьями коллегиально коллегиями из трех судей. Компетенция данных апелляционных судов штатов во многом схожа с компетенцией судов штатов первой инстанции, за некоторыми исключениями.

В связи с тем, что двухступенчатую судебную систему, специализирующуюся на рассмотрении гражданских дел, в США повсеместно сменила трехступенчатая судебная система, необходимо отметить, что апелляционные суды штатов не являются окончательной судебной инстанцией в судебной системе штатов. Высшей судебной инстанцией в штатах США является верховный суд. Через апелляционные суды штатов ежегодно проходят тысячи дел, множество из которых связано с колоссальным количеством процессуальных документов.

Верховный суд штата принимает апелляции на решения апелляционных судов штатов по собственному усмотрению.

Верховные суды штатов являются окончательной судебной инстанцией по гражданским делам, подведомственным судам штатов; они обладают исключительной компетенцией авторитетного толкования законодательства и общего права штата. Тем не менее в соответствии с законодательством США решение верховного суда штата в случае, если оно было принято на основании федерального законодательства, может быть пересмотрено Верховным судом США.

В большинстве штатов США верховный суд состоит из семи судей, которые обычно рассматривают гражданские дела коллегиально в полном составе. Главный судья, как правило, избирается по старшинству или назначается правительством; он не только выполняет административные функции, определяя деятельность суда, но и обладает надзорными полномочиями по отношению ко всей судебной системе штата.

Обычно верховный суд штата рассматривает до 300 гражданских дел ежегодно; вместе с тем им рассматривается множество поступающих в верховный суд заявлений с просьбой о принятии к производству определенного дела.

В некоторых случаях истцы при обращении с исковым заявлением обладают правом выбора между судами штата и федеральными судами. В таких случаях выбор суда для обращения часто обусловлен тактикой того или иного представителя интересов истца.

Friedenthal J.H., Kane M.K., Miller A.R. Civil Procedure. West Publishing, 1985. P. 4.

В США нет правовых механизмов, обеспечивающих в России единство судебной системы, среди которых особое место принадлежит единому процессуальному порядку рассмотрения гражданских дел.

Механизмами, используемыми в России для поддержания единства судебной системы, в соответствии с законом являются: установление судебной системы едиными источниками права: Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; наличие единых правил судопроизводства, установленных федеральными законами и обязательных для соблюдения федеральными судами и мировыми судьями; применение всеми судами России одних и тех же федеральных нормативных актов: Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признание обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу; закрепленное на уровне законодательства единство статуса всех судей, действующих на территории страны; финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Действующие на территории субъектов РФ конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ входят в единую федеральную судебную систему РФ. Таким образом, судебная система страны является единой и неделимой. Все гражданские споры рассматриваются на основании Конституции РФ и федеральных законов, которые имеют приоритет перед нормативными актами субъектов Федерации.

Федеральные суды США и суды штатов основывают свои решения на трех важнейших источниках права: 1) конституционном праве; 2) законодательстве; 3) нормах общего права.

Нормы конституционного права имеют высшую юридическую силу, нормы общего права используются в отсутствие регламентации определенных вопросов нормами конституционного права и законодательства США.

Верховный суд имеет исключительную юрисдикцию по рассмотрению судебных дел, в которых в качестве одной из сторон выступает государство, посол, другие должностные лица (высшие государственные чиновники) (в соответствии с § 2 ст. 3 Конституции США).

Параграф 3 ст. 3 Конституции США устанавливает, что никто не может быть обвинен в государственной измене, кроме как на основании показаний двух свидетелей о совершении данным лицом умышленного правонарушения либо на основании судебного решения, вынесенного в открытом судебном заседании.

В соответствии с VII поправкой к Конституции США (Билль о правах) по искам из общего права, превышающим сумму в 12 долл., сторонам должно быть обеспечено право рассмотрения их гражданского дела судом присяжных; при этом ни один из фактов, установленных судом присяжных, не может быть пересмотрен судом США иначе, чем в соответствии с нормами общего права.

В США действует принцип верховенства федеральной Конституции США и федеральных законов над законами штатов. В соответствии с этим принципом судьи судов штатов при принятии ими решений по гражданским делам обязаны следовать положениям Конституции США.

