Чукоккала что это такое
Чукоккала
Корней Иванович Чуковский был человеком необычного, удивительного таланта. Неопровержимым доказательством этого является тот факт, что его творчество адресовано людям всех возрастов. В детстве мы познакомились с его удивительными, добрыми, светлыми, оригинальными сказками, которые были для того времени абсолютно новаторскими. Они впервые появились в печати в начале 20-х годов, и сразу вызвали ожесточённые споры, которые потом перешли, к большому сожалению, в самые настоящие нападки на автора. Но, к счастью, сказки, непонятые пролеткультовцами, то время благополучно пережили и сейчас, радуя детей, издаются миллионными тиражами.
Но Корней Иванович – это не только детский писатель. Сам Чуковский говорил о своём творчестве так: «Все другие сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Мух-Цокотух», вообще ничего не писал»1. Но такое мнение, конечно, ошибочно. Особенность многогранного, уникального таланта Корнея Ивановича состоит именно в том, что многие из нас, вырастая, не расстаются с писателем, а просто обращаются к другим сторонам его творческой деятельности. Чуковский – это, во-первых, блистательный литературный критик, доступно и интересно разъяснявший творчество, как русских, так и зарубежных писателей. В числе авторов, чьи работы он разбирал, были такие громкие имена, как Шелли, Уитмен, Чехов и, конечно, его любимый поэт Некрасов (за книгу «Мастерство Некрасова» Чуковский был удостоен Ленинской премии). Во-вторых, это замечательный переводчик, приблизивший к нам прозу Твена, Киплинга, О’Генри и других писателей. Список его творческих профессий можно продолжать и продолжать: публицист, текстолог, исследователь детской психологии и т.д. Но Чуковский не просто писал о других авторах, он умел по-настоящему проникнуться духом чужого творчества, пытаясь постичь саму психологию того или иного писателя. Читая его заметки, статьи или комментарии сразу же замечаешь его горячую любовь к литературному творчеству, а самое главное, искренний, живой интерес к создателям тех или иных произведений.
Чуковский оставил после себя обширное творческое наследие, но в этой статье мне бы хотелось уделить внимание только одному «произведению», прочитав которое, я в большей мере раскрыла для себя личность Корнея Ивановича. Я не случайно заключила слово «произведение» в кавычки. Дело в том, что эта книга стоит особняком по отношению не только к работам самого Чуковского, но, пожалуй, и по отношению ко всей нашей литературе. Действительно, сколько-нибудь похожей книги по жанру не найти: это уникальный памятник русской литературы. И даже имя у книги необычное, оригинальное – «Чукоккала».
Что такое «Чукоккала», в нескольких словах объяснил сам Корней Иванович в предисловии к изданию: «Слово это составлено из начального слога моей фамилии – ЧУК и последних слогов финского слова КУОККАЛА – так назывался посёлок, в котором я тогда жил… Что такое «Чукоккала», сказать нелегко. Иногда это рукописный альманах, откликающийся на злободневные темы, иногда же – просто самый обыкновенный альбом для автографов».2 К этим словам скромного Чуковского можно добавить ещё очень многое. Во-первых, альманах, на страницах которого оставляли автографы такие люди, как А. Блок, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилёв, З. Гиппиус, И. Бунин, Ф. Шаляпин, Н. Римский-Корсаков, И. Репин, А. Конан-Дойль, О. Уайльд, Р. Фрост и др., просто язык не поворачивается назвать «обыкновенным». Во-вторых, эти знаменитые люди по просьбе Корнея Чуковского оставляли на страницах рукописного альманаха не только автографы в привычном понимании этого слова, но и свои стихотворения, дневниковые записи, рисунки, шаржи, ребусы пародии и даже мини-пьесы!
Интересно, что почти все участники «Чукоккалы» на страницах альманаха пробовали себя в новом качестве. Так, прозаик Бунин пишет Чуковскому небольшое стихотворение, поэт Маяковский рисует, а поэт-лирик Блок впервые представляет пародийную комедию (этот занимательный список можно продолжать!).