Другим фундаментальным принципом американской системы гражданского процессуального права является гарантия рассмотрения гражданских дел судами присяжных. Эта конституционная норма не имеет обязательного характера для судов штатов и распространяется исключительно на действующую систему федеральных судов ; тем не менее ее положения часто дублируются на уровне законодательства штатов. Таким образом, многие штаты США, закрепив данное положение на уровне своих конституций, обеспечивают действие права граждан и организаций на рассмотрение их гражданского спора судом присяжных на региональном уровне.

Marcus R.L., Sherman E.F. Complex Litigation: Cases and Materials on Advanced Civil Procedure. West Publishing, 1998.

В конституциях многих штатов США положения об обеспечении гражданских прав не только нашли более подробное отражение в сравнении с нормами поправки к федеральной Конституции США, но и были существенно расширены.

Среди них есть положения, закрепляющие принцип гласности судебного разбирательства, как, например, правило о том, что судебное разбирательство по гражданским делам всегда должно быть открытым, предполагать возможность доступа в зал судебных заседаний представителей общественности и средств массовой информации.

Положения Конституции США, включая нормы Билля о правах, содержащего поправку о верховенстве федерального законодательства над законодательством штатов, носят в гораздо большей степени сокращенный и общий характер в сравнении с положениями Конституции РФ, множество статей которой в той или иной степени регулирует вопросы деятельности судебной системы.

Специфическим вопросом является положение американской Конституции о применении судами законодательства при рассмотрении гражданских споров.

http://www.gpoaccess.gov/ uscode/browse.html
Страшун Б.А. К вопросу о понятии конституционного права // Журнал российского права. 2006. N 10.

Раздел 28 Кодекса регулирует вопросы организации судебной системы США, устанавливает правила подведомственности и подсудности, определяет общие и специальные судебные процедуры.

Специальные главы Кодекса содержат правовые предписания в отношении полномочий Верховного суда США и апелляционных судов, правила подведомственности и подсудности федеральных окружных судов, порядок передачи гражданских дел на рассмотрение последних из судов штатов.

Кроме того, разд. 28 Кодекса содержит специальные положения в части регулирования деятельности специализированных судов (Суда США по рассмотрению федеральных требований (гл. 91 ч. IV разд. 28 Кодекса), Суда по международной торговле (гл. 95 ч. IV разд. 28 Кодекса)), нормы о юрисдикционных иммунитетах иностранных государств (гл. 97 ч. IV разд. 28 Кодекса США).

Регулирующие вопросы процессуального характера нормы Кодекса определяют порядок предъявления исков, применения судами при принятии решений норм федерального права и права штатов, подготовки гражданских дел к судебному разбирательству, представительства, порядок представления доказательств, допроса свидетелей, рассмотрения гражданских дел с участием суда присяжных, а также устанавливают судебные расходы, объединение гражданских дел.

К числу специализированных процедур судопроизводства в федеральных судах Кодекс относит процедуру принятия решения по иску об установлении права (declaratory judgment cases), дела о судебных запретах, вопросы рассмотрения отдельных категорий судебных дел коллегиями из трех судей, дела по жалобам на акты федеральных органов исполнительной власти, процедуры возбуждения лицом процесса в целях определения прав третьих лиц на спорный предмет или в отношении подлежащих уплате денежных сумм (interpleader), дела с участием США в качестве стороны и др.

В США закон регулирует сегодня те отношения, которые ранее регулировались нормами общего права. Например, коммерческое право США изначально называлось общим правом; сейчас его положения, которые по сути своей являются нормами общего права, скомпилированы в форме Единообразного коммерческого кодекса.

Hazard J.C., Taruffo M. Op. cit. P. 39.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993. С. 183.

Bouvier’s Law Dictionary. Letter L: Law, Common (http://www.constitution.org/ bouv/bouvier_l.htm).