Ещё большую ценность альманаху придаёт тот факт, что некоторые стихотворения известнейших поэтов и писателей сохранились только здесь и нигде больше не издавались. То же относится и к всевозможным рисункам, выполненным как художниками, так и людьми других профессий. Всё это делает «Чукоккалу» настоящей жемчужиной, уникальным памятником русской культуры.
Первая запись в «Чукоккале» относится к 1914 году, а последняя – к 60-ым годам XX века. Впервые альманах был выпущен в печать в 1979 году (к выходу его готовил сам Корней Иванович), но, к сожалению, тогда печатный альманах получился с большими цензурными правками. Второе издание задумали в 1999 году, но и здесь без ограничений не обошлось: в книгу не вошли некоторые архивные материалы, которые Чуковский считал нужным включить в альманах. В итоге, до 2006 года, когда издательство «Русский путь» выпустило наконец-то полную версию «Чукоккалы», мы не имели счастливой возможности в полной мере познакомиться с этим замечательным наследием Чуковского. Новое издание, к счастью, не получило каких-либо цензурных увечий и было построено именно так, как задумывал сам Корней Иванович.
«Чукоккала», как я уже заметила ранее, по своему духу очень светла и радостна. Поэтому не удивительно, что здесь вы встретите записи о всевозможных курьёзных происшествиях со знаменитыми людьми той поры, узнаете о розыгрышах, шутках, пародиях, в которых они принимали участие. Например, здесь можно прочитать о том, как Алексей Толстой, находясь на борту корабля с группой русских литераторов, направлявшихся в Лондон, чуть не отправил за борт… вставную челюсть Василия Немировича-Данченко! А всё из-за того, что Толстой чистосердечно поверил в рассказанную кем-то шутку о германских минах, расположенных ровно в том месте, где проплывал корабль. Когда же он понял, что его друзья просто решили повеселиться, то выместил свой «праведный гнев» на несчастном, ни в чём не повинном Немировиче-Данченко, который даже не подозревал, в чём тут дело. История завершилась написанием по этому случаю большого стихотворения самим Немировичем-Данченко, который, как отметил Чуковский, был «незлобивым», и «чуть получил свою челюсть обратно, мгновенно успокоился». Таких забавных историй, в которые совершенно случайно попадали всеми нам известные деятели культуры, в «Чукоккале» предостаточно. И где ещё можно прочитать о них?!
«Чукоккала» представляет нам художников, поэтов, певцов, переводчиков, писателей как старых добрых друзей. И, читая альманах страницу за страницей, как будто проникаешься своеобразной камерной атмосферой. Иногда кажется, что ты каким-то волшебным способом сможешь попасть в ту эпоху – настолько всё на страницах «Чукоккалы» кажется реальным, близким и живым. В альбоме множество фактов, своеобразных свидетельств того времени, благодаря которым мы можем окунуться в него. С чрезвычайным интересом читаются, например, такие строки, написанные в «Чукоккале» Корнеем Ивановичем: «О яйцах в те годы давно уже забыли и думать. Вырастало поколение детей, не видавших яйца… В то время в Питере было немало детей, не знавших, что такое булка, молоко, виноград, и, когда я читал им своего «Крокодила»:
все они, как потом оказалось, вообразили, будто речь шла о мороженой картошке, которая в то время считалась соблазнительным лакомством». Далее следует обширная статья, рассказывающая о голодных временах середины XX годов и о трудном положении писателей.
Большую ценность «Чукоккала» представляет для любителей Александра Блока. Кроме обширной статьи Чуковского, в альманахе присутствуют и дневниковые записи, сделанные Блоком собственноручно, и его шутливая комедия, и последнее стихотворение, написанное в 1921-ом году, и предсмертное письмо Чуковскому, которое Корней Иванович назвал «величайшей драгоценностью» «Чукоккалы».
Итак, что же такое «Чукоккала» для современных читателей? Это не только собрание дневниковых записей, рисунков, карикатур, стихотворений. Лично для меня эта книга стала блистательным свидетельством эпохи, наглядным путеводителем по творческой жизни первой половины XX столетия. Это записи, объединённые не только общей неповторимой атмосферой того времени, но и личностью прекрасного, светлого составителя – Корнея Ивановича Чуковского. Ведь именно ему писатели оставляли свои замечательные экспромты!
Закончить статью мне бы хотелось высказыванием Юрия Олёши: «Теперь главное: Самым решительным образом в этой знаменательной книге утверждаю: беллетристика обречена на гибель. Стыдно сочинять. Мы, тридцатилетние интеллигенты, должны писать только о себе. Нужно писать исповеди, а не романы.
Важней всех романов – самым высоким литературным произведением тридцатых годов этого столетия будет «Чукоккала».
Корней Чуковский, «О себе», 1964 г.
Здесь и далее цитаты из «Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского». – М.: Русский путь, 2006.
Как создавалась «Чукоккала»? Несколько слов о литературном альманахе Корнея Чуковского
О Корнее Чуковском (1882−1969) сложился совершенно неправильный стереотип. Большинство воспринимают его исключительно как детского писателя и автора книги «От двух до пяти». При этом только специалисты помнят, что Корней Иванович был выдающимся переводчиком (самоучкой!), журналистом и литературоведом.
Но, пожалуй, одним из любопытнейших творений писателя можно назвать его дневники и рукописный альманах «Чукоккала» — сборник самых ярких автографов многих видных деятелей советской литературы и искусства.
В этом году «Чукоккале» исполняется сто лет. Известна даже точная дата рождения — 20 июля 1914 года. В этот день, в самом начале Первой мировой войны, друг Корнея Чуковского Илья Репин сделал рисунок и подпись к нему: «И. Репин. Чукоккала». Название произошло от слова Куоккала — финского поселка, в котором по соседству проживали писатель и художник, — и первых букв фамилии Корнея Ивановича. С тех пор Чуковский вручал эту тетрадь всем знаменитым и малоизвестным знакомым. За свою пятидесятилетнюю историю она побывала в руках у Александра Блока, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Исаака Бабеля, Сергея Михалкова, Константина Паустовского, Александра Солженицына, многих и многих других.
Как человек, который никогда не писал «просто так», Чуковский систематизировал записи и составил подробное пояснение практически к каждой из них. Увы, первые издания книги хорошенько покромсала советская цензура. Чуковский подвергался гонениям неоднократно. Только в конце 90-х свет увидело полное издание альманаха.
К концу своей рукописной жизни в середине 60-х годов тонкая тетрадка из нескольких наспех сшитых листов превратилась в полноценную книгу объемом больше 600 страниц. Правда, вид у нее к тому времени стал совсем непрезентабельный — несколько раз «Чукоккале» грозила неминуемая гибель. Последний тяжкий урон был нанесен ей в начале Великой Отечественной войны.
Тогда Чуковский жил в писательском поселке Переделкино под Москвой. Литературоведов готовили к эвакуации, и в заботах автор совершенно забыл о своем детище. Только в самый последний момент он достал тетрадку, завернул ее в пленку и закопал под деревом в лесу. Дело близилось к зиме, поэтому глубоко зарыть тетрадку не получилось. Совершенно случайно отъезд отложили, Корней Иванович вернулся в поселок, заглянул в родной дом и зашел попрощаться к сторожу. Каково же было его удивление, когда на лавке он обнаружил свою совершенно истерзанную тетрадь!
Сторож решил, что состоятельный писатель прячет под деревом сокровища. Но когда развернул откопанный сверток и увидел там листы с рисунками и подписями, от злости «он оторвал от „Чукоккалы“ переплет и раскрошил ее всю». Систематизировать те потрепанные листы удалось лишь при подготовке текста в печать. Некоторые фрагменты восстановить так и не получилось. Среди прочего в этой переделке навсегда исчезла самая первая обложка книги.
«У англичан есть прекрасное слово „хобби“. Оно означает любимое занятие человека, не связанное с его основной профессией. Таким хобби была для меня „Чукоккала“. Она всегда оставалась на периферии моих личных и литературных интересов. Столь же периферийной была она и для большинства ее участников», — писал Чуковский. Наверное, поэтому большинство участников альманаха представали в ней в совершенно необычном амплуа. Герои ее страниц вступали друг с другом в идеологические споры, в шутку создавали альтернативные альманахи-подделки, художники рисовали иллюстрации к сказкам Чуковского и портреты участников творческих встреч. Правда, встречаются и трагические моменты: писатель с присущей ему скрупулезностью сохранил записи о смерти Александра Блока — записку, слова соболезнования, воспоминания.
Видные писатели считали за честь, если им предложили написать несколько строк в «Чукоккалу». Андрей Вознесенский в 1966 году с ходу сочинил стих:
Либо Вы — великие,
Либо — ничегоголи…
Все Олимпы — липовы,
Окромя Чукокколы!
Не хочу «Кока-Колу»,
А хочу в Чукокколу.
А вот как подписал свое стихотворение Александр Солженицын: «Дар остроумца не дан мне, и этот листик, увы, не украсит „Чукоккалу“». Удивительная скромность, не правда ли?
Впрочем, пересказать все — дело неблагодарное и ненужное. Книгу нужно пролистать как минимум один раз. И желательно держать ее на книжной полке. Полное издание «Чукоккалы» последний раз увидело свет в 2008 году. Оно получилось прекрасное — в суперобложке и с качественной бумагой. Кроме того, это было наиболее массовое и полное издание за всю историю издания книги. Возможно, его еще можно найти в отдельных интернет-магазинах.
Чукоккала, или о том, как с подачи Репина Корней Иванович Чуковский в Куоккале дом купил
«Чукоккала». Я услышала это странное название еще в детстве, и оно заворожило меня своим звонким звучанием. В 1980-е годы «Чукоккала» Корнея Чуковского была библиографической редкостью.
Репино — поселок в Курортном районе Санкт-Петербурга, известный красивейшей природой, прекрасными песчаными пляжами и музеем-усадьбой Ильи Репина «Пенаты». До 1948 года он носил финское название Куоккала.
Финский залив в Репино
После того, как в 1870 году открылось движение по Финляндской железной дороге, Куоккала превратилась в одно из популярных дачных мест петербуржцев. Благодаря близости к Петербургу, до столицы можно было добраться весьма быстро. Большинство снимали здесь дачи только летом, но некоторые, которых называли «зимогорами», жили в Куоккале и соседней Оллиле (ныне Солнечное) круглый год. Среди дачников было много представителей русской интеллигенции — художников, писателей, поэтов, музыкантов, критиков, ученых и т.п. Скрывались здесь и революционеры.
Куоккала. Николаевская улица у Станционной площади. Фото с сайта pastvu.com
Дачи на побережье снимали Леонид Андреев, Юрий Анненков, Владимир Короленко, Сергей Сергеев-Ценский, Максим Горький, Владимир Маяковский, Лихачевы и многие другие известные лица.
Дача Леонида Андреева в Ваммельсуу (ныне Серово). Автохром Л.Андреева, из фондов музея писателя в городе Орле. Источник фото: pastvu.com
В 1899 году знаменитый художник Илья Ефимович Репин купил в Куоккале участок земли с небольшим домом. Свою усадьбу в честь римских богов-покровителей домашнего очага он назвал «Пенаты». Каждую неделю в «Пенатах» устраивались «репинские среды», на которых собирался весь цвет русской интеллигенции. Куоккала того времени — это «Переделкино Серебряного века».
Усадьба Ильи Репина «Пенаты»
В 1906 году в Куоккале поселился молодой Корней Иванович Чуковский. Незадолго до этого за свой сатирический журнал «Сигнал» он был арестован по обвинению в «Оскорблении Величества», после чего счел за лучшее переехать из столицы в более либеральное Великое княжество Финляндское. Сначала он жил в доме с «несуразной башенкой» неподалеку от железнодорожной станции, одно время арендовал дачу бывшего народовольца П.С.Анненкова.
И.Е.Репин. Портрет поэта Корнея Ивановича Чуковского. 1910 год
В начале осени 1907 года Корней Иванович познакомился с Ильей Репиным и вскоре вошел в круг самых близких друзей художника. Чуковский был завсегдатаем «Репинских сред». Его присутствие обеспечивало вечеру успех. Он нередко нарушал строгие правила, установленные женой Репина Натальей Борисовной Нордман и в наказание был вынужден выступить перед гостями с искрометным экспромтом. Все гости были в восторге!
Куоккала. Илья Репин и Корней Чуковский с сыном Колей в усадьбе «Пенаты». Фото с сайта pastvu.com
В 1913 году Чуковский купил дачу, которую снимал до этого. Она находилась наискосок от «Пенатов», у самого моря. Естественно, тут не обошлось без Репина:
Он (Репин) стал говорить: почему я не куплю дачу, на к-рой живу. Я сказал: я беден, я болен. И.Е. подмигнул как-то мило и простодушно: – Я вам дам 5 или 10 тысяч, а вы мне отдадите. Я ведь кулак, вы знаете, – и всю дорогу он уговаривал меня купить эту дачу на его деньги.
– А если вы купите, – и она вам разонравится, то я… беру ее себе… видите, какой я кулак!
Н.Б. (Наталья Борисовна Нордман, — М.А.) горячо убеждала нас согласиться на эту сделку.
Его щедрость я имел случай испытать на себе. В тринадцатом году — или несколько позже — он купил на мое имя ту дачу, в которой я жил тогда (наискосок от Пенатов), перестроил ее всю, от основания до крыши, причем сам приходил наблюдать, как работают плотники, и сам руководил их работой. Уже по тому изумлению, с которым он встречал меня в позднейшие годы всякий раз, когда я приходил возвращать ему долг (а я выплачивал свой долг по частям), можно было видеть, что, покупая мне дачу, он не ждал возвращения затраченных денег.
Виктор Шкловский, который часто бывал в гостях у Чуковских, так описывал их дом:
Дача выходит в море нешироким и не покрашенным забором. Дальше от моря участок расширяется. Дача стоит на берегу маленькой речки. Она двухэтажная, с некоторыми отзвуками английского коттеджа. У Корнея Ивановича кабинет в верхнем этаже дачи. К нему даже зимой приезжают писатели.
В 1914 году с подачи Ильи Репина Чуковский завел тетрадь для автографов, названную «Чукоккала» (от фамилии Чуковский и названия Куоккала). Её он вел до самой своей смерти. В ней оставили свои автографы, экспромты, шаржи Блок, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Белый, Бунин, Гумилев и многие другие известные люди. Ираклий Андронников образно назвал её «биографией времени». Дом Чуковского в Куоккале получил шуточное название «Чукоккала».
Единственный рисунок, на котором Чукоккала изображена в своем первоначальном переплете. Карикатура Ю.П.Анненкова изображает террасу дачи Чуковского. Среди страниц книги зажат хитро улыбающийся И.Е.Репин. Посередине изображен К.И.Чуковский, который смотрит на Н.Н.Евреинова, жонглирующего рюмкой. В левом нижнем углу — подпорченный временем автопортрет Ю.П.Анненкова
По воскресениям в доме Чуковских собирались гости. В 1915 году здесь столовался Маяковский, приехавший на лето в Куоккалу. Не имея лишних денег, он попеременно обедал у Чуковского, Репина, Евреинова и других. Здесь, в Куоккале, во время своих многочасовых прогулок по пляжу, Маяковский сочинял поэму «Облако в штанах» и декламировал её отрывки в доме Чуковских.
Этот период был чрезвычайно плодотворным в жизни Чуковского: перевод стихотворного сборника «Листья травы» американского поэта Уолта Уитмена, статьи о детской литературе «Спасите детей» и «Бог и дитя», альманах «Жар-птица»…
После Октябрьской революции Куоккала осталась на территории Финляндской республики. Граница с Советской Россией прошла неподалеку — по реке Сестре около Сестрорецка. Стихла бурная дачная жизнь. Чуковский оказался по ту сторону границы — в Петрограде. В 1918 году оставшийся без хозяина дом Чуковского в Куоккале был разграблен.
В 1940 году, когда Куоккала отошла к Советскому Союзу, К.И.Чуковский пытался вернуть права на свой дом, но безуспешно. Позднее в нем разместилось Управление дачного обслуживания Ленисполкома, затем он опустел и был разграблен. Не имеющий охранного статуса дом Чуковского сгорел в 1986 году.
Дача К.И.Чуковского в Куоккале, 1983 год. Фото с сайта terijoki.spb.ru
Дом Репина «Пенаты», сгоревший в годы Великой Отечественной войны, был восстановлен к 1962 году, сейчас в нем функционирует музей художника. А вот дому Чуковского не повезло. По слухам, на его месте то ли уже построили ресторан, то ли все еще собираются.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Чукоккала
Чукоккала
Корней Чуковский | |
Имя при рождении: | |
---|---|
http://www.chukfamily.ru/ | |
© Произведения этого автора — несвободны. |
Корне́й Ива́нович Чуко́вский (имя при рождении — Никола́й Васи́льевич Корнейчуко́в, 19 (31) марта 1882, Санкт-Петербург — 28 октября 1969, Москва) — известный русский поэт, публицист, критик, также переводчик и литературовед, известен в первую очередь детскими сказками в стихах и прозе. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской.
Содержание
Происхождение
Отчество «Васильевич» было дано Николаю по крёстному отцу. С начала литературной деятельности Корнейчуков, долгое время тяготившийся своей незаконнорожденностью (как видно по его дневнику 1920-х годов), использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией. Его дети — Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца — носили (по крайней мере после революции) фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.
Журналистская деятельность до революции
С 1901 года Чуковский начинает писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл журналист Владимир (Зеэв) Жаботинский, позже ставший выдающимся политическим сионистским деятелем. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд. [2] Затем в 1903 Чуковский был отправлен корреспондентом в Лондон, где основательно ознакомился с английской литературой. Вернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен революционными событиями, посетил броненосец «Потёмкин», начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». К счастью Корнея Ивановича, его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания.
В 1906 году Корней Иванович приезжает в финское местечко Куоккала (ныне Репино Ленинградской области), где сводит близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.
В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский становится влиятельным критиком, громит бульварную литературу (статьи о Анастасия Вербицкой, Лидии Чарской, «Нат Пинкертон» и др.), остроумно защищает футуристов — как в статьях, так и в публичных лекциях — от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда ему за это благодарны; вырабатывает собственную узнаваемую манеру (реконструкцию психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).
Несколько отдельных слов заслуживает приведённая здесь уникальная фотография 1914 года. Она имеет свою отдельную историю, насыщенную известными именами и совпадениями.
Юрий Анненков, известный книжный иллюстратор и портретист, человек, словно бы знавший всех и вся в литературно-художественном мире предреволюционного Петрограда – оставил множество живых свидетельств о людях этой эпохи. Вспоминая в 1965 году во время лекции в Оксфордском университете о своей последней встречей с Анной Ахматовой, Юрий Анненков рассказал историю этой фотографии, которую она ему подарила. Снимок был сделан в первые дни войны 1914 года.
— С-Петербург. Столица Российской империи. Лики России. С-Петербург 1993.
Рассказ Анненкова совпадает с фотографией вплоть до мелких деталей. Однако, кое-что осталось и за пределами его рассказа. И прежде всего, неизвестным фотографом оказался «сам» Карл Булла, из мастерской которого эта фотография впоследствии получила распространение.
Из четырёх ярких творческих лиц, представленных на снимке, только двое умерли своей смертью в конце 60-х, начале 70-х годов, дожив до глубокой старости: это Корней Чуковский, единственный, оставшийся в СССР и сам Анненков, уцелевший в эмиграции. Осип Мандельштам и Бенедикт Лившиц были жестоко убиты своими согражданами во времена сталинских репрессий. Осипу Мандельштаму, по более поздним словам академика Шкловского, «этому странному. трудному. трогательному. и гениальному человеку», на фотографии 23 года. Всего год назад в петербургском издательстве «Акмэ» вышел его поэтический сборник «Камень». С момента первой публикации в 1907 году в журнале Тенишевского коммерческого училища пройден огромный путь: занятия французской литературой в Петербургском университете, знакомство с Вячеславом Ивановым и Иннокентием Анненским, новое литературное общение – поэты круга журнала «Аполлон». Чуть старше Мандельштама – вошедший в литературу с группой футуристов поэт и переводчик Бенедикт Лившиц, который на снимке сидит уже наголо обритый и с нарочно сделанным бравым лицом, человек уходящий на фронт. Он ещё не знает, останется ли в живых после Первой Мировой, где будет ранен и получит георгиевский крест. Так же, как и Мандельштам, Бенедикт Лившиц был незаконно репрессирован в 30-е годы и погиб в лагерях в 1939 году.
В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году выходит книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.
После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников — «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.
Литературоведение
С 1917 года Чуковский засел за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями.
Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.
Детские стихи
Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил».
В 1923 выходят его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».
В жизни Чуковского было ещё одно увлечение — изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» в 1933.
«Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме „Мойдодыров“ и „Мух-Цокотух“, вообще ничего не писал.»
Травля Чуковского в 1930-е
Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле, хотя известно, что сам Сталин неоднократно цитировал «Тараканище». Инициатором травли стала Н. К. Крупская, неадекватная критика исходила и от Агнии Барто. В среде партийных критиков редакторов возник даже термин — «чуковщина». Чуковский взял на себя обязательство написать ортодоксально-советское произведение для детей «Весёлая колхозия», но не сделал этого. 1930-е годы ознаменованы двумя личными трагедиями Чуковского: в 1931 году умерла после тяжёлой болезни его дочь Мурочка, а в 1938 году был расстрелян муж его дочери Лидии физик Матвей Бронштейн (о гибели зятя писатель узнал только после двух лет хлопот в инстанциях).
Другие произведения
В 1930-х гг. Чуковский много занимается теорией художественного перевода («Искусство перевода» 1936 года переиздали перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и др., в том числе в форме «пересказов» для детей).
Начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни («Современники» в серии «ЖЗЛ»).
Чуковский и Библия для детей
В 1960-х годах К. Чуковский затеял пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 году. В 2001 году в издательствах «Росмэн» и «Стрекоза» книга стала выходить под названием «Вавилонская башня и другие библейские предания».
Последние годы
В последние годы Чуковский — всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкино, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых летчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского. Умер Корней Иванович 28 октября 1969 г. от вирусного гепатита. На даче в Переделкино, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
Награды
Чуковский был награждён орденом Ленина (1957), тремя орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями. В 1962 г. ему была присвоена в СССР Ленинская премия, а в Великобритании удостоен степени Доктора литературы Honoris causa Оксфордского университета.