Третьим источником американского права является общее право, которое часто именуется правом судебных решений или прецедентным правом. Общее право США берет начало своего развития в королевских судах Англии, а точнее, в предоставленном им королевской властью исключительном полномочии по разрешению споров, касающихся полномочий, интересов или обязанностей королевской власти. Решения судов по таким делам носили авторитетный характер, и сделанные в них выводы служили основой для разрешения подобных или аналогичных споров в будущем другими судами, которые при вынесении своих решений обязаны были принимать во внимание выводы судей, рассматривавших аналогичные вопросы права ранее. Таким образом, выводы судебных решений сами постепенно приобрели характер норм права, обязательных для исполнения судами при разрешении гражданских дел.

Cound J.J., Firedenthal J.H., Miller A.R. Civil Procedure: Cases and Materials. West Publishing, 1980; Rosenberg M., Weinstein J.B., Smit H., Korn H.L. Elements of Civil Procedure: Cases and Materials. Foundation Press, 1978; Weinstein J.B., Mansfield J.H., Abrams N., Berger M.A. Evidence, Cases and Materials. Foundation Press, 1997.

Яблочков Т.М. Учебник русского гражданского судопроизводства. Ярославль, 1912.

Постепенно число норм, фактически созданных по множеству частных случаев, в порядке непрерывного судебного нормотворчества породило критическую массу часто противоречивых и несистематизированных, но обязательных для исполнения и имеющих юридическую силу правил. Данная система правил прецедентного права не может восприниматься континентальными юристами иначе как юридический хаос.

До момента рецепции норм английского общего права на территории колоний США, произошедшего в XVII в., нормы судебных решений входили в полный Свод законов (Энциклопедию права) (Corpus juris). Данный нормативный акт объединял в себе нормы, касающиеся частной собственности, гражданских деликтов, договорных обязательств и других отношений. В процессе колонизации Америки эти отношения стали неотъемлемой частью того «культурного наследства», которое было воспринято колонистами и применялось ими при рассмотрении гражданско-правовых споров как их собственное право. В процессе создания судебной системы штатов конституции штатов предписывали судам применять нормы общего права при разрешении гражданских дел, в случае если его положения не противоречат конституциям штатов или Конституции США.

Суды США продолжили традиции развития английского общего права и постепенно сформировали собственную оригинальную систему общего права, основанную на прецедентах, выработанных судами США в процессе рассмотрения гражданских дел.

Для того чтобы разрешить проблему деятельности федеральных судов США, после многолетних обсуждений Конгрессом США был принят Закон о предоставлении чрезвычайных полномочий 1934 г. В соответствии с настоящим Законом было решено учредить единую систему гражданского процесса для всех федеральных судов США. Обязанности по разработке данного свода процессуальных правил были возложены на Верховный суд США с условием, что разработанные Верховным судом США правила будут представлены на утверждение в Конгресс США. Верховный суд США, в свою очередь, делегировал задачи по подготовке законопроекта Кодекса гражданских процессуальных правил США специальному Комитету, сформированному из опытных специалистов в области юриспруденции (ученых, судей, практикующих юристов из различных районов страны).

После 1938 г. множество штатов США по собственной инициативе внесли изменения в действовавшие на их территории гражданские процессуальные кодексы, приведя их в соответствие с ФПГП. Таким образом, в период с 1789 по 1938 г. федеральные гражданско-процессуальные правила штатов и ФПГП были приведены к единообразию.

Schack H. Einfuhrung in das US-amerikanische Zivilprozessrecht. 3, neubearb. Aufl. C.H. Beck, 2003.

По существу, как отмечают специалисты в области американского гражданского процессуального права, ФПГП являются адаптированными процессуальными правилами права справедливости. Их наиболее характерной чертой является определенная либерализация правил досудебного представления доказательств, наделяющих стороны правом обращения к противной стороне с вопросами на стадии досудебного представления объяснений по делу под присягой. Кроме того, стороны наделяются правами по требованию представления определенных доказательств, имеющихся в распоряжении ответчика, в частности любых письменных доказательств (документов, имеющих отношение к делу). Процедуры судопроизводства в федеральных судах позволяют запрашивать документы и использовать для рассмотрения дела любые сведения, относящиеся к делу, без установления ограничений допустимости поступления таких запросов.

Так, например, допустимы показания с чужих слов. Кроме того, другим положительным моментом принятия ФПГП США является существенное упрощение правил искового производства в федеральных судах США. ФПГП устанавливают определенную общую форму составления исковых заявлений, что существенно упрощает процедуру обращения лиц за судебной защитой их прав и нарушенных интересов.

Hazard J.C., Taruffo M. Op. cit. P. 28.

ФПГП регламентируют рассмотрение гражданских судебных дел в окружных федеральных судах (district courts), включая судебные дела в сфере права справедливости и морских дел, за исключением призового производства (prize proceedings) морского права; ФПГП не применяются к призовым процедурам, процедурам банкротства, которые регулируются Федеральными правилами процедуры банкротства, применяются под условием к процедурам принятия в гражданство США, обжалованию предписаний о приводе (арестованного) в суд (habeas corpus), делам по судебным приказам о начале расследования правомерности притязаний на пост или должность (quo warranto), если практика применения данных процедур не предусмотрена статутами США, соответствующими практике рассмотрения гражданского иска.

Данные исключения установлены Правилом 81 ФПГП. ФПГП применяются к арбитражному разбирательству споров железнодорожников в случае, если специальными статутами не установлены другие процессуальные правила. ФПГП применяются к принудительным процедурам получения свидетельских показаний, оформлению документов на основании вызова в суд, направленного должностным лицом или службой США, если иное не установлено статутом или правилами окружного суда. Изменения в ФПГП могут быть внесены статутами, определяющими порядок судебного пересмотра приказов министра сельского хозяйства, министра внутренних дел, пересмотра решений Управления нефтяного контроля; за исключениями, установленными федеральными статутами, вышеназванные процедуры должны осуществляться в соответствии с ФПГП. ФПГП не распространяются на деятельность окружных судов США по исполнению приказов Национального управления трудовых отношений. ФПГП также применяются к процедурам исполнения или пересмотра распоряжений о компенсации на основании Акта Лонгсхормера и Харбора от 4 марта 1927 г. «О компенсациях рабочим», процедурам извещения участников процесса посредством опубликования сообщений в средствах массовой информации и ответа на данное извещение, процедурам отмены свидетельства о гражданстве.

В США арбитражное разбирательство идентично третейскому разбирательству в России.

Согласно Правилу 1 ФПГП призваны обеспечить справедливое, скорое и экономичное рассмотрение судом гражданских дел.

ФПД определяют порядок представления и исследования доказательств в федеральных судах США, судах, рассматривающих дела о банкротстве, магистратами, за исключениями, установленными правилом 1101 ФПД.

Правило 1101 ФПД определяет, что положения данных правил применяются судьями, рассматривающими дела о банкротстве, и магистратами согласно исключениям, устанавливаемым самими ФПД.

Согласно Правилу 102 ФПД основной целью их принятия являлись обеспечение справедливости в отправлении правосудия, исключение неоправданных расходов и волокиты в рассмотрении судебных дел, формирование и совершенствование норм доказательственного права в целях установления истины и правильного рассмотрения гражданских споров.

Например, в штате Аляска гражданское судопроизводство осуществляется на основании Правил гражданского процесса и Правил о доказательствах штата Аляска.

Правила гражданского процесса Аляски определяют (Правило 2), что должна существовать и применяться в судах единая форма гражданского иска, закрепляя таким образом невозможность использования английской системы множества специальных форм исков по гражданским делам.

References

Bobotov S.V., Zhigachev I.Yu. Vvedenie v pravovuyu sistemu SShA [Introduction to the legal system of the United States] (in Russian). M., 1997. P. 153.

Hazard J.C., Taruffo M. American Civil Procedure: An Introduction. Yale University Press, 1995. P. 71.

Sales J.B., Cole K.B., Jr. Punitive Damages: A Relic That Has Outlived Its Origins // Vanderbilt Law Review. 1984. Vol. 37. P. 1117, 1119.

Rustad M., Koenig Th. The Historical Continuity of Punitive Damage Awards: Reforming the Tort Reformers // American University Law Review. 1993. Vol. 42. N 4. P. 1269, 1285.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *